Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отмена крепостного права и буржуазные реформы в 60-х - 70-х годах XIX в.

Поиск

1855 год, когда на престол вступил Александр II, был тяжёлым для России: армия терпела поражения в Крыму; рушился военный, международный престиж ранее непобедимой империи. Финансы были расстроены, в деревне нарастало глухое брожение. Все общество - от радикалов до консерваторов - было недовольно правительством. По убеждениям Александр не был либералом и реформатором: он целиком одобрял политику отца, защищал интересы дворянства. Но прагматизм, здравый смысл, гуманные заветы Жуковского помогли ему понять в середине 50-х годов необходимость перемен. Вскоре после воцарения нового императора в обществе заговорили о начале "оттепели". В 1860-70 гг. правительство Александра II провело целую серию реформ, объективно способствовавших утверждению капиталистических отношений в России. Самой значительной из них стала крестьянская реформа 1861 г. Узлом русских проблем был крестьянский вопрос. Александр II произнес решающую фразу: лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу. Либеральных бюрократов заботили не узкосословные дворянские нужды, а самостоятельные интересы государственной власти. Решившись отменить крепостное право, Александр II поначалу действовал методами своего отца: стал ждать инициативы от дворянства, учредил очередной Секретный комитет по крестьянскому делу (январь 1857 г.). В конце 1857 г. литовское дворянство - не без давления властей ходатайствовало о безземельном освобождении своих крестьян. Царь предписал литовским дворянам создавать губернские комитеты для выработки проектов крестьянской реформы. Вопрос о реформе в принципе был решен, личное освобождение крестьян признавалось несомненным, спорным оставалось наделение крестьян землей, считавшейся собственностью помещика. В правительстве идею освобождения крестьян с землей за выкуп отстаивал лидер реформы Н.А.Милютин с единомышленниками, царь же поначалу разделял взгляды большинства помещиков. Но весной 1858 г. невдалеке от Петербурга взбунтовались эстонские крестьяне, которых еще в начале XIX в. освободили без земли. Провалилась и попытка безземельного освобождения удельных, крестьян. Против проектов дворянского большинства резко выступили А.И.Герцен, радикальный журнал "Современник" Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова, все передовое общественное мнение. В конце 1858 г. идея освобождения крестьян с землей стала основой правительственной программы. Теперь предстояло самое сложное: внести либеральную программу в законодательство. В начале 1859 г. для обработки проектов, подготовленных губернскими дворянскими комитетами, и согласования их с планами правительства были созданы Редакционные комиссии. В 1859-1861 гг. проекты комиссий были переданы на обсуждение депутатам губернских комитетов, затем (после закрытия комиссий) - в Главный комитет и Государственный совет. Везде проекты подвергались резким нападкам. Основу проекта удалось отстоять, но его противники добились крупных поправок: платежи, причитавшиеся с крестьян, были увеличены, размеры отводимых им наделов уменьшены. Вотчинную власть помещика сменило крестьянское самоуправление, ведавшее сбором податей и мелкими судебными делами. Сельские общества (создаваемые на основе общины) и волостные общества (из нескольких сельских обществ) избирали на сходах начальство - сельских старост, волостных старшин, волостной суд. Крестьянское самоуправление подчинялось правительственным чиновникам. В то же время через него бывшие крепостные входили в новые демократические учреждения - земство, суд присяжных, приобщались к гражданской жизни. Поскольку земля считалась дворянской собственностью крестьяне, получая надел, должны были выплачивать за него выкуп. Выкуп приравнивался к сумме, которая, будучи положена в банк под 6%, приносила бы ежегодный доход, равный дореформенному оброку. Таким образом, помещику стремились компенсировать потерю не только земли, но и крепостного труда. До перехода на выкуп крестьяне считались "временнообязанными" и продолжали работать на помещика. Выкуп осуществлялся при посредничестве государства. Крестьяне платили непосредственно помещику только 20-25% стоимости земли. Государство брало на себя обязательство сразу выдавать помещикам 75-80% выкупной суммы, а крестьяне потом должны были возвратить долг государству с процентами. Таким образом, государство возвратило себе долги и дворянства и (с переплатой) крестьянства. Отмена крепостного права мощно стимулировала развитие капитализма - отношений реформы свободного найма и конкуренции, способствовала 1861 г. подъему экономики Негативную роль в проведении реформы сыграли искажения, внесенные в проект Редакционных комиссий крепостниками из Главного комитета и Государственного совета. Крепостное право в России определяло устройство и местной администрации, и суда, и армии. Поэтому после освобождения крестьян надо было перестраивать все сферы русской жизни. В ходе буржуазных реформ 1860-70 гг. были созданы лишь местные представительные органы, ведавшие культурно-хозяйственными вопросами и полностью лишенные политических функций. Каждые три года представители разных сословий избирали уездное земское собрание (от 10 до 96 членов - гласных), а оно посылало депутатов в губернское собрание (от 15 до. 100 гласных). Собрания формировали исполнительные органы - уездные губернские земские управы. Земства получили право собирать налоги на свои нужды, нанимать служащих. У самоуправления не было своих органов принудительной власти - ему приходилось обращаться к губернатору, к полиции. В 1870 г. было создано городское самоуправление с хозяйственной компетенцией. Каждые четыре года в 509 городах избиралась городская дума, которая формировала городскую управу. Руководил думой и управой городской голова. В 1864 г. была проведена судебная реформа - наиболее последовательная из всех буржуазных реформ. Теперь суд стал бессословным. Менее важные дела передавались выборным мировым судьям - они должны были стараться склонить судящихся к примирению. Решение о виновности подсудимого - "вердикт" - выносили присяжные заседатели (представители общества, привлекаемые по жребию). Судьям было назначено высокое жалование; они, как и следователи, были несменяемы, независимы от администрации. Свыше десяти лет проводил реформы в армии Д.А.Милютин (1816-1912) -военный министр, брат автора крестьянской реформы. Было централизовано и упорядочено управление войсками; страну разделили на пятнадцать военных округов, непосредственно подчиненных военному министру. Военные суды и учебные заведения (военные гимназии, юнкерские училища) сближались по устройству с гражданскими установлениями. В 1874 г. рекрутчина, лежавшая на податных сословиях, была заменена всеобщей воинской повинностью. Перемены в экономике, новые суды, армия, земства предъявляли спрос на образованных людей, требовали развития науки. Поэтому реформы не могли не затронуть систему образования. Устав 1863 г. вернул университетам отобранную у них при Николае I автономию. Вводилась выборность ректора, деканов, профессоров. Вместе с тем студенты (в отличие от профессуры) корпоративных прав не получили; это вело к напряженности в университетах, периодическим студенческим волнениям. Учреждалось два типа гимназий: в классических глубже изучались гуманитарные, в реальных - естественные и точные науки. Более свободной стала печать. В 1865 г. была отменена предварительная цензура для книг и столичной прессы. Теперь наказывали за уже опубликованные материалы (карательная цензура). Ликвидировалась сословная замкнутость православного духовенства с той целью, чтобы священниками становились не по наследству, а по призванию, по личному выбору. Духовные академии и семинарии сближались со светской школой. В церковную организацию вводились начала выборности, самоуправления. Правительство расширило права иноверцев, старообрядцев, сектантов. Получив долю независимости, общество повело работу, которая была не по силам правительственной администрации. Раскрепощенная энергия, инициатива и личная заинтересованность граждан стали для государства подспорьем в решении его задач. Осенью 1861 г. после нескольких лет "оттепели" правительство круто ограничило права студентов - ответом стали беспорядки в Московском, Петербургском, Казанском университетах. Начав глубокие преобразования в России, Александр II отверг давно назревшие реформы на западной окраине империи - в Польше. Лишь в 1861 г. наместником сюда был назначен великий князь Константин Николаевич, началась подготовка реформ, но время было упущено. В 1863 г. разразилось польское восстание, которое пришлось подавлять вооруженной силой. Все это играло на руку реакции. Правительство постепенно стало отбирать у общества права дарованные в годы реформ. Земствам запретили собирать ряд налогов, публиковать свои материалы без разрешения губернатора, жестко наказывали за вмешательство в политические вопросы. Губернатор мог уволить "по неблагонадежности" любого земского служащего. Министр внутренних дел получил право запрещать обсуждение в печати неугодных правительству вопросов. Судебные следователи оказались под контролем администрации, политические дела ушли из ведения новых судов. Попытка повернуть страну вспять после того, как она заметно двинулась вперед, вызвала разлад в русской жизни и острое недовольство общества. Бедствия народа, социальная и идейная нестабильность, неизбежные в пору крутых перемен, усугублялись безынициативностью правительства. К середине 70-х годов в России назрел новый общественный кризис, в ходе которого радикальные течение - революционеры-народники - перешли к террористической борьбе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.109.45 (0.011 с.)