Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи курса «Введение в германскую филологию»

Поиск

Предмет и задачи курса «Введение в германскую филологию»

I. Филолология (от philo-люблю, logos-учение) «наука о слове». Исходное понятие филологии широко. До 19 века филология занималась изучением древних памятников культуры,как письменных,так и материальных,в рамках той или иной этнической группы. Филология включала данные из других наук-политическо й истории,этнографии,археологии,географии,искусствоведения,языкознания,литературы. В 1902 году Герман Пауль «очерки по германской филологии». В результате деятельности исследователей филологии-наука об общности методов и приемов исследования письменных и устных памятников с точки зрения языка,стиля,исторической и этнической принадлежности носителей языка (наука о разных формах проявления языка). В центре внимания филологии находится язык,вокруг группируется ряд смежных дисциплин(гуманитарных,естественных наук). Внутренняя и внешняя лингвистика. Внешняя: о судьбах носителей языка,об их культурно-историческом развитии.Внутренняя:о закономерностях развития языка. Отсутствие исторического подхода неправильно в отношении толкования группы родственных языков.

Текст-исходная реальность для филолога.Филология возникла на достаточно зрелой ступени письменных цивилизаций,в первую очередь в Индии и Греции.Развитие филологии шло вслед за развитием филологии.В эллинистическом мире филология получила толчок для развития после Аристотеля(1 век до н.э.). Индийская филология дала двух известных грамматиков:Панини и Патакджали.Первым для анализа был текст Гомера.В 1 веке до н.э.филология отделяется от философии и переходит в руки библиотек(в Александрии и Пергалии),происходит активное изучение письменных памятников. В это время Дионисий Фракийский написал одну из первых филологических книг «Учение о частях речи». Греческие традиции продолжались и в византийский период. Работа по переводу библии на различные языки. В период средневековья филология не развивалась,преобладала схоластика(направление средневековой философии,занимавшейся теоретическим обоснованием религиозных догматов. Начала развиваться в период возрождения и выразилась в борьбе с латынью.) Данте (итальянский лит-ный язык). В середине 18 века активно развивается в Германии. Вольф ввел термин «филолог».

Предмет филологии-всё,что связано с языком,с разными формами его проявления.все языки классифицируются по генеологическому родству: Факторы 1)контактное положение носителей языка; 2)совпадение в фонетическом,грамматическом строе языка. Ареал-область распространения языка на географической карте. Изоглоссы-форма языка,позволяющая определить схождение и расхождение языка.

II. История германской филологии.

Факторы, оказавшие решающее воздействие на ее развитие:

1) Возрождающийся интерес к литературе эпохи Ренессанса (Тацит «Гармания»). Интерес к правовым источникам (Свод древнеанглийских законов в Лондоне). Конец 16 века-начало 18 – лингвисты обнаружили в монастыре Сант-Галлен древние рукописи. 2) Движение реформации – М.Лютер выступал против засилия папской церкви. 16в священное писание было переведено с латинского. 3) развитие типографического искусства.

III. Задачи курса

1) Обнаружение существенных фонетических,грамматических,морфологических,лексических особенностей германских языков,которые позволили признавать принадлежность германского языка к индоевропейской языковой семье,а с другой стороны,определить место германских языков в этой семье. 2) показать отношение отдельных германских языков друг к другу. 3) проследить позднейшее развитие каждого германского языка от племенного наречия до современного состояния. Основная цель курса-исторически обусловленое сравнительное исследование группы родственных языков. Основной метод для решения этой задачи – метод конструкции – толкование архетипов или системы архетипов праязыка. Внутренняя реконструкция – восстановление наиболее древних этапов праязыка,которые не зафиксированы письменными памятниками. --- Внешняя реконструкция – путем сравнения гипотетически предполагаемой модели языка с другими языками.

СОВРЕМЕННЫЕ ГЕРМАНСКИЕ ЯЗЫКИ И ИХ ЯЗЫКОВАЯ ГЕОГРАФИЯ.

Среди индоевропейских языков германские языки занимают первое место по числу говорящих на них людей (свыше 400 миллионов человек из 1600 миллионов говорящих на различных индоевропейских языках).

К современным германским языкам относятся:

-западногерманская подгруппа:

1). Английский язык, на котором говорят в Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, в этих странах он является национальным языком, языком подавляющего большинства населения. В Канаде английский язык - один из двух государственных языков, наряду с французским, причем англо-канадцы составляют свыше 40 % населения. В Южно-Африканской Республике английский язык также является одним из государственных языков, наряду с африкаанс (бурским). Английский язык насильственно внедрялся как язык колониального господства и был государственным языком в бывших колониях и доминионах Англии, где наряду с ним существовали местные языки основного населения этих стран. С освобождением их из-под власти Великобритании английский язык утрачивает свое господствующее положение и постепенно вытесняется местными языками. На английском говорят около 400 миллионов человек.

2). Немецкий язык распространен в Германии, Австрии, в северной и центральной Швейцарии, в Люксембурге, на территории Франции - в Эльзасе и в Лотарингии. Он распространен также в некоторых других районах на территории Европы и США. На немецком языке говорят около 100 миллионов человек.

3). Нидерландский (голландский) язык - язык населения Нидерландов и Фландрии, объединяющей северные провинции Бельгии, нидерландский язык имеет некоторое распространение в США, в Вест- Индии. На нидерландском языке говорят более 10 миллионов человек.

4). Африкаанс (бурский) - язык потомков нидерландских колонистов, один из ДВУХ государственных языков ЮАР (второй государственный язык - английский - на нем говорят около 3,5 миллионов человек.

5). Идиш - современный еврейский язык. Распространен в различных странах среди еврейского населения.

6). Фризский не является самостоятельным национальным языком, на нем говорит население Фризских островов, северного побережья Нидерландов и небольшого округа на северо- западе Германии. На Фризском языке говорят 400 тыс человек.

- к северо-германской (скандинавской) подгруппе относятся следующие языки:

1). Исландский - язык населения Исландии (около 270 тысяч человек)

2). Норвежский - язык населения Норвегии (около 4,2 миллионов человек)

3). Фарерский - язык населения Фарерских островов (около 50 тыс человек)

4). Шведский - язык населения Швеции (около 8 миллионов человек) и части населения Финляндии (около 300 тыс человек).

5). Датский - язык населения Дании (свыше 5 миллионов человек); распространен также в Гренландии и на Фарерских островах. Скандинавские языки - шведский, норвежский, а также датский - распространены в некоторых штатах США и в Канаде среди эмигрантов из скандинавских стран, находясь в иноязычном окружении, эти языки претерпевают значительные изменения.

Понятия язык и раса. Нордическая теория

Традиционной является классификация германских языков Штрейтберга 1896.

Степени сравнения прилагательных. Образование степеней сравнения

В древнегерманских языках сравнительная степень прилагательного образуется с помощью суффиксов –iz-, -oz-,превосходная – с помощью суффиксов –ist-, -ost.В северо- и западногерманских языках наблюдался ротацизм z>r.Примеры: гот.haus-hauhiza-hauhists(высокий);да.langзra-lenзest,двн. lang-lengiro-lengist, дисл.langr-lengri-lengstr.

У некоторых прилагательных, выражающих абстрактные качественные и количественные признаки, степени сравнения образовывались супплетивно, т.е. от разных корней. К этой группе относятся прилагательные гот. mikils,да.micel,двн.michel,дисл.mikil.(большой)

43. СЛАБЫЕ ГЛАГОЛЫ являются преимущественно вторичными образованиями от имен и других глаголов. Способ образования прошедшего времени слабых глаголов посредством дентального суффикса, представленного вариантами –d, -t, -ð-, был единственно продуктивным в германских языках и с самого начала был связан с категорией времени. Происхождение дентального суффикса не вполне ясно. Вследствие того, что суффикс слабого прошедшего представлен различными вариантами, невозможно вывести его из единого источника. Поэтому предполагают, что в создании новой формы прошедшего времени участвовало, в основном, два прототипа. Дентальный суффикс претерита слабых глаголов возводится к суффигированной форме прошедшего времени германского глагола *don (и-е. dhe/dho), зафиксированной в некоторых германских языках: рун dedun, дс dadun, двн tatun «делали». Эти формы закономерно соответствуют суффиксу множественного числа прошедшего времени большого числа готских глаголов: hausi-ded-um «слышали». Но претеритальный суффикс в готских глаголах wa Ur ht a «делал», нуждается в другом объяснении. Он возводится к индоевропейскому суффиксу *-to-, наблюдавшемуся в причастиях II; ср. Но и при таком объяснении остается много неясного. Вопрос о происхождении дентального суффикса еще не может считаться разрешенным. Слабые глаголы различались основообразующими суффиксами, к которым прибавлялись окончания в настоящем времени, дентальный суффикс в прошедшем времени и суффиксы в причастиях. В зависимости от основообразующих суффиксов в германских языках выделили классы слабых глаголов. Основообразующие суффиксы отчетливо представлены только в готском языке, в других древнегерманских языках они во многих случаях редуцировались. 1класс. Основа на –ja: к этому классу относились многочисленные каузативные(понудительные) глаголы.

2 класс. Основа на –ō-. В этом классе широко представлены отыменные глаголы 2 класс, который не имел никаких фонетических ограничений и был открыт для новых глаголов(«открытый» класс),стал продуктивной моделью для дальнейших новообразований в германских языках.

3 класс. Основа на –ai-, выступающая в этой форме в прошедшем времени и причастии II только в готском языке. В древневерхненемецком основообразующий суффикс представлен в виде –ē-, в других германских языках дентальный суффикс присоединялся без соединительного гласного. Число глаголов этого класса ограничено.

4 класс. Основа на –na-/-nō- образует особый морфологический класс только в готском языке. В древнескандинавском глаголы на –na-/-nō- тоже представлены, но в меньшей степени и не составляют отдельного класса. Глаголы на –na-/-nō- были непереходными со значением становления какого-то состояния. Категория слабых глаголов с дентальным суффиксом прошедшего времени и причастия II сложилась, по-видимому, уже в общегерманскую эпоху. Но формирование парадигм со специфическими особенностями относится к периоду самостоятельного развития отдельных германских языков.

Предмет и задачи курса «Введение в германскую филологию»

I. Филолология (от philo-люблю, logos-учение) «наука о слове». Исходное понятие филологии широко. До 19 века филология занималась изучением древних памятников культуры,как письменных,так и материальных,в рамках той или иной этнической группы. Филология включала данные из других наук-политическо й истории,этнографии,археологии,географии,искусствоведения,языкознания,литературы. В 1902 году Герман Пауль «очерки по германской филологии». В результате деятельности исследователей филологии-наука об общности методов и приемов исследования письменных и устных памятников с точки зрения языка,стиля,исторической и этнической принадлежности носителей языка (наука о разных формах проявления языка). В центре внимания филологии находится язык,вокруг группируется ряд смежных дисциплин(гуманитарных,естественных наук). Внутренняя и внешняя лингвистика. Внешняя: о судьбах носителей языка,об их культурно-историческом развитии.Внутренняя:о закономерностях развития языка. Отсутствие исторического подхода неправильно в отношении толкования группы родственных языков.

Текст-исходная реальность для филолога.Филология возникла на достаточно зрелой ступени письменных цивилизаций,в первую очередь в Индии и Греции.Развитие филологии шло вслед за развитием филологии.В эллинистическом мире филология получила толчок для развития после Аристотеля(1 век до н.э.). Индийская филология дала двух известных грамматиков:Панини и Патакджали.Первым для анализа был текст Гомера.В 1 веке до н.э.филология отделяется от философии и переходит в руки библиотек(в Александрии и Пергалии),происходит активное изучение письменных памятников. В это время Дионисий Фракийский написал одну из первых филологических книг «Учение о частях речи». Греческие традиции продолжались и в византийский период. Работа по переводу библии на различные языки. В период средневековья филология не развивалась,преобладала схоластика(направление средневековой философии,занимавшейся теоретическим обоснованием религиозных догматов. Начала развиваться в период возрождения и выразилась в борьбе с латынью.) Данте (итальянский лит-ный язык). В середине 18 века активно развивается в Германии. Вольф ввел термин «филолог».

Предмет филологии-всё,что связано с языком,с разными формами его проявления.все языки классифицируются по генеологическому родству: Факторы 1)контактное положение носителей языка; 2)совпадение в фонетическом,грамматическом строе языка. Ареал-область распространения языка на географической карте. Изоглоссы-форма языка,позволяющая определить схождение и расхождение языка.

II. История германской филологии.

Факторы, оказавшие решающее воздействие на ее развитие:

1) Возрождающийся интерес к литературе эпохи Ренессанса (Тацит «Гармания»). Интерес к правовым источникам (Свод древнеанглийских законов в Лондоне). Конец 16 века-начало 18 – лингвисты обнаружили в монастыре Сант-Галлен древние рукописи. 2) Движение реформации – М.Лютер выступал против засилия папской церкви. 16в священное писание было переведено с латинского. 3) развитие типографического искусства.

III. Задачи курса

1) Обнаружение существенных фонетических,грамматических,морфологических,лексических особенностей германских языков,которые позволили признавать принадлежность германского языка к индоевропейской языковой семье,а с другой стороны,определить место германских языков в этой семье. 2) показать отношение отдельных германских языков друг к другу. 3) проследить позднейшее развитие каждого германского языка от племенного наречия до современного состояния. Основная цель курса-исторически обусловленое сравнительное исследование группы родственных языков. Основной метод для решения этой задачи – метод конструкции – толкование архетипов или системы архетипов праязыка. Внутренняя реконструкция – восстановление наиболее древних этапов праязыка,которые не зафиксированы письменными памятниками. --- Внешняя реконструкция – путем сравнения гипотетически предполагаемой модели языка с другими языками.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.106.176 (0.01 с.)