Этапы психомоторного и речевого развития ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы психомоторного и речевого развития ребенка



3.2.1. Период внутриутробного развития. Первые недели внут­риутробного развития — закладка органов и тканей, в том числе и нервной системы. Первая половина беременности — ведущее формирование спинного мозга. Начало шевеления плода. Вторая половина беременности — ведущее формирование головного моз­га. Готовность ствола мозга к моменту рождения. Первичные ком­плексные двигательные акты (сосание, глотание, чихание, дыха­ние, сердцебиение). Значение раздражений внешней среды для развития функциональных систем мозга.

3.2.2. Первые три месяца постнатального развития. Сенсорные реакции: первоначальные слуховые и зрительные реакции. Двига­тельные реакции уменьшение флексорнои гипертонии и увеличение объема движений. Формирование хватательного движения и зри­тельно-моторной координации. Речевые реакции: начало гуления. Психика: появление положительных эмоциональных реакций.

3.2.3. От 3 до 6 месяцев. Сенсорные реакции: развитие зритель­ных и слуховых ориентировок, фиксация взора на движущихся предметах. Двигательные функции: нормализация мышечного тонуса и развитие активных движений руками, переворачивание со спины на живот, начало ползания, совершенствование реакции захватывания, закрепление зрительно-моторной координации.

Речевые реакции: гуление становится более активным, про­тяжным, эмоциональным.

Психика: развитие комплекса оживления, дифференцирован­ный характер эмоциональных реакций, начало манипуляций иг­рушками.

3.2.4. От 6 до 9 месяцев. Сенсорные реакции: устойчивый диф­ференцированный характер восприятия зрительных и слуховых дифференцировок (узнает лица и голоса знакомых).

Двигательные функции: формирование реакции равновесия, активизация ползания, сидения и стояния. Улучшение зритель­но-моторной координации.

Речевые реакции: эмоциональная окраска, дифференцирован-ность, активизация лепета; жесты становятся средством общения.

Психика: улучшение контакта с окружающими, активизация манипуляций с предметами.

3.2.5. От 9 до 12 месяцев. Сенсорные реакции: дифференциа­ция лиц, предметов, игрушек, пищи по внешнему виду и запаху.

Двигательные функции: совершенствование ползания на чет­вереньках, хождение с поддержкой, улучшение зрительно моторных функций (попытка достать игрушку).

Речевые реакции: активный лепет и появление первых слов.

Психика: понимание обращенной речи, активизация речевого общения, манипулятивной деятельности (игра со звучащими иг­рушками).

3.2.6. Второй год жизни. Сенсорные реакции: совершенствова­ние восприятия формы и пространства.

Двигательные функции: развитие равновесия, устойчивый ха­рактер походки, начало хождения по лестнице.

Речевое развитие: расширение пассивного и активного словаря (к концу второго года в активе до 200 слов).

Психика: активизация манипуляций с игрушками, проявле­ние интереса к детям, начало представления о схеме тела.

3.2.7. Третий год жизни. Сенсорные реакции: совершенствова­ние реакций при стоянии и ходьбе, манипулирование предметами (карандашом, кистью), игрушками (кубиком, мячом) и другими предметами.

Речевое развитие: формирование фразовой речи, увеличение словаря до 1000 слов, активное общение с окружающими.

Психика: период активных форм общения на наглядно-кон­кретном уровне, установление причинно-следственных связей. Развитие самосознания. Дифференцированный характер эмоцио­нальных реакций.

3.2.8. Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет). Двигательные функции: совершенствование двигательных функций в области мелкой моторики, координации движений. Возможность вы­полнения ритмических движений (прыгание на одной или двух ногах).

Речевая функция: дальнейшее развитие и усложнение фразо­вой речи, увеличение активного словаря, формирование моноло­гической речи. Значение социальной среды для развития речи. Речь и общение ребенка. Речь и регуляция поведения.

Психика: речь и мышление. Особенности внимания и памяти, произвольное и непроизвольное внимание. Ведущая деятель­ность — игровая. Формирование причинно-следственных связей. Систематизация и обобщение предметов, способов их употребле­ния. Готовность детей к школе: запас общих понятий, уровень речевого развития, интерес к обучению, состояние внимания и памяти, отвлечения и обобщения, знания грамоты и счетных операций.

3.2.9. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет). Двигатель­ные фикции: совершенствование координации движений, начало занятий различными видами спорта.

Речевая функция: развитие устной и письменной речи, расши­рение словарного запаса, совершенствование фразовой речи. Речь и интеллектуальное развитие школьников.

Психика: развитие зрительного и слухового внимания, па­мяти, мышления. Формирование системы понятий, интереса к школьным и внешнекольным предметам, серьезным играм в неучебное время. Личностные особенности младших школь­ников.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Составить таблицу развития ребенка на первом, втором, тре­тьем году жизни.

2. Составить таблицу параметров готовности ребенка к школе.

3. Рассмотреть основные разделы истории болезни, их значе­ние для выявления отклонений в развитии.

4. Рассмотреть методы обследования детей с отклонениями в развитии (схема составления истории болезни и методы обследо­вания детей даются в приложении).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Раскрыть связь уровней нервной системы с этапами психо­моторного развития ребенка.

2. Особенности развития сенсорных реакций ребенка первого года жизни.

3. Особенности развития моторных функций у детей первого года жизни. Сопоставление моторных функций с уровнями вклю­чения нервной системы.

4. Психомоторное и речевое развитие детей второго года жизни.

5. Особенности психомоторного и речевого развития ребенка третьего года жизни.

6. Особенности психомоторного развития дошкольников и де­тей младшего школьного возраста.

7. Объяснить критические периоды развития ребенка и их зна­чение для психомоторного и речевого развития.

8. Значение экзогенных факторов для психомоторного разви­тия ребенка.

РАЗДЕЛ 4. НЕВРОПАТОЛОГИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.55.154 (0.022 с.)