Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарождение и развитие промышленности в казахстане во второй половине 19-нач 20 веков.

Поиск

Со второй половины XIX века в Казахстан стал активно проникать российским капитал, основной сферой его приложения была добыча и переработка полезных ископаемых, богатством которых отличались недра края, а также промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья и торговля. Для российского капитала здесь были благоприятные условия: богатые недра, дешевые земли которые арендовались или скупались за бесценок у местного населения, дешевое сырье, дешевая, в избытке, рабочая сила Например, Жезказгаискос месторождение меди было куплено за 100 рублей, Саранское месторождение угля — за 114 рублей.

Горнозаводская промышленность в основном была сосредоточена в Акмолннской и Семипалатинской областях в Баян-Аульском, Каркаралинском, Акмолинском уездах и на Алтае. Здесь были медные, серебряно-свинцовые рудники и заводы, угольные копи, золотодобыча.

Большая часть медеплавильных, серебросвинцовых заводов принадлежала промышленникам Поповым. Заводы -отсталая техника - ручной труд. К тому же Поповы закрывали свои заводы до окончания 20 летнего льготного срока, и рядом строили новые, снова получив 20 летнюю льготу. В 1852 году русский купец Ушаков создал в Екатеринбурге компанию промышленников, в которую вошли также Зотов, Рязанов, Севастьянов. В 1852 году он купил месторождение меди в Акмолинском уезде, а в 1856 году купил угольное месторождение Караганды. На основе этих месторождений в 1863 году компанией был построен Спасский медеплавильный завод. По количеству выплавляемой меди он занимал второе место среди частных медеплавильных заводов России. Его продукция поставлялась на Екатеринбургский и Петербургский монетные дворы, а также на Нижегородскую ярмарку.

Относительно крупными предприятиями, с числом рабочих от 300 до 500 были: Спасский медеплавильный завод, Успенский рудник. Карагандинские копи, Экибастузские и Риддсрские предприятия.

Но у русских промышленников не хватало средств и правительство решило привлечь сюда иностранный капитал. В 1904 году иностранные предприниматели взяли в аренду Спасско-Воскресенский, Успенский медные рудники, Спасский медеплавильный завод, Карагандинские каменноугольные копи. Контрольный пакет акций этих предприятий принадлежал англо­французским предпринимателям. В 1907 году англичане взяли в аренду Джезказганские медные месторождения. То же произошло с предприятиями Риддера и Экнбастуза. Можно отметить, например, что в деятельности Риддера немалую роль играли капиталы Герберта Гувера — будущего президента США. Такая же судьба постигла и нефтепромыслы Эмбы.

Важной отраслью была солепромышленность.

Важное место в экономике того времени занимал рыбный промысел. К концу XIX века только на Каспии действовало более 150 рыбных промыслов, были построены рыбзаводы. Регулярное рыболовство велось на реках Урал, Или, Чу» Сырдарье, на Аральском море, озерах Балхаш, Зайсан.

К концу XIX века в Казахстане действовали предприятия кустарного, мануфактурного и фабричного тина по переработке сельскохозяйственного сырья. Это были бойни, кожевенные, сало-овчинные, мыловаренные заводы, маслодельни, мукомольни в Акмолипске, Семипалатинске, Петропавловске, Уральске, Оренбурге. В 1882 году в Шымкенте начал работу сантонинный завод, который экспортировал свою продукцию в Англию, Америку, Германию, Индию, Японию. В Шымкенте и Туркестане действовали хлопкоочистительные заводы. В Верном было два предприятия табачной промышленности.

68. Казахская культура 19 века: устное народное творчество и музыкальная культура.

15 – начале 19 веков - эпоха жирау (поэты-импровизаторы); почитали Казтугана Суюншиулы (ногайский военоначальник) -воспевал подвиги, выступал за объединение племён под властью казахских ханов. В 18 веке популярен Бухар Калкаманулы (1668-1781) - бий при Тауке и Абылае, посвящал песни единству государства, защите от врагов.

Письменная литература: основные жанры - исторические и религиозные труды. "Тарихи Рашиди" (Мухаммед Хайдар) на персидском языке посвящена истории Казахского ханства и Могулистана.

Устное народное творчество: песни – обрядовые (рождение, свадьба (жар-жар, той бастар, кыз танысу), смерть (коштасу). Распространились «терме» (речитатив). Песни выразительны, напевны. Основные жанры песен: трудовые, на тему эпоса, истории, борьбы, лирические, обрядовые. Сопровождались домброй, кобызом.

Сказки и эпос: Сказки дают понимание общественной жизни, быта, стремлений народа. Жанры: о животных, фантастические, бытовые, реалистические, сатирические. "Ер-Тостик", "Асан-Кайгы" (о подвигах батыров); об Алдаре косе, Коже Насыре (о мудрых выходцах из народа).

Казахский эпос восходит к древности: "Карабек", "Канбар" относятся к 13-14 векам. Социально-бытовые поэмы посвящены любви молодых людей ("Козы Корпеш и Баян-сулу", "Кыз жибек"). Влияние на казахскую поэму оказала классическая поэзия Востока. Развитие в казахском устном творчестве получили пословицы, загадки, изречения, афоризмы (шешендiк создер), песни, словесные состязания.

Музыкальное творчество: Развитию вокального и инструментального искусства способствовало то, что традиции поэтических состязаний распространились на исполнение вокал. И инструментальных произведений. Носитель народной музыкальной культуры - аккомпанирующий себе певец-солист. Распространенным музыкальным инструментом – домбра (щипковый) и кобыз (смычковый). Для струн и смычка использовался конский волос и бараньи кишки. Музыканты создавали кюи на различные темы. Перед исполнением кюя музыкант передавал его краткое содержание, затем говорил: "А теперь послушаем домбру". Акыны-исполнители произведений устного народного творчества подразделялись на жирши (сказатели) и оленши (песенники).

I. С развитием капиталистич. отношений в Казахстане требовались образованные люди. Открывались русские школы, где учились и казахские дети; русско-казахские школы приспосабливались к требованиям колониальной политики царизма. Способные выпускники школ поступали в кадетские корпуса и ВУЗы России. Развивалось традиционное образование в казахской семье, затем детей отдавали в медресе, кот. Содержались на средства частных лиц. Учеников называли шакирдами, учителей - мугалами (люди старше 40 лет с дипломом медресе). Организатор народного образования во II пол. XIX в. - Алтынсарин (1841-1889). В январе1884 он открыл школы в Тургае, Кустанае; школы для девушек, с/х, ремесленные; созданы учебные, методические пособия (киргиз. Хрестоматия); переводил на казахский язык Крылова, Толстого.

Во II пол. XIXв. появился новый тип казахского письма литературы; представитель-Абай (Ибрагим Кунанбайулы (1845-1904). В 8 лет он поступил в медресе, затем в русскую школу; ранние стихи написаны под влиянием восточной поэзии. В 80-х гг. встретился со ссыльными революционерами, изучал революционные идеи. Переводил на казахский язык Крылова, Пушкина, Лермонтова. Проникновение капитализма, переселение крестьян порождали группу поэтов, кот. Оценивали это как «эпоху скорби» (зар-заман). Родоначальник этой поэзии - Шортанбай Конайулы (1818-1881); он называл Эпохой скорби период после присоединения Казахстана к России.

В устной литературе ведущее место занимали лирические песни акынов (сал, серi); представитель - Акан-серi Корамсаулы.

III. Потребности капиталистич. России диктовали необходимость научного изучения национальных окраин. Цель ИРГО - изучение производительных сил края с целью интенсивного использования его природных богатств в интересах русского капитализма и русификации местного населения. Для создания трудов по социально-экономической истории регионов возникла необходимость расширения источниковой базы исследования, что обусловило появление учёных архивных комиссий. Важную роль в изучении истории, культуры, быта казахского народа сыграли этнографические музеи, которые в конце XIX – начале XX вв. стали собирать экспонаты казахской национальной культуры. Коллекции были в Москве, Петербурге, Верном; они привлекали внимание общественности к культуре казахского народа, способствовали распространению сведений о жизни казахов. Колониальные власти настороженно относились к деятельности научно –общественных организаций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 878; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.13.15 (0.01 с.)