Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слова и короткие предложения

Поиск

Переход от слоговых упражнений к слитному произне­сению слов и коротких предложений осуществляется на следующем речевом материале

 

Счет от 1 до 10.

Дети стоят по кругу. Левая рука лежит на области диаф­рагмы, правая — на уровне груди. Каждый ряд слов произ­носится на одном выдохе и сопровождается дирижировани­ем, т. е. движение руки в такт проговариванию: 1, 2, 3; 1, 2, 3, 4; 1, 2, 3,4, 5... и т. д.

* * *

Перечисление дней недели.

И. п. такое же, как при счете. Каждую строчку говорить на одном выдохе:

понедельник

понедельник, вторник

понедельник, вторник, среда

понедельник, вторник, среда, четверг... и т. д.

* * *

Перечисление названий месяцев.

12 месяцев.

В году 12 месяцев.

Январь, февраль.

Январь, февраль, март... и т. д.

 

* * *

Перечисление времен года.

Четыре времени года.

В году 4 времени года.

В году 4 времени года: зима, весна... и т. д.

 

Каждое из этих упражнений начинается с И. п., описанно­го выше. Воспроизведение речевого материла, примером ко­торого является счет, называние дней недели и т. п., сопро­вождается интонацией перечисления.

Вопросительные предложения сопровождаются соответ­ствующей интонацией и движением, обозначающим вопрос (см. рис. 78, 79).

Ответы на вопросы произносятся на одном выдохе.

 

Какой день недели?

Какой сегодня день недели? Сегодня...

Какой завтра день недели? Завтра...

Какой день недели был вчера? Вчера...

 

Дети стоят по кругу.

1. Учитель задает вопросы. Дети отвечают, контролируя свое дыхание (рука лежит на диафрагме).

2. Дети задают вопросы друг другу (по кругу), выполняя движение, обозначающее вопрос. Ответ проговаривается синхронно с учителем.

3. Дети встают парами и задают вопросы друг другу.

* * *

Зимние месяцы — декабрь, январь, февраль.

 

Какой первый месяц зимы? Первый месяц зимы — декабрь.

Какой второй месяц зимы? Второй...

Какой третий месяц зимы? Третий...

 

Первое предложение произносится синхронно с учите­лем. Далее работа продолжается так, как и в упражнении, описанном выше. Аналогично проводится работа на речевом материале о других временах года.

* * *

В последующих упражнениях на слитное произнесение речевого материала во фразе все большее внимание уделя­ется элементам логического ударения.

КАКАЯ погода? Сегодня ПАСМУРНО.

Какая СЕГОДНЯ погода? СЕГОДНЯ солнечная погода

Сегодня СОЛНЕЧНАЯ погода.

* * *

ГДЕ наша столовая? КОГДА будут каникулы?

Столовая ВНИЗУ на первом этаже. Каникулы будут ЗИМОЙ (или весной).

 

Дети стоят по кругу. Каждое предложение проговарива­ется слитно на одном выдохе. Слова, важные по смыслу, выделяются соответствующей интонацией. Последователь­ность работы указана выше (пункты 1,2, 3).

ТЕКСТЫ И СТИХОТВОРЕНИЯ

 

Пришла зима.

Падает снег.

Тихо падает снег.

Тихо падает белый снег.

Тихо падает белый пушистый снег.

Дети стоят по кругу.

1. Каждое предложение проговаривается на одном выдо­хе в сопровождении плавных, переходящих одно в другое движений:

пришла зима — Одной рукой сделать призывный жест, затем сразу же перейти на движение как на звук з.

падает снег — Плавное движение рукой вниз.

тихо падает снег — На слове тихо поднести указатель­ный палец ко рту и плавным движением отвести руку вниз.

тихо падает белый снег — Повторить движение на слово тихо, затем расслабленно наклониться вперед.

тихо падает белый пушистый снег — На три первых сло­ва повторить движение, описанное выше, затем выпрямить туловище, руки согнуть на уровне груди, плавным мягким движением слегка опустить кисти рук вниз, а затем немного поднять вверх.

2. Проговаривание текста, убрав руки за спину.

* * *

Дождик, дождик,

Что ты льешь?

Погулять нам не даешь!

— Я водою дождевою

Землю мою, мою, мою.

С.Погорельский

Дети стоят по кругу.

1. Чтение стихотворения с движениями:

дождик, дождик — Руки согнуть на уровне груди, переби­рая пальцами, попеременно опускать вниз то правую, то ле­вую руку, имитируя дождь.

что ты льешь? — Руки согнуты на уровне груди, локти чуть подняты в стороны, кисти рук делают вращательные движения снизу вверх в стороны (что), указательное дви­жение правой рукой (ты) и слегка развести руки в стороны (льешь).

погулять нам — Правой рукой сделать широкий жест слева направо на уровне груди, как бы показывая на всех ребят, оба слова произносятся на одном движении.

не даешь! — Отрицательный жест правой рукой на уров­не груди и покачивание головой.

я водою дождевою — Указательное движение на себя (я) переходит в давящее движение руками вперед (водою), ко­торое, в свою очередь, переходит в следующее движение, имитирующее дождь (дождевою).

землю мою, мою, мою — Небольшое движение на звук е (землю), а затем на каждое слово мою плавно покачивать корпусом и руками вправо-влево-вправо.

2. Проговаривание стихотворения без движений.

* * *

Скажу я слово:

— Высоко.

А ты ответишь:

— Низко.
Скажу я слово:

— Далеко.

А ты. ответишь:

— Близко.

А. Чиарди

Дети стоят по кругу.

1. Чтение стихотворения с движениями:

скажу — Пальцы рук поднести ко рту, потом слегка давя­щим движением опустить руки вниз.

я — Указать на себя.

слово — Кисти рук делают небольшой поворот снизу вверх.

высоко — Указательный жест правой рукой вверх.

а ты ответишь — Указать правой рукой на кого-нибудь из учеников (произносится на каждом движении).

низко — Естественный жест, правую руку слегка опус­тить вниз, почти к полу.

далеко — Правой рукой указать вдаль.

близко — Правая рука к себе (показывает близость рас­стояния).

2. Проговаривание стихотворения без движений.

 

* * *

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

А. Плещеев

Дети стоят по кругу.

1. Чтение стихотворения с движениями:

осень — Руки согнуты на уровне груди, небольшой всплеск руками вверх в стороны, затем опустить руки вниз.

наступила — Кисти рук повернуть к себе снизу вверх.

высохли — Тыльные стороны ладоней поднести ко рту и резким движением выдвинуть руки ото рта вперед.

цветы — Руки согнуть на уровне груди, пальцы собрать в щепотку, раскрыть пальцы, как лепестки цветов, припод­няв немного руки вверх.

и глядят — Немного приподнять указательный палец правой руки вверх (и), затем пальцы рук поднять к глазам и плавно отвести вперед (глядят).

уныло — Давящим движением опустить руки вниз.

голые — Согнутые руки поднять до уровня груди, плав­но повести руками вправо в стороны.

кусты — Из плавного движение переходит в резкое ука­зательное.

2. Проговаривание стихотворения без движений.

* * *

Шу да шу

Не маши.

Шу да шу

Не шурши.

Шу да шу

Скоро ночь.

Улетай-ка прочь!

С.Сапгир

Дети стоят по кругу.

1. Проговаривание стихотворения с движениями:

шу да шу — Руки поднять вверх, плавный наклон тулови­ща и рук вправо (шу), руки плавным движением опустить вниз (да), затем руки поднять, плавный наклон туловища вниз (шу).

не маши, не шурши — Отрицательный жест правой рукой на уровне груди и качание головой.

скоро ночь — Ладони рук поднести ко рту, слегка давя­щим движением вытягивать руки немного вперед (скоро), затем движение на звук ч (ночь).

улетай-ка прочь! — Взмах руками, как крыльями, перехо­дит в резкий указательный жест правой рукой в сторону.

2. Проговаривание стихотворения без движений.

* * *

Девочке на руку

Бабочка села.

Девочка бабочку поймать

Не успела.

Дети стоят по кругу.

1. Проговаривание текста с движениями:
девочке — Указать правой рукой на девочку.
на руку — Указать правой рукой на левую.

бабочка села — Взмах руками, как крыльями (бабочка), переходит в другое движение: с легким приседанием плавно опустить руки вниз (села) (рис. 51).

девочка бабочку — Указать на девочку, а потом взмах­нуть руками, как крыльями.

поймать — Резко наклониться вперед и двумя руками сделать хватательное движение.

не успела — Руки слегка развести в стороны, на лице растерянность, отрицательный жест головой.

2. Проговаривание текста без движений.

РАБОТА НАД ГОЛОСОМ

Главным требованием к навыкам пользования голосом в речи является соблюдение его нормальной силы и высоты без грубых отклонений от нормального тембра.

Работа по формированию и коррекции голоса предполагает создание навыков пользоваться голосом нормальной силы, изменять силу голоса в зависимости от обстановки. Это имеет особое значение при формировании навыка выделять словесное и логическое ударение (рис. 52).

 

Очень важно научить слабослышащих школьников гово­рить громко, но не крикливо. В связи с этим упражнения на развитие силы голоса направлены на изменение силы голоса от громкого до тихого и от громкого до среднего, затем до тихого, и наоборот; усиление и ослабление голоса при уве­личении длительности звучания; усиление голоса в связи со словесным и логическим ударением.

Работа по формированию и коррекции голоса у слабослышащих предполагает создание умения пользоваться голосом нормальной высоты (наиболее грубым отклонением от нормы является фальцет и избирательное повышение голоса на некоторых звуках). От этого зависит мелодика речи. Особое значение имеет навык управлять движением голоса вверх-вниз для интонации. Упражнения направлены на формирование умения повышать и понижать голос в пределах одного гласного, слова, синтагмы, фразы (рис 53).

Очень важно в упражнениях, направленных на развитие голоса, следить за тем, чтобы не было резких отклонений от нормального тембра. Наиболее распространенным и грубым дефектом является открытая гнусавость.

Повышение и понижение голоса, изменение его силы хо­рошо контролируются слухом. Постоянное использование слухового восприятия при помощи звукоусиливающей ап­паратуры дает возможность развить у слабослышащих под­вижность голосового аппарата. Голосовые упражнения выполняются в сочетании с движениями и всегда проводятся по подражанию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 998; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.159.197 (0.011 с.)