Обогащение словаря и уточнение значения слова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обогащение словаря и уточнение значения слова



 

1. «Соберем урожай». Детям раздаются разрезные картинки с изображени­ем частей овощей и фруктов и две корзинки. Сложив разрезную картинку, ребенок называет ее, определяет, овощ это или фрукт, и кладет в соответствующую кор­зинку.

2. «Кому что?»

Логопед рассказывает детям о двух девочках: «Катя и Таня были в магазине и сделали покупки. Катя купи­ла новую одежду, а Таня купила посуду. Продавец сло­жил покупки в одну коробку. И теперь Катя и Таня не могут поделить их и просят вас помочь им». Дети по очереди достают из коробки предметы, показывают всем, называют их и передают хозяйке (Кате или Тане), объяс­няя свой выбор.

3. «Назови лишнее слово».

а. Логопед читает стихотворение и просит детей на­звать лишнее слово.

Со словами мы играем, Слово к слову подбираем: Самолет, машина, дом. Выходи из круга вон.

б. Логопед называет ряд слов и просит детей найти лишнее слово, объяснив свой выбор:

ромашка, василек, клубника, роза, мак; шуба, сапоги, свитер, юбка, брюки; кастрюля, сковорода, бидон, чашка, миска; автобус, трамвай, самолет, машина, троллейбус; пенал, молоток, пила, клещи, отвертка.

4. «Найди лишний предмет».

Детям демонстрируется карточка с контурными изоб­ражениями предметов одной тематической группы, сре­ди которых встречается изображение предмета другой тематической группы. Ребенок должен, назвав изобра­жения, найти лишний предмет и обосновать свой выбор.

При правильном выполнении задания он получает картинку с цветным изображением этого предмета: легковая машина, корабль, самолет, грузовик, дом;

груша, яблоко, виноград, лимон, морковь;

еж, белка, заяц, лиса, рыба;

стол, стул, кровать, шкаф, кастрюля.

5. «Четвертый лишний».

Логопед задает детям загадки. Картинки-отгадки вы­ставляются на фланелеграфе. Отгадав загадку, дети дол­жны определить, какая картинка лишняя и почему.

Сижу верхом —

не знаю на ком.

Знакомца встречу —

соскочу, привечу.

(Шапка)

Всегда шагаем мы вдвоем,

похожие, как братья.

Мы за обедом — под столом,

а ночью под кроватью.

(Ботинки)

С ногами, а не ходит,

со спиной, а не лежит.

(Стул)

Пять чуланов,

одна дверь.

(Перчатки)

6. «Будь внимательным».

а. Детям демонстрируется картинка с изображени­ем овощей (например: лук, огурец, морковь). Логопед называет овощи, изображенные на картинке, и овощ, изображения которого нет (например, редис). Дети дол­жны назвать овощ, изображение которого отсутствует на картинке. (Аналогичное задание можно проводить на материале слов различных тематических групп.)

б. Детям демонстрируются четыре картинки с изобра­жением овощей (например: лук, чеснок, кабачок, огурец). Логопед называет изображение трех овощей (например: лук, кабачок, огурец). Дети должны назвать пропущен­ный овощ (чеснок). (Аналогичное задание можно прово­дить на материале слов различных тематических групп.)

в. Логопед называет детям ряд слов. Они должны внимательно слушать и хлопнуть в ладоши, когда ус­лышат слово, обозначающее овощ (или фрукт, мебель, одежду, транспорт, игрушку): трава, морковь, мак, лук, крыжовник, капуста; апельсин, редис, шиповник, персик, лимон, кабачок; диван, ваза, телевизор, буфет, холодильник, тумбочка; панама, майка, платье, туфли, рубашка, косынка; трамвай, молоток, корова, автобус, метро, вокзал; забор, кукла, кубики, графин, баклажан, юла.

7. «Найди пару».

Детям раздаются картинки с изображением различ­ных предметов. Логопед поочередно показывает и на­зывает свои картинки, к которым дети должны подо­брать пару:

чашка — стакан; масленка — сахарница; чайник — кофейник; кастрюля — сковорода; платок — косынка; шапка— кепка; платье — сарафан; пальто — куртка; брюки — шорты; носки — гольфы; чулки — носки; перчатки — варежки; туфли — босоножки; ра­нец — портфель; люстра — настольная лампа.

8. «Что нужно?»

Логопед раздает детям предметные картинки и пред­лагает отобрать среди них те, на которых изображены предметы, необходимые для того, чтобы есть, играть, рисовать, гулять, спать.

Картинки: тарелка, ложка, чашка, вилка, нож, кукла, кубики, мяч, скакалка, конструктор, краски, цветные карандаши, альбом, фломастеры, ластик, кровать, подушка, одеяло, пижама, матрас.

9. «Найди картинку».

Детям демонстрируются картинки с изображением различных видов транспорта. Логопед просит рассмот­реть их, найти и назвать картинку с изображением того вида транспорта, о котором можно рассказать, исполь­зуя слова:

аэропорт, стюардесса, крылья, небо, пилот; вагон, вокзал, рельсы, купе, проводник; причал, капитан, море, палуба, моряк.

10. «Продолжи».

Перед детьми изображением вниз раскладываются картинки, названия которых входят в различные тема­тические группы.

Ребенок, взяв картинку, называет ее и подбирает как можно больше слов, которые могут продолжить ряд:

яблоко, слива... трамвай, автобус... сапоги, туфли... огурец, лук... юбка, рубашка... кукла, юла... заяц, лиса... корова, собака... молоток, рубанок...

11. «Отгадай-ка».

Логопед читает детям загадки и просит отгадать их, объяснив свою отгадку.

Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками.

(Ежик)

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.

(Медведь)
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом.

(Белка)
Сидит дед, в шубу одет.
Кто его раздевает.
Тот слезы проливает.

(Лук)

Я длинный и зеленый.
Вкусный и соленый,
Вкусный и сырой.
Кто же я такой?

(Огурец)

Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору.

(Заяц)

Я, сознаюсь, виновата:
Я хитра и плутовата.
Я в курятник вечерком
Часто бегаю тайком.

(Лиса)

Трав копытами касаясь.
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко.
Рога раскинув широко.

(Олень)

Круглый бок, желтый бок —
Сидит на грядке колобок.
К земле прирос он крепко.
Что это?

(Репка)

Щеки красные, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.

(Редис)

Уродилась я на славу.
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи —
Меня ищи.

(Капуста)

Среди двора стоит копна —
Спереди вили, сзади метла.

(Корова)

Хвост крючком,
Нос пятачком.

(Свинья)

Заворчал живой замок,
Лег у двери на порог.

(Собака)

Круглый, полосатый,
С огорода взятый.
Сахарный и алый стал —
Кушайте, пожалуйста.

(Арбуз)

Колобок висит все лето
Среди зеленых веток,
Ударит гулко оземь.
Когда наступит осень.

(Яблоко)

Родилась она зеленой
На цветущей белой кроне.
А потом росла, краснела.
Как созрела — посинела.

(Слива)

Сидит девица в темнице,
А коса на улице.

(Морковь)

По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан.

(Овца)

Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь.

(Осел)

Мордочка усатая,
Спинка полосатая,
Лапой умывается,
А с водой не знается.

(Кошка)

Круглая, а не месяц,
Желтая, а не масло.
Сладкая, а не сахар.
Хвостатая, а не мышь.

(Дыня)

Схож он с бусами немножко:
Каждый листик — как ладошка.
Был зеленым, а поспел он —
Стал янтарным, синим, белым.

(Виноград)

В шкурке золотистой.
Сладкий и душистый.

(Апельсин)

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего — одна игрушка.

(Матрешка)

Он пляшет и поет,
И гудит, как самолет.
Он бежит бегом,
Он жужжит жуком.

(Волчок)

Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает,
Шагать помогает.

(Барабан)

Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.

(Варежки)

Входишь в одну дверь,
А выходишь из трех.
Думаешь, что вышел,
А на самом деле — вошел.

(Рубашка)

Пять чуланов,
Одна дверь.

(Перчатка)

Отгадай загадку: кто мы?
В ясный день сидим мы дома.
Если дождь — у нас работа.

(Резиновые сапоги)

Когда апрель берет свое
И ручейки бегут, звеня,
Я прыгаю через нее,
А она — через меня.
а) (Скакалка)

Эти чудо-кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них — сломаю
Все сначала начинаю.

(Конструктор)

Не обижен, а надут,
Его по полю ведут.

(Мяч)

Я, как зонт, не промокаю,
От дождя вас защищаю,
И от ветра вас укрою.
Ну, так что же я такое?

(Плащ)

Что за друг, без которого
Зимой из дома не выйдешь?

(Шапка)

Утром я встал.
На две дороги попал.

(Брюки)

В них упрячешь две ноги —
И в мороз гулять беги.
Все в шерсти, а кожи нет.

(Валенки)

Нас двое: мы с приятелем.
Как близнецы, похожи.
Когда уйдешь ты из дому,

Мы ждем тебя в прихожей.
На улицу не ходим
Ни летом, ни зимой.
Зато без нас — ни шагу,
Когда придешь домой.

(Тапки)

Если дождик, мы не тужим —
Бойко шлепаем по лужам.

(Галоши)

Если я пуста бываю.
Про тебя я забываю.
Но когда несу еду.
Мимо рта я не пройду.

(Ложка)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу —
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела —
Пейте чай! Вода вскипела!

(Чайник)

Мой сердечный друг-приятель
В чайном тресте — председатель:
Все семейство вечерком
Угощает он чайком.
Парень дюжий он и крепкий.
Без вреда глотает щепки.
Хоть и ростом невелик,
А пыхтит, как паровик.

(Самовар)

Щука — в море,
А хвост — на заборе.

(Ковш)

Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.

(Автомобиль)

Братцы в гости снарядились.
Друг за друга уцепились
И умчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.

(Поезд)

Новая посуда, а вся в дырках.

(Дуршлаг)

Паровоз без колес.
Вот так чудо паровоз.
Не с ума ли он сошел —
Прямо по морю пошел?

(Пароход)
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется — под лучами
Отливает серебром.

(Самолет)

Этот конь не ест овса.
Вместо ног — два колеса.
Сядь верхом — и мчись на нем,
Только лучше правь рулем.

(Велосипед)

Без разгона ввысь взлетаю.
Стрекозу напоминаю...
Отправляюсь я в полет.
Кто же это?

(Вертолет)

12. «Угадай профессию».

Логопед читает детям загадки об атрибутах разных
профессий. Дети должны отгадать загадку, назвать профессию, объяснив свой выбор.

Куда нос, туда и хвост.

(Иголка)

Дом из жести,

А жильцы в нем — вести.

(Почтовый ящик)

Конь бежит — земля дрожит.
Из ноздрей дым валит.

(Поезд)

Наведи стеклянный глаз,
Щелкнешь раз — и помнят вас.

(Фотоаппарат)

Корабль-великан
Не по морю плывет,
Корабль-великан
По земле идет.
Поле пройдет —
Урожай соберет.

(Комбайн)

Скручена, связана.
На кол посажена,

Рученька-ручища,
Что в земле ты ищешь?
Ничего я не ищу,
Землю рою и тащу.
Горстью землю рою —
Путь подземный строю.

(Экскаватор)

Чтоб дорога для тебя
Стала безопасной,

А по улице пляшет. День и ночь горят огни —

(Метла) Зеленый, желтый, красный.

(Светофор)

Профессии: портной, почтальон, машинист, фотограф, комбайнер, экскаваторщик, дворник, милиционер.

13. «Узнай, о чем я говорю».

а. Логопед предлагает детям прослушать стихотворение и догадаться, какие овощи были в корзине, обосновав свою отгадку.

Мы сами сажали весной огород.

Мы сами сажали, пололи. И вот...

Расселся, разлегся

В большущей корзине

И красный,

И желтый,

И черный,

И синий.

Здоровый такой

Разноцветный народ.

(Помидор, репа, редька, баклажан)

б. Логопед описывает предмет. Ребенок должен уга­дать предмет по описанию и назвать его, обосновав свой ответ:

желтый, овальный, кислый... (лимон); пушистая, рыженькая, прыгучая... (белка); стройная, зеленая, колючая... (елка); маленький, круглый, колючий... (еж); красный, круглый, резиновый... (мяч); сочное, спелое, вкусное... (яблоко); холодный, морозный, зимний... (день); теплая, пушистая, меховая... (шуба, шапка); сильный, трескучий, лютый... (мороз); прозрачная, длинная, холодная... (сосулька); синее, облачное, высокое... (небо).

14. «Чудо-дерево».

Логопед предлагает детям совершить путешествие в волшебную страну, в которой на чудо-деревьях вместо листьев растут одежда и обувь. Только вот чудо-деревья потеряли свои «листья». Дети должны быстро нарядить два чудо-дерева: чудо-дерево-одежда и чудо-дерево-обувь, выбрав нужные картинки. После того как каждое чудо-дерево наряжено, детьми называются части одежды (на­пример: рукав, воротник, карман, манжета) и обуви (например: каблук, шнурки, язычок, подошва).

15. «Объясни».

Логопед называет детям поочередно слова и словосо­четания и просит объяснить, что они означают:

топор, кукла, зеленый, яблоко, моросит дождь, гуляют тучи, земля, как красивый ковер.

Затем детям предлагается дополнить начатое логопе­дом предложение недостающими словами:

Осень... (наступила). Холодный дождь... (моросит). По небу... (гуляют) серые тучи. Желтые листья... (падают) на землю. Земля похожа на... (красивый ковер).

16. «Кто или что это?»

Логопед в случайном порядке называет слова, обо­значающие одушевленные и неодушевленные предме­ты, и бросает ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, ставит к словам вопросы «кто это?» или «что это?» и возвра­щает мяч логопеду.

Примерный речевой материал:

стол, ребенок, книга, игрушка, собака, птица, цветок, пчела, рыба, дом, дядя, кровать, конь.

17. «Живое—неживое».

Логопед в случайном порядке произносит слова «живое» или «неживое» и бросает ребенку мяч. Ребенок, воз­вращая мяч, должен назвать слово, обозначающее соот­ветственно одушевленный или неодушевленный предмет.

18. «Подбери слова».

Детям предлагается подобрать как можно больше слов к слову, названному логопедом:

свежий... (хлеб, ветер, воздух, огурец); старый... (дом, пень, человек, волк); свежая... (новость, рыба, газета, булка); старая... (мебель, сказка, лошадь, книга).

19. «Огород».

Логопед напоминает детям, что каждый овощ убира­ют по-разному, затем предлагает рассмотреть картинки с изображением овощей. Выбрав картинку, ребенок на­зывает овощи, которые:

выкапывают... (картофель);

выдергивают... (морковь, редис, репа, редька, свекла); срезают... (тыква, капуста, кабачок, зеленый лук); снимают... (огурцы, помидоры, горох).

Затем логопед просит ответить на вопрос: как убира­ют разные овощи?

20. «Путаница».

Логопед читает детям стихотворение «Путаница»:

Замяукали котята: Свинки замяукали:

Надоело нам мяукать! Мяу! Мяу!

Мы хотим, как поросята, Кошечки захрюкали: Хрюкать! Хрю! Хрю! Хрю!

А за ними и утята: Уточки заквакали:

Не желаем больше крякать! Ква! Ква! Ква! Мы хотим, как лягушата, Курочки закрякали: Квакать! Кря! Кря! Кря!

(К. Чуковский)

После прочтения стихотворения детям предлагается распутать путаницу и назвать, кто как голос подает. Затем демонстрируется картинка с изображением ка­кого-либо животного или птицы, и ребенка просят от­ветить на вопрос: кто хрюкает (крякает, квакает, мяу­кает)?

21. «Вопрос — ответ».

а. Логопед просит детей рассказать, кто как передви­гается. Дети должны дать полный ответ.

Кто прыгает? (Лягушка. Лягушка прыгает.) Кто плавает? (Рыба. Рыба плавает.) Кто летает? (Птица. Птица летает.) Кто ползает? (Змея. Змея ползает.)

б. Логопед просит детей рассказать о том, кто как ест. Дети должны дать полный ответ.

Кто лакает? (Кошка. Кошка лакает.) Кто грызет? (Собака. Собака грызет.) Кто клюет? (Курица. Курица клюет.) Кто жует? (Корова. Корова жует.)

22. «Подбери картинку».

Детям демонстрируются картинки: ракета, лодка, самолет, стрекоза, автобус, рыба, машина, велосипед, пловец, мотоцикл, пчела, пароход, вертолет, ласточ­ка, бабочка. Логопед называет действие. Дети показы­вают соответствующие картинки.

Плывет... (лодка, рыба, пловец, пароход). Летит... (стрекоза, пчела, ласточка, бабочка, ракета, самолет, вертолет).

Едет... (машина, велосипед, мотоцикл, автобус).

23. «Кто больше?»

Логопед называет слово, обозначающее действие. Дети должны назвать как можно больше слов, относящихся к этому действию и обозначающих предметы (при за­труднениях предъявляются предметные картинки).

Летит... (стрела, самолет, парашют, пух, бабочка, жук, стрекоза, пчела, воздушный змей).

Плывет... (пароход, лодка, рыба, пловец, плот, бревно, щепка, катер, утка).

Растет... (трава, ребенок, цветок, дерево, капуста, зуб, волосы, щенок).

Поет... (певец, соловей, жаворонок, хор, флейта). Ползает... (змея, червяк, улитка, гусеница, муравей, разведчик).

Пищит... (мышка, игрушка, комар, котенок). Скрипит... (дверь, снег, дерево, телега, голос). Хрустит... (морковка, сухарь, сахар, снег, кость)

24. «Летает — ползает — прыгает». Каждому ребенку дается картинка с изображением

какого-либо животного, птицы, насекомого, рыбы. Де­тям предлагается подобрать к этой картинке из множе­ства других, расположенных на наборном полотне, кар­тинки с изображением животных, передвигающихся так же. Выбирая картинку, ребенок называет способ пере­движения: летает, ползает, прыгает, плавает. Картинки:

змея, кит, бабочка, кенгуру, улитка, окунь, лягушка, кузнечик, муравей, гусеница, жук, пчела, комар, стрекоза, гусь, белка, ворона, заяц, морж, жаба, щука, утка.

25. «Кто что может делать?»

Детям демонстрируются картинки с изображением лиц разных профессий. Они рассматривают картинки и рассказывают, кто что может делать:

портной... (кроить, шить, подшивать, пришивать);

повар... (варить, жарить, резать, солить);

уборщица... (подметать, вытирать, мыть, убирать);

продавец... (продавать, взвешивать, считать, заворачи­вать).

26. «Задай вопрос».

Логопед в случайном порядке называет слова, обо­значающие предмет и действие, и предлагает детям по­ставить к слову вопрос: «что?» («кто?») или «что дела­ет?» (при затруднениях дается образец выполнения за­дания).

Дождь... (что?). Говорит... (что делает?). Льет... (что делает?). Человек... (кто?). Гремит... (что делает?). Спит... (что делает?). Цветок... (что?). Гром... (что?). Ребенок... (кто?).

27. «Ответь на вопрос».

Логопед задает детям вопрос: «что?» («кто?») или «что делает?» Дети отвечают на вопрос, называя соот­ветствующее слово, обозначающее предмет или действие.

28. «Подбери слова».

Логопед предлагает детям подобрать:

а) к словам, обозначающим предмет, слова, обозна­чающие действие:

Весна

Почки... Травка... Ручеек... Снег... Подснежник...

Лето

Цветы... Солнце... Птицы... Грибы... Дети...

б) к словам, обозначающим действие, слова, обозна­чающие предмет:

Осень

Моросит... Вянет... Желтеют... Опадают... Льет...

Зима

Замерзли... Выпал... Метут... Лепят... Воет...

29. «Собери букет».

Логопед раздает детям карточки разного цвета: бе­лую, красную, фиолетовую, желтую. Перед детьми рас­кладываются картинки с изображением цветов. Ребе­нок должен собрать букет, выбирая только те цветы, ко­торые подходят к цвету его карточки.

Белая карточка: лилия, ромашка, нарцисс. Фиолетовая карточка: сирень, колокольчик, анютины глазки.

Красная карточка: роза, мак, гвоздика. Желтая карточка: кувшинка, лютик, тюльпан.

После выполнения задания ребенок объясняет свой выбор (например: «У меня красная карточка. Я выбрал розу, потому что она красная»).

30. «Загадай загадку».

Детям предлагается выбрать картинку с изображе­нием какого-либо предмета и загадать загадку, описав этот предмет.

Примерный речевой материал:

круглая, желтая, вкусная... (репа); острый, кухонный, железный... (нож); плюшевый, мягкий, пушистый... (мишка); красивая, ароматная, красная... (роза); ситцевое, голубое, красивое... (платье); красная, пятиконечная, кремлевская... (звезда).

31. «Дополни предложение».

Логопед предлагает детям продолжить начатое им предложение, подбирая слова, обозначающие признаки предмета.

Примерный речевой материал:

На грядке вырос... (зеленый, сочный, свежий) огурец. В огороде поспели... (крупные, сочные, красные) помидоры.

Таня купила... (большой, красивый, резиновый) мяч. Зимой выпал... (белый, пушистый, чистый) снег. На опушке растет... (высокая, стройная, зеленая) ель. Дети увидели на дереве... (проворную, пушистую, ры­жую) белку.

32. «Волшебные картинки».

Детям рассказывается сказка про злого волшебника, который заколдовал все фрукты и овощи, и жителям сказочного города стало трудно жить. Логопед предла­гает помочь жителям сказочного города, расколдовав фрукты и овощи. Демонстрируются карточки с контурным изображением овощей и фруктов (например: ябло­ко, груша, огурец, морковь, лук, лимон). Дети должны назвать как можно больше слов, характеризующих раз­личные овощи и фрукты. Затем предъявляется картин­ка с их цветным изображением.

33. «Подумай и договори».

Логопед произносит часть предложения, а дети дол­жны закончить его, используя разные слова, обознача­ющие признак предмета:

Примерный речевой материал:

У этого платья рукава... (короткие, длинные, узкие, широкие).

На моем пальто воротник... (меховой, теплый, пушис­тый, красивый).

В комнате стоит шкаф... (книжный, платяной, высо­кий, деревянный).

У моего брата варежки... (теплые, вязаные, пуховые, мягкие).

34. «Подбери слово».

Логопед произносит предложение и предлагает детям самостоятельно, по аналогии, подобрать определение к словам, обозначающим предмет.

Примерный речевой материал:

Снег белый. А заяц зимой какой?

Летом ствол сосны рыжий. А белка летом какая?

Летом трава зеленая. А кузнечик летом какой?

Чайник грязный. А невымытая посуда какая?

Дом старый. И мебель в доме какая?

На улице холодная погода. И дует ветер какой?

Сегодня жаркая погода. Сегодня день какой?

35. «Выбери правильное слово».

Из предложенных слов, обозначающих признаки пред­мета, детям предлагается выбрать одно, наиболее под-кодящее по смыслу.

Примерный речевой материал:

Весной дует... (жаркий, теплый, знойный) ветер.

Миша надул... (резиновый, воздушный, пластмассовый) шар.

На лугу распустились... (белые, синие, красные) маки. Мама взяла в лес... (сумку, пакет, корзину).

36. «Назови нужное слово».

Логопед предлагает детям назвать нужное слово, за­кончив начатое им предложение. Примерный речевой материал:

а) с опорой на картинки:

Бабушка старая, а внучка-
Дом высокий, а избушка-
Летом нужна летняя одежда, а зимой...
Река глубокая, а лужа...

Сумка легкая, а мешок...
Кошка чистая, а свинья...
У Лены широкая лента, а у Тани...
Дерево высокое, а куст...

б) без опоры на картинки:

Пирожное сладкое, а лекарство-
Арлекин веселый, а Пьеро...
Вечером засыпают, а утром-
Ночью фонари включают, а утром-
Взрослым можно водить машину, а детям...
Сад растет близко от дома, а лес...

Хлеб мягкий, а сухарь...
За хорошую работу хвалят, а за плохую...
Летом жарко, а зимой-
Утром светло, а ночью...
Змея ползет быстро, а улитка...
В ведре горячая вода, а в реке...

б) без опоры на картинки:

Пирожное сладкое, а лекарство-Арлекин веселый, а Пьеро... Вечером засыпают, а утром-Ночью фонари включают, а утром-Взрослым можно водить машину, а детям... Сад растет близко от дома, а лес...

Хлеб мягкий, а сухарь... За хорошую работу хвалят, а за плохую... Летом жарко, а зимой-Утром светло, а ночью... Змея ползет быстро, а улитка... В ведре горячая вода, а в реке...

37. «Скажи наоборот», а. Логопед поочередно бросает детям мяч и произ­носит словосочетание. Ребенок, возвращая мяч, называет в словосочетании одно слово, противоположное по значению.

Примерный речевой материал:

добрая собака-
черная рубашка...
чистое платье...
большой дом...
высокое дерево...
короткий пояс...
ясный день...

горячий суп...
громкий голос...
глубокая река...
молодой человек...
смелый солдат...
сладкий напиток...
хороший мальчик

б. Логопед поочередно бросает детям мяч и произно­сит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, про­тивоположное по значению.

Примерный речевой материал:


друг...

день...

радость...

жара...

зло...

правда...

хорошо...
тяжело...
высоко...
можно...
трудно...
быстро...

говорить...
покупать...
поднимать...
бросать...
прятать...
зажигать...


38. «Найди слова-неприятели».

а. Логопед читает детям текст и предлагает найти в нем и назвать «слова-неприятели».

Примерный речевой материал:

Странный в сентябре лес — в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Теплое солнце и хо­лодный ветер. Увядание и расцвет. Песни птиц и тиши­на. Грустно и радостно.

(По Н. Сладкову)

б. Логопед читает детям пословицы и предлагает най­ти в них «слова-неприятели».

Примерный речевой материал:

Родимая сторона — мать, а чужая — мачеха. Труд кормит, а лень портит.

Петь хорошо вместе, а говорить — порознь. Умел ошибиться, умей и поправиться. Мягко стелет, да жестко спать.

39. «Назови слова-приятели».

Логопед поочередно бросает детям мяч и называет слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, близ­кое по значению.

Примерный речевой материал:

друг... (товарищ, приятель)
дом... (здание, жилище)
труд... (работа)
дорога... (путь, шоссе)
солдат... (боец, воин)
неправда... (ложь)
беда... (горе, несчастье)
лежебока... (лентяй)
смельчак... (храбрец)
тоскливо... (грустно, печально)
мудрость... (ум)
тоска... (печаль)
плясать... (танцевать)
торопиться... (спешить)
бежать... (мчаться, нестись)
ступать... (шагать, идти)
глядеть... (смотреть)
размышлять... (думать, мыслить)
беседовать... (говорить, разговаривать)
трудиться... (работать)
печалиться... (грустить)
шалить... (баловаться)
выдергивать... (вырывать)
обвалиться... (обрушиться)
мудрый старик... (умный старик)
бестолковый кот... (глупый кот)
боязливый заяц... (трусливый, пугливый заяц)
приветливый человек... (добрый человек)
смелый боец... (храбрый боец)

большой дом... (огромный дом)
крошечная комната... (маленькая комната)

40. «Четвертый лишний».

Логопед называет ряд из четырех слов и просит де­тей назвать лишнее слово, объяснив свой выбор. Примерный речевой материал:

грустный, печальный, унылый, глубокий; храбрый, звонкий, смелый, отважный; слабый, ломкий, долгий, хрупкий; крепкий, далекий, прочный, надежный; понять, разобраться, запомнить, уразуметь; думать, ехать, размышлять, соображать.

41. «Назови похожие слова».

Логопед называет детям ряд слов и просит опреде­лить, какие два из них похожи и почему. Примерный речевой материал:

приятель — друг — враг;
грусть — радость — печаль;
еда — очистки — пища;
труд — завод — работа;
танец — пляска — песня;
бежать — мчаться — идти;
петь — плясать — танцевать;
думать — хотеть — размышлять;
шагать — сидеть — ступать;
слушать — глядеть — смотреть;
трусливый — тихий - пугливый;
старый — мудрый — умный;
бестолковый — маленький — глупый;
смешной — большой — огромный;
тоскливый — серый — печальный.

42. «Подбери пару».

Логопед произносит слово и просит детей подобрать ему пару, назвав слово, близкое по значению.

Примерный речевой материал:

печаль... (грусть);
месяц... (луна);
конь... (лошадь);
раньше... (прежде);

хворостина... (прут);
врач... (доктор);
твердый... (жесткий);
льется... (течет).

43. «Назови по порядку».

Детям предлагается расположить слова, названные ло­гопедом, по мере возрастания или убывания признака. Примерный речевой материал:

большой — большущий — огромный — громадный; маленький — очень маленький — малюсенький — крохотный.

Многозначность слова

44. «Слова-близнецы».

Логопед читает детям стихотворение и предлагает сказать, какие слова произносятся одинаково, но имеют разное значение.

Шел я с сумкой за плечом,
Вижу — бьет в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну.
Если ключ я не найду.
Как домой я попаду?

(В. Лифшиц)

45. «Составь предложение».

Логопед называет детям словосочетание и предлагает составить с ним предложение. Примерный речевой материал:

прозрачный ключ;
острая коса;
острые ноготки;
хвойные леса;
неглубокая норка;

сломанный ключ;
песчаная коса;
душистые ноготки;
строительные леса;
пушистая норка.

46. «Продолжи словесный ряд».

Логопед называет слово и предлагает детям придумать как можно больше слов, которые можно сказать с названным.

Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи 123 Примерный речевой материал:

бежит: время, река, человек, собака, зерно из мешка, ручеек, песок сквозь пальцы, молоко из кастрюли;

проходят: годы, страхи, люди, боли;

золотые: серьги, деньки, времена, украшения, руки, люди, листья;

играет: человек, инструмент, шахматист, отражение в воде;

идет: дело, время, человек, дождь, успех, разговор, бой;

шумит: дождь, самолет, улица, ребенок, слава, водопад, толпа людей;

свежая: рыба, новость, газета, книга, постель, рубаш­ка, еда.

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ по формированию словоизменения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 3166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.295 с.)