ТОП 10:

В верхнем ярусе — перенесение иконы «Знамение» из церкви Спаса на Ильине улице на Софийскую сторону в кремль.



В среднем — парламентеры от суздальцев едут встретиться для переговоров с новгородцами, выехавшими из городских ворот, но суздальцы коварно посылают стрелы, некоторые из них попадают в икону;

В нижнем уровне - Богоматерь насылает на суздальцев слепоту и они начинают убивать друг друга.

Новгородцы выходят в бой под предводительством Александра Невского, Бориса, Глеба, Георгия Победоносца и одерживают победу, что изображено уже в нижнем ярусе.

Смысл этой иконы может быть раскрыт скорее и проще как светского изображения, отражающем тревогу новгородцев того времени.

«Битва новгородцев с суздальцами» создается в годы самой жесточайшей борьбы с еретическими учениями. «Чудо от иконы «Знамение» было направлено в первую очередь против иконоборцев — жидовствующих. Этого нельзя забывать.

Из Софийского собора в Новгороде происходят небольшие иконы конца XV в. с изображением главных праздников и святых христианской церкви.

Рождество Христово

Первая половина XV века.

Покров Божией Матери.

Начало XV века.

Настоящими шедеврами новгородского искусства конца XV - начала XVI в. являются два произведения на тему «Чуда о Флоре и Лавре».

(Согласно житию, Флор и Лавр были родными братьями, с юности уверовавшими во Христа. Их, как известных каменщиков, правитель Иллирика направил к правителю соседней области для построения нового языческого храма. Братья отдавали полученную плату бедным и проповедовали им Христа. Успеху их проповеди способствовали чудеса, самым известным из которых стало исцеление сына языческого жреца, после чего исцелённый и его отец стали христианами.

В новопостроенном храме, в который ещё не были внесены идолы, Флор и Лавр вместе с обращёнными ими христианами совершили совместную молитву, а после этого уничтожили идолов, предназначенных для перенесения сюда.

Все участники этих событий были схвачены и сожжены, а Флор и Лавр были отправлены обратно в Иллирик.

Флор и Лавр исповедали себя христианами перед правителем, после чего были брошены в колодец и засыпаны землёй. Впоследствии их мощи были обретены нетленными и перенесены в Константинополь.

Предание утверждает, что сразу после обретения мощей Флора и Лавра прекратился падеж скота. В связи с этим, на Руси эти святые почитались как покровители лошадей. В древних русских иконописных подлинниках указывается, что на иконах святые Флор и Лавр должны быть написаны с лошадьми.

Изображенные на иконе погонщики табуна разноцветных лошадей — святые мученики, родные братья - близнецы Спевсипп, Мелевсипп и Елевсипп жили во II веке в Каппадокии. Их обратили ко Христу их бабка святая Леонилла и святой пресвитер Венигн. Братья приняли святое Крещение и сокрушили идолов. Язычники воспылали к ним лютой злобой, отовсюду собрались начальники и стали допрашивать святых братьев.

Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп исповедали Христа перед судьями и отказались принести жертву языческим богам. Их связали по рукам и ногам, повесили на дереве и растянули так крепко, что их кости стали выходить из суставов, затем бросили связанными в костер, но они остались невредимыми, подобно трем отрокам в вавилонской печи, и славили Бога. Когда огонь погас, братья сказали мучителям: «Нам дана власть перейти ко Христу Богу нашему только тогда, когда захотим мы сами, но мы решили еще посмеяться в этой жизни над вашим безумием, хотя все-таки не замедлим явиться на небесный пир». Наконец трое братьев преклонили свои колена и, помолившись, предали Богу свои святые души. Тела их были погребены неподалеку от города, где впоследствии в их честь воздвигли храм, в котором совершались многие чудеса и исцеления).

Объединяет эти иконы, прежде всего редкостная ритмическая гармония и подчеркнутая внимательность к силуэту, в данном случае к силуэтам лошадей, которые никогда еще в Новгороде не трактовались с такой убедительной обобщенностью и тончайшей пластичностью, свойственной лишь искусству рублевской Москвы. Обе иконы с многоцветной и нюансированной красочной палитрой, геральдическими позами белого и вороного коней под седлами смотрятся как фантастически прекрасное видение. В целом, икона символизирует благословение на служение.

Композиция разделена на два регистра, характер композиционного решения которых различен. При этом, верхний регистр статичен, нижний – более динамичен.

Верхний регистр: три фигуры, центральная из которых – Архангел Михаил, находящаяся по центральной оси композиции иконы, Справа и слева от него – Св. Флор и Лавр в идентичных позах. В руках Архангела поводья коней, стоящих чуть ниже. Архангел передает поводья Св. Флору и Лавру.

Нижний регистр: пасомый тремя братьями из Каппадокии табун лошадей изображен динамично и реалистично. Скачущие кони — символ подверженного переменам мира, живущего по законам времени. Кони — символ дня и ночи, знаменуют бег времени.

Мученичество Флора и Лавра и братьев из Каппадокии символизирует единство служения и судеб.

Русь в образе «Чудо о Флоре и Лавре» видела благословение воинского, служения. Сам водитель светлого небесного воинства Архангел Михаил вручает святым мученикам поводья боевых коней. «Полк мучеников» главная сила в битве против диавола и слуг его на земле.

Искусство Новгорода оказывало огромное влияние на художественную жизнь обширнейших провинций, в частности северо-восточных и восточных. Произведения местных мастеров, отнюдь не однородные по стилю и пониманию художественного образа, известны под условным наименованием «северных писем». Их отличает упрощенность композиции, угловатая экспрессивность рисунка, суровая выразительность персонажей, в которых сквозь черты христианского святого порой явственно просвечивает какой-то мифологический, полуязыческий образ. Колорит «северных» икон не имеет новгородской звонкости. В нем преобладают мягкие, бледные или более насыщенные, плотные желтые, коричневые, синие цвета. Для всех икон «северного письма характерно определяющее влияние народного искусства. Прекрасными произведениями северной живописи XV в. являются иконы «Иоанн Предтеча в пустыне» и «Власий и Спиридоний».

 

Самыми замечательными памятниками этих «писем» являются несколько икон из праздничного ряда иконостаса, связываемого с Каргополем. «Снятие с креста» и «Положение во гроб» абсолютно цельны по силуэту и выразительности линий.

Если образно новгородскую школу отличали яркие цвета и лики святых, наделенные строгой, уверенной силы, то «северные письма» наделены монументальностью изображения, более сдержанными цветами, а образы полны скорби.

После присоединения Новгорода, к Москве его искусство еще долго сохраняет собственное художественное лицо и в архитектуре, и в иконописи. Но так или иначе новгородская школа вливается в итоге в русло общерусского искусства.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.251.81 (0.004 с.)