Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Либеральные реформы Александра I. Победа в отечественной войне 1812 Г.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
На российский престол вступил его сын Александр I. Молодой император был сложной противоречивой натурой. Он получил блестящее для того времени образование, был знаком с лучшими достижениями философской и общественно-политической мысли конца XVIII в., вошедшими в историю как идеи французского просветительства. Наставником и учителем императора в его детские и юношеские годы был Ф.С.Лагарп, швейцарец по происхождению, республиканец и враг абсолютизма по своим убеждениям. Именно он пытался привить Александру систему наиболее передовых для той эпохи взглядов на политическое и социальное устройство общества. Первые внутриполитические мероприятия Александра были связаны с исправлением наиболее одиозных поступков Павла I, вызывавших возмущение не только петербургской аристократии, но и широкой русской общественности. Он выступал против деспотизма и самодурства отца, обещал проводить политику просвещенного абсолютизма, ссылаясь на заветы своей бабки Екатерины II. В этом сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать популярность у дворянства, приведшего его к власти. Александр объявил широкую амнистию людям, которые подверглись преследованиям при Павле. Был вновь разрешен свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменил раздражавшие людей павловские регламентации в быту, одежде, общественном поведении и т.д. Именно эти меры убедили дворянское общество в либерализме и прогрессивности Александра, снискали ему популярность. С целью решения всех этих вопросов Александром был создан ряд совещательных органов, в которых разрабатывались различные проекты проведения реформ. В 1801 г. был образован Непременный совет - совещательный орган при императоре. Однако идеи преобразований в основном разрабатывались в так называемом Негласном комитете, в который вошли наиболее близкие по духу и личным связям с императором представители высшей знати - граф П.А.Строганов, польский князь А.А.Чарторыйский, граф В.П.Кочубей, двоюродный брат Строганова Н.Н.Новосильцев (это был кружок молодых друзей царя). Проекты, которые они разрабатывали, не привели к коренным реформам. Дело ограничилось некоторыми частными преобразованиями, которые могли лишь слегка подновить фасад Российской империи. Так, например, устаревшие коллегии, которые еще с петровских времен являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственной власти. Она привела к смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению Централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалования. В 1802 г. была проведена министерская реформа и учреждено 8 новых министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, коммерции, финансов и народного просвещения. Впоследствии количество министерств увеличилось. Против либеральных проектов Сперанского выступила консервативно настроенная часть дворян, которая увидела в них крайнюю опасность не только для самодержавной власти, но и для собственных привилегий и господствующего положения в обществе. В конечном счете они понимали, что осуществление преобразований, предложенных Сперанским, приведет к краху крепостнической системы. Наиболее крупной мерой в попытке решить крестьянский вопрос был указ 1803 г. о вольных хлебопашцах, по которому помещики по собственному желанию могли отпускать крестьян на волю с землей за выкуп. Однако этот указ мало повлиял на крепостническую систему, так как за первую половину XIX в. было освобождено лишь 1,5% крепостных крестьян. Одновременно была значительно сокращена раздача государственных крестьян в частные руки (что широко практиковала "щедрая" Екатерина II). Таким образом, предпринятые меры внесли ничтожно мало изменений в крепостную систему, которая оставалась незыблемой на долгие десятилетия. Заметно отставала Россия от Запада в области образования, просвещения и грамотности населения. Потребности страны в новинках, технических и административных кадрах не удовлетворялись. Все это заставило правительство увеличить количество учебных заведений различных уровней - от низших в городе и сельской местности до высших (институтов и университетах). Наибольшее значение имело открытие ряда университетов: в Петербурге (в 1819 г. в университет был преобразован существовавший ранее Педагогический институт), в Казани, Харькове, в 1811 г. для детей дворян был открыт знаменитый ли- Царском Селе. Было образовано вышеупомянутое Министерство просвещения, увеличен отпуск государственных сред на образование. В эти же годы были достигнуты значительные успехи на Кавказе. На севере Европы в результате русско-шведской войны (1808-1809 гг.) Россия завоевала Финляндию. Было создано Великое княжество Финляндское, главой которого стал российский император. Крупнейшим событием русской истории начала была отечественная война 1812 г. Готовясь к войне против России, Наполеон собрал значительную армию - до 678 тыс. солдат. В политическом плане Наполеон ставил своей целью захват значительной русской территории вплоть до Москвы и подписание с Александром I нового мирного договора, который бы поставил Россию в полностью подчиненное Франции положение. Верный своей стратегии, сложившейся на полях сражений в Европе, Наполеон намеревался не дать соединиться рассредоточенным русским силам и решить исход войны в одном или нескольких победоносных выигранных сражениях. В ночь с 11 на 12 июня 1812 г. французские войска, сконцентрированные в Герцогстве Варшавском, начали переправу через Неман и вступили на русскую территорию. В начале августа две русские армии соединились под Смоленском, сорвав первоначальный план Наполеона. 8 августа произошло знаменательное событие в истории войны 1812 г. Император Александр I, уступая давлению широкой общественности, назначил главнокомандующим русской армией М.И.Кутузова. Самое крупное сражение во время Отечественной войны 1812 г. состоялось под Можайском, недалеко от села Бородино в 124 км от Москвы. Соотношение сил было в тот момент примерно равным. Наполеон растерял много солдат при затянувшемся наступлении. Русское командование сумело мобилизовать ресурсы. Подкрепления подходили из Москвы и других городов. Рано утром 26 августа лучшие силы французской армии начали наступление на левом фланге, на флеши. Так началось одно из крупнейших сражений мировой истории. Бой за флеши продолжался до 12 часов дня. Обе стороны несли огромные потери. Взятие основных русских укреплений не принесло Наполеону окончательной победы. Наступательный порыв французской армии иссяк. Ей требовались свежие силы, но Наполеон не решился ввести в бой последний свой резерв - императорскую гвардию. Продолжавшееся более 12 часов сражение постепенно затихало. Потери с обеих сторон были огромные.. Напротив, замысел Кутузова венчался успехом. В стратегическом плане сражение имело колоссальное значение: боевой потенциал русской армии сохранен, Наполеоновской - ослаблен. После Бородина русские войска начали отступление к Москве. Кутузов, выводя русские войска из Москвы, осуществил свой стратегический план, известный под названием Тарутинского марш-маневра. Захват древней русской столицы не принес никакой пользы Наполеону. 7 октября французы покинули Москву. На заключительном этапе войны Кутузов выбрал тактику параллельного преследования, понимая, что силы противника тают с каждым днем. Изгнание французов из пределов России не означало окончание войны. В начале 1813 г. русские войска вступили на территорию Польши и Пруссии, которая заключила союз с Россией против Наполеона. Позднее к ним примкнула Австрия. В октябре 1813 г. Произошло сражение под Лейпцигом, Для дальнейшего поддержания решений Венского конгресса в сентябре 1815 г. Александр I, прусский король Фридрих Вильгельм III и австрийский император Франц подписали акт об образовании Священного союз. Решающая роль, которую сыграла Россия в борьбе с наполеоновской Францией, значительно повысила ее международный престиж. Она надолго стала одним из влиятельнейших государств в Европе и во всем мире.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.19.136 (0.009 с.) |