Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вариации переменных и типология по различным действующим факторам.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Рассмотрим основные «переменные», которыми располагает методология Магического Театра, которые варьируются исходя из уникальной ситуации в том или ином конкретном случае. Таким образом, мы получим хотя бы приблизительную типологию Магического Театра по достаточно большому количеству варьируемых параметров. И количество переменных, и качество системного вИдения на несколько порядков отличают Магический Театр от того, с чем его можно на первый неискушенный взгляд сравнить (Психодрама, Расстановки по Хеленгеру, Мифодрама и др.) Итак вариации (каждый раз выбираемые Ведущим МТ) возможны по следующим параметрам и переменным: Мы лишь перечислим возможные вариации, как развилки на каждом шаге работы Ведущего и поставлю вопросы, ответы на которые займут несравнимо больший объем, чем предполагает эта ознакомительная статья. Это вопросы, ответы на которые теоретически и практически изучаются в нашем курсе обучения и на специальных методологических семинарах для Ведущих МТ.
По уровню потенциала В разные моменты работы, и, особенно в начале Ведущему важно увидеть и почувствовать уровень потенциала а) самого себя (Ведущего) б) Запросивца в) Группы Возможны следующие варианты:
· Ведущий + (высокий потенциал), Запросивец – (низкий), Группа – (низкий) · Ведущий +, Запросивец +, Группа -. · Ведущий +, Запросивец +, Группа +. · Ведущий +, Запросивец -, Группа +. · Ведущий -, Запросивец -, Группа -. · Ведущий -, Запросивец +, Группа +. · Ведущий -, Запросивец +, Группа -. · Ведущий -, Запросивец -, Группа +.
Таким образом, мы видим, что уже в начале работы возможны как минимум 8 совершенно различных начальных условий только по одному из множества параметров (не считая множества промежуточных позиций, когда потенциалы В или З или Г варьируются в широком интервале между низким и высоким) исходя из которых Ведущий выбирает совершенно различные варианты развития динамики, «вбрасывание», задание той или иной атмосферы, стратегий, технологий и техник, стилей, применяемых метафор и т.п. В ходе Театра каждый параметр может существенно поменяться, что необходимо все время удерживать во внимании, будучи готовым гибко сменить стиль ведения и другие параметры. Следует отметить, что каждый вариант имеет свои плюсы и минусы, свои творческие возможности, и нельзя сказать, что какой-то один или несколько чем-то хуже или лучше других – они просто требуют совершенно разных решений, что делает каждый МТ непохожим на другие уже с самого начала процесса. Понятно, что в случае всех трех плюсов процесс может пройти наиболее быстро, ярко и красиво, но скорость, яркость и красота не являются единственными критериями качества процесса по всей совокупности соответствия работы Запросу Целого, который разворачивается на каждом МТ. Под Запросом Целого я имею в виду, что в каждом МТ можно увидеть «вызов» Универсума, выражающийся через проговариваемый и невербальный запрос Запросивца, каждого участника группы и стоящих за этими запросами структур, а также коллективного бессознательного (тут еще и учет метафоры многокоромысловых весов).
2) По стратегиям [4] Стратегия - выбор (в пространстве и времени) методов, сил, средств и действий, направленных на установление Баланса по некому (одному или многим) ключевому параметру. Для терапии (как, собственно, и при работе с собой) важны не столько сами техники и приемы, а их выстроенность, последовательность распределения нагрузок. Пространственно-временные Стратегии: Стратегии, по которым выстраивается временная последовательность нагрузок в тех же Объемно-Пространственных Стратегиях, последовательность их чередования и вся временная ткань терапии: а) Точечная Стратегия - попадание одним действием в цель (если это целесообразно в данном случае); б) Линейная Стратегия - цепочка последовательных действий, в которой каждое действие зависит от исхода предыдущего, но не зависит от последующих действий (один из примеров - технологии НЛП: "Взмах", "6-ти шаговое Переформирование" и т.д. в) Циклическая Стратегия - ситуация после получения результатов на одной из стадий терапии, когда есть смысл вернуться к одному из предыдущих этапов - например, клиент "созрел" для более глубокой проработки уже пройденной темы заново. Такая терапия идет циклически, каждый раз до конца какого-то этапа, но на все большую и большую глубину. г) Разветвленная Стратегия - действия одновременно (или быстропеременно) по нескольким разным направлениям. (Перескоки с темы на тему или параллельная работа сразу с несколькими уровнями). Действия терапевта в такой ситуации могут, как бы не зависеть одно от другого. д) Адаптивная Стратегия - сначала определяется первое действие. Далее - отсутствие схемы - каждое последующее действие зависит от результата предыдущего, и схема поиска всегда исходит из наиболее полной на данный момент информации. (Один из примеров - гештальттерапия, где терапевт работает в каждый момент с тем, что он выделяет как фигуру из фона). е) Стратегия Случайного Поиска - абсолютное отсутствие плана. Стратегия пригодна, когда нужно найти множество отправных точек для независимого поиска в широком поле неопределенностей. ж) Хаотическая Стратегия - сбивание некой жесткой направленности потока реакций клиента. Это хаотическое изменение переменных характеристик с целью блокировки и переключения с доминирующего жесткого потока реакций. з) Сферическая Стратегия, как разрозненные на первый взгляд "мазки на полотне" из элементов разных встроенных стратегий то тут, то там, где для Мастера угадывается весь замысел (когда полотно будет заполнено). и) и т.д. (более тонкие и специальные Стратегии).
Вложенность Стратегий: Стратегии часто в терапии "вложены" одна в другую. Например, весь МТ идет по линейным последовательным этапам, но внутри каждого этапа имеется своя Стратегия, предположим, циклическая на одном и разветвленная на другом. Или наоборот, весь МТ идет по принципу циклической Стратегии, этапы внутри которой организованы линейно. А внутри какого-то этапа ряд техник и технологий выстроен адаптивно или хаотично. Внутри отдельных техник слова, жесты и т.п. тоже могут организовываться по какой-то оптимальной Стратегии. Комбинации сочетаний и вложенности Стратегий бесконечны и уникальны в каждом конкретном случае и их использование опирается, опять же, на вИдение Запроса Целого.
По распределению Центр-Периферия в Индивидуально Групповом Взаимодействии В зависимости от множества факторов возможны следующие варианты работы (в течение всего МТ или в отдельных его фазах)
· в фокусе внимания Ведущего – Запросивец, · в фокусе внимания фигуры, · в фокусе внимания одна или несколько фигур, · перемещение фокуса внимания с Запросивца на фигуры или на одну или несколько фигур, (с различной частотой в ходе сессии), · в фокусе внимания зрители (редкий, но порой очень важный ход), · в фокусе внимания сам Ведущий (происходит как бы «театр одного актера» - Ведущего, на фоне Запросивца и фигур, которые находятся в пассивной позиции – тоже редкий вариант, но порой именно он может быть единственно адекватным Запросу Целого), · в фокусе внимания одновременно все в равной мере (или быстропеременное переведение фокуса внимания и активности на всех присутствующих).
По фокусировке архетипов Примерно в трех четвертях проводимых за последние несколько лет Магических Театров в кульминационные моменты Ведущий фокусирует те или иные архетипы. Иногда это может быть один архетип, иногда – множество, различны и варианты их фокусировки (в тех Театрах, где явная фокусировка не происходит, архетипическая работа все равно так или иначе идет, но «за кадром»). Архетип(ы) фокусируется:
· на одну из фигур, · на несколько фигур, · на самого Запросивца, · на Запросивца и фигуры, · на всех, включая зрителей, выбирается «оракул» из числа зрителей или (в особых случаях) «оракулом» становится специально приглашенный Соведущий.
По стратегии выбора фигур Одна из первых фаз Магического Театра (как правило, но не всегда) начинается (после выслушивания Запросивца и задавания ему уточняющих вопросов или иных техник) – это выбор системы координат – т.е. собственно означивания фигур, которые затем Запросивец будет «передавать» путем специального ритуала, выбранным им из числа зрителей «актерам». Фигуры, а особенно комбинации фигур почти никогда не повторялись за 19-летнюю историю МТ. В зависимости от множества факторов, можно различить три типа МТ по параметру простоты-сложности выбираемых фигур: · Простой – фигуры при этом отражают уровень субличностей клиента, например: ревность, боль, гнев, самолюбие, защитник, прокурор, маленький мальчик, мудрый старик, обида… (когда выбираются простые фигуры, неискушенный наблюдатель или участник может принять МТ за разновидность Психодрамы, но, надеюсь, что уже после даже того небольшого, но емкого структурирования типологии МТ, ясно, что МТ и Психодрама – различные методы). · Структурный – фигуры отражают более глубокие структуры, чем на субличностном уровне. Это уровень механизмов, например: оральная или анальная фиксация, уровень либидо, анима или анимус, подавленные чувства, сценарные процессы, механизмы защиты, вторичная выгода, убеждения о себе, других, жизни, образ жизни, чакры, тонкие тела, энергетические структуры: блокировки, доминирующие очаги, различные уровни и степени чего-либо и т.п. Сюда же относятся родовые фигуры, например прапрадед и прапрабабка из какого-то колена по отцовской или материнской линии, сам род как фигура и различные его составляющие. · Постструктурный – фигуры абстрактные, имеющие множество возможных интерпретаций. Это уровень системных деформаций, лежащий в различных развертках, типа: твоя принадлежность семье, роду, этносу, человечеству; или по временной развертке: ты в контексте текущего месяца, жизни, эпохи, истории человечества; или Дух, Душа, Тело; или ты в 3 года, 17 лет, 34 года и 41 год; или Жизненный Путь, Предназначение, Внутренний Козел Отпущения; или Границы твоего Языка и Символ Свободы и т.п. Сюда же относятся расклады по различным философским системам, для примера возьму экзистенциальную модель Хайдеггера: Бытие-к-Смерти, Ужас перед Ничто, Зов Совести, Забота, Оставленность-в-Предоставленности-самому-себе, Бытие-виновным (причастным). И др. Такие фигуры выбираются, когда работа идет на уровне пересборки фундамента личности – картины мира, системы ценностей. По количеству фигур · Малая система координат – от 1 до 4 фигур, · Средняя система координат – от 5 до 10 фигур, · Большая система координат – от 10 и более (это редкие случаи, в моей практике максимальное количество фигур было – 50)
По «этажности» фигур Часто Магический Театр (особенно в случае малой системы координат) проходит, если так можно выразиться – «в один этаж фигур». Т.е. все фигуры активно задействуются. Но иногда случается необходимость ввести сразу две системы координат, например 4 фигуры первого «этажа» и несколько фигур второго «этажа», при этом фигуры второго «этажа» являются пассивными – Ведущий лишь время от времени справляется об их состоянии, по которому он ориентируется в динамике всей системы. К примеру, в качестве фигур второго «этажа» можно выбрать 7 энергетических центров. Понятное дело, что в начале работы их состояние разбалансировано, что отражается в дискомфортном состоянии актеров, которые являют собой своеобразные зеркала состояний семи энергетических центров. Не задействуя их в динамике процесса, Ведущий работает с первым «этажом» фигур, добиваясь в процессе работы улучшения состояния второго «этажа». Т.е. второй «этаж» является дополнительным индикатором в работе. Семь энергетических центров в качестве фигур второго «этажа», это, конечно, один из множества примеров. Те же 7 центров могут быть фигурами первого «этажа» или вообще единственной системой координат для какого-то Театра. Я привел эту систему координат еще и потому, что она довольно редко используется в работе, чтобы показать просто частный случай. Возможны и более сложные комбинации, когда, помимо первого и второго «этажей» фигур, выбирается еще третий, а то и четвертый, со все более абстрактными, зачастую, выходящими за человеческий или даже социальный уровень, например, третий или четвертый «этаж» фигур отражает Ноосферические процессы. При этом, активная работа ведется то с первым «этажом» фигур, то со «вторым», то сразу с двумя, которые по ходу процесса перемешиваются и трансформируются уже в какие-то новые фигуры (в ходе почти каждого Театра фигуры претерпевают многократные трансформации, становясь под конец процесса совсем не тем, что было изначально передано актеру, и любой – даже совсем неопытный актер эти превращения в себе ярко переживает). Итак, еще одна типология МТ:
· один этаж фигур, · два этажа фигур, - с одним работаем, а другой – диагностический (как пример), они могут меняться в ходе процесса, · три и более этажей фигур, когда есть возможность выбрать много фигур
По атмосфере Термин «атмосфера» используется в системе актерского мастерства Михаила Чехова. И подробнее мы поговорим о них, в отдельной главе этой книги. Здесь же скажем лишь то, что в МТ из взаимодействия Запроса и вИдения Ведущего всякий раз создается та или иная атмосфера. Мы увязали эти атмосферы с теми или иными архетипическими феноменами, поэтому в арсенале МТ мы оперируем атмосферами, часто совершенно противоположными, которые названы по создающему их архетипу. Итак, еще одна типология (далеко не полную) Магического Театра по доминирующей атмосфере:
· атмосфера Аполлона и Афины, · атмосфера Диониса, · атмосфера Ареса, · атмосфера Афродиты, · атмосфера Зевса, · атмосфера Кроноса, · атмосфера Аида, · атмосфера Гермеса, · атмосфера Осириса, · атмосфера Исиды, · атмосфера Сета, · атмосфера Матери Лады, · атмосфера Шивы, · атмосфера Люцифера, · атмосфера Ра, · атмосфера Сварога, · и т.п.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.231 (0.013 с.) |