Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инструменты запуска и смены атмосферы.

Поиск

Здесь надо отметить, что, хотя мы и будем писать о приемах запуска и разбирать случаи, в каких та или иная атмосфера наиболее эффективна, все же самым важным моментом в работе с атмосферами является ее предчувствие в момент озвучивания запроса, а иногда и накануне встречи, которое нарабатывается Ведущим в течение долгой практики. Ведущий, как хороший актер, должен быть чутким приемником, способным передать волну атмосферы, укрепить ее в пространстве Театра с помощью различных приемов, удержать и во время сменить. Движения, речь, манера держаться, мысли, чувства, настрой - вот основные инструменты раскрытия и поддержания атмосферы.

Атмосфера в Театре может запускаться уже на стадии запроса. Ведущий может начать задавать вопросы в манере определенного архетипа. Так, в случае, когда необходима, например, атмосфера Кроноса, задаются границы, как временные, так и другого характера.

Также архетипы в Атмосферу театра можно пригласить на стадии выбора фигур. Провокативные фигуры притянут атмосферу Гермеса или Люцифера. Фигуры типа «Анальная фиксация», «Подавленные чувства» и т.п. будут способствовать проявлению атмосферы Аида. Фигуры избираются Ведущим не всегда напрямую. Иногда можно «зайти сзади» и персонажи героического мифа запустят парадоксальным образом атмосферу Титанов и Титанид. Атмосферу также можно запустить через передачу архетипического состояния на Зеркало.

Как только Ведущий определился с выбором атмосферы, он может начать использовать приемы запуска ее или, лучше сказать, раскрытия и усиления, так как атмосфера по большей части проявляется сама. Ведущий может двигаться в манере соответствующего архетипа и создавать у себя необходимое внутреннее состояние, используя образ, психожест, фиксацию внимания на определенных областях тела. Для сонастройки группы с атмосферой иногда уместно озвучить короткий метафорический рассказ или провести телесную разминку для всех участников. Интересно, что атмосфера, соответствующая запросу (часто групповому) может чувствоваться Ведущим еще до начала работы с Запросивцем. В таком случае надо ее активно инициировать, пропуская через себя.

Умение «отпустить» одну атмосферу и заменить (или дополнить) ее другой с трудом поддается описанию. Палитра приемов здесь примерно та же самая, но Ведущий должен уделить максимальное внимание импровизации, следовать не букве, а духу Магического Театра. Возможен перевод одной атмосферы в другую через смежные характеристики архетипов (например Аид – Люцифер, Афродита – Кибела и т.д.). Можно ввести новые фигуры, пригласить архетип в пространство Театра (если есть соответствующее ощущение!) и сгустить его на кого-либо из участников. Иногда атмосфера сменяется сама, а Ведущий - улавливает, усиливает и использует новое состояние.

 

Примеры атмосфер Магического Театра.

Теперь пора перейти к примерам. Разумеется, перечислить все возможные атмосферы нереально, поэтому мы поговорим о тех атмосферах, которые чаще всего используются в Магическом Театре в настоящее время. В каждом конкретном случае наиболее эффективной будет атмосфера, связанная с определенным архетипом. При этом Ведущий исходит из задачи создания для Запросивца контрдоминант, разрушения стереотипов доминирующей в современном социуме и психологии атмосфер Аполлона и Афины, которые на сегодняшний день привели нас к «обществу потребления и спектакля».

Именно с них мы и начнем нас разбор атмосфер, дабы читателю стало понятно, в чем собственно проблема такой доминанты, и какую пользу можно извлечь из такой атмосферы.

Атмосфера Аполлона

Атмосфера Аполлона привносит в Магический Театр (да и в жизнь тоже) ясность, позитивность, уверенность в своем превосходстве - по праву рождения. В этом - жестокость нечувствительность к чужой боли, снобизм, элитарность. Многое отметается как лишнее, некрасивое, неприемлемое, «грязное».

Идет высветление череды акцентированных моментов, четкая структура. Возникает ощущение, что в грудном центре разливается «холодное тепло». Обостряется физическое зрение.

Ведущий инициирует Атмосферу Аполлона, если для Запросивца важно высветлить и принять в себе высокомерие, демонстративность, стремление к успешности в «обществе спектакля». Человек может вытеснять это в Тень и лишать себя силы и радости жизни. Атмосфера Аполлона дает дозволение принять это.

На таком Театре Ведущий может вальяжно эффектно выпендриваться. В группу транслируется информация об его принадлежности к некой элите. Возможно эффектное декламирование какой-то «высокой поэзии», цитаты из модных философов. Но Ведущий при этом осознает, что это - роль. И нужно найти правильный момент, чтобы выйти из этой роли и дать возможность Запросивцу осознать, что его роль в жизни – такая же. Это можно сделать резкой сменой поведения Ведущего. Только что он сидел и выпендривался, весь такой легкий, успешный и красивенький и вдруг - вопрос в лоб, по существу, серьезно, резко! Это трудно, это методика точечного попадания в цель. Для Ведущего в Атмосфере Аполлона важен «успех» театра, важен конкретный результат.

В результате театра в Атмосфере Аполлона высветляется все «аполлоническое», что есть в человеке. И он может получить позволение на это. Часто человек завидует успеху и фальшивит перед собой и другими: «мне не это нужно, я выше этого». Между тем гигантская машина рекламы и некие мощные мировые процессы пробуждают в каждом – зависть к тем, кто на первых ролях в «Обществе спектакля». Глупо отрицать то, что есть, призывать к уходу от общества, чтобы в «духовной чистоте» культивировать некую свою избранность. Глупо возвращаться на низшие ступени, отрицая уже проделанный путь наверх. Возвращаться от кифары к пастушеской флейте. Это значит - предавать себя и карается жестоко. Вспомним историю о соперничестве Аполлона и сатира Марсия.

«Однажды, блуждая по полям Фригии, сатир Марсий нашел тростниковую флейту. Ее бросила Афина, заметив, что игра на изобретенной ею флейте обезображивает ее лицо. Афина прокляла свое изобретение и сказала:

—Жестоко будет наказан тот, кто подымет эту флейту.

Ничего не зная о том, Марсий взял флейту и вскоре научился так играть на ней, что все заслушивались его незатейливой музыкой. Возгордился Марсий и вызвал самого Аполлона на музыкальное состязание. Победил Аполлон. Разгневанный вызовом, он велел повесить за руки несчастного Марсия и содрать с него живого кожу».

В атмосфере Аполлона, светом Аполлона, высветляется высокомерие в Запросивце, его можно осознается и принять. Тогда можно с этим что-то сделать. Эту роль можно принять как одну из своих ролей, осознанно поиграть в нее, «отслоить» ее от себя. «Фишка» в том, чтоб участвовать в «обществе спектакля» осознанно и когда сам этого желаешь, а не руководствуясь стадным инстинктом. Неучастие же – на ступень ниже, чем осознанное участие. То, как Аполлона проводят сейчас, самому Аполлону неинтересно. Он хочет осознания его и принятия его без фальши. Тогда Аполлон предстанет как луч света в темном царстве, высветит связи-закономерности, приблизит далекое, повернет под нужным углом зрения неясное, поможет увидеть нужное умом и глазами.

Из атмосферы Аполлона на таком, высшем уровне можно легко выйти к атмосфере Диониса и тогда человек пройдет весь спектр состояний, который могут дать эти диаметрально противоположные архетипы. Это - оптимальный результат.

 

Атмосфера Афины

Это - атмосфера серебристой легкости, красота высшей математики, которая, тем не менее не только понята, но и прочувствованна, воспринимаемая всем четко выстроенным телом. Красота нормы, пропорции, четкости, строгость и холодность к отсутплениям от канонов. Действие театра развивается линейно, но эта линия состоит из шагов, густо усеяна точками бифуркации. Задача Ведущего - их все отслеживать и именно в них принимать решения. Для многих принятие решения ассоциируется с тяжестью, с весом (мы говорим: «взвешенное решение»). Но на самом деле это легко - если снять с себя груз ответственности перед другими и отчужденно наслаждаться красотой логики.

Афина - стратегия, норма, правила, закон, знание, структура, логика. В ее атмосфере очень ясное осознание того, что если нарушаешь линейность (правила, законы) - не победишь. Выбирается самый простой гарантированный вариант достижения цели. Игра не настроена на катарсис. Хаос чувств и этика («тяжелое решение», «трудный выбор»…) в расчет не принимаются. Инсайт в атмосфере Афины идет через осознание, не через чувства. Поэтому в таком Театре много вербальной работы – объяснений, комментариев, вопросов. На любом уровне это – атмосфера школы.

Она эффективна в тех случаях, когда человек «размазан» - всю информацию по запросу уже имеет, но выбора не может сделать. Результатом в таком случае должно быть действие в «реале». Если запрос – об этом, приглашение атмосферы Афины оправдано. С другой стороны, если Запросивец сильно «в Афине», он может притянуть ее атмосферу. Но как раз для него она не будет эффективна. Тогда Ведущий должен почувствовать сгущение атмосферы Афины и вовремя ее рассеять.

Ведущий в атмосфере Афины отстранен, логичен, серьезен. У него точечная сфокусированность сознания, он в каждый момент сужает внимание до конкретной проблемы, при этом помня о конечной цели. Он уделяет внимание всем и всему, скрупулезно учитывает всю информацию, объясняет группе свои действия и происходящее. Он - учитель. Ученый-экспериментатор. Или – детектив, который ведет расследование, сопоставляя и анализируя факты. Он – ведет шахматную партию, у которой есть стратегия, и он ей следует. Он знает, что играет в игру. И сам он должен быть в этой красоте и свободе. Ведущий тыкает легким копьем Афины в значимые точки на линии логики. Этот Театр четко очерчен в пространстве и имеет четкую структуру. Ведущий не выше группы, но он как бы старший советник, который дает указания и фокусирует внимание Запросивца на важных деталях и причинно–следственных связях.

Запуск атмосферы Афины происходит через логичный разбор запроса. Инициирующим движением может быть массаж области затылка.

Как практический результат, Запросивец может получить собранность, сфокусированность на той задаче, которую ему нужно достичь, и - силы на это. Или результат – четкая диагностика, ясность происходящего в жизни и, как следствие, - способность действовать.

Отдельной темой, связанной с Афинской атмосферой является ее (а также атмосферы Аполлона) доминирование в современном обществе. Наше общество – это общество нормы, общество рацио, общество с перегруженным левым полушарием, с мужским мышлением. Так мы сейчас проводим Афину и это объяснимо – такова она в классической версии мифа – дочь без матери, рожденная из головы отца. Но возможна трансформация атмосферы Афины (пути ее наметились уже в этом описании) – это движение в сторону родства с ее матерью Метидой и поколением Титанов и Титанид.

Вот что говорит про нормы и правила в обществе архетип Афины, сгущенный в процессе изучения ее атмосферы:

«Ваши нормы сейчас – внешние подпорки. Они мешают видеть других и очень тяжелы. Это - панцирь, который вы носите, экзоскелет, костыли. В этом нет жизни, нет красоты. Если эти нормы вы возьмете внутрь как свою основу, как живой свой скелет, то вы оживете. Изменения морали и норм общества сейчас идут быстро. К тому же идут они в разных направлениях у разных социальных и национальных групп по-разному. Если вы чувствуете нормы как внешнее, вы теряете силы. Если вы придумываете свою личную мораль и свои нормы – вы несете двойную тяжесть.

Именно имеющиеся в обществе нормы - возьмите внутрь. Вы получите гибкость, будете легко следовать за социальными изменениями. Движение пойдет от внутреннего центра, как в атмосфере Титанид (и в физическом теле и в жизни). Я, Афина, сейчас могу этому научить.»

Итак, суперрезультат Театра в атмосфере Афины – когда вслед за Афиной приходит атмосфера Метиды. Сделать это трудно. Но это важно сейчас для всего мира. Сегодняшний вариант доминанты Афины повышает эффективность людей и эффективность достижения ими целей, но делает из них роботов. Афина, восстановившая связь с Метидой, даст им красоту, легкость, творчество в решении задач. А эффективность от этого - только возрастет.

 

Атмосферу Гермеса можно характеризовать как имеющую два уровня. На первом, более поверхностном ощущается «повышенная турбулентность» - смешение вихрей, потоков, воронок, «воздушных ям», в которые процесс может всасываться. Фокус внимания быстро перемещается на разные аспекты запроса и на самые разнообразные ресурсы Запросивца – за связь с ними отвечает Гермес. Образно это можно представить себе как горный ручей, с мини-водопадами, водоворотами вокруг камней, брызгами, с впадинами и мелями в русле. Эта атмосфера текучая, сложная, непредсказуемая, изменчивая. И здесь, на границах водоворотов-воронок она имеет довольно тонкую грань с атмосферой Трикстера (Джокера) и в некоторых случаях может перейти в нее полностью! Ведущий должен быть очень внимателен, не терять контроля, атмосфера сильна, активна, она сама ведет. Нужно ли в данный момент идти за ней – решает Ведущий.

На более глубоком уровне, (для которого требуется большой потенциал), причем именно у Запросивца, возникает собственно «Герметическая» атмосфера. Поток приобретает глубину и мощь. На этом уровне возможны решения запросов, не относящихся непосредственно к личности Запросивца.

Атмосферу Гермеса желательно инициировать, если у Ведущего возникает ощущение, что у Запросивца есть много ресурсов «раскиданных» по разным областям его жизни, связанных с разными архетипами. Она хорошо работает, если в группе собираются люди разного менталитета, разной национальности, возраста, социальной принадлежности и т.д. Также она эффективна, если у Запросивца высокий потенциал и сильная глубинная связь с архетипом Гермеса.

Приемы запуска атмосферы возможны достаточно разнообразные. Это и активация Ведущим образного ряда Гермеса (причем именно ряда, а не отдельного образа), и дыхательные упражнения («оживление» легких) и рассказ Ведущим некой притчи с герметическим смыслом. Ключевое слово тут «интерес», возможно даже «любопытство». Если Ведущий создаст у себя и у группы готовность, открытость к новому, сгущение в атмосфере Театра архетипа Гермеса пройдет эффективно и быстро.

Во время Театра, проходящего в атмосфере Гермеса, Ведущий внешне активен и пользуется разнообразными, часто провокативными приемами. Внутренне же он отстранен и не теряет позиции «наблюдателя». Он пребывает на двух полюсах одновременно – полная отстраненность и активная вовлеченность. Театр также характеризуется созданием и проявлением множества связей между фигурами и также внешним миром. Фигуры могут, например, устанавливать взаимоотношения со зрителями, предметами и членами других групп, если они работают в том же помещении. В палитре приемов возможна и эффективна также работа с переносом и контрпереносом.

Что может дать Магический Театр в атмосфере Гермеса? Хорошим результатом тут может быть, например, осознание и дальнейшее отслеживание в жизни Актера, Роли и Наблюдателя в себе. Этот сплав противоположностей, слитных, но остающихся отдельными, возможно и есть тот философский камень герметизма, который искали средневековые алхимики…

 

Дионисийская атмосфера наполнена текучестью и некой бесформенностью, пребыванием в моменте. Это растворение во всем вокруг.

Сильные эмоции в этой атмосфере четко выражаются в телесных ощущениях. Можно сказать, что эмоции чувствуются кожей, проникают до костей, вибрируют в каждой клетке, выражаются в движениях. Пространства эмоций и ощущений в атмосфере Диониса - очень сцеплены, очень взаимосвязаны. Ощущается не отсутствие норм, а отсутствие самого понятия нормы. Свобода безусловна – она не знает ни о каких ограничениях. Что бы не происходило на Театре, фоном действия является полное и безграничное эротическое соитие со всем миром, волновое ритмичное и очень живое движение.

За помощью к Дионису хорошо обратиться в том случае если Запросивец увяз в своих размышлениях по поводу идеалов и норм. Тут надо проработать нижние центры, связь эмоций с телом, снять блоки и позволить человеку быть многообразным, показать ему возможность быть также и животным, не знающим что такое ответственность и вина.

Ведущий во время Театра не фиксирует свои действия и мысли. Он един со всеми и в мягком трансе бесстрашно движется за Дионисом. В процессе эффективны телесные прикосновения, много очень мягкой телесной работы, особенно с нижними центрами.

Эта атмосфера очень дефицитна в современной культуре. Её ни в коем случае нельзя резко прерывать, надо прожить ее уникальность до последней капли.

В атмосферу Магического Театра Дионис приходит спонтанно, по своей воле или по желанию Ведущего. Личность и запрос Запросивца в этом случае не так значимы.

Чудесный прием запуска атмосферы Диониса – через общую начальную двигательную практику отождествления со значимым (возможно - тотемным) животным.

Также возможно запустить атмосферу Диониса через состояние Ведущего – создать внутренний образ природы, например тропического леса с яркими психоделическими красками и ощущением леса как единого дышащего, вибрирующего и звучащего организма. Можно обратить внимание на окружающую обстановку и увидеть дионисийские образы скажем в рисунке обоев или трещин, в пейзаже за окном в одежде присутствующих и так далее. На уровне тела Ведущий может принять свободную позу и ощутить свои гениталии.

Контрперенос и перенос отсутствуют, так как такая атмосфера погружает всех участников в чистое переживание, не разделяя их между собой, а наоборот объединяя этим самым переживание.

Результатом Дионисийского Театра будет навык проживать эмоции телом. Это чудесный опыт экстатического слияния с миром, когда боль и счастье одномоментны и взаимодополняющи. Дионис может научить истинной, крайней близости с людьми и миром, в которой нет безопасности и комфорта, а есть острота и бесконечная глубина. Не только Запросивец, но и Ведущий и группа сделают на каком-то своем уровне шаг к воссоединению со своей животворящей животной природой.

 

В атмосфере Ареса все кажется простым и определенным. Как говориться; «или пан или пропал» Это – борьба, стремление и достижение. Здесь нет времени, а есть только «здесь и сейчас» и необходимость победить, выжить, насладится высвобождением базовой сексуальности. Задача, к которой побуждает воля атмосферы Ареса - прожить момент борьбы по максимуму.

Аресовская атмосфера выбирается Ведущим в случаях, когда у Запросивца заблокированы инстинкты выживания, естественные проявления агрессии и сексуальности. Атмосфера Ареса дает такому человеку возможность освободить от обусловленностей свой боевой дух и насладиться его проживанием, предаться сладостной борьбе.

«При таком раскладе» позиция Ведущего достаточно авторитарная. Ключевые слова тут «короче» и «конкретно». В таком Театре много движения, много активной телесной работы. Внимание уделяется немедленной реализации простых конкретных импульсов фигур и Запросивца.,

Стиль ведения Театра можно сравнить с ареной, гладиаторского цирка. Ведущий должен поставить Запросивца в такое положение, в котором ему необходимо будет биться за свою жизнь.

Пригласить Ареса в атмосферу Магического Театра легче всего с помощью жеста или ритмичного звука. Можно рассказать короткий героический рассказ или скабрезный «солдатский» анекдот. Ведущему при этом необходимо очистить свой ум и хорошо почувствовать свое тело в пространстве, переместив фокус внимания на пространство ощущений.

Результатом Театра в атмосфере Ареса для Запросивца, скорее всего, будет телесная эйфория, отличное самочувствие, ощущение того, что он сбросил огромный груз мышечного панциря и ментальных конструкций, тех рыцарских лат, которыми он защищался от жизни.

Атмосфера Аида холодная и замкнутая. Она захватывает и цементирует пространство. Ощущается сильное давление, какой-то сомнамбулический транс. Движения становятся скупыми, скованными. Энергия движется не наружу, а внутрь. Возникает ощущение сперва узкого и тесного прохода в какой-то иной мир, куда есть доступ не всем и не отовсюду, затем пребывания в отделённости от внешнего мира, в месте, где какие-то вопросы можно решить раз и навсегда.

Причина выбора атмосферы может быть «анальная фиксация» у Запросивца, работа с геройством и доминантой Героического мифа, проход к подчиненной функции, необходимость глубинных телесных трансформаций. Запросивец должен быть готов к проигрышу и иметь опыт потерь, тогда атмосфера Аида может многое для него сделать.

Развитие Театра практически не требует вмешательства Ведущего. Во время действия возможны очень острые, точечные попадания в цель – «болевые» точки Запросивца.

Для сгущения атмосферы Ведущий, образно говоря, проходит вперед и должен обнаружить место, через которое в эти пространства можно войти. Для этого можно выставить провокационные фигуры-проводники, заставляющие на подсознательном уровне действовать не через ум, связанные с Аидом в данном контексте. Найти вход в Гадес поможет образ туннеля, камня, котла, создание в себе холодной, отстраненной внимательности.

Результат такого Театра - выход на зрелость, одномоментность проявления себя и в Жизни и в Смерти. В этой атмосфере можно осознать переносы и контрпереносы и поработать с ними.

 

Атмосфера Ра -это воздушность, легкость, образ яркого солнца, освещающего происходящее. Это - ясность, наблюдательность четкость всех деталей. Полнообъемлющее знание без анализа, без логики, без морали, ощущение присутствия чего-то космического, мудрого наблюдателя-созерцателя. Состояние группы характеризуется как совместное созерцание, отражение действительности каждым по-разному. Единения нет, но есть чувство равенства и одинаковой значимости всех. Каждая точка пространства одновременно его солнце-центр. Все светят друг на друга своими лучами. Эмоций при этом практически нет, есть ощущение тепла и спокойствия. Активизируется зрение. Тип движения фигур, который запускается в атмосфере Ра – движения ладьи, плавно величаво спокойно и вечно скользящей по небу.

Фокус атмосферы Ра - на Запросивце (в отличие от атмосферы Диониса) Она возникает в ответ на внутренний, может быть, неосознанный, запрос Запросивца или члена группы, выбранного в качестве фигуры. Без этого Ведущему запустить атмосферу Ра сложно. Причины возникновения этой атмосферы – жажда веры в себя и высшее присутствие, ощущение обесточенности в грудном отделе, пустоты в сердце.

В атмосфере Ра Ведущий - равный участникам и Запросивцу. Ему, прежде всего, надо осознать свою собственную Самость и отдельность (Я Есьм). Участие Ведущего в Театре неявное, его задача - удерживать атмосферу, а Театр развивается сам на контактах внутреннего света всех участников. Ведущий может выполнять действия, связанные с подключением Запросивца к состоянию уверенности. Возможна телесная работа, особенно в области грудной клетки. Пластика Ведущего ровная, спокойная, интонации благожелательные: солнце светит для всех. Ключевое слово: «равновесие»

Во время процесса возможно глубокое погружение в прошлое (другие воплощения, работа с родом). Временной масштаб измерения Ра очень велик – не годы, а тысячелетия.

Так как атмосферу Ра запустить сложно, задача Ведущего в начале Театра - почувствовать ее и раскачать. Это можно сделать с помощью образа солнца внутри груди, уверенный размеренный шаг, чувство своей Самости.

Результат театра в атмосфере Ра может быть очень глубок. Это встреча со своей Самостью и обретение глубинной мудрости. Запросивец может хорошо почувствовать свое сердце как центр, ощутить Солнце Ра в своей груди, найти опору в самом себе, понять и принять отличие себя от Другого. Это - огромное ощущение силы и творческого начала.

Интересно отметить, что Атмосфера Ра в Магическом Театре может выступать в качестве базиса, основы, на которую накладываются атмосферы любых других архетипов. Тогда Театр еще более эффективен. Каждый из лучей Солнца–Ра - это начало сотворчества с людьми, архетипами, любыми явлениями мира. При глубокой работе в атмосфере Ра происходит строительство нового мира души, новой реальности.

 

Атмосфера Афродиты легко узнаваема. Она плавно текучая, нежная, омывающая всю группу звуками прибоя, дуновениями ласкающего ветерка, голубым сиянием, чистотой и негой.

С установлением атмосферы Афродиты всех постепенно охватывает расслабление, размывание границ запретов и блокировок. Это происходит мягко, без шока, вкрадчиво, еле заметно. Наравне со зрительным каналом активизируется слух, обоняние, другие каналы восприятия, возникает синестезия в восприятии мира.

Мягкий размеренный вход в любое действие и ситуацию, без сублимации и форсирования процесса, мягкий контакт, понимание того, что всему свое время…

Сексуальность, секс и любовь это не подвиг, не поле брани. Тут не нужно победы или имитации победы (чем мы так часто занимаемся, обманывая самих себя). Воля Афродиты – научить нас познанию своего тела через мягкие прикосновения. Адекватно пройти в этой атмосфере - значит отдаться сперва своему телу, а только потом - другому. Понять свою волю, свои желания и только потом откликнуться на волю и желания другого.

Афродита охотно приходит в ответ на групповой запрос, усиленный и озвученный ведущим. Её атмосфера раскрывается, когда у Запросивца и участников Театра есть блокировки в нижних энергетических центрах, неприятие своей телесности, низкая самооценка.

Ведущий ничего не форсирует, он полон любви и принятия. Очень важно любовное и трепетное отношение Ведущего к чувствам и телу Запросивца. Ведущий не командует и не предлагает, он мягко поощряет, акцентируя внимание на телесности.

Стиль ведения Театра волнообразный, мягкий, без провокаций на верхнем смысловом слое (они более искусны). Ведущему нежелательно поддаваться на стремление группы достичь скорейшего результата, видеть больше «экшена», форсировать какие-либо любовные или сексуальные действия. Наслаждение – это не результат, а процесс.

Запустить атмосферу Афродиты можно через внутренний образ звуков и волн моря. Хорошо работает классический образ – Венера Боттичелли. Внутреннее настроение Афродиты может выражаться в движениях тела Ведущего. Как один из приемов можно представить сзади себя волны моря. Волны морской стихии, порождающей Афродиту, проходят через тело Ведущего в пространство Театра, наполняя его энергией Афродиты. Очень важна для Ведущего смена отношения к Запросивцу с объективного на «любовно-трепетное». Надо также акцентировать (вербально или телесно) внимание Запросивца на трепетности и нежности к себе, чуткости к себе и к любым своим ощущениям.

Для группы в качестве предварительной телесной практики можно предложить погладить свои руки, свои ноги и так далее, каждый раз внутренне благодаря эти части тела за ту работу, которую они выполняют каждый день на протяжении всей жизни человека. Это даст расслабление и перенос фокуса внимания на тело с его непрерывными, текучими и незаметными, но жизненно необходимыми процессами.

В атмосфере Афродиты происходит высвобождения потаенных сексуальных желаний, снимаются запреты на проявление нежности и ласки, происходят осознания вытесненных симпатий и других чувств. Театр «в Афродите» даст уважение к своим чувствам и эмоциям, уважение к телу не как к средству (отношение, характерное для сегодняшнего общества) а как к ценности.

 

В Атмосфере Эроса и Психеи три слоя, три уровня глубины. На более поверхностном слое она может проявляется как ощущение резвости, непоседливости, непредсказуемости, «детскости». Это образ театра с ложами, барочной лепниной, позолотой, чего-то избыточного, яркого, внешнего. Но уже в легкой атмосфере мальчика-Эрота таится зерно тяжести. Тут мы можем вспомнить славянский мифологический мотив «Святогор и тяга земная». В нехитрой котомочке странника на самом деле таилась сила, которую и богатырь Святогор поднять не мог - мощь Земли, тяга земная. Также и в скандинавских мифах Тор на пиру у великанов не смог поднять с земли котеночка. А был тот котеночек – мировой змей Ермунганд. Игривый как котенок мальчик-Амур (Эрот) не рос, не принимал форму взрослого человека, потому что многие (большинство) просто не в силах вынести его истинной огромности, осилить это величие. И это надо учитывать сразу после инициации атмосферы Эроса и Психеи, на каком бы уровне она не присутствовала в Театре.

Атмосфера Эрота-амура по ходу Театра может эволюционировать. На промежуточной, второй стадии, Эрос может представать юношей. Ощущается присутствие юношеских сил и расцвета жизни, радости жизни и одновременно умудренность глубокими знаниями. Атмосфера Эроса-юноши учит человека искусству любви. Тут можно с радостью и удивлением понять пути души - своей и партнера. Становится понятно, как обольщать и завоевывать, как познавать Другого. Открывается глубина этой игры, тонкость стратегии, сладость риска. Открывается красота предельного интереса к Другому без зависимости, без залипания, без ожиданий и проекций. Это не обычная наша влюбленность в свое отражение в другом, это именно предельный интерес и любовь - к Другому. Как изучить своего партнера и провести партию любовной игры так, чтобы он влюбился в тебя столь же красиво и свободно, как ты в него? Как сделать возлюбленного (возлюбленную) счастливым так, чтобы он (она) не знал даже, что причина радости - ты? Эрот-юноша учит бескорыстию в любви. Учит, как суфийские дервиши, видеть в возлюбленном – Бога.

Вслед за юношей, а иногда сразу вслед за ребяческой атмосферой иногда к концу Театра раскрывается третий пласт атмосферы. Эта ипостась атмосферы может придти только сама, сгустить ее, если нет коллективного запроса, почти невозможно.

На самом глубоком уровне проявляется ощущение большой емкости пространства, большой сконцентрированной силы. Мы как бы спускаемся в самый центр Земли, ощущая причастность к рождению Космоса из Хаоса. Идет разогрев области копчика и поясницы, чувствуется перемещение каких-то больших, мощных масс. Эрос относиться к существам, которые приходят из глубокой темноты. Можно бесконечно оставаться на детской стадии и не зажигать лампы, но тогда отношения Души-Психеи с миром никогда из этой стадии не вырастут, куколка никогда не станет бабочкой.

Что характеризует атмосферу Эроса-хаоса? Это опускающееся на всю группу хтоническое состояние не рассуждающей стихии. Стихии нечеловеческой мощи, нечеловеческих масштабов. В этой атмосфере человек выходит за рамки Земли и приобщается к галактическим масштабам. Ему остается лишь наблюдать и поражаться. Тут - сопричастность величию, выход из рамок эго, участников как бы вымывает в космос. Тут можно человеческой душе приобщиться к Душе Мировой. Это пространство, где можно творить на каком-то высшем, запредельном уровне, не имеющем шаблонов. Его характеристика – глубокий, но тихий восторг. Клетки в теле раскрываются, каждая дышит и колеблется в резонансе с Универсумом.

Выбор атмосферы Эроса и Психеи актуален для людей, которые серьезно относятся к себе и жизни, которые всё уже себе объяснили и боятся разрушения системы этих объяснений. Для тех, кто надели на себя маску взрослости. Через детское любопытство и непоседливость Эрота – сына Афродиты (которого, кстати, боялись и боги) можно взорвать привычную картину мира и дойти до истинного взросления – встречи с хтоническим древним божеством Эросом, создателем человека и самой Геи –Земли. Но для выхода на эти пласты архетипа нужна готовность Запросивца перейти через какой-то запрет на другой уровень, пожертвовать комфортом и привычностью ради путешествия, которое может ничем не закончиться. Чтобы осветить бездны светом, нужна отвага.

Эта атмосфера (особенно ее второй уровень) также инициируется в ответ на запрос о личных отношениях и о взаимном взрослении в них. Она вскрывает очень много внутренних ресурсов в отношениях.

Позиция Ведущего МТ в атмосфере Эроса и Психеи - несерьезность, непредвзятость, готовность принять любой результат. Эту позицию желательно озвучить для группы, хотя интуитивно она может быть понята участниками.

Подобного состояния сложно достичь нарочито, приемами, «фокусами», оно приходит в ответ на глубокий коллективный запрос. Тут нет явной телесной работы, нет вербализации, комментариев Ведущего. Ведущий един с группой, все варятся в «котле космоса», трансформируясь и трансмутируя. Ведущий создает и поддерживает состояние тишины, как внутренней, так и внешней. Со стороны это выглядит как статичное молчаливое объединение фигур, Запросивца и Ведущего. Если атмосфера Эроса проявилась в своей космической ипостаси, лучше всего просто тихо сесть группой и замереть. Инициатива в этом случае зачастую исходит от группы. Ведущий может только почувствовать этот позыв и развить его. Работы, как таковой, с «потом» и результатом нет. Ты - допущен и переживаешь! Но эта высшая атмосфера возникает не сразу и не всегда, она возможна только в кульминационный момент Театра.

В атмосфере Эрота-юноши, учителя любви, позиция ведущего несколько иная. Это - «Маска и плащ». Ведущий тонко провоцирует, хитро глядит, загадочно улыбается. Состояние Ведущего - всеведущий учитель, муштрующий нерадивого ученика-Запросивца. При этом учителю ведом реальный потенциал ученика. Он знает, что ученик «знает, но не знает, что знает». Это что-то, (если читателю близка такая аналогия) напоминающее ранние фильмы Джеки Чана, типа «Пьяный мастер». Это - комедийная муштра, за которой скрыт очень глубокий смысл – выход на уже описанный союз Эроса-Космоса и Мировой Души.

И далее, по нисходящей, надо описать позицию Ведущего и стиль Театра в том случае если данная атмосфера не может развиться выше уровня Эрота-ребенка, мальчика с луком. Вернемся буквально к мифу (вернее, к варианту мифа):

«Видя, что сын ее Эрот не растет, Афродита спросила у морской богини Фетиды, какая тому причина. Мудрая Фетида ответила: ребенок вырастет, когда у него будет любящий друг. В друзья Эроту Афродита дала Антэрота (разделенную любовь) – и когда они были вместе, Эрот рос, но снова становился маленьким, лишь только Антэрот покидал его».

Для современных людей миф лишь аллегория. Но - воспользуемся ею. Если Запросивец не вырос настолько, чтобы обрести партнера-Психею в Другом (подружиться с Антэротом) и, тем более, не готов встретиться со своей собственной Душой, атмосфера Эроса может быть проявлена в его театре только на начальном уровне.

Тут позиция Ведущего иная. Он достаточно активен. Это – Трикстер, не а-, но вне-моральный. Он не сорвал яблока различения добра и зла. Он не закоснел в рамках согласованной реальности. Он играет как ребенок, меняя правила игры на ходу – вот этот стул только что был космическим кораблем, а через секунду (хоп!) - это здание школы. Или – дерево в тропическом лесу… Он ввергает группу в кипящий котел мыслеформ. Через такой стиль Театра Запросивец может пооткрывать двери к стихиям. Через череду диковинных фантасмагорических существ (сатиров, дриад, кобольдов, сильфид и пр.) через метаморфозы и текучесть - осознать свое право на беспричинные поступки, разорвать диктат причинно-следственной связи.

Стиль Театра – приколы, неожиданные повороты событий, скандальные «любовные интрижки», хаотичное изменение правил. Для запуска атмосферы Эрота-мальчика можно озвучить миф, но главное – Ведущий должен сам стать играющим Эротом, играть ради игры.

Результаты Театра на разных уровнях атмосферы – разные. Их диапазон - от оживления внутреннего Ребенка до осознания Мудрости как живительного сока для души. После встречи с Эротом-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.227.3 (0.015 с.)