ТОП 10:

Лики святых имеют характерный для Рублева тип: выпуклый лоб, близко посаженные глаза, задумчивый и доверчивый взгляд.



Предположительно, иконостасу деревянного храма Саввино - Сторожевского монастыря, принадлежат три иконы, выполненные Андреем Рублевым в начале ХV в. Это «Архангел Михаил», «Апостол Павел» и «Спас», который здесь представлен не «в славе» и «в силе», а в ипостаси учителя и проповедника, доброго и всепрощающего. Все три иконы получили название «Звенигородский чин».

Самым известным произведением Рублева считается «Троица». Икона написана по одним сведениям в 1411 г., по другим — в 20х годах для деревянной еще Троицкой церкви (если верна первая дата Троице - Сергиева монастыря, на месте погребения Сергия Радонежского), в похвалу этому человеку.

Смысл якобы раскрывается в ее идее Божественного единства и благословения жертвы. Сюжет «Троицы» — о приеме и угощении Авраамом и Саррой трех странников, в образе которых им явился Триединый Бог осмыслен Рубленым иначе, чем это делали мастера до него. Рублев освободил сцену от всякой жанровости, от «натюрморта» на столе, от закалывания тельца и т.д. Странники беседуют не о случайном(таким выглядел бы конкретный момент предсказания ангелами рождения у Авраама сына Исаака),а о вечном. Это символически понятое время, в котором есть выражение вечного порядка вещей. Это не стол с яствами, а священная трапеза, и чаша с головой тельца на столе — символ искупительной жертвы во имя спасения людей, на которую отец посылает сына. Один из трех странников выражает Того, кто воплотившись, должен пожертвовать собой, совершив тяжкий путь земных страданий.

Изображенные Рубленым ангелы едины между собой, но не одинаковы. Их согласие достигается единым ритмом движения в круге.

В «Троице» круг как таковой визуально отсутствует, но он подчеркнут пластикой тел, позами, изгибом рук, наклоном голов, вторящему им наклону дерева, очерком ангельских крыльев. Легкая ассиметрия в расстановке фигур нарушает статику, придает еле уловимое движение всей сцене. Здание и дерево выступают как символ архитектурного фона и пейзажа. Между ними и фигурами нет перспективного соответствия, здесь столько точек зрения, сколько важных, по мнению автора, объектов, что помогает высказать идею. И все линии сходятся на центральной фигуре Бога — сына. К ней привлекает внимание и наиболее яркий, насыщенный цвет одежд: вишневого хитона и синего гиматия. Они гармонируют с синими хитонами Бога — отца и Бога — Святого Духа. Их фигуры даны в легком развороте, в то время как центральная, почти не подвергается перспективным сокращениям, что характерно для главных персонажей в иконе. Соединение двух ракурсов — сверху и с высоты человеческого роста помогает лучшему зрительному восприятию иконы, и мы еще отчетливей видим не пиршественный стол, а лишь евхаристическую чашу. Фигуры Троицы размещены на золотом фоне в рассеянном освещении, их лики не моделированы светотенью, ибо прямой свет, резкие тени могут придать изображенному характер случайного, заслонить наиболее важное. Иконописец же ищет извечного, вечной сущности. В рублевской «Троице» это идея величайшей любви и послушания, готовность к жертве. Все действие разворачивается в плоскости иконной доски в двух планах: фигуры ангелов и фон, причем фигуры не подчеркивают глубину. Это не естественный, какой—то ограниченный кусок пейзажа, а некое пространство безграничной идеальной протяженности, где пребывает Бог — Троица.

Творческая жизнь Рублева была, видимо, очень активной. Он расписывал храмы Москвы, Звенигорода, возможно, других городов. Последние работы художника связаны с Троице - Сергиевым монастырем, где в Троицком соборе вместе с Даниилом Черным и помощниками он создал дошедший до нашего времени иконостас, в местный ряд которого и входила «Троица». Рублеву в иконостасе принадлежит общий замысел и некоторые иконы (апостол Павел, архангел Гавриил, Дмитрий Солунский).

Андрей Рублев умер вероятнее всего в 1430 г. и похоронен в Спасо - Андронниковом монастыре, собор которого, возможно, не только расписал, но и строил.

В основе творчества Андрея Рублёва лежит философская концепция исихазма, лишенная мрачной безысходности, трагизма, и ярко выраженного драматического оттенка она строится на добре, красоте, гармонии духовного и материального начал. Лейтмотив творчества великого живописца – это душевное согласие, чувство любви.

Образы Андрея Рублёва отличаются просветлённостью, кротостью и смирением; предпочтение отдаётся скромности и простоте. Лица – русские, с некрупными чертами, без подчёркнутой красивости, но всегда светлые, благообразные. Почти все персонажи погружены в состояние безмолвного созерцания, которое может быть названо «богомыслием» или «божественным умозрением». Какие-либо внутренние аффекты им не свойственны.

Рублев был гениальным колористом. Краски его предельно светоносны, и фигуры на иконах как будто преображены мягким сиянием, цветовая гамма изыскана и неповторима. Для него были характерны тонкие красочные сочетания, в отличие от резких цветовых контрастов, присущих иконам Новгорода, певучая плавность линий, мягкие повороты фигур и наклоны голов, воздушность одеяний, светлая и нежная красочная гамма.

Творчество Андрея Рублева оказало огромное влияние на все русское искусство московского круга вплоть до Дионисия, определило в 15 веке расцвет национальной школы русской живописи. Им были заложены основы московской школы живописи.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.124.77 (0.003 с.)