Политическое развитие страны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическое развитие страны



Важным направлением преобразовательной деятельности Петра I стало реформирование органов власти, управления, армии (рис. 49). Целью комплекса реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма (рис. 50). С 1708 г. началась перестройка системы органов управления, в результате которой вся полнота власти законодательной, исполнительной и судебной сосредоточилась в руках Петра, получившего в 1721 г. титул императора (рис. 51). Сенат (рис. 52), созданный в 1711 г., обладал функциями исполнительной и судебной власти, ему подчинялись коллегии, каждая из которых ведала определенной сферой управления. Проведенная Петром I административно–территориальная реформа позволила централизировать власть на местах (рис. 53). В ходе преобразований в государственном управлении русское дворянство становилось сословием слуг самодержавия, привилегии которого зависели от характера и уровня службы.

Сердцевиной внутренней политики в эпоху дворцовых переворотов стали мероприятия, расширившие и укрепившие привилегии дворянства, причем нередко за счет ревизии петровских преобразований. Ослабление России, бюрократизация государственного аппарата, снижение боеспособности армии и флота, фаворитизм оказались характерными чертами этого времени (рис. 54). Елизаветой Петровной был восстановлен Сенат, как высший государственный орган, а кабинет министров превращался в личную канцелярию императрицы. В 1744 г. она отменила смертную казнь в России. ПетрIII провел секуляризацию церковных земель, которые подпадали теперь под управление Коллегии экономии, прекратил преследование староверов по религиозным мотивам, положил конец войне России и Пруссии, попытался вывести из Петербурга гвардию, лишив ее возможности влиять на политическую жизнь страны.

Абсолютистский режим Екатерины II укреплялся путем реорганизации органов государственного управления. Попытки создать систему противовеса власти императрицы в лице Сената потерпели неудачу. Реформа Сената свелась к его разделению на 6 департаментов, что ослабляло его значение в политической жизни государства. Укреплению власти монарха и его представителей на местах – наместников способствовала губернская реформа (1775 г.). Наделив наместников широкими полномочиями, она соглашается на введение выборных судов, отделение их от администрации, вводит трехъярусную систему судебно-сословных учреждений, создает Приказ общественного призрения.

Самодержавная власть Павла I (1796 – 1801 г.) граничила с деспотизмом, что проявлялось в максимальной централизации государственного аппарата, предельном усилении личной власти монарха. Управление государством сосредоточилось в Собственной его императорского величества канцелярии (рис. 55).

Политического рывка России в 60–90 гг. XVIII в. хватило лишь на то, чтобы страна относительно благополучно миновала грань XVIII – XIX вв. Дальнейшее существование России вело к отставанию от стран Европы. В нач. XIX в. не были решены две актуальные проблемы: крепостного права, ставшего тормозом на пути экономического развития, и российского абсолютизма, существование которого препятствовало установлению гражданского мира в стране.

Результатом деятельности Александра I явились частные преобразования, слегка подновившие фасад Российской империи. В результате замены коллегий министерствами завершился процесс разграничения функций органов власти. Эта мера привела к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. Наиболее крупной мерой в попытке решить крестьянский вопрос был указ 1803 г. о вольных хлебопашцах, который, однако, мало повлиял на крепостническую систему.

В начале царствования Николая I важное место во внутренней политике по-прежнему занимал крестьянский вопрос. Правительство ограничивалось полумерами, направленными на смягчение крепостного права, что создавало предпосылки для будущей масштабной крестьянской реформы. При Николае I была проведена кодификация российского законодательства. Для сохранения самодержавия в эту эпоху проводились широкие мероприятия по дальнейшей бюрократизации государственного аппарата (рис. 56), созданию эффективной полицейской системы. Важнейшим органом гос. власти стала Собственная его императорского величества канцелярия. Повысилась роль военных в политической жизни.

С сер. XIX в. Россия вступает в период глубоких преобразований, перехода от сословно-патриархального к буржуазно-индустриальному обществу. Исходной точкой социальной модернизации России стала отмена крепостного права в 1861 г. Огромную роль в разработке реформы сыграли Н.А. Милютин (1818–1872) и его единомышленники, стремившиеся расширить социальную базу самодержавия путем создания многомиллионного слоя крестьян-собственников и обеспечить России без революционный путь развития.

Новые процессы (складывание гражданского общества) были закреплены реформами 1860–1870-х гг. – введением местного самоуправления (земств и городских дум), новой судебной системы (выборный мировой суд, участие в процессе присяжных заседателей и адвокатов присяжных поверенных), автономии университетов, всесословной воинской повинности, отменой предварительной цензуры и др. (рис. 57). Гибель Александра II (1818–1881 гг.) от бомбы террориста надолго отдалила реформу государственного строя и направила политику правительства в реакционно-охранительное русло.

Александр III (1845–1894 гг.) взял курс на широкое применение чрезвычайного законодательства, ужесточение полицейского контроля над обществом. Основу правительственной политики составили «контрреформы», направленные против преобразований 1860–1870х гг.: ограничение автономии прессы и университетов, консервация крестьянской общины и сословного строя, ужесточение надзора над сельским самоуправлением, земством и городскими думами (рис. 58).

Николай II (1868–1918 гг.), придерживаясь реакционно-охранительных принципов в социально-политической сфере, стимулировал развитие капиталистических отношений, поощряя рост крупной промышленности, внутренней и внешней торговли (рис. 59). В экономике и общественном развитии назревали опасные диспропорции, чреватые социальным взрывом (рис. 60).

Социальный строй

Главными проблемами социального развития в XVIII в. были: превращение всех сословий в слуг государства; ужесточение крепостничества; введение подушной подати как меры и экономической и социальной, затруднявшей социальную мобильность населения; распространение посессионного права.

Указ Петра I от 23 марта 1714 г. «О порядке наследования движимых и недвижимых имуществ» ликвидировал различие между поместьем и вотчиной. Произошло юридическое оформление сословного деления населения. Из прежних служилых и тяглых разрядов было образовано 4 сословия: дворянство; духовенство; мещанство; крестьянство.

Самым привилегированным сословием являлось дворянство (исключительное право собственности на землю, право иметь крепостных крестьян, освобождение от налогов, преимущественное занятие гос. должностей и т.д.) (рис. 61).

Привилегированным сословием являлось и духовенство.

Мещанство (городское население) сначала делилось на 2 категории – регулярных и нерегулярных. Затем по Жалованной грамоте на права и вольности городам Российской Империи 1785 г. оно стало делиться на 6 разрядов: домовладельцы; купцы 3-х гильдий; цеховые ремесленники; все иногородние и иностранцы; именитые граждане (в том числе ученые); посадские (кто не вошел в предыдущие 5 разрядов). Основное сословное право мещан – исключительное право на торговлю и ремесло, а также право на самоуправление. Мещане обязаны были жить в городах и платить подушную подать, выполнять повинности.

Основную массу населения составляли крестьяне. Они делились на государственных и частновладельческих. Гос. крестьяне платили подушную подать, а также особую плату (40 коп.) вместо оброка, который платили крепостные крестьяне помещика. Крепостные крестьяне платили подушную подать и выполняли барщину и оброк помещикам. На них ложилась и рекрутская повинность. Указом 1719 г. подать распространялась на холопов. Это означало, что различие между крестьянами и холопами стерлось. В XVIII в. сложилась группа посессионных крестьян, которые приписывались к мануфактурам. Их нельзя было продавать отдельно от мануфактур.

В вопросе взимания налогов все население государства было разделено на 2 части – податное (крестьяне, мещане, ремесленники, купцы) и неподатное (дворяне и духовенство).

Единицей налогообложения становилась «душа мужского пола». Для определения числа податных душ проводились переписи мужского населения, которые назывались «подушными ревизиями». Введение подушной подати привело к важным последствиям: закреплению существующих социальных структур, усилению власти помещиков над крестьянами и, кроме того, распространению налогового бремени на новые группы населения (рис. 62).

При Александре I ускорился рост бюрократии – социальной группы, зависящей от милости царя и получающей за службу жалованье (рис. 63).


Внешняя политика России

В XVIII-XIX в. были решены многие внешнеполитические задачи (рис. 64). Страна превратилась в многонациональную империю, занявшую свое место среди великих держав. Слабость России проявилась в том, что успехи на международной арене не были подкреплены адекватным социальным развитием страны.

В 1-ой четверти XVIII в., в результате победы над Швецией в Северной войне, Россия получила выход к Балтийскому морю (рис. 65). В 1721 г. был заключен Ништадский мир, передавший России Эстляндию, Лифляндию, Ингерманландию и часть Карелии.

Столкновение с Персией укрепило положение России на западном и южном берегах Каспийского моря.

В это время складывались некоторые основные принципы и приемы российской дипломатии: сосредоточение главных усилий на решении первоочередных задач, верность заключенным договорам, широкое использование союзов и соглашений, дипломатическая подготовка и обеспечение военных акций, использование противоречий в противостоящих группировках, использование внутренних трудностей контрагентов России на мировой арене, апелляция к общественному мнению зарубежных стран через печать.

В Семилетней войне (1756–1763) с участием России решались вопросы европейского равновесия (рис. 66). Вступив в войну в 1757 г., Россия, благодаря полководческим талантам П.С. Салтыкова, П.А. Румянцева, добилась крупных успехов. В 1760 г. русская армия вошла в Берлин.

Центр тяжести внешней политики в посл. трети XVIII в. был перенесен на решение черноморской проблемы (рис. 67). В результате 2 войн с Турцией (1768–1774 и 1787–1791) и дипломатической борьбы Россия вышла к Черному морю, приобрела право проводить свои торговые суда через Босфор и Дарданеллы, а также покровительствовать порабощенным Турцией христианским народам. В состав России были включены Крым и все Северное Причерноморье с его плодороднейшими землями. Однако при решении территориальных вопросов интересы проживавших здесь народов во внимание не принимались.

В результате 3 разделов Речи Посполитой (1772,1793,1795) к России отошли белорусские земли, правобережная Украина, Курляндия и Литва. Польские земли и часть западно-украинских были аннексированы Пруссией и Австрией. Расчленение Речи Посполитой позволило царскому правительству расширить свои позиции на Балтике. Политику России следует оценить как экспансионистскую, проводимую в имперских интересах.

Меньше внимания уделялось политике в Азии, хотя и здесь определились важные перспективные направления – движение как на восток (выход к северному побережью Тихого океана, основание Русской Америки), так и на юг (присоединение части Казахстана, спасавшегося от жестокой агрессии Джунгарии). В Закавказье Россия по Дружественному договору 1783 г. согласилась принять под своей протекторат Картлийско-Кахетинское царство (Грузия). Международные успехи Российской империи были достигнуты ценой непрерывного внешнеполитического напряжения, больших человеческих жертв, невиданных ранее военных расходов, обременительного государственного долга, постоянного усиления эксплуатации крестьянства и нерусских народов, вызывавшего массовые стихийные движения протеста.

В первой пол. XIX в. перед Российским государством стояли обширные, многоплановые внешнеполитические задачи. Они включали как защиту собственных границ, так и расширение территории в соответствии с геополитическими интересами России: дальнейшее складывание огромной Российской империи в ее естественных границах (по морям на севере и на юге, по горным хребтам и т.д.), добровольное вхождение или насильственное присоединение многих народов. Россия принимала активное участие в европейских делах. Наибольшую опасность в этом направлении представляла Франция, которая вела непрерывные войны, стремясь к установлению европейского господства. На Востоке Россия имела сложные взаимоотношения с Османской империей, которая не могла примириться с русскими завоеваниями Черноморского побережья. Иран претендовал на Закавказье. Взаимоотношения со Швецией усугублялись борьбой за господство над Финляндией.

Крупнейшим событием русской истории нач. XIX в. была Отечественная война 1812 г. В двустороннем военном конфликте агрессором выступила наполеоновская Франция, которая первой начала военные действия и вторглась на российскую территорию (рис. 68). Поэтому война Франции против России имела несправедливый, захватнический характер. Для русского народа война стала освободительной. В связи с тем, что в войне против Наполеона приняли участие не только кадровая армия, но и широкие народные массы (ополчение, партизаны), она получила название Отечественной. Патриотический подъем начался сразу после вступления Наполеона в пределы России (рис. 69). Население не хотело мириться с присутствием захватчиков на родной земле.

Война имела несколько периодов:

1) 12 июня - начало октября 1812 г. – отступление русской армии, главным событием которого было Бородинское сражение, явившееся моральной и политической победой русского оружия; потенциал русской армии был сохранен, а наполеоновской ослаблен. Захват Москвы не принес выигрыша Наполеону;

2) 12 октября - 23 декабря1812 г. – наступление русской армии и изгнание французов с территории России;

3) начало 1813 - лето 1814 г. – заграничные походы, в результате которых Европа была освобождена от французского господства.

Огромное значение для Европы имели решения Венского конгресса (кон. 1814 – лето 1815 г.), в соответствии с которыми на свои престолы вернулись старые европейские королевские династии, были решены территориальные споры, утверждены новые границы европейских государств. Россия получила большую часть польских земель. Для поддержания решений Венского конгресса был создан Священный союз, который был призван бороться против распространения революционного движения. Решающая роль, сыгранная Россией в борьбе с наполеоновской Францией, значительно повысила ее международный престиж и сделала ее одним из влиятельнейших государств в Европе и в мире.

В царствование Николая I центральное место во внешней политике занял восточный вопрос – взаимоотношения с Османской империей, в результате чего вспыхнули русско-турецкая (1828–1829) и русско-иранская (1826–1829) войны. В состав Российской империи окончательно было включено Закавказье: Грузия, Восточная Армения, Северный Азербайджан. Началось экономическое, политическое и культурное сближение русского народа с народами Закавказья. По Адрианопольскому мирному договору с Турцией (1829) была гарантирована автономия Греции, на основе которой в 1830 г. было провозглашено создание независимого греческого государства. В результате Кавказской войны (1817–1864) к России была присоединена территория Сев. Кавказа.

Отказавшись от системы Священного союза, Николай I ориентировался в Европе на наиболее консервативные силы и чаще всего опирался на союзы с Австрией и Пруссией, с постоянной враждебностью он относился к Франции. Внешней политике России этого периода был свойственен консерватизм, который выражался в борьбе с революционными движениями в Европе дипломатическими, политическими и военными методами (1830–1831, 1848–1849 гг.). Россия начала присматриваться к Средней Азии, развивать отношения с Китаем, Северо-Американскими штатами, странами Латинской Америки.

Вторая пол. XIX в. знаменовалась серьезными переменами во внешнеполитическом положении страны. Россия к 1871 г. ликвидировала самые тяжелые для себя последствия Крымской войны – статьи Парижского мира (1856) о «нейтрализации» Черного моря (запрет иметь здесь военный флот, крепости, арсеналы). Определенное влияние на российскую внешнюю политику оказывали идеи панславизма (объединение под властью России всех славян), способствовавшие вступлению страны в войну с Турцией (1877–1878). В дальнейшем намечается переориентация российской внешней политики на Дальний Восток, завершившаяся Русско-японской войной 1904–1905 гг.

Россия во второй пол. XIX в. отказывается от заморских владений (уступка Аляски Соединенным Штатам Америки, передача Курильских островов Японии) и в то же время укрепляет свои континентальные границы (присоединение Приамурья, Приморья и Средней Азии).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.23.85.179 (0.035 с.)