Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономический кризис 1920-1922гг. Земельно-водная реформа.

Поиск

В Средней Азии и Казахстане, социально-экономические преобразования, осуществленные Советской властью в 20-х гг. для уничтожения последствий колониальной земельной политики царизма, ликвидации помещичьего и резкого сокращения байско-кулацкого землепользования в пользу батрацко-середняцких масс крестьянства.

З.-в. р. проводились в 1921—22 в Туркестанской АССР и Казахстане, а в 1925—29 после национально-государственного размежевания советских республик Средней Азии (См. Национально-государственное размежевание советских республик Средней Азии) — во всех вновь образованных республиках.

Специфические условия края — слабое развитие экономики, сохранение феодально-патриархальных отношений в сельском хозяйстве (лучшими землями, пастбищами, водой владели баи) и др. определили более медленные по сравнению с Центральной Россией темпы революционных аграрных преобразований и их своеобразие.

В 1918 были конфискованы лишь земли царской фамилии, чиновников и наиболее крупных баев, отдельных с.-х. и промышленных капиталистических объединений. З.-в. р. 1921—22 осуществлялись на основе постановления ЦК РКП (б) от 29 июня 1920, решений 5-го съезда компартии Туркестана, 9-го Всетуркестанского съезда Советов (сентябрь 1920) и декретов ЦИК Киргизской АССР (первоначальное название Казахской республики) от 2 февраля и 19 апреля 1921. Главной целью реформы было уравнять в правах на землю и воду местное (киргизское, казахское, узбекское) и русское крестьянство.Коренному населению передавались земли, захваченные русскими кулаками-переселенцами, у них же изымались излишки скота, семян, с.-х. инвентаря. В ходе реформы в Туркестанской АССР изъято у кулаков свыше 232 тыс. га земли, которая передавалась 12,8 тыс. батрацко-бедняцких хозяйств.

В Казахстане коренному населению было передано свыше 470 тыс. га земли. Следующий этап аграрных преобразований — З.-в. р. 1925—29. Начало реформе было положено декретами ЦИК Узбекской ССР «О национализации земли и воды» и «О земельно-водной реформе» от 2 декабря 1925 и постановлением ЦИК и СНК Туркменской ССР от 24 сентября 1925, согласно которым подлежали изъятию и передаче в государственный фонд все поливные земли помещиков, не обрабатывавших их собственными силами, а также лиц, имевших главным источником существования торговлю или нетрудовой доход.

Были установлены нормы трудового землепользования — 7—10 десятин. Излишки земли подлежали конфискации, излишки с.-х. инвентаря — принудительному выкупу. В результате З.-в. р. в Средней Азии ликвидировано 6763 хозяйства баев, крупных торговцев, духовенства, ростовщиков, бывших эмирско-ханских чиновников; земельные излишки урезаны у 37 759 кулацких хозяйств. Всего изъято 281171 га земли.

Землёй наделено 123 418 безземельных и малоземельных дехканских хозяйств, получивших также с.-х. инвентарь, продовольственные и семенные ссуды. Распределение воды было передано органам Советской власти. Специфический характер носила земельная реформа в Казахской АССР (по постановлению ЦИК и СНК Казахской АССР от 20 мая 1926 и от 27 августа 1928). Конфискации подлежали богатые скотоводческие хозяйства, имевшие свыше 400 голов крупного рогатого скота в кочевых, свыше 300 голов — в полукочевых и свыше 150 голов — в оседлых районах.

Им оставлялось в собственность для ведения трудового хозяйства по 5 голов скота на каждого член семьи (но не более 25 на семью) в кочевых, по 3 (но не свыше 16) в полукочевых, по 2 (но не более 11) в оседлых районах. Всего в Казахстане ликвидировано 696 крупных хозяйств, владевших 145 тыс. голов скота, который был распределён (около 80%) среди трудового крестьянства, остальной передан государственным земельным органам, колхозам и совхозам. В Казахстане бедняки и середняки получили к 1928 около 1360 тыс. га сенокосов и 1250 тыс. га пахотных земель. Дехканство освободилось от уплаты байству ренты, составлявшей накануне З.-в. р. 25—28 млн. руб. ежегодно.

Революционно-демократические З.-в. р. улучшили положение трудящегося дехканства. Они всколыхнули широкие массы бедноты и середняков кишлаков и аулов, организовали и сплотили их вокруг Советской власти. Экономической силе, политическому и идеологическому влиянию байства был нанесён решительный удар. Проведение реформ сопровождалось острой классовой борьбой, резким обострением противоречий между середняцко-батрацкой массой и клерикально-феодальными элементами, поддержанными националистически настроенной частью интеллигенции.

З.-в. р. не разрешили земельного вопроса до конца: оставались значительное малоземелье, чересполосицы, недостаток воды, сохранялись элементы феодальной и капиталистической эксплуатации — чайрикерство (издольщина), наёмный труд. Но реформы полностью ликвидировали феодальное землевладение, резко ограничили землепользование кулачества, оградили и защитили интересы бедняка и середняка.

З.-в. р. способствовали осереднячиванию кишлака и аула. Они ускорили развитие различных форм кооперации (в т. ч. образование нескольких десятков колхозов), облегчили народам Средней Азии и Казахстана переход к социализму, минуя капиталистическую стадию; подготовили почву для социалистического преобразования сельского хозяйства республик Средней Азии на основе коллективизации. Подобные преобразования в 20 — начале 30-х гг. осуществлялись в Бурятии, Дагестане и др. национальных районах.

90. Новая экономическая политика и ее особенности в Казахстане, итоги НЭП.

Ситуация сложившаяся в Казахстане в начале 20 века подтверждала общую картину экономического и политического кризиса, охватившего страну. Здесь всё говорило о необходимости перехода к новым принципам хозяйственной политики, определяющим стержнем которой должна была стать идея восстановления нормальных экономических отношений. В этой связи большевики вынуждены были отойти от утопических догм революционного романтизма.

Основой изменений служили более толерантная по отношению к различным формам собственности политика и осознание невозможности дальнейшего игнорирования товарно-денежных отношений. Начало перехода связано с 10-м съездом Компартии (март 1921 г.). Именно на нём было принято решение о переходе от продразвёрстки к продналогу (фиксированный налог). Помимо изменений в налоговой политике были предприняты действенные акции в ряде других фрагментов экономических отношений: финансах, кредитах, трудовом законодательстве и т.д.

Кардинальные меры сразу же сказались на состоянии народного хозяйства. Вскоре обозначилась тенденция к его восстановлению. Так, уже к концу 1925 г., уровень производства промышленной продукции возрос по сравнению с 1920 г. В 5-6 раз. В действие было введено более 60% предприятий промышленности против 17% в 1921 г. Свидетельством улучшения благополучия в экономике было развитие транспорта.

Помимо старых магистралей в действие вступили и новые: Петропавловск-Кокчетав, Славгород – Павлодар. Подъём наметился и в сельском хозяйстве. В традиционно зерновых районах Уральской, Акмолинской и Семипалатинской областях был, достигнут уровня 1913 года. Стала выходить из кризиса животноводческая отрасль. В Казахстане по сравнению с 1922 г. Поголовье скота в 1925 г.

Удвоилось, постепенно восстанавливалось кочевое скотоводство. Быстрые результаты дал НЭП и в Туркестане. В 1924 г. Здесь работало уже 35 хлопкозаводов. Стоимость валовой продукции хлопкоочистительной промышленности за один год возросла почти на 40 миллионов рублей. Валовая промышленность всего Туркестана достигла 80% довоенного уровня. Либерализация экономической жизни вызвала некоторые изменения и в общественно-политической сфере.

В Туркестане в 1918-1919 гг. были ликвидированы суды казиев и конфискованы вакуфные земли. Это породило басмаческое движение, особенно в Ферганской долине, где ислам имел традиционно развитую инфраструктуру. В 1922 г. ТуркЦИКом были возвращены вакуфные земли и легализованы суды казиев. Благодаря этим акциям социальная база басмачества стала сужаться.

Политика в отношении религии со стороны власти в первой половине 20-х годов стала более терпимой. Наряду с восстановлением шариатских судов и возвращения вакуфных земель власть официально санкционировала право на отправление религиозных обрядов и праздников. Еженедельным днём отдыха становилась пятница – из-за подавляющего числа мусульман среди жителей Туркестана.

Компромиссы, на которые в годы НЭПа власть пошла в области конфессиональной политики, способствовали тому, что часть мусульманских священнослужителей стала поддерживать её акции. В январе 1924 г. Улемы Западной Бухары приняли резолюцию, в которой говорится, что басмачи не защитники а отверженные враги ислама. Духовенство поддержало и земельно-водную реформу. Ориентация на философию НЭПа как более позитивную модель реформирования общества оказалась недолгой. Уже со второй половины 20-х гг. большевистское государство, оправившись от кризиса, начинает отходить от идеологии НЭПа, вновь переводя политику к более жёсткому принципу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.158 (0.007 с.)