Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пиктограммы, наносимые на тару (или на упаковочный лист)

Поиск

Потребительская тара

Лекция 1. Тара и упаковка

 

  1. Упаковка и её функции

Упаковка – это средство или комплекс средств, обеспечивающих сохранность качества продукции в процессе её обращения, удлинение её сроков хранения, защиту от повреждений, загрязнений извне, в том числе и инфицирование микроорганизмами. Упаковка продуктов имеет и экологическое значение – защищает внешнюю среду от загрязнений. Понятие упаковка можно рассматривать и как единицу готовой для реализации и использования продукции.

Упаковка должна удовлетворять следующим требованиям (выполнять функции:

1. Защитная функция. Её выполняет потребительская транспортная тара. Транспортная – в основном от механических воздействий. Потребительская - от паров воды, кислорода и др., которые ускоряют химические, физические и микробиологические воздействия.

2. Удовлетворять требованиям торговли и логистики. Оптимизация размеров упаковки, массы продуктов в ней и других параметров. Логистика требует оптимизации размеров транспортной тары, так чтобы тара умещалась на 94-100% площади поддона, размеры (мм) которого определены международным стандартом: 1200х1000, 1200х800, 1000х800 (ГОСТ Р ИСО 3394-98).

3. Удовлетворять требования покупателей. Упаковка должна быть удобной: прочно стоит и её содержимое не выливается. Упаковка легко открывается, при многократном использовании закрывается вновь.

4. Удовлетворять требования маркетинга. Функциями маркетинга являются: изучение спроса, вопросов ценообразования, реклама, стимулирование сбыта, планирование товарного ассортимента. Упаковка и маркировка с позиций требований маркетинга должна выполнять информативную функцию, а также функцию рекламы.

5. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Из материала упаковки при контакте с пищевым продуктом не должны переходить токсические вещества.

6. Выполнять требования экологии. Упаковка при её производстве и утилизации не должна загрязнять окружающую среду.

7. Удовлетворять требования экономики. Стоимость упаковки составляет 5-30% от стоимости товара.

 

  1. Понятие упаковочного дела. Классификация тары.

Упаковывание – подготовка продукции к транспортированию, хранению, реализации и потреблению с применением упаковочных средств.

Тара – основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения продукции. Тара делится на транспортную и потребительскую. Транспортная тара образует самостоятельную транспортную единицу. Потребительская тара поступает к потребителю с продукцией.

Различают типы тары и её виды. Тип тары определяется материалом. Вид тары определяется формой и конструкцией. К транспортной таре относятся виды: ящики, бочки, мешки, барабаны, фляги, канистры, баллоны. К потребительской таре относятся виды: бутылки, банки, стаканчики, пакеты, коробки, пачки, пробирки, тубы.

Различают следующие типы тары: деревянная, бумажная, стеклянная, металлическая, из полимерных материалов, тканевые, сетчатые, комбинированные.

Структура упаковочных материалов за последние 15-20 лет изменилась. При общем снижении объёмов производства почти всех типов тары их соотношение стало более оптимальным. Снизилась доля деревянной тары с 45 до 5,5% (в развитых странах 5 – 15%). Повысилась доля картонно-бумажной тары с 15 до 38% (в развитых странах 40-60%). Полимерной с 3 до 21 % (потребительская тара). Стеклянная тара с 7-14,7%. Металлическая с 13 до 22%. В отношении стеклянной тары следует отметить увеличение и объёмов производства.

Мировой рынок упаковки в стоимостном выражении представляет: бумага и картон - 34%, пластмасса – 30%, металл – 25%, стекло – 6%, другие виды – 5%.

По степени механической прочности тара делится на жёсткую, мягкую, хрупкую.

Жёсткая тара – не меняет форму и размеры при заполнении продукции.

Хрупкая тара – чувствительная к воздействию динамических нагрузок.

Примером мягкой потребительской тары являются пакеты из различных материалов, жёсткой – стеклянные, металлические, пластиковые банки, коробки из картона. Примером мягкой транспортной тары являются мешки тканевые из полимерных нитей и лент, сетчатые, бумажные мешки. Жёсткая транспортная тара- ящики, бочки, барабаны, фляги, канистры, баллоны.

В зависимости от кратности использования различают разовую, возвратную, многооборотную тару.

Разовая тара – однократного использования, после чего сдаётся на утилизацию.

Возвратная тара – разовая тара, бывшая в употреблении и используемая повторно, чаще после ремонта. Примером возвратной тары являются картонные и деревянные ящики. Для повторного использования картонных ящиков их для некоторых продуктов, подвергают дезинфекции, например, обработкой газами в металлических, герметичных помещениях. Деревянные ящики для овощей, плодов используют повторно после ремонта.

Многооборотная тара – это транспортная тара, предназначенная для многократного использования. Её прочностные свойства обусловлены качеством материала и конструкции, например, деревянные лотки для хлеба оборачиваются до 120 раз.

Инвентарная тара – многооборотная тара, принадлежащая конкретному предприятию и подлежащая возврату. Расчёты производятся по залоговым ценам, которые выше оптовых. При плановой экономике разовая транспортная тара являлась обычно возвратной. За «невозврат» тары предприятия подвергались штрафным санкциям. В настоящее время возврат разовой тары осуществляется довольно редко, что не рационально как с позиции экономики, так и экологии.

По конструктивному исполнению тару подразделяют на неразборную, разборную, складную.

Выделяется тара производственная и складская. Складская тара – элемент складского оборудования. Производственную тару используют на территории промышленного предприятия.

Тара-оборудование – сетчатый металлический контейнер для продукции массой нетто до 250кг, предназначенный для укладывания, транспортирования, временного хранения и продажи из него товаров методов самообслуживания. В настоящее время роль тары-оборудования как торгового оборудования снизилась, т.к. она занимает большой объём, что нерационально в использовании площади торгового зала.

Тара является основным упаковочным средством. Вспомогательные упаковочные средства – это металлические ленты, металлически клеевые ленты, проволока. В картонных ящиках амортизаторы, прокладки и т.д. Укупорочные средства также относятся к вспомогательным упаковочным средствам: крышка, бушон, пробка, колпачок, кронен-пробка, мюзле.

Бушон – крышка, навинчиваемая на горловину тубы.

Колпачок – одевается на горловину тары для обеспечения герметичности и/или защиты тары.

Кронен -пробка – укупорочное средство в виде металлического колпачка, корончатой формы с уплотнительной прокладкой.

Пробка – укупорочное средство, вставляемое внутрь горловины тары.

Мюзле – укупорочное металлическое средство, применяемое для укупоривания бутылок с пищевыми жидкостями, имеющими избыточное давление, закрепляемое на горловине тары после укупоривания её пробкой.

Крышка – укупорочное средство, закрепляемое по всему наружному периметру верха или горловины тары. По конструкции и назначению различают крышки многоразового и однократного применения.

 

Требования к маркировке продовольственных товаров

Основные требования к маркировке пищевых продуктов изложены в ГОСТ Р 51074-2003. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования.

Маркировка наносится на упаковке (потребительской таре), этикетке, контрэтикетке (этикетка на обратной стороне бутылки, банки), ярлыке или листе-вкладыше.

Текст должен быть на русском языке. Информация о пищевых продуктах должна содержать: наименование продукта; наименование, местонахождение (адрес) изготовителя, упаковщика, экспортёра и импортёра продукта. Наименование изготовителя и экспортёра пищевых продуктов может быть написано буквами латинского алфавита. Должно быть также наименование страны и места происхождения; товарный знак изготовителя (при наличии); масса нетто, объём или количество продукции; состав продукта; пищевая ценность (кроме алкогольной продукции, кофе, чая, пряностей, пищевых добавок); условия хранения; срок годности для большинства продуктов, а также срок хранения или срок реализации для пищевых продуктов с учётом их специфики; обозначение нормативного документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт (кроме импортируемых пищевых продуктов); информацию о сертификации пищевых продуктов.

В ГОСТ Р 51074 дано определение некоторых терминов:

Потребитель - это гражданин, приобретающий продукты для личных, семейных нужд (использования в пищу), не связанных с предпринимательской деятельностью.

Пищевая добавка – природное или искусственное вещество или их соединение, специально вводимое в пищевые продукты в процессе их изготовления в целях придания пищевым продуктам определённых свойств и (или) сохранения качества пищевых продуктов. В числе пищевых добавок: красители, консерванты, антиокислители, стабилизаторы, эмульгаторы, усилители вкуса, интенсивные подсластители и др.

Наименование продукта должно соответствовать наименованию, представленному в НД, в соответствии с которым выработан данный продукт. Недопустимо использовать широко известные наименования традиционных продуктов для однородных продуктов нового ассортимента, вырабатываемых по техническим условиям, требования которых к сырью и рецептуре, как правило, снижены. Вводят в заблуждение потребителей также несколько изменённые традиционные наименования продуктов. Например, в настоящее время вырабатывается по разным ТУ около десяти видов варёных колбас, в наименовании которых фигурирует слово «Докторская».

Наименование пищевых продуктов должно состоять из нескольких слов, включать название группы, подгруппы, вида, товарного сорта (при наличии) продукта. Например, «Яйца куриные диетические первой категории».

Важные для потребителя сведения содержатся в информации о составе продукта. Перечень ингредиентов должен быть представлен в порядке уменьшения их массовой доли в рецептуре продукта. Это требование не всегда соблюдается, особенно в таких продуктах как фаршевые мясные и рыбные полуфабрикаты, мясные консервы, растительные масла, сливочное масло и некоторые другие. Новый ассортимент рубленых мясных полуфабрикатов, например, часто вырабатывается на основе мяса птицы механической обвалки и соевых продуктов. На этикетках же на первом месте обычно представлено мясо-говядина или свинина.

При указании пищевых добавок применяют их групповые наименования и индекс Е (по Европейской цифровой системе) или название пищевой добавки Списки пищевых добавок, разрешённых к применению при производстве пищевых продуктов, представлены в приложении №7 к СанПиН 2.3.2.1078-01.

Пищевые добавки могут быть природные (натуральные) и синтетические. Природные добавки – вещества, выделяемые из природных источников (растительных или животных). Например, к природным красителям относятся каротиноиды (Е160,161), куркума (Е100), свекольный краситель (Е162), кармин (Е120), хлорофилл (Е140) и другие. К синтетическим: пунцовый 4R красного цвета (Е124), жёлтый солнечный закат (Е110) – жёлтого цвета и другие.

Правительством РФ утверждён перечень продуктов, в маркировке которых должны быть сведения о противопоказаниях для применения при отдельных видах заболеваний. Это биологически активные пищевые добавки, обладающие тонизирующим, гормоноподобным и влияющим на рост тканей организма человека действием; пищевые продукты, содержащие эти добавки а также пищевые продукты нетрадиционного состава с включением не свойственных им компонентов белковой природы.

Маркировка пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных источников (ГМИ) должна содержать соответствующую информацию. Соя ранее занимала 15 место среди аллергенов, в настоящее время - 9 место, что связывают с влиянием её генной модификации.

Практически все пищевые продукты при хранении требуют защиты от неблагоприятных факторов, поэтому маркировка должна иметь сведения об условиях хранения.

Срок годности – период по истечении которого пищевой продукт считается непригодным для использования по назначению. Срок годности устанавливает изготовитель продукции после соответствующих испытаний. При разработке НТД в ней указываются сроки годности и режимы хранения продукции. НТД и указанные в них сроки годности и условия хранения утверждаются санитарными органами.

Срок хранения – период в течение которого пищевой продукт при соблюдении установленных условий хранения сохраняет все свои свойства, указанные в НД и (или) договоре купли – продажи. По истечении срока хранения пищевой продукт пригоден для потребления, но его потребительские характеристики могут быть снижены.

Срок реализации – дата, до которой пищевой продукт может предлагаться потребителю для использования по назначению и до которой он не теряет своих потребительских характеристик.

Почти для всех ПП установлен срок годности. Эксперту надо быть очень внимательным к этикетке. Обязательно проверить в случае сомнения по ГОСТ Р 51074-03 и другим документам, что установлено для каждого пищевого продукта: срок годности, срок хранения или срок реализации.

Сроки хранения установлены для следующих пищевых продуктов:

 из молочных - мороженое.

 из рыбных - рыба живая, мороженая, мороженые нерыбные объекты промысла, рыбьи жиры.

 из зерно-мучных – а) мука, крупа, толокно, отруби; б) хлебо-булочные изделия упакованные (кроме баранок, сушек, сухарей, соломки, хрустящих хлебцев, палочек, пирожков, пончиков, пирогов); в) макаронные изделия.

 мёд, крахмал.

 вкусовые – а) кофе, пряности, сухие приправы, ароматические вкусовые добавки; б) концентраты соков, квасов;

Срок реализации установлены для следующих пищевых продуктов:

 Вологодское масло (сливочное)

 хлебо-булочные изделия неупакованные кроме пирожков, пирогов, пончиков.

Не установлен срок хранения и годности для следующих пищевых продуктов:

 сахар,

 соль (кроме йодированной, для которой установлен срок годности),

 плоды и овощи свежие,

 ликёро-водочные содержанием > 10% спирта (по перечню).

Дата изготовления (момент окончания технологического цикла) для особо скоропортящихся продуктов при маркировке потребительской и транспортной тары представляется: час, день и месяц. Также (час, день и месяц) указывают дату окончания срока годности на потребительской таре. Пример указания срока годности творога: годен до 181906.

Если срок годности продукта не превышает трёх месяцев, он указывается: «день, месяц и год». При сроке годности свыше трёх месяцев, он указывается: «месяц и год».

При небольших размерах единиц упаковки или этикетки, на которых невозможно изложить необходимый текст информации полностью, допускаются данные, характеризующие продукт, или часть их размещать на листе – вкладыше, прилагаемом к каждой единице упаковки, или на групповой упаковке, или на бланке паспорта транспортной тары. Для продуктов детского питания, информация размещается на листах-вкладышах, прилагаемых к каждой единице упаковки.

Маркировка отдельных групп пищевых продуктов имеет свои особенности.

Для продуктов детского питания при характеристике пищевой ценности кроме общепринятых сведений указывается содержание витаминов и минеральных веществ.

Продукты животного происхождения: мясо, яйца, птица, сырое молоко и сливки, рыба могут быть инфицированы возбудителями заболеваний, передающихся человеку. В числе сопроводительных документов на указанные продукты должно быть ветеринарное свидетельство или ветеринарная справка (при внутриобластных поставках). Кроме того, мясо в тушах, полутушах и четвертинах клеймится ветеринарным овальным клеймом и товароведческим клеймом, форма которого зависит от категории упитанности.

Консервы мясные, рыбные и другие на крышках нелитографированных банок содержат условные обозначения: дата изготовления – число (две цифры), месяц (две цифры), год (последние две цифры); номер смены – одна-две цифры; ассортиментный номер – одна – три цифры; индекс отрасли, к которой относится предприятие (объединения) – изготовитель – одна– две буквы (мясная промышленность – А, пищевая промышленность – КП, плодоовощного хозяйства - К, потребкооперации - УС, сельскохозяйственного производства – МС, лесного хозяйства – ЛХ, рыбной промышленности – Р); номер предприятия – изготовителя – одна-две цифры.

Для мяса птицы, неупакованного в потребительскую тару, на этикетке транспортной тары, вместе с общепринятой информацией имеется надпись «Госветнадзор», а для упакованных тушек и частей тушек эта надпись ставится в маркировке пакета.

 

Условные знаки маркировки

 

Рис. Виды и типы потребительской тары из комбинированных материалов

 

§ Мясо, рыба, яичный меланж замороженные в блоках упаковывают в полиэтиленовую плёнку, плотно прилегающую к блоку с запечатыванием термосвариванием. Внутри такой упаковки высокая влажность воздуха, которая замедляет сублимирование льда из поверхностного слоя и, следовательно, тормозит окислительные процессы жира.

§ Охлаждённое мясо, рыба, полуфабрикаты - упаковка с низкими барьерными свойствами и поэтому слабо тормозит микробиологические и окислительные процессы, используется только для непродолжительного хранения указанной продукции.

§ Кондитерские, бакалейные товары. Используются пакеты для расфасовки указанной продукции, недостатком которых является низкая прочность на прокол, поэтому для сахара-песка, крупы, кондитерских изделий в настоящее время в основном используется полипропилен, материал более прочный на прокол.

Не рекомендуется использовать ПЭ для упаковывания следующих пищевых продуктов:

  • Жиры и ограниченно используется для жиросодержащих продуктов. Тонкие плёнки из ПЭ проницаемы для жиров. Толстые набухают.
  • Продукты с выраженным ароматом (чай, кофе, пряности). В качестве дешёвой упаковки может использоваться полиэтилен только высокой плотности.
  • Алкогольные напитки – экстрагирует посторонние примеси и приобретает посторонний запах.
  • Мука и крупа с повышенной влажностью. Т.к. полиэтилен почти непроницаем для паров воды, внутри упаковки создаётся повышенная влажность, которая ускоряет дыхание, что может привести к порче продукта.
  • Копчёная рыба и рыбная кулинария. Внутри упаковки (пакета) создаётся излишняя влажность, что может привести к микробиологическим процессам.

Сополимеры этилена. Наибольшее применение получили полимеры с виниацетатом (ВА). 10-12% ВА резко увеличивает эластичность ПЭ. 13-25% ВА – плёнка из ПЭ становится каучукоподобной, такой сополимер используется в производстве стреч-плёнки. 50% и более ВА позволяет получать клеи-расплавы, позволяющие в доли секунды склеивать материалы без сушки и удаление растворителя. Плёнки EVA (торговое название Элвакс) обладают высокой газонепроницаемостью, но нестойки к воде.

Сополимер этилена с виниловым спиртом (EVAL, EVOH) специалисты называют материалом будущего. По барьерным свойствам он стоит на первом месте среди термопластов вместе с ПВДХ. Материал относительно дорогой, поэтому применяют в сочетании с другими менее дорогими полимерами.

Линейный полиэтилен низкой плотности применяют в термоусадочных плёнках и в производстве стеч-плёнок, при его использовании повышается прочность сварного шва. В этом материале длинная основная цепь молекул с короткими боковыми ответвлениями, получают материал ориентированием плёнки - вытягиванием плёнки в мягком виде, а затем термофиксацией (выдержкой в растянутом состоянии).

 

ПП-полипропилен -СН2-СН-

|

СН3 n

Полипропилен является крупнотоннажным полимером, на 30% дешевле целлофана и практически его вытеснил. По свойствам похож на ПЭВП (низкая влагопроницаемость), по некоторым параметрам ещё лучше – высокая прозрачность, глянец, хорошо наносится печать. Также жиростойкость выше, хотя и уступает по данному показателю другим термопластам. Кислородопроницаемость и в целом защитные свойства средние. С фольгой и ПЭТ – материалы с высокими защитными свойствами. Высокая термоустойчивость, что позволило разработать новый материал – ламистер на основе фольги и полипропилена для получения консервных банок. Материал выдерживает температуру стерилизации более 110°С.

Легко подвергается модификации и наполнению.

Недостатки:

  • Низкая светостойкость (быстро стареет).
  • Низкая морозостойкость. При 0°С – хрупкий, при -30°С – крошливый.

Использование:

  • Жиросодержащие кондитерские изделия (кексы, вафли)
  • Сухие завтраки с жиром
  • Бакалея (макаронные изделия, сахар-песок, крупы и др.)
  • Стаканчики и кюветы для майонеза, маргарина, халвы
  • Мясная и рыбная кулинария

Широко используется для сыпучих продуктов (макаронные изделия, сахар-песок, крупы и др.) БОПП (ВОРР) – биостноориентированный полипропилен. Ориентация – растягивание мягкой плёнки, макромолеклы распрямляются, затем термофиксация (выдержка в растянутом состоянии). Такая плёнка нерастяжима, что позволяет работать на упаковочных автоматах с высокой скоростью. БОПП имеет повышенную прочность на прокол, барьерные свойства те же, что и ПП, низкую устойчивость к раздиру, когда наличие даже небольшого надрыва или прокола плёнки может привести к разрушению упаковки. Часто подвергается металлизации, что повышает защитные свойства, в таком виде широко используется для картофельных чипсов, других несладких снеков (жареных орехов, экструдированных зёрнах кукурузы и пшеницы и др.). Однако для кофе БОПП не подходит из-за ароматопроницаемости.

 

Полиамидные плёнки (ПА)

 

- R1- С – N – R2 -

|| |

О Н n

 

Материал, широко применяемый как искусственное волокно.

Достоинства плёнок из ПА:

  • Прочность
  • Жиростойкость и непроницаемость для газов
  • Прозрачность
  • Морозостойкость, теплостойкость

Недостатки:

  • Неустойчивость к воде (набухает), поэтому его комбинируют с ПЭ.

Использование:

  • Комбинированный материал ПА/ПЭ широко используется для вакуумной упаковки сосисок, рыбы, деликатесных продуктов из свинины, сыра.
  • Колбасные оболочки на основе полиамида («Амитан», «Амифлекс» и др.) широко используются в отечественной мясной промышленности и продлевают срок годности варёных колбасных изделий, паштетов до 10-40 суток

Многослойные полиамидные плёнки («Амифлекс» и др.) получают на основе нескольких слоёв ПА, в том числе ориентированного ПА, обладающего способностью к термоусадке. Внешний водонепроницаемый слой состоит из полиолефинов (ПП или сополимер пропилена и этилена). Между внешним и полиамидным слоем имеется промежуточный слой адгезива.

 

Вакуумная упаковка.

Упаковка, в которой внутреннее давление ниже атмосферного, получаемое за счёт откачки (отсоса) воздуха. Такая упаковка проводится в многослойную плёнку с высокой степенью газонепроницаемости. Отечественные и зарубежные материалы ПЭ/ПА, ПЭ/ПЭТФ, EVOH, комбинированные материалы на основе алюминиевой фольги и полимеров и др. Позволяет тормозить развитие аэробной микрофлоры, окисление жиров, окисление пигментов. В вакуумной упаковке плёнка плотно прилегает к продукту.

Продукты: нестойкие к окислению и микробиологической порче (мясо, рыба, морепродукты, колбасы, продукты из мяса, сыр, творог). Широко используется также для орехов, кофе, чая, пряностей, для торможения окислительных процессов.

В мясопродуктах нитритного посола в вакуум упаковке сохраняется цвет изделий, т.к. пигменты не окисляются.

При использовании вакуумной упаковки для охлаждённого мяса, мясо приобретает тёмно-красный цвет, т.к. при недостатке кислорода не образуется ярко-красного оксимиоглобина. За рубежом используется двойная плёнка. Наружная из непроницаемого материала, внутренняя – из полиэтилена. Перед продажей удаляется наружная плёнка и мясо приобретает привлекательный ярко-красный цвет.

В этой упаковке продукт нестерилен, сроки хранения ограничены. Могут развиваться строгие и факультативные анаэробы, наиболее часто в мясных продуктах - молочнокислые.

Чтобы продлить срок хранения готовых к употреблению мясных продуктов в вакуумной упаковке, продукт упаковывается до термической обработки или подвергается дополнительной пастеризации. В этом случае сроки годности могут быть увеличены до 2-х месяцев.

Вакуумная упаковка в сочетании с использованием термоусадочной плёнки называется скин-упаковка, она используется для продуктов неправильной формы (птица, рыба, сыр и др.).

Схема производства бумаги.

1. Приготовление бумажной массы (пульпы). Для чего производят размол компонентов. Составляют композицию (к полуфабрикатам добавляют наполнители и проклеивающие вещества – неорганические соли, оксиды).

2. Получение бумажного полотна. Суспензию выливают на сетчатый конвейер. Сетка очень мелкая – проходит только вода.

3. Отделение оставшейся воды в зоне вакуума.

4. Прессование бумажного полотна.

5. Отделка. Включает:

а) проглаживание на горячих валках

б) каландрирование - увлажнение и проглаживание до полного высушивания. Бумага приобретает гладкую поверхность.

в) мелование – нанесение пигментно-клеевого состава (белый пигмент–мел, диоксид титана).

г) поверхностное проклеивание (крахмальный клейстер, карбоксиметилцеллюлоза и др.)

д) крепирование – придание бумаге складок, незаметных при микрокрепировании (у мешочной бумаги). Придаёт прочность. Крепирование используется для декоративных бумаг, салфеток.

 

Ассортимент бумаги.

Строгого разграничения между понятиями бумага и картон для потребительской тары нет. К бумаге относится продукция имеющая массу одного метра квадратного до 248 граммов; к картону – свыше 250 граммов (условно). Картон бывает и толщиной 170г/м2, но он лучше откаландрирован.

Вся бумага, выпускаемая в стране делится на 11 классов:

I. Для печати

II. Для письма

III. Папиросная и т.д.

В упаковочном секторе используется бумага IV класса – обёрточная и упаковочная и VIII класса – промышленно-техническая (для шпагата).

Обёрточная и упаковочная бумага делится на 3 группы:

1) обёрточная общего назначения

2) бумага для упаковывания пищевых продуктов на автоматах.

3) жиронепроницаемая – пергамент, подпергамент

4) парафинированная бумага

Обёрточная бумага. Выпускается по ГОСТу, предназначена для упаковывания пищевых продуктов, медикаментов, промышленных изделий, а также изготовления пакетов. Основным полуфабрикатом для неё является небелёная целлюлоза и другие полуфабрикаты.

Изготавливается 9-ти марок:

А, Б, В, Г, О1, О2., Д, Е, Ж

Марки Б, Г, Е, Ж – ограничено используются для пищевых продуктов, только тогда, когда имеют специальный состав. Обычная бумага этих марок в композиции содержит макулатуру и другие низкосортные полуфабрикаты. Маркировка рулонов бумаги, не предназначена для упаковывания пищевых продуктов дополняется предупредительной надписью – «Не пищевая».

В зависимости от толщины листа каждая марка имеет 5-18 разновидностей. Бумагу марки А изготавливают из небелёной сульфатной целлюлозы. Она с коричневым оттенком, её разновидности с массой 1м2 – 90-120 г – называется в обиходе «крафт-бумагой». Она отличается повышенной прочностью.

Бумага марки В – из небелёной сульфитной целлюлозы, прочность в 1,5 раза меньше, чем бумага марки А той же толщины.

Ещё ниже прочность марки О1 и О2. Эти марки содержат сульфитную целлюлозу, имеют белый цвет, используются для этикеток и обёрток. Марка О1 – из белёной сульфитной и сульфатной целлюлозы. О2 – из древесной массы и сульфитной небелёной целлюлозы.

Марка Д – из небелёной целлюлозы, древесной массы и полуцеллюлозы. Используется для выстилания ящиков с пищевыми продуктами. Марки В и Д – для пакетов под сыпучие продукты. Выпускается бумага (по технической документации) слабоклеёная для обертывания плодов высшего сорта, стеклянной тары и промышленных товаров.

Обёрточная бумага, предназначенная для пищевых продуктов имеет цвет естественного волокна. Только для сыпучих пищевых продуктов допускается применять бумагу, окрашенную в различные цвета красителями, разрешёнными органами здравоохранения.

Бумага УПА – для упаковывания пищевых продуктов на автоматах. Выпускается по ГОСТ. Это бумага для пачек, пакетов, брикетов, стаканчиков, коробок (ГОСТ 7247-2006).

Марки: О, А, Б, В, Г, Д, Е, К, ЛТС, ЛХС.

Марка О – масса 248 г/м2 – однослойная с мелованием.

Марка А - 248 г/м2 – двухслойная

Марка Б - 248 г/м2 – однослойная

Марка В - 220 г/м2 для изготовления одноразовых стаканчиков под горячие и холодные напитки, мороженое.

Марка Г – 180 г/м2 для изготовления одноразовых стаканчиков под холодные напитки, мороженое.

Марка Д - 95 г/м2 – для пакетов массой до 3 кг

Марка Е – 80 г/м2 – для пакетов массой до 2 кг

Марка К - 95 г/м2 - однослойная, улучшенного качества. Для изготовления пакетов и пачек повышенной прочности для сыпучих пищевых продуктов.

Латексная – выпускается марок ЛТС 55, ЛТС 80, ЛХС 55, ЛХС 73 (цифры показывают толщину бумаги в г/м2)

Марка ЛТС – для изготовления пакетов с термосвариваемым швом для сыпучих пищевых продуктов, содержащих жиры; специй.

Марка ЛХС – для изготовления пакетов с холодносвариваемым швом для упаковывания мороженого и других пищевых продуктов, подвергающихся замораживанию.

Первые 3 марки используются для пачек, коробок для упаковывания бакалейных продуктов, кондитерских и хлебобулочных изделий. Они обладают хорошими печатными свойствами. Все они имеют наибольшую толщину – 248 г/м2.

Для марок О,А (верхний слой), Б,В,Г полуфабрикатами являются сульфатная белёная хвойная целлюлоза, сульфатная белёная лиственная целлюлоза, сульфитная белёная хвойная целлюлоза.

Для марки А (нижний слой) – сульфатная небелёная целлюлоза, сульфитная небелёная или полубелёная целлюлоза. Допускается использование древесной массы.

Для марок Д,Е, К, ЛТС, ЛХС – сульфатная и сульфитная белёная целлюлоза. Марки Д и Е используются для пакетов под муку, крупы, сахарный песок и брикетов.

Пергамент растительный. Выпускается по ГОСТ. Это жиростойкий, влагопрочный упаковочный материал. Получают его путём обработки целлюлозной бумаги – основы концентрированной серной кислотой. Пергамент имеет массу от 35 до 75 граммов и применяется главным образом для упаковывания сливочного масла, жиров, молочно-творожных изделий, при консервировании крабов для изоляции их от металлической поверхности, в медицине. Серная кислота – концентрация 60-70% контактирует с бумагой 2-3 секунды, вызывает интенсивное набухание и некоторое растворение целлюлозы преимущественно на поверхности. При отжиме кислоты происходит перераспределение растворённой части и заполнение ею межволоконных пространств. При дальнейшей обработке – промывке и сушке образуется малопористая сомкнутая структура и достигается высокая жиростойкость и влагопрочность. Целлюлоза для изготовления пергамента должна иметь особые свойства, раньше её получали из хлопкового сырья.

Пергамент подразделяется на группы – пищевой, включая крабовый, медицинский, полуфабрикат в качестве основы для каширования или металлизации. Марки пищевого пергамента А,Б,В,О. А имеет самые высокие жиро и влагостойкость и толщину. Используется для упаковывания монолитов сливочного масла и маргарина в ящики массой нетто 20-25кг. Эта марка используется также для автоматического и ручного упаковывания этих продуктов и замороженных пищевых продуктов. Другие марки Б, В, О более тонкие, использование разнообразное, включая выстилание ящиков, кроме упаковывания монолитов.

Пергамент кашированный алюминиевой фольгой, лакированный или металлизированный применяют на фасовочном оборудовании таким образом, чтобы с продуктом соприкасалась необработанная сторона пергамента.

Подпергамент. Выпускается по ГОСТ. Подпергамент относится к числу малопористых., условно жиронепроницаемых видов бумаги и предназначен в основном для внутренней упаковки в комплексе с бумагой УПА или этикеточной бумагой, картоном для потребительской тары для кондитерских изделий, печенья, плодово-ягодных полуфабрикатов. Подпергамент используется также для выстилания ящичной тары для упаковывания кондитерских изделий. Отличительной особенностью подпергамента является высокая сомкнутость его структуры, достигаемая применением интенсивного размола волокнистой массы в процессе его производства. Благодаря сомкнутости структуры достигается повышенное сопротивление подпергамента проницаемости воздуха, влаги и жира.

Подпергамент выпускается 3-х марок:

ЖВ – для жиросодержащих кондитерских изделий и других продуктов

ПЖ-

П – для продуктов с небольшим количеством жира или без жира.

Парафинированная бумага. Получают из специальной бумаги-основы, пропитыванием её расплавленным парафином. Обладает повышенной влагостойкостью. Используется для внутренней подвёртки и наружной завёртки карамели и конфет, для упаковывания сырково-творожных продуктов.

 

Лекция №5. Стеклянная тара

 

Стекло в мире и в нашей стране составляет 15% от всех упаковочных материалов. Выпуск стеклянных бутылок, несмотря на конкуренцию пластмассовых и металлических банок, продолжает увеличиваться за счёт развития индустрии напитков. В молочной промышленности наоборот стеклянные бутылки в настоящее время составляют 1,5% от всей молочной тары. Тоже самое в расфасовке растительных масел. В странах ЕС доля стеклянных молочных бутылок составляет 12% в результате административных мер по борьбе с мусором (стеклянная тара оборотная – оборот составляет 30 и более раз). Покупатели предпочитаю лёгкую пластиковую тару.

Преимущества:

  • Прекрасные санитарно-гигиенические свойства (из стекла в пищевые продукты не переходят токсические вещества)
  • Большие запасы сырья – основное сырьё – песок (SiO2) и дешевизна. Одна тонна стекла в 6 раз дешевле металла, по другим данным в 12 раз.
  • Экологические аспекты. В странах западной Европы утилизируется 70 % стеклянной тары. Там стеклянную тару используют на бой, которую используют вторично. В странах ЕС 25-50% стеклянной тары получают из боя. Хотя это требует дополнительной энергии. Стекло легко идентифицируется в отходах.
  • Легко моется и дезинфицируется
  • Высокие барьерные свойства и прочность на сжатие
  • Прозрачность - для многих продуктов достоинство

Недостатки:

  • Большая масса
  • Хрупкость. Потери продукции при транспортировании и хранении в 4-5 раз больше, чем в металлических банках.
  • Прозрачность для пива, вина и некоторых других продуктов – недостаток.

 

Сырьё и схемы производства

Стекло твёрдый аморфный материал, получаемый переохлаждением расплава. Промышленное стекло получают на основе систем, содержащих до 10 и более компонентов. Наиболее важный класс стекла – силикатное стекло, основной компонен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.41.252 (0.012 с.)