Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 9. Технология разработки бюджетов

Поиск

Гибкий и статистический бюджеты

Для сопоставимости плановых показателей с фактическими рекомендуется пользоваться показателями гибкого бюджета. Чтобы правильно контролировать исполнение затрат, необходимо скорректировать бюджетные данные в части переменных расходов на соответствующий фактический выпуск продукции. С этой целью составляется гибкий бюджет, на основе которого проводится анализ.

Таблица 1 – Анализ выполнения плана

Показатели Бюджет Фактическое выполнение плана Отклонение Удельные расходы Бюджет на фактический объем работ Отклонения
Объем работ, шт.            
Материальные расходы, тыс. руб     +4000 2,4   +160
Прямая оплата труда, тыс. руб     +6750 3,9   +510
Переменные общепроизводственные расходы, тыс. руб     +3850 2,3   +170
Постоянные общепроизводственные расходы     -300 -   -300
Итого     +14300 -   +540

 

Если сравнивать первоначальный бюджет с фактическими затратами, то перерасход составляет 14300 тыс. руб. или 7,2 %. Сопоставление фактических данных с показателями гибкой сметы (бюджет, полученный путем корректировки переменных затрат на фактический объем работ) показывает, что отклонение составляет всего 540 тыс. руб. или 0,3%. Последняя величина обусловлена изменением статей затрат.

Гибкий бюджет можно использовать в предплановом и послеплановом периодах: в первом случае это позволит выбрать оптимальный вариант объема продаж и производства, во втором- точно оценить результаты деятельности организации в целом и ее отдельных подразделений.

Переменные и постоянные расходы играют разную роль в оценке исполнения сметы. Постоянные расходы не корректируются с изменением фактического объема продукции по сравнению с планом (бюджетом), а если возникают отклонения фактических затрат от плановых, то анализируется причина их появления.

Переменные расходы должны быть пересчитаны в бюджете на фактическое исполнение объема работ (на основе удельных переменных затрат), приходящихся на единицу продукции, и фактического объема работ.

Гибкий бюджет – это бюджет, составленный для определенной диапазона уровня деловой активности. В качестве деловой активности могут выступать, например, для коммерческого бюджета – объемы продаж, для производственного бюджета – выпуск продукции.

В общем виде затраты по гибкому бюджету рассчитываются следующим образом:

Згб=Зпост+Кзпер *П

Где: Згб – затраты по гибкому бюджету: Кзпер – коэффициент переменных выплат наединицу показателя деловой активности; П – показатель деловой активности.

Рассмотрим пример составления гибкого бюджета для бюджета коммерческих расходов.

В диапазоне 588 тыс. руб – 1213 тыс. руб величина постоянных расходов составляет 117513 тыс. руб. При выручке 1100000 рублей переменные затраты составляют 580675 рублей. Составить гибкий коммерческий бюджет.

Коэффициент переменных выплат (Кзпер) составит 580675/1100000 = 0,5279.

В результате формула гибкого бюджета будет выглядеть следующим образом:

Згб = 117513+0,5279*П

Зная величину выручки, можно определить соответствующее ей значение переменных издержек.

Составим гибкий бюджет

Таблица 2 – Гибкий бюджет коммерческих расходов

Показатель деловой активности (объем продаж), тыс. руб Коммерческие расходы, тыс. руб
постоянные переменные
       
       
       
       
       
       
       

 

Задача 1. На основе данных статистического бюджета составить гибкий бюджет, руководствуясь расчетами таблицы:

Показатели Бюджет Фактическое выполнение плана
Объем работ, шт.    
Материальные затраты, тыс. руб    
Прямая оплата труда, тыс. руб    
Переменные общепроизводственные расходы, тыс. руб    
Постоянные общепроизводственные расходы, тыс. руб.    
Переменные коммерческие расходы, тыс. руб    
Постоянные коммерческие расходы, тыс. руб.    
Постоянные управленческие расходы, тыс. руб    
Итого    

 

Задача 2. В диапазоне 250000-660000 тыс. рублей величина постоянных расходов составляет 85000 тыс. руб. При выпуске 300000 тыс. рублей переменные расходы составляют 55000 тыс. руб. Используя исходные данные, определить формулу гибкого бюджета. Составить гибкий бюджет производственных расходов при следующих значениях выпуска: 265000, 290000, 300000, 310000, 350000, 450000, 470000, 500000, 520000, 580000, 620000, 650000, 660000 тыс. руб.

 

Бюджет продаж

 

Объединяет информацию об объемах реализации, ценах, и соответственно, о выручке от реализации. Он является отправной точкой всего процесса бюджетирования. Запланированный объем продаж в конечном счете влияет на финансовый результат деятельности предприятия и на его финансовое состояние.

Для составления бюджета продаж необходимо грамотно оценить планируемый объем сбыта в натуральном выражении, уровень рыночных цен на выпускаемую продукцию, оптимальную кредитную политику. Под последним подразумевается совокупность мероприятий по определению размера скидок, предоставляемые за оплату в более ранние сроки, периода времени, в течение которого клиенты должны оплатить купленный товар, уровня просроченной и безнадежной дебиторской задолженности.

Задача 3. С помощью метода аналитического выравнивания определить объем сбыта при условии увеличении рыночной ниши до 2500 человек. При определении взаимосвязи учитывать следующие показатели: объем сбыта (У), рыночная ниша (Х).

Месяц Объем сбыта, шт Рыночная ниша, чел
январь    
февраль    
март    
апрель    
май    
июнь    
июль    
август    
сентябрь    
октябрь    
ноябрь    
декабрь    

 

Задача 4. С помощью метода простой средней определить индекс сезонности по каждому месяцу. Построить график сезонности.

 

Таблица – Продажа продукции по месяцам за последние несколько лет, тыс. штук

Годы Месяцы
                       
          1,5 1,6 1,4 1,8 2,1 2,8 2,9 3,1
    4,1 4,5 4,5 4,3 4,2 3,5 2,9 2,8 2,5 3,1 2,9
  3,8 3,9 4,1 4,2 4,5 4,8 4,7 4,9 5,4 5,5 5,8 5,9
  5,9 5,7 5,4 5,2 5,1 4,8 4,7 4,1 4,2 4,3 4,1 3,9
  4,1 4,0 3,8 3,7 3,8 3,6 2,5 2,2 1,9 1,8 1,4 1,4
  2,1 2,2 2,5 2,7 2,4 2,3 2,1 1,9 1,8 1,4 1,5 1,8

 

Задача 5. Составить бюджет продаж.

Программа сбыта, тыс. руб

Январь февраль Март
     

80% поступают в текущем месяце, 15% - в следующем, 5% - неплатежи.

 

Задача 6. На основе метода «ПЕРТ» дать итоговую оценку сбыта. Оптимистический прогноз – 250 тыс. штук, пессимистический – 235 тыс. штук, корреляционно-регрессионный анализ – 241 тыс. штуки, экспертный метод – 245 тыс. штук, скользящей средней – 243 тыс. штуки, простой средней – 248 тыс. штук.

Задача 7. Поступления денежных средств от продажи в кредит составляет 70% в месяц продажи, 20% - во втором месяце, 8% - в третьем месяце, остальное – неплатежи. Баланс дебиторов в начале второго квартала равен 50 тыс. рублей, из которых 30 тыс. рублей – наличные несобранные за февраль, 20 тыс. рублей – за март. Составить денежный поток с февраля по июнь.

Программа сбыта

Апрель Май Июнь
     

 

Бюджет производства

После составления бюджета продаж составляется производственный бюджет, то есть план производства, в котором конкретизируются бюджет продаж, а также периода планирования устанавливается объем продукции, который необходимо произвести.

В качестве исходных данных по составлению производственного бюджета используются показатели бюджета продаж на изделия каждого вида, заказы на поставку, размеры запасов, имеющиеся производственные мощности.

При формировании бюджета устанавливают уровень доступных мощностей, то есть способность производственной системы выпускать определенное количество продукции в течение планового периода. Если фактическая производственная мощность оказывается ниже запланированной, то определяются необходимые затраты для расширения производства. Подобные расчеты отражаются в бюджете капиталовложений.

Например, планируемый запас готовой продукции на конец периода равен 10% от объема продаж в следующем квартале. Запас на начало периода в 1 квартале принимается равным 80 единицам, в последующих кварталах запас готовой продукции на начало периода равен остатку на конец предыдущего периода.

Бюджет производства компании

Показатели Квартал Всего
       
Планируемый объем продаж, шт.          
Планируемый запас на конец периода, шт          
Запас на начало периода, шт          
Объем производства продукции, шт          

 

Задача 8. Определить сметный объем производства за год с разбивкой по кварталам. Если ожидаемый объем продаж в натуральных единицах составит по кварталам соответственно: 2900, 3000, 3100, 2800. Запас готовой продукции на начало 1 квартала 250 штук, а на конец составляет 10% от объема продаж следующего квартала.

 

Смета себестоимости реализованной продукции

Бюджет прямых затрат на оплату труда

Материальные оборотные ресурсы можно разделить на основные и вспомогательные. Основные материалы могут обслуживать как производственные потребности, так и использовать на стадии отгрузки и сбыта. В этой связи при бюджетном планировании разделяют плановые величины материальных оборотных средств, относящихся к стадии производства и стадии сбыта, и лишь затем определяют совокупную потребность в разрезе отдельных видов продукции. Основные материалы, обслуживающие производственные потребности, включаются в бюджет прямых затрат на материалы. Основные материалы, используемые на стадии отгрузки и сбыта, включаются в бюджет коммерческих расходов.

Составление сметы прямых материальных затрат может сопровождаться расчетами платежей за приобретаемые материалы. Эти расчеты используются при составлении бюджета денежных средств.

 

Пример.

Планируемый запас материалов на конец периода равен 10% от потребности следующего квартала, запас на начало периода равен остатку на конец предыдущего периода.

Показатели Квартал Всего за год
       
Объем производства продукции, шт.          
Потребность в основных материалах для одного изделия, кг.          
Потребность в основных материалах для производства кг.          
Планируемый запас на конец периода, кг.          
Запас на начало периода, кг.          
Основные материалы к закупке, кг.          
Цена за единицу, руб          
Стоимость закупки, руб          

 

Бюджет затрат на материалы составляется с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности на материалы.

Принимается следующая схема оплаты закупок материалов: 50% стоимости квартальных закупок оплачивается в квартале закупки, а остаток – в следующем квартале.

График ожидаемых платежей

Показатели Квартал Всего за год
       
Счета к оплате на 31 декабря предыдущего года, руб          
Закупки (поквартально)          
           
           
           
           
Всего платежей, руб          

 

Смета прямых расходов на оплату труда (расходов на оплату труда основного персонала)

Затраты на оплату труда включают прямые и косвенные расходы. Прямые расходы на оплату труда включают все расходы, которые можно прямо, непосредственно и экономично отнести на определенный вид готовой продукции. Аналогично основным материалам прямые затраты считаются отдельно в части производственных и сбытовых расходов.

В производстве задействованы подсобные рабочие, менеджеры и мастера, контролеры и другой вспомогательный персонал. Их заработная плата также входит в состав производственных затрат. Поскольку эти затраты на оплату труда нельзя прямо отнести на определенный вид готовой продукции, они называются косвенными (непрямыми) расходами. Подобно расходам на вспомогательные материалы косвенные расходы на оплату труда включаются либо в бюджет общепроизводственных расходов (например, заработная плата вспомогательных рабочих), либо в управленческий бюджет (заработная плата административно-управленческого персонала). Косвенные расходы на оплату труда относят на себестоимость отдельных продуктов, распределяя пропорционально ставке этих расходов на единицу продукции.

Деление расходов на оплату труда на прямые и косвенные в большой степени зависит от конкретных ситуаций. Если в организации производится одно изделие, то заработная плата не только основного производственного, но и управленческого персонала может быть включена в бюджет прямых затрат на оплату труда.

Планируемый объем производства определяет общее время использования труда основных рабочих и является исходной информацией для составления бюджета прямых затрат на оплату труда. При составлении этого бюджета учитывается трудоемкость изготовления единицы продукции и стоимость одного чел. - часа.

 

Таблица - Бюджет прямых затрат на оплату труда

Показатели Квартал Всего за год
       
Объем производства продукции, нат. ед          
Трудоемкость одного изделия, чел-час          
Всего потребность труда производственного персонала, чел-час.          
Стоимость одного чел-часа, руб          
Всего прямых затрат на оплату труда, руб          

 

 

Бюджет общепроизводственных расходов

В бюджете общепроизводственных расходов выделяются условно-постоянные и условно-переменные расходы и определяются ставки, по которым формируется переменная часть этих расходов. Последние изменяются в зависимости от увеличения или уменьшения объемов продаж более высокими темпами, чем постоянные расходы, но не прямо пропорционально, как переменные.

К числу условно-переменных расходов могут быть отнесены двигательная электроэнергия, заработная плата вспомогательных рабочих, некоторые сопутствующие материалы.

К числу условно-постоянных расходов в составе общепроизводственных расходов относят заработную плату цеховых ОТК, ИТР, капитальный и текущий ремонт оборудования цеха, амортизацию оборудования цеха и др.

Общая сумма производственных накладных расходов включает стоимость постоянной составляющей, включая амортизационные отчисления по производственному оборудованию, а также величину переменной составляющей, которая определяется умножением ставки переменной расходов на затраты времени производственных работников.

При определении оттока денежных средств (платежей), учитывается, что амортизация не вызывает такого оттока, а общепроизводственные расходы оплачиваются в том же квартале, в котором возникают.

Пример. Постоянная составляющая ежеквартально равна 6000 руб., в том числе амортизационные отчисления – 3250 руб. Ставка переменной составляющей – 2 руб. на каждый чел.-час использования основных производственных работников.

 

Бюджет общепроизводственных расходов

Показатели Квартал Всего за год
       
Потребность труда производственного персонала, чел-час          
Постоянная составляющая общепроизводственных расходов, руб          
В том числе амортизационные отчисления, руб          
Ставка переменной составляющей общепроизводственных расходов, руб          
Всего переменная составляющая общепроизводственных расходов, руб          
Всего общепроизводственных расходов, руб          
Оплата общепроизводственных расходов, руб          

 

Задача 9. Предприятие планирует реализовывать 30000 штук (1 кв – 7000 штук, 2 кв – 8000 штук, 3 кв – 9000 штук, 4 кв – 6000 штук) продукции стоимостью по 900 рублей за единицу. 80% средств от реализации поступает в квартале реализации, 18% - в следующем, 2% - убыток. Запас на конец квартала 5% от продажи в следующем квартале. На конец периода остаток продукции составляет 5000 штук. Счет к получению на начало года 2300000 рублей.

Запас материалов на конец квартала 15% от потребности в материалах в следующем квартале. Остаток запасов на конец года - 8250 кг. Требуется 11 кг. сырья на единицу изделия по 25 рублей за 1 кг. Оплата перед кредиторами в рассрочку 70%/30%. На начало года счета к оплате за материалы составила 230000 рублей. Трудоемкость изготовления единицы изделия – 3 часа. Тарифная ставка за 1 час 30 рублей. Выплата заработной платы осуществляется без задержек.

Составить бюджет продаж, бюджет производства, бюджет прямых материальных затрат и прямых затрат на оплату труда.

Выбрать оптимальную рассрочку платежа за материалы

А) фактическая

Б)60%/40%

В) 50%/50%.

Задача 10. Запасы прямых материалов на начало периода 5500 тыс. руб, н а конец периода 6500 тыс. руб. Остатки незавершенного производства (основное производства) на начало периода 9600 тыс. руб., на конец периода 8000 тыс. руб Остатки готовой продукции на складе на начало периода 5000 тыс. руб, на конец периода 8500 тыс. руб В течение года были сделаны следующие затраты. Куплено прямых материалов 40000 тыс. руб. Израсходовано на оплату труда 22000 тыс. руб, Общепроизводственные расходы 33000 тыс. руб. Определить себестоимость произведенной продукции и себестоимость реализованной продукции.

 

Бюджет коммерческих расходов

Коммерческие расходы – это затраты, связанные с продвижением товаров на рынок сбыта. Часть этих затрат зависит от объема продаж, например, комиссионные. Другая часть является постоянной составляющей бюджета. Как правило, чем больше объем продаж, тем больше средств направляется на стимулирование сбыта, соответственно, растет величина коммерческих расходов.

Для упрощения составления прогноза денежного потока рекомендуется отражать в данном бюджете денежные выплаты, связанные с коммерческими расходами. Если в данном бюджете указана амортизация, она должна относиться только к оборудованию, используемому для коммерческих целей.

Бюджет коммерческих расходов

Показатели Квартал
       
1. Запланированные продажи, руб        
2. Ставки переменных коммерческих расходов на рубль продаж (%)        
2.1. Комиссионные 1,2 1,2 1,2 1,2
2.2 Доставка собственным транспортом        
2.3 Премиальные выплаты 0,5 0,5 0,5 0,5
2.4. Прочие переменные расходы        
Итого планируемые переменные коммерческие расходы, руб        
3. Планируемые постоянные коммерческие расходы, руб.        
3.1. Реклама и продвижение товара        
3.2. Маркетинг        
3.3. Зарплата сбытового персонала (оклад)        
3.4. Командировочные расходы        
3.5. Прочие постоянные расходы        
Итого общие планируемые коммерческие расходы, руб        

 

Задача 11. Выручка в 1 квартале 1200000 рублей, 2- 1100000 рублей, 3 – 1100000 рублей, 4 – 1400000 рублей. Комиссионные проценты за доставку – 3%. Комиссионные премиальные выплаты – 2%. Постоянные затраты: реклама – 100000 рублей. Маркетинг – 200000 рублей, зарплата сбытового персонала – 150000 рублей. Составить бюджет коммерческих расходов.

 

Бюджет управленческих расходов

Управленческие расходы относятся к условно-постоянным затратам, поскольку величина их остается сравнительно неизменной в течение бюджетного периода независимо от изменения объемов продаж. Однако эти расходы постоянными в буквальном смысле слова не являются. Они возрастают вместе с увеличением масштабов хозяйственной деятельности (например, с появлением новых изделий, новых бизнесов) более медленными темпами, чем рост объемов продаж, или растут скачкообразно. Поэтому при планировании будущих затрат принято предусматривать некоторое снижение доли этих затрат по мере роста объема продаж.

 

 

Бюджет управленческих расходов

Показатели Кварталы
       
Зарплата управленческого и прочего общезаводского персонала        
Амортизация        
Командировочные расходы        
Аренда        
Канцелярские расходы        
Связь        
Налоги, включаемые в себестоимость        
Прочие        
Итого управленческие расходы начисленные        
Управленческие расходы уплаченные*        

 

В сумму выплат денежных средств по управленческим расходам не включены амортизационные отчисления. Все управленческие расходы оплачиваются в том же периоде, в котором они были осуществлены.

 

Задача 12. Выручка в 1 квартале 1200000 рублей, 2- 1100000 рублей, 3 – 1100000 рублей, 4 – 1400000 рублей.. Комиссионные премиальные выплаты – 2%. Постоянные затраты: реклама – 100000 рублей. Маркетинг – 200000 рублей, зарплата сбытового персонала – 150000 рублей. Составить бюджет коммерческих расходов.

Задача 13. Составить бюджет управленческих расходов. Командировочные расходы за квартал составили 14000 рублей, канцелярские – 1000 рублей, аренда - 250000 рублей, зарплата управленческого персонала 50000 рублей, амортизация 24000 рублей (все цифры приведены за квартал).

 

Бюджет движения денежных средств

 

Главная задача бюджета движения денежных средств - проверить реальность источников поступления средств (притоков) и обоснованность расходов (оттоков), синхронность их возникновения, определить возможную величину потребности в заемных средствах. Это документ, позволяющий реально оценить, сколько денежных средств и в каком периоде потребуется коммерческой организации.

Цель его составления – поддержания баланса денежных средств, а также определение размеров дополнительного финансирования при временном дефиците денежных средств.

Пример. Для составления бюджета денежных средств выполняются следующие условия:

А) компания стремится поддерживать остаток денежных средств на конец каждого квартала не меньше чем 5000 рублей.

Б) Приемлемая ставка процентов за кредит 20% годовых.

В) Получение заемных средств происходит в начале квартала, погашение – в начале следующего квартала.

Бюджет денежных средств

Показатели Источник информации Квартал Всего за год
       
Начальный баланс (остаток денежных средств на начало периода)            
Поступление денежных средств от покупателей Бюджет продаж          
Итого поступление средств            
Платежи:            
Основные материалы Бюджет прямых материальных затрат          
Оплата труда производственных работников Бюджет прямых затрат на оплату труда          
Общепроизводственные расходы Бюджет общепроизводственных расходов          
Коммерческие и управленческие расходы Бюджет сбытовых и административных расходов          
Покупка оборудования Бюджет капиталовложений          
Налог на прибыль Расчет          
Всего отток денежных средств            
Чистый денежный поток     -3039      
Дополнительное финансирование:            
Получение займа            
Погашение займа       -8500   -8500
Выплата процентов по займу       -425   -425
Всего дополнительно финансирование       -8925    
Итоговый баланс (остаток денежных средств на конец периода)            

 

Задание по теме «Бюджет движения денежных средств»

Начальный баланс денежных средств 15000 рублей. Поквартально выручка составит 75000 рублей, 76000 рублей, 84000 рублей, 82000 рублей. В прошлом году все денежные поступления составили 250000 рублей. Средний денежный остаток 10000 рублей. Себестоимость реализованной продукции по кварталам 44000 рублей, 42000 рублей, 46000 рублей, 47000 рублей. В первом квартале выплачивается налог 6000 рублей. В третьем квартале приобретается оборудование на сумму 80000 рублей. Кредит получен под 22% и погашается в следующем квартале. Определить сумму кредита и составить бюджет движения денежных средств.

 

Бюджет прибыли и убытков.

 

Сметное планирование прибыли – составная часть разработки бизнес-плана предприятия. Формирование бюджета прибыли и убытков основывается на данных, которые содержатся в ранее разработанных сметах.

Показатели Квартал Итого
       
1. Выручка от продажи (за минусом НДС, акцизов и др. платежей), тыс. руб          
2. Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.          
3. Валовая прибыль, тыс. руб          
4. Коммерческие расходы          
5. Управленческие расходы          
6. Прибыль (убыток) от продажи          
7. Проценты к получению - - - - -
8. Проценты к уплате - - - - -
9) Доходы от участия в других организациях - - - - -
10.Прочие операционные доходы - - - - -
11)Прочие операционные расходы          
12)Внереализационные доходы - - - - -
13)Внереализационные расходы - - - - -
14)Прибыль до налогообложения          
15)Налог на прибыль (20%)          
16)Прибыль оставшаяся в распоряжении          
Ожидаемое использование прибыли
Капитализируемая часть прибыли – всего, - - - -  
В том числе направлено на          
инвестирование - - - -  
формирование резервного капитала - - - -  
Потребляемая часть прибыли – всего, - - - -  
В том числе направлено на          
выплату дивидендов - - - -  
участие персонала в использовании прибыли - - - -  
прочие цели - - - -  

 

Задача 14. Выручка от продажи по кварталам 250000 тыс. рублей, 210000 тыс. рублей, 250000 тыс. рублей, 190000 тыс. рублей. Себестоимость реализованной продукции – 130000, 145000, 140000, 148000 тыс. рублей. Коммерческие расходы ежеквартально 3200 тыс. руб., управленческие – 11000 тыс. рублей В третьем квартале было продано оборудование на сумму 50000 тыс. рублей. Налог на прибыль 20%. Коэффициент капитализации 70%. Коэффициент потребления – 30%. Составить бюджет прибыли и убытков.

Библиографический список

Основная литература

1. Минько Э.В. Методы прогнозирования и исследования операций [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Минько Э.В., Минько А.Э.— Электрон. текстовые данные.— М.: Финансы и статистика, 2012.— 480 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18821.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2. Молокова Е.И. Планирование деятельности предприятия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Молокова Е.И., Коваленко Н.П.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 196 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11394.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

3. Савкина Р.В. Планирование на предприятии [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Савкина Р.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 320 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24805.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

 

Дополнительная литература

1. Мхитарян, В. C. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник для вузов / В. C. Мхитарян, В. Ф. Шишов, А. Ю. Козлов.— Москва: Академия, 2012.— 413 с.: ил. — (Высшее профессиональное образование. Естественные науки) (Бакалавриат).—Библиогр. в конце кн. — ISBN 978-5-7695-8147-2 (в пер.).

 

Периодические издания

1. Экономическая наука современной России.

2. Экономист.

 

 

Интернет-ресурсы

1. http://www.iprbookshop.ru

2. http://library.tsu.tula.ru/ellibraries/all_news.htm)

3. www.gks.ru / Федеральная служба государственной статистики/

4. www.minfin.ru / Министерство финансов РФ

5. www.minpromtorg.gov.ru / Министерство промышленности и торговли РФ/

6. www.rbc.ru / РосБизнесКонсалтинг/

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 783; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.218.216 (0.008 с.)