ТОП 10:

Литературоведческая система Аристотеля.



Художественный опыт древней греческой литературы он обобщил в работах "Поэтика", "Риторика" и "Политика". Аристотель был первым, кто дал теорию жанров и теорию родов литературы (эпос, драма, лирика). Ему же принадлежит теория катарсиса и мимесиса. Основным предметом искусства Аристотель считал человека, а целью искусства – очищение человеческой души от зла. В отличие от Платона, который доказывал, что творческий процесс подсознательным, Аристотель считал его сознательным, контролируемым.

Учение Аристотеля о словесном творчестве – классическое воплощение античной эстетической мысли. При сохранении общеэстетического аспекта подхода к искусству, происходит уже формирование собственно литературоведческих дисциплин – теории литературы, стилистики и особенно поэтики.

Аристотель дал характеристику литературным родам и видам. Он первым в истории эстетической мысли раскрыл специфику драмы, основой которой считал действие, а не рассказ. Трагедия, по мнению Аристотеля, должна вызывать ужас и сожаления. Фабула трагедии должна быть запутанной. Трагедия воспроизводит людей лучших, чем наши современники, комедия – худших, чем наши современники, а комедия – худших.

Сравнивая драму с эпической поэзией, Аристотель отмечал, что эпическая поэзия подобна трагедии в том, что употребляет поэтическое слово, а отличается от трагедии неизменностью простого размера и протяженностью изобразительных событий во времени. Трагедия должна по возможности вместить свое действие в одни сутки, а эпопея не ограничено во времени.

Важное место в "Поэтике" Занимает категория характера – это то, в чем проявляется склонность человека. Важнейшим условием характера Аристотель считал достоинство характера. Условиями характера является соответствие, правдоподобие и последовательность

Классифицируя искусство, Аристотель учитывает предмет изображения, средства, с помощью которых воссоздается действительность, и способ изображения. Пластическое искусство - живопись и скульптура – изображают красками и формами, танец – ритмическими движениями, музыку и пение – мелодией и ритмом, литературу – словом и стихотворными размерами В отличие от Платона, он считал, что прекрасное – свойство вещей и предметов. Особенности прекрасного: симметричность, пропорциональность, гармония. Красота зависит от величины вещи, которую легко или трудно осмотреть. Чтобы быть прекрасным, предметы должны быть обозримы, поэтому фабула в литературном произведении должна быть такой во времени, которую легко запомнить.

Вопрос № 21

Вопрос № 22

Поэтика литературного произведения

 

Поэтика как название дисциплины – еще у Аристотеля.

 

В «Поэтике» Аристотеля:

задача описания построения произведения

задача предписания (как достичь совершенства формы, напр., не изображать абсолютно достойных и абсолютно недостойных людей). Критерий предписания – наибольшее воздействие на читателя.

 

После Аристотеля поэтика становится школьной дисциплиной, зависит от риторики (поэтика – второстепенная дисциплина).

 

Самая знаменитая нормативная поэтика в Европе: Н.Буало.

Рассматривает все жанры поэзии, стиль.

Указывает на идеальные образцы в каждом жанре.

Критерии – моральная польза, дидактика.

Предписания обращены непосредственно к поэту. Ясность стиля, отсутствие мелочей, отступлений, просторечий.

 

Во 2-й книге:

о разных чертах жанров.

сохраняются черты поэтики Аристотеля.

описание – предписание (доминирует).

Цель: эстетический эффект, художеств.

 

В конце 18 в. эпоха нормативных поэтик заканчивается.

Романтики смешивают жанры, стили àуничтожение поэтики как науки.

 

В 19 в. появляется литературоведение как наука (история лит-ры и фольклористика).

 

М.М. Бахтин «Проблемы поэтики Достоевского»

- автор и позиция автора по отношению к герою (герои не получают отрицательной оценки, диалог между автором и героем);

- идеи Достоевского (персонажи как герои-идеологи);

- сюжет (форма построения, истоки сюжетов);

- слово о Достоевском (типы словесных построений).

 

Черты современной поэтики:

- исследование творчества конкретного автора;

- произведение изучается по уровням;

- описание определенного жанра и рассматривание его происхождения;

- отсутствие предписания.

 

Поэтику интересует построение текста. Философия автора (Достоевский: православный человек, монархист, консерватор, империалист и пр., но Достоевский-писатель – совсем другая фигура; текст говорит больше, чем хотел сказать автор).

Поэтика – внутренние принципы художественного мышления автора (через анализ конкретных текстов).

Поэтика – наука о специфических художественных средствах выражения в литературе (поэтика сосредоточена на текстах).

Преимущественно поэтику интересует художественный текст.

 

Любое произведение многофункционально.

Функция древних текстов – мнемоническая, запоминание (заговоры или молитвы нужно запомнить очень точно, поэтому возникает стихотворная форма).

Архаический фольклор (худ. функции уступают сакральным, политическим, религиозный культ эстетизируется, украшается; функции могут меняться в зависимости от ситуации).

Дидактическая поэма – форма естественнонаучного знания и философии («О природе вещей»).

Худ. биография. Всегда документальный момент.

19-20 вв. – романизированная биография. Составляет биографию известного человека, заполняя какие-то пропуски в биографии правдоподобным материалом. Т.е. отчасти текст документальный, отчасти – художественный.

Мемуары – информативная, публицистическая и худ. функции.

Практически к любому тексту можно отнестись как к худ. произведению.

Поэтика изучает не только худ. произведения (с т. зр. стилистики…). Поэтика не просто локальная дисциплина. Исследует построение любого текста. Методы поэтики применяются и в других гуманитарных науках.

Дискурс – определенный вид текста (спец. отличия). Поэтика – общая теория дискурса.

 

Как воздействует текст?

В тексте никогда нет ничего лишнего и случайного. Текст воспринимается как система элементов, связанных между собой. Нужно показать роль каждого элемента. Доминанта – то, что объединяет текст в одно целое. Суть каждой худ. системы – это ограничения на весь круг возможностей. Словарный запас, метафоры и пр. ограничены.

В каждую эпоху свой набор худ. средств.

- размеры (ямб, хорей…) созданы реформой 18 в.

- жесткая жанровая система: ода, трагедия, героическая поэма (лексика: слова, которые восходят к церковнослав. яз., и часть нейтральных слов).

- ритм, ударение.

19 в. – неклассический размер.

20 в. – рифма Маяковского.

Т.е. ограничения в формальных приемах и в тематике (у оды и элегии совершенно разные темы). Постепенно жанры смешиваются (роман).

В каждую эпоху возникает своя система худ. средств, которую часто не понимают сами писатели и поэты. Поэтика должна восстановить эти ограничения, отделить традицию от новаторства.

 

Историческая поэтика близка к задачам лингвистики. Лингвистика изучает историю и эволюцию языка, на каждом этапе язык – система (Ф. де Соссюр – структурная лингвистика). На каждом этапе язык - замкнутая завершенная система. Речь – ее реализация. Задача лингвистики – изучение языка как системы (фонетика – фонема, морфология – морфема, лексика – лексема, грамматика – граммема; есть правила, по которым сочетаются эти единицы). Для каждого языка свои правила со временем меняются. Эта идея оказала влияние на поэтику. Текст стали представлять тоже как систему, в которой элементы связаны по правилам.

Цель общей поэтики – восстановить эти системы.

 

Общая поэтика:

ЗВУК, СЛОВО, ОБРАЗ.

1. Звуковая и ритмическая сторона художественного текста, преимущественно поэтического (СТИХОВЕДЕНИЕ).

- фоника

Звуки и их сочетания, специфические для стихотворной речи особенности звучания. Рифма – повторы звуков, созвучия (точные – неточные, концевые и пр.). Ассонанс. Аллитерация.

Речь строится так, чтобы были заметны эти повторы, которые выполняют определенную функцию.

- ритмика

Изучает разные виды ритмов. Неклассические размеры, индивидуальные особенности у поэтов. Ритм в прозе (иногда автор сознательно пишет пр-ние в каком-н. ритме).

- строфика

Порядок рифмовки. Строфа – формальное единство (единство содержательное).

- мелодика

Интонация (помимо возможностей речи есть возможности интонации в самом стихотворении). Говорной и напевный стих.

 

2. Слово (СТИЛИСТИКА).

- лексика

Стиль. Устаревшие слова, архаизмы, историзмы (могут быть связаны с Библией), слова Священных книг – славянизмы – эффект высокого стиля. Просторечия, вульгаризмы, неологизмы (примета индивидуального стиля) – низкий стиль. Функции слов в худож. тексте.

- тропы

Изменение основного значения слова – метафора: устаревшие (стёртые), авторские, индивидуальные. Примета стиля определенной эпохи или индивидуального стиля писателя.

Риторика – классификация тропов..

- фигуры

Повт. синт. фигуры (анафора…), пропуски, инверсии.

Стилистика – между лингвистикой и литературоведением. Слово в художественном пр-нии не равно слову в словаре.

 

3. Образ (ТЕМАТИКА, ТОПИКА).

Любой художественный текст можно рассматривать как текст или как мир. Аналогия между реальностью и тем, что происходит внутри пр-ния.

- пространство и время

Взаимосвязанное единство. В любом пр-нии есть границы изображаемого мира. Художник в каждую эпоху ограничен знаниями и особенностями литературных направлений эпохи. В каждом жанре – свое представление о течении времени.

- предметный мир – пейзаж, интерьер.

Что можно изображать и что нельзя. Сочетание.

- действие

Исключение – очерк, дидактическая и описательная поэзия. Мотив – элементарная единица действия. Нарратология – везде, где существует рассказ.

- персонаж

Любой литературный герой – сознательное построение автора. Без персонажа не может существовать лит. пр-ние. Лит-ра – способ познания человека.

 

Поэтика – реконструкция художественных средств для всей литературы.

Историческая поэтика – представление литературного процесса как смены художественных систем.

 

Вопрос № 23







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.210.22.132 (0.012 с.)