ТОП 10:

Ходит челюсть вверх и вниз —



У неё такой круиз.

Цель:

Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание:

Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положе­нии.

Обратите внимание!

1. Если ребёнок не может присосать язык к нёбу, то нужно вернуть­ся к упражнению «Лошадка» (№ 40), выполнять его в медленном темпе, дольше задержи­вая язык наверху.

 

 

Кучер»

 

Губы вместе я сведу,

Через губы буду дуть.

Поиграю я в игру

И скажу лошадке: «Тпру!»

Цель:

Отрабатывать вибрацию губ и языка, подготавливать артикуляционные органы к произношению «р». Развивать силу выдоха.

Описание:

Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слы­шен характерный звук: «тпру-у-у».

Вариант: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибриро­вать вместе с губами («едем на мотоцикле»).

Обратите внимание!

Если ребёнок затрудняется выполнить это упражнение, то попро­сите его крепче сомкнуть губы и подуть сильнее.

 

Парус»

Улыбаюсь, рот открыт:

«Парус» там уже стоит.

Прислоню язык, смотри,

К зубкам верхним изнутри.

Цель:

Удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.

Описание:

Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.

Обратите внимание!

1. Края языка могут не прилегать к верхним боковым зубам, как в упражнении «Чашечка» (№ 32).

2. Если вы предложите ребенку пропеть звук «ы»: «ы-ы-ы», слегка надавливая кончиком языка на верхние зубы, то может получиться звук «л».

 

Иголочка»

Улыбаюсь: вот шутник —

Узким-узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок

Цель:

Научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.

Описание:

Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Обратите внимание!

Язык не лежит на губе, а выдвигается вперёд.

 

Маятник»


Влево - вправо кончик ходит,

Будто места не находит.

Цель:

Укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

Описание:

Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.

Обратите внимание!

1. Двигается только язык — нижняя челюсть неподвижна.

2. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не задевая её, от одного уголка рта к другому.

 

Змейка»

 

 

А у змейки язычок

Узок, тонок, как сучок.

Ходит-ходит взад-вперёд:

Как же он не устаёт?

Цель:

Развивать подвижность языка, попеременно выдвигая и убирая узкий язык.

Описание:

Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад («жало змейки»).

Обратите внимание!

Язык не касается нижней губы, а выдвигается вперёд.

 

 

Индюк»

 

Широко открыт мой рот,

Язычок — назад - вперёд.

Лижет «чашечкой» губу

И «болбочет» на бегу.

Цель:

Отрабатывать подъём языка и подвижность кончика языка.

Описание:

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кон­чиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движений постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не по­слышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).

Обратите внимание!

Кончик языка загибается кверху.

 

 

Качели»

«Чашкой» вверх

И «горкой» вниз

Гнётся мой язык —

Артист!

Цель:

Вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.

Описание:

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за ниж­ние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом под­нять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.

Обратите внимание!

Следите, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы ос­тавались неподвижными.

 

 

Пароход»

 

 

Вывожу язык вперёд,

Закушу его — и вот:

«Ы» тяну — и к нам идёт

Белый-белый пароход.

Цель:

Отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л» (особенно при напряжённости языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»).

Описание:

Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» («пароход гудит»).

Обратите внимание!

1. Тёплый воздух выходит по бокам.

2. Если при пропевании зву­ка «ы» получается мягкий звук «ль», попросите ребёнка ещё больше высунуть язык и зажать зубами не кончик, а среднюю часть языка.

 

 

Гигиенический сертификат № 78.01.07.953.П.002499.05.04 от 20.05.04

Крупенчук Ольга Игоревна, Воробьева Татьяна Анатольевна

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ Артикуляционная гимнастика

Редактор Ф. Салимжанова

Художник 3. Смирнова

Обложка М. Цветкова, 3. Смирнова

Корректоры Е. Караванова, Н. Андрианова

Верстка А. Пученкина

Подписано в печать 16.08.2004. Формат 84 х 1О8'/|6. Печать офсетная. Гарнитура Прагматика. Усл. печ. л. 6,72. Тираж 10 000 экз. Заказ №738.

ООО «Издательский Дом „Литера"» 192131, Санкт-Петербург, Ивановская ул., 24.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП ИПК «Лениздат»

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.

191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 59.

 

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.118.253 (0.008 с.)