ГЛАВА 2. Составление карты бессознательного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА 2. Составление карты бессознательного



 

Когда Колумб открыл Америку, он привёз оттуда большие богатства королеве Изабелле. Но самым ценным сокровищем стали его карты, с помощью которых другие могли бы и дальше исследовать открытые земли.

Сны так и называют: королевская дорога к бессознательному. К. Г. Юнг путешествовал по этой дороге и привёз нам карту человеческой психики.

Человеческая психика делится на две части: сознательное и бессознательное, причём бессознательное гораздо больше сознательного. Проиллюстрировать это можно, сравнив наше подсознание с компьютером, который содержит огромные хранилища информации, в то время как наше сознание способно извлечь оттуда лишь небольшое её количество, которое отображается на экране в определённый момент времени. И, конечно, картинка на экране, в поле нашего сознания, постоянно видоизменяется. То, что находится в сознании в данный момент времени, может стать бессознательным в следующий. Обычный пример, когда внезапно наступает неспособность вспомнить имя, которое ты прекрасно знал мгновение назад. Информация есть у человека в психике, только она застряла в бессознательном, и никакая сила воли не поможет сознанию найти доступ к ней. Когда мы задаём вопросы, такие как: почему я себя так чувствую? что происходит в моей голове? - мы пытаемся передать информацию из подсознания в сознание. Это так, будто мы знаем, что разгадка находится где-то внутри компьютера, но мы не можем отобразить её на экране. Как сказал Юнг, «сознание – это связь психических содержаний с эго… в той мере, в какой эта связь воспринимается эго».

Великое открытие глубинной психологии заключается в том, что пять или шесть раз каждую ночь бессознательная часть нашей психики проявляется в наших снах, и, вспоминая сны, наше сознание имеет возможность просматривать содержимое бессознательного.

Но даже если мы вспоминаем сновидение, информация в нём зачастую воспринимается нашим сознательным разумом как бред, который очень нелегко расшифровать. Бессознательное не выражает себя на рациональном языке, доступном для сознания. Скорее, сон раскрывает бессознательное в виде образов, метафор, символов, то есть через язык, тесно связанный с языком искусства. Далёкие от объективности и линейного прозаического повествования, сны зачастую весьма субъективны. Это субъективные сражения, в которых эго, «Я» человека, переживает эмоции, начиная от страха или восторга до возвышенного умиротворения и красоты. Словно спектакль, стихотворение или картина, язык снов передаёт силу и тонкость чувств, а также рационального мышления.

После многих лет исследования языка сновидений К. Г. Юнг открыл и назвал несколько регулярно повторяющихся фигур и мотивов, которые составляют основу этого языка. Однажды осознанные, эти структуры являются легко узнаваемыми, и сны сразу обретают какой-то смысл для нашего сознания.

*

Доктор фон Франц, перед тем, как мы углубимся в анализ снов, могли бы вы рассказать об основных структурных элементах языка бессознательного и разъяснить образные термины, используемые в аналитической психологии? Некоторые из этих слов имеют совершенно различные значения в разговорной речи. Давайте начнём с термина «бессознательное». Мы говорили, что сны раскрывают бессознательное индивидуума. Что подразумевается под «бессознательным» в юнгианской психологии?

Бессознательное – это всё, что мы познали, испытали, всё, что психически реально для нас, но мы этого не осознаём. Мы используем такое нейтральное понятие, чтобы не иметь предрассудков. Некоторые люди называют это супрасознанием, другие – подсознанием, третьи – божественной сферой или экзистенциальной основой существования. Существуют тысячи наименований. Мы предпочитаем слово «бессознательное», потому что оно звучит нейтрально. Оно говорит лишь о том, что мы чего-то не осознаём, и это остаётся тайным. Мы не знаем, что это такое. Мы только знаем, что существуют психические явления, которые проявляются через сны или через непроизвольные действия и речевые ошибки, или через галлюцинации и фантазии, которые не являются сознательными. Можно, например, свалиться в фантазии средь бела дня и сказать: «Это совершенно непонятные фантазии. Я схожу с ума. Я не знаю, что они означают». Поэтому, если вы не знаете, что это означает, и думаете, что сходите с ума, очевидно, это неосознанные содержания, потому что в ином случае вы бы знали, что всё это обозначает. Вы бы знали, о чём это говорит. И это психическое явление; оно случилось не в материальной реальности. Это психическое событие, и мы называем сумму всех психических событий, которые не являются сознательными, бессознательным.

Юнг говорил, что человеческая психика состоит из множества комплексов. В повседневной речи мы используем слово «комплекс» для описания только отрицательных аспектов чьей-то личности. Мы говорим, что человек имеет комплекс неполноценности или комплекс власти, или материнский комплекс. Вы не могли бы объяснить, что Юнг подразумевал под словом «комплекс»? Каков его психологический смысл?

Ну, комплексы – это просто двигатели психики. Они как различные ядерные центры, которые дают драйв, импульс, живость психике. Если бы у нас не было комплексов, мы были бы мертвы. Вы можете обнаружить комплекс, например, когда вам ужасно скучно, и вдруг что-то вызывает ваш интерес, и вы становитесь вовлечённым. Это затронут ваш комплекс. Так что комплексы – это просто энергетические центры психики.

Но, как правило, в разговорном языке, мы используем слово «комплекс» только в его негативном смысле. Тогда мы говорим, что кто-то имеет сексуальный комплекс или комплекс денег, или отцовский комплекс, что означает, что этот комплекс пробуждает энергию человека, но пробуждает её негативно. Например, во сне женщины с отцовским комплексом вы можете увидеть, что вся энергия сна фокусируется вокруг центральной фигуры её отца.

_____

Мне приснилось, что в середине ночи раздался телефонный звонок, и моя мама сняла трубку. На другом конце провода была моя бабушка, и она сказала что-то о моём отце. Я вышла на веранду и заметила, что машина моего отца всё ещё стояла у подворотни. Отец сидел за рулём неподвижно, наклонившись вперёд, как если бы он был в движении, но автомобиль не двигался. И тогда я поняла, что он может быть мёртв, и я должна вызвать скорую. Затем я огляделась вокруг. Дорога у подворотни была круглая. Аллея у подъезда была заполнена шарами: сотни и сотни белых шаров. И мне в голову пришла мысль, что прежде, чем скорая доберётся до моего отца, каждый из этих шаров должен будет лопнуть.

- молодая мама

_____

 

Доктор фон Франц, вы сказали, что наши сны раскрывают содержание нашего бессознательного. Фигуры из снов олицетворяют определённые аспекты нашей личности. Юнг разграничил четыре таких фигуры и назвал их тенью, анимой, анимусом и Самостью. Давайте сначала рассмотрим тень.

Тенью называется фигура из сна, принадлежащая, как правило, к тому же полу, что и сновидец. Тень очень часто имеет качества, противоположные качествам эго сновидца. Она может олицетворять наши слабые стороны или представать как наш сильнейший враг, но также она может быть просто нашей иной стороной. Прекрасной иллюстрацией пары эго и тени, например, являются Дон Кихот и Санчо Панса. Один иррационален и полон фантазий, а другой – человек, помнящий о теле, привязанный к земле. Они не могут жить друг без друга. Они являются типичным примером эго и тени в одной из тысячи возможных форм.

 

 

_____

Там было маленькое оконце и там же находилась дикая женщина. Она была там с 1928 года и была настолько дикой, что не могла усидеть на месте. Её руки и ноги постоянно двигались, а волосы разлетались и были как будто бы везде. Нельзя было увидеть её лица. Кто-то подошёл, чтобы поговорить с ней, и она приставила нож к его горлу.

- домохозяйка из Англии

 

Мне приснился плохой сон о человеке, который был зол на меня или напал на меня в этом сне; это был кто-то, кого я знал. Я встретил его на улице, и мне хотелось ударить его в челюсть.

- бухгалтер из Канады

 

В этом сне я иду на концерт Дэвида Боуи и собираюсь встретиться с ним. Шоу начинается, и Дэвид поёт песню под названием «Двигаться дальше». Приходит время антракта, на сцене становится пусто. Появляется автокран. Его большой качающийся крючок подхватывает меня, тянет, поднимает выше и высаживает меня на сцену. Я чувствую, что падаю, падаю, падаю… И я понимаю, что испортил весь замысел. Я просыпаюсь в невероятной панике, с ощущением, что я упустил какую-то возможность. Я упустил шанс.

- мужчина-психотерапевт

_____

 

Давайте перейдём к другим фигурам бессознательного: к образу женщины в мужских снах и к образу мужчины в снах женских. Юнг назвал эти фигуры анима и анимус соответственно. Аналитическая психология утверждает, что в психике каждого мужчины есть внутренняя женщина, а в психике каждой женщины есть внутренний мужчина. Многие люди испытывают трудности в принятии этой концепции.

Мы знаем, что в нашем рождении участвуют гены, и что только преобладание мужских или женских генов определяет пол ребёнка; мы знаем и то, что иногда рождаются гермафродитные существа, когда природа не смогла определиться, сделать человека женщиной или мужчиной. У каждого мужчины есть грудь и соски, подобные женским, а у каждой женщины есть клитор – эдакий набросок мужского органа.

То же верно и для психики: не только в нашем теле превалирует мужское или женское начало, в то время как противоположное никуда при этом не исчезает, но и наша психика также является преимущественно мужской или женской, и при этом другая сторона всё равно остаётся в нас.

Наша контрсексуальная природа персонифицируется в сновидениях как фигура противоположного сновидцу пола, то есть это мужчина в снах женщин, и женщина в снах мужчин.

Как проявляется женская сторона мужчины в реальной жизни?

Женская сторона мужчины подразумевает в нём наличие типичных женских черт. Отрицательные черты – это, например, пассивность и капризность. В некоторых мужчинах это также тщеславие, чистое женское тщеславие, или обидчивость, угрюмость. А положительные черты позволяют мужчине быть восприимчивым, способным слушать и ждать, вместо того, чтобы только высказываться и действовать в порыве.

А мужская сторона в женщине?

В наше время это очень хорошо видно. Отрицательные черты проявляются в резких брутальных высказываниях и действиях, в некоторой бесшабашности и остром критическом мышлении. Но это не самый худший вариант проявления мужской стороны женщины. Скрытую маскулинность в виде немого упрямства может иметь даже очень женственная дама, которую никто и ничто не в силах будет переубедить. Она просто зажимает губы и думает про себя: «Вы можете говорить что угодно, но я знаю, чего я хочу, и буду стоять на этом до конца». А положительные аспекты маскулинности в женщине – это её смелость и выносливость, интеллект и духовность.

_____

Мне однажды снилось, что я танцевала с Хамфри Богартом, когда у него ещё не было его шрама… Как насчёт этого?

- домохозяйка из Англии

 

Ах, мне приснилась Грета Гарбо, по которой я сходил с ума долгое, долгое время.

- мужчина-профессор

 

Вуди Аллен сидел за столом напротив меня! Он заговорщицки улыбнулся, а затем пригласил меня танцевать!

- студентка

 

В этот момент я начал гладить её и просовывать руку ей в трусики; она ласкала и поглаживала меня, и вдруг сказала: «Я хочу, чтобы вы занялись со мной любовью».

- управляющий из Канады

 

_____

 

Мы кратко обсудили тень – фигуру того же пола, что и сновидец; обсудили фигуры противоположного пола – аниму и анимус. Теперь, завершая, так сказать, картирование страны снов, могли бы мы рассмотреть фигуру, которая, по словам Юнга, находится в центре психики и которую он называл Самостью?

В большинстве религиозных систем есть отсылка на божественный центр, который всем руководит и от которого проистекают все структуры. Этот центр иногда появляется в снах сам по себе как мандала или как внутренний город, как круг, квадрат или некоторые другие абстрактные формы. Или он появляется в виде божественного ребёнка-спасителя, как фигура-избавитель; или как мудрый старец или мудрая старица; или как психопомп, проводник души – кто-то, кто руководит вашей психической жизнью.

Все эти образы, в конечном счёте, указывают на нечто неизвестное и непознаваемое в центре нашей психики. Для Юнга Самость (непременно с заглавной буквы) есть внутренний неизвестный божественный центр психики, который мы должны познавать всю нашу жизнь. Никто не знает, что есть Самость в нём или в ней, и чего она хочет. Мы нуждаемся в снах. Можно сказать, что сны – это письма, которые Самость пишет нам каждую ночь, сообщая, что нам следует делать: идти вперёд, назад, влево или вправо. Если мы оглянемся на нашу жизнь, мы увидим, что существует некая закономерность, как если бы Самость, будучи столицей нашего личного мира, имела для нас особый план, что-то вроде судьбы.

Существует опасность, однако, спутать то, что Юнг подразумевал под понятием «Самость», с тем, что в психологической литературе часто подразумевается под «самореализацией», где данный термин используется в смысле укрепления, усиления эго. Самореализация тоже важна, особенно в первой половине жизни, но она не имеет ничего общего с концепцией Юнга о Самости, которая не является самореализацией в привычном смысле этого слова. Это, скорее, рискованная встреча с великим духовным центром в пределах одной личности.

_____

Это был человек, стоящий передо мной, и я поняла, что он стоит возле огромного чёрного аэростата.

- женщина-писатель

_____

 

Что происходит, когда человек не живёт в гармонии с собой? Что происходит с теми энергиями? Что происходит с чувствами, которые не выражены, или с потенциалами, которые не реализованы?

Они являются источником того, что мы называем неврозами, невротическими симптомами. Наиболее общим невротическим симптомом сегодня является беспокойство, нервозность. Это ещё не рассматривается в качестве невроза, потому что нынче все беспокойны, но это всё же актуально. Беспокойство это вызвано избытком закупоренной энергии, которая заставляет нас суетиться всюду и непрестанно, потому что мы не связаны с миром снов или, иначе говоря, с бессознательным. Порой эта энергия может принимать форму всепроникающей тревожности, боязни, что где-то скрывается что-то тёмное, что может прорваться в любую минуту. Тогда это уже беспокойство ни о чём. Эти симптомы являются результатом незнания, что в подсознании есть запертая энергия, которую мы не высвободили и которая не интегрирована в сознание. Раздражительность, агрессивность, ощущение полной бессмысленности, пустоты – всё это симптомы различных невротических заболеваний. Поэтому мы можем говорить, что если вы не соединяете должным образом свои сны с реальной жизнью, тогда вы несёте ответственность за развитие какого-то невротического поведения.

Могли бы вы подробнее рассказать об общем посыле сновидений? Как меняется этот посыл в течение жизни человека?

В первой половине жизни ощущается общая устремлённость сновидений в сторону большей внешней адаптации личности к земной, материальной и общественной жизни, а во второй половине, как правило, начинается подготовка индивида к уходу и развитие некой мудрости, постижение скрытых, фоновых сторон жизни. Последние сны умирающих людей являются явной подготовкой к смерти. Но, в конечном счёте, мы не можем представить какую-то общую закономерность и установку сновидений.

Мы не знаем, откуда мы пришли, и не знаем, куда мы идём. Мы являемся частью тайны существования природы и всех вещей в мире. Мы не знаем, почему существует галактики и звёзды; мы не знаем, почему существует Вселенная; но мы понимаем, что существуют определённые паттерны в космическом мире. Существует направляющая сила. Вселенная не есть хаотичное и случайное явление. Точно так же и наша психическая жизнь выглядит организованной по некоему шаблону. Она упорядочена и центрирована.

Кажется, что существует тайная организация, и центром этой организации является то, что мистики назвали бы божественной искрой или образом бога внутри нас. Буддисты назвали бы это сознанием Будды или, подобно нам, Самостью. Индуисты бы назвали это Атманом, универсальным и личным Атманом в психике человека.

Давайте закончим эту тему удивительным сном Юнга, в котором он обнаруживает Самость в образе йога. Юнгу снилось, как он шёл вдоль дороги и пришёл к небольшой часовне. Он вошёл и был удивлён тем, что там была не статуя Девы на алтаре, не распятие, а только красивая цветочная композиция. И затем он увидел на полу перед алтарём йога, сидящего в позе лотоса в глубокой медитации.

Юнг с ужасом понял, что этот йог воображал его, Юнга, и что в своём трансе, в своего рода активном воображении, йог представлял себе жизнь Юнга, которому он снится. Юнг осознал, что когда йог выйдет из транса, он, Юнг, перестанет существовать. Обычный профессор Юнг был сном той величественной внутренней фигуры.

И всё же, одновременно с тем, фигура йога была фигурой сна доктора Юнга. Этот парадокс напоминает мне сон Чжуан-цзы.

Чжуан-цзы говорил, что однажды ему приснилось, что он бабочка. После этого сна философ остался в недоумении, был ли он человеком, которому снилось, что он бабочка, или он был бабочкой, видящей во сне, что она человек. Это очень верно. Мы не можем в этом разобраться. Бабочка является символом Самости. Снится ли нам Самость, или это Самость грезит о нас? Мы просто не знаем этого.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.240.72 (0.046 с.)