Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Литературоведческая система Аристотеля.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Художественный опыт древней греческой литературы он обобщил в работах "Поэтика", "Риторика" и "Политика". Аристотель был первым, кто дал теорию жанров и теорию родов литературы (эпос, драма, лирика). Ему же принадлежит теория катарсиса и мимесиса. Основным предметом искусства Аристотель считал человека, а целью искусства – очищение человеческой души от зла. В отличие от Платона, который доказывал, что творческий процесс подсознательным, Аристотель считал его сознательным, контролируемым. Учение Аристотеля о словесном творчестве – классическое воплощение античной эстетической мысли. При сохранении общеэстетического аспекта подхода к искусству, происходит уже формирование собственно литературоведческих дисциплин – теории литературы, стилистики и особенно поэтики. Аристотель дал характеристику литературным родам и видам. Он первым в истории эстетической мысли раскрыл специфику драмы, основой которой считал действие, а не рассказ. Трагедия, по мнению Аристотеля, должна вызывать ужас и сожаления. Фабула трагедии должна быть запутанной. Трагедия воспроизводит людей лучших, чем наши современники, комедия – худших, чем наши современники, а комедия – худших. Сравнивая драму с эпической поэзией, Аристотель отмечал, что эпическая поэзия подобна трагедии в том, что употребляет поэтическое слово, а отличается от трагедии неизменностью простого размера и протяженностью изобразительных событий во времени. Трагедия должна по возможности вместить свое действие в одни сутки, а эпопея не ограничено во времени. Важное место в "Поэтике" Занимает категория характера – это то, в чем проявляется склонность человека. Важнейшим условием характера Аристотель считал достоинство характера. Условиями характера является соответствие, правдоподобие и последовательность Классифицируя искусство, Аристотель учитывает предмет изображения, средства, с помощью которых воссоздается действительность, и способ изображения. Пластическое искусство - живопись и скульптура – изображают красками и формами, танец – ритмическими движениями, музыку и пение – мелодией и ритмом, литературу – словом и стихотворными размерами В отличие от Платона, он считал, что прекрасное – свойство вещей и предметов. Особенности прекрасного: симметричность, пропорциональность, гармония. Красота зависит от величины вещи, которую легко или трудно осмотреть. Чтобы быть прекрасным, предметы должны быть обозримы, поэтому фабула в литературном произведении должна быть такой во времени, которую легко запомнить. Вопрос № 21 Вопрос № 22 Поэтика литературного произведения
Поэтика как название дисциплины – еще у Аристотеля.
В «Поэтике» Аристотеля: задача описания построения произведения задача предписания (как достичь совершенства формы, напр., не изображать абсолютно достойных и абсолютно недостойных людей). Критерий предписания – наибольшее воздействие на читателя.
После Аристотеля поэтика становится школьной дисциплиной, зависит от риторики (поэтика – второстепенная дисциплина).
Самая знаменитая нормативная поэтика в Европе: Н.Буало. Рассматривает все жанры поэзии, стиль. Указывает на идеальные образцы в каждом жанре. Критерии – моральная польза, дидактика. Предписания обращены непосредственно к поэту. Ясность стиля, отсутствие мелочей, отступлений, просторечий.
Во 2-й книге: о разных чертах жанров. сохраняются черты поэтики Аристотеля. описание – предписание (доминирует). Цель: эстетический эффект, художеств.
В конце 18 в. эпоха нормативных поэтик заканчивается. Романтики смешивают жанры, стили àуничтожение поэтики как науки.
В 19 в. появляется литературоведение как наука (история лит-ры и фольклористика).
М.М. Бахтин «Проблемы поэтики Достоевского» - автор и позиция автора по отношению к герою (герои не получают отрицательной оценки, диалог между автором и героем); - идеи Достоевского (персонажи как герои-идеологи); - сюжет (форма построения, истоки сюжетов); - слово о Достоевском (типы словесных построений).
Черты современной поэтики: - исследование творчества конкретного автора; - произведение изучается по уровням; - описание определенного жанра и рассматривание его происхождения; - отсутствие предписания.
Поэтику интересует построение текста. Философия автора (Достоевский: православный человек, монархист, консерватор, империалист и пр., но Достоевский-писатель – совсем другая фигура; текст говорит больше, чем хотел сказать автор). Поэтика – внутренние принципы художественного мышления автора (через анализ конкретных текстов). Поэтика – наука о специфических художественных средствах выражения в литературе (поэтика сосредоточена на текстах). Преимущественно поэтику интересует художественный текст.
Любое произведение многофункционально. Функция древних текстов – мнемоническая, запоминание (заговоры или молитвы нужно запомнить очень точно, поэтому возникает стихотворная форма). Архаический фольклор (худ. функции уступают сакральным, политическим, религиозный культ эстетизируется, украшается; функции могут меняться в зависимости от ситуации). Дидактическая поэма – форма естественнонаучного знания и философии («О природе вещей»). Худ. биография. Всегда документальный момент. 19-20 вв. – романизированная биография. Составляет биографию известного человека, заполняя какие-то пропуски в биографии правдоподобным материалом. Т.е. отчасти текст документальный, отчасти – художественный. Мемуары – информативная, публицистическая и худ. функции. Практически к любому тексту можно отнестись как к худ. произведению. Поэтика изучает не только худ. произведения (с т. зр. стилистики…). Поэтика не просто локальная дисциплина. Исследует построение любого текста. Методы поэтики применяются и в других гуманитарных науках. Дискурс – определенный вид текста (спец. отличия). Поэтика – общая теория дискурса.
Как воздействует текст? В тексте никогда нет ничего лишнего и случайного. Текст воспринимается как система элементов, связанных между собой. Нужно показать роль каждого элемента. Доминанта – то, что объединяет текст в одно целое. Суть каждой худ. системы – это ограничения на весь круг возможностей. Словарный запас, метафоры и пр. ограничены. В каждую эпоху свой набор худ. средств. - размеры (ямб, хорей…) созданы реформой 18 в. - жесткая жанровая система: ода, трагедия, героическая поэма (лексика: слова, которые восходят к церковнослав. яз., и часть нейтральных слов). - ритм, ударение. 19 в. – неклассический размер. 20 в. – рифма Маяковского. Т.е. ограничения в формальных приемах и в тематике (у оды и элегии совершенно разные темы). Постепенно жанры смешиваются (роман). В каждую эпоху возникает своя система худ. средств, которую часто не понимают сами писатели и поэты. Поэтика должна восстановить эти ограничения, отделить традицию от новаторства.
Историческая поэтика близка к задачам лингвистики. Лингвистика изучает историю и эволюцию языка, на каждом этапе язык – система (Ф. де Соссюр – структурная лингвистика). На каждом этапе язык - замкнутая завершенная система. Речь – ее реализация. Задача лингвистики – изучение языка как системы (фонетика – фонема, морфология – морфема, лексика – лексема, грамматика – граммема; есть правила, по которым сочетаются эти единицы). Для каждого языка свои правила со временем меняются. Эта идея оказала влияние на поэтику. Текст стали представлять тоже как систему, в которой элементы связаны по правилам. Цель общей поэтики – восстановить эти системы.
Общая поэтика: ЗВУК, СЛОВО, ОБРАЗ. 1. Звуковая и ритмическая сторона художественного текста, преимущественно поэтического (СТИХОВЕДЕНИЕ). - фоника Звуки и их сочетания, специфические для стихотворной речи особенности звучания. Рифма – повторы звуков, созвучия (точные – неточные, концевые и пр.). Ассонанс. Аллитерация. Речь строится так, чтобы были заметны эти повторы, которые выполняют определенную функцию. - ритмика Изучает разные виды ритмов. Неклассические размеры, индивидуальные особенности у поэтов. Ритм в прозе (иногда автор сознательно пишет пр-ние в каком-н. ритме). - строфика Порядок рифмовки. Строфа – формальное единство (единство содержательное). - мелодика Интонация (помимо возможностей речи есть возможности интонации в самом стихотворении). Говорной и напевный стих.
2. Слово (СТИЛИСТИКА). - лексика Стиль. Устаревшие слова, архаизмы, историзмы (могут быть связаны с Библией), слова Священных книг – славянизмы – эффект высокого стиля. Просторечия, вульгаризмы, неологизмы (примета индивидуального стиля) – низкий стиль. Функции слов в худож. тексте. - тропы Изменение основного значения слова – метафора: устаревшие (стёртые), авторские, индивидуальные. Примета стиля определенной эпохи или индивидуального стиля писателя. Риторика – классификация тропов.. - фигуры Повт. синт. фигуры (анафора…), пропуски, инверсии. Стилистика – между лингвистикой и литературоведением. Слово в художественном пр-нии не равно слову в словаре.
3. Образ (ТЕМАТИКА, ТОПИКА). Любой художественный текст можно рассматривать как текст или как мир. Аналогия между реальностью и тем, что происходит внутри пр-ния. - пространство и время Взаимосвязанное единство. В любом пр-нии есть границы изображаемого мира. Художник в каждую эпоху ограничен знаниями и особенностями литературных направлений эпохи. В каждом жанре – свое представление о течении времени. - предметный мир – пейзаж, интерьер. Что можно изображать и что нельзя. Сочетание. - действие Исключение – очерк, дидактическая и описательная поэзия. Мотив – элементарная единица действия. Нарратология – везде, где существует рассказ. - персонаж Любой литературный герой – сознательное построение автора. Без персонажа не может существовать лит. пр-ние. Лит-ра – способ познания человека.
Поэтика – реконструкция художественных средств для всей литературы. Историческая поэтика – представление литературного процесса как смены художественных систем.
Вопрос № 23
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 3374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.205.45 (0.023 с.) |