ТОП 10:

ИЗУЧЕНИЕ ИМПРЕССИОНИСТИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ П. О. РЕНУАРА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ



ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИМПЕРССИОНИСТИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ О. РЕНУАРА ЧЕРЕЗ ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В РАМКАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Глава 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ ЖЕНСКОГО ИМПРЕССИОНИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

Приложение 1

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

 

Кафедра музыкального и художественного образования

 

Методическая разработка

Тема: «Изучении импрессионистической живописи О. Ренуара через женский образ»

 

 

Выполнила: студентка

4 курса, группы 1042

В. В. Брусьянина

Руководитель:

О. М. Зоркальцева

 

Томск, 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………….51

Оборудование и материалы ………………………………………………..54

План курса…………………………………………………………………...55

Поурочные разработки……………………………………………………...56

Заключение………………………………………………………………......62

Приложение А………………………………………...….………………….63

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Анализ учебно-методических комплексов выявил проблему, которая заключается в том, что изучению импрессионистической живописи в средней общеобразовательной школе уделено недостаточное внимание. Также, была обозначена проблема недостаточного изучения женского образа в мировой художественной культуре.

Именно поэтому было решено создать авторскую серию уроков на тему «Изучение импрессионистической живописи О. Ренуара через женский образ», которая бы соответствовала федеральному образовательному стандарту. Тему импрессионистической живописи в искусстве было решено раскрыть в рамках творчество П. О. Ренуара. Во-первых, потому, что данный художник является одним из ярчайший представитель революционного направления. Во-вторых, П. О. Ренуар – это один из немногих художников, который в своих работах создал собственный уникальный женский образ, который достоин особого внимания.

Данная методическая разработка направленна на учеников шестого класса общеобразовательной школы и представляет собой серию уроков, направленных на ознакомление учащихся с искусством импрессионизма и специфике женского образа в мировой художественной культуре, через изучение творчества О. Рунара.

Актуальной данная разработка является потому, что в подростковый период резко возрастает потребность в самоидентификации. Так, девочки, ассоциируя себя с прекрасными дамами, изображенными на холстах О. Ренуара смогут развить свой вкус и чувство прекрасного. Для мальчиков в подростковом важным является знакомство с женщиной в искусстве, как воплощением возвышенной красоты и материнства, что способствует более трепетному отношению к женщине в повседневной жизни.

Уроки курса представляют собой такой вид урока, как урок открытия новых знаний.

Цель курса:

1. Содержательная: Знакомство с импрессионистической живописью через женский образ, в частности через работы П. О. Ренуара.

2. Деятельностая: Создание современного женского образа учащимися по фотографии, опираясь на технику П. О. Ренуара.

 

Задачи курса:

1. Знакомство с французским импрессионизмом, как культурным феноменом.

2. Знакомство с новаторским подходом импрессионистов в живописи.

3. Изучение и закрепление на практике технических особенностей живописи импрессионистов, в том числе техники П. О. Ренуара.

4. Изучение особенностей женского образа в импрессионистической живописи П. О. Ренуара.

5. Создание копии работы П. О. Ренуара.

6. Создание собственной работы. Использование техники П. О. Ренуара для создания современного женского образа по фотографии.

7. Организация выставки работ учащихся.

8. Анализ всех видов деятельности и их результатов.

 

 

Планируемые УУД:

Личностные: Знакомство с произведениями импрессионистического искусства способствует его стремлению к красоте, к природе. Посредствам самостоятельной творческой деятельности над своей картиной формируется положительное отношение к учению, появляется желание приобретать новые знания, а также желание участвовать в творческом созидательном процессе. Самостоятельная творческая работа помогает учащемуся раскрыться как индивидуальность, осознать себя личностью. Организация выставки, анализ и самоанализ деятельности учащегося способствует развитию навыков самооценки своей деятельности.  
Метапредметные: Коммуникативные: в ходе работы учащихся с предложенным текстом в парах происходит развития навыков коммуникации и совместной деятельности. При обсуждении информации об импрессионистах с учителем ученик развивает свои навыки формулирования и высказывания своего мнения, участия в общей беседе, отстаивания своего мнения.
Регулятивные: в ходе анализа деятельности и оценки учителя в конце темы, учащиеся учатся адекватно оценивать результаты своей работы, а также осознавать возникшие трудности в ходе работы и искать пути их решения в дальнейшем.
Познавательные: Работы с текстом, а также просмотр учебного видео позволяет совершенствовать навыки работы с информацией.
Предметные: Знакомство с таким направлением, как импрессионизм, и его представителями. Знакомство с творчеством П.О. Ренуара. Знакомство с женским образом в импрессионизме. Получения опыта копирования живописных работ. Знакомство и получение навыков выполнения картин в импрессионистической технике.

 

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:

 

1. Распечатки текста об импрессионистах, вопросы к тексту (см. приложение А);

2. Иллюстративный материал;

3. Обучающие видео;

4. Проектор или интерактивная доска, презентация;

5. Набор репродукций П.О. Ренуара с изображением женщин;

6. Художественные материалы: бумага для акварели А3, кисти, набор гуашевых, палитра, баночка для воды, карандаши, ластик, точилка.

7. Небольшие, расчерченные на 2 части, листы.

8. Лист оценивания учащимися своей работы в виде большой деревянной палитры, цветные мазки.

 

ПЛАН КУРСА:

 

I. Теоретический этап.

1. Организационная часть. Мотивация. Вводное слово по теме.

2. Знакомство с темой. Учащимся предлагается ознакомится с текстом об импрессионизме и ответить на вопросы (см. приложение А). Предлагаются ознакомиться с работами П. О. Ренуара и проанализировать картины, опираясь на полученные знания. Кроме того, учащиеся пользуются иллюстративным материалом при ответе на вопросы.

3. Обсуждение материала, углубление.

4. Описание техники исполнения импрессионистического произведения.

5. Просмотр специально подготовленного обучающего видео по теме «импрессионистический мазок цвета».

6. Учащиеся, смотря на образец пробуют технику.

7. Домашнее задание. Выбрать картину для копирования из предложенных.

II. Практическое занятие № 1.

1. Копирование картины под руководством учителя.

2. Домашнее задание. Закончить работу. Подумать над своей картиной, основываясь на сюжетах импрессионизма.

III. Практическое занятие №2.

1. Доработка, одобрение эскизов.

2. Создание работы под руководством учителя

IV. Заключительное занятие.

1. Окончание создания картины.

2. Оформление выставки.

3. Анализ всех видов деятельности.

4. Совместный анализ работ.

 

 

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

 

Занятие №1.


План урока:

1.Организационная часть — 2—3 мин.
2. Знакомство с темой— 18—20 мин.
4. Практическая работа — 15 —17 мин.
5. Завершение урока — 4—5 мин.

 

 

Ход урока:

1. Организационный момент.

«Здравствуйте, ребята. Все из вас так или иначе знакомы с современным искусством. Думаю, вы много раз видели абстрактную, беспредметную живопись, которая может быть не всем понятная. Однако, не все знают, с чего все начиналось. Сегодня мы начнём знакомство с новаторами, революционерами в искусстве - импрессионистами. Эти художники вели борьбу с академией художеств, ее правилами и влиянием на культурный мир Франции второй половины XIX века. Именно они сделали первых шаг от классического искусства к новому искусству, искусству чувств».

«К искусству впечатлений, эмоций присоединились композиторы, писатели и поэты. Чтобы лучше прочувствовать творческую атмосферу того времени мы так же послушаем и музыкальные произведения импрессионистического направления». Учитель включает музыку во время творческого процесса.

2. Знакомство с темой.

«Для того чтобы лучше познакомиться с импрессионистами, их творчеством предлагаю вам прочитать небольшой текст и ответить на вопросы по тексту. Кроме того, предлагаю ознакомиться с живописными работами П. О. Ренуара, которые понадобятся вам для ответа на некоторые вопросы».

Учитель раздает текст (см. приложение А) с вопросами и иллюстративный материал. Учащиеся изучают в парах текст, иллюстрации и отвечают на поставленные вопросы.

Учитель обсуждает с учащимися вопросы. После простит проанализировать картины, опираясь на изученный материал.

Учитель задает вопросы о значении женского образа в искусстве: «Как вы думаете, почему во все времена изображению женщины в искусстве уделяется такое большое значение? Что олицетворяет женщина (красоту, материнство). Учитель и учащиеся ведут диалог о важности и значимости женского образа как в искусстве в целом, так и в рамках импрессионизма.

3. Мастер-класс.

Учитель рассказывает об особенностях техники нанесения мазков в импрессионизме. «Художники импрессионисты, как мы уже узнали, кладут множество мазков очень близко друг с другом. Кроме того, чтобы получить нужный цвет, они не смешивают краски на палитре, а кладут мазки разных цветов рядом. Сейчас (на заранее расчерченных листах) мы попробуем создать небольшую цветовую ткань используя приемы импрессионистов».

Учитель показывает мастер-класс. После этого учащиеся пробуют повторить технику самостоятельно. По ходу выполнения задания, учитель корректирует работу учеников.

4. Завершение.

Сообщение домашнего задания. «Чтобы еще больше погрузиться в мир художник, его мысли и переживания, мы сделаем копию работы. Вам нужно из предложенных картин П.О. Ренуара выбрать наиболее понравившуюся и с помощью кальки, светового экрана или используя метод клеточек перенести основные контуры картины. На следующем занятие мы постараемся полностью погрузиться в мир впечатлений». Ученикам предлагается посмотреть работы П.О. Ренуара c изображением женщин.

 

Занятие №2

План урока:

1. Организационная часть – 2-3 мин.

2. Практическая работа №1 – 30-35 мин.

3. Завершающий этап – 5-7 мин.

 

 

Ход урока:

1. Организационная часть

Учитель приветствует учеников. Учитель проверяет наличие домашнего задания.

«Ребята, сегодня мы погрузимся в мир творчества импрессионистов. Изучим их работы, и пройдем вместе с Ренуаром весь путь от эскиза до готовой работы. У вас уже должны быть эскизы работ, которые вы ходите копировать поэтому, мы сразу же продолжим создание копии шедевра

Не забывайте о технике исполнения работы и цветовых особенностях импрессионистической живописи».

2. Практическая работа №1.

Ученики под руководством учителя выполняют копию работы художника – импрессиониста.

3. Завершающий этап

Сообщение домашнего задания. Ученики должны закончить копию работы П.О. Ренуара. «Ребята, теперь мы хорошенько познакомились с импрессионизмом и творчеством великолепного живописца Ренуара. Пришло время и нам с вами стать художниками. Далее мы с вами будем создавать свою собственную картину, и выполним ее в технике Ренуара, которую мы уже изучили». Учитель сообщает задание и его варианты:

1. Изображение автопортрета в современной обстановке (или использование обстановки, атмосферы времен П. О. Ренуара (т.е. одежда, прически, пейзаж). (Для девочек)

2. Изображение своих мам, сестер, воображаемый образ или в современном антураже или в антураже второй половины XIX века.

Работа выполняется с использованием фотографий, эскизного и иллюстративного материала.

Учащимся предлагается подумать над своей работой, подготовить все необходимые материалы и сделать небольшие эскизы работы.

 

 

Занятие №3

План урока:

1. Организационный момент - 7-10 мин.

2. Практическое занятие №2 – 25 – 30 мин.

3. Завершающий этап – 3-5 минут.

 

 

Ход урока:

1. Организационный момент

Учитель приветствует учеников. Проверяет наличие домашней работы.
При необходимости корректирует домашние эскизы учащихся.

2. Практическая работа №2

Выполнение собственной работы в материале под руководством учителя.

3. Завершающий этап.

Учитель дает положительную мотивацию. На дом дается задание – продолжить работу над собственной картиной. Дает советы по выполнению работы. Предлагает подобрать к своей работе поэтическую иллюстрацию (несколько строк из стихотворения), олицетворяющее тот настрой, эмоцию, которую автор хотел передать, распечатать этот отрывок.

 

 

Занятие № 4

 

План урока:

1. Организационный момент – 2-3 мин.

2. Продолжение практической работы №2 – 20-25

3. Завершающий этап. Анализ всех видов деятельности – 15-17 мин.

 

 

Ход урока:

1. Организационный момент

Приветствие учителя. Учащиеся готовятся к продолжению работы над собственным произведением.

2. Продолжение практической работы №2

Учащиеся завершают работу над собственным произведением по мотивам картин П.О. Ренуара.

3. Завершающий этап. Анализ всех деятельности.

Учитель и учащиеся, которые раньше всех закончили работать, оформляют выставку работ. Вместе с работами вывешиваются подобранные учащимися отрывки поэтических произведений.

Учитель проводит анализ в вопросно-ответной форме. «Ребята, что вам больше всего запомнилось? Что понравилось, а что не понравилось? Как вы оцениваете свою работу?». На эти вопросы отвечают только желающие. Также, учитель предлагает учениками оценить работы своих одноклассников.
Далее учитель предлагает ученикам разместить, на заранее подготовленной палитре, подготовленные кляксы красок. «На этой палитре чего-то не хватает. Красок! Ребята, каждый из вас добавить на эту палитру свою краску. Если вам очень понравилась работа над данной темой и все у вас получалось легко - вы клеите красный цветовой мазок, если у вас что-то вызвало небольшое затруднение, но понравилась тема– желтый. Если у вас были затруднения и не понравилась тема – зеленый. Если же вы совсем не удовлетворены ни темой, ни работой – синий».

После анализа ученикам дается время на просмотр выставки работ и чтение подобранных отрывков.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Методическая разработка авторской серии уроков была создана с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта. Также при ее разработке и конструировании (темы (название…) были учтены психолого-педагогические особенности, учащихся среднего звена общеобразовательной школы. Учтены и возможности внедрения авторской программы в действующий на уроках изобразительного искусства учебно-методический комплекс, что, безусловно, положительно, так как при внедрении авторской разработки в последующем, не требуется значительное изменение уже готовой рабочей программы.

Данная авторская методическая разработка готова к апробации в средней общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства. Однако, не исключается некая корректировка, в связи со специфическими особенностями образовательного процесса как внутри школы, так и на уроке изобразительного искусства.

 

Приложение А

 

 

Искусство впечатления.

В 70-х годах 19-го века во Франции появилось направление в живописи, которое получило название "импрессионизм" (от французского слова "импрессион" означает "впечатление").Новое движение возникло как реакция на застой господствующего в те годы академизма.

Название нового направления связано с критиком Луи Леруа, который иронически отзываясь о представленных работах, особо отметил картину К. Моне «Впечатление. Восход солнца», заметив, что «обои в первоначальной стадии обработки более закончены, чем этот морской пейзаж…». Новое название пришлось по душе сторонникам движения, поскольку отвечало творческому методу, который они исповедовали: передача впечатления, фиксация ускользающих мгновений жизни.

Художники хотели запечатлевать не столько сами предметы, сколько окутывающие их свет и атмосферу. Для этого художники стремились работать на пленэре, то есть непосредственно на природе, под открытым небом. Впервые импрессионисты использовали светлые и чистые цвета и наносили краску на холст маленькими мазками наподобие запятых. Такие пятнышки краски сливались в нужный тон, если смотреть на картину с некоторого расстояния.

Импрессионисты пишут только то, что они видят, а не то, что они знают: например, земля на их картинах может быть фиолетовой, сиреневой, голубой, розовой или оранжевой, но никогда – коричневой. Пользуясь перечисленными цветами, они часто прибегают к технике оптического смешения: на полотно рядом кладутся два чистых цвета, не будучи предварительно смешаны на палитре художника, - глаз зрителя сам составит тот цвет, которого добивается живописец. Так, например, положенные рядом мелкие мазки красной и синей краски позволяют зрителю - – «увидеть» фиолетовый. Кроме того, они отказались от четких контуров и черных теней.

Импрессионисты внесли много нового и в построение композиции картины. Они строили ее так, словно это был случайно схваченный кадр, нередко край картины как бы обрезал человеческую фигуру или какой-нибудь предмет. Это было связано с изобретением и началом использования фотоаппаратов.

Импрессионисты не искали для своих картин каких-либо занимательных сюжетов, значительного содержания - они писали обычные предметы, пейзажи, городские виды, своих современников. С другой стороны, импрессионисты относились к действительности скорее бесстрастно, стремясь схватить с максимальной точностью лишь ее внешнюю, видимую сторону.

Значительное место в творчестве импрессионистов занимает портретная живопись, в частности, изображение женских образов. Наиболее ярким представителем этого направления импрессионизма является Огюст Ренуар (1841-1919).

Модели Ренуара далеки от классического идеала красоты; он отдавал предпочтение круглолицым миловидным женщинам с пышными формами, сильным торсом, крепкими руками часто это были деревенские девушки служанки, няни. Ренуара привлекали молодые свежие лица, естественные, непринужденные позы.

В сделанных им портретах нет психологической глубины, но сходство с оригиналом в них установлено тонко, привлекает живой блеск глаз, нежные отсветы окружающих красочных тонов на коже лица. Он, как и другие импрессионисты, отказался от тщательного выписывания формы каждого предмета, сосредоточив внимание на передаче этой формы в трепетных бликах того или иного освещения.

Женщины Ренуара, похожие на цветы, нежнокожие и ясноглазые, грациозные и непринужденные, сидят за столиками кафе, танцуют, качаются на качелях; в их движениях - кошачья легкость, свет, проходящий сквозь листву, или свет ламп в театральных ложах придает им дразнящее очарование.

Импрессионистам пришлось упорно отстаивать принципы своего искусства. Их работы не принимали на официальные выставки. Они устроили несколько собственных выставок, которые были встречены крайне враждебно со стороны критики и публики, не скупившихся на оскорбления и насмешки.

Новаторство импрессионистов было оценено лишь лет двадцать спустя, когда сами художники были уже старыми людьми. Теперь их произведения ценятся очень высоко, и они принадлежат к наиболее известным полотнам лучших музеев мира.

 

Вопросы к тексту:

1. В чем заключается творческий метод, который исповедовали импрессионисты? (передача впечатления, фиксация ускользающих мгновений жизни.)

2. Что стремились запечатлеть на своих холстах художники? (свет и атмосферу)

3. Что нового внесли в живопись импрессионисты? От чего отказались? (использовали светлые и чистые цвета и наносили краску на холст маленькими мазками. отказались от четких контуров и черных теней)

4. В чем заключается особенность построения композиции картины? (композиция словно случайно схваченный кадр, нередко край картины как бы обрезал человеческую фигуру или какой-нибудь предмет).

5. Что изображали импрессионисты в своих работах? (писали обычные предметы, пейзажи, городские виды, своих современников)

6. Опираясь на текст и выданный иллюстративный материал ответе на вопрос: как выглядит женщина на картинах П. О. Ренуара? (круглолицым миловидным женщинам с пышными формами, сильным торсом, крепкими руками часто это были деревенские девушки служанки, няни; похожие на цветы, нежнокожие и ясноглазые, грациозные и непринужденные)

7. Опираясь на текст и выданный иллюстративный материал ответе на вопрос: какие сюжеты, мы можем увидеть на картинах П. О. Ренуара? (женщины сидят за столиками кафе, танцуют, качаются на качелях, гуляют).

 

ИЗУЧЕНИЕ ИМПРЕССИОНИСТИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ П. О. РЕНУАРА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Курсовая работа по дисциплине

«Методика обучения изобразительному искусству»

 

 

Выполнила студентка:

Брусьянина Виктория__

Владимировна__

ФКИ, группа 1042__

 

Научный руководитель:

Зоркальцева Ольга Михайловна_

Дата защиты: ____________

Оценка: _________________

________________________

(подпись руководителя)

 

 

Томск, 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение……………………………………………………………………………...4

Глава 1. Теоретические основы и перспективы изучения импрессионистической живописи О. Ренуара через женский образ в рамках средней общеобразовательной школы……………………………………………………….9

1.1. Ретроспективный взгляд на импрессионистическую живопись и перспективы ее изучения в современных условиях……………………………….9

1.2. Возможности средней общеобразовательной школы для изучения темы импрессионистической живописи О. Ренуара через женский образ……………15

1.3. Федеральный государственный образовательный стандарт, как концептуальная основа изучения темы импрессионистической живописи О. Ренуара и женского образа в ней……….................................................................19

Глава 2. Психолого-педагогические особенности среднего школьного возраста, как основа изучения женского импрессионистического образа на уроках изобразительного искусства. ……………………………………………………...25

2.1. Учет возрастных и психологических особенностей подросткового возраста при разработке урока на тему женского образа в искусстве импрессионизма...25

2.2. Методы и формы развития темы импрессионистического женского образа О. Ренуара для подросткового возраста на уроках изобразительного искусства……………………………………………………………………………30

2.3. Технология формирования и развития универсальных учебных действий для урока изобразительного искусства на тему женского образа в импрессионизме ……………………………………………………………………35

2.4. Диагностика результатов учебной деятельности……………………………39

Заключение…………………………………………………………………………43

Список литературы…………………………………………………………………45

Приложение 1……………………………………………………………………….49

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Изобразительное искусство, как предмет, изучающийся в средней общеобразовательной школе, имеет важное значение для развития личности обучающегося. Благодаря сочетанию теоретических знаний, получаемых учениками, и практических занятий, изобразительное искусство наиболее эффективно справляется с задачей эстетического воспитания учащихся. Трудно спорить о значимости эстетического воспитания личности. Оно служит формированию всесторонне развитой личности, включающей в себя совершенствование и самосовершенствование нравственной и интеллектуальной стороны.

Изобразительное искусство в большей степени, чем остальные предметы, имеет возможности для осуществления метапредметного подхода в ходе обучения. Именно такой подход, в основе которого лежит не просто передача знаний, а обучение работе с этими знаниями, является основой современного образования. В информационном обществе умение работать с информацией становится необходимостью.

Недооценены и возможности изобразительного искусства в развитии творческого мышления, которое так ценится во всех сферах деятельности человека. Ведь творческое мышление включает в себя не только умение создавать произведения искусства, но и умение находить креативный, нестандартный поход к решению любой задачи в любом виде деятельности.

В рамках предмета рабочими программами по изобразительному искусству представлено огромное количество сфер и тем для изучения на уроке. Они освещают абсолютно разные сферы культуры человечества. В программах по изобразительному искусству представлены множество тем: от русского народного творчества и до особенностей кинематографа. Действительно, современный образованный человек, должен иметь представление о большом количестве явлений культурной жизни. Тем не менее, стоит отметить, что в таком обилии информации есть и негативные стороны.

Знакомство со многими темами, представляющими большой интерес и важность для понимания происходящих процессов, уделяется мало времени. Например, такой темой является импрессионизм и тема женского образа как внутри направления, так и в рамках мировой художественной культуры.

Анализ литературы по теме курсовой работы выявил проблему. Она заключается в том, что импрессионизму как направлению живописи в средней общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства уделяется очень мало внимания. У учеников нет возможности тесно познакомиться с представителями французского импрессионизма и их творчеством.

Кроме того, изучению женского образа в живописи на уроках изобразительного искусства также уделено не достаточное внимание. Данная тема требует более подробного изучения, так как женский образ, как воплощение красоты и материнства, является одной из центральных тем в мировой художественной культуре.

Актуальность.Изучение импрессионистической живописи О. Ренуара через женский образ на уроках изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе является актуальной темой в условиях современности. Изучение импрессионистической живописи в среднем школьном звене не только знакомит учащихся с данным направлением в живописи, но и способствует росту и развитию их творческого мышления, что сейчас, безусловно, важно для каждого человека. Вместе с этим, данная тема способна приобщить учащихся к красоте окружающего мира, научить созерцанию и трепетному, чуткому отношению к себе, окружающим и природе, что вполне соотносится с современным курсом образования Российской Федерации и ФГОС, как концептуальной основой.

Изучение же женского образа в рамках импрессионистической живописи способно познакомить учащихся юношеского возраста с категорией прекрасного и его воплощением в изображении женщины на картине, которое во многом демонстрирует идеал красоты той эпохи, к которой принадлежит произведение искусства.

Степень изученностидля разработки выбранной темы удалось обнаружить множество разнообразных источников, которые в полной мере раскрывают каждую тему, затронутую в работе. Источники, освещающие историю импрессионизма, помогли понять причины и процессы, происходящие в конце XIX века, которые повлияли на появление такого направления в искусстве, как импрессионизм [1, 5, 7, 11, 14, 17]. Источник, где были освящены разработки Шевреля [35], оказали значительное влияние на понимание того, на что опирались импрессионисты, когда решали технические задачи нового направления. Электронный ресурс [20] поспособствовал более глубокому пониманию технической стороны создания импрессионистической картины. Информационные источники, посвященные жизни и творчеству П. О. Ренуара [2, 29], освятили подробности жизни, тематику творчества художника, а также особенности создания живописных картин.

Наиболее существенное влияние на курсовую работу оказал федеральный государственный образовательный стандарт [28], в связи с тем, что в современной России все образовательные процессы средней общеобразовательной школы строятся на основе его требований. Научная статья С. К. Котовой [22] раскрыла сущность системно-деятельностного подхода. В информационных источниках, посвященных универсальным учебным действиям [21, 30, 32, 33], раскрыты сущность и технология их формирования.

Набор источников, связанных с учебно-методическим комплексом по изобразительному искусству [3, 4, 13, 16, 24, 25] поспособствовал ознакомлению, с утвержденными на государственном уровне методическими, комплексами.

Благодаря источникам, освящающим метод, формы и средства обучения [10, 23, 27, 34], удалось глубже проникнуть в сущность педагогического процесса. А источники, раскрывающие сущность диагностики обучения [18, 19, 26], способствовали пониманию значения анализа и обработки результатов дидактического процесса.

Информационные источники, связанные с общей психологией [8, 12,], помогли раскрыть сущность и особенности психологических процессов, происходящих в подростковом возрасте, а источники, освящающие возрастные особенности раскрыли существенные особенности подросткового возраста в совершенно разных аспектах [6, 9, 15, 31].

Концептуальной основойкурсовой работы является федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Объектом исследованияявляется методика преподавания изобразительного искусства в основной школе.

Предметом исследованияявляются педагогические инструментарии, требующиеся на уроках изобразительного искусства для реализации темы «Изучение импрессионистической живописи О. Ренуара через женский образ».

Цель работы заключается в изучении возможностей разработки и реализации серии уроков по изобразительному искусству в среднем звене средней общеобразовательной школы в рамках ФГОС на тему: «Изучение импрессионистической живописи О. Ренуара через женский образ».

 

Для осуществления поставленной цели предлагается решить следующие задачи:

1. Ознакомиться с историей импрессионизма, и рассмотреть перспективы ее изучения в современном мире;

2. Познакомиться с возможностями средней общеобразовательной школы для изучения темы импрессионистической живописи О. Ренуара через женский образ;

3. Рассмотреть ФГОС, как концептуальную основу изучения темы импрессионистической живописи О. Ренуара и женского образа в ней;

4. Обозначить возрастные и психологические особенности юношеского возраста, которые должны быть учтены при разработке урока на тему женского образа в искусстве импрессионизма;

5. Представить методы и формы развития темы импрессионистического женского образа О. Ренуара для юношеского возраста на уроках изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе;

6. Разработать технологию формирования и развития УУД для урока изобразительного искусства на тему женского образа в импрессионизме;

7. Обозначить способы обработки результатов учебной деятельности в рамках темы.

8. Разработать авторскую серию уроков по теме «Изучение импрессионистической живописи О. Ренуара через женский образ»

 

Курсовая работа содержит в себе: введение, две главы, семь параграфов, заключение, список литературы.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИМПЕРССИОНИСТИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ О. РЕНУАРА ЧЕРЕЗ ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В РАМКАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.







Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.251.205 (0.047 с.)