Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правила формулирования целей (по Дж. Моррисею)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Хорошая формулировка целей отвечает следующим признакам: 1. Она начинается с глагола в неопределенной форме, характеризующего выполняемые действия; 2. Конкретизирует требуемый конечный результат; 3. Конкретизирует заданный срок достижения цели; 4. Конкретизирует максимальную величину допустимых затрат; 5. Дает количественную характеристику требуемого результата работ, необходимую для подтверждения факта достижения цели; 6. Оговаривает только «когда» и «что» должно быть сделано, не вдаваясь в детали – «почему» и «как» это должно быть сделано; 7. Непосредственно отвечает целевому назначению и функциональным обязанностям данного руководителя; 8. Понятна всем, кто будет работать для ее достижения; 9. Реальна и достижима, но не легка; 10. Обеспечивает большую отдачу от затрат времени и ресурсов по сравнению с другими возможными целями; 11. Реализуема в пределах наличного или гарантированного объема ресурсов; 12. Исключает или минимизирует возможность двойной ответственности за результаты совместной работы; 13. Соответствует основным принципам и методам работы подразделения и организации в целом; 14. Совпадает с интересами исполнителей и не вызывает серьезных конфликтов в организации; 15. Зафиксирована письменно, копии хранятся для справок у начальника и подчиненных; 16. Согласована руководителем в личной беседе с подчиненными. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ ЦЕЛЕЙ 1. Правильно ли составлена структура формулировки цели (начинается ли она с глагола неопределенной формы повелительного наклонения, определен ли конечный результат, оговорены ли сроки его достижения и допустимый объем затрат)? 2. Можно ли измерить и подтвердить факт достижения цели? 3. Отвечает ли она целевому назначению и функциональным обязанностям самого руководителя? 4. Понятна ли она всем, кто будет работать для ее достижения? 5. Насколько она реальна, достижима и сложна для руководителя и всей организации? 6. Оправдают ли достигнутые результаты затраты времени и ресурсов на их достижение? 7. Соответствует ли цель основным принципам и методам работы организации в целом? 8. Четко ли определена личная ответственность субъектов управления за достижение конечного результата?
Приложение 3 Критерии, показатели и методы изучения, анализа и оценки результатов реализации образовательной программы ДОУ Для изучения эффективности функционирования образовательной программы ДОУ возможно использовать следующую совокупность критериев, показателей и методов изучения. При изучении развивающего влияния образовательной программы на личность ребенка дошкольного возраста исследуются дети подготовительной группы (6, 7 лет), то есть выпускники. Приложение 4 Основные этапы подготовки образовательной программы дошкольного образовательного учреждения I этап – подготовительный, включает в себя проработку основных нормативных документов, основополагающих для разработки образовательной программы и общей концепции развития дошкольного образовательного учреждения. Цель: изучить литературу и официальные нормативные документы, необходимые для разработки программы, и подготовить педагогический коллектив к пониманию необходимости создания образовательной программы своего образовательного учреждения. II этап – разработка проекта образовательной программы, ее экспертная оценка. Цель: разработать проект образовательной программы и критерии оценки ее реализации; представить его для обсуждения на педагогическом коллективе. III этап – внедренческий, в ходе его осуществляется внедрение проектов в практику, их апробация, внесение корректив, экспертиза результатов внедрения. Цель: реализация образовательной программы. Ожидаемый результат: повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, выбор оптимального варианта модели образовательной программы. Приложение 5 Алгоритм организации деятельности дошкольных образовательных учреждений по разработке, реализации и совершенствованию образовательных программ 1. Создание рабочей группы по разработке образовательной программы – приказ по ДОУ. 2. План деятельности рабочей группы, утвержденный руководителем ДОУ. 3. Внешняя экспертиза образовательной программы (1-2 экспертных заключения). 4. Протокол педагогического совета, на котором утверждена образовательная программа. 5. Приказ по ДОУ о реализации образовательной программы с указанием ответственных за те или иные направления.
6. План ДОУ по реализации образовательной программы. Изменения и дополнения в образовательную программу 1. Аналитическая справка (обоснование) о необходимости изменений и дополнений. 2. Протокол педагогического совета о принятии изменений и дополнений в образовательную программу. 3. Приказ по ДОУ о реализации принятых изменений и дополнений. Данные виды деятельности можно оформить, к примеру, в форме следующей таблицы: Примечание: Все обозначенные документы составляют необходимую часть приложений к образовательной программе, так как показывают механизм ее разработки в конкретном образовательном учреждении. Приложение 6 Рекомендации по экспертизе образовательной программы дошкольного образовательного учреждения Экспертиза – это оценочное состояние, выявляющее образовательную значимость и реализационный потенциал образовательной программы. Это исследование специалистом (экспертом) каких-либо процессов и явлений, не поддающихся непосредственному измерению, требующее специальных познаний в какой-либо сфере. Необходимость в экспертизе обычно возникает в неясной (с точки зрения существующих знаний и представлений) ситуации. Неясность в ситуации в образовательной программе ДОУ определяется двумя основными причинами: наличием разных, несводимых точек зрения на данное явление и отсутствием необходимых данных и систематизированных знаний по данной проблеме. Объектом экспертизы выступает как сама образовательная программа (ее содержание), так и процесс ее создания, запуска и действия (если они уже имеются) по ее реализации. Цель экспертизы – понять, выделить и соотнести реальные характеристики воспитательно-образовательного процесса и его результатов с содержанием разделов образовательной программы данного дошкольного образовательного учреждения. Результатом экспертизы является экспертная оценка. Это мотивированное мнение, суждение специалиста (эксперта) как о процессе подготовки, разработки и реализации образовательной программы конкретного ДОУ, так и о содержании данной образовательной программы. Требования к образовательной программе дошкольного образовательного учреждения Содержательный модуль 2. Моделирование Программы, формируемой участниками образовательного процесса. Мониторинг достижения планируемых результатов освоения Программы. Тема 5. Структура и содержание части Программы, формируемой участниками образовательного процесса. Структура и содержание части Программы, формируемой участниками образовательного процесса: наличие приоритетных направлений деятельности (по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей); специфика национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Основные программы образования, реализуемые в ОУ.
Тема 6. Основные этапы подготовки образовательной программы образовательного учреждения. Подготовительный этап (проработка основных нормативных документов, основополагающих для разработки образовательной программы и общей концепции развития образовательного учреждения). Этап разработки проекта образовательной программы, ее экспертная оценка. Этап внедрения проектов в практику, их апробация, внесение корректив, экспертиза результатов внедрения. Алгоритм организации деятельности образовательных учреждений по разработке, реализации и совершенствованию образовательных программ.
Общий алгоритм построения рабочей программы. Первый этап – создание плана курса на весь период его изучения формулирование целей, Определение задач, прогнозирование результатов, распределение содержания учебного материала по годам обучения, определение методик или технологий обучения, разработка содержания и формы проведения итогового и рубежного контроля, определение его периодичности. Второй этап: составление годичного плана обучения. Третий этап: календарно-тематическое планирование. Требования к техническому оформлению программы.
Тема 7. Система мониторинга достижения планируемых результатов освоения Программы. Цель мониторинга. Задачи мониторинга. Функции мониторинга: диагностическая, аналитическая, прогностическая, коррекционно-образовательная, проективная. Этапы педагогического мониторинга: Основные этапы педагогического мониторинга: организационно – подготовительный, диагностический, аналитико-прогностический, коррекционно-образовательный и результативно-аналитический. Комплексная оценка сформированности интегративных качеств личности как результат психолого-педагогического мониторинга.
Тема 8. Основные объекты психолого-педагогического мониторинга. Промежуточные результаты. Требования к результатам: соответствие возрастным особенностям детей; возможность достижения их нормально развивающимися детьми в ходе освоения Программы; проверяемость (достоверность подтверждения их достижения). Основные объекты психолого-педагогического мониторинга: интегративные качества личностного развития ребенка, выделенные согласно возрасту и содержанию реализуемой ООП: личностные качества, физические качества, интеллектуальные качества.
Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения определяет организацию воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) в ДОУ. Она должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое - во взаимосвязи. Образовательная программа должна реализовываться не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.
Программа должна показать: - как, с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников, в дошкольном образовательном учреждении любого вида создается собственная модель организации воспитания, обучения и развития дошкольников; - какие педагогические технологии применяются в работе с детьми; - как учитываются индивидуальные особенности, интересы и возможности воспитанников. Поэтому Образовательная программа должна быть сугубо индивидуальной для каждого конкретного дошкольного образовательного учреждения, учитывать потребности воспитанников, их родителей, общественности и социума. Программа должна опираться на научные принципы ее построения. соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития. Именно этот подход должен стать основой организации воспитательно-образовательного процесса в любом образовательном учреждении; сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования; - соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму"; - обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; - строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; - основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; - предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; - предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Кроме того, при разработке и реализации Образовательной программы должны учитываться принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в Образовательной программе означает: - признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка; - признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка; - уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса. Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития. Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др. Чтобы отвечать принципу системности. Образовательная программа должна представлять собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней должны быть взаимосвязаны и взаимозависимы. Такой подход является основой для качественного разнообразия дошкольных образовательных учреждений, даже в пределах каждого из видов, побуждает их руководителей и педагогические коллективы к творческой деятельности. Содержание Образовательной программы должно основываться на положениях культурно-исторической теории Л.С. Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте и обеспечивать в целом: - сохранение и укрепление здоровья воспитанников; - формирование у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира; - интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру; - формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка; - развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека; - развитие потребности в реализации собственных творческих способностей. Примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования Образовательная программа разрабатывается на основании Государственных требований и примерной основной общеобразовательной программы. В настоящее время примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования является программа «Успех» *. В отсутствии других примерных основных общеобразовательных программ образовательному учреждению весьма сложно сделать выбор образовательных программ (комплексных и парциальных **), а также методических пособий и технологий, необходимых для разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ГТ. Одновременно с предоставленным ему правом выбора программ дошкольное образовательное учреждение несет ответственность за реализацию образовательных программ не в полном объеме, за качество образования своих выпускников (пп. 2 п. 3 ст. 32 Закона "Об образовании"). Образовательная программа любого дошкольного учреждения состоит из двух частей: 1) обязательной части; 2) части, формируемой участниками образовательного процесса. Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и обеспечивать достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать: 1) вид образовательного учреждения и связанную с ним специфику воспитательно-образовательного процесса, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей; 2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы: 1) пояснительная записка; 2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении; 3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность", "Социализация, "Труд", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка"; 4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья); 5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования; 6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. Пояснительная записка должна раскрывать: 1) возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении; 2) приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; 3) цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; 4) особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие); 5) принципы и подходы к формированию Программы. Цели и задачи, сформированные в этом разделе, тесно взаимосвязаны с направлениями деятельности дошкольного образовательного учреждения, указанными в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении. Содержание этого раздела также созвучно с Уставом дошкольного образовательного учреждения и его Программой развития. Однако приоритетность задач может меняться и корректироваться в зависимости от итогов выполнения программы за прошедший учебный год, а также потребностей родителей, социума, в котором работает дошкольное учреждение. Среди целей дошкольного образовательного учреждения также может быть внедрение (апробация) новых образовательных программ, технологий, методик или экспериментальная деятельность по внедрению в практику работы новых вариативных форм дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, различных моделей дошкольного образования (дошкольное образование в модели семейного воспитания, центра игровой поддержки ребенка, лекотеки). Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении включает: 1) описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности; 2) проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями. Поскольку Программа должна: предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; а также предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной из которых и ведущим видом деятельности для них является игра. Учитывая это, целесообразно представить проектирование воспитательно-образовательного процесса в табличных формах. В данных приложениях проиллюстрированы также способы реализации комплексно-тематического принципа построения воспитательно-образовательного процесса, который предусматривает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой "темы". При этом в качестве видов тем могут выступать: "организующие моменты", "тематические недели", "события", "реализация проектов", "сезонные явления в природе", "праздники", "традиции" и др. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность", "Социализация", "Труд", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка" ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. При формировании в Образовательной программе раздела " Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей " важно показать: - содержание воспитательно-образовательной работы по каждой из образовательных областей, включая цель (цели); - задачи, ведущие к реализации цели, - для каждой возрастной группы; - принципы; - основные направления образовательной работы с детьми; - формы организации образовательной деятельности, осуществляемой как в процессе организации различных видов детской деятельности, так и в ходе режимных моментов; - средства, методы и приемы работы с детьми; - возможные пути интеграции различных образовательных областей. В данном разделе образовательной программы указывается перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса программ, технологий, методических пособий, согласующихся с ГТ и примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по концептуальным основам, целям, задачам и принципам. В переходный период (до утверждения перечня примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования) необходимые для осуществления воспитательно-образовательного процесса программы, технологии, методические пособия по концептуальным основам, целям, задачам и принципам должны быть согласованы с ГТ. Важно, чтобы выбранные программы определяли содержание воспитательно-образовательной работы по всем образовательным областям. Раздел программы " Содержание коррекционной работы " разрабатывается при воспитании в образовательном учреждении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Планируемые результаты освоения детьми Образовательной программы. Как указано в ГТ, планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные. При этом итоговые результаты должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; овладевший необходимыми умениями и навыками. Для определения уровня развитости таких качеств подбираются описанные в психолого-педагогической литературе диагностические методики. Они вносятся в шестой раздел обязательной части образовательной программы. Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Образовательной программы. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее - система мониторинга) представляет собой совокупность апробированных, описанных в психолого-педагогической литературе диагностических методик, позволяющих определить уровень развития интегративных качеств ребенка на каждом этапе его возрастного развития. Система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных. Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса. Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей. В переходный период (до утверждения перечня примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования) предлагается использовать те комплексные и парциальные программы, которые содержат описание методов определения уровня развития детей на каждом этапе реализации программы с описанием промежуточных и итоговых результатов ее освоения. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки. Программа должна соответствовать принципу развивающего образования. Образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Программа должна укреплять здоровье воспитанников, формировать целостную картину мира и позитивное эмоциональное отношение, основы социальной и жизненной адаптации ребенка. Программа состоит из 2 частей: обязательной и формируемой участниками образовательного процесса. Обязательная часть должна быть реализована в любом учреждении. Она обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. Вторая часть отражает специфику воспитательно-образовательного процесса, национально-культурных, демографических, климатических условий, наличие приоритетных направлений. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ Настоящие методические указания определяют порядок разработки и введения в учебный процесс ГОУ новых программ учебных дисциплин бакалавриата, специалитета и магистратуры. Нормативной базой являются государственные образовательные стандарты. Рабочие программы являются составной частью основных образовательных программ по соответствующему направлению (специальности) подготовки и составляются по каждой дисциплине, преподаваемой на кафедре. На листе согласований должны быть оформлены все подписи. Экспертами являются председатели методических комиссий кафедры и факультета или рекомендуемые ими специалисты в рассматриваемой области. Экземпляры программ по дисциплинам учебного плана в обязательном порядке должны храниться в методическом кабинете, на профилирующей кафедре и обеспечивающей кафедре. Переработка или обновление рабочей программы проводится не реже чем один раз в два года после её утверждения. Содержание учебных дисциплин (модулей) может быть представлено в сети Интернет полностью, или в аннотированном виде (по усмотрению кафедры-разработчика) с учетом соблюдения норм информационной безопасности. Используемые термины и определения Нами используются перечисленные ниже основные понятия: § зачетная единица трудоемкости – мера трудоемкости изучения образовательной программы; § компетенция – комплексная характеристика способности и готовности выпускников демонстрировать и применять полученные в результате освоения образовательной программы знания, умения, навыки,а также личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях деятельности; § модуль – совокупность разделов учебной дисциплины (или учебных дисциплин), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения; § направление – изучаемая в учебном заведении отрасль знаний по квалификациям: бакалавриат и магистратура, внутри которых возможна дальнейшая специализация студента; § образовательная программа – полный перечень учебных дисциплин с указанием объема изучения по соответствующему курсу обучения, из которого по определенным правилам формируются учебные планы; § пререквизиты (необходимые предпосылки) – предшествующие дисциплины, изучение которых необходимо для полноценного понимания материала данной дисциплины, ее модуля или раздела. § профиль – направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности; § рабочий учебный план – учебный план, включающий перечень учебных дисциплин с кодами, объем каждой дисциплины в часах и в зачетных единицах и распределение учебной нагрузки по семестрам с указанием формы контроля; § раздел – часть учебной дисциплины или модуля, состоящая из нескольких взаимосвязанных тем; § результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и сформированные компетенции; § учебная дисциплина – часть определенной области знаний, выделенная специально для изучения с учетом направления, специализации и периода обучения; § коллоквиум (собрание) – научное собрание, целью которого является слушание и обсуждение доклада. Коллоквиум (экзамен) – форма проверки и оценивания знаний учащихся, преимущественно в вузах. Как правило, представляет собой мини-экзамен, проводимый в середине семестра и имеющий целью уменьшить список тем, выносимых на основной экзамен. В ходе коллоквиума могут также обсуждаться проекты, рефераты и другие письменные работы учащихся. Используемые сокращения § ЗЕТ – зачетная единица трудоемкости; § ООП – основная образовательная программа; § ВПО– высшее профессиональное образование; § РУП – рабочий учебный план; § ГОС –– государственный образовательный стандарт; § ОК – общекультурная компетенция; § ПК – профессиональная компетенция; § ПСК – профессионально-специализированная компетенция. Структура рабочей программы Рабочие программы разрабатываются в рамках комплексного учебно-методического обеспечения соответствующих дисциплин. Каждая рабочая программа учебной дисциплины разрабатывается на основе соответствующего государственного образовательного стандарта (ГОС) по направлению подготовки (специальности), с учетом основной образовательной программы (ООП), рабочего учебного плана и должна состоять из следующих пунктов: Титульный лист и лист согласований (оборотная сторона титульного листа). 1. Цели и задачи дисциплины. 2. Место дисциплины в структуре ООП. 3. Требования к результатам освоения дисциплины. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы. 5. Содержание дисциплины. 5.1. Разделы дисциплины и виды занятий. 5.2. Содержание разделов дисциплины (по лекциям). 5.3. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечивающими (предыдущими) и обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами. 5.4. Соответствие компетенций, формируемых при изучении дисциплины, и видов занятий. 6. Методы и формы организации обучения. 7. Лабораторный практикум. 8. Практические занятия (семинары). 9. Самостоятельная работа. 10. Примерная тематика курсовых проектов (работ). 11. Рейтинговая система для оценки успеваемости
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.168.219 (0.017 с.) |