Воспитание как педагогический процесс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание как педагогический процесс



Воспитание — это целенаправленная, содержательная профес­сиональная деятельность педагога, способствующая максималь­ному развитию личности ребенка, находящегося в контакте с ок­ружающей действительностью в различных ее проявлениях.

Воспитание как педагогическое понятие включает три основ­ных признака:

1) целеустремленность, направленность на какой-то социаль­но-культурный образец;

2) соответствие хода процесса воспитания социально-культур­ным ценностям;

3) наличие определенной системы организуемых влияний.

Исходя из этих трех признаков, можно считать, что воспита­ние как процесс должно быть направлено на достижение ребен­ком такого уровня развития, когда он может жить в обществе, пользоваться его благами, правильно выстраивать свое поведе­ние, осознавать свои отношения с миром.

Под воздействием педагогических, жизненных и социальных факторов любая личность (человек) формируется, изменяется, совершенствуется.

Сущность воспитания заключается в том, что воспитание при­надлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из показателей развития общества. С этих позиций воспитание рас­сматривается как целенаправленная подготовка молодого челове­ка к жизни, трудовой и интеллектуальной деятельности. Так миссию в стране выполняют учебные заведения различного УР] ня и ранга (дошкольные, школьные, средние, средние профессиональные и высшие).


 

Воспитание относится и к психологической сфере, так как процесс воспитания направлен на развитие способности человека чжать в сознании окружающий мир и с позиций психологи­чного подхода взаимодействовать с ним. ЧС И эту важную миссию выполняет педагогика в содружестве с психологией.

Взаимоотношение ребенка с миром опосредовано личными

соотношениями с педагогом. Оба эти субъекта неповторимы и уникальны. Педагог опытен и мудр, он определяет отношения, создает атмосферу доверия, регулирует общение, выстраивает педагогическую технологию.

Ребенок (ученик) доверчив, неопытен, наивен, недостаточно развит, но имеет свое «внешнее» и внутреннее лицо, хочет по­нять педагога, иногда ему помочь, а иногда и сопротивляется воз­действию, если сомневается в искренности педагога.

Так постепенно выстраивается педагогическое руководство ста­новлением личности, которое осуществляется в форме субъект-объектного общения. Эта деятельность служит предпосылкой раз­вития очень важных личностных новообразований: нравственно­го, эстетического, гигиенического, трудового, физического, ин­теллектуального, психического.

Ценность общения заключается в том, что возникает Я двух субъектов. Я педагога проявляется различными эмоциональными реакциями, рассуждениями, отношением к ученику. Я ребенка выражается взглядом, улыбкой или молчанием, умением слушать первое Я, проявлять к нему любовь и даже ненависть. Часто школь­ник сопротивляется советам родителей, близких, мотивируя свое несогласие авторитетом учителя, воспитателя. И если учитель, вос­питатель подавляет Я ученика, он наносит непоправимый ущерб своему авторитету и воспитанию в целом. Если педагогу не удает­ся наладить общение с детьми, то вряд ли ему удастся правильно выстроить технологию воспитания.

Педагог способен предвидеть результат деятельности детей, выстраивает ее таким образом, чтобы она была направлена на формирование социально ценных отношений, т.е. доверия, сво­боды, уважения, сопереживания, взаимовыручки и помощи.

Гак постепенно складываются цели воспитания, его задачи, принципы и методы.

'•2. Особенности воспитания учащихся с нарушениями интеллектуального развития

Щих Пециальная (коррекционная) школа VIII вида готовит уча-

РУЖе Я К самостоятельн°й жизни, деятельности в социальном ок-

нии. Следовательно, процесс воспитания должен удовлетво-


рять запросы воспитуемого, помочь ему разобраться в ситуациях которые возникают в процессе воспитания, утвердиться как лич' ность и быть востребованным.

Это достигается моделированием ситуаций, в которых умствен­но отсталый школьник мог бы самостоятельно или при помощи взрослого правильно оценить свое поведение, отношение к дея­тельности и окружающим. Неслучайно Г. М.Дульнев указывал, что включение ученика вспомогательной школы в различные ситуа­ции является важным условием его социальной зрелости, дети убеждаются на практике, что их успехи оцениваются, их автори­тет повышается.

Какие качества необходимо воспитывать у сегодняшнего школь­ника с нарушениями интеллектуального развития, чтобы он мог проявить себя как личность?

Прежде всего это сознательное отношение к труду интеллекту­альному, физическому, профессиональному; овладение трудовы­ми умениями и навыками, уважение к труду других; приобщение к общественно полезному производительному труду; формирова­ние жизненных планов; подготовка к выбору профессии.

Эти качества воспитываются в процессе трудового обучения и воспитания. Не менее важным является выработка у учащихся с нарушениями интеллекта мотивов познавательной деятельности, прилежного отношения к учению, преодоления стереотипа «Я не могу», «Я не понимаю», «У меня не получится». Здесь на помощь приходит дефектолог-психолог, знающий особенности психофи­зического развития данной категории детей.

Особое внимание должно отводиться воспитанию нравствен­ности, сознательной дисциплины, доброжелательности, уважи­тельного отношения к окружающим, преодолению иждивенче­ства и эгоизма.

Накопление нравственных знаний составляет основу выработ­ки убеждений, формирования устойчивых мотивов нравственно­го поведения. В дальнейшем благодаря хорошо продуманной сис­теме нравственного просвещения осуществляются развитие и кор­рекция нравственных чувств. Нравственное просвещение учащих­ся специальной (коррекционной) школы VIII вида проводится, начиная с младших классов, продолжается в средней и заканчи­вается в старшей школе, прежде всего в процессе обучения. Но не всегда учителю, воспитателю удается в процессе просвещения убедить школьника в правоте предъявленных требований к пове­дению. Наличие интеллектуального дефекта существенно затруД' няет решение нормативного поведения, но это не значит, что именно интеллектуальный дефект является причиной нарушений социально-нормативного и правового поведения. Отсюда следует вывод, что социальное и правовое поведение ученика специаль­ной (коррекционной) школы определяется качеством воспита-


тельной работы на протяжении всех лет обучения. Рассматривая Т процесс развития умственно отсталого ребенка с позиций выяс-рния взаимодействия биологической и культурной линий развития Л.С.Выготский выделил основные и вторичные признаки умственной отсталости. Именно эти вторичные признаки (нару­шение характера, поведения, волевых проявлений) поддаются пе­дагогической коррекции.

Достаточно серьезным направлением воспитательной работы является формирование у школьников с нарушениями интеллек­та гражданских качеств личности:

- понимания и соблюдения основных прав и обязанностей граж­дан нашей страны;

- усвоения правовых знаний, основ гражданского, семейного, трудового, уголовного права;

- понимания важности законов государства, своих прав и обя­занностей;

- осознания личной ответственности за свое поведение.

Вся система работы воспитателя строится таким образом, что­бы каждый ученик не просто был созерцателем, а, наоборот, ак­тивным участником конкретного мероприятия с последующим ана­лизом этого мероприятия. При этом учитель, воспитатель указы­вают путь выхода из затруднительных ситуаций, раскрывают свое отношение к нарушениям норм поведения, законов. Учащиеся стар­ших классов изучают предмет «Обществоведение», который зна­комит их с основными социально-правовыми категориями и по­нятиями.

Одним из важных направлений воспитательной работы долж­но быть формирование потребности заниматься физической куль­турой с целью физического совершенствования, укрепления здо­ровья и формирования навыков санитарно-гигиенической куль­туры. Этому направлению отводится достаточно большое внима­ние, оно реализуется на уроках физической культуры, в системе дополнительного образования.

Какие же особенности детей с нарушениями интеллекта необ­ходимо учитывать в процессе воспитания в целом и при реализа­ции конкретных его направлений в частности?

1- Нарушения познавательного развития, затрудняющие правильное самостоятельное общение ребенка во всех его проявлениях.

Снижение способности к конкретизации обобщений, при-

водящее к несогласованности слова и конкретной деятельности. • Нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижающие самостоятельности, желание быть лучше, способствуют образованию и закреплению отрицательных привычек. ' Школьники с нарушениями интеллекта затрудняются в оценке собственного поведения, деятельности, при том что у них есть потребность самооценке.


 


5. Учащиеся коррекционной школы очень радостно реагируют на заслуженное поощрение.

6. Важно учитывать возрастные особенности детей с нарушения­ми интеллекта, знать структуру дефекта, различать проявления, свя­занные с первичным нарушением и вторичными отклонениями.

7. Также необходимо учитывать типологические и индивиду, альные проявления, осуществлять индивидуальный и дифферен­цированный подход к учащимся в процессе воспитания.

Особенности школьников с нарушениями интеллекта влияют на воспитательный процесс, который, в свою очередь, тоже име­ет ряд объективных особенностей, которые сближают специаль­ную (коррекционную) школу VIII вида с общеобразовательной массовой школой.

Перечислим эти особенности:

- воспитание — это процесс эффективного взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на достижение по­ставленных целей;

- воспитание — это процесс, который обусловлен тем, что он динамичен, подвижен, изменчив и имеет многофакторный ха­рактер;

- воспитательный процесс отличается динамичностью, вариа­тивностью, отдаленностью результатов от момента педагогичес­кого воспитательного воздействия;

- воспитательный процесс — процесс комплексный, в нем должно просматриваться единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания;


пооиесс воспитания носит двусторонний характер: от воспи-~~ я к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к вос-ТаТтателю (обратная связь), в системе коррекционной школы вы-пИ етсЯ еще комбинированная связь — от родителей, учителей, де оЛОГа к воспитателю и от воспитателя к воспитаннику. Чем "с ьше будет информации у воспитателя, причем объективной, ем прочнее будут связи, тем легче будет происходить выбор вос­питательного воздействия (см. схему 3).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.008 с.)