Тема «Нормы письменной речи» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема «Нормы письменной речи»



Цель: формирование орфографической и пунктуационной зоркости (языковой компетенции)

План занятия: 1. Трудные случаи орфографии. 2. Трудные случаи пунктуации.

Терминологический минимум: орфография, пунктуация

Закрепление орфографических и пунктуационных правил. Правописание частиц НЕ и НИ; правописание НЕ с разными частями речи, правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Пунктуация при однородных членах предложения, обособленных членах предложения, знаки препинания в сложносочиненном предложении, сложноподчиненном предложении, бессоюзном сложном предложении.

Практическое занятие № 6

Тема «Коммуникативные качества речи»

Цель: формирование языковой и коммуникативной компетенции, выработка умения редактировать и строить тексты

План занятия: Коммуникативные качества речи как залог успешного общения (богатство, точность, логичность, уместность, выразительность, действенность)

Терминологический минимум: коммуникативные качества речи, точность, логичность, правильность, чистота, выразительность, тропы речи, стилистические фигуры речи

Коммуникативные качества – свойства, способствующие решению задачи общения. Правильность речи как соответствие литературной норме. Точность речи – важнейшее условие успешного общения. Предметная точность – соответствие речи явлениям действительности; понятийная точность – правильный выбор слова в соответствии со значением. Логичность речи и соблюдение законов формальной логики. Чистота речи как соответствие литературной норме и отсутствие нелитературных элементов. Языковые факторы, нарушающие чистоту речи. Богатство и выразительность речи. Уместность языковых средств; её особая роль в отборе языковых единиц в различных ситуациях общения.

Задание 1. Определите, нарушение каких лексических норм привело к искажению логики в следующих предложениях.

Задание 2. Прочитайте текст. Определите, в чем состоит его нелогичность.

Задание 3. Укажите средства художественной выразительности (тропы) в предложениях:

Задание 4. Определите в предложениях стилистические фигуры.

Задание 5. Прочитайте текст, определите, к какому стилю он относится (укажите языковые особенности стиля). Какие речевые ошибки в нём допущены? Отредактируйте текст.

Задание 6. Укажите грамматико-стилистические ошибки в предложениях и отредактируйте их.

Задание 7. Укажите в предложениях тип лексико-стилистической ошибки. Отредактируйте предложения.

Задание 8. а) Познакомьтесь с характеристиками разных видов ораторской речи, данными П. Сопером в книге «Основы искусства речи».

1. Развлекательная речь не содержит иной цели, кроме заключающейся в ней самой. Она сама по себе должны развлечь и потешить слушателя. Можно было бы сказать, что её цель просто поддержать внимание и интерес слушателя, но здесь имеется в виду занимательность – интерес как самоцель. Её часто слышишь на банкете и в иной обстановке, где люди встречаются, чтобы в приятном общении провести время.

2. Задача информационной речи не только побудить любознательность, но и дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением. Информационная речь должна отвечать следующим требованиям: а) в ней не должно быть ничего спорного; б) она должна вызывать пытливость; в) она должна удовлетворять запросы слушателя; г) сообщение должно быть актуально.

3. Агитационную (воодушевляющую) речь можно разбить на три группы: речь, с целью воодушевить, речь с целью убедить, речь с целью вызвать активную реакцию. Большинство речей на политических или спортивных собраниях и выступлений с приветствиями, с оценкой заслуг и в ознаменование событий и явлений, а также беседы по вопросу о значении моральных и общественных ценностей, проповеди, по сути, представляют собой воодушевляющие речи.

4. Убеждающая речь – значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Это чисто логическая задача. На практике эти речи рассматривают как агитационные, в которых любыми методами оратор убеждает соглашаться с ним в спорном вопросе.

5. Призывающая речь содержит необходимые фактические данные, пробуждает психическую восприимчивость, приводит к согласию. Сверх того ей присущ неотъемлемый и характерный только для неё элемент: она должна заставить слушателя почувствовать потребность сделать то, о чём её просит оратор.

б) Проанализируйте схемы оценки агитационной и информационной речи:

I. Схема оценки информационной речи: 1) тема и цель (Интересны? Уместны? Актуальны?); 2) вступление. (Использован ли приём привлечения внимания, не слишком ли длинно?); 3) главная часть (Продуман ли план? Весь ли материал относится к теме? Достаточно ли примеров? Конкретно ли содержание? Достигнута ли цель?); 4) заключение (Ясно? Есть ли обобщение сказанного?); 5) произнесение (Уверен ли говорящий в себе? Правильна ли поза? Жесты? Удачен ли темп речи? Есть ли контакт с аудиторией? Есть ли речевые ошибки?); 6) советы выступающему.

II. Схема оценки агитационной речи: 1) тема и цель (Подходят ли они аудитории?); 2) вступление (Интересно?); 3) главная часть (Интересен ли материал? Правильны ли выводы? Достаточны ли аргументы? Целесообразны ли примеры?); 4) заключение (Ясно? Убедителен ли призыв к действию?); 5) произнесение (Уверен ли говорящий в себе? Правильна ли поза? Жесты? Удачен ли темп речи? Есть ли контакт с аудиторией? Есть ли речевые ошибки?); 6) советы выступающему.

Задание 9. Подготовьте: а) информационную речь (5 мин) на темы: 1) события в нашей стране; 2) События за рубежом; 3) Что делает нас привлекательными; 4) Быть духовным человеком – это…; 5) Семья или карьера?

б) агитационную речь (убеждающую или призывающую к действию) на 5 минут на темы: 1) Не в деньгах счастье; 2) Не будьте равнодушными к чужому горю; 3) Позвоните (напишите) родителям

Задание 10. Определите, какие законы логики нарушены в текстах. Отредактируйте тексты.

Задание 11. Найдите ошибки, связанные с нарушением коммуникативных качеств речи, отредактируйте предложения.

Практическое занятие № 7

Тема «Деловые бумаги: языковое оформление и редактирование»

Цель: формирование языковой и коммуникативной компетенции

План занятия: 1. Особенности официально-делового стиля речи. 2. Основные типы документов и их оформление: жанры официально-делового стиля (административно-канцелярский стиль: личное заявление, доверенность, справка, деловое письмо); оформление деловой документации.

Терминологический минимум: заявление (ходатайство), доверенность, резюме, деловое письмо.

Некоторые особенности языка деловых бумаг и документов. Служебные документы: типология, образцы, языковое оформление. Составление текста заявления, доверенности. Резюме. Редактирование и устранение типичных ошибок в языке бумаг.

Задание 1. Познакомьтесь с краткой характеристикой личных документов.

1) Заявление (ходатайство) – документ, содержащий просьбу, предложение или жалобу какого-либо лица, адресованный организации или должностному лицу учреждения.

Расположение частей заявления (личное заявление пишется от руки):

1) наименование пишется вверху с отступом в треть строки: наименование адресата (фамилия и инициалы) указывается в дательном падеже (если наименование организации – в винительном падеже), наименование заявителя (фамилия и инициалы) – в родительном падеже (пишется под адресатом, с предлогом от или без него; в случае необходимости указываются должность заявителя и его адресные данные);

2) заголовочная часть располагается в середине листа (слово заявление пишется со строчной буквы и после него ставится точка при отсутствии предлога от; с заглавной буквы и после него точка отсутствует, если есть предлог от);

3) текст заявления пишется с красной строки (вначале излагается просьба, а затем – аргументация). Просьба выражается с помощью речевых формул: прошу + инфинитив (ср.: прошу разрешить, прошу предоставить и т.п.) / прошу Вашего разрешения (согласия) + отглагольное существительное в винительном падеже (на что?) (ср.: прошу Вашего разрешения на зачисление). Аргументация вводится с помощью следующих конструкций: ввиду того что…; в связи с тем, что…; на основании того, что…; так как…; учитывая (что?);

4) опись прилагаемых документов;

5) подпись заявителя (внизу справа), дата подачи заявления (ниже подписи и слева листа, число и год пишутся цифрами, а месяц словами).

Например:

Декану…факультета БГУ

профессору Никитину Б.И.

аспиранта кафедры прикладной математики

Соколова В.И.

заявление.

Прошу командировать меня в Москву на Всесоюзную научно-практическую конференцию сроком на 5 дней.

(подпись)

27 апреля 2010 г.

Образец 2

Декану…факультета БГУ

профессору Никитину Б.И.

от аспиранта кафедры прикладной математики

Соколова В.И.

Заявление

Прошу командировать меня в Москву на Всесоюзную научно-практическую конференцию сроком на 5 дней.

(подпись)

27 апреля 2011г.

Образец 3

В отдел фотокопий

Национальной библиотеки РБ

Соколова В.И.,

проживающего по адресу:

450000, г. Уфа, ул. Коммунистическая, д.6, кв. 7,

заявление.

Прошу сделать фотокопию книги (автор, название, год издания), необходимую для научной работы.

(подпись)

(дата)

2) Доверенность – документ, с помощью которого лицо предоставляет право другому лицу полномочия осуществить за него какое-либо действие.

Структура доверенности:

1) наименование документа пишется в центре строки с заглавной буквы (точка не ставится);

2) текст начинается с красной строки (со слова Я, …;);

3) в доверенности указываются фамилия, имя и отчество доверителя, его адресные и паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан) (в И.п.) и фамилия, имя и отчество доверенного лица, его адресные и паспортные данные (в Д.п.);

4) дата слева (прописывается цифрами), подпись справа (на одной строке);

5) под датой и подписью необходимо предусмотреть место, чтобы заверить документ (доверенность считается действительной с момента заверения).

Например:

Доверенность

Я, Мартынов Александр Иванович, проживающий по адресу г. Уфа, ул. Гоголя, д. 65, кв. 17 (паспортные данные), доверяю Короленко Светлане Сергеевне, проживающей по адресу г. Уфа, ул. Кировоградская, д.8 (паспортные данные), получить ценную посылку.

27. 02. 10 г. (подпись)

Подпись Мартынова А.И. удостоверяется

(дата) (подпись)

3) Резюме – вид деловой бумаги, в которой кратко излагаются необходимые для нанимателя сведения о том, кто претендует на ту или иную вакантную должность. Международный стандарт предписывает набрать текст на компьютере (если резюме направляется в иностранную фирму, то оно должно быть составлено на соответствующем иностранном языке).

Структура резюме:

1) персональные данные соискателя (фамилия, имя, отчество, дата, место рождения, семейное положение, гражданство);

2) адреса и телефоны соискателя с указанием времени для контакта;

3) наименование вакансии, на которую претендует автор резюме;

4) перечень мест работы (учёбы) в хронологическом порядке, с указанием полного наименования организаций, времени пребывания в них, наименование занимаемой должности (в случае учёбы наименования учебной специальности);

5) дополнительные сведения (опыт внештатной работы, общественная деятельность, профессиональная переподготовка);

6) прочие сведения (сопутствующие знания и навыки);

7) интересы, имеющие отношение е предполагаемой профессиональной деятельности соискателя;

8) рекомендации (сведения о рекомендациях);

9) дата написания.

Например:

Антонова Мария Павловна,

Род. В г. Уфа

30 августа 1978 г.

Домашний адрес Адрес университета

Домашний телефон Рабочий телефон /факс

E-mail address

Позиция: гид-переводчик

Сведения об образовании и имеющемся опыте работы:

Дополнительные сведения:

Прочие сведения:

Интересы:

Иная вспомогательная информация:

Сведения о рекомендациях (если есть).

«29» марта 2007 г. (Фамилия и инициалы)

Задание 2. Отредактируйте текст заявления.

Задание 3. Напишите заявление: а) с просьбой перевести на другой факультет; б) с просьбой разрешить академический отпуск; в) с просьбой принять на работу.

Задание 4. а)Исправьте ошибки в оформлении доверенности. Отредактируйте текст. б) Напишите доверенность на получение стипендии, соблюдая все правила оформления реквизитов.

Задание 5. Напишите резюме, предполагая, что вы претендуете на должность менеджера по продажам /или экономиста торгового предприятия / или бухгалтера / или механика холодильного оборудования.

Задание 6. Ознакомьтесь с типологией деловых писем.

1). Сопроводительное письмо информирует адресата о направлении документов, прилагаемых к письму. При составлении текста используются следующие стандартные языковые модели: Направляем Вам…, Высылаем…, Посылаем...

Образец:

Башкирский государственный университет

(адресные данные адресата речи – получателя)

Уфимская государственная Индекс Дата

академия экономики и сервиса

Кафедра специальной языковой подготовки

Направляем Вам на рецензирование рукопись «Учебной программы курса «Русский язык и культура речи» для студентов негуманитарного профиля очного и заочного отделений. Отзыв просим прислать до _________ 200_г.

Приложение: на 35 л. в 1 экз.

Зав. кафедрой Подпись

2). Письмо-приглашение - письменное приглашение принять участие в мероприятии. В нём раскрывается характер проводимого мероприятия, указываются сроки проведения и условия участия в нём. Содержательные аспекты приглашения реализуются с помощью устойчивых речевых клише: Приглашаем представителя Вашего …посетить…, Просим принять участие…в обсуждении проблемы… Рекомендуемые формулы обращений: Уважаемый господин…!, Уважаемые господа!, Уважаемый Ф.И.О.!, Уважаемые коллеги!

Образец:

Уфимское агрегатное производственное объединение

(адресные данные адресата речи – получателя)

Учебно-методический центр г. Уфы Индекс Дата

Уважаемы господа (=коллеги)!

Учебно-методический центр г. Уфы 25 июня проводит семинар «Организация документационного обеспечения управления». В семинаре примут участие ведущие специалисты России. Просим принять участие в обсуждении проблемы. Начало работы семинара в 10 часов по адресу:_____________.

Директор учебно-методического центра Подпись

3). Гарантийное письмо обеспечивает исполнение изложенных в нём обязательств. В нём используются следующие речевые клише: Оплату гарантируем…, Качество изделий гарантируем…, Сроки выполнения гарантируем…

Образец:

Наименование адресата

Администрация Уфимской государственной академии экономики и сервиса просит Вас оказать помощь в оборудовании лингвофонного кабинета.

Оплата гарантируется со счёта №… в … Сбербанке России.

Ректор Подпись

4). Письмо-запрос содержит обращение, просьбу получателя к поставщику. При составлении запроса используются следующие стандартные языковые модели: В ответ на Ваше письмо от (на Ваш запрос, на Вашу просьбу) направляем… направляем (высылаем, посылаем, препровождаем), Ссылаясь на Ваше письмо от (на Ваш запрос, на нашу договорённость…) направляем (высылаем, посылаем, препровождаем)… Просим выслать (направить) нам предложение…, Будем весьма признательны, если Вы сообщите нам о…,Обращаемся к Вам с просьбой выслать нам предложение, Согласно Вашей просьбе…, В соответствии с дополнительным протоколом (с нашей договоренностью) и др.

Образец:

Наименование адресата

Касательно: рецензии на рукопись

Настоящим просим выслать рецензию на рукопись докторской диссертации Кочубей О.В.

С уважением

Адресант Подпись

5). Письмо-ответ формулируется в зависимости от характера инициативных писем или запросов. В случае отказа уместно использовать следующие речевые формулы: К сожалению, мы не можем ответить на Ваш запрос положительно и выслать Вам…, Мы просим Вас отклонить этот вопрос до…

Если адресат может сразу выполнить просьбу, он отправляет письмо-предложение (оферту) – заявление поставщика о желании заключить сделку. При составлении предложения используются стандартные модели: В ответ на Вас запрос от… мы предлагаем Вам…, Мы можем предложить Вам…, Мы можем рекомендовать Вам…

Если получатель не согласен на условия предложения, он отклоняет предложение - ответ на предложение.

Образец:

Наименование адресата

Высылаем Вам рецензия на рукопись докторской диссертации Кочубей О.В.

Адресант Подпись

6). Письмо-претензия (рекламация) – выражение претензий, нарушившей принятые на себя обязательства. Рекламация содержит: а) основания для предъявления претензии, б) ссылки на нормативные акты или акты экспертиза (приёмки), в) конкретные требования стороны, предъявляющей претензию. При составлении рекламации можно использовать такие речевые модели, как К сожалению, мы должны поставить Вас в известность, что…, Мы официально заявляем Вам рекламацию на….

В ответе на рекламацию сообщают, что претензия принята /отклонена полностью или частично. Стандартные речевые модели на рекламацию: Приносим свои извинения за…, Ваша претензия признана необоснованной…

Задание 7. Напишите деловое письмо-приглашение и письмо-извещение.

Задание 8. Определите вид приведённых ниже деловых писем (запрос /ответ на запрос; оферта /ответ на предложение; рекламация /ответ на рекламацию). Укажите характерные для них признаки.

Задание 9. Отредактируйте фрагменты заявлений, используя языковые конструкции. (Используйте справочный материал таблицы «Типичные языковые конструкции заявления»)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.33.175 (0.056 с.)