Определение места звука по отношению к другим звукам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение места звука по отношению к другим звукам



 

При формировании указанного действия с детьми проводится работа по анализу слова, выяснению, какой звук слышится в слове перед заданным и после задан­ного звука. Детям предлагается самим подобрать слова, в которых перед заданным звуком или после него слы­шатся определенные звуки.

В процессе формирования элементарных форм фоне­матического анализа учитывается, что для выделения звука на фоне слова, вычленения его из слова важное значение имеет позиция звука в слове, характер звука, а также произносительные особенности звукового ряда.

При подборе дидактического и речевого материала учитывается, что согласные звуки легче распознаются, если они находятся в прямом слоге в начале или в сере­дине слова, в обратном слоге в конце слова; труднее — если они находятся в обратном слоге в середине слова, а также в стечении с другими согласными звуками. Труд­ность выделения звука на фоне слова нарастает с увели­чением звукового ряда.

В процессе формирования более сложных форм фо­нематического анализа учитывается фонетическая труд­ность слова и осуществляется переход от опоры на проговаривание слова к формированию фонематического анализа в умственном плане, без опоры на проговаривание. Во всех случаях речевой материал исключает фонетически сходные звуки.

При формировании фонематических функций в про­цессе выполнения предложенных заданий рекомендует­ся следующее содержание и последовательность предъявления речевого материала (на примере звука [С]).

1. Слоги структуры типа [СГ] (согласный — глас­ный): та, са, мы, ли, со, ру, сы, ка, су, ко, са, вы и т. д.

2. Односложные слова без стечения согласных зву­ков, состоящие из закрытого слога: сад, так, сок, суп, пыль, сыр, мак, дом, сон, рак, сын, лак, дым, нос, лес и т. д.

3. Двусложные слова, состоящие; из двух открытых слогов: сало, мама, лапа, рана, сани, сода, луна, рука, сухо, сыро, весы, Соня, коса, вата, несу, оса, лиса, дыра и т. д.

4. Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов: сахар, кубок, сокол, гамак, сурок, по вар, сынок, сухой, топор, сырой, сытый и т. д.

5. Двусложные слова со стечением согласных зву­ков на стыке слогов: санки, марка, сумка, утка, сопка, сотня, карман, сундук, сырки, полка, сукно, сугроб, лесной, весна и т. д.

6. Односложные слова со стечением согласных зву­ков в начале слова: стол, стук, крот, сто, сталь, гром, сноп, свой, смог, враг, брат, слух, слон, спор, друг и т. д.

7. Односложные слова со стечением согласных зву­ков в конце слова: куст, мост, волк, пост, наст, пласт, лист, танк, полк, тигр и т. д.

8. Двусложные слова со стечением согласных зву­ков в начале слова: слава, столы, стулья, трава, ска­ла, свая, слоны, слово, дрова, стакан, скатерть, крыло, спутать и т. д.

9. Двусложные слова со стечением согласных зву­ков в начале и середине слова: ставни, спутник, словно, смуглый, столько, правда, ступка, славный, клумба, кружка и т. д.

10. Трехсложные слова: самолет, полоса, сарафан, посуда, кастрюля, капуста, старики, скамейка, настойка и т. д.

Работа по развитию более сложных форм фонемати­ческого анализа способствует совершенствованию слухопроизносительных дифференцировок. После отработ­ки отдельного звука по указанному плану проводится его сопоставление с другими звуками: сначала с артикуляторно близкими, но акустически далекими, затем с артикуляторно и акустически близкими.

В качестве примера предлагается описание последо­вательности логопедической работы по дифференциации звуков [С] и [3].

 

Дифференциация звуков [С] и [3] в слогах

 

1. «Скажи наоборот».

Логопед бросает детям по очереди мяч, произнося при этом слоги различной структуры со звуком [С] или [3]. Ребенок, поймавший мяч, бросает его обратно, изменяя звук в слоге: са — за, зу — су, аса — аза, озо — осо и т. д.

2. «Телефон».

Дети делятся на две команды. Логопед называет сло­говой ряд (са-за-са; са-са-за; за-за-са; са-зу-са; зы-со-со;

со-зу-сы и т. д.), который дети должны воспроизвести, передавая друг другу от первого участника команды к последнему. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок воспроизведет слоговой ряд.

3. «Веселые картинки».

Ребенку демонстрируются картинки с изображени­ем лица с вытянутыми вперед губами (звук [У]), с изоб­ражением струи воды, вытекающей из крана (звук [С]), с изображением комара (звук [3]). Логопед раскладывает картинки в различной последовательности и просит ре­бенка назвать соответствующий расположению картинок слог. Затем по заданию логопеда ребенок сам составляет слоги, преобразуя их путем перестановки картинок.

4. Поднять соответствующую картинку (кран с во­дой, комар) после произнесения логопедом слогов со зву­ками [С] и [3].

5. Подобрать слоги со звуками [С] и [3] и заданным гласным звуком.

 

Дифференциация звуков [С] и [3] в словах

 

1. «Кто внимательнее?»

Логопед произносит ряд слов со звуками [С] и [3], находящимися в разной фонетической позиции. Если в слове есть звук [С], дети поднимают синий кружок, если звук [3] — зеленый: сумка, заика, зуб, ваза, коса, носки, рис, забор, коза, автобус, насос, базар, звезда, ананас и т. д.

2. Разложить картинки в два ряда: в первый — кар­тинки со звуком [С], во второй — со звуком [3].

3. Назвать пары слов. Определить, какие звуки в каж­дой паре разные: суп — зуб, коса — коза, собор — забор.

4. Добавить в предложение нужное по смыслу слово.

Дети ели вкусный..
У Зои разболелся...

(зуб, суп)

У Сони русая...
В сад забрела...

(коса, коза)

Помидоры надо... рассолом.
Надо... на зиму капусту.

(солить, залить)

У больного красный...
Начался весенний...

(сев, зев)

Дедушка поставил высокий...

Архитектор построил красивый... (забор, собор)

5. «Воздушные шары».

На картинке изображены девочки Зоя и Соня, дер­жащие в руках воздушные шары. Детям предлагается украсить воздушные шары, выбрав из раздаточного ма­териала соответствующие картинки: Зое — со звуком [3], Соне — со звуком [С].

6. Детям предлагаются карточки, разделенные по­середине горизонтальной чертой. Верхняя половина кар­точки заполняется картинками, в названии которых встречается звук [С], нижняя — картинками, в назва­нии которых есть звук [3].

7. «Ромашки».

Детям предлагается составить из лепестков две ро­машки. На лепестках изображены картинки, в назва­нии которых встречается либо звук [С], либо звук [3]. Ребенок берет лепесток, называет картинку, определя­ет, какой из заданных звуков есть в этом слове ([С] или [3]), его местоположение и кладет лепесток к сердцеви­не соответствующей ромашки.

8. Подобрать слова со звуком [С] или [3] в начале слова.

9. Подобрать слова со звуком [С] или [3] в середине слова.

10. Отгадать загадки. Определить, какой звук ([С] или [3]) встречается в отгадке, назвать его местоположение.

Зимой на земле лежал,
Весной в реку побежал.

(Снег)

Сложишь — клин,
Развернешь — блин.

(Зонт)

С хозяйкой дружит,
А на чужих лает,
В дом не пускает.

(Собака)

Два братца

Через дорожку живут,

А никогда не видятся.

(Глаза)

Сто одежек,

И все без застежек.

(Капуста)

По земле ползет,

А к себе не подпускает.

(Змея)

11. «Кому письмо?»

На столе две игрушки: собака и зайка. Логопед гово­рит детям, что игрушкам пришли письма, но почтальон не знает, кому какое письмо доставить, и просит детей помочь. На конвертах есть марки с картинками, в на­звании которых встречается звук [С] или звук [3]. Ребе­нок должен назвать картинку на марке, определить, какой звук есть в ее названии и, соответственно, кому адресовано это письмо.

12. «Закончи стихотворение».

Логопед читает стихотворение. Ребенок добавляет недостающее слово, определяет, какой звук встречает­ся в этом слове и его местоположение.

Вещунья белобока,
А зовут ее... (сорока).

Зайку бросила хозяйка —

Под дождем остался... (зайка).

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую... (лису).

Ходит по лесу хорек,
Хищный, маленький... (зверек).

Эй, не стойте слишком близко -
Я тигренок, а не... (киска).

Зайка громко барабанит:

Он серьезным делом... (занят).

Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для... (нас).

Каждый тут в лесу талант —
И певец, и... (музыкант).

Кто один имеет рог?
Отгадайте —... (носорог).

Телефон опять звонит.
От него в ушах... (звенит).

13. Составить графические схемы слов с заданными звуками. Обозначить на схемах звук [С] синим круж­ком, звук [3] — зеленым.

14. Подобрать картинки со звуками [С] и [3] к пред­ложенным схемам.

15. «Четвертый — лишний».

Логопед говорит: «Мы в игру с тобой играем, слово к слову подбираем: санки, сумка, миска, зонт. Кто тут лишний - выйди вон». Детям предлагается найти и назвать липшее слово, обосновав свой выбор.

 

 

Глава 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.015 с.)