ТОП 10:

Диагностика результатов учебной деятельности.



 

 

Наиболее важным этапом образовательного процесса является диагностика результатов учебной деятельности. Только с помощью нее, возможно определить достигнуты ли поставленные педагогом цели. Диагностика обучения – это такой процесс, с помощью которого становится возможным точное определение результатов дидактического процесса. Можно сказать, что это обратная связь с учащимся, которая рассказывает о ходе учения, о затруднениях и достижениях, возникших в процессе усвоения материала, а также развитии познавательных и иных способностей учащихся. Такой канал связи важен, во-первых, для учителя, так как он позволяет оценить результаты своей работы и работы учащихся, корректировать свои действия, выстраивать следующий дидактический этап, с учетом достигнутых результатов, что позволяет сделать процесс обучения наиболее эффективным. Во-вторых, такая работа важна учащимся, так как позволяет им увидеть свои затруднения и достижения, узнать оценку для своей деятельности, получить помощь и советы по корректированию [19].

Диагностика - это целый ряд процессов, помогающих педагогу организовать свою дальнейшую деятельность. Она включает в себя, не просто констатацию того или иного достигнутого результата, а показывает все стороны дидактического процесса. В ходе диагностики выделяется результаты с учетом способа их достижения, рассматривается тенденции и динамика процесса обучения. Контроль, проверка, оценивание (оценка), накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дидактического процесса – все это в полной мере раскрывает то, насколько правильно был спроектирован дидактический процесс, а также, насколько эффективно состоялось взаимодействие учащегося и учителя [18].

Важным компонентом диагностического процесса является контроль, то есть наблюдение за тем, как происходит усвоение материала в реальной педагогической ситуации по сравнению с эталонами и стандартами. Его составной частью является проверка – это действия, направленные на контроль за тем насколько успешно учащиеся, усвоили материал.

Учет и оценка, безусловно, так же важны, как и контроль обучения. Учетом можно считать фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля, что дает возможность получить информацию о динамике и полноте учебного процесса, а также развитии учащихся. Оценка же — это суждения о ходе и результатах обучения, которая может быть выражена в отметке, словесном одобрении или не одобрении, словесной благородности, награждение дипломами, грамотами и многим другим. Оценка результатов учебной деятельности – это тонкий инструмент регулирования работы учащихся, который может, как поднять продуктивность работы, так и снизить ее. Высокая оценка может, как вдохновить учащегося, так и способствовать его расхолаживанию. То же самое касается низких оценок, которые имеют еще большее влияние на учебную деятельность ученика [26].

В настоящее время на территории Российской Федерации наиболее существенным показателем успеваемости учащегося в средней общеобразовательной школе в рамках конкретного предмета является его отметка. В настоящий момент действуют пятибалльная система отметок, которая на практике становиться трёхбалльной, так как такие отмети, как «1» и «2» являются показателем неуспеваемости.

Именно потому, что отметки очень важны для всех участников дидактического процесса, включая родителей учащегося, педагогу следуют очень внимательно относиться к ним. Следует избегать наиболее распространенных ошибок при оценивании деятельности учащегося. Например, следует избегать великодушия и снисходительности при выставлении оценок, категорически нельзя переносить личное отношение к учащемуся на его оценку, ставить оценки по настроению, избегать влияния поведения ученика на его оценку. Для того чтобы таких ошибок не возникало, учитель должен иметь для себя четкое представление о критериях оценивания и доносить их учащимся. Благодаря этому, потом не будет возникать вопросов о справедливости оценивания. С другой стороны, порой завышение или занижение оценки могут выступить как психологический прием по поддержке и стимулированию учащихся [26].

Что касается авторской серии уроков «Изучение импрессионистической живописи О. Ренуара через женский образ» (см. приложение 1), то диагностический процесс присутствует на всем протяжении учебного процесса. Контроль прогресса учебной деятельности учащихся осуществляется путем текущего контроля, который осуществляется по ходу обучения и дает возможность выявить текущий уровень понимания и глубину проникновения в тему. Применяются такие формы контроля как устный и практический контроль. Устный контроль предполагает беседу-опрос после того, как учащиеся прочитали и проанализировали предложенные им текст, практический контроль осуществляется в отслеживании промежуточных и итоговых результатов в работе над продуктами деятельности – это лист, где учащийся исполнил мазки в импрессионистической технике, копия работы О. Ренуара, эскизы творческой работы, и собственно, сама творческая работа.

Как известно, результатом учебной деятельности на уроках изобразительного искусства являются специальные знания, которые раскрывают конкретные аспекты человеческой культуры, и, основанные на этих знаниях, творческие работы. Именно поэтому, педагогу изобразительного искусства важно уметь правильно оценивать, как теоретические знания учащегося которые, выражаются в осознанном и правильном выполнении им творческой работы, так и, собственно, индивидуальную творческую работу.

В рамках серии уроков «Изучение импрессионистической живописи О. Ренуара через женский образ» (см. приложение 1) ведется учет знаний учащихся в культурологической области, которые касаются импрессионистического направления в живописи Франции, знание технических особенностей импрессионистической живописи и умения их применять на практике. Важно учитывать успешность исполнения копийной практики и выполненную творческую работу, которая отвечает определенным техническим требованиям.

В конце работы над данной темой учащимся ставится оценка. Педагог, опираясь на определенные критерии, оценивает готовую творческую работу ученика. Такими критериями являются, например, соответствие творческой работе теме; правильность построения композиции; использование в работе технических приемов, соответствующих импрессионистическому стилю в живописи; использование импрессионистической цветовой гаммы и другие. В случае, если все предыдущие этапы были выполнены должным образом, возможен пересмотр оценки в большую сторону.

Таким образом, проводя диагностику процесса обучения педагог и учащиеся могут оценить результаты своей совместной деятельности, сделать выводы и подготовиться к следующей работе, что способствует повышению эффективности и продуктивности обучения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Современная образовательная система в России, построенная на федеральном образовательном стандарте, предъявляет к дидактическому процессу множество требований. В ходе написания курсовой работы были рассмотрены основные требования к образовательной системе Российской Федерации, а также к современному образовательному процессу, которые включают в себя: установление единой методологической основы образования; учет в образовательном процессе возрастных, психологических, индивидуальных, физических особенностей и особенностей здоровья; установление требований к усвоению основной образовательной программы.

В рамках требований федерального образовательного стандарта был проведен сравнительный анализ учебных программ по изобразительному искусству, созданных под руководством Б. М. Немнеского и Т. Я. Шпикаловой. В результате чего была выявлена наиболее подходящая программа для реализации авторской серии уроков «Изучение импрессионистической живописи О. Ренуара через женский образ» (см. приложение 1). Это помогло оставаться в рамках определенной программы, но, в то же время, значительно расширить и углубить изучаемую тему. Такой программой была выбрана линия учебно-методического комплекса под редакцией Т. Я. Шпикаловой для пятых-восьмых классов, разработанная в 2012 году. В качестве основы для авторской серии уроков был выбран учебник «Изобразительное искусство. 6 класс».

В ходе работы над темой «Изучение импрессионистической живописи О. Ренуара через женский образ» (см. приложение 1) были разработаны и определены результаты учебной деятельности, выраженные в предметных, метапредметных и личностных результатах. Разработаны методы, приемы и формы ведения дидактического процесса, с учетом психологических, возрастных и личностных особенностей подросткового возраста, которые помогли создать целостную и эффективную серию уроков. В конце курсовой работы была выделена важность диагностической деятельности для всего образовательного процесса в области изобразительного искусства.

Таким образом, учитывая все стороны современного дидактического процесса и его особенности, была разработана авторская серия уроков «Изучение импрессионистической живописи О. Ренуара» (см. приложение 1). Данная серия ставит перед собой задачи: ознакомление учащихся с импрессионистической живописью на примере творчества О. Ренуара. Кроме того, авторская серия уроков содержит в себе черты метапредметности, что требует федеральный государственный стандарт.

По мнению автора, в курсовой работе была проведена глубокая теоретическая работа, направленная на создание серии уроков (см. приложение 1), которые бы наиболее эффективно удовлетворяли современным стандартам образования, и при этом, были направлены на углубленное изучение темы в рамках такого предмета, как изобразительное искусство. Тем не менее, трудно отрицать тот факт, что любая дидактическая работа требует проверки на практике. Следовательно, следующим шагом в работе над данной темой является проведение серии тематических уроков в рамках средней общеобразовательной школы. Только после анализа проделанной работы станет возможно оценивать положительные и отрицательные стороны разработанной серии уроков.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что цель работы была достигнута. Исследователю удалось изучить возможности разработки и реализации авторской серии уроков «Изучение импрессионистической живописи О. Ренуара через женский образ» (см. приложение 1) в рамках предмета «изобразительное искусство» в основном звене средней общеобразовательной школы в рамках федерального образовательного стандарта.

СПИСКОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Жеребцова В. М. Импрессионизм. Минск: Харвест, 2008. 128 с.

2. Журавлева М. О. Огюст Ренуар. М.: РИПОЛ классик, 2018. 40 с.

3. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—8 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Неменский Б. М. [и др.]. М.: Просвещение, 2015. 176 c.

4. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой. 5—8 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.]. М.: Просвещение, 2012. 157 с.

5. Катц Р., Дарс С., Ллойд К. Импрессионисты. Жизнь и творчество в 500 картинах. М.: Издательство «Э», 2015. 352 с.

6. Крутецкий В. А. Психология подростка. М.: Просвещение, 1965. 314 с.

7. Мировое искусство. Импрессионизм / Сост. И. Г. Мосин. СПб.: ООО «СЗКЭО "Кристалл"», 2006. 176 с.

8. Немов Р. С. Психология: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2014. 639 с.

9. Обухова Л. Ф. Детская психология: учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 274 с.

10. Подласый И. П. Педагогика: учебник. М.: Издательство Юрайт, 2011. 574 с.

11. Ревалд Д. История импрессионизма. М.: Республика, 1994. 415 с.

12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. I. М.: Педагогика, 1989. 488с.

13. Уроки изобразительного искусства. Искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 6 класс / Неменская Л. А., [и др.]. М.: Просвещение, 2012. 159 с.

14. Чагодаев А. Д. Импрессионизм. М.: Искусство, 1971. 156 с.

15. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005. 349 с.

16. Шпикалова Т. Я. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская. М.: Просвещение, 2013. 110 с.

17. Энциклопедия импрессионизма: [пер. с фр. Матяш М.] / Под. ред. М. и А. Серюлля. М.: Республика, 2005. 295 с.

18. Виды, формы и методы контроля [Электронный ресурс]. URL: http://helpiks.org/6-30229.html (дата обращения: 28.04.2018).

19. Диагностика результатов и процесса обучения [Электронный ресурс]. URL: http://lib4all.ru/base/B3165/B3165Part34-171.php (дата обращения: 29.04.2018).

20. Как работали велики художники [Электронный ресурс]. URL: http://zhivopis-maslom.com/ru/stati/100-kak-rabotali-velikie-hudozhniki (дата обращения: 22. 03. 2018)

21. Коломиец О. М. Формирования системы универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/formirovanie-sistemy-universalnyh-uchebnyh-deystviy-uchashchihsya-v (дата обращения: 19. 04. 2018).

22. Котова С. К. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС НОО [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 19. – С. 37–41. URL: https://e-koncept.ru/2016/56247.htm (дата обращения: 10.04.2017).

23. Лекция 16. Формы, методы и средства обучения [Электронный ресурс]. URL: http://texts.news/knigi-pedagogike-uchebniki/lektsiya-formyimetodyi-sredstva-67787.html (дата обращения: 17.04.2018).

24. Линия учебно-методических комплексов (УМК) под редакцией Б. М. Неменского. 5-8 классы [Электронный ресурс]. URL: http://old.prosv.ru/umk/5-9/info.aspx?ob_no=36878 (дата обращения: 02. 04. 2018).

25. Линия УМК под редакцией Т. Я. Шпикаловой. 5-8 классы [Электронный ресурс]. URL: http://old.prosv.ru/umk/5-9/info.aspx?ob_no=36880 (дата обращения: 02. 04. 2018).

26. Мамаева-Шварцан И. М. Диагностика и контроль в обучении [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/vu/fakultet-pedagogicheskogo-obrazovaniya/teoriya-obucheniya-didaktika/lektsiya-6-diagnostika-i-kont (дата обращения: 28.04.2018).

27. Методы, приемы и формы обучения [Электронный ресурс]. URL: http://student39.ru/lector/Metody-_priemy_i_formy_obucheniya/ (дата обращения: 17.04.2018).

28. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938 (дата обращения: 11.04.2018).

29. Пьер Огюст Ренуар [Электронный ресурс]. URL: http://staratel.com/pictures/renuar/painting.htm (дата обращения: 22.03. 2018).

30. Развитие познавательных универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36828 (дата обращения: 18.04.2018).

31. Туревская Е. И. Психологические особенности подростка [Электронный ресурс]. URL: http://tsput.ru/res/psi/turevskaya/Tur08.htm (дата обращения: 15.04.2018).

32. Турчен Д. Н. Формирование универсальных учебных действий в современном российском образовании [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader DC. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/07PVN114.pdf (дата обращения: 18. 04. 2018).

33. Тюрикова С. А.. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader DC. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/135PVN314.pdf (дата обращения: 11.04.2018).

34. Формы и методы обучения [Электронный ресурс]. URL: https://psyera.ru/5156/formy-i-metody-obucheniya (дата обращения: 17.04.2018).

35. Эффекты цвета [Электронный ресурс]. URL: http://scorcher.ru/neuro/neuro_sys/persona/persona3.php (дата обращения: 20. 03. 2018).

 

 

Приложение 1

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

 

Кафедра музыкального и художественного образования

 

Методическая разработка

Тема: «Изучении импрессионистической живописи О. Ренуара через женский образ»

 

 

Выполнила: студентка

4 курса, группы 1042

В. В. Брусьянина

Руководитель:

О. М. Зоркальцева

 

Томск, 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………….51

Оборудование и материалы ………………………………………………..54

План курса…………………………………………………………………...55

Поурочные разработки……………………………………………………...56

Заключение………………………………………………………………......62

Приложение А………………………………………...….………………….63

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Анализ учебно-методических комплексов выявил проблему, которая заключается в том, что изучению импрессионистической живописи в средней общеобразовательной школе уделено недостаточное внимание. Также, была обозначена проблема недостаточного изучения женского образа в мировой художественной культуре.

Именно поэтому было решено создать авторскую серию уроков на тему «Изучение импрессионистической живописи О. Ренуара через женский образ», которая бы соответствовала федеральному образовательному стандарту. Тему импрессионистической живописи в искусстве было решено раскрыть в рамках творчество П. О. Ренуара. Во-первых, потому, что данный художник является одним из ярчайший представитель революционного направления. Во-вторых, П. О. Ренуар – это один из немногих художников, который в своих работах создал собственный уникальный женский образ, который достоин особого внимания.

Данная методическая разработка направленна на учеников шестого класса общеобразовательной школы и представляет собой серию уроков, направленных на ознакомление учащихся с искусством импрессионизма и специфике женского образа в мировой художественной культуре, через изучение творчества О. Рунара.

Актуальной данная разработка является потому, что в подростковый период резко возрастает потребность в самоидентификации. Так, девочки, ассоциируя себя с прекрасными дамами, изображенными на холстах О. Ренуара смогут развить свой вкус и чувство прекрасного. Для мальчиков в подростковом важным является знакомство с женщиной в искусстве, как воплощением возвышенной красоты и материнства, что способствует более трепетному отношению к женщине в повседневной жизни.

Уроки курса представляют собой такой вид урока, как урок открытия новых знаний.

Цель курса:

1. Содержательная: Знакомство с импрессионистической живописью через женский образ, в частности через работы П. О. Ренуара.

2. Деятельностая: Создание современного женского образа учащимися по фотографии, опираясь на технику П. О. Ренуара.

 

Задачи курса:

1. Знакомство с французским импрессионизмом, как культурным феноменом.

2. Знакомство с новаторским подходом импрессионистов в живописи.

3. Изучение и закрепление на практике технических особенностей живописи импрессионистов, в том числе техники П. О. Ренуара.

4. Изучение особенностей женского образа в импрессионистической живописи П. О. Ренуара.

5. Создание копии работы П. О. Ренуара.

6. Создание собственной работы. Использование техники П. О. Ренуара для создания современного женского образа по фотографии.

7. Организация выставки работ учащихся.

8. Анализ всех видов деятельности и их результатов.

 

 

Планируемые УУД:

Личностные: Знакомство с произведениями импрессионистического искусства способствует его стремлению к красоте, к природе. Посредствам самостоятельной творческой деятельности над своей картиной формируется положительное отношение к учению, появляется желание приобретать новые знания, а также желание участвовать в творческом созидательном процессе. Самостоятельная творческая работа помогает учащемуся раскрыться как индивидуальность, осознать себя личностью. Организация выставки, анализ и самоанализ деятельности учащегося способствует развитию навыков самооценки своей деятельности.  
Метапредметные: Коммуникативные: в ходе работы учащихся с предложенным текстом в парах происходит развития навыков коммуникации и совместной деятельности. При обсуждении информации об импрессионистах с учителем ученик развивает свои навыки формулирования и высказывания своего мнения, участия в общей беседе, отстаивания своего мнения.
Регулятивные: в ходе анализа деятельности и оценки учителя в конце темы, учащиеся учатся адекватно оценивать результаты своей работы, а также осознавать возникшие трудности в ходе работы и искать пути их решения в дальнейшем.
Познавательные: Работы с текстом, а также просмотр учебного видео позволяет совершенствовать навыки работы с информацией.
Предметные: Знакомство с таким направлением, как импрессионизм, и его представителями. Знакомство с творчеством П.О. Ренуара. Знакомство с женским образом в импрессионизме. Получения опыта копирования живописных работ. Знакомство и получение навыков выполнения картин в импрессионистической технике.

 

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:

 

1. Распечатки текста об импрессионистах, вопросы к тексту (см. приложение А);

2. Иллюстративный материал;

3. Обучающие видео;

4. Проектор или интерактивная доска, презентация;

5. Набор репродукций П.О. Ренуара с изображением женщин;

6. Художественные материалы: бумага для акварели А3, кисти, набор гуашевых, палитра, баночка для воды, карандаши, ластик, точилка.

7. Небольшие, расчерченные на 2 части, листы.

8. Лист оценивания учащимися своей работы в виде большой деревянной палитры, цветные мазки.

 

ПЛАН КУРСА:

 

I. Теоретический этап.

1. Организационная часть. Мотивация. Вводное слово по теме.

2. Знакомство с темой. Учащимся предлагается ознакомится с текстом об импрессионизме и ответить на вопросы (см. приложение А). Предлагаются ознакомиться с работами П. О. Ренуара и проанализировать картины, опираясь на полученные знания. Кроме того, учащиеся пользуются иллюстративным материалом при ответе на вопросы.

3. Обсуждение материала, углубление.

4. Описание техники исполнения импрессионистического произведения.

5. Просмотр специально подготовленного обучающего видео по теме «импрессионистический мазок цвета».

6. Учащиеся, смотря на образец пробуют технику.

7. Домашнее задание. Выбрать картину для копирования из предложенных.

II. Практическое занятие № 1.

1. Копирование картины под руководством учителя.

2. Домашнее задание. Закончить работу. Подумать над своей картиной, основываясь на сюжетах импрессионизма.

III. Практическое занятие №2.

1. Доработка, одобрение эскизов.

2. Создание работы под руководством учителя

IV. Заключительное занятие.

1. Окончание создания картины.

2. Оформление выставки.

3. Анализ всех видов деятельности.

4. Совместный анализ работ.

 

 

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

 

Занятие №1.


План урока:

1.Организационная часть — 2—3 мин.
2. Знакомство с темой— 18—20 мин.
4. Практическая работа — 15 —17 мин.
5. Завершение урока — 4—5 мин.

 

 

Ход урока:

1. Организационный момент.

«Здравствуйте, ребята. Все из вас так или иначе знакомы с современным искусством. Думаю, вы много раз видели абстрактную, беспредметную живопись, которая может быть не всем понятная. Однако, не все знают, с чего все начиналось. Сегодня мы начнём знакомство с новаторами, революционерами в искусстве - импрессионистами. Эти художники вели борьбу с академией художеств, ее правилами и влиянием на культурный мир Франции второй половины XIX века. Именно они сделали первых шаг от классического искусства к новому искусству, искусству чувств».

«К искусству впечатлений, эмоций присоединились композиторы, писатели и поэты. Чтобы лучше прочувствовать творческую атмосферу того времени мы так же послушаем и музыкальные произведения импрессионистического направления». Учитель включает музыку во время творческого процесса.

2. Знакомство с темой.

«Для того чтобы лучше познакомиться с импрессионистами, их творчеством предлагаю вам прочитать небольшой текст и ответить на вопросы по тексту. Кроме того, предлагаю ознакомиться с живописными работами П. О. Ренуара, которые понадобятся вам для ответа на некоторые вопросы».

Учитель раздает текст (см. приложение А) с вопросами и иллюстративный материал. Учащиеся изучают в парах текст, иллюстрации и отвечают на поставленные вопросы.

Учитель обсуждает с учащимися вопросы. После простит проанализировать картины, опираясь на изученный материал.

Учитель задает вопросы о значении женского образа в искусстве: «Как вы думаете, почему во все времена изображению женщины в искусстве уделяется такое большое значение? Что олицетворяет женщина (красоту, материнство). Учитель и учащиеся ведут диалог о важности и значимости женского образа как в искусстве в целом, так и в рамках импрессионизма.

3. Мастер-класс.

Учитель рассказывает об особенностях техники нанесения мазков в импрессионизме. «Художники импрессионисты, как мы уже узнали, кладут множество мазков очень близко друг с другом. Кроме того, чтобы получить нужный цвет, они не смешивают краски на палитре, а кладут мазки разных цветов рядом. Сейчас (на заранее расчерченных листах) мы попробуем создать небольшую цветовую ткань используя приемы импрессионистов».

Учитель показывает мастер-класс. После этого учащиеся пробуют повторить технику самостоятельно. По ходу выполнения задания, учитель корректирует работу учеников.

4. Завершение.

Сообщение домашнего задания. «Чтобы еще больше погрузиться в мир художник, его мысли и переживания, мы сделаем копию работы. Вам нужно из предложенных картин П.О. Ренуара выбрать наиболее понравившуюся и с помощью кальки, светового экрана или используя метод клеточек перенести основные контуры картины. На следующем занятие мы постараемся полностью погрузиться в мир впечатлений». Ученикам предлагается посмотреть работы П.О. Ренуара c изображением женщин.

 

Занятие №2

План урока:

1. Организационная часть – 2-3 мин.

2. Практическая работа №1 – 30-35 мин.

3. Завершающий этап – 5-7 мин.

 

 

Ход урока:

1. Организационная часть

Учитель приветствует учеников. Учитель проверяет наличие домашнего задания.

«Ребята, сегодня мы погрузимся в мир творчества импрессионистов. Изучим их работы, и пройдем вместе с Ренуаром весь путь от эскиза до готовой работы. У вас уже должны быть эскизы работ, которые вы ходите копировать поэтому, мы сразу же продолжим создание копии шедевра

Не забывайте о технике исполнения работы и цветовых особенностях импрессионистической живописи».

2. Практическая работа №1.

Ученики под руководством учителя выполняют копию работы художника – импрессиониста.

3. Завершающий этап

Сообщение домашнего задания. Ученики должны закончить копию работы П.О. Ренуара. «Ребята, теперь мы хорошенько познакомились с импрессионизмом и творчеством великолепного живописца Ренуара. Пришло время и нам с вами стать художниками. Далее мы с вами будем создавать свою собственную картину, и выполним ее в технике Ренуара, которую мы уже изучили». Учитель сообщает задание и его варианты:

1. Изображение автопортрета в современной обстановке (или использование обстановки, атмосферы времен П. О. Ренуара (т.е. одежда, прически, пейзаж). (Для девочек)

2. Изображение своих мам, сестер, воображаемый образ или в современном антураже или в антураже второй половины XIX века.

Работа выполняется с использованием фотографий, эскизного и иллюстративного материала.

Учащимся предлагается подумать над своей работой, подготовить все необходимые материалы и сделать небольшие эскизы работы.

 

 

Занятие №3

План урока:

1. Организационный момент - 7-10 мин.

2. Практическое занятие №2 – 25 – 30 мин.

3. Завершающий этап – 3-5 минут.

 

 

Ход урока:

1. Организационный момент

Учитель приветствует учеников. Проверяет наличие домашней работы.
При необходимости корректирует домашние эскизы учащихся.

2. Практическая работа №2

Выполнение собственной работы в материале под руководством учителя.

3. Завершающий этап.

Учитель дает положительную мотивацию. На дом дается задание – продолжить работу над собственной картиной. Дает советы по выполнению работы. Предлагает подобрать к своей работе поэтическую иллюстрацию (несколько строк из стихотворения), олицетворяющее тот настрой, эмоцию, которую автор хотел передать, распечатать этот отрывок.

 

 

Занятие № 4

 

План урока:

1. Организационный момент – 2-3 мин.

2. Продолжение практической работы №2 – 20-25

3. Завершающий этап. Анализ всех видов деятельности – 15-17 мин.

 

 

Ход урока:

1. Организационный момент

Приветствие учителя. Учащиеся готовятся к продолжению работы над собственным произведением.

2. Продолжение практической работы №2

Учащиеся завершают работу над собственным произведением по мотивам картин П.О. Ренуара.

3. Завершающий этап. Анализ всех деятельности.

Учитель и учащиеся, которые раньше всех закончили работать, оформляют выставку работ. Вместе с работами вывешиваются подобранные учащимися отрывки поэтических произведений.

Учитель проводит анализ в вопросно-ответной форме. «Ребята, что вам больше всего запомнилось? Что понравилось, а что не понравилось? Как вы оцениваете свою работу?». На эти вопросы отвечают только желающие. Также, учитель предлагает учениками оценить работы своих одноклассников.
Далее учитель предлагает ученикам разместить, на заранее подготовленной палитре, подготовленные кляксы красок. «На этой палитре чего-то не хватает. Красок! Ребята, каждый из вас добавить на эту палитру свою краску. Если вам очень понравилась работа над данной темой и все у вас получалось легко - вы клеите красный цветовой мазок, если у вас что-то вызвало небольшое затруднение, но понравилась тема– желтый. Если у вас были затруднения и не понравилась тема – зеленый. Если же вы совсем не удовлетворены ни темой, ни работой – синий».

После анализа ученикам дается время на просмотр выставки работ и чтение подобранных отрывков.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Методическая разработка авторской серии уроков была создана с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта. Также при ее разработке и конструировании (темы (название…) были учтены психолого-педагогические особенности, учащихся среднего звена общеобразовательной школы. Учтены и возможности внедрения авторской программы в действующий на уроках изобразительного искусства учебно-методический комплекс, что, безусловно, положительно, так как при внедрении авторской разработки в последующем, не требуется значительное изменение уже готовой рабочей программы.

Данная авторская методическая разработка готова к апробации в средней общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства. Однако, не исключается некая корректировка, в связи со специфическими особенностями образовательного процесса как внутри школы, так и на уроке изобразительного искусства.

 

Приложение А

 

 

Искусство впечатления.

В 70-х годах 19-го века во Франции появилось направление в живописи, которое получило название "импрессионизм" (от французского слова "импрессион" означает "впечатление").Новое движение возникло как реакция на застой господствующего в те годы академизма.

Название нового направления связано с критиком Луи Леруа, который иронически отзываясь о представленных работах, особо отметил картину К. Моне «Впечатление. Восход солнца», заметив, что «обои в первоначальной стадии обработки более закончены, чем этот морской пейзаж…». Новое название пришлось по душе сторонникам движения, поскольку отвечало творческому методу, который они исповедовали: передача впечатления, фиксация ускользающих мгновений жизни.

Художники хотели запечатлевать не столько сами предметы, сколько окутывающие их свет и атмосферу. Для этого художники стремились работать на пленэре, то есть непосредственно на природе, под открытым небом. Впервые импрессионисты использовали светлые и чистые цвета и наносили краску на холст маленькими мазками наподобие запятых. Такие пятнышки краски сливались в нужный тон, если смотреть на картину с некоторого расстояния.

Импрессионисты пишут только то, что они видят, а не то, что они знают: например, земля на их картинах может быть фиолетовой, сиреневой, голубой, розовой или оранжевой, но никогда – коричневой. Пользуясь перечисленными цветами, они часто прибегают к технике оптического смешения: на полотно рядом кладутся два чистых цвета, не будучи предварительно смешаны на палитре художника, - глаз зрителя сам составит тот цвет, которого добивается живописец. Так, например, положенные рядом мелкие мазки красной и синей краски позволяют зрителю - – «увидеть» фиолетовый. Кроме того, они отказались от четких контуров и черных теней.

Импрессионисты внесли много нового и в построение композиции картины. Они строили ее так, словно это был случайно схваченный кадр, нередко край картины как бы обрезал человеческую фигуру или какой-нибудь предмет. Это было связано с изобретением и началом использования фотоаппаратов.

Импрессионисты не искали для своих картин каких-либо занимательных сюжетов, значительного содержания - они писали обычные предметы, пейзажи, городские виды, своих современников. С другой стороны, импрессионисты относились к действительности скорее бесстрастно, стремясь схватить с максимальной точностью лишь ее внешнюю, видимую сторону.

Значительное место в творчестве импрессионистов занимает портретная живопись, в частности, изображение женских образов. Наиболее ярким представителем этого направления импрессионизма является Огюст Ренуар (1841-1919).

Модели Ренуара далеки от классического идеала красоты; он отдавал предпочтение круглолицым миловидным женщинам с пышными формами, сильным торсом, крепкими руками часто это были деревенские девушки служанки, няни. Ренуара привлекали молодые свежие лица, естественные, непринужденные позы.

В сделанных им портретах нет психологической глубины, но сходство с оригиналом в них установлено тонко, привлекает живой блеск глаз, нежные отсветы окружающих красочных тонов на коже лица. Он, как и другие импрессионисты, отказался от тщательного выписывания формы каждого предмета, сосредоточив внимание на передаче этой формы в трепетных бликах того или иного освещения.

Женщины Ренуара, похожие на цветы, нежнокожие и ясноглазые, грациозные и непринужденные, сидят за столиками кафе, танцуют, качаются на качелях; в их движениях - кошачья легкость, свет, проходящий сквозь листву, или свет ламп в театральных ложах придает им дразнящее очарование.

Импрессионистам пришлось упорно отстаивать принципы своего искусства. Их работы не принимали на официальные выставки. Они устроили несколько собственных выставок, которые были встречены крайне враждебно со стороны критики и публики, не скупившихся на оскорбления и насмешки.

Новаторство импрессионистов было оценено лишь лет двадцать спустя, когда сами художники были уже старыми людьми. Теперь их произведения ценятся очень высоко, и они принадлежат к наиболее известным полотнам лучших музеев мира.

 

Вопросы к тексту:

1. В чем заключается творческий метод, который исповедовали импрессионисты? (передача впечатления, фиксация ускользающих мгновений жизни.)

2. Что стремились запечатлеть на своих холстах художники? (свет и атмосферу)







Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.179.0 (0.047 с.)