Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отмена крепостного права и буржуазные реформы в 60-х - 70-х годах XIX в.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1855 год, когда на престол вступил Александр II, был тяжёлым для России: армия терпела поражения в Крыму; рушился военный, международный престиж ранее непобедимой империи. Финансы были расстроены, в деревне нарастало глухое брожение. Все общество - от радикалов до консерваторов - было недовольно правительством. По убеждениям Александр не был либералом и реформатором: он целиком одобрял политику отца, защищал интересы дворянства. Но прагматизм, здравый смысл, гуманные заветы Жуковского помогли ему понять в середине 50-х годов необходимость перемен. Вскоре после воцарения нового императора в обществе заговорили о начале "оттепели". В 1860-70 гг. правительство Александра II провело целую серию реформ, объективно способствовавших утверждению капиталистических отношений в России. Самой значительной из них стала крестьянская реформа 1861 г. Узлом русских проблем был крестьянский вопрос. Александр II произнес решающую фразу: лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу. Либеральных бюрократов заботили не узкосословные дворянские нужды, а самостоятельные интересы государственной власти. Решившись отменить крепостное право, Александр II поначалу действовал методами своего отца: стал ждать инициативы от дворянства, учредил очередной Секретный комитет по крестьянскому делу (январь 1857 г.). В конце 1857 г. литовское дворянство - не без давления властей ходатайствовало о безземельном освобождении своих крестьян. Царь предписал литовским дворянам создавать губернские комитеты для выработки проектов крестьянской реформы. Вопрос о реформе в принципе был решен, личное освобождение крестьян признавалось несомненным, спорным оставалось наделение крестьян землей, считавшейся собственностью помещика. В правительстве идею освобождения крестьян с землей за выкуп отстаивал лидер реформы Н.А.Милютин с единомышленниками, царь же поначалу разделял взгляды большинства помещиков. Но весной 1858 г. невдалеке от Петербурга взбунтовались эстонские крестьяне, которых еще в начале XIX в. освободили без земли. Провалилась и попытка безземельного освобождения удельных, крестьян. Против проектов дворянского большинства резко выступили А.И.Герцен, радикальный журнал "Современник" Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова, все передовое общественное мнение. В конце 1858 г. идея освобождения крестьян с землей стала основой правительственной программы. Теперь предстояло самое сложное: внести либеральную программу в законодательство. В начале 1859 г. для обработки проектов, подготовленных губернскими дворянскими комитетами, и согласования их с планами правительства были созданы Редакционные комиссии. В 1859-1861 гг. проекты комиссий были переданы на обсуждение депутатам губернских комитетов, затем (после закрытия комиссий) - в Главный комитет и Государственный совет. Везде проекты подвергались резким нападкам. Основу проекта удалось отстоять, но его противники добились крупных поправок: платежи, причитавшиеся с крестьян, были увеличены, размеры отводимых им наделов уменьшены. Вотчинную власть помещика сменило крестьянское самоуправление, ведавшее сбором податей и мелкими судебными делами. Сельские общества (создаваемые на основе общины) и волостные общества (из нескольких сельских обществ) избирали на сходах начальство - сельских старост, волостных старшин, волостной суд. Крестьянское самоуправление подчинялось правительственным чиновникам. В то же время через него бывшие крепостные входили в новые демократические учреждения - земство, суд присяжных, приобщались к гражданской жизни. Поскольку земля считалась дворянской собственностью крестьяне, получая надел, должны были выплачивать за него выкуп. Выкуп приравнивался к сумме, которая, будучи положена в банк под 6%, приносила бы ежегодный доход, равный дореформенному оброку. Таким образом, помещику стремились компенсировать потерю не только земли, но и крепостного труда. До перехода на выкуп крестьяне считались "временнообязанными" и продолжали работать на помещика. Выкуп осуществлялся при посредничестве государства. Крестьяне платили непосредственно помещику только 20-25% стоимости земли. Государство брало на себя обязательство сразу выдавать помещикам 75-80% выкупной суммы, а крестьяне потом должны были возвратить долг государству с процентами. Таким образом, государство возвратило себе долги и дворянства и (с переплатой) крестьянства. Отмена крепостного права мощно стимулировала развитие капитализма - отношений реформы свободного найма и конкуренции, способствовала 1861 г. подъему экономики Негативную роль в проведении реформы сыграли искажения, внесенные в проект Редакционных комиссий крепостниками из Главного комитета и Государственного совета. Крепостное право в России определяло устройство и местной администрации, и суда, и армии. Поэтому после освобождения крестьян надо было перестраивать все сферы русской жизни. В ходе буржуазных реформ 1860-70 гг. были созданы лишь местные представительные органы, ведавшие культурно-хозяйственными вопросами и полностью лишенные политических функций. Каждые три года представители разных сословий избирали уездное земское собрание (от 10 до 96 членов - гласных), а оно посылало депутатов в губернское собрание (от 15 до. 100 гласных). Собрания формировали исполнительные органы - уездные губернские земские управы. Земства получили право собирать налоги на свои нужды, нанимать служащих. У самоуправления не было своих органов принудительной власти - ему приходилось обращаться к губернатору, к полиции. В 1870 г. было создано городское самоуправление с хозяйственной компетенцией. Каждые четыре года в 509 городах избиралась городская дума, которая формировала городскую управу. Руководил думой и управой городской голова. В 1864 г. была проведена судебная реформа - наиболее последовательная из всех буржуазных реформ. Теперь суд стал бессословным. Менее важные дела передавались выборным мировым судьям - они должны были стараться склонить судящихся к примирению. Решение о виновности подсудимого - "вердикт" - выносили присяжные заседатели (представители общества, привлекаемые по жребию). Судьям было назначено высокое жалование; они, как и следователи, были несменяемы, независимы от администрации. Свыше десяти лет проводил реформы в армии Д.А.Милютин (1816-1912) -военный министр, брат автора крестьянской реформы. Было централизовано и упорядочено управление войсками; страну разделили на пятнадцать военных округов, непосредственно подчиненных военному министру. Военные суды и учебные заведения (военные гимназии, юнкерские училища) сближались по устройству с гражданскими установлениями. В 1874 г. рекрутчина, лежавшая на податных сословиях, была заменена всеобщей воинской повинностью. Перемены в экономике, новые суды, армия, земства предъявляли спрос на образованных людей, требовали развития науки. Поэтому реформы не могли не затронуть систему образования. Устав 1863 г. вернул университетам отобранную у них при Николае I автономию. Вводилась выборность ректора, деканов, профессоров. Вместе с тем студенты (в отличие от профессуры) корпоративных прав не получили; это вело к напряженности в университетах, периодическим студенческим волнениям. Учреждалось два типа гимназий: в классических глубже изучались гуманитарные, в реальных - естественные и точные науки. Более свободной стала печать. В 1865 г. была отменена предварительная цензура для книг и столичной прессы. Теперь наказывали за уже опубликованные материалы (карательная цензура). Ликвидировалась сословная замкнутость православного духовенства с той целью, чтобы священниками становились не по наследству, а по призванию, по личному выбору. Духовные академии и семинарии сближались со светской школой. В церковную организацию вводились начала выборности, самоуправления. Правительство расширило права иноверцев, старообрядцев, сектантов. Получив долю независимости, общество повело работу, которая была не по силам правительственной администрации. Раскрепощенная энергия, инициатива и личная заинтересованность граждан стали для государства подспорьем в решении его задач. Осенью 1861 г. после нескольких лет "оттепели" правительство круто ограничило права студентов - ответом стали беспорядки в Московском, Петербургском, Казанском университетах. Начав глубокие преобразования в России, Александр II отверг давно назревшие реформы на западной окраине империи - в Польше. Лишь в 1861 г. наместником сюда был назначен великий князь Константин Николаевич, началась подготовка реформ, но время было упущено. В 1863 г. разразилось польское восстание, которое пришлось подавлять вооруженной силой. Все это играло на руку реакции. Правительство постепенно стало отбирать у общества права дарованные в годы реформ. Земствам запретили собирать ряд налогов, публиковать свои материалы без разрешения губернатора, жестко наказывали за вмешательство в политические вопросы. Губернатор мог уволить "по неблагонадежности" любого земского служащего. Министр внутренних дел получил право запрещать обсуждение в печати неугодных правительству вопросов. Судебные следователи оказались под контролем администрации, политические дела ушли из ведения новых судов. Попытка повернуть страну вспять после того, как она заметно двинулась вперед, вызвала разлад в русской жизни и острое недовольство общества. Бедствия народа, социальная и идейная нестабильность, неизбежные в пору крутых перемен, усугублялись безынициативностью правительства. К середине 70-х годов в России назрел новый общественный кризис, в ходе которого радикальные течение - революционеры-народники - перешли к террористической борьбе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.248 (0.012 с.) |