Преимущества интегрированных уроков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преимущества интегрированных уроков.



· Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

· В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;

· Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор. Но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.

· Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы. Наблюдения учащихся.

Закономерности интегрированных уроков:

· весь урок подчинён авторскому замыслу,

· урок объединяется основной мыслью (стержень урока),

· урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого,

· этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости,

· отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу, цепочка сведений организована как «данное» и «новое».

Взаимодействие учителей может строиться по-разному. Оно может быть:

1. паритетным, с равным долевым участием каждого из них,

2. один из учителей может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом;

3. весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.

Методика интегрированного урока.

Процесс подготовки и проведения интегрированного урока имеет свою специфику. Он состоит из нескольких этапов.

1. Подготовительный 2. Исполнительный 3. Рефлексивный
1. планирование, 2. организация творческой группы, 3. конструирование содержания урока, 4. репетиции. Цель этого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. Способы вызова интереса учащихся могут быть различные, например, описание проблемной ситуации или интересного случая. В заключительной части урока необходимо обобщить всё сказанное на уроке, подвести итог рассуждениям учеников, сформулировать чёткие выводы. На этом этапе проводится анализ урока. Необходимо учесть все его достоинства и недостатки

Традиционная технология

Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.С.Коменским.

Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются:

- учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют группу, которая сохраняет в основном постоянный состав на весь период обучения;

- группа работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию;

- основной единицей занятий является урок;

- урок посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся группы работают над одним и тем же материалом;

- работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности.

Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перерывы между уроками – атрибуты классно-урочной системы.

По своему характеру цели традиционного обучения представляют воспитание личности с заданными свойствами. По содержанию цели ориентированы преимущественно на усвоение знаний, умений и навыков, а не на развитие личности.

Традиционная технология представляет собой, прежде всего, авторитарную педагогику требований, ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.

Процесс обучения как деятельность в традиционном обучении характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда. В этих условиях этап реализации учебных целей превращается в труд «из-под палки» со всеми его негативными последствиями.

Положительные стороны Отрицательные стороны
Систематический характер обучения Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала     Организационная четкость     Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя   Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении Шаблонное построение, однообразие Нерациональное распределение времени урока На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания Учащиеся изолируются от общения друг с другом Отсутствие самостоятельности Пассивность или видимость активности учащихся Слабая речевая деятельность (среднее время говорения учащегося 2 минуты в день) Слабая обратная связь Усредненный подход отсутствие индивидуального обучения

Уровни овладения педагогическими технологиями

Уровень овладения В теории На практике
оптимальный •Знает научные основы различных ПТ, дает объективную психолого-педагогическую оценку (и самооценку) эффективности применения ТО в образовательном процессе • Целенаправленно и систематически применяет технологии обучения (ТО) в своей деятельности, творчески моделирует сочетаемость различных ТО в собственной практике
развивающийся • Имеет представление о различных ПТ; •обоснованно описывает суть собственной технологической цепочки; активно участвует в анализе эффективности используемых технологий обучения •В основном следует алгоритму технологии обучения; •владеет приемами конструирования технологических цепочек в соответствии с поставленной целью; •использует в цепочках разнообразные педагогические приемы и методы
элементарный • Сформировано общее, эмпирическое представление о ПТ; •выстраивает отдельные технологические цепочки, нопри этом не может объяснить их целевое назначение в рамках урока; •уклоняется от обсуждения вопросов, связанных с ПТ • Применяет элементы ПТ интуитивно, эпизодически, несистемно; • придерживается в своей деятельности какой-либо одной технологии обучения;• допускает нарушения в алгоритме (цепочке) технологии обучения

 

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше,а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.

На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д.

И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий. Так учебный процесс в большинстве своем представляет классно-урочную систему. Это позволяет вести работу согласно расписанию, в определенной аудитории, с определенной постоянной группой учащихся.

Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание «ВСЕ НОВОЕ – ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ».

Интернет и литература.

http://yandex.ru/yandsearch?text=проектноя%20технология&clid=1882611&lr=2

http://nsportal.ru

http://murzim.ru/nauka/pedagogika

http://www.imc-new.com

http://yandex.ru/yandsearch?text

http://festival.1september.ru

http://works.tarefer.ru

http://www.moluch.ru

http://charko.narod.ru

http://mariyakuznec.ucoz.ru

http://www.bibliofond.ru/view.aspx

1). МанвеловС.Г. Конструирование современного урока. – М.: Просвещение, 2002.

2). Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».- Киров: 1999 – 2002.

3). Петрусинский В.В. Игры – обучения, тренинг, досуг. Новая школа, 1994.

4). Громова О.К. «Критическое мышление – как это по-русски? Технология творчества. // БШ, № 12, 2001.

 

Тема 3. Назначение образовательной программы. Понятие «образовательная программа». Разработка и реализация образовательной программы как внутреннего стандарта Образовательного учреждения. Образовательная программа и Устав. Образовательная программа и образовательные стандарты. Образовательная программа и программа развития. Образовательная программа и концепция образовательного учреждения. Образовательная программа и программа экспериментальной работы. Образовательная программа и процедуры государственной аттестации и аккредитации.

Понятие «образовательная программа» вошло в педагогическую практику после принятия Закона «Об образовании». Согласно Закону «содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно». В последующем анализ статей Закона показал наличие явных противоречий и возможность неоднозначного толкования данного понятия. В научно-педагогической литературе данный термин используется активно, но иногда почти в противоположных смыслах. Специальных исследований, посвященных образовательным программам, очень мало, а требования образовательного права поставили каждое образовательное учреждение (в том числе и дошкольное) перед обязательностью их реализации.

Данные положения послужили основанием для формулировки следующего определения: образовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается нами как нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении.

Назначение образовательной программы определяется исходя из того, что это внутренний (для данного учреждения) образовательный стандарт, обусловленный муниципальной программой развития образования, логикой развития самого образовательного учреждения, его возможностями, образовательными запросами основных социальных заказчиков – родителей (законных представителей).

Назначение образовательной программы – мотивированное обоснование содержания воспитательно-образовательного процесса, выбора общеобразовательной программы в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении.

Разработка и реализация образовательной программы как внутреннего стандарта дошкольного образовательного учреждения определяют ее назначение для руководителя и педагогического коллектива, органов управления образования, родителей (законных представителей), для средних общеобразовательных учреждений.

Для руководителей и педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения ценность представляет как процесс создания образовательной программы, так и совместная деятельность по ее реализации. В этом случае деятельность приобретает осмысленный и упорядоченный характер. В то же время образовательная программа позволяет увидеть перспективы своего развития, как личностного, так и коллективного; оценить свои сильные и слабые стороны; качественно подготовиться к процедурам лицензирования, государственной аттестации и аккредитации; более осознанно и целенаправленно управлять образовательным учреждением.

Образовательная программа позволяет показать конкурентоспособность образовательного учреждения, определяет взаимодополняемость предоставляемых образовательных услуг. Поскольку образовательная программа является описанием объекта управления, она может являться основой для разработки и совершенствования структуры и технологии управления воспитательно-образовательным процессом, позволяет повысить эффективность таких функций управления, как планирование, организация, анализ и контроль.

Для руководителей органов управления образованием образовательная программа является механизмом внешнего контроля за деятельностью дошкольного образовательного учреждения, причем, отмечаем это особо, механизмом демократическим, так как контролю и проверке подлежат именно то содержание воспитательно-образовательного процесса и те формы его организации, которые выбирают и обосновывают сами образовательные учреждения.

Для родителей (законных представителей) воспитанников образовательная программа дает возможность принять участие в организации воспитательно-образовательного процесса, выборе и корректировке его содержания. Это позволяет учесть мнения и предложения основных «заказчиков» деятельности дошкольных образовательных учреждений. В таком плане привлечение родителей и представителей ближайшего социального окружения к разработке и реализации образовательной программы является необходимым условием для стабильного функционирования и развития каждого дошкольного образовательного учреждения. Это будет способствовать обеспечению реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг, права на гарантию их получения.

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения представляет интерес и для средних общеобразовательных учреждений, куда пойдут в дальнейшем воспитанники конкретного детского сада. В связи с этим считаем целесообразным налаживание деловых отношений с ближайшими образовательными учреждениями и также учреждениями дополнительного образования детей. Их (особенно учителей начальной ступени образования, членов администрации ближайших школ, курирующих вопросы начального общего образования) уместно привлекать на этапе разработки образовательной программы. Это дает надежду на возможное, в перспективе, решение вопроса о преемственности дошкольного и начального общего образования. Именно поэтому настоящие рекомендации и предлагаемая ниже структура образовательной программы разработаны на основе имеющихся рекомендаций для руководителей общеобразовательных школ по разработке образовательных программ.

Для того чтобы более четко была ясна содержательная суть и формальные границы образовательной программы, целесообразно сравнить ее с некоторыми нормативными документами и процедурами.

Образовательная программа и Устав – два обязательных документа, которые составляют нормативную базу деятельности каждого дошкольного образовательного учреждения.

Устав – это правовой документ, своеобразная конституция образовательного учреждения. Он определяет особенности функционирования всего образовательного учреждения в целом. Образовательная программа определяет содержание воспитательно-образовательного процесса, подробно стандартизируя его компоненты.

Образовательная программа и образовательные стандарты. Временные стандарты дошкольного образования определяют обязательную часть дошкольного образования и требования к уровню усвоения этого содержания. Средством реализации стандарта является комбинация основных и парциальных программ, составляемая каждым образовательным учреждением индивидуально и зафиксированная в образовательной программе.

Образовательная программа и программа развития. Программа развития является разновидностью целевых программ. В отличие от образовательной программы она не является обязательным нормативным документом для образовательного учреждения и направлена, прежде всего, на решение наиболее актуальных проблем всего образовательного учреждения в целом, затрагивая при этом все стороны его жизнедеятельности: хозяйственную, нормативно-правовую, материально-техническую и др. Образовательная программа направлена на реализацию целей воспитания, развития и обучения детей, то есть на успешную реализацию и развитие непосредственно педагогической составляющей образовательного учреждения.

Образовательная программа и концепция образовательного учреждения. Концепция – это составная, необходимая часть программы развития. Она представляет собой систему ценностей и норм, которые избирает для себя педагогический коллектив образовательного учреждения и которым он намерен пользоваться в своей профессиональной деятельности. Образовательная программа выступает в этом случае как комплексное условие реализации концепции.

Образовательная программа и программа экспериментальной работы. Если дошкольное образовательное учреждение является экспериментальной площадкой какого-либо уровня, то оно совместно с научным руководителем разрабатывает программу эксперимента, включающую в себя обоснование проблемы, гипотезу исследования, определение объекта и предмета работы, теоретический анализ основных понятий, а также методическую часть. В целом она направлена на определение эффективности тех или иных нововведений. Образовательная программа в данном случае является одним из вариантов организационного оформления экспериментальной работы.

Образовательная программа и процедуры государственной аттестации и аккредитации. По результатам государственной аккредитации определяется статус образовательного учреждения, то есть его тип и вид. Если статус уже определен и дошкольное образовательное учреждение не желает или не имеет возможности его изменить, то данной процедуры оно может избежать, то есть не участвовать в ней. В этом случае вполне достаточно лицензии на право образовательной деятельности. Другое дело, если в результате своего планового развития образовательное учреждение хочет изменить свой статус. Тогда на основе разработанной и реализуемой образовательной программы, в которой должен быть уже указан искомый статус (тип и вид), оно, в соответствии с утвержденным порядком, проходит вначале процедуру государственной аттестации и в последующем по ее результатам получает тот или иной статус. В этом случае образовательная программа дошкольного образовательного учреждения является основой и основанием для качественного и успешного прохождения обозначенных процедур.

Таким образом, процесс разработки и реализации образовательной программы можно рассматривать, как считает О.Е. Лебедев, в качестве процесса согласования государственных образовательных стандартов, социального заказа конкретному образовательному учреждению и его педагогических возможностей.

Поскольку в настоящее время существуют различные точки зрения на сущность образовательной программы и различные подходы к определению ее содержания, мы предлагаем рассматривать приводимую нами «модель» структуры образовательной программы дошкольного образовательного учреждения как примерную.

Рекомендуемая структура образовательной программы дошкольного образовательного учреждения

Раздел 1. Предназначение дошкольного образовательного учреждения и средства его реализации.

Раздел 2. Описание «модели» выпускника дошкольного образовательного учреждения.

Раздел 3. Цель и задачи воспитательно-образовательного процесса.

Раздел 4. Общеобразовательные программы дошкольного образовательного учреждения и их методическое обеспечение.

Раздел 5. Особенности организации воспитательно-образовательного процесса.

Раздел 6. Критерии и показатели реализации образовательной программы.

Приложения к образовательной программе.

В предлагаемой структуре образовательной программы важно помнить, что каждый ее раздел имеет свое назначение, дополняет своим содержанием другие разделы и делает этот нормативно-управленческий документ целостным.

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения – это своеобразная «визитная карточка» заведения, в которой четко, доступно и достаточно конкретно обозначаются особенности его воспитательно-образовательной системы, образовательные услуги, которые могут представлять интерес для воспитанников и их родителей (законных представителей).

Предлагаемую структуру образовательной программы следует рассматривать как обязательную, то есть инвариантную, часть. Руководитель и педагогический коллектив конкретного дошкольного учреждения вправе дополнить данную структуру своими компонентами (разделами), которые, на их взгляд, дополнили бы обоснованность выбора тех или иных учебных программ или предоставление тех или иных дополнительных, в том числе и платных, образовательных услуг.

В то же время считаем нецелесообразным включать в структуру образовательной программы информацию, непосредственно не затрагивающую воспитательно-образовательный процесс.

Различные аналитические, методические, дидактические и иные материалы, которые, по мнению руководителя и педагогического коллектива конкретного образовательного учреждения, являются необходимыми в образовательной программе, но не вписываются в ее разделы, рекомендуем оформить отдельно в виде приложений к ней.

Важнейшим условием реализации образовательной программы каждым дошкольным образовательным учреждением является коллективный характер деятельности по ее разработке и реализации. В этом плане она рассматривается в качестве конкретного и реального управленческого механизма как относительно руководителя дошкольного учреждения (его умение организовывать совместную деятельность воспитателей, специалистов, родителей, отбор содержания и организационных форм, умение принимать компромиссные решения и т.п.), так и относительно органов управления образованием, оценивающих деятельность образовательного учреждения в соответствии с выбранным им содержанием воспитательно-образовательного процесса и разработанности критериев и показателей его результативности.

Срок действия образовательной программы может быть самый разный. Невозможно установить его единым для всех дошкольных учреждений, но очевидным является факт, что основная содержательная часть образовательной программы должна соответствовать времени пребывания ребенка (или группы) в конкретном образовательном учреждении. В то же время некоторые разделы образовательной программы, такие, например, как 3 и 4, могут в определенной степени изменяться, дополняться, уточняться на каждый учебный или календарный год.

В содержание разделов образовательной программы вносятся коррективы и изменения в том случае, если произошли изменения в воспитательно-образовательном процессе, например, детский сад выбрал другую общеобразовательную программу, изменилась видовая структура групп, учреждение претендует на изменение своего статуса – типа и вида и готовится к процедуре государственной аттестации и аккредитации.

Считаем уместным обозначить перспективные направления разработки и совершенствования структуры и содержания образовательной программы.

На начальном этапе рекомендуем разработать образовательную программу для всего дошкольного образовательного учреждения в целом.

В последующем она может быть конкретизирована в образовательные программы, разрабатываемые для отдельных групп воспитанников и, в идеальном варианте, для каждого воспитанника в отдельности, то есть в индивидуальные образовательные программы.

Данное направление в современных условиях мы считаем самым перспективным для деятельности дошкольных образовательных учреждений. Исследования в этой области служат подтверждением наших рекомендаций. Так, по мнению А.П. Тряпицыной, «смысл (целевое назначение) образовательной программы заключается в определении содержательного и технологического обеспечения индивидуального образовательного маршрута». Таким образом, образовательная программа понимается как индивидуальный образовательный маршрут воспитанника, проектируется с учетом его склонностей и индивидуальных возможностей и представляет собой реализацию принципа личностной ориентации воспитательно-образовательного процесса.

Большой вклад в понимание сущности и предназначения образовательных программ внесла С.В. Воробьева, которая считает образовательную программу «механизмом реализации принципа личностной ориентации образования на основе учета индивидуальных особенностей, склонностей и образовательных потребностей личности средствами индивидуализации и дифференциации».

И.С. Якиманская определяет образовательную программу как «основу индивидуализации воспитания и обучения воспитанников».

Таким образом, указанное направление разработки образовательной программы в каждом дошкольном образовательном учреждении будет способствовать росту и профессионализму воспитателей, специалистов и руководителей дошкольных образовательных учреждений, обеспечит более осознанный выбор каждым образовательным учреждением основных, парциальных и коррекционных программ, будет способствовать преемственности в организации и содержании воспитательно-образовательного процесса как внутри образовательного учреждения, так и вне его, обеспечит вовлечение в воспитательно-образовательный процесс дополнительных специалистов из числа родителей и ближайшего социального окружения.

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Основная образовательная программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

Нормативная правовая база

При подготовке лицензионного дела рекомендуется обращаться к следующим документам:

Закон Донецкой Народной Республики «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности», утвержденный Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 27.02.2015 г. № 1-70П-НС, с изменениями, внесенными Законами от 12.06.2015 г. № 56-IНС, от 12.02.2016 г. № 105-IНС, от 11.03.2016 г. № 113-IНС;

Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании», утвержденный Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 г. № I-233П-НС;

Закон Донецкой Народной Республики «О нормативных правовых актах», утвержденный Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 г. № I- 276П-НС;

Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 27.02.2015 г. № 2-11;

Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.05.2016 г. № 502 «Об утверждении форм, используемых в процессе лицензирования образовательной деятельности образовательных организаций Донецкой Народной Республики».

 

Согласно Положению о лицензировании образовательной деятельности, для получения лицензии соискатель должен представить в лицензирующий орган следующие документы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 813; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.139.73 (0.073 с.)