Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Суждение как форма мысли. Структура и разновидности суждений.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Суждение в процессе познания играет важную роль.Всякое знание существует в логической форме уждения. Суждение - это мысль, заключенная в предложении, содержит 3 элемента: субъект, предикат, связку (“есть” или “не есть”).Субъект и предикат в суждении могут быть выражены несколькими словами, например: “Некоторые осужденные к лишению свободы не содержатся в исправительных колониях” - первые четыре слова - субъект, вторые два слова - предикат, “не содержатся” - связка. Найти кол-во суюдения - значит выяснить, утверждается ли (или отрицается) предикат относительно всего объема или только относительно части объема субъекта. Признаки суждений: общеутвердительных - слова “каж-дый”, “ всякий”, “любой”, стоящее перед субъектом; общеотрицательных - “ни один”, стоящее или подразумевающееся перед субъектом; частное - “некоторые”, “часть”, “обычно” и т.п. Т.О. чтобы найти количество суждения, необходимо: 1.найти субъект и предикат; 2. исследовать его путем прибавления к нему слов (“каждый”),если суждение утвердительное, (или “ни один”) если оно отрицательное. Для определения качества суждения необходимо найти или восстановить связку суждения, отражающую характер связи субъекта и предиката. Суждение - это мысль, в которой при высказывании ее нечто утверждается о предмете действительности и которая объективно является либо истинной, либо ложной и при этом одной из двух. Истинной называется мысль, соответствующая действительности, ложной - в которой искаженно отражена действительность. В языке суждение выражается с помощью повествовательных предложений и риторического вопроса. Простым называется суждение, в котором нельзя выделить правильную часть, т.е. не совпадающую с целым, а в свою очередь являющуюся суждением. среди простых суждений выделяют атрибутивные (категоричные) суждения, суждения об отношениях и суждения существования. Субъект суждения - это понятие о предмете суждения. Предикат - понятие о признаке предмета, рассматриваемом в суждении. Атрибутивные суждения делятся по качеству на утвердительные и отрицательные, по количеству на единичные, частные и общие. Термин называется распределительным, если его объем полностью входит в объем др. термина или полностью искл. из него, т.е. в суждении говорится о всех предметах, охватываемых д. термином. Суждения существования отражают факт существования или несуществования предметов. (“Существует город Москва”). В данных суждениях субъектом явл. понятие о предмете суждения, объективное существование которого утверждается или отрицается Предикатом явл. мысль о существовании или несуществовании предмета. Отношения между предметами и явлениями действительности выражаются в суждении об отношениях. (“Мораль возникла раньше религии”) Сложными называются суждения, в которых можно выделить правильные части, являющиеся суждениями. Осн. виды сложныз суждений: 1. соединительные - образованы посредством связи двух или нескольких простых суждений логическим союзом “и”; 2. разделительные - образованы посредством связи двух или нескольких простых суждений логическим союзом “или”. 3. условные - сложные суждения, образованные при пом. логического союза “если... то”. 4. эквивалентности - сложные суждения, образованные посредством связи двух или более суждений логическим союзом “если и только если..., то”, “тогда и только тогда..., когда...” 5. суждение с внешним отрицанием - суждение, в кот. утверждается отсутствие некоторой ситуации (“неверно, что...) В выделяющих суждениях всегда что-либо утверждается или отрицается только о предмете данного суждения. В единичном выделяющем суждении выделяющая хар-ка относится к одному определенному предмету какого-либо класса предметов.(Толстой -автор романа“Анна Каренина”). В частновыделяющем суждении выделяющая хар-ка относится к некоторым предметам известного класса. В общевыделяющем суждении выделяющая хар-ка относится к каждому предмету к-л класса. Исключающие суждения - общие суждения, в кот. искл. часть предметов, не обладающих признаком, присущим всем предметам рассматриваемого класса. (“Всякое об-во, за искл. первобытного, явл. классовым”). 58. Умозаключение как логическая операция, его структура, основные разновидности и роль в научном познании. Умозаключение это процесс получения знания или правдоподобного утверждения, выраженного в суждении, из одного, двух или более суждений, принимаемых за истинные или правдоподобные, на основе специфики логических форм исходных и получаемого суждения с использованием или без использования особых методологических средств, а также на основе мысленного оперирования предметами и т.д. Исходные суждения называются посылками умозаключения, а получаемое суждение – заключением. Выделяют два вида умозаключений: 1) непосредственные – содержат одно суждение в качестве посылки и одно в качестве заключения; и 2) опосредованные – содержат более чем одну посылку. Виды непосредственных умозакл: умозаключение по логическому квадрату, умозаключение модальности, умозаключение превращения, -“- обращения, -“- противопоставления предикату. Умозакл по лог кв: 1. Умозакл противоречия основывается на законе исключенного третьего, согласно которому если утверждение чего либо истинно, то отрицание этого ложно, и наоборот; 2. Умозакл противоположности происходит на базе закона противоречия. Заключением такого умоз-я является ложное суждение (напр из истин сужд-я “ни один человек не является машиной” можно установить ложность суждения “все люди – машины”) 3. Умозакл-е субконтрарности дает возможность получить истинные частноутвердительные или частноотрицательные суждения (из истенности суждения “некоторые философы были материалисты” можно получить истинное суждение “некоторые философы не были материалистами”); 4.умозакл-я подчинения позволяют получить истинные частноутвердительные или частноотрицательные суждения, но дают возможность сделать вывод о ложности обще утвердит и обще отриц суждений на основе ложности соответствующих частноутверд и частно отриц суждений (если ложно “некоторые люди растения”, то ложно “все люди растения”). Умозакл-я модальности строятся на принципах: 1 что необходимо, то действительно; 2 что необходимо, товозможно; 3 что действительно, то возможно; 4 что невозможно, то недействительно; 5 что невозможно, то не необходимо; 6 что недействительно, то не необходимо.(если невозможно что 2*2=5, то нет такого положения дел, в котором 2*2=5. Умозак-е превращения иммеют одну из следующих схем: 1 если S есть Р, то S не есть не Р, 2 если S не есть Р, то S есть не Р, 3 если S есть не Р, то S не есть Р, 4 если S не есть не Р, то S есть Р. (Из суждения “эта выставка не интересна” легко получить суждение “эта выставка не относится к интересным”). Умозакл-я обращения. В посылке выражается зависимость м/у отношением субъекта к предивату и предиката к субъекту, т е то что было субъектом становиться предикатом, а то что было предикатом – субъектом. Схемы умозакл обращения таковы: 1 если все S ест Р, то некоторые Р есть S, 2 Если ни один S не есть Р, то ни один Р не есть S, 3 Если некоторые S есть Р, то некоторые Р есть S. (напр, из суждения “некоторые библейские пророки были долгожителями” следует “некоторые долгожители были пророками”). Противопоставлением предикату наз-ся такое непосред умозакл-е, в результате которого в выводном суждении субъектом становиться понятие, противоречащее предикату сходного суждения, а предикатом – субъект исходного суждения. Схемы: 1 Если все S есть Р, то ни один не Р не есть S, 2 Если ни одно S не есть Р, то некоторые не Р есть S, 3 Если некоторые S не есть Р, то некоторые не Р есть S. Рассмотрим опосредованные умозаключения, как они были сформулированы в силлогистике. Силогистика – теория дедуктивного вывода, оперирующая высказываниями субъектно-предикативной структуры. (следование из одной посылки – это непосредст силлогический вывод; из двух – силлогизм; из многих – полисиллогизм). Опосредованные умозакл-я: простой категорический силлогизм, сложные, сокращенные и сложносокращенные силлогизмы, условные, разделительные и условно-разделительные силлогизмы. Простой категорический силлогизм. Его посылки и заключение представляют собой категорические, или атрибутивные, суждения (напр “все планеты имеют форму шара”, “земля – планета” следовательно Земля имеет форму шара).Схема М – Р, S – Р => S – Р. Принцип с помощью к-ого обосновывается вывод из посылок категорического силлогизма, называется аксиомой силлогизма. Она имеет два две формулировки: 1, Все что утверждается или отрицается относительно всех предметов класса, также утверждается или отрицается относительно каждого предмета и любой части предметов этого класса. 2, Признак признака вещи есть признак самой вещи: то, что противоречит признаку вещи, противоречит самой вещи. Характерной чертой простого катег сил явл-ся то, что в нем некоторое общее знание применяется к единичному или частному на основании установления связи данного единичного или частного случая с общим. От местоположения среднего термина выделяют четыре фигуры силлогизма (см рис). Умозаключение, в котором пропущена одна из из его частей (посылка или заключение), называется сокращенным умозаключением (энтимемой). Пример “Иванов – студент, следовательно он должен получать стипендию”. При анализе легко восстановить недостающие части. Одним из сложносокращенных силлогизмов явл-яс сорит: прогрессивный и регрессивный, их схемы соответственно: 1.Все А есть В, все С есть А, все Д есть С, все Е есть Д следовательно все Е есть В. 2. Все А есть В, все В есть С, все С есть Д, все Д есть Е, следовательно все А есть Е. Пример: Все научные законы имеют объективное содержание. Все законы естествознания – научные законы. Все законы физики – законы естествознания. Все законы квантовой физики – физические законы. Следовательно, все законы квантовой физики имеют объективное содержание. Условные силлогизмы в них одна либо обе посылки – условные суждения. Схема: Если А, то В, Если В, то С, следовательно если А, то С. Разделительными силлогизмами называются такие, в которых первая посылка разделительное суждение (дизъюнктивное) суждение. Вторая посылка и вывод представляют собою разделительные или категорические суждения. В условно-разделительном силлогизме одна посылка является условным суждением, а вторая – разделительным. В зависимости от количества альтернатив содержащихся в разделительном суждении силлогизма, он называется дилеммой, трилеммой, тетралеммой. Наиболее употребительна в практике мышления – дилемма. Она бывает простой и сложной, конструктивной и деструктивной. Схемы: а) простая конструктивная дилемма Если А, то В; Если С, то В; А или С, => В. б) простая деструктивная дилемма Если А, то не В; Если С, то не В; А или С => В. в) сложная конструктивная дилемма: Если А, то В; Если С, то Д; => В или Д. Г) сложная деструктивная дилемма аналог последней, но к В и Д добавляется частица “не”. Наука в техногенном мире. В современной цивилизации наука играет особую роль. Технологический прогресс 20 века, приведший в развитых странах Запада и Востока к новому качеству жизни, основан на применении научных достижений.. Наука не только революционизирует сферу производства, но и оказывает влияние на многие другие сферы человеческой деятельности, начиная регулировать их, перестраивая их средства и методы. Проблемы будущего современной цивилизации не могут обсуждаться вне анализа современных тенденций развития науки и ее перспектив. Хотя в современном обществе существуют и антисциентические движения, в целом наука воспринимается как одна из высших ценностей цвилизации и культуры. Техногенная цивилизация является довольно поздним продуктом человеческой истории. Долгое время эта история протекала как взаимодействие традиционных обществ. Лишь в 15-17вв. в европейском регионе сформировался особый тип развития, связанный с появлением техногенных обществ, их последующей экспансией на остальной мир и изменением под их влиянием традиционных обществ. В традиционном обществе выражен замедленный темп социальных изменений, виды деятельности, их средства могут столетиями существовать в качестве устойчивых стереотипов, соответственно в культуре этих обществ приоритет отдается традициям, образам и нормам, аккумулирующим опыт предков, канонизированным стилям мышления, инновационная деятельность не воспринимается как высшая ценность. Техногенная цивилизация это особый тип социального развития и особый вид цивилизации, определяющие признаки которой в извесной степени противоположны характеристикам традиционных обществ. Здесь возникает особый вид автономии личности: человек может менять свои корпоративные связи, он жестко к ним не привязан, может и способен очень гибко строить свои отношения с людьми. Развитие техногенной цивилизации начинается с момента эпохи Ренесанса. Она проходит три стадии: прединдустиальную, индустриальную и постиндустриалную. Важнейшей основой ее жизнедеятеяльности становится развитие техники, технологии не только путем стихийно протекающей иновации в сфере самого производства, но и за счет регенерации всех новых научных знаний, их внедрения в технико - технологическкие процессы.. Так возникает тип развития, основанный на ускоряющемся изменении природной Среды. Изменение этого мира приводит к активным трансформациям социальных связей людей. В техногенной цивилизации НТП постоянно меняет типы общения, формы комуникации людей, типы личностей и облаз жизни. В результате возникает отчетливо выраженная направленность прогресса с ориентацией на будущее. Человек понимается как активное существо, которое находится в деятельном отношении к миру. Деятельность человека должна быть направленна на преобразование и переделку внешнего мира. В свою очередь внешний мир расматривается как арена деятельности человека. Второй важный аспект, который характерен для техногенного общества - понимание природы как упорядоченного, закономерно устроенного поля, в котором разумное существо, познавшее законы природы, способно осуществить свою власть над внешними процессами и объектами, поставить их под свой контроль., а в традиционном обществе природа понимается как живой организм, в который органично всторен человек, само понятие закона природы,отличного от законов, которые регулируют социальную жизнь, было здесь чуждо. Власть и господство в техногенной цив-и предпологает владение и присвоение товаров.. Сама преобразующая деятельность расценивается как процесс, обеспечивающий власть человека над предметом, господство над внешними обстоятельствами. которые человек призван подчинить себе.. Характеристика цивилизационных достижений в терминах силы (производительные силы и т.п.) выражала установку на приобретение человеком все новых возможностей, позволяющих расширять горизонт его преобразующей деятельности. С этим связан особый статус научной рациональности в системе ценностей техногенной цивилизации, особая значимость научно - технического взгляда на мир, ибо познание мира является условием для его преобразования. Оно создает уверенность в том, что человек способен, раскрыв законы природы и социальной жизни, регулировать природные и социальные процессы в соответствии со своими целями. Поэтому в новоевропейской культуре и в последующем развитии техногенных обществ категория научности обретает своеобразный символический смысл. Она воспринимается как необходимое условие процветания и прогресса. Ценность научной рациональности и ее активное влияние на другие сферы культуры становится характерным признаком жизни техногенных обществ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.45 (0.011 с.) |