Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учет возрастных и психологических особенностей подросткового возраста при разработке урока на тему: «Женский образ в искусстве импрессионизма».
При разработке серии уроков (см. приложение 1) с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта, учитываются возрастные психологические, индивидуальные, физические особенности и особенности здоровья учащихся. Учитывать эти показатели важно, потому что эффективное обучение на разных этапах развития ребенка требует разных подходов. Учет уровня психологических особенностей при обучении способствует нахождению наиболее рационального подхода к подаче материала ученикам того или иного возраста. Чем глубже и четче учитель понимает особенности конкретного возраста, тем ему проще сориентироваться и спроектировать урок таким образом, чтобы добиться максимального восприятия материала со стороны учащихся. Такое знание незаменимо и для осуществления воспитательной деятельности. Если учитель отчетливо осознает, что движет детьми, то ему проще выстроить свою линию поведения в учебном процессе, вне урока, а самое главное в разнообразных непредвиденных или конфликтных ситуациях. Учет индивидуальных особенностей диктует внимательное отношение к особенностям личности учащегося: его интеллектуальному развитию, совокупности его волевых, моральных качеств, его способностям и разнообразным чертам личности. Однако важность и возможность полного учета индивидуальных особенностей вызывает некоторые споры среди специалистов. Вызывает сомнение не только результат такого обучения, но и возможности его реализации в современной системе образования. Для создания условий требуется колоссальное количество ресурсов. В некоторых случаях требуется составление индивидуальной образовательной программы. Например, для детей с ограниченными возможностями здоровья. Что способствует привитию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и возможности вхождения детей с ОВЗ в общество. Помимо того, такие действия влияют и на само общество, которое становится дружелюбнее. При разработке серии уроков «Изучение импрессионистической живописи Ренуара через женский образ» (см. приложение 1) были учтены психологические особенности и возможности учащихся. Так как эти уроки ориентированы на учеников шестого класса средней общеобразовательной школы, то, соответственно, при разработке уроков основное внимание уделено особенностям подросткового возраста.
Подростковый возраст – это возраст перехода от детства к этапу взросления. Обычно подростковый возраст относят к периоду от 10-11 и до 14- 15 лет, но эти цифры могут немного меняться в большую или меньшую сторону в зависимости от индивидуальных особенностей и пола. Главным психологическим симптомом возраста является чувство взрослости [31]. Ведущим видом деятельности все еще остается учение, которое в психологическом плане отступает на второй план. Для самого подростка все-таки важнее является общение со сверстниками. По мнению Д. Б. Эльконина, общение, как деятельность, выделяется в относительно самостоятельную область жизни. В 10-11 лет мотивом общения со сверстниками становится желание делать что-то вместе с другими. В 12-13 лет мотивом служит желание занять определенное место в коллективе [15, с. 246]. Именно поэтому так важно во время учебной деятельности создавать условия для совместной деятельности школьников. В авторской серии уроков (см. приложение 1) данный аспект был учтен и включена работа учащихся с информацией в парах. После окончания творческой работы оформляется выставка, где учащиеся могут поделиться своим мнением со сверстниками по поводу их работ. Ведущей потребностью возраста является потребность в уважении и понимании. Справедливо это при общении подростка со взрослыми и со сверстниками. Поэтому во время проведения уроков следует очень осторожно относиться к мнению учащихся и замечаниям по ходу работы. Важно всячески поддерживать их стремление к творческой деятельности. Главные новообразования возраста — это открытие собственного «Я», возникновение рефлексии и осознание своей индивидуальности, что должно быть учтено в ходе разработки программы обучения [9, c.325]. Подростковый возраст является наиболее сложным в плане психического и физического развития, так как сочетает в себе как существенные психические изменения, так физические, и, в частности, гормональные. Существенным фактором изменения поведения подростков является биологический, который включает в себя так называемую «гормональную бурю». Наряду с ним выделяется и социальный фактор, который в современном мире имеет гораздо большее влияние. Введение систематического образования в XIX веке привело к увеличению периода экономической зависимости детей от взрослых. Но наиболее яркое проявление подросткового возраста можно увидеть в индустриальном и постиндустриальном мире, где существует существенный разрыв между требованиями, предъявляемыми к поколению взрослых и детей. Подростковый возраст в этом плане маргинален [15, с. 243]. Сам подросток уже не ощущает себя ребенком, но взрослые все еще не считают его равным себе.
Подробнее остановимся на особенностях психического развития тинэйджеров. Ощущения и восприятия в этом возрасте хорошо развиты и характеризуются устойчивостью и большим спектром получаемой информации. Характеризуются отходом от наглядности к логическому мышлению, поэтому в авторской серии уроков (см. приложение 1) присутствует возможность использования неких абстрактных понятий, которые уже будут доступны для понимания ученикам. Внимание у подростков достаточно специфичное. С одной стороны, она характеризуется слабостью произвольного внимания, с другой – подросток уже умеет достаточно длительное время удерживать внимание на объекте или деятельности, которая его искренне интересует. Увеличивается доля, так называемого, внутреннего внимания [8, с. 212]. Тем не менее, подросткам присуща импульсивность, и они легко отвлекаются от работы. Учитывая это, разработанная серия уроков (см. приложение 1) использует тему, которая достаточно близка учащимся, а именно, портреты и автопортреты. Именно в этом возрасте подростки постоянно сравнивают себя с другими, пытаясь найти себя в этом мире. Познание себя является важной деятельностью для учащихся в среднем школьном звене. Акцент на женском образе помогает через его изображение познать сущность красоты человека. А рисование себя или близкого человека способствует самореализации. Еще одной деталью является разнообразие в методах подачи материала, что дает переключение учащихся с одного вида деятельности на другой. С другой стороны, импульсивность подростков выражается в их склонности к наслаждению бурными, резкими, страстными проявлениями в природе и искусстве. Импрессионистическое искусство как раз отвечает требованиям подросткового возраста, сочетая в себе эмоциональность и эстетичность [6, с. 70]. В таком психологическом процессе как память, тоже происходят изменения. Во-первых, появляется и совершенствуется словесно-логическая память. Во-вторых, усиливается значение смысловой обработки информации. Для подростка важно понять смысл того, что он учит, а не только формулировку. Таким образом, ученик может воспроизвести материал в свободной форме. Наверное, самым главным в учебной деятельности является развитие мышления. В этом периоде жизни происходит переход к абстрактно-логическому мышлению. Мышление носит плановый, осознанный характер, что выражается в его целенаправленности, умении строить доказательства, проводить анализ и многое другое. Данный психический процесс напрямую влияет и на все остальные. В тесной связи с мышлением находится речь, поскольку является формой существования мысли [12, с. 466]. В подростковом возрасте устная и письменная речь становится богаче, ярче и эмоциональнее. Учащиеся могут свободно пользоваться отвлеченными понятиями, проводить более глубокий анализ [12, с. 492].
Особенности мышления и речи были учтены в авторской серии уроков по изобразительному искусству (см. приложение 1). У учеников есть возможность высказаться и отстоять свое мнение после работы с текстом, а также в ходе работы над собственной композицией. И, наверное, одним из самых важных психических процессов данного возраста, с точки зрения обучения изобразительному искусству, является воображение. Тем более в подростковом возрасте этот психический процесс необычайно силен и может влиять на познавательную деятельность, эмоциональную, волевую сферу и личность подростка. В этот период воображение может превратиться в самостоятельную деятельность, поэтому очень важно пользоваться богатой фантазией учащихся и направлять ее в нужное русло. Так как воображение, с одной стороны, может обогатить внутренний мир человека, может, соединяясь с рациональным мышлением, преобразоваться и стать подлинной творческой силой, с другой – отдалить человека от общества и, собственно, творческой деятельности [12, c. 378]. Творческая работа в серии уроков (см. приложение 1) как нельзя лучше способствует реализации творческих амбиций подростков. Таким образом, если учитывать всё выше перечисленное при разработке и реализации серии уроков (см. приложение 1), возможно создать необычайно продуктивную, творческую атмосферу, в которой смогут себя чувствовать комфортно как учитель, так и учащиеся.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.007 с.) |