ТОП 10:

Тема 14. Казахстан в годы 1953-1991 г. (Казахстан в годы «застоя». Кризис и крушение тоталитарной системы)



План лекции:

1. Противоречия и трудности социально-экономического развития Казахстана в 70-е начале 80-х гг.

2. Экономическое, научное и культурное развитие Казахстана.

3. Социально-экономическое развитие республики во второй половине 80-х годов.

4. Политические реформы в Казахстане в конце 80-х - начале 90-х годов.

Тезисы лекции:

1.Период 70-х – первой половины 80-х годов характеризуется как период застоя и бюрократизма, следует обратить внимание на то, что реальные рычаги власти все в большей мере сосредотачивались в руках партийно-государственного аппарата. Приверженность к шаблонам и стереотипам привели к закостенению и формализации демократических институтов. Процесс огосударствления распространился и на профсоюзы, комсомол и общественные организации, то есть происходило сращивание общественных организаций с партийно-государственным аппаратом, который свел на нет их самодеятельное начало.

Раскрывая данный вопрос, необходимо обратить внимание на решение национального вопроса. Конституция 1978 года, была попыткой учесть особенности республики. Посути Консти­туция Казахской ССР лишь дублировала декларативные положения Конституции СССР. Вместе с тем проявились негативные тенденции в области национальных отношении.

Показателем может служить то, что за 70-е 80-е годы в республике не было принято ни одного постановления об улучшении изучения родного языка в школах. Игнорированием интересов казахского народа явилось и решение политбюро ЦК КПСС весной 1979 года о создании автономной немецкой области на территории Казахстана, - что в свою очередь вызвало недовольство молодежи Целинограда (Акмолы), которые утром 16 июня 1979 года вышли на демонстрацию с транспарантами «Казахстан неделим» и «нет немецкой автономий».

Характерная для данного периода обстановка разрыва между словом и делом, принимаемыми решениями и их исполнениями привели к апатии и безразличию.

Неудачи реформ 1956-1965 годов, отсутствие ощутимых результатов породили неверие в провозглашенные цели и намерения.

В политической жизни утвердилась идеологическая нетерпимость и воинствующий догматизм. Реальная власть во всех сферах общества перешла к партийному аппарату, который подменял собой советские и хозяйственные органы.

Решение национального вопроса декларировалось в официальных до­кументах. Преувеличение достижений в решении национального вопроса вытекало из концепции «развитого социализма».

2.Изменение политической ситуации в СССР существенно сузило возможности экономических реформ, а затем и вовсе привело к их свертыванию. Положение усугублялось ведомственной разобщенностью, бюрократическими проволочками. Обратите внимание на то, что на долю Казахс­тана к началу 80-х годов приходилось всего 3 % внедряемых в СССР научно-технических новшеств. Характерным для промышленности является ориентировка на одностороннюю сырьевую направленность. Около 60 % потребляемых непродовольственных товаров завозилось. Не получило должного развития и машиностроение. Удельный вес его продукции в промышленности составлял 17 % против 27 в целом по стране.

Что касается сельского хозяйства, то здесь прослеживается отчуждение крестьянства от результатов труда. Принятая в 1982 г. продовольственная программа результатов не дала. Как и прежде, программа была разработана в рамках устаревшей системы управления и не затрагивала интересов крестьянства. В результате неэквивалентного экономического обмена между городом и деревней после безвозмездного изъятия средств из сельского хозяйства, усиливался ведомственный диктат. Цены для аграрного сектора за 1965-1985 годы поднялись в 2-5 раза, а закупочные цены на сельхозпродукцию, сдаваемую, государству возросли, только в 2 раза.

Нужно обратить внимание на то, что из-за недостатка транспортных средств, элеваторов, хранилищ, перерабатывающих предприятий, плохих дорог потери сельскохозяйственной продукции составляли более 20 - 40 %. Делая вывод можно сказать, что в экономике республики проя­вились все те деформации, которые были характерны для народного хозяйства страны в целом. Прежде всего, это укоренение в рассматриваемый период командно-административных методов управления, господство государственной формы собственности, что привело к отчуждению работников производства по отношению к средствам производства. Система оплаты труда не была увязана с его результатами. Основы хозяй­ственной жизни определялись директивами ведомств, которые лишали предприятия самостоятельности и инициативы. Все это усугублялось в республике диктатом Центра. Это все привело к кризисному состоянию экономики.

Необходимо также раскрыть вопросы социальной политики и ее проблемы в 70-80 гг. Кризисная ситуация, сложившаяся в экономике, захватила и социальную сферу. В 1985 году рубль равнялся 54 коп, в сравнении с рублем 60-х годов. Это в свою очередь привело к повышению цен на многие продукты и товары. Следует обратить внимание на то, что в рассматриваемый период улучшилось жилищное положение в республике, хотя в целом проблема оставалось острой, и была далека от решения.

Вместе с тем, надо признать, что уровень жизни населения повысился. Появились телевизоры, холодильники, стиральные машины и другие товары бытового назначения.

Но по сравнению с развитыми капиталистическими странами наблю­далось существенное отставание по ряду показателей - оплата труда, автоматизации быта, жилья, питания, здравоохранения и так далее.

Следует отметить, что на здоровье людей, их образу жизни оказывало состояние окружающей среды. Сложная экологическая ситуация сложилась в районе Аральского моря. Неразумное потребление вод Амударьи и Сырдарьи привело к исчезновению Арала. Увеличилась инфекционная заболеваемость и детская смертность в Приаралье.

Не менее тревожная ситуация сложилась в районе Семипалатинского полигона. Города и рабочие поселки с предприятиями цветной металлургии и химическими производствами, также оказались в сложных экологических условиях.

Повышение жизненного уровня людей производилось за счет опережающего роста денежных доходов населения и платежеспособного спроса по сравнению с ростом товарной массы и услуг, что привело к тотальному дефи­циту. Страна в целом находилась в глубоком кризисе, что требовало глобальных перемен.

3.Система социально-экономических и политических акций, направленных на реформирование советского общества, вошла в историю под названием «перестройка».

В апреле 1985 г. на Пленуме ЦК КПСС был разработан стратегический курс, суть которого заключалась в следующем: через ускорение - к достижению качественно нового состояния советского общества.

Однако жизнь показала, что невозможно реформировать экономику посредством косметических мер. Концепция ускорения оформилась в концепцию перестройки - т.е. реконструкция политической и экономической системы.

Ключевыми проблемами были выдвинуты - демократизация общественной жизни и радикальная экономическая реформа.

Ответ на первый вопрос нужно начинать с состояния экономики республики к 1985 году. Экономика в этот период находилась в предкризисном состоянии:

- темпы прироста промышленной продукции сократились с 9,3% до 3,5%, национального дохода- с 10,3% до 1%.

- почти 30% предприятий были убыточными.

- 60% товаров народного потребления завозилось из других регионов.

- Социальные проблемы решались по остаточному принципу.

В сельском хозяйстве ситуация была еще более удручающей. За 1971-1985 гг. основные производственные фонды утроились, а производство продуктов увеличилось в полтора раза. Половина колхозов и совхозов была убыточной.

В апреле 1985 г. народ надеялся, что за год-два, максимум за три страна выйдет из кризиса. Однако эти надежды не оправдались. Предпринимались попытки оздоровления экономики, но дело не менялось. Говорили много о самоокупаемости, самофинансировании, региональном хозрасчете, а основа этого - экономическая самостоятельность предприятий блокировалась бюрократической надстройкой. Не сумели демонтировать командно-административную систему и перейти к экономическим методам хозяйствования.

Фактически в течение 5 лет Казахстан вместе со всей страной топтался на месте. Уже в 1988-1989 гг. началось резкое падение уровня жизни, начались массовые недовольства рабочих.

Здесь надо обратить внимание на распространение сознания необходимости перехода к регулируемой рыночной экономике. Это предполагало:

разгосударствление экономики и ликвидацию монополизма, многообразие форм собственности и равенство их перед законом. Основным регулятором экономической жизни должен стать рынок - спрос и предложение.

Далее надо сказать о том, какие мероприятия проводил Казахстан по реализации такой перестройки. Обязательно назвать документ «Концепция самоуправления и самофинансирования Казахской ССР». Стержнем концепции было решение проблем собственности. Устанавливалась исключительная собственность Казахской ССР на землю, ее недра, воды, леса и др. природные ресурсы, находящиеся на ее территории. Предусматривалось функционирование в качестве равноправной государственной, коллективной и индивидуальной формы собственности. Экономическая обстановка в Республике осложнилась в 1990 г. Впервые за многие годы было допущено снижение национального дохода, объема промышленного производства, производительности общественного труда, полученной прибыли, сократились объемы капитальных вложений, ввод в действие основных фондов, в том числе жилых домов, общеобразовательных школ, больниц. Осложнилась обстановка в агропромышленном комплексе. Отрасль вступила в период стагнации.

В декабре 1990 г. Верховный совет республики одобрил «основные направления стабилизации экономики Казахской ССР и перехода к рынку», в которых намечалась программа создания условий вывода республики из кризисной ситуации на основе активного развития рыночных отношений. Огромное значение имела «Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР», которая положила начало процессу обретения ею реальной независимости и самостоятельности.

Суверенитет дал возможность активно проводить переход к рынку.

В такой ситуации произошли события 1991 г., которые привели к распаду СССР.

4. Политические реформы в Казахстане в конце 80-х - начале 90-х годов.Определяющим направлением развития общественно-политической жизни в рассматриваемый период была ее демократизация. О демократическом переустройстве много говорилось, а на деле продолжались старые порядки. Об этом свидетельствуют события декабря 1986 г. в Алматы. Материалы, по этим событиям студенты смогут найти во всех учебниках истории Казахстана, в книге-хронике событий: «Алма-Ата. Декабрь, 1986 г.».

Период с декабря 1986 года по июнь 1989 г. время правления нового политического руководства во главе с Г. Колбиным. Была проведена крупная кадровая чистка. Заметно оживилась политическая жизнь, пресса стала более многообразной, деятели культуры пытались глубже осмыслить разные стороны жизни общества.

В июне 1989 г. 1 секретарем ЦК КП Казахстана был избран Н. Назарбаев. В 1990-1991 гг. были проведены наиболее значительные политические реформы периода перестройки. Далее нужно назвать какие эти реформы: новые законы о выборах в Верховный совет и местных советов. Подчеркнуть альтернативность выборов, прошедших на основе этих законов. В марте 1990 г. Верховный совет Казахской ССР утвердил пост Президента республики. Им был избран Н.А. Назарбаев.

Осенью 1990 г. Верховный совет принял пакет законов, реформирующих существующую систему власти. Был ликвидирован Совет министров. Он был преобразован в Кабинет министров при Президенте. Полтора десятка министерств и ведомств были упразднены, часть преобразована. Созданы новые органы управления, такие как государственный комитет по экономике, по управлению государственным имуществом, по антимонопольной политике, межрегиональным, внешнеэкономическим связям, комиссия по чрезвычайным ситуациям, министерство труда.

В 1989 г. был принят Закон о языках. Согласно Закону государственным языком Казахской ССР объявлялся казахский язык, русский язык получил статус межнационального общения.

Исключительно важное значение имело принятие Верховным Cоветом Казахской ССР 25 октября 1990 г. «Декларация о государственном суверенитете». Здесь более подробно надо остановиться на основных положениях Декларации. Казахстан провозглашался независимым, унитарным и правовым государством, утверждалось многообразие и равенство форм собственности.

Таким образом, можно сделать вывод, что в области политических реформ были сделаны значительные шаги.

В рассматриваемый период происходит оживление общественно-политической жизни. Создаются политические партии, формирования, движения. Первоначально самодеятельные организации в основном занимались экологическими проблемами. Под эгидой союза писателей Казахстана был образован общественный комитет по проблемам Балхаша и Арала, возникли различные экологические группы, «зеленые фронты».

Первой массовой общереспубликанской организацией стало антиядерное движение «Невада - Семипалатинск», возникшее в феврале 1988 г. Расскажите о задачах участников этого движения.

Далее нужно остановиться на движении «Адилет», «Азат», «Единство», общество «Желтоксан», «Казах тили», на деятельности национально-культурных центров народов Казахстана. Их задачи, цели.

В республике стали формироваться и политические партии: социал-демократическая, «Алаш», народный конгресс Казахстана.

В этом же вопросе нужно остановиться на деятельности коммунистической партии, о серьезных изменениях, которые произошли в работе таких бывших массовыми общественных организаций профсоюзов и комсомола.

Важной составляющей частью самодеятельного движения является независимая печать. История становления самодеятельной печати в республике охватывает 1987-1990 гг. Стали выходить официально зарегистрированные газеты движения «Невада - Семипалатинск» и общества «Казах тили».

Независимые политические издания появились в различных городах Алма-Ате, Павлодаре, Караганде, Семипалатинске, Темиртау.

В завершении необходимо вновь подчеркнуть оживление политической жизни в Казахстане в конце 80-х — начале 90-х годов.

Литература:

1. Назарбаев Н.А. На стыке столетий. А., 1996.

2. Кунаев Д.А. От Сталина до Горбачева. А., 1994.

3. Абжанов К.С. История Казахстана. Сборник. 2003, стр. 56-108.

4. Козыбаев М.К. Казахстан и современность. А., 1991

5. История развития транспорта и коммуникаций. А., 2000.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.106.142 (0.01 с.)