Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Для развития артикуляторной моторики
Эти упражнения направлены на выработку необходимого объема движений, подвижности органов артикуляторного аппарата, силы, точности движений, на формирование умения удерживать артикуляторные органы в заданном положении. Развитие статики артикуляторных движений осуществляется с помощью работы основных групп мышц, придающих артикуляторным органам нормативный для русской фонетической системы артикуляторный уклад, и зависит от характера дефекта. Так, например, при формировании нормативного артикуляторного уклада звука [С] при выполнении статических артикуляторных упражнений осуществляется активизация следующих мышц: 1. Двубрюшной, челюстно-подъязычной и подбородочно-язычной мышц (опускают нижнюю челюсть вниз): — открыть рот, подержать его открытым в интервале счета от 1 до 5—7, затем закрыть. 2. Крылонебной наружной мышцы (опускает и выдвигает нижнюю челюсть вперед, сближая фронтально ряды верхних и нижних резцов): — приоткрыть рот, выдвинуть нижнюю челюсть вперед, удержать ее в таком положении в течение 5—7 секунд, вернуть в исходное положение. 3. Квадратной губной нижней (оттягивает нижнюю губу книзу) и верхней (подглазничная ветвь),(поднимает верхнюю губу вверх) мышц: — оттянуть нижнюю губу книзу, удержать в интервале счета от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние; — поднять верхнюю губу, удержать ее в интервале счета от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние. 4. Мышц смеха и щечных мышц (осуществляют оттягивание углов рта кзади): — растянуть губы в улыбку, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать их в интервале счета от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние; — растянуть в улыбке только правый (левый) уголок губы, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать ее в интервале счета от 1 до 5—7, вернуть в исходное положение. 5. Квадратной губной верхней (скуловая ветвь) мышцы (оттягивает углы губ вверх): — поднять поочередно сначала правый, затем левый уголок губы (губы при этом сомкнуты), удерживать ее в интервале счета от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние. 6. Поперечных вертикальных мышц (расслабляясь, способствуют утолщению и расширению средней и задней части спинки языка): — высунуть кончик языка, помять его губами, произнося слоги па-па-па-па. После произнесения последнего слога оставить рот приоткрытым, зафиксировав широкий язык и удерживая его в таком положении в интервале счета от 1 до 5—7;
— высунуть кончик языка между зубами, прикусывая его и произнося слоги та та та та. После произнесения последнего слога рот оставить приоткрытым, зафиксировав широкий язык и удерживая его в таком положении в интервале счета от 1 до 5—7, вернуть в исходное положение. 7. Шилоязычной мышцы (осуществляет подтягивание вверх и расширение средней и задней части спинки языка, поднимает край передней части спинки языка, способствуя образованию узкой продольной щели по центру языка): — положить кончик языка на верхнюю губу, зафиксировать такое положение и удерживать его в интервале счета от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние; — поместить кончик языка под верхнюю губу, зафиксировать его в таком положении, удерживать его в интервале счета от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние; — прижать кончик языка к верхним резцам, удерживать его в этом положении в интервале счета от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние; — движение «слизывания» кончиком языка с верхней губы внутрь ротовой полости за верхние резцы. 8. Подъязычно-язычной (оттягивает язык вниз, придавая ему тоническую устойчивость, способствует расширению средней и задней части спинки языка), челюстно-подъязычной, подбородочно-язычной (несколько опускает переднюю часть спинки языка, способствуя образованию продольного «желобка» по спинке языка) и двубрюшной мышц: — беззвучно, длительно, на выдохе тянуть звук [И]; — беззвучно произносить звук [И], одновременно нажимая боковыми зубами на боковые края языка (это упражнение не только способствует расширению средней и задней части спинки языка, но и является своеобразным приемом массажа при паретичном состоянии мышц боковых краев языка; в случае одностороннего пареза в зависимости от локализации поражения весь язык смещается вправо или влево, и боковыми зубами прикусывается соответствующая боковая сторона языка); — открыть рот, положить кончик языка на нижнюю губу, зафиксировать его в таком положении, удерживая в интервале счета от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;
— открыть рот, поместить кончик языка за нижнюю губу, зафиксировать его в таком положении, удерживая в интервале счета от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние; — движение «слизывания» кончиком языка с нижней губы внутрь ротовой полости за нижние резцы. 9. Продольных нижних мышц (осуществляют подъем спинки языка, опускают его кончик): — придать кончику языка положение «мостика» («горки»): прижать кончик языка к нижним резцам, поднять среднюю часть спинки языка, боковые края языка прижать к верхним боковым зубам, удерживать это положение языка в интервале счета от 1 до 5—7, опустить язык. 10. Подбородочно-язычной (передние пучки) мышцы: — подуть на кончик плоско высунутого языка (при этом можно использовать зрительный или тактильный контроль: поднести ко рту тонкую полоску папиросной бумаги, тыльную (наружную) сторону кисти руки, чтобы почувствовать выдыхаемую центральную холодную воздушную струю), высунуть и несколько опустить кончик языка, поднести к нему пузырек, подуть на кончик языка в пузырек до образования гудящего звука. В зависимости от вида нарушения произношения приоритетным становится развитие тех групп мышц, деятельность которых наиболее расстроена. Например, при губно-зубном произношении большее, внимание уделяется активизации крылонебной наружной мышцы, подбородочно-язычной, мышцам смеха и щечным мышцам; при межзубном произношении — подъязычно-язычной, продольным мышцам языка и т. д.
УПРАЖНЕНИЯ для развития динамической координации артикуляторных движений
В процессе выполнения
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.86.235.207 (0.065 с.) |