Семинар 6. Философская антропология и аксиология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 6. Философская антропология и аксиология



Семинар 6. Философская антропология и аксиология

 

Задания и вопросы

 

Задание 1. Терминология философии.

Выпишите термины по изучаемой теме, укажите их значение.

 

Задание 2. Теория философии.

Устные сообщения по следующим темам.

 

1.Современное понимание сущности человека и его места в мире.

2.Представления о совершенном человеке в разных культурах.

3.Философское обоснование ценностей человеческого существования.

4.Классификация ценностей. Нравственные ценности. Эстетические ценности.

Задание 3. Задания для проверки уровня компетенций.

Задание 4. Тексты для анализа.

Прочитайте внимательно предложенные преподавателем тексты для анализа и постарайтесь ответить устно на вопросы

Материал для устных сообщений

 

Эстетические ценности

Строение духовной жизни проступает при рассмотрении ее ценностных позиций. В религии определяющая ценность – божественное. Священное. Высшая ценность морали – добро. Ценностью прекрасного определяется эстетическое отношение к действительности, специально развиваемое в искусстве. Прекрасное (красота) – ценность непосредственной явленности блага, его представленности, открытости созерцанию. Действительность в ее эстетическом богатстве предстает как предмет искусства. Отсюда понятна долговечность произведений классического искусства: в них предметы и явления современности были взяты эстетически, то есть в их общечеловеческом значении. Без этого произведение лишается непременного для искусства качества – художественности, становится иллюстративным и декларативным.

Объективные эстетические свойства действительности – жизненная основа художественного образа. Эстетическое освоение природного и общественного мира предполагает широкую заинтересованность в самом предмете освоения, ориентацию на восприятие его в целостности, на всесторонность его охвата. Искусство формирует и регулирует механизм индивидуального присвоения общественно-исторического опыта человечества. Воспринимая произведение, человек переживает знание о мире как свое собственное ощущение.

Итак, эстетическое – это общезначимая ценность. В общечеловеческой природе эстетических ценностей – источник непреходящего значения великих творений искусства, созданные в разные эпохи.

Прекрасное – это самое положительное общественное значение явления, его позитивная ценность для человечества как рода. Прекрасное – сфера свободы человека, то есть познанное, освоенное явление. Красота – исторический продукт. Явления действительности, в которых проявляется максимальное для данного уровня исторического развития общества господство человека над окружающим материальным миром, выступают как прекрасные. Свободное владение силами природы, умение подчинить их закономерности и свойства разумной практической цели вызывают у человека высокое эстетическое наслаждение.

Искусство – высшая форма освоения мира по законам красоты. Оно перерабатывает все впечатления бытия в прекрасное. Красота в искусстве и в совершенстве формы, и в глубине содержания, и в мастерстве – свободном владении темой и художественными средствами, и в значимости художественной концепции произведения. Воплощая в своих образах идеал красоты, искусство пробуждает в людях художников, воспитывает способность находить внутреннюю меру предметов, сообразовывать их свойства с общественными потребностями человека, учит чувствовать и понимать красоту, творить ее сообразно ее законам, формирует эстетически ценностную ориентацию человека в мире.

 

Задания для проверки уровня компетенций:

1. Прочтите фрагмент произведения Дж. Локка:«Так разум ставит человека выше остальных чувствующих существ и дает ему все то превосходство и господство, которое он имеет над ними, то он, без сомнения, является предметом, заслуживающим изучения уже по одному своему благородству. Разумение, подобно глазу, давая нам возможность видеть и воспринимать все остальные вещи, не воспринимает самое себя: необходимо искусство и труд, чтобы поставить его на некотором отдалении и сделать собственным объектом. Но каковы бы ни были трудности, лежащие на пути к этому исследованию, чтобы не держало нас в таком неведении о нас самих, я уверен, что всякий свет, который мы сможем бросить на свои собственные умственные силы, всякое знакомство со своим собственным разумом будет не только очень приятно, но и весьма полезно, помогая направить наше мышление на исследование других вещей…»[1].

а) Какова главная мысль фрагмента? Согласны ли вы с мнением философа? Ответ аргументируйте.

б) Как следует понимать слова Дж. Локка о том, что «знакомство с собственным разумом может быть не только очень приятно, но и полезно»? В чем заключается эта польза?

2. «То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на Земле. Благодаря этому он личность, и в силу единства сознания при всех изменениях, которые он может претерпевать, он одна и та же личность, т. е. существо, по своему положению и достоинству совершенно отличное от вещей, каковы неразумные животные, с которыми можно обращаться и распоряжаться как угодно. Это справедливо даже тогда, когда человек еще не может произнести слово Я: ведь он все же имеет его в мысли; и во всех языках, когда говорят от первого лица, всегда должны мыслить это Я, хотя вы это сознание самого себя… и не выражали особым словом. Эта способность (а именно способность мыслить) и есть рассудок.

Но примечательно, что ребенок, который уже приобрел некоторый навык в речи, все же лишь сравнительно поздно (иногда через год) начинает говорить от первого лица, а до этого говорит о себе в третьем лице («Карл хочет есть, гулять» и т.д.); когда же он начинает говорить от первого лица, кажется, будто он прозрел. С этого дня он никогда не возвращается к прежней манере говорить. Прежде он только чувствовал себя, теперь он мыслит себя. …

То обстоятельство, что ребенок в первую четверть года после своего рождения не умеет ни плакать, ни улыбаться, также как будто зависит от развития некоторых представлений об обиде и несправедливости, указывающих уже на наличие разума. Если же он в этот промежуток времени начинает следить глазами за блестящими предметами, которые держат перед ним, то это самое начало развития восприятий (схватывания чувственного представления), имеющего целью расширить их до познания предметов (внешних) чувств, т.е. до опыта»[2].

а) Какие основания для выделения человека «от других существ, живущих на Земле», И. Кант считал правомерными?

б) Как эти основания связаны со способностью человека осознать самого себя?

в) Согласны ли вы с утверждением И. Канта о том, что изменение формы высказывания человека о себе отражает развитие самопознания?

3. «Прежде человек значило смертный; но это определение не точно и даже не верно. В строгом смысле слова человек не смертный, а сын умерших отцов, т.е., смерть мы знаем не в себе, а лишь по предшествующим случаям, смертный есть индукция, а не дедукция»[3]. Как Вы понимаете высказывание русского философа?

4. Объясните следующее высказывание И. Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и более сильным удивлением и благовением, чем чаше и продолжительнее мы размышляем о них, — звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

5. Дайте философский анализ следующих высказываний о свободе:

а) «Свобода означает отсутствие сопротивления (под сопротивлением я разумею внешние препятствия для движения)… Из употребления слов «свобода воли» можно сделать заключение не о свободе воли, желания или склонности, и лишь о свободе человека, которая состоит в том, что он не встречает препятствий к совершению того, к чему влекут его воля, желания или склонности». (Т. Гоббс)

б) Свобода приходит вместе с человеком… Она есть бытие человека… Индивид полностью и всегда свободен». (Ж.-П. Сартр)

в) «Свобода есть познанная необходимость». (Б. Спиноза)

6. «Если выбирать между Фаустом и Прометеем, я предпочитаю Прометея» — эта сентенция принадлежит О. Бальзаку. Прометей, открывший, если верить легенде, секрет огня человеку, стал символом технических и научных достижений цивилизации. Фауста же волновала проблема смысла земного существования и поиска счастья человека. Как бы вы решили эту дилемму? Аргументируйте свое решение.

7. Французский философ и писатель А. Камю писал в книге «Бунтующий человек», что идейность ведет к безнравственности. По его мнению, за отдельного человека, может быть, и стоит отдать жизнь, но за идею не стоит. Люди, умирающие за идею, считает А. Камю, не должны в XX веке вызывать уважение.

Согласны ли Вы с такой точкой зрения? Если нет, то почему?

8. В книге «Бытие и ничто» Ж.-П. Сартр утверждает: «Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что мы умрем». Сравните это суждение с высказыванием выдающегося физика Э. Шредингера: «откуда я произошел и куда направляюсь? Таков великий существенный вопрос, одинаковый для всех нас. У науки нет никакого ответа на этот вопрос»[4].

а) Что объединяет Ж.-П. Сартра и Э. Шредингера?

б) Как ответить на поставленные Э. Шредингером вопросы с философских позиций?

9. Антуан Сент-Экзюпери справедливо заметил, что объем знаний еще далеко не все. «Какая-нибудь посредственность, недавно закончившая политехнический институт, — писал он, — знает о природе и ее законах больше, чем Декарт, Паскаль и Ньютон. Однако она не способна сделать и одного единственного духовного шага из тех, на которые были способны Декарт, Паскаль, Ньютон».

Дайте анализ этому суждению французского писателя. Согласны ли Вы с ним?

10. Как вы понимаете слова Н. Бердяева «Меня никогда не интересовал объект, познание объекта, меня интересует судьба субъекта, в которой трепещет вселенная. Смысл существования субъекта, который есть микрокосм».

 

Задание 4. Тексты для анализа.

Прочитайте внимательно предложенные преподавателем тексты для анализа и постарайтесь ответить устно на вопросы.

Список рекомендуемой литературы

 

1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Проспект, 2008.

2. Введение в философию: учебное пособие для вузов / И. Т. Фролов, Э. А. Араб-Оглы, Б. Г. Борзенков и др.. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2002.

3.Липский, Б. И., Марков, Б. В. Философия: учебник для бакалавров, студентов вузов / Б. И. Липский, Б. В. Марков; Санкт-Петербургский гос. ун-т. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013.

 


[1] Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Локк Дж. Соч.: в 3 т. — М., 1985. — Т. 1. — С. 91.

[2] Кант И. Антропология с практической точки зрения // Соч.: В 6 т. — М., 1996. С. 357.

[3] Федоров Н.Н. Соч. М., — 1982. — С. 162.

[4] Цит. по: Анисимов С.Ф., Гурев Г.А. Проблема смысла жизни в религии и атеизме. — М., — 1981. — С. 8-9.

 

[5] Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3. С. 3.

 

[6] Гегель Г.Ф. Философия духа // Энциклопедия философских наук. Т.3. С. 24-25.

[7] Гегель Г.В.Ф. Наука логики// Энциклопедия философских наук. Т.1. С. 122.

[8] Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. Т.3. С. 24-25.

 

[9] Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. С. 323, 327, 331, 338, 339.

[10] Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С. 136-137, 199.

[11] Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. С. 146, 147.

[12] Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление // Философские мысли натуралиста. М., 1988. С. 131, 132, 133, 142, 150.

Семинар 6. Философская антропология и аксиология

 

Задания и вопросы

 

Задание 1. Терминология философии.

Выпишите термины по изучаемой теме, укажите их значение.

 

Задание 2. Теория философии.

Устные сообщения по следующим темам.

 

1.Современное понимание сущности человека и его места в мире.

2.Представления о совершенном человеке в разных культурах.

3.Философское обоснование ценностей человеческого существования.

4.Классификация ценностей. Нравственные ценности. Эстетические ценности.

Задание 3. Задания для проверки уровня компетенций.

Задание 4. Тексты для анализа.

Прочитайте внимательно предложенные преподавателем тексты для анализа и постарайтесь ответить устно на вопросы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 852; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.20 (0.035 с.)