Для развития артикуляторной моторики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для развития артикуляторной моторики



Эти упражнения направлены на выработку необхо­димого объема движений, подвижности органов артикуляторного аппарата, силы, точности движений, на формирование умения удерживать артикуляторные орга­ны в заданном положении. Развитие статики артикуляторных движений осуществляется с помощью рабо­ты основных групп мышц, придающих артикуляторным органам нормативный для русской фонетической системы артикуляторный уклад, и зависит от харак­тера дефекта.

Так, например, при формировании нормативного артикуляторного уклада звука [С] при выполнении ста­тических артикуляторных упражнений осуществляет­ся активизация следующих мышц:

1. Двубрюшной, челюстно-подъязычной и подбородочно-язычной мышц (опускают нижнюю челюсть вниз): — открыть рот, подержать его открытым в интерва­ле счета от 1 до 5—7, затем закрыть.

2. Крылонебной наружной мышцы (опускает и вы­двигает нижнюю челюсть вперед, сближая фронтально ряды верхних и нижних резцов):

— приоткрыть рот, выдвинуть нижнюю челюсть впе­ред, удержать ее в таком положении в течение 5—7 се­кунд, вернуть в исходное положение.

3. Квадратной губной нижней (оттягивает нижнюю губу книзу) и верхней (подглазничная ветвь),(поднима­ет верхнюю губу вверх) мышц:

— оттянуть нижнюю губу книзу, удержать в интер­вале счета от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;

— поднять верхнюю губу, удержать ее в интервале счета от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние.

4. Мышц смеха и щечных мышц (осуществляют от­тягивание углов рта кзади):

— растянуть губы в улыбку, обнажив при этом верх­ние и нижние резцы, удерживать их в интервале счета от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;

— растянуть в улыбке только правый (левый) уголок губы, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удер­живать ее в интервале счета от 1 до 5—7, вернуть в ис­ходное положение.

5. Квадратной губной верхней (скуловая ветвь) мыш­цы (оттягивает углы губ вверх):

— поднять поочередно сначала правый, затем левый уголок губы (губы при этом сомкнуты), удерживать ее в интервале счета от 1 до 5—7, вернуть в исходное состо­яние.

6. Поперечных вертикальных мышц (расслабляясь, способствуют утолщению и расширению средней и зад­ней части спинки языка):

— высунуть кончик языка, помять его губами, про­износя слоги па-па-па-па. После произнесения последне­го слога оставить рот приоткрытым, зафиксировав ши­рокий язык и удерживая его в таком положении в ин­тервале счета от 1 до 5—7;

— высунуть кончик языка между зубами, прикусы­вая его и произнося слоги та та та та. После произ­несения последнего слога рот оставить приоткрытым, зафиксировав широкий язык и удерживая его в таком положении в интервале счета от 1 до 5—7, вернуть в исходное положение.

7. Шилоязычной мышцы (осуществляет подтягива­ние вверх и расширение средней и задней части спинки языка, поднимает край передней части спинки языка, способствуя образованию узкой продольной щели по центру языка):

— положить кончик языка на верхнюю губу, зафик­сировать такое положение и удерживать его в интерва­ле счета от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;

— поместить кончик языка под верхнюю губу, зафик­сировать его в таком положении, удерживать его в ин­тервале счета от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;

— прижать кончик языка к верхним резцам, удер­живать его в этом положении в интервале счета от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;

— движение «слизывания» кончиком языка с верх­ней губы внутрь ротовой полости за верхние резцы.

8. Подъязычно-язычной (оттягивает язык вниз, при­давая ему тоническую устойчивость, способствует рас­ширению средней и задней части спинки языка), челюстно-подъязычной, подбородочно-язычной (несколько опускает переднюю часть спинки языка, способствуя образованию продольного «желобка» по спинке языка) и двубрюшной мышц:

— беззвучно, длительно, на выдохе тянуть звук [И];

— беззвучно произносить звук [И], одновременно на­жимая боковыми зубами на боковые края языка (это упражнение не только способствует расширению сред­ней и задней части спинки языка, но и является своеоб­разным приемом массажа при паретичном состоянии мышц боковых краев языка; в случае одностороннего пареза в зависимости от локализации поражения весь язык смещается вправо или влево, и боковыми зубами прикусывается соответствующая боковая сторона языка);

— открыть рот, положить кончик языка на нижнюю губу, зафиксировать его в таком положении, удержи­вая в интервале счета от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;

— открыть рот, поместить кончик языка за нижнюю губу, зафиксировать его в таком положении, удержи­вая в интервале счета от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;

— движение «слизывания» кончиком языка с ниж­ней губы внутрь ротовой полости за нижние резцы.

9. Продольных нижних мышц (осуществляют подъем спинки языка, опускают его кончик):

— придать кончику языка положение «мостика» («горки»): прижать кончик языка к нижним резцам, поднять среднюю часть спинки языка, боковые края языка при­жать к верхним боковым зубам, удерживать это положение языка в интервале счета от 1 до 5—7, опустить язык.

10. Подбородочно-язычной (передние пучки) мышцы:

— подуть на кончик плоско высунутого языка (при этом можно использовать зрительный или тактильный контроль: поднести ко рту тонкую полоску папиросной бумаги, тыльную (наружную) сторону кисти руки, что­бы почувствовать выдыхаемую центральную холодную воздушную струю), высунуть и несколько опустить кончик языка, поднести к нему пузырек, подуть на кончик языка в пузырек до образования гудящего звука.

В зависимости от вида нарушения произношения приоритетным становится развитие тех групп мышц, де­ятельность которых наиболее расстроена. Например, при губно-зубном произношении большее, внимание уде­ляется активизации крылонебной наружной мышцы, подбородочно-язычной, мышцам смеха и щечным мыш­цам; при межзубном произношении — подъязычно-языч­ной, продольным мышцам языка и т. д.

 

УПРАЖНЕНИЯ

для развития динамической координации артикуляторных движений

 

В процессе выполнения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.86.235.207 (0.065 с.)