По доминирующему режиму работы (по аспектам) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По доминирующему режиму работы (по аспектам)



· энергетический (работа строится, в основном, с энергетическими структурами, с применением энергетических техник и методов), информационный (соответственно доминирует информационный аспект – разбор ситуации, интерпретации, метафоры, разбор состояния и взаимоотношений фигур и Запросивца и т.п.);

· структурный (выделяются определенные структуры в жизни Запросивца, с которыми и идет к тому же достаточно структурированная, этапная работа);

· функциональный – акцент в работе делается на выполнении тех или иных действий – телесная или двигательная работа, выполнение заданий Ведущего и т.п.

· пространственный – акцент на пространственном аспекте Театра – расположение и позиции фигур и т.п.;

· временной - акцент на перемещение по различным временным промежуткам, регрессия, например, и т.п.

 

***

Все эти и многие другие переменные существует в разных пропорциях в каждом Театре, а вот какова пропорция - это уже и будет составлять индивидуальность и неповторимость каждого МТ. Каждый МТ уникален по доминантам тех или иных позиций перечисленных типов, их сопряжения, процентовки и т.д.

Важно, чтобы Ведущий не придерживался одной, пусть даже удобной и уже наработанной схемы, а мог бы играть на всех струнах всех позиций, в зависимости от многофакторности Запроса Целого.

 

 

 

Глава 4

Разборка – Сборка

 

«… Я оказался в сумрачной, тихой комнате, где без стула, на восточный манер, сидел на полу человек, а перед ним лежало что-то вроде большой шахматной доски…
- Я никто, - объяснил он приветливо. – У нас здесь нет имен, мы здесь не личности. Я шахматист. Желаете взять урок построения личности? Тогда, будьте добры, дайте мне десяток-другой ваших фигур.

- Моих фигур?..

- Фигур, на которые распалась ваша так называемая личность. Ведь без фигур я не могу играть.
Он поднес к моим глазам зеркало, я снова увидел, как единство моей личности распадается в нем на множество «я», число которых, кажется, еще выросло…
- Тому, кто изведал распад своего «я», мы показываем, что куски его он всегда может в любом порядке составить заново и добиться тем самым бесконечного разнообразия в игре жизни. Как писатель создает драму из горстки фигур, так и мы строим из фигур нашего расщепленного «я» все новые группы с новыми играми и напряженностями, с вечно новыми ситуациями. Смотрите!

Тихими, умными пальцами он взял мои фигуры, всех этих стариков, юношей, детей, женщин, все эти веселые и грустные, сильные и нежные, ловкие и неуклюжие фигуры, и быстро расставил из них на своей доске партию, где они тотчас построились в группы и семьи для игр и борьбы, для дружбы и вражды, образуя мир в миниатюре. Перед моими восхищенными глазами он заставил этот живой, но упорядоченный маленький мир двигаться, играть и бороться, заключать союзы и вести сражения, осаждать любовью, вступать в браки и размножаться; это была многоперсональная, бурная и увлекательная драма… И вот так этот умный строитель строил из фигур, каждая из которых была частью меня самого, одну партию за другой, все они отдаленно походили друг на друга, все явно принадлежали к одному и тому же миру, имели одно и то же происхождение, но каждая была целиком новой.

- Это и есть искусство жить, - говорил он поучающе. – Вы сами вольны впредь на все лады развивать и оживлять, усложнять ее...»

Этот отрывок из романа Г. Гессе «Степной волк» прекрасно подходит для метафорического описания начала и конца основного действия в МТ- разборку и сборку.

Если дать определение, то оно будет звучать так - разборка в МТ-это распад «я» Запросивца на определенную палитру фигур разного уровня (субличностного, личностного, надличностного) и в определенном контексте.

Разбивка идет через огромное множество путей. Но это – не мифодрама и не расстановка! Разница достаточно существенна, да и инструментарий МТ гораздо богаче!

 

Во-первых, в МТ мы оперируем огромным множеством систем координат (подробно см. главу 8), во-вторых, пользуясь нелинейной логикой, мы имеем возможность связывать их между собой в различных пропорциях и вариациях. Это богатство, сравнимое с богатством самой жизни. МТ не упрощение, отнюдь! Цель и принцип МТ – усложнение и полнокровность жизни. Поток жизни, река жизни Запросивца по интуиции Ведущего разбиваясь на отдельные рукава (фигуры МТ) вливается в пространство МТ. В этом кипящем алхимическом котле свершается чудо – и, вновь сплетаясь-собираясь на выходе, поток становится полноводнее.

Во-вторых, выбор Ведущим фигур зависит от совокупности множества факторов, поэтому непосвященному может показаться, что фигуры взяты случайным образом, грубо говоря «от балды». Итак, эти факторы:

- озвучиваемый запрос

-запросы группы

-запрос Целого (Ведущий воспринимает индивидуальную проблему, скорее как повод, за которым кроется запрос Души и выход на запрос Целого, который он и стремится увидеть)

- вИдение Ведущего (которое зависит от знаний, опыта, и индивидуальных особенностей Ведущего)

- потенциалы всех участников (см. гл.7 пункт 1)

- Цель театра. Так, диагностические Театры, не преследующие цели трансформации, отличаются простотой и очевидностью фигур, трансформирующие представляют гораздо более сложный неочевидный рисунок.

- место и время проведения Театра, количество участников.

- и еще много других факторов, которые и озвучить-то невозможно. Может быть, бабочка в Токио махнула крылом или девочка в Венесуэле уронила чашку? Или в Скотопригоньевске прошел дождик. Как говориться: «слово – серебро, а молчание – золото». Тут имеется в виду не молчание хитрое (знаю, да не скажу), а молчание о неназываемом. Это важный момент в понимании таинства Сборки-Разборки – оставить место для молчания, воздух для творчества.

И получается, таким образом, что фигуры хорошо, если лишь на половину зависят от Запросивца. Человек, в контексте МТ, - это облако смыслов, на которое мы каждый раз можем взглянуть с новой стороны. Поэтому-то каждый раз сочетания фигур МТ неповторимы.

Как же происходит разборка и что это за множество путей, по которым может пойти Ведущий, выбирая фигуры? Чем обоснован его выбор?

В идеале, Ведущий постоянно находится в сонастройке с пространством и поэтому может чувствовать Запрос и даже некоторые фигуры заблаговременно. Например, накануне он может увидеть сон, столкнуться с информацией, суть которой раскроется только во время Запроса или в его окружении может актуализироваться какая-нибудь тема, которая напрямую или косвенно будет связана с Запросом. К таким вещам надо быть чутким. С другой стороны, не следует и увлекаться игрой в «знаки» и «говорящий мир». Необходимо внимательно соотнести полученную прединформацию с той, которая придет во время озвучивания запросов группы и главного героя.

С этой целью перед началом общения с группой Ведущий входит в состояние деконцентрации.

Внимание в подобном состоянии расширяется, а вИденье становится четче, что позволяет воспринять различные интерпретации и оттенки смыслов входящих сигналов, в большинстве случаев значительно отличающиеся от привычной картины мира.

Находясь в состоянии расфокусированного («второго») внимания, Ведущий одновременно использует и первое внимание - задает уточняющие вопросы, осознанно следит за невербальными сигналами – жестами, мимикой Запросивца и группы.

Параллельно «вторым вниманием» он воспринимает все то, что происходит «за кадром» - приходящие образные ряды, потоки энергий, телесные ощущения и др. Обработанная (часто в большей степени на бессознательном уровне) информация явит себя в символических образах, может быть - в прямом знании, сопровождающимся уверенностью или - в целых системах координат, которые всплывут в сознании.

Например, это может быть семейной системой, системой определенного мифологического сюжета, системой соционических типов, системой, связанной с понятием Доминанты Ухтомского и т. д.: как мы уже говорили, инструментарий МТ достаточно велик.

Интересно, что логическое обоснование выбранных фигур может прийти сразу, а может и вовсе не прийти. Главный критерий, которым тут стоит пользоваться - это чувство «ТО», Оно срабатывает внутри, как тумблер переключателя: щелчок - и загорается свет! Вкус этого чувства безошибочности очень тонок, он приходит с опытом. Может быть, он похож на какую-то телесную сытость, может быть – на вдох полной грудью после задержки дыхания – у каждого Ведущего ощущения и сравнения свои и полезно их зафиксировать в осознании как якорь, позволяющий быстро отследить это ощущение верного выбора.

Иногда, особенно новичкам, для того, чтобы прийти к нему, необходимо обсудить фигуру с Запросивцем и уточнить ее название, приемлемое для Запросивца. Обращаясь к метафоре включения света, тут мы пользуемся диммером - настраивая нужную яркость света.

Если адекватным запросу и ситуации является целая система координат (например, крест: Я-раб, Я-царь, Я-бог, Я-червь), то целесообразно вкратце объяснить группе ее происхождение и значение.

Чтобы не быть голословными, стоит привести пример разбивки на фигуры.

Пример:

Запросивец:

-Я ощущаю себя в режиме постоянной погони за ощущениями и вечного непостоянства. Такое ощущение, что я должна все время отдавать энергию, чтобы ее откуда-то брать, вытягивать. И я вытягиваю энергию путем того что становлюсь проводником. Но отдавать надо всегда больше чем получаю, и это невыносимо, я устала.

Возможно это связанно с драматическим мифом? Мой запрос - на другие способы получения энергии.

Ведущий: Я вижу тут 3 фигуры:

- Поток энергии, который я получаю

- Поток энергии, который я отдаю.

- Система моих внутренних блокировок (материнская установка)

Вопрос к Ведущему: Если можно, опиши, как был сделан выбор фигур?

Ведущий: Когда Запросивец (Запросивица) вытянула крестом от туловища руки, показывая как идет поток энергии, ко мне сразу пришло понимание, что дело тут не в драматическом мифе, а в восходящем потоке эненгии, который «запружен» блокировками, и именно они создают слабость и усталость. Энергия тратится на их поддержание. Фигуры мной обозначены прямо, «в лоб», так как человек имеет уже опыт работы с методами МТ и такая трактовка его «возвышенной» проблемы – дескать, я, бедняжка, отдаю всегда больше чем получаю – не вызовет реакции неприятия. Интересно, что ощущение того, что фигур именно три, четко пришло еще до озвучивания запроса. (до этого была прединформация – рассказ Запросивицы о ее взвимодействии с тремя собаками – двумя рыжими кобелями и одной черной сучкой.) И, как оказалось в дальнейшем процессе, это был некий вариант Театра из выбранных трех фигур.

 

***

 

Во время Театра могут быть введены дополнительные фигуры. Ощущения необходимости их появления бывают очень настоятельными: пространство-то уже «раскачано». Ввод дополнительных фигур, как правило, происходит, когда часть начальных фигур уже трансформировалась. Тогда Система, которой являются фигуры - на пике динамики и ощущается потребность в стабилизации и компенсации.

Фигуры - как верхушки айсбергов, Внизу, в океане мыслеформ, в животворящей тьме коллективного бессознательного – их «подводная часть», их глубинные смыслы и связи. Через эти связи в процессе Театра мы можем выйти на архетипы и на Совокупного Заказчика судьбы данного человека, т.е. на архетипический корень проблемы.

Двигаясь за дрейфом своих «подводных частей», своих архетипических связей, фигуры в процессе Театра могут претерпевать ряд трансформаций, освобождаясь от обусловленностей, высвобождая все больше и больше энергии, приобретая все большую и большую «светимость».

Таким образом, цель разборки на фигуры и МТ в целом - трансформация выбранных частей, расширение контекста (добавление частей) и возвращение их в новом качестве - т.е. сборка.

При этом Ведущему очень важно осознавать, что он является проводником в неизвестное, а не мистером или мисс «Я лучше знаю, как надо». С набором определенного (небольшого) опыта очень сильным становится искушение провести Запросивца по хорошо проторенной дорожке, ведущей к «успеху» - закостенению его в новой форме, более адекватной социуму, причем, зачастую, социуму специфическому – социуму психологов и «работающих над собой».

Нет, трансформация должна служить совсем другой цели – цели придания гибкости и максимальной подвижности всей системы–Души. Цель разборки, трансформации и сборки в МТ - дать человеку возможность некоторое время побыть вне привычной (и вне - любой) картины мира, вне согласованной реальности, вне Имажинера. Быть беззащитным, уязвимым, но – открытым.

В процессе написания этой главы, мы работали с архетипом Магического Театра, пользуясь методикой фокусировки архетипа и беседы с архетипом. В результате этого были получены некоторые ответы, и, вырисовался некий образный ряд.

Возник образ человека, как квартиры, куда ведет коридор, возникающий при начале Театра. То есть, при проведении Театра, при решении человека стать Запросивцем, возникает коридор в его внутреннюю «квартиру», которую он обжил, к которой приспособился, как-то обставил, которую он любит (или терпит), считает домом, на недостатки которой его глаз, как говорят художники, «замылился», которая стала тесной. Эта квартира его личный Мифос из которого ему и предстоит выйти за собственные стены, в открытое пространство неизвестного. Коридор возникает в момент, предшествующий разборке. По мере появления фигур становится ясно, что это - комнаты квартиры. Это - диагностика. Она говорит: вот у данного человека комнаты его внутренней «квартиры» - именно такие. А дальше начинается трансформация. Стены комнат начинают дрожать и таять, все сливается в некое облако метаморфоз, клубящееся, живое и самодостаточное. Это шар- ризома, это похоже на Океан в «Солярисе» Лема, похоже на миры Сальвадора Дали. Все время возникают и разрушаются какие-то формы, структуры, теряется оценочный, человеческий подход, возникает ощущение многовариантности, равнозначности.

Выход через коридор в квартиру и превращение квартиры в облако (Океан) похоже на открытие входа в лабиринт, проход через лабиринт и выход в пространство ризомы. От линейного понятия Пути - к объемному пространству Существования.

Это - суть процесса разборки и трансформации. Линейно, в обычном режиме времени это не представить. В истинном пространстве МТ все, по сути, происходит раньше, чем происходит видимым образом. Действие, взаимодействия фигур друг с другом, с Запросивцем и Ведущим – это только схема, хотя для зрителя Театр может представляться увлекательнейшим зрелищем. Но в реальном мире вся информация уплощается, обедняется. По сути МТ – глобус, в проявленном виде – карта и искажение неизбежно. Эту неизбежность надо осознавать и Ведущему, и Запросивцу.

В процессе Театра облако-сфера, в которой фигуры, как электроны, размазаны по орбите растет. Оно становится свободнее, бесформеннее и разреженнее. Возникают пустоты, но повышается светимость, все становится более живым, мягким и гибким. В момент передачи фигурами новых, трансформированных смыслов на этом плане (на том плане, на котором архетип МТ рассказывает о себе) каких-то переломных моментов не возникает. Прибавляется лишь мягкость, гибкость, объем. Затем, на короткий миг – снова ощущение коридора, выхода из МТ. Но этот выход – в пространство неопределенности, в пространство без шаблонов. Нет пока новой квартиры - больше, лучше, чище, дороже…

Потом уже Запросивец построит ее, ведь без нее – никак. Но какой она будет? Пока – момент неизвестности.

….«О море страданья, о бездна тоски,

Чудесное здание разбито в куски,

Ты градом проклятий его расшатал,

Горюй об утрате погибших начал.

Но справься с печалью, восстань, полубог!

Построй на обвале свой новый чертог

Но не у разлома, а глубже - в груди

Свой дом по другому теперь возведи…»

(Гёте, «Фауст»)

Теперь мы от более общей, более теоретической и поэтической части нашего описания Сборки-разборки перейдем к практике и частностям.

После того, как фигуры обозначены, Запросивец совершает выбор «актеров», которые отобразят для него актуальное состояние этих его частей... Почти всегда Запросивец их определяет в группе сразу, интуитивно, как бы «озарением». Действительно, для тех, кто участвует в МТ не впервые, возможно увидеть ореол света вокруг какого-нибудь из участников – по мере называния ведущим фигур. С другой стороны, сами члены группы часто не сомневаются в том, что именно их выберут на роль той или иной фигуры. Дело в том, что выбор актера на роль в МТ очень неслучаен, и, человек «в фигуре» практически всегда получает ответ на свой внутренний озвученный или не озвученный запрос!

После выбора актеров на роли – обретения фигурами плоти и крови проводится важный и очень специфический для МТ ритуал – Ведущий вводит актеров в состояния «Зеркала». Это - одно из существенных отличий МТ от психодраммы и расстановок «по Хеллингеру». Для чего и как это делается? Для того, чтобы отображение драмы, разыгрывающейся в душе Запросивца, не искажалось «личностными шумами» участников действа, а также для экологичности (безвредности для актеров) происходящего процесса.

«Зеркало» убирает на время действия личность «актера», хотя бы он и не имел никакой предварительной подготовки. «Зеркало» приводит к тому, что после ритуала его передачи, а затем передачи роли, «актеру» не нужно ничего объяснять – с этого момента любое, даже малейшее его действие удивительно точно передает то, что происходит во внутреннем мире главного героя. С момента передачи роли, безо всяких объяснений все действующие лица представляют единый организм. На сцене с потрясающей точностью разворачивается механика жизни главного героя.» («Драматургия и режиссура жизненного пути», В. Лебедько, гл. 9).

Интересно, что человек «в зеркале» но еще без передачи фигуры уже является фракталом МТ и внутри такого человека уже актуализируется то, что необходимо для запроса.

Процедура передачи фигуры-роли выбранному участнику-актеру такова: Запросивец становится сзади выбранного на роль участника, уже находящегося в состоянии «Зеркала». Затем он кладет этому участнику руки на плечи и произносит:

«Ты – мое то-то и то-то» Например «ты - мой образ Я», «ты – Гермес во мне», «ты – мое тело» «ты - моё суперэго» и так далее. Главное тут, чтобы из формулировки обязательно следовало, что эта фигура не абстрактна, а является частью внутреннего мира Запросивца.

Почувствовав изменение в состоянии, актер отвечает: «я – твоё названное качество», то есть: «я - твой образ я», «я - Гермес в тебе» и так далее. Снова подчеркивается принадлежность фигуры Запросивцу и с этого момента фигура вступает в Игру. Бывает так, что Запросивец внутренне сопротивляется и поэтому не может передать «актеру» нужного состояния. Тогда Ведущему необходимо помочь Запросивцу через телесную работу: хлопнуть или прикоснуться к тому месту в теле, в котором это состояние удерживается.

И вот фигуры в игре! Тут начинается то действо, та трансформация, то развитие, ради которого и была произведена разборка, начинается Магический Театр! Первые моменты действа – это диагностика. Фигуры начинают двигаться, чувствовать, взаимодействовать. На этом этапе они – комнаты метафорической внутренней квартиры Запросивца, образ которой возник в беседе с архетипом МТ. Затем начинаются трансформации, внешне проявляющиеся в изменении поведения, самочувствия и взаимоотношений фигур. Внутренне – это переход на стадию «облака».Тут возможен и ввод новых фигур.

Теперь мы перейдем, к примеру, их – неисчислимое множество, ведь Сборка-Разборка каждый раз – уникальна и неповторима. Поэтому тут будет подробно приведен лишь один относительно простой пример с данными в таблице для того чтобы просто составить некоторое представление у читателя.

Пример

Запрос: Я в детстве и юности выигрывала всякие конкурсы (один раз – конкурс красоты!, но всегда было чувство, что это - не обо мне, настоящая я этого недостойна. Было все время как-то неудобно перед другими. Чувство такое: «извините, что я отличница…», «извините, что я красивая». Всегда боялась зависти и осуждения. Боялась расстроить маму. Мама мне платье такое купила, что мне даже трогать его было неприятно, а я носила его, молчала. Еще много случаев из детства можно подобных рассказать.

Ведущий: а как ты относишься к подонкам? Таким настоящим беспринципным, шекспировского масштаба? Например к Яго или дочерям короля Лира – Гонерилье, Регане?

Запросивица: О! Я им завидую, я тащусь от них! Они не боятся быть плохими, не боятся, что все их осудят, они просто живут.

Ведущий: А если ты действительно подвергнешься осуждению присутствующих, которого ты так боишься? Что тогда произойдет? Какое твое убеждение сломается?

З: ТО, что я особенная, чем-то отличаюсь от других.

В: Какова твоя жизнь сейчас?

З: Вроде всё хорошо, но есть ощущение какой-то невосполнимой утраты, будто бы мне что-то было дано, а я этим не воспользовалась и теперь эти шансы кончились.

В: Я выбираю 3 фигуры:

-То, чего ты хочешь сама

- То, чего от тебя хотят другие

- Чувство невосполнимой утраты в итоге.

 

Трансформацию фигур этого театра можно представить в виде простой таблицы

 

Разборка на фигуры Трансформация фигур Сборка и передача фигурами нового состояния
То, чего ты хочешь сама   Был проявлен архетип Люцифера, энергия которого блокировалась Запросивицей. Она использовала силу этого архетипа для того чтобы отрицать его. В МТ была проведена процедура отдавания Люциферу долгов.   Уверенность, внутренняя свобода, гибкость в отношениях.
То, чего от тебя хотят другие Поступок, выходящий за рамки обыденности и освобождающий энергию Желание близости, предвкушение близости с людьми, волнение и страх от этого.
Чувство невосполнимой утраты в итоге. Желание ничего не менять и убеждать себя, что я люблю мою жизнь Желание осознавать, принимать и реализовывать. Желание творчества.

 

Теперь подробнее поговорим о сборке.

Момент, благоприятный для сборки – обратной передачи состояния от актера Запросивцу, то есть возвращение изначально спроецированных на «актеров» частей «я» - необходимо также чувствовать, учитывая состояние всей системы в целом. Если фигура трансформировалась во что-то благоприятное, это не значит, что ее сразу нужно передавать, она может быть ресурсом для работы и помочь в образовании связей с другими фигурами.

Не всегда в конечном итоге превращение достигает условно благоприятного состояния. Такая «неблагоприятность» свидетельствует о том, что это состояние необходимо пережить в жизни и что это повод для дальнейшей работы.

Теперь о технологии: как происходит сборка, как она оформлена ритуально? Когда фигура чувствует готовность «передаться», по своей инициативе или после вопроса Ведущего, проводится следующий ритуал:

Фигура становится сзади Запросивца, кладет руки ему на плечи и как-то формулирует то качество, которое она теперь представляет для Запросивца (в Запросивце). Формулировка звучит так:

«Я передаю тебе твое такое-то качество…» например – твою радость жизни, твою способность анализировать, твою неготовность к трудностям, твоего внутреннего ребенка и так далее. Формулировки могут быть самыми разными и достаточно свободными. Качеств, передаваемых таким образом, может быть несколько, иногда противоречивых. Если трудно сформулировать вербально, то, что ощущается, говорится фраза

«Я передаю тебе все, то твое, что было связанно у меня с тобой в этом процессе»

Когда Запросивец энергетически принимает названное качество в себя (как бы вдыхает его внутрь), он отвечает:

«Я принимаю мое такое-то качество»

Или:

«Я принимаю все, то мое, что было связано у тебя со мной в этом процессе».

Тут очень важно сделать акцент на том, что названное качество и состояние принадлежит Запросивцу, а не актеру, это делает процесс МТ безопасным для человека «в фигуре» и эффективным для Запросивца.

После произнесения фраз ритуала фигура подходит к Ведущему и он снимает «Зеркало». Для того, чтобы удостоверится, что процесс прошел экологично для участника, он говори: «назовись!» и участник называет свое имя, после чего становится просто зрителем.

Глубинная суть процесса передачи состоит в том, что трансформировавшиеся фигуры передают новые возможности, вновь и заново открытые качества, восстановленные связи. «Облако смыслов» становится больше, контекст жизни и восприятия человека расширяются. Сборка, начавшись в момент «передачи» фигур продолжается еще в течение некоторого времени. Это время - от месяца до нескольких лет. В этот период энергии «подтягиваются» со всех пространств и объемов, привнося изменения в причинно-следственные связи, жизненные сценарии, эмоциональные реакции, ценности и др.

Состояние после сборки похоже на состояние прохождения 17-го Аркана Таро Звезда. Башня уже пройдена и разрушена, и душа человека, пусть на краткий миг, но эволюционировала до состояния мировой души, Софии, путь которой освещает Дух, звезда Магов. Состояния дымки, тумана, сияния, легкости – это «сфумато» картин Леонардо да Винчи. Этим воздухом дышится легко, он насыщает, он дает ощущение выхода из пыльной темницы.

Начинающие Ведущие часто сталкиваются с проблемой Театров, чрезмерно растянутых во времени. Театр может идти 4, 5, 6. даже 7 часов, изматывая группу. Это связано, помимо недостаточного опыта, с перфекционистким стремлением довести все до «счастливого конца», такой чудесненькой и позитивной «идеальной сборки», что во многих случаях может быть не совсем полезным и даже вредным. Мы уже говорили об этом, но такие важные вещи нелишне повторить. Сборка и разборка – это вдох и выдох, это - свобода дышать, обрести больший объем дыхания. И Ведущему необходимо стремится к состоянию свободного, дышащего в согласии с миром авантюрного сознания, где нет привязки к результату, сверхзаинтересованности в «излечении» и «истине». Он - проводник, способный удивляться и восторгаться свершающемуся «чуду», чуду жизни.

Глава 5.

Системы координат.

В этой главе мы коснемся важного вопроса выбора адекватно Запросу той или иной системы координат. Как мы уже говорили, в других главах, их бесчисленное множество и

копилка их в МТ все время пополняется. Здесь мы не ставим перед собой задачи перечислить как можно больше таких систем координат, но хотели бы выстроить в сознании читателя более ли менее четкую систему, которой в прочем не стоит строго следовать, она лишь служит задачи упрощения поиска.

Выбирая ту или иную систему координат, Ведущий выбирает угол зрения, а также опорные точки в пространстве, которые задают рисунок в нем и отчасти траекторию движения процесса. Он может использовать от одной до нескольких систем координат сразу или одну систему и дополнительные фигуры или по-всякому комбинировать различные СК. В любом случае он рисует в пространстве линии, кресты, круги, ставит точки. Это начальные мазки на полотне будущего совместного творения. Так он берет из жизни готовый материал для того, чтобы в ходе сплетения ритуала и импровизации родился новый, свежий, наполненный шедевр.

Но для того чтобы рисовать вольный шедевр мастеру необходимо вначале пройти академическую школу. Сочетание математической точности со свободой воображения и чувственной экспрессией вот к чему стоит стремиться будущему мастеру.

Чем же Ведущий руководствуется, когда делает свой выбор? Как правило, выбор системы координат (далее СК) происходит интуитивно, но для того, чтобы интуиция подсказывала для начала необходимо осознанно потрудиться над тем, что же загрузить в подсознание, чтобы потом оно работало уже само. Итак, осуществляя свой выбор, Ведущий может обратить внимание на то какую философско-мировоззренческую модель стоит вывести в доминанту, через какую плоскость рассмотрения будет быстрее и эффективнее решить поставленную задачу. По этим параметрам мы можем провести классификации СК. Так мы сможем облегчить процесс оперирования с ними. Итак, уже на начальном этапе Ведущий может осознавать какую философско-мировоззренческую модель стоит вывести в доминанту. Самый простой способ достижения этой цели, это выбрать СК из соответствующей модели. Т.о. мы можем систематизировать СК по тому, из какой она философско-мировоззренческой модели:

 

· Неоплатонические СК – приобщают к некому единому психическому пространству, вмещающему и соединяющему сознание и бессознательное, при этом являясь не частным, а всеобщим. Другими словами к Мировой Душе. Они способствуют осознанию Единства всего сущего. Осознание того, что тело орган души. А также дают возможность подняться по вертикали духа и взглянуть на ситуацию, на жизнь «сверху», со стороны, выводят за грань обыденности.

 

Примеры:

 

- Мировая Душа/даймон/гений/, ключевое фигура в МТ, даже если не выделяется в отдельную фигуру, то работа в основном идет по восстановлению связей с ней; даймон- сущность, поражденнная Мировой Душой. Даймоны не имеют конкретного пристрастного отношения к добру или злу, а, скорее, нужны чтобы помочь определить характер человека или личности, его сила заключается и в предотвращении разных страданий и несчастий. Гений-прародитель рода, затем бог мужской силы, олицетворение внутренних сил и способностей мужчины или самостоятельное божество, рождавшееся вместе с человеком (иногда предполагалось два гения — добрый и злой), руководившим его действиями.

 

- единое/ум/душа/космос/материя, где единое- непознаваемое, а ум- познаваемое. Неразличимое "единое", приходя к различению при помощи числа, достигает качественно-смыслового различения в "уме". "Единое", переполняясь самим собой, требует перехода в иное, а поскольку оно остаётся постоянным и не убывает, иное только отражает его, т. е. является "видом" и "умом", "умопостигаемым космосом", его зеркалом; космос- принцип организации, материя- материальный, физический аспект существования.

-и т.д.

 

· герметическо-алхимические СК. В рамках внутренней алхимии человек или его отдельные материальные и нематериальные компоненты (сознание, тело, дух, душа, отдельные энергии и т.п.) рассматриваются как субстанции, обладающие определёнными химическими и физическими свойствами, с которыми можно производить операции, описываемые на языке химических превращений. Такие СК подходят для становления на путь индивидуации, для прохождения инициаций, установление глубокой связи с Гермесом Трисмегистом, постижение «потусторонней мудрости», постижение тайны жизни, а точнее ее таинственности, так как тайны алхимии невозможно раскрыть, но они сами служат инструментами понимания нашей жизни, проливая свой свет на всё вокруг. Это постижение принципа единства материи и духа, медитативное погружение в мистерию трансформации, внутреннее преображение от инициатического контакта с тайной. «Само созерцание космического процесса в алхимическом рукотворном космосе поднимает адепта по ступеням совершенства и ведет к одухотворению и обретению бессмертия».

 

Примеры СК:

 

- ртуть/сера/соль, где ртуть олицетворяет женское начало, душу, сера- мужское, дух, а соль-тело;

 

Сера и ртуть, соединяются затем в различных отношениях, и образуют:

 

- семь металлов: железо, олово, свинец, медь, ртуть, серебро и золото. 7 состояний, 7 этапов движения к совершенству. Золото как совершенный металл образуется, только если вполне чистые сера и ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях;

 

- нигредо/ /альбедо/ рубедо - алхимический цикл Великого Делания, где нигредо- обозначает полное разложение, либо первый этап создания философского камня, это также стадия процесса индивидуации, на которой происходит интеграция темных, теневых аспектов личности в более полный и целостный образ Я,, альбедо- осветление, в алхимической традиции вторая стадия алхимического магистерия, трансмутации первичной материи, "рассвет", "серебро", "лунное состояние, которое еще должно быть поднято до солнечного состояния" материи,усиление духовности, чистоты и готовности к трансформацииа, а рубедо- достижении просветлённого сознания, слияния духа и материи, создание философского камня, означающее конечное состояние первичной материи, "восход", материю в состоянии "крайней интенсивности огня", состояние, возникающее при интеграции элементов и трансмутации исходной субстанции в золото на завершающих ступенях алхимического магистерия, жизненного потенциала, погруженного в глубины психики, цвет первичной энергии либидо.

-и т.д.

 

· экзистенциальные СК служат переходу Запросивца на экзистенциальный этап взросления, сталкивают с осознанием «вброшенности в этот мир», ТАКОВОСТИ, личной ответственности, постижение бытия как некой непосредственной нерасчлененности целостности субъекта и объекта, осознание ценности самого Переживания, осознание своей конечности, попытка выхода за свои пределы, принять реальность сознания, разобщённого с другими и с самим собой Свобода предстаёт в Э. как тяжёлое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой, стать "как все", но только ценой отказа от себя как личности.. В Э. преобладает настроение неудовлетворённости, искания, отрицания и преодоления достигнутого. Трагическая интонация и общая пессимистическая окраска Э. являются свидетельством кризисного состояния современного буржуазного общества, господствующих в нём крайних форм отчуждения; поэтому философия Э. может быть названа философией кризиса.

Примеры:

 

-«неподлинное существование»/ «подлинное существование» ( Сьорена Кьеркегора), где 1ое– полная подчиненность человека обществу, «жизнь со всеми», «жизнь как у всех», «плывя по течению», без осознания своего «Я», уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания, а 2ое– выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождения себя, превращение в хозяина своей судьбы;

 

- «шифры» трансцендентного по Ясперсу: эротику, секс/единство себя с собственным внутренним миром (согласие с собой )/свободу/смерть – конечность бытия;

-«Для-себя-бытие»/ «для-другого-бытие»/свобода/экзистенциальный выбор/ответственность (по Сартру), где «Для-себя-бытие» - высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через «для-другого-бытие» - различные взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему «другого», а свобода-«стержень» жизни человека, которая находится и проявляется в жизненно важном, судьбоносном выборе. Полная свобода подразумевает полную ответсвенность;

 

- Das MAN - неподлинного существования человека и Dasein - подлинное существование (М.Хайдеггер);

 

- составля



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.94.166 (0.088 с.)