Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассмотрен и одобрен Утвержден на заседании

Поиск

Рассмотрен и одобрен Утвержден на заседании

На заседании ЦМК Методического совета

Протокол заседания № _____ колледжа

От «___»____________ 20___г. Протокол заседания № ____

Председатель _______________ от «___»___________20____г.

(ФИО)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Для специальности 060301 Фармация

 

 

ОП.05. Гигиена и экология человека

 

Тема 3.2. Санитарно-гигиеническое значение воды. Требования к качеству воды хозяйственно-бытового назначения

 

Практическое занятие № 2

Тема: «Санитарно-гигиеническое значение воды. Требования к качеству воды хозяйственно-бытового назначения»

 

 

Составил преподаватель

Т. В. Морозова

 

Братск, 2013г.

Тема: «Санитарно-гигиеническое значение воды. Требования к качеству воды хозяйственно-бытового назначения»

Продолжительность занятия -180 минут

Цель занятия:

Изучить принципы отбора проб воды на бактериологический и химический анализы. Научиться оценивать показатели качества питьевой воды, оформлять направления на лабораторные исследования.

 

В результате изучения темы обучающийся должен:

иметь практический опыт:

интерпретации результатов комплексной санитарно - гигиенической оценки качества воды.

 

уметь:

1. производить отбор проб воды на бактериологический и химический анализы;

2. разрабатывать различные мероприятия по улучшению качества воды;

3. давать заключение о санитарно - гигиенической оценке качества воды;

4. оформлять нормативную документацию.

 

знать:

1. основные гигиенические требования, предъ­являемые к качеству питьевой воды и источникам хозяйственно-питьевого водоснабжения;

2. влияние качества воды на организм человека

должен владеть общими компетенциями:

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий
в профессиональной деятельности.

ОК10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства
по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

 

Методическое оснащение занятия:

ü Приборы:

Для определения прозрачности воды:

1. Прибор Снеллена

2. Стакан химический

Для определения органолептических свойств воды:

1. Колба с притертой пробкой

2. Электрическая плита

Для отбора проб на бактериологический и химический анализ:

1. Стерильная колба (бутылка) с пробкой 0,5 л

2. Спиртовый факел

3. Стерильная колба (бутылка) с пробкой 1,0 л

ü Нормативная документация:

1. СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения»

2. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы»

3. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы»

4. СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды не централизованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы»

5. СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы»

ü ТСО: ноутбук для демонстрации слайдов

ü Раздаточный материал:

Методическая разработка практического занятия для студентов, таблицы, алгоритмы, итоговый тест.

Место проведения:

Лаборатория Гигиены и экологии человека

 

Литература для подготовки:

Основная:

1. Большаков А.М. «Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене» - М.: Медицина, 2004.

2. Крымская И.Г., Рубан Э.Д., Гигиена и основа экологии человека. Учебное пособие г. Ростов на Дону, Феникс, 2007.

3. Пивоваров Ю.П., Королик В.В. «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека» -М.: ACADEMA, 2006

4. Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Гигиена и экология человека: М.: учебное пособие для ССУЗов - М.: Проспект,2006.

Дополнительная:

1. Матвеева Н.А. «Гигиена и экология человека» -М.: ACADEMA, 2012

2. Стожаров А.Н. «Медицинская экология» - Минск, «Высшая школа», 2007

 

 

План занятия

1. Вводная часть – 30 минут

— Организационный момент;

— Мотивация занятия;

— Контроль исходного уровня знаний.

2. Основная часть – 120 минут

- Изучение нормативной документации в области хозяйственно-питьевого водоснабжения;

- Изучение контроля качества питьевой воды;

- Самостоятельная работа студентов по отработке навыков оформления направлений на лабораторные исследования;

- Решение ситуационных задач.

3. Заключительная часть – 30 минут

— Итоговый тест;

— Подведение итогов;

— Домашнее задание.

 

Ход занятия

Откройте дневник и запишите тему и цель занятия.

Мотивация занятия:

Изучение данной темы дает представление о «воде питьевой» - так называется вода, которую получает население из систем водоснабжения. Откуда берут эту воду, какого она качества, какую очистку проходит. Какие приборы для этого используют. Какие показатели характеризуют качество питьевой воды. Как осуществляется постоянный контроль за качеством питьевой воды. Знания эти необходимы медицинским работникам, так как существуют причинно-следственные связи между заболеваниями и действием на организм человека факторов окружающей среды.

 

2. Ответьте устно на вопросы:

1. Какая вода называется «вода питьевая»

2. Перечислите качества питьевой воды

3. Какие существуют систему водоснабжения

4. Какие водоемы или воды могут быть использованы для централизованного водоснабжения

5. Какие требования предъявляют к водоемам как к источникам водоснабжения

6. Какими способами улучшают органолептические свойства воды на ВОС

7. Какими способами обеспечивают отсутствие болезнетворных микроорганизмов в воде на ВОС

8. Перечислите специальные методы улучшения качества воды

9. Перечислите инфекционные заболевания возбудители, которых передаются через воду

Какими методами можно улучшить качество воды в домашних условиях

3. Ознакомьтесь с дополнительной информацией по теме и выполните задания

Изучите нормативную документацию в области хозяйственно-питьевого водоснабжения

Перепишите перечень нормативных документов в тетрадь (приложение № 1)

Изучите контроль качества питьевой воды

Составьте краткий конспект.

Перепишите алгоритм № 1, 2 в тетрадь (приложение № 2)

 

Самостоятельно оформите направления на лабораторные исследования качества воды

В тетрадях выпишите направления на лабораторные исследования воды, используя форму № 1, на каждую предложенную ситуацию (приложение № 3).

Решите ситуационные задачи

Совместно с преподавателем разберите задачу № 1 (приложение № 4).

Последующие задачи выполните самостоятельно, анализируя показатели и сопоставляя их с гигиеническими нормами (таблица № 1, 2, 3, 4) (приложение № 5, 6, 7, 8).

В тетрадях запишите только номер задачи и ответ.

Заключительная часть

Итоговый тест

Ответьте на вопросы итогового теста (приложение № 9)

Подведение итогов

- выявление недостатков при изучении темы и пути их устранения;

- рекомендации по дальнейшему углублению знаний по данной теме;

- оценивание работы студента на практическом занятии.

Запишите вопросы для подготовки к следующему практическому занятию:

 

1. Расскажите о рациональном питании и его основных принципах.

2. Дайте определение сбалансированному питанию.

3. Какие факторы положены в основу при разработке фи­зиологических норм питания взрослого трудоспособного населения?

4. Какие показатели определяют физиологические нормы питания?

5. Какое оптимальное соотношение белков и жиров расти­тельного и животного происхождения должно быть в суточном рационе взрослого человека?

6. Назовите количественное содержание минеральных ве­ществ и их оптимальное соотношение в физиологических нормах питания.

7. Перечислите основные факторы, определяющие энергот­раты человека.

8. Как проводится расчет нормальной (идеальной) массы тела человека?

9. Расскажите о методах оценки полноценности питания.

10. Какое принято оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов в современных рационах питания?

11. Каковы особенности питания при умственном и физи­ческом труде?

12. Каковы научные основы рационального режима питания?

 

Литература для подготовки:

 

Основная:

1. Большаков А.М. «Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене» - М.: Медицина, 2004.

2. Крымская И.Г., Рубан Э.Д., Гигиена и основа экологии человека. Учебное пособие г. Ростов на Дону, Феникс, 2007.

3. Пивоваров Ю.П., Королик В.В. «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека» -М.: ACADEMA, 2006

4. Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Гигиена и экология человека: М.: учебное пособие для ССУЗов - М.: Проспект,2006.

Дополнительная:

1. Матвеева Н.А. «Гигиена и экология человека» -М.: ACADEMA, 2012

2. Стожаров А.Н. «Медицинская экология» - Минск, «Высшая школа», 2007

 

Приложение № 1

 

Определение цвета

Цветность воды определяют путем сравнения испытуемой воды со стандартными растворами, окраска которых приближенна к окраске природных вод.

Для определения цветности исследуемую воду в количестве 100 мл. наливают в цилиндр и просматривают сверху над белом фоном, сопоставляя с окраской стандартных растворов. Цветность выражают в градусах.

Питьевая вода должна иметь цветность не более 20°.

 

Определение запаха

 

Запах воды определяют при комнатной температуре и при нагревании ее до 60°С.

При комнатной температуре запах определяют прямо из бутыли, в которой доставлена проба воды. Открывают пробку и слегка втягивают носом воздух у самого горлышка бутыли.

Определение запаха при температуре 60°С проводят в широкогорлой колбе, в которую наливают 100 – 200 мл исследуемой воды накрывают часовым стеклом и нагревают. Затем вращательными движениями взбалтывают, сдвигают стекло в сторону и быстро втягивают носом воздух из колбы.

Различают две группы запахов:

а) запахи естественного происхождения (вызванные влиянием почвы или живущими и отмирающими в воде организмами);

б) запахи искусственного происхождения (вызванные поступлением в водоем промышленных и бытовых сточных вод, или введением в воду на водоочистных сооружениях специальных химических веществ, предназначенных для ее очистки и обеззараживание).

Запах естественного происхождения характеризуют как: болотный, древесный, землистый, рыбный, травянистый.

Запах искусственного происхождения называют по соответствующему веществу со сходным запахом: фенольный, хлорный, камфорный, нефтяной. Интенсивность запаха определяют в баллах:

0 баллов - отсутствие запаха

1 балл - очень слабый (обнаруживается лишь опытным лицом)

2 балла - слабый (обнаруживается потребителем, если обратить на него внимание)

3 балла - заметный (легко обнаруживаемый, дает повод относиться к воде настороженно)

4 балла - отчетливый (делает воду неприятной для питья)

5 баллов - очень сильный (делает воду непригодной для питья)

В норме запах питьевой воды не должен превышать 2х баллов.

 

Определение мутности воды

 

В некоторых случаях взамен определения прозрачности определяют мутность воды. Мутность воды определяют с помощью специального прибора - мутномера, сравнивая мутность исследуемой воды с мутностью эталонов. Мутность выражается в миллиграммах взвешенных веществ на 1 л воды. В питьевой воде мутность не должна превышать 1,5 мг/л.

 

Оценка химического состава

 

При оценке химического состава воды учитывают:

ü природный химический состав воды

ü химические вещества специально добавляемые в воду при ее обработке на водоочистных сооружениях

ü химические вещества, которые могут появиться в воде в результате ее загрязнения.

Наибольшее гигиеническое значение имеют следующие показатели химического состава воды:

Сухой остаток (оставшийся после выпаривания 1 л воды) - это количество растворенных солей (в миллиграммах) содержащихся в 1 л воды. Сухой остаток дает представление о степени минерализации воды и для питьевой воды не должен превышать 1000 мг/л.

Жесткость воды зависит от присутствия в ней растворенных солей кальция и магния.

Жесткость - один из существенных критериев качества питьевой воды. Норматив жесткости питьевой воды 7 мг экв/л. Вода с жесткостью до 3,5 мг экв/л - считают мягкой, от 3,5 до 7 мг экв/л. - средней жесткости, от 7 до 10 мг экв/л. - жесткой, свыше 10 мг экв/л - очень жесткой.

Различают несколько видов жесткости;

ü общая жесткость

ü устранимая жесткость

ü постоянная жесткость

Общая жесткость - это жесткость природной воды, обусловленная солями кальция и магния.

Устранимая жесткость - это та часть жесткости, которая устраняется после кипячения воды

Постоянная жесткость - это жесткость воды, которая остается в воде после ее кипячения.

Вода с повышенной жесткостью создает проблемы при ее использовании в хозяйственно-бытовых целях.

Хлориды. Содержание хлоридов в питьевой воде не должно превышать 350 мг/л.

Если источником водоснабжения служат поверхностные водоемы, то природное содержание в воде хлоридов, как правило невелико (до 20-30 мг/л), подземные воды содержат хлоридов значительно больше (на порядок выше) и если подземные воды на своем пути встречали солончаковые почвы то содержанке в них хлоридов может возрасти до сотни и даже тысячи мг/л.

Воды, содержащие хлоридов более 350 мг/л приобретают солоноватый привкус, что может наблюдаться в колодезной воде.

Сульфаты. Содержание сульфатов в питьевой воде не должно быть более 500 мг/л. Чаще всего сульфаты имеют минеральное происхождение и связанно это с составом почвы. Повышенное содержание сульфатов в воде придает ей горький вкус и нарушает процесс пищеварения.

Нитраты. Довольно часто в воде подземных источников встречаются нитраты, вещества почвенного происхождения, их содержание в воде не должны превышать 45 мг/л, так как их повышенное содержание может вызвать заболевание, которое называется нитратной метгемоглобинемией.

В соответствие с гигиеническими требованиями при оценке химического

состава веды определяют не менее 20 показателей химических веществ находящихся в воде.

 

Алгоритм № 1

Алгоритм № 2

Ситуация № 1

Больные хирургического отделения гор. больницы №2 расположены по ул. Погодаева в п. Энергетик, жаловались на ржавый цвет холодной воды. 17.04.10 г. в 12 часов был проведен отбор проб воды. Напишите направление на исследования воды

 

Ситуация № 2

В связи с поступление в детское инфекционное отделение города Д 25 детей из детского сада № 4 по ул. Парковой с подозрением на кишечную инфекцию, из пищеблока детского сада 25.01.09 г. в 1645 были взяты на исследования пробы пищевых продуктов и воды. Напишите направление на исследования воды.

 

Ситуация № 3

В городской больнице №1 по ул. Янгеля, после проведения ремонтных работ на сетях водоснабжения 26.08.09 г. в 11 проведен отбор проб воды в помещении пищеблока из смесителей у раковины кондитерского цеха и цеха холодных закусок. Напишите направление на исследования воды.


Приложение № 3

Форма №1 Направление

от ______________20 г.

 

Наименование объекта, адрес _________________________________________

(город, улица, название учреждения предприятия)

 

Время отбора пробы ________________________________________________

(устанавливается в момент отбора пробы)

 

Условия хранения ________________________________________________

(если проба не доставлена в лабораторию ближайшие 4-6 часов, укажите, где она хранилась)

 

Причина отбора пробы________________________________________________

(жалоба, по эпидпоказаниям, плановый контроль)

 

Цель исследования ________________________________________________

(укажите, на какие показатели необходимо исследовать пробу воды)

 

 

№ пробы Наименование пробы Количество Точка отбора

 

Подпись (ФИО, должность)

 

 

Приложение № 4

Ситуационные задачи

Задача № 1

Вода централизованной системы водоснабжения имеет следующие показатели:

привкус - 2,5 балла;

мутность - 1,7 мг/л; *

запах - 3 балла.

 

Дайте гигиеническую оценку органолептическим свойствам воды

 

Задача № 2

Вода из артезианской скважины имеет следующие показатели:

сухой остаток - 1100 мг/л;

хлориды - 250 мг/л;

сульфаты - 420 мг/л;

фтор - 1,3 мг/л;

нитраты - 13 мг/л;

железо - 0,3 мг/л;

жесткость - 7,8 ммоль/л.

 

Дайте гигиеническую оценку химическому составу воды

 

Задача № 3

Вода из водопроводной сети имеет следующие показатели:

общее микробное число - 50 в 1 мл.;

запах - 2 балла;

остаточный хлор - 0,4 мг/л.

 

Дайте заключение о возможности использования воды для питьевых целей.

 

Задача № 4

Вода централизованного водоснабжения имеет:

общее микробное число - 86 в 1 мл.;

остаточный хлор -0,1 мг/л.

Дайте гигиеническую оценку воды в эпидемиологическом отношении

 

Задача № 5

Анализ питьевой воды показал:

цветность- 15°

вкус и запах - 1 балл;

общая минерализация - 870 мг/л;

общая жесткость - 6 ммоль/л;

хлориды - 230 мг/л;

сульфаты - 3 80 мг/л;

нитраты - 15 мг/л;

микробное число 50 в 1 мл.

 

Дайте гигиеническую оценку воды по органолептическим, химическим и микробиологическим показателям.

 

Задача № 6

Вода имеет следующие показатели:

привкус - 2 балла;

цветность - 30°;

запах - 2 балла.

Дайте гигиеническую оценку органолептических свойств воды.

 

Задача № 7

Вода из артезианской скважины имеет следующие показатели:

сухой остаток - 590 мг/л;

хлоридов - 200 мг/л;

сульфатов - 72 мг/л;

фтора - 0,4 мг/л;

нитратов - 1 мг/л.

 

Дайте гигиеническую оценку химическому составу.

 

Задача № 8

Вода из водопроводной сети имеет следующие показатели:

общее микробное число - 50 в 1 мл.;

запах - хлорный - 3 балла;

остаточный хлор - 1,1 мг/л.

 

Дайте заключение о возможности использования воды.

 


Приложение № 5

 

Таблица №1

 

Обобщенные показатели содержания вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории РФ, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (СанПиН 2.1.4.1074—01)

 

Показатели Единицы измерения Нормативы (ПДК), не более Показатель вредности Класс опасности
Обобщенные показатели
Водородный показатель единицы РН в пределах 6-9    
Общая минерализация (сухой остаток) мг/л 1000(1500)    
Жесткость общая мг-экв./л 7,0(10)    
Окисляемость перманганатная мг/л 5,0    
Нефтепродукты, суммарно мг/л 0,1    
Поверхностно-активные вещества, анионоактивные мг/л 0,5    
Фенольный индекс мг/л 0,25    
Неорганические вещества
Алюминий мг/л 0,5 с.-т.  
Барий «—» 0,1 «—»  
Бериллий «—» 0,0002 «—»  
Бор, суммарно «—» 0,5    
Железо, суммарно «—» 0,3(1,0) орг  
Кадмий, суммарно «—» 0,001 с.-т.  
Марганец, суммарно «—» од орг  
Медь, суммарно «—» 1,0 «—»  
Молибден, суммарно «—» 0,25 с.-т.  
Мышьяк, суммарно «—» 0,05 «—»  
Никель, суммарно мг/л 0,1 «—»  
Нитраты (по NO3) «—»   «—»  
Ртуть, суммарно «—» 0.0005 «—»  
Свинец, суммарно «—» 0,03 «—»  
Селен, суммарно «—» 0,01 «—»  
Стронций «—» 7,0 «—»  
Сульфаты «—»   орг.  
Фториды, I-II климатические р-ны «—» 1,5 с.-т.  
III климатический район «—» 1,2 «—»  
Хлориды «—»   орг.  
Хром «—» 0,05 с.-т.  
Цианиды «—» 0,035 «—»  
Цинк «—» 5,0 орг.  
Органические вещества
п - ГХЦГ (линдан) «—» 0,002 с.-т.  
ДДТ (сумма изомеров) «—» 0,002 «—»  
2,4-Д «—» 0,03 «—»  

Приложение № 7

 

Таблица 3

 

Содержание вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения (СанПин 2.1.4.1074-01)

 

Показатели Ед. изм. Нормативы (ПДК), не более Показатель вредности Класс опасности
Хлор        
- остаточный свободный мг/л 0,3-0,5 орг.  
- остаточный связанный «—» в пределах 0,8-1,2 орг.  
Хлороформ (при хлорировании воды) «—» 0,2 с.-т.  
Озон остаточный «—» 0,3 орг.  
Формальдегид (при озонировании воды) «—» 0,05 с.-т.  
Полиакриламид «—» 2,0 «—»  
Активированная кремнекислота «—»   «—»  
Полифосфаты «—» 3,5 орг.  
Остаточные количества алюминий и железосодержащих коагулянтов «—» 0,5 и 0,3    

 

 

Приложение № 8

 

Таблица №4

 

Рассмотрен и одобрен Утвержден на заседании



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.206 (0.016 с.)