Суждение как форма мысли. Структура и разновидности суждений. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Суждение как форма мысли. Структура и разновидности суждений.



Суждение в процессе познания играет важную роль.Всякое знание существует в логической форме уждения.

Суждение - это мысль, заключенная в предложении, содержит 3 элемента: субъект, предикат, связку (“есть” или “не есть”).Субъект и предикат в суждении могут быть выражены несколькими словами, например: “Некоторые осужденные к лишению свободы не содержатся в исправительных колониях” - первые четыре слова - субъект, вторые два слова - предикат, “не содержатся” - связка.

Найти кол-во суюдения - значит выяснить, утверждается ли (или отрицается) предикат относительно всего объема или только относительно части объема субъекта.

Признаки суждений: общеутвердительных - слова “каж-дый”, “ всякий”, “любой”, стоящее перед субъектом; общеотрицательных - “ни один”, стоящее или подразумевающееся перед субъектом; частное - “некоторые”, “часть”, “обычно” и т.п. Т.О. чтобы найти количество суждения, необходимо: 1.найти субъект и предикат; 2. исследовать его путем прибавления к нему слов (“каждый”),если суждение утвердительное, (или “ни один”) если оно отрицательное.

Для определения качества суждения необходимо найти или восстановить связку суждения, отражающую характер связи субъекта и предиката.

Суждение - это мысль, в которой при высказывании ее нечто утверждается о предмете действительности и которая объективно является либо истинной, либо ложной и при этом одной из двух. Истинной называется мысль, соответствующая действительности, ложной - в которой искаженно отражена действительность. В языке суждение выражается с помощью повествовательных предложений и риторического вопроса.

Простым называется суждение, в котором нельзя выделить правильную часть, т.е. не совпадающую с целым, а в свою очередь являющуюся суждением. среди простых суждений выделяют атрибутивные (категоричные) суждения, суждения об отношениях и суждения существования.

Субъект суждения - это понятие о предмете суждения. Предикат - понятие о признаке предмета, рассматриваемом в суждении.

Атрибутивные суждения делятся по качеству на утвердительные и отрицательные, по количеству на единичные, частные и общие.

Термин называется распределительным, если его объем полностью входит в объем др. термина или полностью искл. из него, т.е. в суждении говорится о всех предметах, охватываемых д. термином.

Суждения существования отражают факт существования или несуществования предметов. (“Существует город Москва”). В данных суждениях субъектом явл. понятие о предмете суждения, объективное существование которого утверждается или отрицается Предикатом явл. мысль о существовании или несуществовании предмета.

Отношения между предметами и явлениями действительности выражаются в суждении об отношениях. (“Мораль возникла раньше религии”)

Сложными называются суждения, в которых можно выделить правильные части, являющиеся суждениями.

Осн. виды сложныз суждений:

1. соединительные - образованы посредством связи двух или нескольких простых суждений логическим союзом “и”;

2. разделительные - образованы посредством связи двух или нескольких простых суждений логическим союзом “или”.

3. условные - сложные суждения, образованные при пом. логического союза “если... то”.

4. эквивалентности - сложные суждения, образованные посредством связи двух или более суждений логическим союзом “если и только если..., то”, “тогда и только тогда..., когда...”

5. суждение с внешним отрицанием - суждение, в кот. утверждается отсутствие некоторой ситуации (“неверно, что...)

В выделяющих суждениях всегда что-либо утверждается или отрицается только о предмете данного суждения.

В единичном выделяющем суждении выделяющая хар-ка относится к одному определенному предмету какого-либо класса предметов.(Толстой -автор романа“Анна Каренина”).

В частновыделяющем суждении выделяющая хар-ка относится к некоторым предметам известного класса.

В общевыделяющем суждении выделяющая хар-ка относится к каждому предмету к-л класса.

Исключающие суждения - общие суждения, в кот. искл. часть предметов, не обладающих признаком, присущим всем предметам рассматриваемого класса. (“Всякое об-во, за искл. первобытного, явл. классовым”).

58. Умозаключение как логическая операция, его структура, основные разновидности и роль в научном познании.

Умозаключение это процесс получения знания или правдоподобного утверждения, выраженного в суждении, из одного, двух или более суждений, принимаемых за истинные или правдоподобные, на основе специфики логических форм исходных и получаемого суждения с использованием или без использования особых методологических средств, а также на основе мысленного оперирования предметами и т.д. Исходные суждения называются посылками умозаключения, а получаемое суждение – заключением. Выделяют два вида умозаключений: 1) непосредственные – содержат одно суждение в качестве посылки и одно в качестве заключения; и 2) опосредованные – содержат более чем одну посылку. Виды непосредственных умозакл: умозаключение по логическому квадрату, умозаключение модальности, умозаключение превращения, -“- обращения, -“- противопоставления предикату.

Умозакл по лог кв: 1. Умозакл противоречия основывается на законе исключенного третьего, согласно которому если утверждение чего либо истинно, то отрицание этого ложно, и наоборот; 2. Умозакл противоположности происходит на базе закона противоречия. Заключением такого умоз-я является ложное суждение (напр из истин сужд-я “ни один человек не является машиной” можно установить ложность суждения “все люди – машины”) 3. Умозакл-е субконтрарности дает возможность получить истинные частноутвердительные или частноотрицательные суждения (из истенности суждения “некоторые философы были материалисты” можно получить истинное суждение “некоторые философы не были материалистами”); 4.умозакл-я подчинения позволяют получить истинные частноутвердительные или частноотрицательные суждения, но дают возможность сделать вывод о ложности обще утвердит и обще отриц суждений на основе ложности соответствующих частноутверд и частно отриц суждений (если ложно “некоторые люди растения”, то ложно “все люди растения”).

Умозакл-я модальности строятся на принципах: 1 что необходимо, то действительно; 2 что необходимо, товозможно; 3 что действительно, то возможно; 4 что невозможно, то недействительно; 5 что невозможно, то не необходимо; 6 что недействительно, то не необходимо.(если невозможно что 2*2=5, то нет такого положения дел, в котором 2*2=5.

Умозак-е превращения иммеют одну из следующих схем: 1 если S есть Р, то S не есть не Р, 2 если S не есть Р, то S есть не Р, 3 если S есть не Р, то S не есть Р, 4 если S не есть не Р, то S есть Р. (Из суждения “эта выставка не интересна” легко получить суждение “эта выставка не относится к интересным”).

Умозакл-я обращения. В посылке выражается зависимость м/у отношением субъекта к предивату и предиката к субъекту, т е то что было субъектом становиться предикатом, а то что было предикатом – субъектом. Схемы умозакл обращения таковы: 1 если все S ест Р, то некоторые Р есть S, 2 Если ни один S не есть Р, то ни один Р не есть S, 3 Если некоторые S есть Р, то некоторые Р есть S. (напр, из суждения “некоторые библейские пророки были долгожителями” следует “некоторые долгожители были пророками”).

Противопоставлением предикату наз-ся такое непосред умозакл-е, в результате которого в выводном суждении субъектом становиться понятие, противоречащее предикату сходного суждения, а предикатом – субъект исходного суждения. Схемы: 1 Если все S есть Р, то ни один не Р не есть S, 2 Если ни одно S не есть Р, то некоторые не Р есть S, 3 Если некоторые S не есть Р, то некоторые не Р есть S.

Рассмотрим опосредованные умозаключения, как они были сформулированы в силлогистике. Силогистика – теория дедуктивного вывода, оперирующая высказываниями субъектно-предикативной структуры. (следование из одной посылки – это непосредст силлогический вывод; из двух – силлогизм; из многих – полисиллогизм).

Опосредованные умозакл-я: простой категорический силлогизм, сложные, сокращенные и сложносокращенные силлогизмы, условные, разделительные и условно-разделительные силлогизмы.

Простой категорический силлогизм. Его посылки и заключение представляют собой категорические, или атрибутивные, суждения (напр “все планеты имеют форму шара”, “земля – планета” следовательно Земля имеет форму шара).Схема М – Р, S – Р => S – Р. Принцип с помощью к-ого обосновывается вывод из посылок категорического силлогизма, называется аксиомой силлогизма. Она имеет два две формулировки: 1, Все что утверждается или отрицается относительно всех предметов класса, также утверждается или отрицается относительно каждого предмета и любой части предметов этого класса. 2, Признак признака вещи есть признак самой вещи: то, что противоречит признаку вещи, противоречит самой вещи. Характерной чертой простого катег сил явл-ся то, что в нем некоторое общее знание применяется к единичному или частному на основании установления связи данного единичного или частного случая с общим. От местоположения среднего термина выделяют четыре фигуры силлогизма (см рис).

Умозаключение, в котором пропущена одна из из его частей (посылка или заключение), называется сокращенным умозаключением (энтимемой). Пример “Иванов – студент, следовательно он должен получать стипендию”. При анализе легко восстановить недостающие части. Одним из сложносокращенных силлогизмов явл-яс сорит: прогрессивный и регрессивный, их схемы соответственно: 1.Все А есть В, все С есть А, все Д есть С, все Е есть Д следовательно все Е есть В. 2. Все А есть В, все В есть С, все С есть Д, все Д есть Е, следовательно все А есть Е. Пример: Все научные законы имеют объективное содержание. Все законы естествознания – научные законы. Все законы физики – законы естествознания. Все законы квантовой физики – физические законы. Следовательно, все законы квантовой физики имеют объективное содержание.

Условные силлогизмы в них одна либо обе посылки – условные суждения. Схема: Если А, то В, Если В, то С, следовательно если А, то С.

Разделительными силлогизмами называются такие, в которых первая посылка разделительное суждение (дизъюнктивное) суждение. Вторая посылка и вывод представляют собою разделительные или категорические суждения.

В условно-разделительном силлогизме одна посылка является условным суждением, а вторая – разделительным. В зависимости от количества альтернатив содержащихся в разделительном суждении силлогизма, он называется дилеммой, трилеммой, тетралеммой. Наиболее употребительна в практике мышления – дилемма. Она бывает простой и сложной, конструктивной и деструктивной. Схемы: а) простая конструктивная дилемма Если А, то В; Если С, то В; А или С, => В. б) простая деструктивная дилемма Если А, то не В; Если С, то не В; А или С => В. в) сложная конструктивная дилемма: Если А, то В; Если С, то Д; => В или Д. Г) сложная деструктивная дилемма аналог последней, но к В и Д добавляется частица “не”.

Наука в техногенном мире.

В современной цивилизации наука играет особую роль. Технологический прогресс 20 века, приведший в развитых странах Запада и Востока к новому качеству жизни, основан на применении научных достижений.. Наука не только революционизирует сферу производства, но и оказывает влияние на многие другие сферы человеческой деятельности, начиная регулировать их, перестраивая их средства и методы. Проблемы будущего современной цивилизации не могут обсуждаться вне анализа современных тенденций развития науки и ее перспектив. Хотя в современном обществе существуют и антисциентические движения, в целом наука воспринимается как одна из высших ценностей цвилизации и культуры.

Техногенная цивилизация является довольно поздним продуктом человеческой истории. Долгое время эта история протекала как взаимодействие традиционных обществ. Лишь в 15-17вв. в европейском регионе сформировался особый тип развития, связанный с появлением техногенных обществ, их последующей экспансией на остальной мир и изменением под их влиянием традиционных обществ. В традиционном обществе выражен замедленный темп социальных изменений, виды деятельности, их средства могут столетиями существовать в качестве устойчивых стереотипов, соответственно в культуре этих обществ приоритет отдается традициям, образам и нормам, аккумулирующим опыт предков, канонизированным стилям мышления, инновационная деятельность не воспринимается как высшая ценность.

Техногенная цивилизация это особый тип социального развития и особый вид цивилизации, определяющие признаки которой в извесной степени противоположны характеристикам традиционных обществ. Здесь возникает особый вид автономии личности: человек может менять свои корпоративные связи, он жестко к ним не привязан, может и способен очень гибко строить свои отношения с людьми. Развитие техногенной цивилизации начинается с момента эпохи Ренесанса. Она проходит три стадии: прединдустиальную, индустриальную и постиндустриалную. Важнейшей основой ее жизнедеятеяльности становится развитие техники, технологии не только путем стихийно протекающей иновации в сфере самого производства, но и за счет регенерации всех новых научных знаний, их внедрения в технико - технологическкие процессы.. Так возникает тип развития, основанный на ускоряющемся изменении природной Среды. Изменение этого мира приводит к активным трансформациям социальных связей людей. В техногенной цивилизации НТП постоянно меняет типы общения, формы комуникации людей, типы личностей и облаз жизни. В результате возникает отчетливо выраженная направленность прогресса с ориентацией на будущее. Человек понимается как активное существо, которое находится в деятельном отношении к миру. Деятельность человека должна быть направленна на преобразование и переделку внешнего мира. В свою очередь внешний мир расматривается как арена деятельности человека.

Второй важный аспект, который характерен для техногенного общества - понимание природы как упорядоченного, закономерно устроенного поля, в котором разумное существо, познавшее законы природы, способно осуществить свою власть над внешними процессами и объектами, поставить их под свой контроль., а в традиционном обществе природа понимается как живой организм, в который органично всторен человек, само понятие закона природы,отличного от законов, которые регулируют социальную жизнь, было здесь чуждо.

Власть и господство в техногенной цив-и предпологает владение и присвоение товаров.. Сама преобразующая деятельность расценивается как процесс, обеспечивающий власть человека над предметом, господство над внешними обстоятельствами. которые человек призван подчинить себе.. Характеристика цивилизационных достижений в терминах силы (производительные силы и т.п.) выражала установку на приобретение человеком все новых возможностей, позволяющих расширять горизонт его преобразующей деятельности. С этим связан особый статус научной рациональности в системе ценностей техногенной цивилизации, особая значимость научно - технического взгляда на мир, ибо познание мира является условием для его преобразования. Оно создает уверенность в том, что человек способен, раскрыв законы природы и социальной жизни, регулировать природные и социальные процессы в соответствии со своими целями. Поэтому в новоевропейской культуре и в последующем развитии техногенных обществ категория научности обретает своеобразный символический смысл. Она воспринимается как необходимое условие процветания и прогресса. Ценность научной рациональности и ее активное влияние на другие сферы культуры становится характерным признаком жизни техногенных обществ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.003 с.)