Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выявление клинических признаков минеральной и витаминной недостаточностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Используя данные приложения 2 (таблицы 1 и 2), студенты определяют наличие у себя клинических признаков витаминной и минеральной недостаточности.
В заключение по результатам работ 1, 2 и 3 студенты определяют статус питания и разрабатывают рекомендации по коррекции выявленных недостатков путем оптимизации рационов питания.
Для определения уровня усвоения знаний предлагаются тесты и ситуационные задачи. Примеры тестов. I. Формулировка, наиболее полно отражающая понятие «статус питания» 1. состояние фактического питания отдельных групп населения 2. состояние физического развития в зависимости от питания 3. различные варианты режима питания отдельных групп населения 4. соответствие количества энергии, поступающей в организм с пищей, суточным энергетическим затратам 5. состояние здоровья отдельных групп населения в зависимости от питания. II. Недостаточный статус питания по выраженности нарушений функций и структур делится на 1. неполноценный 2. несбалансированный 3. однообразный 4. преморбидный 5. патологический III. Заболевания, обусловленные белково-энергетической недостаточностью 1. болезнь Кешана 2. квашиоркор 3. подагра 4. алиментарный маразм 5. болезнь бери-бери IV. Хейлоз, себорейная экзема, стоматит, глоссит, светобоязнь, кератит наблюдаются при недостатке витамина 1. А 2. С 3. D 4. В2 5. Е V. С-витаминизации подлежат 1. первые блюда 2. вторые блюда 3. третьи блюда 4. блюда, приготовленные из рафинированных продуктов 5. блюда по усмотрению врача-диетолога
Эталоны ответов к тестам. I – 5 II – 1, 4, 5 III – 2, 4 IV – 4 V– 1, 3
Примеры ситуационных задач. Задача I. Было проанализировано состояние питания 35 мужчин в возрасте 40–55 лет, прибывших в санаторий - профилакторий станкостроительного завода. При оценке состояния питания установлены параметры пищевого статуса отдыхающих.
Проанализировать полученные результаты и выработать рекомендации по коррекции фактического питания отдыхающих профилактория.
Задача II. Сколько витамина С получит человек, если употребит в осеннее время года 250 г картофеля вареного в очищенном виде? При расчетах необходимо принять содержание отходов в картофеле 20%, потери витамина С при варке картофеля - 40%. Путем включения каких продуктов можно увеличить в рационе содержание витамина С?
Эталоны ответов к ситуационным задачам. Ответ к задаче I. Состояние питания обследованных лиц при поступлении в профилакторий неудовлетворительное. Об этом свидетельствуют установленные отклонения в параметрах пищевого статуса (избыточная масса тела, лабораторные признаки дисбаланса жиров и углеводов). В суточный продуктовый набор необходимо ввести творог, ограничить потребление жиров животного происхождения для коррекции дислипопротеидемии. Необходимо также увеличить потребление растительного масла и морской рыбы. С целью устранения гипергликемии необходимо снизить потребление сахара, белого хлеба, макаронных изделий и других источников рафинированных углеводов.
Ответ к задаче II. 1. Количество съедобной части в сыром картофеле 250 г – 100 % х г – 20 % х = 50 г 250 г – 50 г = 200 г 2. Содержание витамина С в съедобной части 100 г – 20 мг витамина С 200 г – Х мг витамина С х = 40 мг 3. Содержание витамина С в картофеле вареном в кожуре 40 мг витамина С – 100 % х – 40 % х = 16 мг 40 мг – 16 мг = 24 мг витамина С. Увеличить содержание витамина С можно включением в рацион цитрусовых, болгарского перца, свежих или замороженных ягод черной смородины, свежей или квашенной капусты, лука зеленого и репчатого, свежей зелени, отвара шиповника.
Краткие указания к работе студентов на практическом занятии. Преподаватель осуществляет мотивационное введение в занятие, проводит контроль и корректировку исходного уровня знаний и умений. Затем студенты приступают к: 1. расчету собственного индекса массы тела и его оценке; 2. определению прочности капилляров кожи (по методу Нестерова); 3. выявлению у себя тех или иных клинических признаков минеральной и витаминной недостаточности; 4. анализу полученных данных и оформлению заключения о пищевом статусе; 5. разработке рекомендаций по коррекции пищевого рациона. Преподаватель проводит контроль конечного уровня знаний студентов –принимает заключения и рекомендации по полученным результатам и ответ на ситуационную задачу, вносит в них необходимые коррективы.
Тема 3. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ Актуальность темы. Одним из основных требований, предъявляемых к рациональному питанию, является принцип его доброкачественности: используемые продукты и готовая пища не должны содержать микробов, их токсинов, а также различных химических веществ и приводить к возникновению инфекционных заболеваний, пищевых отравлений и гельминтозов. Поэтому оценка доброкачественности продуктов питания – одно из важнейших мероприятий по профилактике алиментарных заболеваний. Особое значение при этом приобретает оценка доброкачественности скоропортящихся продуктов.
Общая цель. Усвоить значение в питании здорового и больного человека основных продуктов – молока, молочнокислых продуктов, мяса, рыбы, консервов; иметь представление об их химическом составе; знать заболевания, связанные с их употреблением и меры профилактики. Овладеть методами исследования доброкачественности молока, мяса, консервов.
Конкретные цели. Уметь: 1. Определять и оценивать доброкачественность молока, мяса, консервов. 2. Составлять гигиеническое заключение о доброкачественности продуктов, а в случае необходимости давать рекомендации по их обработке и использованию. 3. Пользоваться нормативной документацией.
Информацию, необходимую для формирования знаний, можно найти в следующих учебниках: Основная литература: 1. Румянцев Г.И. Гигиена. – М., 2000, 2001. – С. 266-269. 2. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. – М., 2006. – С. 121-145, 147-149, 152-155.
Дополнительная литература: Мурысева Е.Н., Зулькарнаев Т.Р., Максимов Г.Г. Словарь гигиенических терминов и понятий. – Уфа, 2002. – С. 37-46.
Теоретические вопросы, на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности: 1. Значение молока в питании здорового и больного человека, его химический состав. 2. Значение молочнокислых продуктов (простокваша, кефир, сметана, творог, масло, сыр), способы приготовления, химический состав. Кумыс, способ приготовления, состав, значение в питании. 3. Эпидемиологическая роль молока и молочнокислых продуктов, профилактика заболеваний, связанных с их употреблением. 4. Значение мяса в питании здорового и больного человека, химический состав. 5. Эпидемиологическая роль мяса. Профилактика заболеваний, связанных с его употреблением. 6. Значение рыбы в питании здорового и больного человека, химический состав. 7. Эпидемиологическая роль рыбы. Профилактика заболеваний, связанных с ее употреблением. 8. Значение консервов и концентратов в питании человека. 9. Методы определения доброкачественности молока, мяса, консервов. Самостоятельная работа студентов
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОБРОКАЧЕСТВЕННОСТИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ Исследование молока Внешний вид молока оценивается при осмотреего в прозрачной посуде. Отмечается однородность, наличие осадка, загрязнений и примесей. Цвет молока определяется в стаканчике на белом фоне. Цельное молоко имеет белый цвет со слабо-желтоватым оттенком. При разбавлении водой, снятии сливок молоко имеет синеватый оттенок. Запах свежего молока – специфический молочный. Кисловатый запах указывает на скисание молока. При развитии гнилостных бактерий молоко приобретает запах аммиака, сероводорода. В случаях неправильного хранения молоко может воспринимать посторонние запахи: мыла, рыбы, духов и др. Для определения запаха молоко наливают в коническую колбу, закрывают, встряхивают и оценивают. Вкус молока должен быть приятный, слегка сладковатый. Кислый вкус указывает на скисание молока. Посторонние привкусы молоко приобретает от несоответствующего корма, неопрятного содержания коровы, болезни вымени, при хранении молока в посуде, придающей продукту посторонний запах. Для определения вкуса полость рта ополаскивают небольшим количеством молока (5-10 мл). Консистенция молока определяется в цилиндре путем взбалтывания. Цельное молоко на стенках цилиндра оставляет белый след. Молоко жидкой консистенции быстро стекает со стенок, не оставляя следа. Консистенция молока не должна быть водянистой, а также слизистой и тягучей. Удельный вес определяется лактоденсиметром в цилиндре, заполненном молоком примерно на 2/3 объема. Деления шкалы в суженной части прибора показывают цифры удельного веса. Удельный вес зависит от температуры молока. Она регистрируется термометром, находящимся в верхней части прибора. Показания удельного веса и температуры снимаются через 5 минут. Принято определять удельный вес молока при температуре 20°С. Если температура выше 20°С, то на каждый градус свыше данной температуры к показанию лактоденсиметра следует прибавить 0,0002, а если ниже 20°С – вычесть это значение. Пример расчета. Показания лактоденсиметра: удельный вес – 1,029 мг/м³; температура – 25°С. Рассчитываем: 1. разницу температур 25° – 20° = 5°; 2. поправку на фактическую температуру 5° х 0,0002 = 0,001; 3. истинный удельный вес 1,029 + 0,001 = 1,030. Удельный вес цельного молока составляет 1,027-1,030 мг/м³. При разбавлении молока водой удельный вес уменьшается; при снятии сливок (жира), более легкой составной части молока, – повышается. Одновременное разбавление молока водой и снятие сливок может не приводить к изменению удельного веса. Кислотность является показателем свежести молока и до некоторой степени его натуральности. Она обусловлена концентрацией в нем молочной кислоты, фосфорнокислых и лимоннокислых солей, а также белков. Для определения кислотности в коническую колбу на 150-200 мл отмеривают пипеткой 10 мл молока, добавляют 10 мл дистиллированной воды и 3 капли 1% спиртового раствора фенолфталеина. Смесь титруют 0,1н раствором едкого натра до появления розового окрашивания, не исчезающего в течение минуты. Количество миллилитров 0,1н раствора едкого натра, пошедшее на нейтрализацию 10 мл молока, умноженное на 10, покажет кислотность молока в градусах Тернера. Градусом кислотности Тернера (°Т) называется количество миллилитров 0,1н раствора щелочи, необходимое для нейтрализации кислот в 100 мл молока. Пример расчета. На титрование 10 мл молока израсходовано 2,1 мл 0,1н раствора едкого натра. Кислотность молока равна 2,1 х 10 = 21°Т. Кислотность цельного молока составляет 16-21°Т. Определение соды с целью оценки фальсификации молока проводится в пробирке, куда наливают 5 мл молока, прибавляют 10 капель 0,2% раствора розоловой кислоты и взбалтывают. Наличие соды дает розовый цвет. В отсутствии соды молоко приобретает слабо-оранжевый (кирпичный) цвет. Определение примеси крахмала проводится также с целью оценки фальсификации молока. В пробирку наливают 5 мл молока и прибавляют несколько капель раствора Люголя. В присутствии крахмала появляется синий цвет.
Исследование мяса Внешний вид. Свежее мясо на 1-3 день после убоя имеет темно-красный цвет, поверхность его блестящая, с мраморностью, слегка влажная; при хранении мясо покрывается тонкой корочкой; запах свежий, приятный; тканевой жир белый с легким желтоватым оттенком, твердый, крошится (у старых животных жир более желтый и мягкий); костный мозг желтый (у молодых животных – бледно- розовый), упругий, заполняет всю полость трубчатых костей. Мясо сомнительной свежести имеет сухую, обветренную поверхность, с темной корочкой или покрытую слизью; запах слегка кислый с затхлым оттенком; на разрезе бледнее обычного, без блеска, на пальцах при дотрагивании ощущается липкость; тканевой жир имеет серовато-матовый оттенок, при раздавливании мажется, слегка липнет к пальцам; костный мозг более темный, утрачивает упругость и начинает отставать от костей. Несвежее мясо на поверхности сухое, местами позеленевшее или покрытое слизью; запах явно гнилостный; на разрезе имеет зеленоватый или сероватый цвет; тканевой жир серый с грязным оттенком, иногда заплесневевший, липнет к пальцам; костный мозг темный, мягкий, не заполняет просвета трубчатых костей. Упругость мяса определяется при надавливании мяса пальцем. В свежем мясе ямка от надавливания выравнивается быстро, в мясе сомнительной свежести – медленно (в течение 1 минуты) и несвежем – упругость совершенно утрачена. Реакция мяса. В свежий разрез мяса на 10 минут помещается универсальная индикаторная бумажка. Ее цвет сравнивается со стандартной шкалой. Реакция свежего мяса – слабокислая. У испорченного мяса реакция становиться щелочной вследствие образования аммиака. Ножевая проба на свежесть мяса. Нагретый нож вводится в толщу мяса ближе к костям (мясо начинает портиться в глубине у костей), извлекается и определяется запах, исходящий от него. При наличии порчи мяса с поверхности ножа будет исходить неприятный запах (гнилостный, тухлый, плесневелый и т.д.). Метод пробной варки. 30-50 г мяса нарезают кусочками, заливают дистиллированной водой в соотношении 1: 3, кипятят в течение 20-30 минут в закрытой колбе. Оценивают запах, прозрачность бульона, количество и цвет пены. При наличии порчи мяса бульон получается мутный, издает неприятный запах, пена бывает грязно-бурого цвета в большом количестве.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 663; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.188.225 (0.01 с.) |