Согласование существительных с числительными 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Согласование существительных с числительными



 

71. «Посчитай».

Детям демонстрируются картинки с изображением нескольких предметов и предлагается сосчитать их.

Образец ответа: один шар, два шара, три шара, че­тыре шара, пять шаров.

Примерный речевой материал:

гриб, стул, кукла, машина, тетрадь, перо, ведро, колесо.

72. «Цепочка».

Детям раздаются картинки, повернутые изображени­ем вниз. Логопед показывает и называет картинку с изображением одного предмета. Дети переворачивают свои картинки, и откликается по очереди тот ребенок, у которого на картинке изображены два таких же пред­мета, затем — три, четыре и пять.

Примерный речевой материал:

шкаф, шарф, пень, книга, ручка, кровать, окно, гнездо, зеркало.

73. «Назови, сколько?»

Детям раздаются карточки с изображением разного количества кружков.

Затем даются картинки с изображением разного ко­личества предметов. Они должны разложить свои кар­тинки в соответствии с кружками на карточке и назвать, сколько предметов на них изображено.

74. «Что прислала почта?»

Каждому ребенку по почте пришло письмо. Логопед предлагает детям вскрыть свои конверты и назвать, что и сколько им прислали.

Примерный речевой материал:

один мяч, два лимона, пять шаров, один карандаш, две сливы, пять кукол, одна машинка, пять тетрадей, две кровати, одно кольцо, два колеса, пять ведер, одна ручка, два огурца, пять слив.

 

Изменение глаголов по лицам

 

75. «Я, мы, он, она — вместе дружная страна».

Логопед произносит предложение, затем бросает ре­бенку мяч, называя местоимение и предлагая закончить предложение.

Примерный речевой материал:

Я пью чай. Ты... Мы... Вы... Он (она)... Они...

Я гуляю в парке. Ты... Мы... Вы... Он (она)... Они...

Я поливаю цветы. Ты... Мы... Вы... Он (она)... Они...

Я рисую дом. Ты... Мы... Вы... Он (она)... Они...

Я мою руки. Ты... Мы... Вы... Он (она)... Они...

Я пою песню. Ты... Мы... Вы... Он (она)... Они...

76. «Расскажи про себя (про нас, про него)».

Логопед читает двустишие и предлагает детям повто­рить его про себя (про нас, про него), изменив лицо. При затруднении дается образец ответа.

Мы бежим, бежим, бежим.
Мы на месте не стоим.
Я... (бегу, бегу, бегу),
Я на месте не... (стою).

Мы гуляем, загораем,
Землянику собираем.

Я... (гуляю, загораю).
Землянику... (собираю).

Я по улице иду,
Я флажок в руке несу.

Мы по улице... (идем),
Мы флажок в руке... (несем).

На скамейке я сижу
И о чем-то говорю.

На скамейке мы... (сидим)
И о чем-то... (говорим).

Детям лечит он болезни.
Нет занятия полезней!

Детям я... (лечу) болезни.
Нет занятия полезней!

Я на елку собираюсь.
Очень долго наряжаюсь.

Он на елку... (собирается).
Очень долго... (наряжается).

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко.

Он... (любит) свою лошадку,
(Причешет) ей шерстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик.
И верхом отправлюсь в гости.

Гребешком... (пригладит) хвостик.
И верхом... (отправится) в гости.

Вот играет он с подружкой
В интересную игрушку.

Вот... (играю) я с подружкой
В интересную игрушку.

 

Совершенный и несовершенный вид глагола

 

77. «Делает — сделал». Логопед демонстрирует детям сюжетные картинки с изображением одинаковых действий, одно из которых

уже выполнено, а другое выполняется. Ребенок должен назвать действие и объединить картинки парами. Примерный речевой материал:

ест — съел (а); пишет — написал(а);

рисует — нарисовал(а); рубит — нарубил(а);

поливает — полил(а); моет — вымыл(а);

читает — прочитал(а); вытирает — вытер(а);

подметает — подмел(а); чистит — почистил(а).

 

Предлоги

 

78. «Кто с кем?»

Логопед сообщает детям о том, что животные пошли на прогулку со своими детенышами. На наборном по­лотне с одной стороны выставляются картинки с изоб­ражением взрослых животных, на другой — в случай­ном порядке их детенышей. Детям предлагается сгруп­пировать картинки, ответив на вопрос «кто с кем?»

Образец ответа: лиса с лисенком (лисятами).

Примерный речевой материал:

волк с волчонком (волчатами); еж с ежонком (ежата­ми); заяц с зайчонком (зайчатами); белка с бельчонком (бельчатами); медведь с медвежонком (медвежатами); олень с олененком (оленятами); лось с лосенком (лосятами).

79. «С чем корзинка?»

Логопед раздает детям корзинки и раскладывает пе­ред ними картинки с изображением грибов, ягод, цве­тов. Детям предлагается, называя изображенное на них, наполнить корзинки и сообщить, у кого что в корзинке: У меня корзинка с грибами. У меня корзинка с ягодами. У меня корзинка с цветами.

80. «Что с чем?»

Детям предлагается продолжить предложение, начатое логопедом.

Примерный речевой материал:

Я люблю хлеб с... (маслом, сыром, вареньем, медом, кол­басой).

Я ем кашу с... (молоком, маслом, булкой).

Мама испекла пирог с... (капустой, яблоками, грибами, мясом, картошкой).

Дети пили чай с... (конфетами, сахаром, лимоном, тортом, печеньем, вафлями).

Лена любит гулять с... (мамой, папой, бабушкой, под­ругой, сестрой, собакой).

81. «Полезные животные».

Логопед поочередно демонстрирует детям предмет­ные картинки с изображением домашних животных и просит сказать, какую пользу получает от них человек.

Образец ответа: получают молоко... от коровы.

Примерный речевой материал:

получают: щетину... от свиньи;

яйца... от курицы;

мед... от пчел;

шерсть... от овцы;

пух... от козы.

82. «Колобок».

а. Логопед напоминает детям сказку «Колобок» и предлагает им рассказать, от кого ушел Колобок, а от кого он не смог уйти.

Колобок ушел:...от бабушки;

...от дедушки;

...от зайца;

...от волка;

...от медведя. Колобок не ушел...от лисы.

б. Логопед предлагает детям рассказать, от кого к кому ушел Колобок:

Колобок ушел:... от бабушки и дедушки... к зайцу;

... от зайца... от волка... от медведя

... к волку... к медведю... к лисе

83. «Солнечный зайчик».

Логопед читает детям стихотворение о солнечном зайчике и просит детей найти солнечный зайчик и от­ветить на вопрос о том, где он:

Скачет зайчик по стене

Притаился в уголке.

И подмигивает мне.

Вот он спрятался в кроватке.

Перепрыгнул на картинку,

С нами он играет в прятки.

Задержался на ботинке,

Раз, два, три, четыре, пять.

Поплясал на потолке,

Мы пойдем его искать.

84. «Запомни схему».

Логопед демонстрирует детям картинки с различным пространственным расположением предметов, произно­сит соответствующее словосочетание и сразу же предъяв­ляет графическую схему данного предлога (например, картинка с изображением того, как пальто вешают в шкаф, — словосочетание «вешать в шкаф» — схема предлога).

За каждым предлогом закрепляется собственная схе­ма. Затем логопед предлагает детям подобрать как мож­но больше словосочетаний к одной схеме.

вешать в шкаф подойти к машине

поставить на стол взять со стола

 

положить за тумбочку вытащить из-под стола

 

положить под кровать достать из коробки

плыть по воде висеть в шкафу

сидеть за домом стоять на столе

висеть над домом сидеть под столом

стоять перед домом расти около/у дома

(стоять рядом с домом) лежать между тумбочками

85. «Найди картинку».

Логопед попарно произносит словосочетания с одним предлогом, но имеющим различные значения (направ­ления действия, местонахождения), и предлагает детям найти соответствующую картинку.

Примерный речевой материал:

вешать в шкаф — висеть в шкафу; поставить на стол — стоять на столе; положить за дом — лежать за домом; поставить под кровать — стоять под кроватью.

86. «Подбери к схеме картинки».

На наборном полотне попарно располагаются схемы предлогов, но с различными значениями. Перед каждым ребенком помещают картинки с изображением простран­ственного расположения предметов. Логопед предлагает детям разложить картинки в соответствии со схемами предлогов.

Картинки:

пальто вешают в шкаф; стакан ставят на стол; книгу кладут на полку; тапки ставят под кровать; стек­ло ставят за тумбочку; карандаши кладут в пенал; пальто висит в шкафу; стакан стоит на столе; кни­га лежит на полке; тапки стоят под кроватью; стекло стоит за тумбочкой; котенок сидит под столом; карандаши лежат в пенале; ложка лежит за стаканом.

87. «Найди схему».

Логопед произносит словосочетания и предлагает де­тям соотнести их с нужными предлогами, выбрав соот­ветствующую графическую схему.

88. «Составь предложение».

а. Логопед демонстрирует сюжетные картинки с про­странственным расположением предметов и предлага­ет детям составить предложения, используя различные предлоги.

Сюжетные картинки с изображением птицы и клетки: птица влетает в клетку (сидит в клетке; сидит на клетке; садится на клетку; сидит за клеткой; садится за клетку; пролетает под клеткой; сидит под столом).

б. На наборном полотне выставляется картинка с изображением двух предметов — ручки и тетради — и схемы предлогов. Детям предлагается составить пред­ложения, используя названия картинок, в соответствии с графическими схемами:

1-й вариант — схемы предлогов со значением направ­ления действия (в, на, за, под, к, из, с/со, из-под);

2-й вариант — схемы предлогов со значением место­нахождения (в, на, по, около/у, за, над, под, перед, между, рядом).

в. Детям демонстрируются две предметные картин­ки, по которым предлагается составить предложение, используя соответствующий предлог. При затруднении предъявляются схемы предлогов.

Картинки:

корзинка — грибы; кот — диван;

ваза — стол; лодка — река;

мяч — скамейка; девочка — зонтик;

стул — стол; самолет — небо.

89. «Командир».

Ребенку предъявляются схемы предлогов и предла­гается дать команду другому ребенку, опираясь на гра­фические схемы, например:

«Положи книгу на стол».

90. «Расположим красиво мебель в комнате» Логопед демонстрирует детям сюжетную картинку с

изображением комнаты и задает вопросы о расположе­нии в ней различных предметов мебели. Далее он пред­лагает расставить игрушечную мебель на макете так же, как на картинке, комментируя свои действия.

91. «Регулировщик».

Детям демонстрируется макет дороги, по которой «поедет» машина (с одной стороны дороги расположен гараж, с другой — магазин; вдоль дороги располагают­ся макеты разноцветных домиков, горок, сквера и мос­та). Логопед предлагает детям:

1-й вариант — «регулировать» движение машины в соответствии с инструкцией;

2-й вариант — один ребенок (регулировщик) регули­рует движение машины, а другие дети определяют и сообщают, где находится (едет) машина.

92. «Скажи наоборот».

На наборном полотне выставляются сюжетные кар­тинки с изображением противоположных действий. Ло­гопед предлагает детям:

1-й вариант — указать на картинку, соответствующую названному логопедом предложению;

2-й вариант — составить предложения но картинкам.

Примерный речевой материал:

Дедушка подходит к забору.— Дедушка отходит от забора. Мальчик входит в дом. — Мальчик выходит из дома. Кот залезает на стул. — Кот вылезает из-под стула. Машина подъезжает к дому. — Машина отъезжает от дома.

93. «Потерянное слово».

Логопед предлагает детям найти потерявшееся слово и произнести предложение целиком.

Примерный речевой материал:

Дети катались... лодке. Картина висит... стене. Цве­ты растут... клумбе. Кот спит... диване. Лягушки жи­вут... пруду. Продукты покупают... магазине. Одежду вешают... шкаф. Белье лежит... шкафу. Грибы растут... лесу, а клюква... болоте. Дети пошли... реку и купались... реке.

94. «Что где хранится?»

Логопед демонстрирует детям картинки с изображе­нием предметов и просит ответить на вопрос: что где хранится?

Образец ответа: пальто — пальто висит в шкафу. Картинки: книги, посуда, скатерть, мыло, ваза.

95. «Что где растет?»

а. Логопед демонстрирует картинки с изображением овощей и просит детей сказать, где растет каждый овощ (в земле или на земле).

Образец ответа: огурец растет на земле; свекла растет в земле.

Картинки: огурец, помидор, морковь, горох, карто­фель, репа, свекла, кабачок, редис, капуста, редька.

б. Логопед демонстрирует картинки с изображением овощей попарно и предлагает детям составить предло­жение.

Образец ответа: Капуста растет на земле, а морковь в земле.

в. Логопед демонстрирует детям картинки с изобра­жением овощей, фруктов, ягод, цветов и предлагает им отобрать и назвать картинки с изображением тех расте­ний, которые растут: в саду; в огороде; в поле; в лесу; на лугу; на реке; на болоте.

Образец ответа: Клюква растет на болоте. Грибы растут в лесу.

Картинки: яблоки, сливы, груши, виноград, абрико­сы, персики, гранаты, огурцы, горох, бобы, капуста, ка­бачки, брюква, свекла, трава, рожь, пшеница, кукуру­за, овес, грибы, ягоды, орехи, цветы, кувшинки, лилии клюква.

96. «Любопытная Варвара».

Логопед показывает детям куклу, которую зовут Варва­ра, и сообщает о том, что она никогда не молчит, а все время задает вопросы. Детям предлагается ответить на вопросы любопытной Варвары.

Примерный речевой материал:

Откуда вернулись дети? Откуда выпал птенец?

Откуда выехала машина? Откуда достали одежду?

Откуда принесли грибы? Откуда пришла мама?

Откуда появляется творог? Откуда появляются цыплята?

Откуда вышли пассажиры? Из чего связаны варежки?

Из чего стреляет охотник? Из чего варят уху?

Из чего пьют чай? Из чего можно лепить?

97. «Исправь ошибки». Логопед предлагает детям прослушать предложения,

определить, все ли в них правильно, и исправить ошибки.

Примерный речевой материал: Дым валит с трубы. Шубу сняли из вешалки.

Кастрюлю сняли из плиты. Мама пришла с магазина, Папа достал книги из полки. Птенец выпал с гнезда. Бабушка приехала с деревни. Дети вернулись из дачи.

98. «Репка».

Логопед читает детям сказку «Репка», а затем пред­лагает рассказать, кто за кого держался.

99. «Что под чем (под кем)?»

Логопед называет пару слов и демонстрирует пред­метные картинки, задавая вопрос: что под чем (под кем)? Примерный речевой материал:

голова — шляпа; зеркало — полка; крот — земля; ба­тарея — окно; люстра — стол; мыши — пол; тапки — стул; шкаф — коробка; куст — заяц; метро — земля; стол — ноги; гусеница — листик.

100. «Что (кто) над чем?»

Логопед называет пару слов и демонстрирует пред­метные картинки, задавая вопрос: что (кто) над чем? Примерный речевой материал:

самолет — город; чайки — море; голова — воздушный змей; гуси — озеро; голуби — крыша; картина — диван; солнце — лес; люстра — стол; пчела — цветок.

101. «Прятки».

Логопед рассказывает детям о том, что звери решили поиграть в прятки. Но они были непоседами, не могли долго неподвижно сидеть на одном месте и стали вы­глядывать из своих укрытий. Логопед предлагает детям найти спрятавшихся зверей, ответив на вопрос: откуда они выглядывают?

Образец ответа: Попугай спрятался за занавеску — он выглядывает из-за занавески.

Примерный речевой материал:

Корова спряталась за сарай —... Лошадь спряталась за дом —... Собака спряталась за конуру —... Кошка спряталась за диван —... Свинья спряталась за забор —... Коза спряталась за дерево —...

102. «Сорока-воровка».

Логопед сообщает детям о том, что на ферму приле­тела из леса сорока. Она обычно все тащит к себе в гнез­до, и за это домашние животные прозвали ее сорока-воровка. Они стали прятать от нее свои лакомства, но сорока была очень хитрая: она все равно их утащила. Детям предлагается сказать, откуда сорока утащила ла­комства домашних животных.

Образец ответа: Собака спрятала кость под крыльцо, а сорока утащила ее из-под крыльца.

Примерный речевой материал:

Свинья спрятала желуди под деревом, а сорока...

 

Кошка спрятала колбасу под скамейкой, а сорока... Лошадь спрятала сено под навесом, а сорока... Корова спрятала траву под телегой, а сорока... Курица спрятала зернышко под листочком, а сорока...

103. «Скажи наоборот».

Логопед бросает детям мяч, одновременно произнося предложение с предлогом «под» или «из-под». Ребенок, возвращая мяч, должен сказать свое предложение, из­менив предлог.

Образец ответа: Кошка спала под столом — кош­ка вылезла из-под стола.

Примерный речевой материал:

Шофер вылез из-под машины —... Лодка плыла под мостом -... Коробку вытащили из-под шкафа —... Клубок закатился под шкаф —... Заяц выскочил из-под куста —... Котенок залез под кровать —...

104. «Придумай предложение». Логопед предлагает детям придумать предложение со

словами: в кино, в шкафу, к дому, с бабушкой, на столе, на машине, под кроватью, из чашки, с полки, с варень­ем, за сараем, из-за угла, из-под стула, около школы, между деревьями.

105. «Исправь ошибки».

Логопед произносит предложения и предлагает детям найти и исправить допущенные ошибки. Примерный речевой материал:

Красивая ваза стояла по столе. У небе светит солнце. Машина остановилась в дома. По коробке лежат конфе­ты. Ира пришла с магазина. Из дерева опадают листья. Кошка вылезает под шкафа. На городом кружился снег. Собака сидит на крыльцо. Лодка плыла от береги. Дети вернулись из лес. Малыш подбежал к сестры. Кресло стоит у диваны. Дети катались на лыжи. Посуду достали из буфету. Ребята ехали в автобусы. Яблоки лежат в корзинка. Котенок сидел за коробках. Катю послали за конфеты. Собака побежала за дети. Над чайник поднимает­ся пар. На трубы вьется дым.

106. «Где обедал воробей?»

Логопед читает детям стихотворение «Где обедал во­робей?», демонстрируя в процессе чтения картинки с изображением персонажей этого стихотворения. Затем ло­гопед последовательно задает вопросы: где, у кого обедал воробей? Если ребенок отвечает правильно, на наборное полотно выставляется соответствующая картинка.

Где обедал воробей?

— Где обедал воробей?

— В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва

За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.

(С. Маршак)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ для формирования словообразования

Суффиксальный способ образования

 

1. «Покажи, что я назову». Перед детьми размещают картинки с изображением пар предметов обычного и маленького размера. Логопед произносит слова, четко выделяя голосом суффикс -ИК-(например, дом—домик), объясняя, что «волшебная часть» с -ИК- превращает предмет в маленький. Затем логопед называет по картинкам пары слов и предлагает детям определить, где изображены маленькие предметы, а где — обычные. Аналогичное задание проводится на ма­териале слов с суффиксами -ЧИК-, -ОНОК-, -ЕНОК-, -ОЧК-, -ЕЧК-, -Ц-.

Примерный речевой материал:

нос—носик; куст—кустик; сад—садик; стол—столик; корабль — кораблик; мяч—мячик; комар — комарик; шкаф—шкафчик; стул—стульчик; чемодан—чемодан­чик; диван—диванчик; помидор—помидорчик; порт­фель—портфельчик; карман—карманчик; мышь—мы­шонок; кот—котенок; тигр—тигренок; волк—волчо­нок; медведь—медвежонок; заяц—зайчонок: лев—льве­нок; лента—ленточка; тетрадь — тетрадочка; юбка — юбочка; сумка — сумочка; вилка — вилочка; чашки — чашечка; тарелка — тарелочка; ложка — ложечка; кружка — кружечка; подушка — подушечка; книга — книжечка; зеркало — зеркальце; дерево — деревце; окно — оконце.

2. «Угадай».

Логопед раздает детям картинки-символы с изобра­жением кругов большого и маленького размера одного цвета, называет в случайном порядке слова и предлага­ет определить, о каком предмете (животном) он гово­рит: о большом или маленьком. Дети выбирают соот­ветствующую картинку-символ.

3. «Услышь ласковое слово».

Логопед произносит слова, четко выделяя голосом суффикс -ОК- (например, лес — лесок) и объясняя, что «волшебная часть» с -ОК- превращает обычные слова в ласковые. Затем логопед произносит в случайном по­рядке пары слов и предлагает детям хлопать в ладо­ши, если они услышат «ласковое» слово. Аналогич­ное задание проводится на материале слов с суффик­сами -К-, -ОНЬК-, -ЕНЬК-, -ИЧК-, -УШК-, -ЫШК-, -ИЦ-, -ЕЦ-.

Примерный речевой материал:

лес — лесок; голос — голосок; петух — петушок; ста­рик — старичок; друг — дружок; снег — снежок; бок — бочок; круг — кружок; береза — березка; шуба — шубка; ло­шадь — лошадка; корова — коровка; капля — капелька; рука — ручка; нога — ножка; береза — березонька; ночь — ноченька; дочь — доченька; Оля — Оленька; рука — ручень­ка; нога — ноженька; подруга — подруженька; лиса — ли­сичка; вода — водичка; сестра — сестричка; голова — го­ловушка; зима — зимушка; зерно — зернышко; перо — пе­рышко; крыло — крылышко; гнездо — гнездышко; брев­но — бревнышко; солнце — солнышко; вода — водица; ка­ша — кашица; кожа — кожица; масло — маслице; крес­ло — креслице; платье — платьице; письмо — письмецо; пальто — пальтецо.

4. «Ласково — неласково».

Логопед бросает ребенку мяч, называя в случайном порядке слова с уменьшительно-ласкательными суф­фиксами и без них, и предлагает определить, как зву­чит слово: ласково или нет.

5. «Волшебник».

Логопед предлагает ребенку стать волшебником и, до­тронувшись «волшебной палочкой» до предметной картин­ки с изображением предмета обычного размера, «превра­тить» его в маленький, назвав правильно слово. Если ре­бенок выполняет задание безошибочно, то ему демонстри­руется картинка с изображением маленького предмета.

Картинки: нос, куст, сад, стол, корабль, мяч, комар, шкаф, стул, чемодан, диван, помидор, портфель, карман, тигр, волк, медведь, заяц, лев, лента, тетрадь, юбка, сумка, вилка, чашка, тарелка, ложка, кружка, подушка, книга, дерево, зеркало.

6. «В зоопарке».

На наборном полотне расположены картинки с изоб­ражением животных и их детенышей. Логопед предла­гает детям стать экскурсоводами и рассказать, какие животные (детеныши) живут в зоопарке.

Образец ответа: Здесь живут слон и слоненок.

Картинки: слон — слоненок; тигр - тигренок; кот — котенок; волк — волчонок; медведь — медвежонок; заяц — зайчонок; лев — львенок.

7. «Дюймовочка».

На наборном полотне расположены картинки с изоб­ражением Дюймовочки и предметов, которые ее окру­жают. Логопед предлагает детям назвать предметы, ко­торыми пользуется Дюймовочка, напоминая, что, по­скольку Дюймовочка — маленькая девочка, все ее вещи тоже очень маленькие.

Примерный речевой материал: столик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, кроватка, туфельки, цветочек, платочек, зеркальце, платьице.

8. «Два медведя».

Детям демонстрируются два медведя — большой и ма­ленький — и набор предметных картинок с изображе­нием больших и маленьких чашки, блюдца, ложки, шапки, шарфа, корзины, дома, гриба, пирога. Логопед рассказывает о двух медведях и предлагает детям найти и назвать то, что нужно каждому медведю, закончив начатое им предложение.

Образец ответа: Большой медведь живет в доме. Маленький медведь живет в домике.

Примерный речевой материал:

У большого медведя... У маленького медведя...

Большой медведь надел... Маленький медведь надел...

Большой медведь взял... Маленький медведь взял...

Большой медведь собрал... Маленький медведь собрал...

Большой медведь испек... Маленький медведь испек...

9. «Доскажи слово».

Логопед предлагает детям по аналогии дополнить начатое им предложение нужным по смыслу словом.

Образец ответа: Заяц белый, и зайчонок беленький. Примерный речевой материал:

Платок синий, и шарфик... Дом низкий, и избушка... Пояс короткий, и ленточка...

Береза тонкая, и березка... Кот пушистый, и котенок... Девочка красивая, и куколка...

10. «Назови ласково».

Логопед называет слово и бросает ребенку мяч. Ребе­нок, возвращая мяч, образует слово с помощью умень­шительно-ласкательных суффиксов.

Образец ответа: умный — умненький.

Примерный речевой материал:

белый —... рыжий —... пушистый —... красивый —... сладкий —... вкусный —...

хороший —... синий —... старый —... добрый —... теплый —... холодный —...

11. «Покажи, что я назову».

Перед детьми разложены картинки с изображением пар предметов обычного и большого размера. Логопед произносит слова, выделяя голосом суффикс -ИЩ- (на­пример, дом—домище) и объясняя детям, что «волшеб­ная часть» с -ИЩ- превращает обычный предмет в боль­шой. Затем логопед называет по картинкам пары слов и предлагает детям определить, на какой из них изображе­ны большие предметы, а на какой — обычные (например: «Покажи, где дом, а где домище»). Аналогичное задание выполняется на материале слов с суффиксом -ИН-.

Картинки: дом — домище; нос —носище; кот - котище; усы — усищи; комар — комарище; куст — кустище; помидор — помидорище; волк — волчище; дом — домина; нос — носина.

12. «Узнай, о чем я говорю».

Логопед бросает ребенку мяч, называя в случайном порядке слова, обозначающие «очень большой» и обыч­ный, и предлагает определить, о каком предмете (жи­вотном) он говорил — о большом или нет.

13. «Волшебник». Логопед предлагает ребенку стать волшебником и,

дотронувшись «волшебной палочкой» до предметной картинки с изображением предмета обычного размера, «превратить» его в очень большой с помощью «волшеб­ной части» -ИЩ- или -ИН-, назвав правильно слово. Если ребенок выполняет задание безошибочно, ему де­монстрируется картинка с изображением соответству­ющего предмета.

Картинки: дом, нос, кот, комар, куст, помидор, волк, глаз, рука.

14. «Комарик и слон».

Логопед предлагает детям картинки с изображением слона и комара. Он называет в случайном порядке сло­ва (существительные, образованные с помощью умень­шительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со зна­чением «очень большой») и предлагает детям поднять соответствующую картинку, определив, о каком пред­мете говорится: о большом или маленьком.

Примерный речевой материал:

домик, садик, домище, мячик, диванчик, носина, порт­фельчик, тетрадочка, ротище, чашечка, ложечка, уси­щи, книжечка, зеркальце, ручищи, деревце, ножищи, домина.

На наборном полотне расположены картинки с изоб­ражением двух братьев — Ика и Ища. Логопед расска­зывает детям историю о двух братьях (Ике и Ище): «Жили-были два брата. Одного звали ИК, он был ма­ленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилище. ИК имел маленький домик, а ИЩ — большой домище. У Ика был носик, а у Ища — носище». Логопед предлагает детям подобрать слова, которые бы соот­ветствовали облику одного братца и другого.

16. «Поймай мяч».

Логопед произносит словосочетания, бросая мяч де­тям, и предлагает им отвечать одним словом, используя суффиксы -ИК- или -ИЩ-.

Образец ответа: маленький дом — домик; большой дом — домище.

Примерный речевой материал: маленький комар; ма­ленький куст; большие усы; большой куст; маленький ковер; большая лапа; маленький винт; большой поми­дор; маленький глаз; большой лоб; большая нога; ма­ленькая рука.

17. «Большой — маленький».

Логопед в случайном порядке называет слова «боль­шой» или «маленький» и предлагает детям подобрать к ним как можно больше слов.

Образец ответа: большой — носище, домина, усищи...; маленький — мячик, стульчик, домик...

18. «Цепочка».

Логопед предлагает детям продолжить цепочку слов, образуя новые слова по образцу.

Образец ответа: человек — человечек — человечище. Примерный речевой материал:

кулак —... —... нога —... —... волос —... —... плечи —... —...

нос —... —... рука —... —... клюв —... —... усы —... —....

голос —... —... сапог —... —... хвост —... —... глаза —... —...

19. «Лишнее слово».

Логопед называет детям ряд слов и предлагает опре­делить и назвать лишнее слово, объяснив свой выбор. Примерный речевой материал:

избушка — садик — крылечко — деревце — окно — дворик — скамеечка —дверца;

ручищи — глазищи — носище — ножищи - дом волчище — усищи;

ручка — ножка — глазик — щечки — ножищи — ло­бик — садик;

волчище — домище — глазищи — ротик — ручищи — носище.

20. «Ждем гостей».

Логопед предлагает детям накрыть стол к приходу гостей. Он демонстрирует предметные картинки с изоб­ражением посуды и просит ответить, как эта посуда называется.

Образец ответа: посуда для салата — салатница. Примерный речевой материал:

посуда для супа —... посуда для хлеба —... посуда для соуса —... посуда для сливок —...

посуда для масла —... посуда для конфет —... посуда для молока —... посуда для сухарей —...

 

Образование прилагательных от существительных

 

21. «Подумай и назови».

Логопед предлагает детям дать словами правильные определения.

Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная.

При затруднении задается вопрос «какая?» («ка­кой?»).

Примерный речевой материал:

Если на улице очень холодно, то день...

Если на улице шум, то улица...

Если человеку сопутствует удача, то человек...

Если у человека талант, то человек...

Если весь день идет дождь, то день...

Если корова приносит людям пользу, то корова...

Если у человека есть здоровье, то человек...

22. «Назови правильно».

Логопед предлагает детям дать словам правильные определения, ответив на его вопрос.

Образец ответа: Как назвать ученика за ум? Умный. Примерный речевой материал:

Как назвать борца за силу?...

Как назвать «волшебное царство» за сон?...

Как назвать песню, если она вызывает тоску?...

Как назвать ворону за крик?...

Как назвать клоуна, если он вызывает смех?...

Как назвать фильм, если он вызывает скуку?...

Как назвать мальчика за драку?...

Как сказать про носок, если он с дыркой?...

Как назвать девочку, если у нее кудри?...

Как назвать человека, если он делает людям добро?...

Как назвать человека, если он делает людям зло?...

Как назвать лежебоку за лень?...

Как назвать книгу, если она вызывает печаль?...

23. «Помоги Незнайке».

Логопед сообщает детям, что к ним в гости пришел Незнайка, который часто говорит неправильно, путает слова. Детям предлагается помочь Незнайке, научив его произносить слова правильно, без ошибок.

1-й вариант. Логопед произносит в случайном поряд­ке предложения с правильными и неправильными при­лагательными и предлагает детям хлопнуть в ладоши, если они услышат, что логопед произнес предложение, содержащее неправильное слово.

2-й вариант. Логопед произносит в случайном поряд­ке предложения с правильными и неправильными при­лагательными и предлагает детям исправить его, если они услышат предложение, содержащее неправильное слово, назвав правильный вариант.

Примерный речевой материал:

По лесу бродит голоденный волк. За окном очень шумная улица.

На улице льет силовой дождь. Сегодня чудесный морозновый день. Мальчик не хочет есть холодный суп. Малыш вернулся с прогулки весь грязенный. Мама готовит полезновую пищу. Я услышал очень тоскливую песню. Наступила сырая дожденная осень. На опушку выскочил трусостный заяц. Во дворе жил очень драчливый мальчик.

3-й вариант. Логопед произносит предложение, где прилагательное заменено существительным, от которо­го оно должно быть образовано. Детям необходимо ис­править ошибку, дав правильный вариант ответа.

Образец ответа: На улице льет осень дождь — на ули­це льет осенний дождь.

Примерный речевой материал:

Папа купил сыну футбол мяч.

Наступил первый лето день. На улице стоит солнце погода.

Над домом летит воздух шар. В вазе стоят поле цветы.

Повар сварил яблоки компот. Дети слепили снег бабу.

Мама приготовила овощи салат.

24. «Угадай, кто хозяин».

На наборном полотне расположены предметные картинки. Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть их и ответить на вопрос «чей это?» («чья это?»).

Образец ответа: сумка мамы — чья это сумка? — ма­мина сумка.

Примерный речевой материал:

платок тети; костюм дяди; газета папы; очки бабуш­ки; книга дедушки; дом кошки; галстук отца; хвост крокодила.

25. «Доктор Айболит».

Логопед рассказывает детям историю о том, что на дне рождения у зайца звери объелись сладким и у них разболелись зубы. Пришли звери к Доктору Айболиту лечить больные зубы. Логопед демонстрирует картинки с изображением Доктора Айболита и животных и пред­лагает детям назвать, чей зуб вылечил Доктор Айболит.

Образец ответа: Доктор Айболит вылечил волчий зуб.

Примерный речевой материал:

лисий зуб; медвежий зуб; олений зуб; беличий зуб; заячий зуб.

26. «Прятки».

Логопед сообщает детям, что животные решили по­играть в прятки, но не смогли спрятаться полностью, и поэтому их можно увидеть. На наборном полотне размещаются картинки с изображением частей туловища спрятавшихся животных и предлагается угадать, кто иг­рает в прятки.

Образец ответа: Это лисья голова — лиса играет в прятки.

Примерный речевой материал:

голова — рыбья, оленья, лисья, коровья, птичья, медвежья, заячья, беличья, волчья;

хвост — рыбий, олений, лисий, коровий, птичий, медве­жий, заячий, беличий, волчий.

27. «Рассеянный ученик».

Логопед рассказывает детям историю о рассеянном ученике, который, выполняя домашнее задание, все пе­репутал. Он нарисовал животных, перепутав их головы, хвосты и т. д. Детям демонстрируются картинки-неле­пицы с изображением животных с чужими частями ту­ловища. Логопед предлагает детям исправить ошибки.

Образец ответа: Это волк, но у него хвост заячий, а должен быть волчий.

Примерный речевой материал: хвост — козий, рыбий, бараний, олений, коровий, павли­ний, птичий, медвежий, собачий, заячий, волчий, беличий; голова — козья, рыбья, баранья, оленья, коровья, павли­нья, птичья, медвежья, собачья, заячья, волчья, беличья; туловище — козье, рыбье, баранье, оленье, коровье, пав­линье, птичье, медвежье, собачье, заячье, волчье, беличье.

28. «Чей дом?»

Логопед демонстрирует детям картинки с изображе­нием жилища животных и предлагает определить, чье это жилище, ответив на вопрос «чей дом?»

Картинки: берлога, логово, нора, конура, хлев, дупло, птицеферма.

29. «У кого какая шуба?»

Логопед демонстрирует картинки с изображением животных и предлагает детям ответить на вопрос: у кого какая шуба?

Образец ответа: у волка волчья шуба.

Примерный речевой материал:

лисья шуба, заячья шуба, медвежья шуба, беличья шуба, оленья шуба, волчья шуба.

30. «Помоги Незнайке».

Логопед сообщает детям, что к ним в гости пришел Незнайка, который часто говорит неправильно, путает слова. Детям предлагается помочь Незнайке, научив его произносить слова правильно, без ошибок.

1-й вариант. Логопед произносит в случайном поряд­ке словосочетания с правильными и неправильными прилагательными и предлагает детям хлопнуть в ладо­ши, если они услышат, что логопед произнес словосоче­тание, звучащее неправильно.

2-й вариант. Логопед произносит в случайном поряд­ке словосочетания с правильными и неправильными прилагательными и предлагает детям исправить его, если они услышат словосочетание, звучащее неправильно, назвав верный вариант.

Примерный речевой материал:

папиновая газета, мамино платье, тетин плащ, дядиновая ручка, лисина лапа, коровье молоко, павлинье перо, баранино сало, собакина будка, волчье логово, медвединое ухо, птичин клюв, беличье дупло.

31. «Чья голова?»

На наборном полотне располагаются картинки с изоб­ражением животных (птиц) и их голов. Логопед, ука­зывая на картинки, предлагает детям определить и на­звать одним словом, чья это голова.

Примерный речевой материал:

лошадиная, куриная, мышиная, лебединая, воробьиная, ястребиная.

32. «Назови правильно листья».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.219 с.)