ТОП 10:

Учет возрастных и психологических особенностей подросткового возраста при разработке урока на тему: «Женский образ в искусстве импрессионизма».



 

 

При разработке серии уроков (см. приложение 1) с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта, учитываются возрастные психологические, индивидуальные, физические особенности и особенности здоровья учащихся. Учитывать эти показатели важно, потому что эффективное обучение на разных этапах развития ребенка требует разных подходов.

Учет уровня психологических особенностей при обучении способствует нахождению наиболее рационального подхода к подаче материала ученикам того или иного возраста. Чем глубже и четче учитель понимает особенности конкретного возраста, тем ему проще сориентироваться и спроектировать урок таким образом, чтобы добиться максимального восприятия материала со стороны учащихся. Такое знание незаменимо и для осуществления воспитательной деятельности. Если учитель отчетливо осознает, что движет детьми, то ему проще выстроить свою линию поведения в учебном процессе, вне урока, а самое главное в разнообразных непредвиденных или конфликтных ситуациях.

Учет индивидуальных особенностей диктует внимательное отношение к особенностям личности учащегося: его интеллектуальному развитию, совокупности его волевых, моральных качеств, его способностям и разнообразным чертам личности. Однако важность и возможность полного учета индивидуальных особенностей вызывает некоторые споры среди специалистов. Вызывает сомнение не только результат такого обучения, но и возможности его реализации в современной системе образования. Для создания условий требуется колоссальное количество ресурсов.

В некоторых случаях требуется составление индивидуальной образовательной программы. Например, для детей с ограниченными возможностями здоровья. Что способствует привитию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и возможности вхождения детей с ОВЗ в общество. Помимо того, такие действия влияют и на само общество, которое становится дружелюбнее.

При разработке серии уроков «Изучение импрессионистической живописи Ренуара через женский образ» (см. приложение 1) были учтены психологические особенности и возможности учащихся. Так как эти уроки ориентированы на учеников шестого класса средней общеобразовательной школы, то, соответственно, при разработке уроков основное внимание уделено особенностям подросткового возраста.

Подростковый возраст – это возраст перехода от детства к этапу взросления. Обычно подростковый возраст относят к периоду от 10-11 и до 14- 15 лет, но эти цифры могут немного меняться в большую или меньшую сторону в зависимости от индивидуальных особенностей и пола. Главным психологическим симптомом возраста является чувство взрослости [31].

Ведущим видом деятельности все еще остается учение, которое в психологическом плане отступает на второй план. Для самого подростка все-таки важнее является общение со сверстниками. По мнению Д. Б. Эльконина, общение, как деятельность, выделяется в относительно самостоятельную область жизни. В 10-11 лет мотивом общения со сверстниками становится желание делать что-то вместе с другими. В 12-13 лет мотивом служит желание занять определенное место в коллективе [15, с. 246]. Именно поэтому так важно во время учебной деятельности создавать условия для совместной деятельности школьников. В авторской серии уроков (см. приложение 1) данный аспект был учтен и включена работа учащихся с информацией в парах. После окончания творческой работы оформляется выставка, где учащиеся могут поделиться своим мнением со сверстниками по поводу их работ.

Ведущей потребностью возраста является потребность в уважении и понимании. Справедливо это при общении подростка со взрослыми и со сверстниками. Поэтому во время проведения уроков следует очень осторожно относиться к мнению учащихся и замечаниям по ходу работы. Важно всячески поддерживать их стремление к творческой деятельности.

Главные новообразования возраста — это открытие собственного «Я», возникновение рефлексии и осознание своей индивидуальности, что должно быть учтено в ходе разработки программы обучения [9, c.325].

Подростковый возраст является наиболее сложным в плане психического и физического развития, так как сочетает в себе как существенные психические изменения, так физические, и, в частности, гормональные.

Существенным фактором изменения поведения подростков является биологический, который включает в себя так называемую «гормональную бурю». Наряду с ним выделяется и социальный фактор, который в современном мире имеет гораздо большее влияние. Введение систематического образования в XIX веке привело к увеличению периода экономической зависимости детей от взрослых. Но наиболее яркое проявление подросткового возраста можно увидеть в индустриальном и постиндустриальном мире, где существует существенный разрыв между требованиями, предъявляемыми к поколению взрослых и детей. Подростковый возраст в этом плане маргинален [15, с. 243]. Сам подросток уже не ощущает себя ребенком, но взрослые все еще не считают его равным себе.

Подробнее остановимся на особенностях психического развития тинэйджеров. Ощущения и восприятия в этом возрасте хорошо развиты и характеризуются устойчивостью и большим спектром получаемой информации. Характеризуются отходом от наглядности к логическому мышлению, поэтому в авторской серии уроков (см. приложение 1) присутствует возможность использования неких абстрактных понятий, которые уже будут доступны для понимания ученикам.

Внимание у подростков достаточно специфичное. С одной стороны, она характеризуется слабостью произвольного внимания, с другой – подросток уже умеет достаточно длительное время удерживать внимание на объекте или деятельности, которая его искренне интересует. Увеличивается доля, так называемого, внутреннего внимания [8, с. 212]. Тем не менее, подросткам присуща импульсивность, и они легко отвлекаются от работы. Учитывая это, разработанная серия уроков (см. приложение 1) использует тему, которая достаточно близка учащимся, а именно, портреты и автопортреты. Именно в этом возрасте подростки постоянно сравнивают себя с другими, пытаясь найти себя в этом мире. Познание себя является важной деятельностью для учащихся в среднем школьном звене. Акцент на женском образе помогает через его изображение познать сущность красоты человека. А рисование себя или близкого человека способствует самореализации. Еще одной деталью является разнообразие в методах подачи материала, что дает переключение учащихся с одного вида деятельности на другой.

С другой стороны, импульсивность подростков выражается в их склонности к наслаждению бурными, резкими, страстными проявлениями в природе и искусстве. Импрессионистическое искусство как раз отвечает требованиям подросткового возраста, сочетая в себе эмоциональность и эстетичность [6, с. 70].

В таком психологическом процессе как память, тоже происходят изменения. Во-первых, появляется и совершенствуется словесно-логическая память. Во-вторых, усиливается значение смысловой обработки информации. Для подростка важно понять смысл того, что он учит, а не только формулировку. Таким образом, ученик может воспроизвести материал в свободной форме.

Наверное, самым главным в учебной деятельности является развитие мышления. В этом периоде жизни происходит переход к абстрактно-логическому мышлению. Мышление носит плановый, осознанный характер, что выражается в его целенаправленности, умении строить доказательства, проводить анализ и многое другое. Данный психический процесс напрямую влияет и на все остальные. В тесной связи с мышлением находится речь, поскольку является формой существования мысли [12, с. 466]. В подростковом возрасте устная и письменная речь становится богаче, ярче и эмоциональнее. Учащиеся могут свободно пользоваться отвлеченными понятиями, проводить более глубокий анализ [12, с. 492].

Особенности мышления и речи были учтены в авторской серии уроков по изобразительному искусству (см. приложение 1). У учеников есть возможность высказаться и отстоять свое мнение после работы с текстом, а также в ходе работы над собственной композицией.

И, наверное, одним из самых важных психических процессов данного возраста, с точки зрения обучения изобразительному искусству, является воображение. Тем более в подростковом возрасте этот психический процесс необычайно силен и может влиять на познавательную деятельность, эмоциональную, волевую сферу и личность подростка. В этот период воображение может превратиться в самостоятельную деятельность, поэтому очень важно пользоваться богатой фантазией учащихся и направлять ее в нужное русло. Так как воображение, с одной стороны, может обогатить внутренний мир человека, может, соединяясь с рациональным мышлением, преобразоваться и стать подлинной творческой силой, с другой – отдалить человека от общества и, собственно, творческой деятельности [12, c. 378]. Творческая работа в серии уроков (см. приложение 1) как нельзя лучше способствует реализации творческих амбиций подростков.

Таким образом, если учитывать всё выше перечисленное при разработке и реализации серии уроков (см. приложение 1), возможно создать необычайно продуктивную, творческую атмосферу, в которой смогут себя чувствовать комфортно как учитель, так и учащиеся.

 







Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.179 (0.006 с.)