Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ю 1. Использование средств физического воспитания в системе физического развитияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Забота о здоровье детей — это государственная проблема. Здоровые дети — здоровое общество. Однако физическая культура как слагаемое здоровья не стала приоритетным направлением в работе учебно-воспитательных учреждений. Поданным Института возрастной физиологии Российской академии образования, каждый шестой школьник нуждается в дополнительных специальных занятиях, чтобы он мог чувствовать себя здоровым человеком, участвовать в любых видах спортивных состязаний. Физическое воспитание подрастающего поколения — это формирование у подростка знаний, умений и навыков физической культуры и спорта, приобщение к систематическим занятиям физкультурой и спортом, привитие санитарно-гигиенических навыков и привычек с целью обеспечения высокого уровня здоровья, умственной и физической работоспособности. В каждом конкретном виде учреждений на занятиях физической культурой решаются как общие, так и специальные коррекционно-компенсаторные задачи. В специальной (коррекционной) образовательной школе, школе-интернате VIII вида обучаются дети с умственной отсталостью разной степени тяжести: с незначительной умственной отсталостью — дебильностью и умеренной умственной отсталостью — имбецильностью. И те и другие посещают уроки физической культуры, участвуют в спортивных мероприятиях школы, города. Серьезной причиной неучастия большой группы детей с нарушениями интеллекта в различных физкультурных праздниках яв-яется нарушение моторики и физического развития. •Занятия физической культурой входят в программы всех учебных специальных (коррекционных) школ VIII вида для детей с проблемами в развитии. Занятия физической культурой в настоящее время ис пользуются как средство развития психомоторики и сорных процессов, реабилитации и оздоровления, адаптации и терапии. Раж аК01^„К0мплексный подход к использованию физических упр.определен необходимостью всесторонней помощи инвалидам, лицам, имеющим отклонения в психофизическом развитии Умственная отсталость различается по этиологии, патогенным, I психическим и клиническим проявлениям, времени поражен3^' течению заболевания. Обшей во всех случаях является тотальным нервно-психического недоразвития из-за необратимого пор-i- Ть ния LIHC (Г.Е.Сухарева, М.С. Певзнер, В. В.Лебединский). физическое и психическое развитие протекает как на дефектной так и на приобретенной основе. В результате недоразвитыми оказываются и соматические функции (возникают пороки серди * нарушения в деятельности эндокринной, мочеполовой систем' кишечного тракта). Интеллектуальная недостаточность может быть основанием для определения инвалидности (М. Г. Блюмина Е. М.Мастюкова, Л.М.Шипицына). Дети с нарушением интеллекта любой клинической градации в силу особенностей психофизического развития имеют различные нарушения моторики и физического развития. Несформированность более простых движений у детей-олигофренов обусловлена поражением корковых функций; сложные нарушения моторики определены поражением двигательного анализатора и других систем, в том числе речедвигательных (Е. Н. Правдина-Винарская, 1957). По данным В. М. Мозгового (2001), при обследовании физического развития и моторики (820 учащихся специальной — кор-рекционной — школы VIII вида) было обнаружено: нарушение осанки (сколиозы, лордозы, кифозы, плоскостопие) — младшие школьники — 20 — 22%, в среднем возрасте показатель уменьшался до 14— 18%, а в старшем вновь резко увеличивался и достигал 23 — 26 %. Видимо, занятия ЛФК (лечебная физическая культура) сыграли положительную роль в исправлении выявленных нарушений как в младшем, так и в среднем школьном возрасте; в старшем подобные занятия не проводятся, увеличивается нагрузка на уроках трудового обучения и других учебных предметах, что приводит к стойкому нарушению осанки и физического развития. Более всего функциональных отклонений в состоянии здоровья детей наблюдалось в органах: - мочеполовой системы — 28 %; -дыхательной системы — 18% (тонзиллиты, риниты, астматическое состояние); - эндокринной системы — 14%; - сердечно-сосудистой системы — 7 %; - желудочно-кишечного тракта — 9 %. „ Следовательно, физическая культура в таком случае Д°л рассматриваться как лечебный модуль. ^ Анализ медицинской и учебно-педагогической документа показал, что у многих детей с нарушением интеллекта всех во стов имеются разнообразные сопутствующие дефекты разви
усугубляют вторичный дефект — стойкое нарушение поземельной деятельности. Наблюлается. зНаВЗ пушение речевой функции (в младших классах — 22 % об- мых в старших — 14 %). В основном это речевые расстрой- (Ьорме алалии, дислалии, общего недоразвития речи (ОНР); СТВЗ "нарушение слуха (2 — 3% детей). Это нарушение не имеет ,г,а связи с возрастом, полом учащегося и тотальными нару- ПрЯМОИ 106 нарушение зрения (14— 18 % обследуемых детей; имеется тения к увеличению этого показателя в среднем и особенно в старшем возрасте). Вот почему в качестве коррекцино-компенсаторного модуля можно использовать физическую реабилитацию, которая будет способствовать восстановлению здоровья и функционального состояния детей и подростков. По результатам анализа сопутствующих дефектов развития и соматического здоровья, двигательной подготовленности детей с нарушениями интеллекта распределяют на физкультурные группы; по медицинской классификации их три: основная, подготовительная и специальная. Уровень физического и моторного развития определяется морфологическими показателями организма подростка. Такими показателями являются: вес тела (кг), рост (см), окружность грудной клетки в покое и на выдохе (см), отношение силы кистей рук к массе тела (кг), становая сила (кг), пропорциональность телосложения. Уровень физического и моторного развития можно определить, используя традиционные методики (массово-ро-стовый индекс Кстле, ростово-весовой — Брока, грудно-росто-вый — Эрисмана и др.). В результате обследования учащихся кор-рекционной школы выделено 6 групп по уровню физического развития и моторики. Антропометрические данные дополняются результатами выполнения моторных тестов: прыжка в длину с места толчком двух ног (см); бега 30 м (с) (ученики 1 —4-х классов), 60 м (с) (ученики 5— 10-х классов); метания мячей на дальность (см); метания мячей в цель (количество попаданий); отжимания в положении упора (количество). Полученные данные с етом границ сигмальных отклонений роста от средней ариф-ической позволяют разделить детей коррекционной школы группы по физическому развитию, которое подразделяется на высокое,хорошее, выше среднего, среднее, ниже среднего, к пеРВои группе относят детей, которые имеют физическое учат™6 И лвигательные способности выше средних показателей п0Ка,ИХся коРРекционных школ и находятся на уровне хороших 12 8 о/ телей учеников массовых школ. Таких учащихся оказалось из общего числа детей с нарушением интеллекта. Во вторую группу включаются дети-олигофрены, которые и Третью группу составляют дети с нарушением интеллекта М которых при тех же показателях роста, что и по второй групп У были высокие показатели веса и окружности грудной клетки ил одно из этих показателей достаточно высокое (негармоничности а показатели выполнения упражнений находятся на уровне спел' них показателей учащихся массовой школы. Таких детей по всем возрастам и полу оказалось 16,2 %. К четвертой группе (физическое развитие среднее) относят учащихся, у которых при тех же показателях роста были значительно малыми вес и окружность грудной клетки. Показатели выполнения прыжка в длину с места толчком двух ног равнялись средним и ниже средних результатов нормальных школьников. Таких учеников было 29 % от общего числа. Пятая группа — учащиеся, у которых показатели физического развития были ниже средних, а результаты выполнения упражнений не могли равняться результатам учащихся массовой школы. Дети с нарушениями интеллекта могли спокойно выполнить прыжок в длину с места и не выполнить с разбега, бросить мяч в кольцо и не выполнить метание в цель. Таких учеников было 17,6%. Шестую группу составляют дети с плохим физическим развитием. У этих детей были разные показатели роста, низкие результаты силы кистей рук, становой силы. У них было много сопутствующих соматических заболеваний. Их результаты в прыжке в длину толчком двух ног носили чисто индивидуальный характер и не соответствовали никаким нормативам. Таких учеников было 12%. Избранный подход к оценке физического развития и двигательной подготовленности учащихся коррекционной школы дает право утверждать, что в качестве очередного учебно-воспитательного модуля должны быть занятия физической культурой, направленные на общефизическую подготовку детей (ОФП). Это в равной степени важно и для трудовой подготовки У4 щихся коррекционной школы. У детей с легкой степенью умственной отсталости поведеНЧже ские, эмоциональные и социальные нарушения проявляются та при выполнении упражнений различной координационной ел ности. Даже в семнадцать лет качественные показатели выпо. ■ ния упражнений у них намного хуже, чем у нормальных шк ников этого же возраста. Причин несколько. Одна из них наиболее важная — у детей-олигофренов хуже развита кинестетическая ность. Выполняя достаточно успешно прыжок в длину с ствите- рие подростки не выполняли прыжок в длину с разбе-места',е попытки при выполнении прыжка согнув ноги через га; Уд чередовались с неудачными при выполнении этого прыж-«к°н ' «козла». Успешно передавая друг другу мяч в игре «Сал-ка Ч «ии не могли точно передать мяч во время игры в баскетбол. 1/1!», ОНИ Г1 V циеся совершали ненужные движения, не могли правильно поеделить усилия при выполнении опорных прыжков, в мета- " Картина двигательных проявлений у детей —дебилов и имбецилов полиморфна. У олигофренов в степени дебильности двигательные акты не согласуются с инструкциями, на первое место выступает пространственная и временная дифференцировка движений. Следовательно, страдает корковая организация движений, тогда как у детей-имбецилов с сохранной моторикой статическая координация нарушена меньше, а динамическая — больше. И даже при использовании специальных упражнений улучшения координационных способностей наблюдаются крайне редко. Главная причина заключается в том, что у данной категории детей разная степень зрелости и функционирования церебральных уровней. В специальной (коррекционной) школе VIII вида используется корригирующая гимнастика (КФГ). При построении занятий с использованием корригирующей гимнастики необходимо определить пораженную структуру, а затем, используя сохранную, воздействовать на утраченную. Важную роль для коррекции психомоторики и физического развития в коррекционной школе играют уроки физической культуры, занятия ритмикой. Любая форма проведения занятий может способствовать оптимизации деятельности занимающихся. И если учитель постоянно Пользуется одними и теми же стандартными приемами, он задерживает развитие детей. В процессе ведения уроков опытный учитель импровизирует, выбирает такие педагогические приемы, которые являются наиболее эффективными. Шщими показателями эффективности урока как в общей, так специальной (коррекционной) школе VIII вида являются: ли ^инамика работоспособности учащихся. Внешние показате-кож* Т°СПОСобности: частота Дыхания, потоотделение, окраска Дают' Частота сеРДечных сокращений (ЧСС). Эти показатели странно °ДНИМ ^Достатком — большой неточностью. ЧСС отражает в б(уг,ч Ном Рцботу системы кровообращения и меньше уровень ра-u ^способности; Частя!и равильн°сть распределения материала (упражнений) по Ных и Урока и целесообразность использования подготовитель-ПоДводящих упражнений.
Урок физической культуры В общеобразовательной школе урок физической культуры I стоит из трех частей — подготовительной, основной и закл^С°" тельной, в коррекционной — из четырех частей: вводной, по " I товительной, основной и заключительной. Во вводной части урока учащихся необходимо полг товить к занятию, построить, дать установку на изучение матепи ала, проверить внешний вид, произвести расчет, а затем выпот" нить несколько упражнений в построениях и перестроениях, плав но начать подготовительную часть. Вводная часть может длиться й младших классах от 3 до 5 минут, в старших классах — до 7 минут Это вызвано тем, что в старших классах увеличивается объем теоретических сведений. Подготовительная часть у р о к а выполняет функцию подготовки организма учащихся к предстоящей двигательной нагрузке. Средствами подготовки должны стать различные физические упражнения общеразвивающего характера — ходьба, бег, прыжки. Используются в основном подводящие физические упражнения — как средство формирования и закрепления определенного двигательного навыка. Из предложенных упражнений выбираются три-четыре упражнения, направленные на формирование двигательных качеств. Допустим, тема урока в 7-м классе «Бег с низкого старта на 60 м». Учителю необходимо подобрать упражнения, направленные на развитие скорости. В подготовительную часть урока включаются упражнения, направленные на коррекцию основного и сопутствующих дефектов. В результате в подготовительной части урока будет 8—12 упражнений различного характера, а сама подготовительная часть может длиться 7 — 8 минут, но не более 14—16 минут. В третьей, основной части урока решаются общеобразовательные задачи: изучение нового материала, совершен-ствование ранее изученного, развитие двигательных качеств. Средствами для разрешения этих задач являются упражнени основной гимнастики, легкоатлетические, ритмические упраж нения, игры. Основная часть урока длится 20 — 30 минут. Упражнения, I В заключительной части урока организм дсте готавливается к последующей нагрузке на других уроках, п дится итог урока, оцениваются умения и навыки учашихс
На заключительную часть отводится 5 — 7 минут. Средствами I для разрешения задач развития являются строевые, общеразвива, ющие и коррекционные упражнения, игры на внимание, упра*[ нения на расслабление. Структуру урока можно изменить. Это зависит от изучаемого материала и состава учащихся конкретного класса. В реализации задач урока очень важен индивидуальный подход. В условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида при организации уроков физической культуры используется годовое и поурочное планирование. Годовое планирование, цель которого заключается в том, чтобы распределить материал программы по учебным четвертям, учитывая материальную базу, климатические условия и состав учащихся в классах. Примерное распределение учебного материала по разделам программы и возрасту учащихся имеется в программе. На основе этого распределения можно составить годовой план-график изучения всех разделов программы. Изучение каждого вида упражнений проводится в продол- 1 жение серии уроков (3 — 4 и больше), так как дети с нарушением интеллекта очень быстро забывают разучиваемые упражнения. В 9— 10-х классах на занятия физической культурой отводится 3 часа в неделю, следовательно, сетка часов в этих классах увеличивается на 34 часа и составляет в год 102 часа. Кроме плана-графика распределения учебного материала по четвертям учитель составляет поурочные планы на каждую четверть (см. табл. 8, с. 161 —163). Задачи урока. 1. Закрепить навыки построения в шеренгу и колонну по одному с перестроением в две шеренги. 2. Овладеть навыками бега в различном темпе. 3. Изучить простейшие способы прыжков через короткую скакалку. 4. Разучить игру «Мяч соседу». Словарь: ходьба, шеренга, колонна, скакалка, мяч, сосед, прыжок. Место занятий: спортивный зал.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.76.163 (0.009 с.) |