Методы и формы развития темы импрессионистического женского образа О. Ренуара для подросткового возраста на уроках изобразительного искусства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и формы развития темы импрессионистического женского образа О. Ренуара для подросткового возраста на уроках изобразительного искусства.



 

 

Для построения и реализации авторской серии уроков (см. приложение 1) важно то, с помощью чего это будет сделано. Для реализации любой учебной деятельности в рамках уроков требуются определенные механизмы. Такими механизмами построения уроков выступают методы и формы ведения учебной деятельности.

Для начала нужно разобраться с терминологией. Многие путают термины «метод», «форма» и «прием». Форма проведения урока – это такой формат, в рамках которого построен отдельно взятый урок на всем своем протяжении. В отличие от типов урока, по федеральному государственному образовательному стандарту, формы урока выбираются свободно и могут быть скомбинированы или придуманы педагогом. Все зависит от поставленных целей и ограничивается лишь фантазией педагога [34].

Федеральный государственный образовательный стандарт предлагает следующие формы уроков: уроки в форме соревнований и игр, уроки на основе нетрадиционной подачи материала, уроки-публичные выступления, уроки, имитирующие деятельность, уроки в форме мероприятий, уроки-фантазии, интеграционные и другие [35].

Так как серия уроков на тему: «Изучение импрессионистической живописи О. Ренуара через женский образ» (см. приложение 1) предполагает несколько уроков, то можно выделить и несколько форм их проведения. Первое занятие из цикла предполагает знакомство учащихся с темой через работу в парах над предлагаемым текстом; обсуждение полученной информации; просмотр обучающего видеоролика и закрепление полученной информации с помощью практики. Именно поэтому наиболее рационально отнести данный урок к комбинированному. Первую часть урока можно назвать уроком-исследованием, так как предполагается, что обучающиеся самостоятельно исследуют тему отвечают на поставленные вопросы. Далее идет обсуждение полученной информации с учителем и сверстниками в форме беседы. Вторую часть урока возможно охарактеризовать как медиа-урок, потому что учебный процесс в нем завязан на специально подготовленном видеоролике «Техника мазка импрессионистической живописи», где учитель показывает свой собственный мастер-класс. Заключительную часть этого урока нужно обозначить как или урок-эксперимент, в связи с тем, что учащиеся пробуют воплотить на практике полученную ранее информацию, а именно - способы наложения импрессионистического мазка. Второй и третий урок представляют собой урок-практикум, так как включают в себя создание копии и собственной творческой работы. Заключительный урок на заданную тему является комбинированным. Включает в себя урок-практикум, где учащиеся заканчивают и оформляют свою самостоятельную работу, и урок-творческий отчет, который представляет собой организацию выставки и подведение итогов всего цикла уроков.

К решению вопроса о том, что такое метод в педагогике, есть несколько подходов. Например, метод – это система упорядоченных и последовательных действий учителя, направленных на организацию познавательной и практический деятельности учащихся по усвоению социального опыта с помощью определенных средств. Также, метод – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося по решению задач учебного процесса. Существуют и другие определения понятия «метод» [34].

Важно подчеркнуть, что включает в себя метод в процессе обучения. Это способ достижения цели обучение, комплекс задач учебного процесса, правила действия, единство внешнего и внутреннего, связь теории и практики, связь деятельности педагога и ученика, принципы и правила организации взаимодействия учащегося и учителя. Если форма обучения отражает внешнюю конструкцию этого процесса, то методы обучения – это различные пути, которые ведут в направлении цели обучения [23]. Все это является содержанием понятия «метод».

Метод включает в себя приемы обучения, то есть кратковременное воздействие учителя на ученика, с целью передачи конкретного знания, умения или навыка. Иными словами, это составные части метода, которые ведут к достижению поставленных частных задач.

Более подробно остановимся на том, какие же существуют методы. Они имеют несколько классификаций. Например, разделяют методы: по источнику изложения учебного материала (словесные, наглядные и практические); по характеру учебно-познавательной деятельности (репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, проблемные и другие); по логике изложения и восприятия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени осознанности восприятия учебного материала (пассивные, активные, интерактивные и другие) [35].

В авторской серии уроков (см. приложение 1) использовано большое количество разнообразных методов, названных выше. Однако, нужно отметить наиболее интересные и значимые методы для такого предмета, как изобразительное искусство и представленной темы уроков.

Первым из них является работа с текстом, которая соотноситься с эвристическим методом обучения. Так как знания предлагаются не в готовом виде, учащиеся их добывают самостоятельно. Учитель организует не сообщение или изложение, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств [10]. Работа с текстом достаточно эффективный метод преподнесения новой для учащихся информации. Для начала учащийся прочитывает предложенный текст, а далее отвечает на поставленные вопросы. Для этого ему необходимо повторно прочитать текст и проанализировать его. Вопросы после текста сконструированы так, чтобы выделить наиболее существенную и значимую информацию, именно поэтому внимание обучающегося так или иначе концентрируется на этой информации. Работа с текстом в парах обеспечивает соблюдение возрастных особенностей подростков, а именно потребность в общении со сверстниками. Также это способствует развитию навыков работы в команде, и умению слушать мнение других.

Беседа, как метод в педагогической деятельности известен очень давно и неплохо себя зарекомендовал. Обучение происходит путем постановки учителем тщательно спланированной системы вопросов, которые приводит к пониманию нового материала или его закреплению. Выделяют несколько видов бесед: эвристическая, воспроизводящая, систематизирующая и собеседование. В рамках авторского урока (см. приложение 1) осуществляется воспроизводящая беседа, которая способствует лучшему запоминанию нового материала [27].

Следующий метод обучения - использование мультимедийных средств для более яркой и интересной подачи материала. Для этих целей создан обучающий ролик, поэтапно рассказывающий об особенностях техники нанесения цветовых мазков на холст в импрессионистической живописи. Почему был выбран именно такой метод донесения информации? Ни для кого не секрет, что для наилучшего запоминания следует воздействовать на наибольшее количество органов чувств. А видеоролик, который содержит аудио и видео ряд отвечает этим требованиям. Кроме того, в современном мире, когда уже настолько сильно развита интернет-культура, учащимся гораздо интереснее и проще воспринять информацию, оформленную в привычном для них формате. Также такой метод отвечает желанию самих учащихся по усовершенствованию методов преподавания в рамках школьного образования.

Следующим специфическим методом обучения изобразительному искусству является копийная практика. Данный метод повсеместно применятся при обучении рисованию, так как имеет множество преимуществ. Во-первых, учащийся близко знакомится художниками и их творчеством. Во-вторых, он имеет возможность при внимательном изучении понять особенности техники художника и используемых им материалов. В-третьих, это дает закрепление теоретических знаний, полученных ранее. В-четвертых, это совершенно новый для учащихся опыт, который способствует развитию интереса к искусству. Нужно отметить, что копийная практика действительно имеет большое значение для понимания того, что же такое искусство в целом и живопись в частности.

Другим методом обучения является работа над собственным творческим произведением. Данный метод можно соотнести с исследовательской деятельностью, потому как учащиеся в этом случае формулируют для себя проблему, и решают ее под контролем преподавателя. Для авторской серии уроков (см. приложение 1) этот метод является наиболее важным, так как именно благодаря ему воплощаются в жизнь большинство поставленных педагогических задач. Такой специфический метод способствует развитию у детей умений ведения самостоятельной творческой работы, развивает творческое мышление. Именно в такой деятельности учащийся может самореализоваться, что, как сказано выше, является одним из важнейших решением задач проблем подросткового возраста.

Еще одним специфическим методов является организация выставок готовых работ учащихся. Практика весьма полезна для них. Они учатся не бояться показывать свои работы другим, учатся адекватно воспринимать объективную и субъективную критику, также сами учатся формулировать свое собственное мнение. Такой метод оценивания помогает подвести итоги всей учебной деятельности в рамках конкретной темы авторского урока (см. приложение 1), что важно, как для учащегося, так и для педагога.

Таким образом, разнообразие форм и методов в авторской серии уроков (см. приложение 1) создает интересный ход учебной деятельности как для учащихся, так и для педагога. Так же оно способствует наиболее эффективному донесению до учащихся необходимой информации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.008 с.)