![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Литературоведческая система Аристотеля. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Художественный опыт древней греческой литературы он обобщил в работах "Поэтика", "Риторика" и "Политика". Аристотель был первым, кто дал теорию жанров и теорию родов литературы (эпос, драма, лирика). Ему же принадлежит теория катарсиса и мимесиса. Основным предметом искусства Аристотель считал человека, а целью искусства – очищение человеческой души от зла. В отличие от Платона, который доказывал, что творческий процесс подсознательным, Аристотель считал его сознательным, контролируемым. Учение Аристотеля о словесном творчестве – классическое воплощение античной эстетической мысли. При сохранении общеэстетического аспекта подхода к искусству, происходит уже формирование собственно литературоведческих дисциплин – теории литературы, стилистики и особенно поэтики. Аристотель дал характеристику литературным родам и видам. Он первым в истории эстетической мысли раскрыл специфику драмы, основой которой считал действие, а не рассказ. Трагедия, по мнению Аристотеля, должна вызывать ужас и сожаления. Фабула трагедии должна быть запутанной. Трагедия воспроизводит людей лучших, чем наши современники, комедия – худших, чем наши современники, а комедия – худших. Сравнивая драму с эпической поэзией, Аристотель отмечал, что эпическая поэзия подобна трагедии в том, что употребляет поэтическое слово, а отличается от трагедии неизменностью простого размера и протяженностью изобразительных событий во времени. Трагедия должна по возможности вместить свое действие в одни сутки, а эпопея не ограничено во времени. Важное место в "Поэтике" Занимает категория характера – это то, в чем проявляется склонность человека. Важнейшим условием характера Аристотель считал достоинство характера. Условиями характера является соответствие, правдоподобие и последовательность Классифицируя искусство, Аристотель учитывает предмет изображения, средства, с помощью которых воссоздается действительность, и способ изображения. Пластическое искусство - живопись и скульптура – изображают красками и формами, танец – ритмическими движениями, музыку и пение – мелодией и ритмом, литературу – словом и стихотворными размерами В отличие от Платона, он считал, что прекрасное – свойство вещей и предметов. Особенности прекрасного: симметричность, пропорциональность, гармония. Красота зависит от величины вещи, которую легко или трудно осмотреть. Чтобы быть прекрасным, предметы должны быть обозримы, поэтому фабула в литературном произведении должна быть такой во времени, которую легко запомнить.
Вопрос № 21 Вопрос № 22 Поэтика литературного произведения
Поэтика как название дисциплины – еще у Аристотеля.
В «Поэтике» Аристотеля: задача описания построения произведения задача предписания (как достичь совершенства формы, напр., не изображать абсолютно достойных и абсолютно недостойных людей). Критерий предписания – наибольшее воздействие на читателя.
После Аристотеля поэтика становится школьной дисциплиной, зависит от риторики (поэтика – второстепенная дисциплина).
Самая знаменитая нормативная поэтика в Европе: Н.Буало. Рассматривает все жанры поэзии, стиль. Указывает на идеальные образцы в каждом жанре. Критерии – моральная польза, дидактика. Предписания обращены непосредственно к поэту. Ясность стиля, отсутствие мелочей, отступлений, просторечий.
Во 2-й книге: о разных чертах жанров. сохраняются черты поэтики Аристотеля. описание – предписание (доминирует). Цель: эстетический эффект, художеств.
В конце 18 в. эпоха нормативных поэтик заканчивается. Романтики смешивают жанры, стили àуничтожение поэтики как науки.
В 19 в. появляется литературоведение как наука (история лит-ры и фольклористика).
М.М. Бахтин «Проблемы поэтики Достоевского» - автор и позиция автора по отношению к герою (герои не получают отрицательной оценки, диалог между автором и героем); - идеи Достоевского (персонажи как герои-идеологи); - сюжет (форма построения, истоки сюжетов); - слово о Достоевском (типы словесных построений).
Черты современной поэтики: - исследование творчества конкретного автора; - произведение изучается по уровням; - описание определенного жанра и рассматривание его происхождения; - отсутствие предписания.
Поэтику интересует построение текста. Философия автора (Достоевский: православный человек, монархист, консерватор, империалист и пр., но Достоевский-писатель – совсем другая фигура; текст говорит больше, чем хотел сказать автор).
Поэтика – внутренние принципы художественного мышления автора (через анализ конкретных текстов). Поэтика – наука о специфических художественных средствах выражения в литературе (поэтика сосредоточена на текстах). Преимущественно поэтику интересует художественный текст.
Любое произведение многофункционально. Функция древних текстов – мнемоническая, запоминание (заговоры или молитвы нужно запомнить очень точно, поэтому возникает стихотворная форма). Архаический фольклор (худ. функции уступают сакральным, политическим, религиозный культ эстетизируется, украшается; функции могут меняться в зависимости от ситуации). Дидактическая поэма – форма естественнонаучного знания и философии («О природе вещей»). Худ. биография. Всегда документальный момент. 19-20 вв. – романизированная биография. Составляет биографию известного человека, заполняя какие-то пропуски в биографии правдоподобным материалом. Т.е. отчасти текст документальный, отчасти – художественный. Мемуары – информативная, публицистическая и худ. функции. Практически к любому тексту можно отнестись как к худ. произведению. Поэтика изучает не только худ. произведения (с т. зр. стилистики…). Поэтика не просто локальная дисциплина. Исследует построение любого текста. Методы поэтики применяются и в других гуманитарных науках. Дискурс – определенный вид текста (спец. отличия). Поэтика – общая теория дискурса.
Как воздействует текст? В тексте никогда нет ничего лишнего и случайного. Текст воспринимается как система элементов, связанных между собой. Нужно показать роль каждого элемента. Доминанта – то, что объединяет текст в одно целое. Суть каждой худ. системы – это ограничения на весь круг возможностей. Словарный запас, метафоры и пр. ограничены. В каждую эпоху свой набор худ. средств. - размеры (ямб, хорей…) созданы реформой 18 в. - жесткая жанровая система: ода, трагедия, героическая поэма (лексика: слова, которые восходят к церковнослав. яз., и часть нейтральных слов). - ритм, ударение. 19 в. – неклассический размер. 20 в. – рифма Маяковского. Т.е. ограничения в формальных приемах и в тематике (у оды и элегии совершенно разные темы). Постепенно жанры смешиваются (роман). В каждую эпоху возникает своя система худ. средств, которую часто не понимают сами писатели и поэты. Поэтика должна восстановить эти ограничения, отделить традицию от новаторства.
Историческая поэтика близка к задачам лингвистики. Лингвистика изучает историю и эволюцию языка, на каждом этапе язык – система (Ф. де Соссюр – структурная лингвистика). На каждом этапе язык - замкнутая завершенная система. Речь – ее реализация. Задача лингвистики – изучение языка как системы (фонетика – фонема, морфология – морфема, лексика – лексема, грамматика – граммема; есть правила, по которым сочетаются эти единицы). Для каждого языка свои правила со временем меняются. Эта идея оказала влияние на поэтику. Текст стали представлять тоже как систему, в которой элементы связаны по правилам.
Цель общей поэтики – восстановить эти системы.
Общая поэтика: ЗВУК, СЛОВО, ОБРАЗ. 1. Звуковая и ритмическая сторона художественного текста, преимущественно поэтического (СТИХОВЕДЕНИЕ). - фоника Звуки и их сочетания, специфические для стихотворной речи особенности звучания. Рифма – повторы звуков, созвучия (точные – неточные, концевые и пр.). Ассонанс. Аллитерация. Речь строится так, чтобы были заметны эти повторы, которые выполняют определенную функцию. - ритмика Изучает разные виды ритмов. Неклассические размеры, индивидуальные особенности у поэтов. Ритм в прозе (иногда автор сознательно пишет пр-ние в каком-н. ритме). - строфика Порядок рифмовки. Строфа – формальное единство (единство содержательное). - мелодика Интонация (помимо возможностей речи есть возможности интонации в самом стихотворении). Говорной и напевный стих.
2. Слово (СТИЛИСТИКА). - лексика Стиль. Устаревшие слова, архаизмы, историзмы (могут быть связаны с Библией), слова Священных книг – славянизмы – эффект высокого стиля. Просторечия, вульгаризмы, неологизмы (примета индивидуального стиля) – низкий стиль. Функции слов в худож. тексте. - тропы Изменение основного значения слова – метафора: устаревшие (стёртые), авторские, индивидуальные. Примета стиля определенной эпохи или индивидуального стиля писателя. Риторика – классификация тропов.. - фигуры Повт. синт. фигуры (анафора…), пропуски, инверсии. Стилистика – между лингвистикой и литературоведением. Слово в художественном пр-нии не равно слову в словаре.
3. Образ (ТЕМАТИКА, ТОПИКА). Любой художественный текст можно рассматривать как текст или как мир. Аналогия между реальностью и тем, что происходит внутри пр-ния. - пространство и время Взаимосвязанное единство. В любом пр-нии есть границы изображаемого мира. Художник в каждую эпоху ограничен знаниями и особенностями литературных направлений эпохи. В каждом жанре – свое представление о течении времени. - предметный мир – пейзаж, интерьер. Что можно изображать и что нельзя. Сочетание. - действие Исключение – очерк, дидактическая и описательная поэзия. Мотив – элементарная единица действия. Нарратология – везде, где существует рассказ. - персонаж Любой литературный герой – сознательное построение автора. Без персонажа не может существовать лит. пр-ние. Лит-ра – способ познания человека.
Поэтика – реконструкция художественных средств для всей литературы. Историческая поэтика – представление литературного процесса как смены художественных систем.
Вопрос № 23
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 3004; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.160.97 (0.032 с.) |