Согласование прилагательного с существительным 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Согласование прилагательного с существительным



 

61. «Посмотри и назови».

Логопед демонстрирует детям предметные картинки или игрушки. Детям предлагается, рассмотрев их, ответить на вопросы «какой?», «какая?», «какое?» и охарактеризовать:

— по размеру: большой, большая, большое; маленький, маленькая, маленькое;

— по форме: круглый, круглая, круглое; овальный, овальная, овальное;

— по вкусу: сладкий, сладкая, сладкое; кислый, кислая, кислое;

— по цвету: голубой, голубая, голубое; красный, красная, красное.

Картинки и игрушки:

мяч, репа, огурец, морковь, помидор, арбуз, свекла, воздушный шар, клюква, небо, лимон, дом, кукла, ведро, конфета, платье, роза.

62. «Соедини слова».

а. Перед детьми размещают предметные картинки. Логопед предлагает внимательно рассмотреть изображе­ния на них, назвать слова, которые можно употреблять со словом «большой», и составить с ними словосочетания.

Образец ответа: дом — большой дом. Картинки:

дом, стол, пила, чайник, стрела, кот, свеча, лимон, сосна, плита, стул.

б. Перед детьми размещают предметные картинки. Логопед предлагает внимательно рассмотреть изображе­ния на них, назвать слова, которые можно употреблять со словом «большая», и составить с ними словосочетания.

Образец ответа: сосна — большая сосна. Картинки:

— с ударным окончанием существительного: дом, стол, пила, чайник, стрела, кот, свеча, лимон, сосна, плита, стул;

— с безударным окончанием существительного: автобус, шуба, сумка, карандаш, роза, топор, лампа, шишка, помидор;

в. Перед детьми размещают предметные картинки. Логопед предлагает внимательно рассмотреть изображения на них, назвать слова, которые можно употреблять со словом «большое», и составить с ними словосочетания.

Образец ответа: пальто — теплое пальто.

Картинки:

— с ударным окончанием существительного: дом, стол, кольцо, пила, колесо, стрела, пальто, яйцо, све­ча, лимон, гнездо, стул, стекло;

— с безударным окончанием существительного: авто­бус, шуба, яблоко, зеркало, сумка, полотенце, карандаш, роза, дерево, топор, кресло, лампа, елка, солнце, шкаф.

63. «Разложи и назови картинки».

Перед детьми размещают предметные картинки.

а. Логопед предлагает детям объединить в одну груп­пу те картинки, про изображения на которых можно ска­зать «большой», в другую — «большая», и назвать их.

б. Логопед предлагает детям объединить в одну группу те картинки, про изображения на которых можно сказать «большой», в другую — «большое», и назвать их.

в. Логопед предлагает детям объединить в одну груп­пу те картинки, про изображения на которых можно ска­зать «большая», в другую — «большое», и назвать их.

г. Логопед предлагает детям объединить в одну груп­пу те картинки, про изображения на которых можно ска­зать «большой», во вторую — «большая», в третью — «большое», и назвать их.

Картинки:

трамвай, гриб, плита, бревно, стол, сосна, кольцо, те­левизор, колесо, свеча, пальто, чайник, яйцо, нож, гнездо, стрела, лук, стекло, перо, пенал, диван, игла, рука, шишка, стул, крыша, яблоко, нос, пень, книга, зеркало, лист, ваза, облако, арбуз, машина, сарай, дерево, тру­ба, фен, кресло, картина, ящик.

64. «Найди и назови лишнюю картинку». Логопед раздает детям по три предметные картинки.

Предлагает внимательно рассмотреть изображения на

них, выбрать лишнюю картинку, к названию которой не подходит слово «большой» («большая», «большое»), назвать ее и объяснить свой выбор. Примерный речевой материал:

— дом, стол, свеча; телевизор, сосна, кот; лампа, ка­рандаш, диван; стул, банан, ручка;

— чайник, стрела, пила; плита, свеча, ковер; книга, цветок, ягода; машина, шкаф, шишка;

— дом, дупло, колесо; диван, яйцо, перо; кресло, шкаф, зеркало; виноград, море, яблоко.

65. «Умная стрелка».

Логопед демонстрирует детям «волшебные часы» с наклеенными на цифры циферблата предметными кар­тинками. Ребенку предлагается указать волшебной стрел­кой на картинку, с названием которой можно употреб­лять слово «большой» («большая», «большое»), и соста­вить словосочетание с этими словами.

Образец ответа: шкаф — большой шкаф; сосна — большая сосна; дупло — большое дупло.

66. «Ловкий мяч».

На наборном полотне расположены картинки с изображением предметов, названия которых обозначаются существительными мужского, женского и среднего рода. Логопед, бросая ребенку мяч, произносит слово «боль­шой» («большая», «большое»). Ребенок должен выбрать картинку, название которой можно употреблять с данным словом.

Усложненный вариант задания: ребенок самостоятель­но подбирает слово без опоры на картинки.

67. «Выбери картинки».

Логопед демонстрирует детям предметные картинки и предлагает выбрать сначала те, про изображения на которых можно сказать «голубой», затем «голубая», «го­лубое», «голубые», а также «меховой — меховая — мехо­вое — меховые»; «золотой — золотая — золотое — зо­лотые». После того как дети отобрали картинки, лого­пед просит их составить предложения со словосочета­ниями.

Картинки:

ковер, кофта, небо, глаза; воротник, шуба, пальто, рукавицы; кувшин, цепочка, украшение, серьги.

68. «Назови».

Логопед предлагает детям назвать, каким может быть:

небо... трава... луна... листья...

море... валенки... лимон... роза... яблоко... машина... ежик... тучи...

69. «Опиши предмет».

Логопед предлагает детям с опорой на предметные картинки или по представлению описать предмет:

— по форме, цвету, вкусу: огурец, помидор, апельсин, банан, лимон, вишни;

— по размеру, цвету, материалу, из которого он сде­лан: ложка, нож, платье, бусы, кольцо, пирамидка.

70. «Мой—моя—мое—мои».

а. Логопед называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?»), правильно согласуй местоимение с существительным.

Примерный речевой материал:

мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка;

машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита;

ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, об­лако, зеркало, дерево, озеро, солнышко; валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья.

б. Логопед бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», либо «мое», либо «мои». Ребе­нок, возвращая мяч, называет нужное слово.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.003 с.)