Структуры нервной системы человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структуры нервной системы человека



Нервную систему человека составляют: вегетативная, пери­ферическая и центральная нервная система.

1.3.1. Вегетативная нервная система. Симпатическая и пара­симпатическая вегетативная нервная система. Ганглиозный тип строения. Иннервация внутренних органов. Функция: трофичес­кая и нейрогуморальная. Связь вегетативной и центральной нерв­ной системы.

1.3.2. Периферическая нервная система. Нервы, отходящие от спинного мозга и ядер черепно-мозговых нервов. Чувствительные и двигательные нервы. Чувствительность поверхностная и глубо­кая. Двигательный нерв (мотонейрон) — связь нервной системы со скелетной мускулатурой. 12 пар черепно-мозговых нервов: обоня­тельный, зрительный, глазодвигательный, блоковый, тройнич­ный, отводящий, лицевой, слуховой, языкоглоточный, блуждаю­щий, добавочный, подъязычный. Значение периферических нер­вов. Нервные сплетения.

1.3.3. Центральная нервная система. Спинной мозг. Располо­жение спинного мозга. Мозговые оболочки. Сегментарное строе­ние спинного мозга: шейные, грудные, поясничные, крестцовые, копчиковые позвонки. Строение сегмента. Белое и серое вещество, отходящие-периферические нервы. Серое вещество, его располо­жение, форма. Передние, боковые и задние рога, их значение. Вставочный нейрон. Рефлекторная дуга. Проводящие пути. Спи-нальный автоматизм.

Головной мозг. Расположение головного мозга. Структура голо­вного мозга: задний, средний, промежуточный и конечный мозг.

Задний мозг включает в себя ствол (продолговатый мозг и варо-лиев мост), мозжечок, четвертый желудочек (ромбовидная ямка), ядра черепно-мозговых нервов с 5 по 12, ретикулярная формация. Строение каждого из отделов, их значение. Строение и функция мозжечка. Связи мозжечка с другими структурами мозга.

Средний мозг включает в себя четверохолмие, ножки мозга, сильвиев водопровод, центральное серое вещество, ядра черепно-мозговых нервов 3 и 4, располагающиеся в ножках мозга черная субстанция и красные ядра. Четверохолмный рефлекс. Красные ядра и экстрапирамидный путь. Связи красных ядер с мозжечком, четверохолмием и подкоркой.

Промежуточный мозг включает зрительные бугры, подбугро-вую область, коленчатые тела, третий желудочек. Строение и значение каждого из них. Подбугровая область и эндокринная система.

Конечный мозг включает в себя подкорковые образования (пал-лидум и стриатум), кору головного мозга, проводящие пути, боко­вые желудочки. Строение и значение подкорковых образований. Внутренняя капсула. Чувствительные и двигательные проводя­щие пути, особенность расположения. Лимбическая система моз­га. Взаимоотношение коры и подкорки.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Зарисовать структуры нервной системы, подписать их, объ­яснить значение каждой из них.

2. Соотнести все структуры мозга на муляже и натуральных препаратах.

3. Рассмотреть простую и сложную безусловную рефлектор­ную дугу.

4. Разобрать структуру подкорки и внутренней капсулы, про­водящих путей.

5. Дать характеристику 12 пар черепно-мозговых нервов, по­казать локализацию ядер в структурах мозга. Обратить внимание на пути зрительных и слуховых нервов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Строение и значение вегетативной нервной системы.

2. Строение спинного мозга и периферических нервов. Поня­тие о сегментах спинного мозга, межпозвонковых ганглиях.

3. Строение и расположение отделов головного мозга.

4. Строение и значение ствола мозга.

5. Значение ретикулярной формации.

6. Строение и значение мозжечка, его связи с головным мозгом.

7. Значение четверохолмия и его связи с красными ядрами.

8. Значение черной субстанции и красных ядер.

9. Зрительный бугор и подбугровая область (гипоталамус), их строение и значение. Связи гипоталамуса с эндокринной систе­мой. Регуляция обменных процессов.

10. Строение и значение стриопаллидарной системы.

1.4. Цитоархитектоника коры головного мозга

Полушария головного мозга. Особенности строения: борозды и извилины. Доли мозга: лобная, теменная, затылочная и височная, их значение. Лимбическая область. Островок Рейли.

Выделение первичных, вторичных и третичных полей коры го­ловного мозга. Проекционные, ассоциативные и комиссуральные волокна. Расположение проекции человека в передней и задней центральных извилинах. Выделение полей в долях мозга. Значе­ние полей 4, 6, 44, 45, 10 в лобной области; 1; 3, 40, 39 в теменной области; 17, 18, 19 в затылочной области и 41, 42, 21, 22, 37 в ви­сочной области. Значение биологического и социального в разви­тии коры головного мозга.

Проводящие пути коры головного мозга: афферентные и эффе­рентные; значение каждого из них. Пирамидный путь (корково-ство-ловый и корково-спинальный) — путь произвольных движений.

Три блока в структуре нервной системы: энергетический, гно­стический, программирования и мотивации деятельности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Цитоархитектоника коры головного мозга. Выделение до­лей и полей.

2. Сделать рисунки коры головного мозга, доминантного полу­шария и обозначить на них поля.

3. Зарисовать и объяснить расположение проекции человека в передней и задней центральных извилинах.

4. Обозначить на рисунке основные поля в коре головного моз­га, связанные с развитием зрения, слуха, речи, моторики, интел­лекта.

5. Нарисовать и объяснить структуру пирамидного пути.

6. Объяснить значение трех блоков в структуре головного мозга.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Объяснить значение первичных, вторичных и третичных по­лей в горе головного мозга.

2. Рассказать о работе А.Р. Лурии "Высшие корковые функции человека" и ее значении для понимания назначения полей коры головного мозга.

3. Значение анатомических и клинико-психологических мето­дов исследований для выделения полей в коре головного мозга.

4. Значение трех блоков в структуре головного мозга по рабо­там А. Р. Лурии.

РАЗДЕЛ 2. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ

2.1. Основные физиологические процессы в центральной нервной системе

2.1.1. Учение Декарта о "рефлексе". Понятие термина "ре­флекс". Работа И.М. Сеченова "0 рефлексах головного мозга. Ре­флекторный принцип деятельности нервной системы". Работы И.П. Павлова об условных и безусловных рефлексах. Основные процессы в коре головного мозга: возбуждение, торможение, ирра­диация, концентрация и взаимная индукция. Характеристика нервных процессов: сила, подвижность и уравновешенность. Зна­чение типов высшей нервной деятельности. Работы Н.И. Красно­горского по изучению типов нервной деятельности в детском возра­сте и значение их для психологии и психоневрологии. Учение А.А. Ухтомского о доминанте. Значение "доминанты" для педагогики.

2.1.2. Рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо. Механизм и звенья условного рефлекса. Понятие о первой и второй сигналь­ных системах, значение их для формирования речи и высшей пси­хической деятельности.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Понятие "рефлекс" и уровни рефлекторной деятельности.

2. Значение условных и безусловных рефлексов.

3. Работы И.М. Сеченова и И.П. Павлова по изучению рефлек­торной деятельности.

4. Значение работ А.А. Ухтомского о доминанте.

5. Типы высшей нервной деятельности по работам И.П. Павло­ва и сопоставление их с понятием темперамента по Гиппократу.

2.2.Теория функциональных систем

Кора головного мозга как синтез анализаторов. Связь коры с рецепторами и эффекторами. Возрастной аспект формирования функциональных систем, связанных с определенным уровнем включения нервной системы: спинного мозга, ствола, мозжечка, четверохолмия, подкорки и коры головного мозга.

Учение П.К. Анохина о функциональных системах, их значе­ние для понимания системогенеза.

Анализатор — специализированная физиологическая система, обеспечивающая прием и переработку информации. Корковый анализатор — кольцевая структура. Симметричность представи­тельств анализаторов и функциональная асимметрия мозга. До­минантное и субдоминантное полушария. Моторная асимметрия. Сенсорная асимметрия. Психическая асимметрия.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Возрастной аспект включения различных уровней нервной системы, их значение для развития речи, моторики, интеллекта.

2. Функциональная асимметрия мозга.

3. Доминантность левого полушария.

2.3.Высшие корковые функции

Формирование функциональных систем коркового уровня. Физиологическое значение полей коры головного мозга. Первич­ные, или проекционные, поля; характеристика — высокая изби­рательность при приеме информации. Вторичные, или проекци-онно-ассоциативные поля; характеристика — установление кон­такта с другими отделами коры или создание внутри себя слож-

ных комплексов, в которых фиксируется прежний опыт, форми­руются блоки памяти. Третичные поля коры, наиболее выражен­ные у человека, обеспечивают межанализаторный анализ и син­тез информации, осуществляя комплексную память, организа­цию работы мозга в целом. Связь третичных зон с формированием гнозиса, праксиса, речи, письма, счета, зрительно-пространст­венной ориентировки. Память механическая и смысловая. Смыс­ловая память как основа письма и мышления.

Произвольный двигательный акт как целенаправленное дейст­вие. Связь информации и действия. Действие как смена двига­тельных актов ("кинезис"). Контроль выполнения двигательного акта — кинестетика. Значение глубокой чувствительности (пропргорецепция) для выполнения двигательного акта.

Лобно-лимбико-ретикулярный комплекс и его значение для поддержания мозговой активности. Физиологическая основа со­знания, бодрствования, сна.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Формирование функциональных систем. Значение внешней среды.

2. Рассмотрение механизма построения двигательных актов по работе Н.А. Бернштейна.

3. Работы П.К. Анохина и его школы для понимания становле­ния функциональной системы.

4. Значение работ И,П. Павлова для понимания механизма формирования высших корковых функций.

5. Знакомство с работой А.Р. Лурии "Высшие корковые функций".

РАЗДЕЛ 3. КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ 3.1. Особенности развития ребенка

Понятие некритический период". Значение возрастных кри­зов. Связь возрастных кризов с включением определенных уров­ней нервной системы, с развитием моторики; связи нервной и эн­докринной систем. Понятие "готовности" мозга к восприятию раздражений внешней среды, выполнению определенной дея­тельности.

Значение критических периодов развития для понимания сро­ков развития слуха, зрения, речи, мышления. Эволюционно-ди­намический подход к изучению нормы и патологии функциони­рования нервной системы. Мозг как саморазвивающаяся система. Системные закономерности развивающегося мозга как этап эво­люционного развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.014 с.)