Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вооруженные силы государстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В результате проведения военной реформы была усилена регулярная армия, формировавшаяся на основе регулярных рекрутских наборов. Реорганизация армии началась в 1698 г., когда стали распускаться стрелецкие и создаваться регулярные полки. Была оформлена рекрутская система, в соответствии с которой солдатский состав полевой армии и гарнизонных войск стал набираться из податных сословий, а офицерский корпус – из дворян. Указ от 1705 г. завершил складывание «рекрутчины». В итоге с 1699 г. по 1725 г. было проведено 53 набора в армию и на флот (23 основных и 30 дополнительных). Они дали более 284 тыс. чел., призванных на пожизненную воинскую службу. К 1708 г. армия была доведена до 52 полков. Новая табель 1720 г. определила в составе армии 51 пехотный и 33 конных полка, что к концу правления Петра поставило 130-тысячную армию из 3 родов войск – пехоты, кавалерии и артиллерии. Кроме того, ок. 70 тыс. находилось в гарнизонных войсках, 6 тыс. в ландмилиции (ополчении) и свыше 105 тыс. в казачьих и иных иррегулярных частях. С 30-х гг. появляется тяжелая кавалерия (кирасиры), которая наносила в бою решающий удар по врагу. Кирасиры вооружались длинными палашами и карабинами, имели защитное снаряжение – металлические кирасы (латы) и каски. Заметную роль играла легкая конница – гусары и уланы. Для обучения солдат и офицеров были подготовлены многочисленные наставления: «Упреждение в бою», «Для военной битвы правила», был издан «Устав воинский» (1698 г.), обобщивший 15-летний опыт непрерывной вооруженной борьбы. Для обучения офицеров в 1698-1699 гг. была основана бомбардирская школа при Преображенском полку, а в начале нового столетия созданы математическая, навигацкая (морская), артиллерийская, инженерная, иностранных языков и хирургическая школы. В 20-х гг. для подготовки унтер-офицеров действовало 50 гарнизонных школ. Для обучения воинскому делу практиковалась стажировка дворян за границей. Одновременно правительство отказалось от найма иностранных военных специалистов. Шло активное строительство военно-морского флота. Флот строился и на юге, и на севере страны. В 1708 г. был спущен первый 28 – пушечный фрегат на Балтике, а через 20 лет российский флот на Балтийском море был самым мощным: 32 линейных корабля (от 50-ти до 96-ти пушечных), 16 фрегатов, 8 шняф, 85 галер и другие мелкие суда. Набор во флот осуществлялся из рекрутов (с 1705 г.). Для обучения морскому делу составлялись инструкции: «Артикул корабельный», «Инструкция и артикул, военные Российскому Флоту», «Устав морской» и, наконец, «Регламент адмиралтейский» (1722 г.). В 1715 г. в Петербурге была открыта Морская академия, готовившая морских офицеров. В 1716 году началась подготовка офицерских кадров через гардемаринскую роту. В 1762 г. был организован Генеральный штаб. В армии создаются постоянные соединения: дивизии и корпуса, которые включали в свой состав все рода войск, и могли самостоятельно решать различные тактические задачи. Главным родом войск была пехота. Она делилась на линейную, которая действовала в колоннах и наносила противнику штыковой удар, легкую – егерскую. Егеря использовались для охвата и обхода противника и прикрытия своих флангов, вооружались нарезными ружьями, кинжалами и ножами. Они сражались в рассыпном строю, вели прицельный огонь. Во 2-ой пол. XVIII в. на вооружение войск поступали более совершенные гладкоствольные ударно-кремневые и нарезные («винтовальные») ружья, которыми вооружались егеря. Создаются новые артиллерийские системы, гаубичные орудия – единороги. Увеличилась численность и удельный вес в войсках кавалерии. Соотношение пехоты и конницы было примерно таким: один кавполк на два пехотных. Основную массу кавалерии составляли драгуны. В кон. столетия Балтийский флот имел 320 парусных и гребных судов различных классов, а Черноморский насчитывал 114 боевых кораблей. Военная реформа 1874 г. была призвана сократить численность армии и вместе с тем поднять ее боеспособность. 1 января 1874 г. была установлена всеобщая воинская повинность. К службе привлекались все мужчины, достигшие возраста 21 года, к какому сословию они бы ни принадлежали. По жребию из призывников отбирали необходимое количество (ок. 20 %), остальных зачисляли в ополчение (на случай войны). Был определен срок службы – 6 лет и после этого 9 лет в запасе (флот 7 лет и 3 года). Освобождались от воинской службы служители религиозного культа, врачи, учителя, представители народов Средней Азии и Казахстана, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Предоставлялись льготы призывникам, имеющим образование: высшее – 6 месяцев, гимназии – 1,5 года, городские училища – 3 года, начальные школы – 4 года. Это позволило сократить численность кадровой армии в мирное время. Система высшего военного образования не подвергалась серьезным изменениям. Частично были изменены учебные планы и программы в сторону придания военному обучению более практического характера. Были открыты две новые академии Военно-юридическая и Морская (к концу века имелось всего 6 академий. Количество слушателей в них – 850). Реорганизации подверглась средняя военная школа. Вместо детских корпусов были созданы военные гимназии, которые давали общее среднее образование и готовили к поступлению в военные училища и прогимназии с 4-х летним сроком обучения для подготовки к поступлению в юнкерские училища. Срок обучения в военных училищах был определен в 3 года. Училища готовили офицеров для пехоты и кавалерии, давали знания, необходимые для командования полком. Юнкерские училища предназначались для подготовки офицеров из лиц, не имевших общего среднего образования, из армейских низших чинов, вышедших из дворянских и обер-офицерских семей. Для подготовки технических специалистов создавались специальные школы. В военно-учебные заведения был приоткрыт доступ представителям других сословий, но дворяне в них составляли 75 % учащихся. В 1882 г. военные гимназии ликвидируются и восстанавливаются Кадетские корпуса, как закрытые дворянские учебные заведения. Вооруженные силы страны делились на постоянные войска (кадровая армия, запас, казачьи полки, «инородческие» части) и ополчение, куда зачислялись, освобожденные от военной службы и отслужившие положенный срок. Создается Центральнее управление – Военное министерство, куда входили Военный Совет, Канцелярия, Главный штаб. Главное управление: интендантское, артиллерийское, инженерное, медицинское, судебное, учебных заведений и казачьих войск. Территория России делилась на 15 военных округов, в которых предусматривался: Командующий, Военный Совет, штаб, управления. Это обеспечило оперативное управление войсками, быстрое развертывание армии. В 1891 г. на вооружение в армии принимается имевшая высокие боевые качества 5-ти зарядная магазинная (7,62 мм) винтовка С.И. Мосина. Артиллерия вооружается стальными нарезными орудиями, заряжающимися с казенной части. Изобретатель В.С. Бараневский создает 76 мм скорострельную полевую пушку. Осуществляется переход к броненосному флоту. Военные реформы 60-70-х гг. имели прогрессивное значение, они повысили боеспособность русской армии, что подтвердила русско-турецкая война, в которой Россия одержала победу. Образование и культура При Петре I развивается светское образование и культура. Появились инженерные, медицинские, горные, штурманские, военные, ремесленные школы, школы начального обучения. В 1724 г. была создана Академия наук (рис. 70). Важнейшей ее задачей стала подготовка отечественных научных кадров. Развернуто издание светских книг, прежде всего учебных: Арифметика, Букварь, Грамматика Славянская, славяно-греко-латинский Лексикон (словарь). Печатались книги по военным, Морским делам, по юриспруденции и истории, художественные произведения. Была проведена реформа кириллицы, в результате осуществился переход с церковнославянского на новый гражданский шрифт. Создавалась светская культура, свободная от церковной регламентации. Разрешался выезд за границу для получения образования. Приказом Петра I вводились европейские обычаи, европейская мода. Однако прививалось всё это очень трудно. Просвещение и культура светского характера во времена Петра I охватывали очень узкий круг людей – 0,5% населения. При Екатерине II стала создаваться система закрытых сословных учебных заведений (рис. 71), а также система общеобразовательной школы: в уездных городах учреждались двухлетние малые народные училища, в губернских – четырехлетние главные народные училища. Общественные движения В XIX в. в России обостряется общественно-политическая борьба. После 1815 г. происходит зарождение движения декабристов, что было связано с внутренними процессами, происходившими в России в это время. Основными причинами возникновения революционной идеологии и тайных революционных организаций явилось понимание того, что сохранение самодержавия и крепостничества гибельно для дальнейшего развития России, невозможна эффективная общественная деятельность на благо страны, не вызывала удовлетворения аракчеевская реакция. Идеология европейских революционеров и декабристов, их стратегия и тактика во многом совпадали. Выступление декабристов в 1825 г. стоит в одном ряду с европейскими революционными процессами. Характер их движения можно определить как буржуазный. В общественном движении России существовала своя специфика. В стране фактически не было буржуазии, способной бороться за осуществление демократических преобразований. Народ был необразован, в большинстве своем сохранял монархические иллюзии. Его политическая инертность накладывала отпечаток на всю политическую историю России до кон. XIX в. Революционная идеология, требование более глубокой модернизации страны в нач. XIX в. было принадлежностью исключительно передовой части дворянства, которая по существу выступала против интересов своего класса. Круг революционеров был крайне ограничен: в основном, представители высшего дворянства и офицерского корпуса. Оторванные от всех классов и сословий России, они вынуждены были придерживаться узко заговорщицкой тактики, что обусловило слабость дворянских революционеров и их поражение. Первой политической организацией в России считается «Союз спасения», возникший в 1816 г. В нем впервые появились революционная программа и устав, получившие общее название «Статут». Численность общества не превышала 30 чел., что делало недостижимой поставленную цель: принудить нового царя при смене императоров дать России конституцию. В январе 1818 г. был создан «Союз благоденствия», насчитывавший около 200 чел. Вскоре после роспуска «Союза» в 1821 г. создаются новые декабристские организации – Северное и Южное общества. Оба общества собирались действовать совместно. Это были довольно крупные революционные политические организации. Их руководители создали несколько хорошо теоретически разработанных проектов будущего устройства России. Основными документами декабристов стали «Конституция» Н.М. Муравьева (1795–1843) и «Русская Правда» П.И. Пестеля (1793–1826). «Конституция» отражала взгляды умеренной части революционеров, «Русская Правда» – радикальной. После смерти Александра I в ноябре 1825 г. руководители Северного общества, решив воспользоваться ситуацией междуцарствия, разработали план восстания в Петербурге. Оно было назначено на 14 декабря – день принятия Сенатом присяги Николаю (1796 - 1855). Но декабристы избрали бессмысленную тактику выжидания, что и привело их к поражению. Несмотря на поражение, движение декабристов и их выступление были значительными явлениями истории России. Впервые была совершена попытка изменить социальную и политическую систему, разработаны программы революционного преобразования и планы будущего устройства страны. Идеи и деятельность декабристов оказали существенное влияние на весь дальнейший ход русской истории. Сер. 20-х гг. XIX в. явилась гранью в истории русского общественного движения, в котором выделились 3 основных направления: консервативное, либеральное и революционное. Консервативное (охранительное) направление стремилось сохранить существующий строй и его «незыблемые основы» – самодержавие и крепостное право. «Теория, официальной народности», выдвинутая С.С. Уваровым (1786–1855), противопоставляла правительственную идеологию идеям и программам декабристов. Представители либерального направления проповедовали необходимость умеренных преобразований эволюционным путем, т.е. путем реформ и просвещения. Отвергая революцию, либералы боролись за углубление реформ, расширение прав местного самоуправления, соблюдение законности, созыв общероссийского представительства. Видными теоретиками либерализма были ученые-правоведы К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин. С либеральными требованиями в России выступала в основном не буржуазия, а депутаты дворянских собраний и земств, представители высшей школы, адвокатуры и печати. При всех различиях взглядов консерваторов и либералов оба направления объединяло одно: решительное неприятие революции. Целью революционного направления в общественном движении был качественный скачок, насильственное преобразование основ общественного устройства. Социальной базой революционного движения являлась разночинская интеллигенция (выходцы из обедневшего дворянства, духовенства, мещанства), численность и общественная роль которой значительно выросли в результате реформ 1860 – 1870-х гг. Основы «русского социализма» были разработаны А.И. Герценом. Опорой нового общественного строя должна была стать крестьянская община. Леворадикальные деятели: А.И. Герцен (1812–1870), В.Г. Белинский (1811–1848), Н.П. Огарев (1813–1877) склонялись к революционным методам борьбы. Подобные взгляды имели члены кружка В.М. Буташевича-Петрашевского (1821–1866) и Кирилло-Мефодиевского общества. В своем развитии революционное движение 2-ой пол. XIX в. прошло ряд этапов. 1860-е гг. отмечены деятельностью разрозненных интеллигентских кружков (наиболее крупная группа – «Земля и воля»), пытавшихся вести революционную пропаганду и в отдельных случаях прибегавших к политическому террору (рис. 72). На рубеже 1860–1870-х гг. складывается идеология народничества, в которой выделяются «бунтарское» (М.А. Бакунин), «пропагандистское» (П.Л. Лавров) и «заговорщическое» (П.Н. Ткачев) направления. Потерпев неудачу во время «хождения в народ», революционное народничество переходит к террору (группа «Народная воля») и к сер. 1880-х гг. гибнет под ударами полиции. Традиционную тактику пропаганды пыталась продолжить группа «Черный передел», также разгромленная полицией. В 1880-е – нач. 90-х гг. в народничестве доминирует либеральное крыло, стремившееся воплотить в жизнь социалистические идеалы мирным путем. В те же годы в России началось распространение марксизма (группа «Освобождение труда»), рассматривавшего промышленный пролетариат в качестве главной силы социалистической революции. Особую позицию в общественном движении занимали консерваторы (журналисты М.Н. Катков и В.П. Мещерский, публицист К.Н. Леонтьев, ученый-правовед и государственный деятель К.П. Победоносцев), выступавшие и против революционеров и против либералов. По мысли консерваторов, начала всесословности и политической демократии ослабляли государственную власть и подрывали общественную стабильность в России. К консерваторам нередко примыкали сторонники самобытного развития России – поздние славянофилы (Ю.Ф. Самарин, И.С. Аксаков) и почвенники (Ф.М. Достоевский, Н.Н. Страхов).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.13 (0.008 с.) |