Общественно-политические движения в России в 60-х - начале 80-х гг. XIX в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественно-политические движения в России в 60-х - начале 80-х гг. XIX в.



На левом фланге выделилась радикальная революционно-демократическая (революционно-социалистическая) группировка; ее вождем стал Н.Г.Чернышевский (1828-1889) - ведущий публицист журнала "Современник". Сторонник социализма и демократии, Чернышевский возмущался эгоизмом помещиков в крестьянском вопросе, компромиссными проектами правительства, стоял за максимальные наделы для крестьян при минимальном выкупе; он полагал, что царь заодно с дворянами, а бюрократия неспособна решать общественные проблемы. Стремление к решительным переменам во имя народа разделял с Чернышевским его соратник по "Современнику" Н.А.Добролюбов (1836-1861). Особое место в русском радикализме занимал Д.И.Писарев - ведущий публицист журнала "Русское слово". Молодой радикал стремился устранить все препятствия, стоящие на пути человеческой индивидуальности - бытовые и семейные устои, традиции, религию, авторитеты. Проповедь радикализма находила живой отклик в русском обществе, переживавшем пору крутых перемен. Сословные границы разрушались; реформы в сфере образования открыли высшую школу для всех сословий. Складывался особый слой профессионалов умственного труда (интеллигенция), в значительной степени состоявший из разночинцев - выходцев из обедневшего дворянства, духовенства, мещанства, крестьянства. Порвав с прежней средой, интеллигенты-разночинцы освобождались от вековых сословных традиций, рвались к решительной переделке мира, враждебно относясь к устоям старого строя - государству и церкви. Внимание интеллигенции было заострено на общественных переустройствах: этой задаче должны были подчиняться наука, литература, искусство и другие сферы духовной жизни. Одновременно с радикализацией образованно общества зрел протест в крестьянстве. До 1861 г. в деревне было заметно глухое недовольство: прослышав о призыве в ополчение (1854), завершении Крымской войны (1856), массы крестьян снимались с места в надежде получить волю. В 1858 г. ряд губерний был охвачен "трезвенным движением" (протест против винных откупщиков). Апогея крестьянское движение достигло после отмены крепостничества, число волнений в 1861 г. подскочило сразу в десять раз. Крестьяне никогда не признавали за дворянством право на землю; узнав об условиях реформы, они решили, что "волю подменили господа". Осенью 1861 г. вспыхнули студенческие волнения в Москве Петербурге, Казани, подавленные полицией и войсками. Весной 1862 г. в Петербурге разразились страшные пожары, виновник которых так и не был установлен. На улицах находили новую прокламацию - "Молодая Россия"; ее автор, студент П.Г.Заичневский призывал к кровавой революции, обобществлению имуществ, ликвидации брака и семьи. В обществе стала нарастать паника; правительство прибегло к репрессиям. Миновав центральную Россию, в 1863 г. восстание разразилось в Польше. Немало русских общественных деятелей сочувствовали, идее независимости Польши; но ряд вождей восстания выступил за отторжение от России Белоруссии и Правобережной Украины, призвал европейские страны к дипломатическому и военному нажиму на Россию. Русское общество оказалось перед тяжелым выбором: с одной стороны - угроза массовых беспорядков, национального унижения России; с другой - ужесточение карательной политики правительства. Большинство склонилось к охранительным позициям. Революционная жажда, пожиравшая интеллигенцию, ярче всего проявилась в деятельности С.Г.Нечаева, который создал в 1869 г среди московских студентов общество "Народная расправа". В борьбе за волю народа, проповедовал Нечаев, автор "Катехизиса революционера", годятся любые средства - шантаж, подлог, провокация. Чтобы "связать кровью" своих последователей, Нечаев заставил их убить одного из членов организации, возмутившегося методами "вождя". Собираясь в кружки и общества, радикальная интеллигенция стремилась найти и новое идейное знамя; таким знаменем на рубеже 60-70-х годов стало народничество. Вслед за Герценом и Чернышевским народники считали, что Россия перейдет к социализму, минуя "язвы" капитализма - избежав разорения, пролетаризации крестьян и появления буржуа-эксплуататоров. Народники критически относились к государству как политическому институту, считая надклассовой силой. Характерной чертой народничества является также преувеличение роли личности в историческом процессе. Народники в своем большинстве разделяли индивидуалистическую теорию "сильной личности", "героев и толпы". Насколько народ готов к социализму, какие пути ведут к новому строю? Эти вопросы вызывали появление трех течений в народничестве. Теоретиком пропагандистского направления был П.Л.Лавров, в прошлом - полковник, профессор Артиллерийской академии. Он считал, что народ надо готовить к социализму посредством долгой пропаганды. Идеологом бунтарского течения был М.А.Бакуния - выходец из тверского дворянства, западник, впоследствии - политический эмигрант, боец европейских революций и один из лидеров анархизма. Русский мужик, полагал Бакунин,- по природе социалист и бунтарь; интеллигенции же нужно лишь "свистнуть в два пальца" - обратиться к крестьянству и поднять его на бунт. Иных взглядов придерживался журналист П.Н.Ткачев - сотник Нечаева, теоретик заговорщического направления. Он считал, что хорошо организованная революционная партия должна захватить власть и, опираясь на нее, внедрить социализм в русскую жизнь. В 1874 г. напряжение, нараставшее в радикальной среде, вылилось в массовое движение - "хождение в народ". Сотни молодых интеллигентов двинулись в деревню. Одни пытались, по теории Бакунина, переходя из деревни в деревню, разжечь крестьянский бунт. Крестьяне не оправдали интеллигентских надежд - на восстание не поднялись и тяги к социализму не проявили. В 1876 г. в Петербурге возник координирующий центр - революционная народническая организация "Земля и воля", которую возгласи А.Д.Михайлов, Г.В.Плеханов, С.М.Кравчинский, В.Н.Фигнер, Н.А.Морозов. Главной задачей "Земля и воля" считала пропаганду и подготовку крестьянской Революции. К концу 70-х годов выяснилось, что "оседлая" пропаганда оказалась ненамного успешнее "летучей" - как из-за равнодушия или даже враждебности крестьян, так и из-за правительственных репрессий. К концу 1870-х годов в революционном народничестве назрело много расхождений по тактическим вопросам. "Землю" "взяла" себе группа "Черный передел" во главе с Плехановым и Засулич; отрицая политическую борьбу, она попыталась продолжить пропаганду в деревне, но была разгромлена правительством. Постепенно в среде лидеров "Черного передела" вырастал интерес к пропаганде среди пролетариата. В 80-е годы они перешли на марксистские позиции. Вторую часть старого лозунга "взяла" группа "Народная воля" (руководители - Желябов, Перовская, Морозов, Тихомиров, Михайлов). Освобождение народа эти деятели решили начать с изменения государственного строя, захвата власти. Считая самодержавие самодовлеющей, стоящей над обществом силой, народовольцы полагали, что убийство царя разрушит всю старую политическую систему. Убийство Александра II - высший успех народовольцев - стало началом их заката. Народ остался неподвижен, самодержавное государство не рухнуло, а умеренное общество отшатнулось от террористов. Выход из тупика попытались найти "либеральные народники": они предлагали вести крестьянство к социализму на путях мирной, постепенной работы. Лозунгом стали "малые дела"- устройство больниц и школ, защита юридических прав крестьянства, агрономия, экономическая помощь общинам и артелям, в которых народники видели зародыш социализма. У Михайловского и других идеологов либерального народничества было немало последователей. Однако пора расцвета народничества в России осталась позади: ему на смену шли из Европы новые радикальные теории. В то время, как радикалы-разночинцы отстаивали социальные нужды народа, либерально настроенная часть общества была озабочена политическими переменами - введением конституции и представительства на европейский лад. Заговорили об этом прежде всего поместные дворяне - депутаты губернских комитетов по крестьянскому делу, члены дворянских собраний. В эпоху подготовки крестьянской реформы широкую известность завоевал А.М.Унковский - тверской предводитель дворянства. Ярким идеологом либерализма во второй половине 50-х годов был М.Н.Катков - редактор журнала "Русский вестник", впоследствии ставший одним из самых выдающихся лидеров русского консерватизма. Поклонник английских порядков, Катков выступал за ограничение государственной опеки, саморазвитие общества, свободу частного предпринимательства. Звездным, часом либерализма была вторая половина 50-х - начало 60-х годов. Тогда и западники, и славянофилы (Кавелин, Самарин, Кошелев, Черкасский) рука об руку работали над крестьянской реформой, имели единомышленников в правительстве. Вновь либерализм оживился в годы кризиса на рубеже 70-80-х годов. Ряд либералов пытался на рубеже 70-80-х годов добиться перемен в государственном устройстве, сгладить раскол между властью и обществом. В 1870-1880 гг. постепенно уходила в прошлое та Россия, на которую возлагали надежды народники - патриархальная аграрная страна с множеством крестьянских общин. Все более заметной силой становился промышленный пролетариат; в индустриальных районах - Петербурге, Москве, Подмосковье - вспыхивали волнения и забастовки. Новые реалии в России сильно напоминали европейскую действительность: поэтому часть революционеров, ища выход из кризиса народничества, обратилась к западному учению - марксизму. Возникают первые марксистские кружки: в Петербурге - Д.Благоева, П.В.Точисского и М.И.Бруснева, в Казани - Н.Е.Федосеева. Зарождались эти общества в студенческой среде.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.50 (0.004 с.)