Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В повествовательном предложении
1. Отработка повествовательной конструкции с интонационным центром в конце предложения: Это мой стол. Я спешу домой. Его зовут Саша. Сегодня на улице сыро. Стоит сухая погода. Мне понравилась сказка. 2. Отработка повествовательной конструкции с передвижением интонационного центра в неконечную позицию: Я хожу в детский сад. И мой друг ходит в детский сад. Он уехал на дачу. И его соседи уехали на дачу. В моей комнате стоит стол. И в комнате сестры стоит стол.
2. Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения
В процессе работы детям показывается, что при воспроизведении вопросительной интонации голос резко повышается на слове, несущем фразовое или логическое ударение. При повторении вопроса голос еще более повышается и диапазон его увеличивается. Затем дети произносят сопряженно с логопедом, повторяют за ним, произносят самостоятельно предложенный речевой материал. 1. Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова. а. Резкое повышение тона в односложном слове:
УПРАЖНЕНИЯ
твой? — твой сок? стол? — там стол? дом? — твой дом? сам? — ты сам? суп? — твой суп? нос? — это нос? сад? — там сад? б. Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на среднем слоге: солдаты? — там солдаты? в столовой? — он в столовой? старушка? - идет старушка? снежинки? — летят снежинки? в. Резкое повышение тона с ударением на первом Слоге: этот? — этот сад? очень? — очень вкусно? весело? — вам весело? ласковый? — ласковый кот? г. Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на последнем слоге: письмо? — вам письмо? хорошо? — здесь хорошо? далеко? — тебе далеко? коньки? — твои коньки? д. Выделение вопросительной интонацией слова в начале, середине и в конце предложения: Можно взять санки? Все играют? Долго нам спать? Вам все понятно? Тебе хорошо видно? Ты можешь достать сливу? Ты идешь домой? Сказка тебе понравилась? Вы письмо получили? Тебе нужна сумка? Тебе нужна сумка? Тебе нужна сумка? 2. Отработка интонации вопросительного предложения с вопросительным словом. а. Выделение интонацией вопроса вопросительного слова в начале предложения: Кто пришел? Какое сегодня число? Сколько тебе лет? Когда вы обедаете?
б. Выделение интонацией вопроса вопросительного слова в середине предложения: Тебе сколько лет? Ты когда пойдешь гулять? Ты что будешь есть? 3. Закрепление вопросительной интонации в стихах (сопряженно с логопедом, по подражанию, самостоятельно). Примерный речевой материал: Что такое? Что случилось? (К. Чуковский) Куда вы пропали? (К. Чуковский) Что за шум? Что за вой? Как ты смеешь тут ходить, По-турецки говорить? Крокодилам тут ходить воспрещается. (К. Чуковский) Который час? Чем занята? Супругу своему. (Французская песенка) Что мне делать? Что делать после дождичка? По лужицам скакать. Что делать после дождичка? Кораблики пускать. Что делать после дождичка? На радуге качаться. Что делать после дождичка? Да просто улыбаться. (В. Данько) — Черная курочка, — На речку. — Зачем ты пошла? — За водичкой. - Зачем тебе водичка? — Цыпляток поить. — Как цыплята просят пить? — Пи, пи, пи... (Потешка) 3. Работа над интонацией восклицательного предложения
В процессе работы детям показывается, что при восклицательной интонации голос значительно повышается на логически главном слове предложения, затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении интонации восклицательного предложения сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Отработка интонации восклицательного предложения на материале междометий с использованием картинок и стихов. Читаются стихи, дети проговаривают с восклицательной интонацией только междометия и звукоподражания: Но, увидев усача, По лесам, по полям разбежалися,
Это просто таракан! (К. Чуковский) Гуси начали опять (К. Чуковский) Как на пишущей машинке (К. Чуковский) На улице две курицы (С. Михалков) 2. Отработка интонации восклицательного предложения, выражающей обращение, требование, восклицание (проговаривать сопряженно с логопедом, повторять за ним, произносить самостоятельно). Примерный речевой материал: Саша! Смотри! Соня, дай сумку! Спутник летит! Как хорошо здесь! Какая красивая кукла! Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо! 3. Закрепление интонации восклицательного предложения в стихах. Катит лыжа впереди, (Э. Мошковская) «Мама! Мама! Посмотри! (Ф. Бобылёв) И вскричал Гиппопотам: (К. Чуковский) Бармалей, Бармалей, Бармалей! (К. Чуковский) Не плачь! Не плачь!
4. Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи Эта работа проводится на материале считалок, диалогов, игр-инсценировок, сказок, разыгрываемых по ролям. Дети должны учиться подражать голосам, интонациям героев. Примерный речевой материал: «Дядя Степа» (С. Михалков), «Волк и лиса», «Разговор лягушек» (переводы английских баллад С. Маршака), «Телефон», «Путаница», «Айболит», «Федорино горе» (К. Чуковский), «Девочка-ревушка» (А. Барто), «Три медведя» (Л. Н. Толстой), русские народные сказки и т. д.
МЕТОДИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
IV. Формирование восприятия устной речи
Логопедическая работа по преодолению фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией осуществляется с учетом следующих положений: 1. Современные представления о многоуровневой структуре процесса восприятия речи (Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, В. И. Галунов, Л. А. Чистович, Е. Н. Винарская и т. д.). Процесс восприятия речи включает такие уровни, как сенсорный, перцептивный, языковой, смысловой. Функционирование каждого последующего уровня основывается на результатах анализа речевого воздействия предыдущего уровня. При этом на более высоких уровнях осуществляется сжатое описание сообщения, но по более существенным признакам. В процессе восприятия речи можно выделить ступени собственно слухового восприятия (долингвистические) и лингвистические ступени. Конечным звеном лингвистических ступеней является расшифровка смысла речевого сообщения.
2. Положение о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка. Психологические данные о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе онтогенеза свидетельствуют о том, что на первоначальных этапах развития сложная психическая деятельность опирается на более элементарные функции. На поздних этапах формирования высшие психические функции представляют собой сложную структуру и реализуются с участием более высоких уровней психической деятельности. Таким образом, можно говорить о том, что фонематические функции (дифференциация фонем, фонематический анализ и синтез) опираются в своем развитии на достаточно сформированные элементарные функции восприятия речи. 3. Научные данные об этапах развития фонематических функций в онтогенезе. Основываясь на закономерностях формирования фонематических функций в онтогенезе, работа по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза ведется в определенной последовательности: выделение звука на фоне слога и слова; выделение первого и последнего звуков слова; выделение звука в середине слова; определение последовательности и количества звуков; определение местоположения звука в слове по отношению к другим. Основное внимание в методике формирования восприятия устной речи направлено на развитие дифференциации как смыслоразличительных (фонематических) признаков, так и признаков, не являющихся смыслоразличительными (фонетических). При разработке данной методики использованы в адаптированном варианте некоторые приемы и методы, описанные в работах В. К. Орфинской, Д. Б. Эльконина, Е. Ф. Соботович, Р. И. Лалаевой. Работа по преодолению фонематических нарушений проводится поэтапно.
I ЭТАП. Формирование восприятия устной речи на фонетическом уровне
Задачами этого этапа являются: — развитие распознавания звуков речи, т. е. восприятия устной речи на сенсомоторном уровне; — развитие стимулирующей функции речеслухового анализатора (формирование четкого слухового образа звука); — формирование слухового контроля за качеством собственного произношения;
— создание благоприятных условий для последующего формирования фонематических функций. Логопедическая работа на данном этапе проводится в двух направлениях.
1. Формирование восприятия устной речи в процессе имитации слогов
Выбор метода имитации слогов является достаточно эффективным при развитии распознавания и различения звуков на элементарном (сенсомоторном) уровне, так как дает возможность исключить избыточность информации, встречное моделирование, смысловую догадку, играющих существенную роль при восприятии семантически значимых единиц. Методом имитации слогов у детей формируется навык аудирования (направленного восприятия звуков речи), способствующий развитию умения слушать и слышать речевой материал. В работе используются тестовые слоговые таблицы А. С. Штерн и Н. Б. Покровского. 1. Работа с таблицами, включающими слоги типа СГ (согласный — гласный):
2. Работа с таблицами, включающими слоги типа ГС (гласный — согласный):
3. Работа с таблицами, включающими слоги типа СГС, ССГ, СГСС, ССГС, ГСС:
При необходимости из этих таблиц можно создавать новые путем изменения порядка слогов по таблице случайных чисел или порядка чтения столбцов и строк. Работа со слоговыми таблицами включается в структуру логопедических занятий и проводится в игровой форме. Например, логопед рассказывает детям о волшебной стране, в которой живут маленькие волшебные человечки. Он говорит, что эти человечки очень похожи на нас: они так же одеваются, живут в таких же домах, так же ходят, смеются, огорчаются. Только все у них очень маленькое и сами они очень маленькие. А вот разговаривают эти человечки совсем не так, как мы. У них свой волшебный язык. Логопед предлагает детям совершить путешествие в волшебную страну. Но для этого нужно научиться разговаривать на волшебном языке. На столе перед детьми конструируется волшебная страна и фигурки волшебных человечков. Дети вместе с логопедом «учат» волшебный язык. Логопед называет слоги, дети их воспроизводят. Если ребенок неправильно воспроизводит предъявленный слог, волшебный человечек убегает. Остальные дети исправляют допущенную ребенком ошибку. После этого он вновь воспроизводит слог. При правильном воспроизведении слога волшебный человечек возвращается. Игра продолжается.
2. Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произнесенного звука 1. Распознавание искаженного произношения, отличающегося от собственного, в чужой речи (взрослого или ребенка). Развитие слухового контроля осуществляется одновременно с формированием правильного артикуляторного уклада звука, с использованием зрительного восприятия тактильных и кинестетических ощущений. Логопед читает детям небольшой рассказ (например, «Свинья в гостях» из книги «Букваренок» Г. Юдина) и задает вопрос: «Какой звук вы чаще всего слышали? Послушайте, как он звучит» (четко и длительно произносит звук, сравнивая его с каким-либо неречевым звучанием. Например: «С—С—С—С — течет из крана струйка воды»). Затем, закрывая нижнюю часть лица и чередуя правильное и искаженное произношение, логопед произносит слоги различной структуры, с различными гласными; слова, в которых нужный звук встречается в разных по трудности фонетических условиях. Ребенок, услышав дефектное произношение звука, поднимает флажок, сигнализируя об этом. Затем проводится игра «Капризный телефон». Одному ребенку поручается роль ведущего. Остальные дети, имеющие нормативное или искаженное произношение звука, отличное от произношения ведущего, получают картинки, названия которых содержат как правильно произносимые детьми звуки, так и заданный звук. Логопед предлагает игру: «Сейчас мы будем звонить Кате по телефону и рассказывать, какие картинки у нас есть. Только вот телефон иногда капризничает. Катя должна внимательно слушать и определить, капризничал телефон или нет. Если телефон работает хорошо, то Катя услышит, что все звуки в слове произнесены верно. Если телефон капризничает, то Катя услышит, что не все звуки в слове произнесены правильно». Взяв телефонную трубку и закрыв нижнюю часть лица экраном, каждый ребенок называет громко и четко изображенное на своей картинке. Ведущий определяет, правильно или нет было произнесено слово. Если ведущий ошибается, то он уступает свое место другому ребенку, и игра продолжается. 2. Распознавание искаженного произношения, аналогичного собственному, в чужой речи. Работа проводится в той же последовательности и теми же приемами, которые описаны в п. 1. Но при этом логопед имитирует произношение, аналогичное искаженному произношению ребенка, или просит детей, имеющих такой же, как у ведущего, дефект, назвать изображенное на своих картинках.
II ЭТАП. Формирование восприятия устной речи на фонологическом уровне
В связи с тем что четкие фонематические представления о звуковом составе языка способствуют совершенствованию правильного произношения (особенно в процессе автоматизации звуков речи), в задачу этого этапа входит развитие функций фонематической системы. Формирование фонематических функций осуществляется в двух направлениях: развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем) и развитие фонематического анализа и синтеза. Работа на этом этапе начинается с последовательного уточнения произносительного и слухового образов отрабатываемого звука и ведется в трех направлениях.
1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения
При уточнении правильной артикуляции звука, например [С], обращается внимание на работу артикуляторных органов при его произнесении: губы растянуты в улыбке, кончик языка располагается за нижними резцами. Для закрепления зрительного образа звука детям предлагаются изображения-символы: губы, растянутые в улыбку; язык с опущенным вниз копчиком. Формирование умения кинестетически ощущать положение кончика языка (приподнят или опущен) осуществляется в процессе сравнения звука [С] со звуком [Т]. С помощью тактильного ощущения уточняется, что при произнесении этого звука образуется центральная узкая и холодная воздушная струя, голосовые складки не вибрируют. Слуховой образ звука [С] сравнивается с неречевым звучанием (с выходящим из шарика воздухом или вытекающей из крана струйкой воды). Положение языка при произнесении звука [С] подкрепляется определенным положением руки и обозначается графически так: .
2. Выделение звука на фоне слога
Детям предлагается ряд слогов, из которых нужно выделить заданный звук (например, поднять флажок, если в слоге слышится звук [С]). После формирования правильного произношения этого звука проводится его выделение из слога (предлагаемые слоги: да, са, мы, ла, со, ну, ра, сы, ак, ум, ос, ыр, ас и т. д.). Слоги не должны содержать оппозиционных звуков.
3. Выделение звука на фоне слова
Эта работа проводится на материале слов, содержащих данный звук и не имеющих его. Исключаются слова со сходными акустически и смешиваемыми в произношении звуками. Предлагаются следующие упражнения.
УПРАЖНЕНИЯ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.048 с.) |