Ретроспективный взгляд на импрессионистическую живопись и перспективы ее изучения В современных условиях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ретроспективный взгляд на импрессионистическую живопись и перспективы ее изучения В современных условиях.



В современном обществе практически каждый человек знаком с картинами импрессионистов. Импрессионистическими полотнами может быть украшено все: от посуды и канцелярии до одежды. Именно поэтому, все мы практически ежедневно сталкиваемся с работами художников импрессионистов, возможно, даже не зная об этом направлении в живописи. Однако, многие визуально помнят пейзажи и дам с зонтиками Колода Моне; изящных балерин Эдгара Дега; прекрасных женщин Огюста Ренуара; такие яркие и необычные полотна Ван Гога.

Почему же данное направление стало популярным? Потому что картины импрессионистов интуитивно понятны. Они яркие, динамичные и эмоциональные. Жизнь на полотнах художников лучится солнечным светом, чувствуется движение воздуха. Сюжеты, изображенные на холстах, связаны с повседневной жизнью. На них нет сложных мифологических или религиозных сюжетов, которым придерживалось все официальное классическое искусство. Импрессионисты же проповедовали изображение реальной жизни. Им было важно показать то, что они каждый день видят сами. Их интересовало, чем и как живет городское население Парижа. Праздники, сцены повседневной жизни и, конечно, прекрасные французские пейзажи. Все это мы можем увидеть на холстах импрессионистов [5, c.7].

Однако, восхищаясь картинами «Впечатление. Восход» К. Моне или «Завтрак гребцов» О. Ренуара, мы не всегда понимаем, с чем пришлось столкнуться художникам. И не понимаем того, что по сути, такое явление, как импрессионизм, стало отправной точкой для нового, ни на что не похожего ранее искусства – искусства модернизма. А сами художники являются революционерами в живописи. Именно они сделали первый шаг от реализма и академической живописи в сторону чувственного и эмоционального искусства.

Появление во Франции нового направления в живописи было связанно с грандиозным скандалом вокруг небольшой группы молодых художников, собравшихся в «Анонимное общество живописцев, скульпторов, граверов и др.». Их работы не пускали на выставки традиционного «Парижского салона», поэтому им пришлось организовывать свои собственные выставки, которые вызвали весьма противоречивые отзывы. После первой из них, благодаря саркастической статье журналиста Луи Леруа, группа живописцев получила свое название импрессионисты (impressionnisme (фр., от impression — впечатление). Это название весьма точно отразило суть импрессионистического подхода [5, c. 20].

Импрессионисты имели свои взгляды на задачи живописи, и пропагандировали новый творческий метод, который заключался в передаче ощущений, фиксации мгновений. Почвой для новых взглядов стало несколько обстоятельств. Во-первых, появление импрессионистов стало реакцией на застой господствующего академизма. Классическое искусство к тому времени исчерпало себя. Художники начали задумываться о новых возможностях и целях изобразительного искусства. Во-вторых, благодатную почву для нового искусства подготовили художники Барбизонской школы, которые чуть раньше, чем импрессионисты начали работать на пленэре, рисуя этюды. В-третьих, появление фотоаппаратов очень сильно поменяло представление художников о задачах искусства, и кроме того, дало им гораздо больше возможностей для творчества. В-четвертых, самым существенным для нового подхода стало появление оловянных тюбиков для скоропортящихся красок, что позволило художникам беспрепятственно выходить на пленэры.

Отдельно стоит отметить научные открытия Э. Шевреля и О. Руда в области цветоделения, которые дали представление о том, как работает восприятие цвета человеком. С наибольшим воодушевлением импрессионисты использовали следующее положение теории: «Аналоговые цвета (находящиеся рядом на цветовом круге), расположенные рядом, имеют тенденцию оптически смешиваться, "образуя" при этом новый цвет» [36].

Все это породило в художниках импрессионистах уверенность, что настало время для перемен. Наступало время для искусства, которое не стремилось бы наиболее реалистично отобразить реальность и не пропагандировало бы высокую мораль и возвышенные идеи. Новое искусство должно было открыть свободу художественного видения. Впервые импрессионисты изображали не только то, что они видят, но и то как они это видят, то есть включали в свои работы индивидуальность. Импрессионизм стал субъективным отражением реальности. Художник изображал предметы не в том виде, который он знает, помнит, понимает, а так, как он видит окружающее его в данный конкретный момент.

Итак, в чем же заключается художественная революция импрессионизма в живописи? Первое, и самое главное, это техника нанесения отдельных цветовых мазков на холст. Цвета не смешивались на палитре, а нужный цвет получался путем оптического смешивания, открытого Э. Шеврелем.

Если классическая техника живописи основывалась на длительной работе с большим количеством лессировочных слоев, то импрессионисты работали чаще всего в один прием с использованием разных по консистенции красок. Они прокладывали лессировочный слой, а поверх него уже накладывались быстрые энергичные цветовые мазки, порой смешивая их прямо на холсте. Часто первый слой не прорабатывался вовсе, что создавало эффект этюдности, незаконченности работы [20].

Мазок в работах импрессионистов становится самостоятельным выразительным средством. Мазки наполняют поверхность холста мерцающей вибрацией, которые создают эффект солнечного света, движения воздуха такая техника становится естественным результатом работы на пленэре [11, с. 164].

Импрессионисты перестали использовать чисто черные, коричневые и землистые краски. На палитре остались только чистые цвета. Художники не применяли светотень для передачи объёмов, они отказались от тёмных теней. Тени в их картинах стали цветными.

Импрессионизму свойственны и новые приемы в композиции. Если в классическом искусстве композиция служила созданию на холсте эффекта сценической площадки, то импрессионистическая композиция напоминала случайную фотографию. Это придавало картинам непосредственность, непринужденность, легкость восприятия. Импрессионисты отказались от геометрических законов перспективы в пользу световоздушной, строящийся на уменьшении интенсивности света по мере удаления от первого плана [17 c. 14].

Также художники в своих работах отказались от классических сюжетов: мифология, религия, литература, парадные портреты и других. Импрессионисты начали писать окружающий их мир. Подобно русским передвижникам, французские импрессионисты стремились к реальной жизни. Они рисовали все, что было близко им: прогулки, посиделки в кафе, танцы, флирт, красивые женщины, состояние природы. «Художник должен писать только то, что он видит, и так, как он это видит» [11, с. 13].

Хоть художники импрессионисты и объединены общим названием и идеями, их творчество весьма разнообразно. Они не были ограничены какими-то рамками, как художники в классическом искусстве, поэтому каждый из импрессионистов имел свой подход к работе над картиной, немного отличающийся от работы других художников. Для того чтобы ближе познакомится с особенностями творчества импрессионистов, рассмотрим творчество Пьера Огюста Ренуара.

Огюст Ренуар был активным участником группы импрессионистов. Он тесно общался со всеми, особенно с Клодом Моне, у которого в известной мере позаимствовал манеру исполнения работ, отличающуюся быстрыми широкими и решительными мазками [7, c. 137]. Однако, фактура мазка О. Ренуара более нежная, мягкая. Вместе с тем, художник мастерски сочетал лессировки и корпусное письмо.

Именно Огюст Ренуар достиг совершенства в изображении солнечных эффектов. В этом плане нужно отметить его работу «Бал в Мулен де ла Галлет», где зритель может увидеть поразительное мастерство в изображении солнечных бликов. О. Ренуара очень привлекал Париж. Париж студентов, рабочих, продавщиц, модисток, далекой от буржуазной роскоши [14, c. 19]. Поэтому он часто пишет бытовые сцены.

Несмотря на это, самым великолепным, что создал П. О. Ренуар остается его «ренуаровская женщина» [29].

Женщина является основной темой творчества художника. Всю свою жизнь художник писал совершенно разных женщин. Ему позировали любовницы, подруги, профессиональные модели, актрисы. Но, наверное, самой любимой моделью Ренуара стала Жанна Самари, которая смотрит на зрителя с самых знаменитых полотен [2, c. 16].

Женский образ, созданный Огюстом Ренуаром, не похож ни на что другое. Художник с величайшим мастерством отражал хрупкость молодых девушек, нежный бархат кожи, мимолетный взгляд, а также тонко чувствовал эмоциональное и психологическое состояние. Благодаря безумной любви к изображению женщины, он смог создать свой собственный уникальный типаж. Это сочетание девушки со смеющимися глазами, крепкой крестьянки и истинной парижской элегантности. В женских портретах О. Ренуара, возможно, и нет, той психологической глубины, которая требуется от портрета, но портретные сходства автором переданы с точностью мастера [1, c. 6].

 

Женщина Ренуара это круглолицая, краснощекая крепкая молодая девушка, сочетающая в себе нежность и благородство. Многие современники художника говорили, что на улице Парижа действительно видят тех самых «ренуаровских женщин». Художник не выдумывал их, он воспевал то, что видел в реальной жизни.

Что же может дать изучение женского образа в импрессионистической живописи П. О. Ренуара сегодня? Первое, это, конечно же, знакомство с таким явлением в живописи, как импрессионизм. Далее, что не менее важно, это знакомство с конкретным представителем этого направления, что способствует более ясному пониманию явления. Часто бывает так, что информация о конкретном художнике дает представление о целом направлении в изобразительном искусстве.

Изучение же женского образа в живописи П. О. Ренуара в рамках средней общеобразовательной школы, может дать много совершенно разной информации. Это и положение женщины в обществе в конце XIX века в Париже, что важно и интересно, поскольку именно в этот период развернулась настоящая борьба женщин за свои права, это и внешний облик парижских дам, и модные тенденции в одежде. Данная информация может помочь детально представить современный импрессионистам облик Парижа. Но, самое главное, через женский образ на холстах художника, мы можем понять его отношение к женщинам.

 

1.2. Возможности средней общеобразовательной школы для изучения темы импрессионистической живописи О. Ренуара через женский образ

Для определения возможностей изучения темы «Изучение импрессионистической живописи О. Ренуара через женский образ» в средней общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства в среднем школьном звене, требуется изучить представленные в современной образовательной среде программы по изобразительному искусству на основе ФГОС. Это необходимо, так как в современном школьном образовании любой урок на любую тематику должен подчинятся требованиям новых образовательных стандартов.

В качестве программ по изобразительному искусству для средней общеобразовательной школы в Российской Федерации представлены несколько линий учебно-методических комплексов. Основными из них являются: линия учебно-методических комплексов под редакцией Б. М. Неменского и учебно-методические комплексы под редакцией Т. Я. Шпикаловой. Обе линии представляют собой комплект, состоящий из рабочих программ, учебников, рабочих тетрадей и поурочных разработок для работы с пятого по восьмой класс включительно. Именно представленные выше рабочие программы чаще всего используются учителями изобразительного искусства. Именно поэтому познакомимся с каждой из них поближе.

Первой рассмотрим линию учебно-методических комплексов под редакцией Б. М. Неменского. Редактор является народным художников России, а также академиков Российской академии образования и Российской академии художеств, поэтому, можно сказать, что комплекс сочетает в себе практический художественный опыт и фундаментальную теоретическую базу [24].

Данная линия предназначена для изучения изобразительного искусства в основной школе. Программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и ставит перед собой такие цели, как развитие знаний, умений и навыков в сфере изобразительного искусства; раскрытие творческих возможностей и потенциала учащегося; развитие эстетического взгляда на окружающее, прививание разносторонних взглядов на культуру. Главной особенностью программы Б. М. Неменского выступает углубленное изучение отдельных видов искусства, таких как: декоративно-прикладное, станковое искусство, дизайн и архитектура, изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении [24].

Программа учебного комплекса выстроена с учетом логической последовательности и требований преемственности образования. Так, каждый год обучения изобразительному искусству имеет свою тему, включающую в себя углубленное изучение отдельного вида искусства. Тема пятого класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», тема шестого – «Изобразительное искусство в жизни человека», седьмого – «Дизайн и архитектура в жизни человека», восьмого – «Изобразительное искусство в театре, кино, телевидении». Данная программа предусматривает изучение предмета в объеме одного часа в неделю, что является стандартным объемом для изобразительного искусства в основном звене среднего школьного образования. Однако, программа предусматривает расширение объема до двух часов за счет часов, выделенных на внеурочную деятельность [3].

Был проведен анализ содержания учебников по изобразительному искусству под редакцией Б. М. Неменского, связанный с поиском наиболее подходящей темы, для внедрения в нее серии уроков «Изучение импрессионистической живописи О. Ренуара через женский образ» (см. приложение 1). К сожалению, темы, которая бы отвечала всем нужным параметрам, не обнаружилось. Все же, наиболее подходящим разделом является раздел «Вглядываясь в человека. Портрет» учебника с общей тематикой: «Изобразительное искусство в жизни человека». Учебник предназначен для шестого класса средней общеобразовательной школы. Внутри раздела следует выделить такие параграфы, как: «Образ человека – главная тема в искусстве» [13, c. 74]. и «Роль цвета в портрете» [13, c. 95]. Именно внутри данных параграфов становится возможным раскрытие изучаемой темы

Как уже ранее было упомянуто, данный учебно-методический комплекс не совсем отвечает требованиям темы, связанной с изучением импрессионистической живописи через женский образ. Наиболее подходящим для реализации серии уроков «Изучение импрессионистической живописи О. Ренуара через женский образ» (см. приложение 1), все же являются учебно-методические комплексы, созданные под редакцией Т. Я. Шпикаловой. Эти комплексы, как и предыдущие охватывают все основное звено общеобразовательной школы. Отвечая требованиям федерального государственного образовательного стандарта, программа рассматривает единство народной и профессиональной культуры. Кроме того, комплексы имеют высокую межпредметную направленность, которая заключается в освоении учащимися умения видеть и создавать художественный образ в любой сфере деятельности.

Основными особенностями программы, помимо уже названых, являются наличие игровых форм занятий, самых разнообразных типов творческих заданий и проектных работ. Учащиеся знакомятся как с культурой России, так и Европы, что способствует развитию готовности к межкультурному взаимодействию, а, главное, развивает толерантность. Не менее важным является развитие эмоционально-психологической и коммуникативной культуры подростков в процессе получения знаний на уроках изобразительного искусства. Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения учащегося к миру, его духовно-нравственное воспитание, развитие способностей и творческого потенциала, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции [25].

Программа учебно-методического комплекса Т. Я. Шпикаловой не делится на отдельные темы по годам обучения. Она имеет спиралевидную форму построения содержания учебного материала. Можно заметить, что в процессе обучении происходит возврат к пройденной теме и ее расширение. Почти вся программа сосредоточена на декоративно-прикладном искусстве и культурной составляющей.

Наиболее походящей темой для внедрения серии уроков по изучению импрессионистической живописи через женский образ (см. приложение 1) стала «Образ женщины в искусстве разных эпох», которая располагается в учебнике, предназначенном программой для шестого класса средней общеобразовательной школы. Рассмотрим представленную в учебнике тему подробнее [4, c. 65-67].

Тема «Образ женщины в искусстве разных эпох» рассчитан на два академических часа и включает следующие подразделы: «Тема прекрасной девы и женщины-матери в искусстве», «Личность женщины в портретно-исторической композиции XIX — начала XX в». В конце темы учащиеся должны понимать, что у каждой эпохи есть свой идеал красоты, который и воплощается в женском образе. В ходе изучения темы, учащиеся знакомятся с женскими портретами разных эпох. Исход из этого у подростка должно складываться понимание того, что к теме женского образа, как воплощение красоты и материнства, творцы обращались во все эпохи и продолжают возвращаться. Женский образ — это выражение в образах искусства нравственного поиска человечества [16, с. 71].

Все эти цели, поставленные темой, как нельзя лучше соответствуют целям авторской серии уроков (см. приложение 1). Именно поэтому серию уроков на тему: «Изучение импрессионистической живописи О. Ренуара через женский образ» (см. приложение 1) решено привязать к вышеуказанной теме в учебнике за шестой класс из учебно-методического комплекса Т. Я. Шпикаловой.

Осуществление авторской серии уроков (см. приложение 1) строится на том, что тема женского образа из программы Т. Ю. Шпикаловой будет конкретизирована женским импрессионистическим образом, созданным О. Ренуаром. По мнению автора, иллюстрация темы конкретным деятелем и конкретными его работами способствует более легкому освоению темы и более ясному пониманию изучаемой темы.

Также стоит отметить, что программа Т. Я. Шпикаловой может быть расширена за счет дополнительных часов, отведенных на внеурочную деятельность внутри школы.

 

1.3. Федеральный государственный образовательный стандарт, как концептуальная основа изучения темы импрессионистической живописи О. Ренуара и женского образа в ней.

В основе серии уроков «Изучение импрессионистической живописи О. Ренуара через женский образ» (см. приложение 1) лежат требования, установленные в федеральном государственном образовательном стандарте, предъявляемые к любой образовательной деятельности.

В настоящий момент на территории Российской Федерации для образовательных учреждений среднего (полного) общего образования при реализации образовательных программ предъявляются требования, обозначенные в федеральном государственной образовательном стандарте. Государственный образовательный стандарт выступает как важнейший нормативно-правовой акт в России, который устанавливает систему норм и правил, обязательных к исполнению в любом образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу. Можно сказать, что образовательный стандарт является результатом общественного договора между государством, родителями, педагогами и учащимися.

Такой стандарт был создан для того, чтобы закрепить на уровне государства наиболее существенные особенности образования на всей территории России. Например, стандартом закреплено единство образовательного пространства Российской Федерации, что предполагает единство образовательных результатов и программ, ее структуры и условий реализации. Безусловно, особо важным является установление федеральным государственным стандартом равного права на получение качественного среднего общего образования на бесплатной основе. Кроме того, он устанавливает возможность изучения родного языка, родной культуры, что просто необходимо, так как по Конституции Российской Федерации Россия является многонациональной страной. Преемственность образовательных программ обеспечивает непрерывное обучение вплоть до профессионального образования [28].

Для развития личности ученика важную роль играет закрепление за образовательными учреждениями таких функции как воспитание и социализация обучающихся, а также создание условий для самоидентификации и самореализации [28].

В ходе разработанной серии уроков (см. приложение 1) учащиеся проявляют себя через воплощение задуманной им творческой работы. Следовательно, они учатся не бояться реализовывать свои идеи. Воспитательная функция серии уроков проявляет себя в развитии у учащегося эстетического взгляда на окружающий мир, а также внимательного отношения к человеку и его красоте. Сама тема уроков, предполагающая изучение женского образа, способствует социализации подростков.

Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает в качестве методологической основы системно-деятельностный подход. Сутью данного подхода является не простая передача информации от учителя к ученику, а их совместная деятельность. Таким образом, учащийся не пассивно воспринимает информацию, а становится активным участником образовательного процесса [28].

Для системно-деятельностного похода характерна смена функции учителя. Учитель становится сопровождающим в мире знаний и детских открытий. Меняются и задачи учителя. От него требуется создание такой атмосферы, в которой учащийся осознает необходимость получения знаний. Но самым важным принципом нового подхода является то, что новые знания не даются в готовом виде. Дети открывают их в процессе самостоятельной деятельности, которая состоит в осознании поставленной учителем проблемы, поиска путей ее решения и, собственно, выбора наиболее подходящего и рационального решения [22].

Главное, что должен обеспечивать новый системно-деятельностный подход в современно российском образовании, это устойчивое стремление человека к получению знаний всю жизнь. Самым важным инструментом для этого становится формирование у учащегося устойчивого познавательного мотива, а также перенос содержания образования на его жизненные задачи, и, в принципе, повседневную жизнь [22].

В рамках авторской серии уроков на тему «Изучение импрессионистической живописи О. Ренуара через женский образ» (см. приложение 1) системно-деятельностный подход осуществляется в первую очередь через самостоятельную работу учащихся над собственной композицией. Ее разработка и реализация представляет собой непосредственно творческую работу, где учитель является лишь помощником, консультантом. В ходе самостоятельной работой над текстом, включающим в себя информацию о технических особенностях создания картины в стиле импрессионизма, учащиеся определяют наиболее существенные отличительные черты нового для них направления. Уже, исходя из этого, учащиеся осуществляют деятельность по созданию собственной работы.

Еще одной особенностью нового подхода является такое построение образовательного процесса, при котором учитываются возрастные, психологические, индивидуальные, физические особенности и здоровье учащихся [28].

Нужно отметить, что при разработке серии уроков по изобразительному искусству (см. приложение 1) были изучены и учтены все особенности подросткового возраста. Данный аспект подробно рассмотрен далее.

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к освоению основной образовательной программы. Эти требования делятся на личностные, метапредметные и предметные [28].

Что такое предметные результаты представляет себе каждый. Они отражаются в совокупности научных знаний в рамках предмета, изучаемого в средней школе. К сожалению, в большинстве случаев только им и уделено наибольшее внимание со стороны учителей, учеников и родителей. Именно эти результаты проверяются основным государственным и единым государственным экзаменом. Такой подход к требованиям освоения основной образовательной программы является однобоким.

Однако, в рамках разработанной серии уроков (см. приложение 1) выделены следующие предметные результаты: знакомство с таким направлением в изобразительном искусстве, как импрессионизм и его представителями; знакомство с творчеством П.О. Ренуара; знакомство с женским образом в искусстве импрессионизма; получение опыта копирования живописных работ; знакомство и получение навыков выполнения картин в импрессионистической технике.

Метапредметные результаты — это те умения, действия, которые имеют межпредметный характер. То есть они важны для любого вида познавательной деятельности. Метапредметные результаты включают в себя универсальные учебные действия и межпредметные понятия. Универсальные учебные действия разделены на коммуникативные, регулятивные и познавательные. Они отражают все важные стороны деятельности человека.

Коммуникативные универсальные учебные действия представляют собой, в целом, умение верно воспринимать и передавать информацию, что является фундаментальным в учебном процессе. От качества коммуникации зависит уровень и других метапредметных результатов [33].

Регулятивные же обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность учащихся строить учебную деятельность учитывая все ее компоненты: цель, мотив, прогноз, средства контроля и оценка. Это отражается на его желании и способности учится.

Познавательные универсальные учебные действия очень тесно пересекаются с регулятивными, они так или иначе связаны между собой. Основной задачей познавательных универсальных учебных действий является научить ученика учится, как бы парадоксально это не звучало [30]. Перед педагогом стоит задача формирования навыков познания окружающего мира. Из чего можно заключить, что данный вид метапредметных результатов должен способствовать формированию представления об особенностях взаимодействия человека с окружающей действительностью.

Более подробно на универсальных учебных действиях остановимся далее. Сейчас же нужно сказать о том, что именно они обеспечивают метапредметность обучения. В рамках авторской серии уроков «Изучение импрессионистической живописи О. Ренуара через женский образ» (см. прил. 1) она проявляет себя в том, что в ходе уроков учащиеся прослушивают импрессионистические музыкальные произведения, что обеспечивает более полное погружение в эпоху и связь с другим видом искусства. Ученикам предлагается подобрать к своей творческой работе отрывок из стихотворения поэта-импрессиониста, что предполагает связь с таким предметом, как литература.

Федеральный государственный образовательный стандарт создает совершенно новый тип урока. Такой урок призван в первую очередь, сделать получение образования интересным, а главное эффективным. Опираясь на образовательный стандарт, как концепцию, удалось реализовать все задуманное. Была создана такая серия уроков (см. приложение 1), в ходе которого учитель и учащиеся могут реализовать весь свой творческий потенциал.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.208.168.232 (0.027 с.)