Основные элементы современной педагогической системы, моделируемые в программе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные элементы современной педагогической системы, моделируемые в программе



Поскольку учебная программа является эскизной информационной моделью определенной педагогической системы, то в ней, в принципе, должны быть отображены такие элементы системы, как цели обучения и воспитания, реализуемые изучением данного учебного предмета, раскрыто содержание предмета, которое направлено на выполнение, указаны рекомендуемое дидактические процессы и предпочтительные организационные формы обучения данному предмету. В каждой учебной программе всегда должны быть отражены названные элементы, так как они составляют ее сущность и смысл. Однако в зависимости от педагогического уровня разработки программы, представленность и степень разработанности каждого элемента в программе бывает различной (иногда даже нулевой, на эмпирическом этапе создания УМК), что и определяет общее качество программы. Таким образом, совершенствование современных учебных программ состоит в корректном, с точки зрения психолого-педагогической науки, описании в ней каждого элемента будущей педагогической системы в такой форме, чтобы достигалась однозначность понимания программы и ее осуществления на практике.

Ниже, исходя из деятельностного принципа в построении педагогической цели и ее обоснования, рассмотрим, как в современных условиях он позволяет решать поставленную задачу, учитывая, что определение целей обучения и воспитания - одной из наиболее слабых звеньев действующих программ.

После рассмотрения вопросов о целях обучения и воспитания учащихся по данному предмету нужно решить проблему отбора содержания обучения, учитывая требования реформы высшей школы снизить перегрузки учащихся, ликвидировать формализм в обучении и устранить неоправданную сложность учебного материала.

Рабочая программа основного начального образования по физической культуре составлена в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Физическая культура» изучается в начальной школе в объеме не менее 405 ч, из них в I классе – 99 ч, а со II по IV классы – по 102 ч ежегодно.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Содержание учебного предмета «Физическая культура» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

По окончании изучения курса «Физическая культура» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Требования к знаниям и умениям учащихся, которые возникают в будущей профессиональной деятельности как в отношении объема и уровня опыта в этой деятельности, так и в отношении творческих способностей работника. При этом надо избегать в программе сведений, даваемых впрок, “на всякий случай”, ”для общего развития”, явно не связанных с конкретной деятельностью в ближайшей перспективе (3-5 лет) пребывания учащегося в вузе и на производстве. Наполнение программ учебным материалом, характерное для эмпирического этапа создания, потребность в котором не диктуется ближайшими целями обучения и работы, ведет к их перегрузке, а обучение становится формальным, а не целенаправленным. Ниже этот вопрос рассматривается более детально и конкретно.

Точно поставленные цели обучения и воспитания специалиста в совокупности с обоснованно отобранным содержанием обучения составляют основу для третьего шага (первый – цели, второй – отбор содержания) в подготовке учебной программы: указание тех дидактических процессов, с помощью которых можно гарантировано достичь заданных целей обучения. Программа всегда должна предполагать использование определенного дидактического процесса или вариантов процессов, с помощью которых можно реализовать ее на практике. Это требование, однако, практически не выполняется в действующих программах и преподавателю не оказывается необходимой помощи в этом отношении. Он предоставлен самому себе, что часто обозначается как свобода творческого выбора. Практика же четко показала, что в этом случае вместо построения адекватного целям и содержанию обучения учебного процесса все бремя его поисков перекладывается на плечи учащихся под лозунгом развития самостоятельности студентов.

Если цели обучения и его содержание в определенной мере стабильны, то выбор дидактического процесса – это действительно творческая оптимизационная задача для педагога. Ее решение показано ниже. В программе обязательно предлагаются некоторые варианты известных в дидактике эффективных (для данных целей) процессов. Однако преподаватель может создать и применить и более эффективный дидактический процесс, что обогатит учебно-методический комплекс данной дисциплины.

Наконец, последним этапом создания программы является обоснование наиболее приемлемых организационных форм обучения, т.е. тех учебных условий, в которых должен быть осуществлен дидактический процесс. Организационные формы обучения так же вариативны, как и дидактический процесс. Рекомендации программы в этом случае не ограничивают творчества преподавателя, но задают ему определенные возможности.

В основе профессиональной деятельности лежат потребности и интересы, которые исполняют роль установки. Установка – это готовность личности к деятельности, в нашем случае, к профессиональной деятельности. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет заключить, что «готовность» отражает сложное, быстро развивающееся качество личности будущего специалиста, которое содержит три взаимосвязанных компонента:

1) мотивационно-целевой,

2) содержательно-процессуальный,

3) эмоционально-нравственный.

Мотивационно-целевой компонент проявляется во внутреннем стремлении студента к овладению основами будущей профессиональной деятельности и предполагает:

- развитие своего творческого потенциала, стремления к личностному саморазвитию и профессиональному самосовершенствованию;

- стремление самостоятельно ставить и достигать цели деятельности, стремление к волевому напряжению при достижении этих целей.

Содержательно-процессуальный компонент, проявляемый в практическом умении студента использовать знания в ходе решения профессиональных задач, предполагает:

- усвоение системы профессиональных знаний,

- формирование профессиональных умений и навыков,

- овладение творческими способами выполнения профессиональной деятельности.

Эмоционально-нравственный компонент, проявляющийся в стремлении студента к саморазвитию профессиональных качеств, предполагает:

- развитие личностных, профессиональных качеств будущего специалиста как субъекта профессиональной деятельности;

- формирование профессиональной позиции как совокупности ценностных отношений студента к профессиональной деятельности, к себе как личности и профессионалу.

Выделение ведущей деятельности имеет важное значение для развития интереса к профессиональной деятельности. Ссылаясь на исследования А.Н. Леонтьева, Д.И. Фельдштейн выделяет три признака ведущей деятельности:

- деятельность, в форме которой возникают новые виды деятельности;

- деятельность, в которой формируются и перестраиваются частные психические процессы;

- деятельность, от которой зависят, наблюдаемые в данный период развития, основные психические изменения личности.

Исходя из выше сказанного, можно выделить виды ведущей деятельности и ее функции в процессе развития интереса в профессиональной деятельности.

Виды ведущей деятельности:

1. Организационная. Предполагает целеполагание, ориентация в ценностях, планирование деятельности, формирование установки.

2. Практическая: познавательная, ориентировочная, предметная, творческая. Предполагает овладение профессиональными знаниями, систематизация и обобщение знаний, расширение кругозора, выделение главного и определение ведущих идей, осмысление ценности профессиональных знаний, овладение профессиональными умениями и навыками, развитие профессионального творчества, умение увидеть проблему и выбрать оптимальные способы решения, умение определить структуру деятельности и понять ее функции.

3. Самоконтролирующая. Предполагает оценочную, корректирующую, регулирующую функции, развитие интеллектуально-аналитической сферы личности.

4. Оценочная. Предполагает определение ценности профессиональных знаний и умений, наличие критериев, анализ, обобщение, развитие ценностно-мотивационной сферы личности, умение перенести способы деятельности в новую ситуацию. Рассматривая профессиональную деятельность, следует учитывать уровень, на котором эта деятельность может быть реализована.

Выделяют репродуктивный (низший), эвристический (средний), креативный (высший) уровни. Любая деятельность носит активный или пассивный характер.

Активная, эмоционально богатая деятельность обеспечивает удовлетворение потребностей и интересов человека, тем самым происходит полноценное развитие личности, т.к. организовывая деятельность внешнюю можно организовать деятельность внутреннюю, мыслительную.

Интерес привносит в деятельность студентов личностное начало, связанное с ценностными ориентациями, что является наиболее актуальным в связи с переоценкой общественных и личностных ценностей. Активность личности и результаты процесса профессиональной подготовки зависят от ценностного аспекта осваиваемой профессии.

Ценности – это особая форма отношения личности к окружающей действительности и ее отдельным элементам, по мнению А.В. Кирьяковой. Ценностные ориентации означают способность личности ориентироваться в мире идеальных и материальных ценностей. Поэтому профессиональная деятельность и ее эффективность определяется, в значительной мере, характером отношений личности к избранной профессии (эффективна, когда ценностная, неэффективна, когда не ценностна). Таким образом, уровень развития личности, наличие и характер ее ценностных ориентаций зависят от ценностной значимости избранной профессии. Интерес к профессиональной деятельности может выступать как система социальных установок и ценностных ориентаций. Если деятельность носит творческий, самостоятельный, ценностный характер, то интерес к профессиональной деятельности оказывает влияние на развитие личности. Основной особенностью профессиональной деятельности становится ее творческая характеристика.

Сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций. Творчество приводит к созданию нового, продукт творчества (предметы, действия, мысли) не повторяет ранее известного, по мнению В.П. Ушачева. Я.А. Пономарев описывает процесс творчества в виде последовательно сменяющих друг друга фаз: осознание проблемы, ее разрешение, проверка решения. А.И. Ракитов выделяет следующие этапы творческого процесса: постановка проблемы или формулировка задачи, выдвижение рабочих гипотез, теоретическая разработка гипотез, проведение экспериментов и наблюдение, сравнение полученных результатов, их сравнение и анализ, проведение контрольных экспериментов.

Структура профессиональной деятельности предполагает наличие у специалиста творческого мышления. Творческое мышление включает следующие умения:

- мысленного экспериментирования, пространственного воображения;

- самостоятельного переноса знаний для решения новой задачи, проблемы, поиска новых решений;

- способность комбинировать ранее известные методы, способы решения проблемы в новый комбинированный, комплексный способ – комбинаторные умения; способность предвидеть возможные последствия принимаемых решений, а также устанавливать причинно-следственные связи – прогностические умения;

- эвристичность мышления, интуитивное озарение.

Для развития интереса к профессиональной деятельности у студентов педагогического колледжа необходимо развитие творческих способностей будущих специалистов, т.к. одной из характеристик профессиональной деятельности является творчество. Формирование профессиональных целей, выполнение профессиональных действий, а также контроля и оценки зависит от уровня сформированности ценностного отношения к профессиональной деятельности. Таким образом, ценностное отношение к профессиональной деятельности зависит от уровня развития творческого потенциала будущих специалистов. Таким образом, профессиональное становление специалиста среднего звена включает мотивы, профессиональные цели, профессиональные действия, а также действия контроля и оценки. Способность творчески подходить к осуществлению своей профессиональной деятельности является залогом ее успешности. Главной особенностью профессиональной деятельности становится ее творческий характер, что приводит к более высокому уровню развития личности студента. Педагогический семинар «Оптимизация образовательного процесса»

Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить.

В.М. Лизинский

В современном обществе возросла потребность в преподавателе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта.

Образование педагогических кадров, повышение их педагогического мастерства – вот приоритетная задача методической работы. Методическая служба стремиться активизировать творческую деятельность педагогов, развить неповторимость педагогического стиля, а, в конечном счете – способствовать повышению качества и эффективности образовательного процесса.

Особенно большое влияние на формирование преподавательского профессионализма оказывает исследовательская и методическая деятельность. Эта деятельность предполагает: постоянное ознакомление с современными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин; изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм учебных занятий; ознакомление с новыми программами и концепциями обучения.

Колледж – это союз единомышленников, созидательная команда преподавателей, в которой рождаются новые методические идеи, разработки, проекты, сценарии.

Педагогический семинар «Оптимизация образовательного процесса» – это возможность общаться преподавателям друг с другом, обмениваться опытом, достижениями, педагогическими находками, это профессиональное развитие педагогов.

Увеличивают продуктивность работы семинара интерактивные формы его проведения: методические посиделки, мастер-класс, круглый стол, деловая игра.

Одним из средств реализации этой цели должна стать оптимизация учебного процесса через обновление содержания и технологии образования.

Процесс оптимизации учебной деятельности предполагает «включение» (термин Д.Б. Эльконина) в учебный процесс учащихся, которые осваивают новые виды деятельности: выявляют проблемы, приобретают навыки исследования и проектирования, сотрудничают, применяют известные и создают новые технологии получения продукта. Примером такого «включения» может быть создание учащимися проектов по различным темам.

Кейс-технология помогает повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у учащихся такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

«Моделирование учебного процесса». Межпредметные и внутрипредметные связи и их использование в преподавании

Программа курса является основой планирования учебного процесса. Для составления качественного, обоснованного календарно-тематического плана преподаватель должен изучить программы всех предшествующих дисциплин и последующих учебных курсов т.к. установление межпредметных связей является важнейшим методическим моментом подготовки преподавателя к занятиям. Планировать учебную работу должен каждый преподаватель.

Принцип системности и последовательности является одним из важнейших дидактических принципов в обучении. Это значит, что все дисциплины учебного плана рассматриваются как единая система знаний. Изучение курса дисциплины базируется на основе знаний предыдущих дисциплин и является базой для изучения последующих курсов.

Учет и использование межпредметных связей позволяет устранить излишнее дублирование учебного материала, экономить учебное время, способствует обобщению и углублению знаний.

Межпредметные связи – это объективно существующие связи между информацией из разных областей науки и практики входящей в содержание обучения. Эти связи отражают системность информации. Отражение в сознании учащихся этих связей делает знание более прочным, структурируемым, гибким.

В зависимости от последовательного изучения предметов различают предшествующие, параллельные и последующие связи.

Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе

И будущее уже наступило. Роберт Юнг

«Всё в наших руках, поэтому нельзя их опускать». Коко Шанель

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать». Л.Н. Толстой

Особенность государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.

В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

Часто педагогическую технологию определяют как:

Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;

Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;

Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

В условиях реализации требований ГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:

Информационно-коммуникационная технология

Технология развития критического мышления

Проектная технология

Технология развивающего обучения

Здоровьесберегающие технологии

Технология проблемного обучения

Игровые технологии

Модульная технология

Технология мастерских

Кейс – технология

Технология интегрированного обучения

Педагогика сотрудничества.

Технологии уровневой дифференциации

Групповые технологии.

Традиционные технологии (классно-урочная система)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.119.241 (0.052 с.)