Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структуры нервной системы человека
Нервную систему человека составляют: вегетативная, периферическая и центральная нервная система. 1.3.1. Вегетативная нервная система. Симпатическая и парасимпатическая вегетативная нервная система. Ганглиозный тип строения. Иннервация внутренних органов. Функция: трофическая и нейрогуморальная. Связь вегетативной и центральной нервной системы. 1.3.2. Периферическая нервная система. Нервы, отходящие от спинного мозга и ядер черепно-мозговых нервов. Чувствительные и двигательные нервы. Чувствительность поверхностная и глубокая. Двигательный нерв (мотонейрон) — связь нервной системы со скелетной мускулатурой. 12 пар черепно-мозговых нервов: обонятельный, зрительный, глазодвигательный, блоковый, тройничный, отводящий, лицевой, слуховой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный, подъязычный. Значение периферических нервов. Нервные сплетения. 1.3.3. Центральная нервная система. Спинной мозг. Расположение спинного мозга. Мозговые оболочки. Сегментарное строение спинного мозга: шейные, грудные, поясничные, крестцовые, копчиковые позвонки. Строение сегмента. Белое и серое вещество, отходящие-периферические нервы. Серое вещество, его расположение, форма. Передние, боковые и задние рога, их значение. Вставочный нейрон. Рефлекторная дуга. Проводящие пути. Спи-нальный автоматизм. Головной мозг. Расположение головного мозга. Структура головного мозга: задний, средний, промежуточный и конечный мозг. Задний мозг включает в себя ствол (продолговатый мозг и варо-лиев мост), мозжечок, четвертый желудочек (ромбовидная ямка), ядра черепно-мозговых нервов с 5 по 12, ретикулярная формация. Строение каждого из отделов, их значение. Строение и функция мозжечка. Связи мозжечка с другими структурами мозга. Средний мозг включает в себя четверохолмие, ножки мозга, сильвиев водопровод, центральное серое вещество, ядра черепно-мозговых нервов 3 и 4, располагающиеся в ножках мозга черная субстанция и красные ядра. Четверохолмный рефлекс. Красные ядра и экстрапирамидный путь. Связи красных ядер с мозжечком, четверохолмием и подкоркой. Промежуточный мозг включает зрительные бугры, подбугро-вую область, коленчатые тела, третий желудочек. Строение и значение каждого из них. Подбугровая область и эндокринная система.
Конечный мозг включает в себя подкорковые образования (пал-лидум и стриатум), кору головного мозга, проводящие пути, боковые желудочки. Строение и значение подкорковых образований. Внутренняя капсула. Чувствительные и двигательные проводящие пути, особенность расположения. Лимбическая система мозга. Взаимоотношение коры и подкорки. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 1. Зарисовать структуры нервной системы, подписать их, объяснить значение каждой из них. 2. Соотнести все структуры мозга на муляже и натуральных препаратах. 3. Рассмотреть простую и сложную безусловную рефлекторную дугу. 4. Разобрать структуру подкорки и внутренней капсулы, проводящих путей. 5. Дать характеристику 12 пар черепно-мозговых нервов, показать локализацию ядер в структурах мозга. Обратить внимание на пути зрительных и слуховых нервов. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Строение и значение вегетативной нервной системы. 2. Строение спинного мозга и периферических нервов. Понятие о сегментах спинного мозга, межпозвонковых ганглиях. 3. Строение и расположение отделов головного мозга. 4. Строение и значение ствола мозга. 5. Значение ретикулярной формации. 6. Строение и значение мозжечка, его связи с головным мозгом. 7. Значение четверохолмия и его связи с красными ядрами. 8. Значение черной субстанции и красных ядер. 9. Зрительный бугор и подбугровая область (гипоталамус), их строение и значение. Связи гипоталамуса с эндокринной системой. Регуляция обменных процессов. 10. Строение и значение стриопаллидарной системы. 1.4. Цитоархитектоника коры головного мозга Полушария головного мозга. Особенности строения: борозды и извилины. Доли мозга: лобная, теменная, затылочная и височная, их значение. Лимбическая область. Островок Рейли. Выделение первичных, вторичных и третичных полей коры головного мозга. Проекционные, ассоциативные и комиссуральные волокна. Расположение проекции человека в передней и задней центральных извилинах. Выделение полей в долях мозга. Значение полей 4, 6, 44, 45, 10 в лобной области; 1; 3, 40, 39 в теменной области; 17, 18, 19 в затылочной области и 41, 42, 21, 22, 37 в височной области. Значение биологического и социального в развитии коры головного мозга.
Проводящие пути коры головного мозга: афферентные и эфферентные; значение каждого из них. Пирамидный путь (корково-ство-ловый и корково-спинальный) — путь произвольных движений. Три блока в структуре нервной системы: энергетический, гностический, программирования и мотивации деятельности. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 1. Цитоархитектоника коры головного мозга. Выделение долей и полей. 2. Сделать рисунки коры головного мозга, доминантного полушария и обозначить на них поля. 3. Зарисовать и объяснить расположение проекции человека в передней и задней центральных извилинах. 4. Обозначить на рисунке основные поля в коре головного мозга, связанные с развитием зрения, слуха, речи, моторики, интеллекта. 5. Нарисовать и объяснить структуру пирамидного пути. 6. Объяснить значение трех блоков в структуре головного мозга. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Объяснить значение первичных, вторичных и третичных полей в горе головного мозга. 2. Рассказать о работе А.Р. Лурии "Высшие корковые функции человека" и ее значении для понимания назначения полей коры головного мозга. 3. Значение анатомических и клинико-психологических методов исследований для выделения полей в коре головного мозга. 4. Значение трех блоков в структуре головного мозга по работам А. Р. Лурии. РАЗДЕЛ 2. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ 2.1. Основные физиологические процессы в центральной нервной системе 2.1.1. Учение Декарта о "рефлексе". Понятие термина "рефлекс". Работа И.М. Сеченова "0 рефлексах головного мозга. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы". Работы И.П. Павлова об условных и безусловных рефлексах. Основные процессы в коре головного мозга: возбуждение, торможение, иррадиация, концентрация и взаимная индукция. Характеристика нервных процессов: сила, подвижность и уравновешенность. Значение типов высшей нервной деятельности. Работы Н.И. Красногорского по изучению типов нервной деятельности в детском возрасте и значение их для психологии и психоневрологии. Учение А.А. Ухтомского о доминанте. Значение "доминанты" для педагогики. 2.1.2. Рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо. Механизм и звенья условного рефлекса. Понятие о первой и второй сигнальных системах, значение их для формирования речи и высшей психической деятельности. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Понятие "рефлекс" и уровни рефлекторной деятельности. 2. Значение условных и безусловных рефлексов. 3. Работы И.М. Сеченова и И.П. Павлова по изучению рефлекторной деятельности. 4. Значение работ А.А. Ухтомского о доминанте. 5. Типы высшей нервной деятельности по работам И.П. Павлова и сопоставление их с понятием темперамента по Гиппократу. 2.2.Теория функциональных систем Кора головного мозга как синтез анализаторов. Связь коры с рецепторами и эффекторами. Возрастной аспект формирования функциональных систем, связанных с определенным уровнем включения нервной системы: спинного мозга, ствола, мозжечка, четверохолмия, подкорки и коры головного мозга. Учение П.К. Анохина о функциональных системах, их значение для понимания системогенеза.
Анализатор — специализированная физиологическая система, обеспечивающая прием и переработку информации. Корковый анализатор — кольцевая структура. Симметричность представительств анализаторов и функциональная асимметрия мозга. Доминантное и субдоминантное полушария. Моторная асимметрия. Сенсорная асимметрия. Психическая асимметрия. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Возрастной аспект включения различных уровней нервной системы, их значение для развития речи, моторики, интеллекта. 2. Функциональная асимметрия мозга. 3. Доминантность левого полушария. 2.3.Высшие корковые функции Формирование функциональных систем коркового уровня. Физиологическое значение полей коры головного мозга. Первичные, или проекционные, поля; характеристика — высокая избирательность при приеме информации. Вторичные, или проекци-онно-ассоциативные поля; характеристика — установление контакта с другими отделами коры или создание внутри себя слож- ных комплексов, в которых фиксируется прежний опыт, формируются блоки памяти. Третичные поля коры, наиболее выраженные у человека, обеспечивают межанализаторный анализ и синтез информации, осуществляя комплексную память, организацию работы мозга в целом. Связь третичных зон с формированием гнозиса, праксиса, речи, письма, счета, зрительно-пространственной ориентировки. Память механическая и смысловая. Смысловая память как основа письма и мышления. Произвольный двигательный акт как целенаправленное действие. Связь информации и действия. Действие как смена двигательных актов ("кинезис"). Контроль выполнения двигательного акта — кинестетика. Значение глубокой чувствительности (пропргорецепция) для выполнения двигательного акта. Лобно-лимбико-ретикулярный комплекс и его значение для поддержания мозговой активности. Физиологическая основа сознания, бодрствования, сна. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Формирование функциональных систем. Значение внешней среды. 2. Рассмотрение механизма построения двигательных актов по работе Н.А. Бернштейна. 3. Работы П.К. Анохина и его школы для понимания становления функциональной системы. 4. Значение работ И,П. Павлова для понимания механизма формирования высших корковых функций. 5. Знакомство с работой А.Р. Лурии "Высшие корковые функций". РАЗДЕЛ 3. КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ 3.1. Особенности развития ребенка Понятие некритический период". Значение возрастных кризов. Связь возрастных кризов с включением определенных уровней нервной системы, с развитием моторики; связи нервной и эндокринной систем. Понятие "готовности" мозга к восприятию раздражений внешней среды, выполнению определенной деятельности. Значение критических периодов развития для понимания сроков развития слуха, зрения, речи, мышления. Эволюционно-динамический подход к изучению нормы и патологии функционирования нервной системы. Мозг как саморазвивающаяся система. Системные закономерности развивающегося мозга как этап эволюционного развития.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.014 с.) |