В повествовательном предложении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В повествовательном предложении



1. Отработка повествовательной конструкции с ин­тонационным центром в конце предложения:

Это мой стол. Я спешу домой. Его зовут Саша. Сегодня на улице сыро. Стоит сухая погода. Мне понравилась сказка.

2. Отработка повествовательной конструкции с пе­редвижением интонационного центра в неконечную по­зицию:

Я хожу в детский сад. И мой друг ходит в детский сад. Он уехал на дачу. И его соседи уехали на дачу. В моей комнате стоит стол. И в комнате сестры сто­ит стол.

 

2. Работа над интонационной выразительностью воп­росительного предложения

 

В процессе работы детям показывается, что при вос­произведении вопросительной интонации голос резко по­вышается на слове, несущем фразовое или логическое ударение. При повторении вопроса голос еще более повы­шается и диапазон его увеличивается. Затем дети произ­носят сопряженно с логопедом, повторяют за ним, произ­носят самостоятельно предложенный речевой материал.

1. Отработка интонации вопросительного предложе­ния без вопросительного слова.

а. Резкое повышение тона в односложном слове:

 

УПРАЖНЕНИЯ

 

твой? — твой сок? стол? — там стол? дом? — твой дом? сам? — ты сам?

суп? — твой суп? нос? — это нос? сад? — там сад?

б. Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на среднем слоге:

солдаты? — там солдаты? в столовой? — он в столовой? старушка? - идет старушка? снежинки? — летят снежинки?

в. Резкое повышение тона с ударением на первом Слоге:

этот? — этот сад? очень? — очень вкусно?

весело? — вам весело? ласковый? — ласковый кот?

г. Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на последнем слоге:

письмо? — вам письмо? хорошо? — здесь хорошо? далеко? — тебе далеко? коньки? — твои коньки?

д. Выделение вопросительной интонацией слова в на­чале, середине и в конце предложения:

Можно взять санки? Все играют? Долго нам спать?

Вам все понятно? Тебе хорошо видно? Ты можешь достать сливу?

Ты идешь домой? Сказка тебе понравилась? Вы пись­мо получили?

Тебе нужна сумка? Тебе нужна сумка? Тебе нужна сумка?

2. Отработка интонации вопросительного предло­жения с вопросительным словом.

а. Выделение интонацией вопроса вопросительного слова в начале предложения:

Кто пришел? Какое сегодня число? Сколько тебе лет? Когда вы обедаете?

б. Выделение интонацией вопроса вопросительного слова в середине предложения:

Тебе сколько лет? Ты когда пойдешь гулять? Ты что будешь есть?

3. Закрепление вопросительной интонации в стихах (сопряженно с логопедом, по подражанию, самостоя­тельно).

Примерный речевой материал:

Что такое? Что случилось?
Отчего же все кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом?

(К. Чуковский)

Куда вы пропали?
Или в канаву упали?
Или шальные собаки
Вас разорвали во мраке?

(К. Чуковский)

Что за шум? Что за вой?

Как ты смеешь тут ходить,

По-турецки говорить?

Крокодилам тут ходить воспрещается.

(К. Чуковский)

Который час?
Двенадцать бьет.
Кто вам сказал?
Знакомый кот.
А мышка где?
В своем гнезде.

Чем занята?
Штанишки шьет.
Кому?

Супругу своему.
А кто ее супруг?
Барон Кукарекук.

(Французская песенка)

Что мне делать?
Как мне быть?
Отвернулись все ребята,
Не хотят со мной дружить.

Что делать после дождичка?

По лужицам скакать.

Что делать после дождичка?

Кораблики пускать.

Что делать после дождичка?

На радуге качаться.

Что делать после дождичка?

Да просто улыбаться.

(В. Данько)

— Черная курочка,
Куда ты пошла?

— На речку.

— Зачем ты пошла?

— За водичкой.

- Зачем тебе водичка?

— Цыпляток поить.

— Как цыплята просят пить?

— Пи, пи, пи...

(Потешка)

3. Работа над интонацией восклицательного предло­жения

 

В процессе работы детям показывается, что при вос­клицательной интонации голос значительно повышает­ся на логически главном слове предложения, затем не­сколько понижается. Изменение голоса при воспроиз­ведении интонации восклицательного предложения со­провождается соответствующим движением руки и обо­значается графически.

 

УПРАЖНЕНИЯ

 

1. Отработка интонации восклицательного предло­жения на материале междометий с использованием кар­тинок и стихов.

Читаются стихи, дети проговаривают с восклицатель­ной интонацией только междометия и звукоподражания:

Но, увидев усача,
Ай!-Ай! Аи!
Звери дали стрекоча.
Ай!-Ай! Ай!

По лесам, по полям разбежалися,
Тараканьих усов испугалися.
...Но однажды поутру
Прискакала кенгуру,
Увидала усача.
Закричала сгоряча:
Разве это великан?
Ха!-Ха!-Ха!

Это просто таракан!
Ха!-Ха!-Ха!

(К. Чуковский)

Гуси начали опять
По-гусиному кричать: ГА-ГА-ГА!
Кошки замурлыкали: МУР МУР МУР!
Птицы зачирикали: ЧИК-ЧИРИК!
Лошади заржали: И-И-И!
Мухи зажужжали: Ж-Ж-Ж!
Лягушата квакают: КВАКВА-КВА!
А утята крякают: КРЯ-КРЯ-КРЯ!
Поросята хрюкают: ХРЮ-ХРЮ-ХРЮ!
Мурочку баюкают
Милую мою:
Баюшки баю!
Баюшки-баю!

(К. Чуковский)

Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки:
Туки-туки-туки-тук!
Туки-туки-туки-тук!
И постукивают,
И похрюкивают:
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
Хрюки хрюки хрюки хрюк!

(К. Чуковский)

На улице две курицы
С петухом дерутся.
Две маленькие девочки
Смотрят и смеются:
Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!
Ой! Как жалко петуха!
Бабка охает и стонет:
Ой! Белье мое утонет.
Ой! Попала я в беду.
Ой! Спасите! Пропаду!

(С. Михалков)

2. Отработка интонации восклицательного предло­жения, выражающей обращение, требование, восклица­ние (проговаривать сопряженно с логопедом, повторять за ним, произносить самостоятельно).

Примерный речевой материал:

Саша! Смотри! Соня, дай сумку! Спутник летит! Как хорошо здесь! Какая красивая кукла! Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!

3. Закрепление интонации восклицательного пред­ложения в стихах.

Катит лыжа впереди,
Я — за лыжей позади.
Я кричу ей: «Погоди!
Лыжа, лыжа, не кати!»
Я кричу ей: «Хватит!»
А она все катит.
Правую лыжу
Я уже не вижу.

(Э. Мошковская)

«Мама! Мама! Посмотри!
Я пускаю пузыри.
Желтый, красный, голубой —
В каждом я и ты со мной.
Посмотри-ка, посмотри!» —
Просит маму Галка.
Ой, а где же пузыри?
Лопнули, как жалко.

(Ф. Бобылёв)

И вскричал Гиппопотам:
— Что за стыд, что за срам!
Эй, быки и носороги,
Выходите из берлоги
И врага на рога
Поднимите-ка!

(К. Чуковский)

Бармалей, Бармалей, Бармалей!
Выходи, Бармалей, поскорей!
Этих гадких детей, Бармалей,
Не жалей, Бармалей, не жалей!

(К. Чуковский)

Не плачь! Не плачь!
Куплю калач!
Не плачь, дорогой!
Куплю другой!
Не плачь, не кричи!
Куплю три!

 

4. Дифференциация интонационных структур пред­ложений в экспрессивной речи

Эта работа проводится на материале считалок, диа­логов, игр-инсценировок, сказок, разыгрываемых по ролям. Дети должны учиться подражать голосам, инто­нациям героев.

Примерный речевой материал: «Дядя Степа» (С. Ми­халков), «Волк и лиса», «Разговор лягушек» (переводы английских баллад С. Маршака), «Телефон», «Путани­ца», «Айболит», «Федорино горе» (К. Чуковский), «Де­вочка-ревушка» (А. Барто), «Три медведя» (Л. Н. Тол­стой), русские народные сказки и т. д.

 

МЕТОДИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

 

IV. Формирование восприятия устной речи

 

Логопедическая работа по преодолению фонематиче­ских нарушений у дошкольников со стертой дизартрией осуществляется с учетом следующих положений:

1. Современные представления о многоуровневой структуре процесса восприятия речи (Н. И. Жинкин,

И. А. Зимняя, В. И. Галунов, Л. А. Чистович, Е. Н. Винарская и т. д.).

Процесс восприятия речи включает такие уровни, как сенсорный, перцептивный, языковой, смысловой. Функционирование каждого последующего уровня ос­новывается на результатах анализа речевого воздействия предыдущего уровня. При этом на более высоких уров­нях осуществляется сжатое описание сообщения, но по более существенным признакам. В процессе восприятия речи можно выделить ступени собственно слухового вос­приятия (долингвистические) и лингвистические ступе­ни. Конечным звеном лингвистических ступеней яв­ляется расшифровка смысла речевого сообщения.

2. Положение о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка.

Психологические данные о соотношении элементар­ных и высших психических функций в процессе онто­генеза свидетельствуют о том, что на первоначальных этапах развития сложная психическая деятельность опи­рается на более элементарные функции. На поздних этапах формирования высшие психические функции представляют собой сложную структуру и реализуются с участием более высоких уровней психической деятель­ности. Таким образом, можно говорить о том, что фоне­матические функции (дифференциация фонем, фонематический анализ и синтез) опираются в своем развитии на достаточно сформированные элементарные функции восприятия речи.

3. Научные данные об этапах развития фонемати­ческих функций в онтогенезе.

Основываясь на закономерностях формирования фоне­матических функций в онтогенезе, работа по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза ведется в определенной последовательности: выделение звука на фоне слога и слова; выделение первого и последнего зву­ков слова; выделение звука в середине слова; определение последовательности и количества звуков; определение местоположения звука в слове по отношению к другим.

Основное внимание в методике формирования вос­приятия устной речи направлено на развитие дифферен­циации как смыслоразличительных (фонематических) признаков, так и признаков, не являющихся смыслоразличительными (фонетических).

При разработке данной методики использованы в адап­тированном варианте некоторые приемы и методы, опи­санные в работах В. К. Орфинской, Д. Б. Эльконина, Е. Ф. Соботович, Р. И. Лалаевой.

Работа по преодолению фонематических нарушений проводится поэтапно.

 

I ЭТАП. Формирование восприятия устной речи на фонетическом уровне

 

Задачами этого этапа являются:

— развитие распознавания звуков речи, т. е. воспри­ятия устной речи на сенсомоторном уровне;

— развитие стимулирующей функции речеслухового анализатора (формирование четкого слухового обра­за звука);

— формирование слухового контроля за качеством собственного произношения;

— создание благоприятных условий для последующе­го формирования фонематических функций.

Логопедическая работа на данном этапе проводится в двух направлениях.

 

1. Формирование восприятия устной речи в процес­се имитации слогов

 

Выбор метода имитации слогов является достаточно эффективным при развитии распознавания и различе­ния звуков на элементарном (сенсомоторном) уровне, так как дает возможность исключить избыточность инфор­мации, встречное моделирование, смысловую догадку,

играющих существенную роль при восприятии семан­тически значимых единиц. Методом имитации слогов у детей формируется навык аудирования (направленного восприятия звуков речи), способствующий развитию умения слушать и слышать речевой материал.

В работе используются тестовые слоговые таблицы А. С. Штерн и Н. Б. Покровского.

1. Работа с таблицами, включающими слоги типа СГ (согласный — гласный):

 

 

по во ни фе е чо цэ ме ке бе
ми су гы е ро че те бу ча рю
тэ та зы жо ге цы ма фо фе бя
пе вы зу хи хе ки МО ра се пя
ди да жа лю ца хы то хи ню бе
ме ры фу зю хю на тю зе га хе

 

2. Работа с таблицами, включающими слоги типа ГС (гласный — согласный):

 

ан ик ут ыц ор уф ин ам ол юс
ал уч оп уп ус эт ац эт ач ин
ит ом ак эл ац ап ок оф эх ис
ыл ат он эк от ал ас ип эт ум
ур ач ун эм ыр ыц оф ош ир оп
ух иш ор ап ык ин эт ом уч ыл

 

3. Работа с таблицами, включающими слоги типа СГС, ССГ, СГСС, ССГС, ГСС:

 

рек ниц зном рыс гек
зырь чтуй быс тет скес
фок щусь хул штай изм
дам пюм кац бек чинь
стар бань вюр нах бем
тапь зуф треп меф пась
мофь лям гоф сях рац
цват трюль нуц рель ший
щурь луф фиш сузнь прень
сах десь жус цой лорь

При необходимости из этих таблиц можно созда­вать новые путем изменения порядка слогов по таб­лице случайных чисел или порядка чтения столбцов и строк.

Работа со слоговыми таблицами включается в струк­туру логопедических занятий и проводится в игровой форме.

Например, логопед рассказывает детям о волшебной стране, в которой живут маленькие волшебные человеч­ки. Он говорит, что эти человечки очень похожи на нас: они так же одеваются, живут в таких же домах, так же ходят, смеются, огорчаются. Только все у них очень маленькое и сами они очень маленькие. А вот разгова­ривают эти человечки совсем не так, как мы. У них свой волшебный язык. Логопед предлагает детям совершить путешествие в волшебную страну. Но для этого нужно научиться разговаривать на волшебном языке. На столе перед детьми конструируется волшебная страна и фи­гурки волшебных человечков. Дети вместе с логопедом «учат» волшебный язык. Логопед называет слоги, дети их воспроизводят. Если ребенок неправильно воспроиз­водит предъявленный слог, волшебный человечек убе­гает. Остальные дети исправляют допущенную ребенком ошибку. После этого он вновь воспроизводит слог. При правильном воспроизведении слога волшебный челове­чек возвращается. Игра продолжается.

 

2. Формирование восприятия устной речи в процес­се различения правильно и искаженно произнесенного звука

1. Распознавание искаженного произношения, отли­чающегося от собственного, в чужой речи (взрослого или ребенка).

Развитие слухового контроля осуществляется одно­временно с формированием правильного артикуляторного уклада звука, с использованием зрительного вос­приятия тактильных и кинестетических ощущений.

Логопед читает детям небольшой рассказ (например, «Свинья в гостях» из книги «Букваренок» Г. Юдина) и задает вопрос: «Какой звук вы чаще всего слышали? Послушайте, как он звучит» (четко и длительно произ­носит звук, сравнивая его с каким-либо неречевым зву­чанием. Например: «С—С—С—С — течет из крана струй­ка воды»). Затем, закрывая нижнюю часть лица и чере­дуя правильное и искаженное произношение, логопед произносит слоги различной структуры, с различными гласными; слова, в которых нужный звук встречается в разных по трудности фонетических условиях. Ребенок, услышав дефектное произношение звука, поднимает фла­жок, сигнализируя об этом.

Затем проводится игра «Капризный телефон». Одно­му ребенку поручается роль ведущего. Остальные дети, имеющие нормативное или искаженное произношение звука, отличное от произношения ведущего, получают картинки, названия которых содержат как правильно произносимые детьми звуки, так и заданный звук. Ло­гопед предлагает игру: «Сейчас мы будем звонить Кате по телефону и рассказывать, какие картинки у нас есть. Только вот телефон иногда капризничает. Катя должна внимательно слушать и определить, капризничал теле­фон или нет. Если телефон работает хорошо, то Катя услышит, что все звуки в слове произнесены верно. Если телефон капризничает, то Катя услышит, что не все звуки в слове произнесены правильно». Взяв телефон­ную трубку и закрыв нижнюю часть лица экраном, каж­дый ребенок называет громко и четко изображенное на своей картинке. Ведущий определяет, правильно или нет было произнесено слово. Если ведущий ошибается, то он уступает свое место другому ребенку, и игра про­должается.

2. Распознавание искаженного произношения, анало­гичного собственному, в чужой речи.

Работа проводится в той же последовательности и теми же приемами, которые описаны в п. 1. Но при этом логопед имитирует произношение, аналогичное иска­женному произношению ребенка, или просит детей, име­ющих такой же, как у ведущего, дефект, назвать изоб­раженное на своих картинках.

 

II ЭТАП. Формирование восприятия устной речи на фонологическом уровне

 

В связи с тем что четкие фонематические представ­ления о звуковом составе языка способствуют совершен­ствованию правильного произношения (особенно в про­цессе автоматизации звуков речи), в задачу этого этапа входит развитие функций фонематической системы.

Формирование фонематических функций осуществ­ляется в двух направлениях: развитие фонематическо­го восприятия (дифференциации фонем) и развитие фо­нематического анализа и синтеза.

Работа на этом этапе начинается с последовательно­го уточнения произносительного и слухового образов отрабатываемого звука и ведется в трех направлениях.

 

1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зритель­ное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения

 

При уточнении правильной артикуляции звука, например [С], обращается внимание на работу артикуля­торных органов при его произнесении: губы растянуты в улыбке, кончик языка располагается за нижними резцами. Для закрепления зрительного образа звука детям предлагаются изображения-символы: губы, растянутые в улыбку; язык с опущенным вниз копчиком.

Формирование умения кинестетически ощущать положение кончика языка (приподнят или опущен) осу­ществляется в процессе сравнения звука [С] со звуком [Т]. С помощью тактильного ощущения уточняется, что при произнесении этого звука образуется центральная узкая и холодная воздушная струя, голосовые складки

не вибрируют. Слуховой образ звука [С] сравнивается с неречевым звучанием (с выходящим из шарика возду­хом или вытекающей из крана струйкой воды). Поло­жение языка при произнесении звука [С] подкрепляет­ся определенным положением руки и обозначается гра­фически так: .

 

2. Выделение звука на фоне слога

 

Детям предлагается ряд слогов, из которых нужно выделить заданный звук (например, поднять флажок, если в слоге слышится звук [С]). После формирования правильного произношения этого звука проводится его выделение из слога (предлагаемые слоги: да, са, мы, ла, со, ну, ра, сы, ак, ум, ос, ыр, ас и т. д.). Слоги не должны содержать оппозиционных звуков.

 

3. Выделение звука на фоне слова

 

Эта работа проводится на материале слов, содержа­щих данный звук и не имеющих его. Исключаются сло­ва со сходными акустически и смешиваемыми в произ­ношении звуками.

Предлагаются следующие упражнения.

 

УПРАЖНЕНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.048 с.)