Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование детского ученическогоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
КОЛЛЕКТИВА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА С переходом к юношеству у воспитанников происходят значительные возрастные и индивидуальные изменения. Эти изменения могут проходить по-разному. В одних случаях школьники становятся более любознательными, самостоятельными, решительными, в других — апатичными и безразличными. Каждое из этих проявлений возникает в различных ситуациях, может носить более или менее осознанный характер, протекать продолжительно или, наоборот, кратковременно, учащийся может замкнуться на себе или же, наоборот, проявляет готовность прийти на помощь другому. Семья и школа были, есть и будут основным звеном воспитания. Школьное воспитание отличается от всех остальных своей направленностью, продолжительностью, разнообразностью, целенаправленностью, учетом ближних и дальних перспектив и относительной завершенностью. Родители, школа должны заложить основы морального образа человека, сформировать нравственные потребности, умение правильно организовать свою деятельность, помочь самоопределиться. Детский, в том числе и школьный, коллектив — это не какая-то пассивная социальная среда, специально созданная для влияния на учеников, «это богатство индивидуальностей» (В.А.Сухомлинский). Сила коллектива определяется теми знаниями, умениями, которые вносятся каждым индивидом в общую коллективную деятельность. Жизнь и развитие ребенка, в том числе и с нарушениями интеллекта, происходит в условиях коллектива. Именно в коллективе закладывается первый опыт общественной социализации, сосуществования с окружающими на основе морали. Формирование детского коллектива, организация его деятельности осуществляются системно и планомерно, при сотрудничестве воспитателя, воспитанников и их родителей.. Умственное развитие школьника с нарушением интеллекта происходит по тем же законам, что и нормально развивающихся, однако особенности психики и свойств личности учащихся нарушением интеллекта сужают круг их связей с внешним миром, они с трудом ориентируются даже в самых обычных ситуациях, v них снижена критичность, они не способны отстаивать свои убеждения Вот почему необходимо так организовывать коллективную деятельность воспитанников, чтобы развивалась их леКТ[и0нально-волевая сфера, тогда можно будет понять их мыслительную деятельность. Необходимо помнить, что любое воспитательное мероприятие в школе должно иметь коррекционную направленность и оказывать корригирующее воздействие на личность. В специальной (коррекционной) школе организация коллектива требует реализации следующих условий: - изучения личностных возможностей каждого ученика; - определения места конкретной личности в структуре детского коллектива; - определения доступной коллективной деятельности; - создания каждому воспитаннику условий успешности, положительного эмоционального настроения; - включения воспитанника во взаимоотношения со сверстниками, воспитателем, а для этого: изучения структуры личных взаимоотношений; нормализации отношения воспитанника к требованиям воспитателя; разъяснения содержания требований коллектива; создания условий для формирования коммуникативных связей; - вовлечения воспитанников в практическую деятельность, а выбора адекватных видов деятельности; определения значимости конкретного вида деятельности в жизни группы (класса); развития интереса к деятельности, организации посильного участия в деятельности каждого члена коллектива; предъявления поручений с учетом уровня развития учащихся. Детский коллектив, в какой бы структуре он ни существовал, характеризуется: - постоянным и длительным пребыванием детей вместе, в одном и том же составе; - наличием целей и задач в деятельности коллектива; выполняемой деятельностью (учебной, трудовой, игровой, общественной); ~ определенной структурой организации самоуправления; обязательной для всех дисциплиной, наличием дружеских отношений. Но состав Учащихся коррекционных учреждений VIII вида разнороден по клиническим проявлениям и интеллектуальному
В детском коллективе могут быть дети с нарушениями интеллектуального развития различных клинических вариантов, деменцией и разными формами шизофрении, дети с незначительной умственной отсталостью. Все они составляют контингеы учащихся с нарушениями интеллекта. В отечественной олигофренопедагогике учитываются особенности познавательной деятельности детей с нарушениями Интеллекта, но за основу в работе с ними принимается общепедагогическая концепция деятельности коллектива. Считается возможным формирование детского коллектива в системе специального обучения и воспитания, при этом коллектив становится определяющим фактором в преодолении причин, мешающих объединению детей в коллектив и развитию активности, самостоятельности общественной зрелости. Нормативными документами по коррекционному образованию класс определяется как воспитательная группа. Количество воспитанников должно быть не более 12 человек. В педагогической практике главным признаком коллектива считается сплоченность (Я.Л. Коломенский, В. П.Сергеева). Сплачивая коллектив, необходимо: - выявить, кто оказывает влияние на учащихся; -демократизировать сами отношения внутри группы, что будет способствовать созданию доверительных отношений. Шаги по формированию коллектива многие исследователи рассматривают как стадии (А. С. Макаренко, В. П. Сергеева, М. И. Скат-кин, З.М.Шилина; в системе коррекционного воспитания — И.Г.Еременко) или как этапы (Л.Я. Коломинский, В.А. Кара-ковский, Е.Н.Степанова; в олигофренопедагогике — А.С.Белкин, Г. М.Дульнев, Т. И.Пороцкая). Их четыре. Необходимо знать, что стадии (этапы) развития коллектива в специальной (коррекционной) школе более длительны, а сам переход от одной стадии к другой намного сложнее, чем в массовой школе. Нередко приходится наблюдать, что по определенным показателям коллектив коррекционной школы может находиться на первой стадии, по другим — на третьей, а в некоторых случаях -и на четвертой. Вот как может быть представлена характеристика этапов развития коллектива в общеобразовательной и специальной системах воспитания (см. табл. 7). Коррекционно-воспитательные возможности коллектива учащихся школы VIII вида велики, они обусловлены личностным' качествами членов данного коллектива, что, естественно, над учитывать при работе с воспитанниками. Наиболее действенно на личность ребенка влияет трудов*1 игровая деятельность. Именно в процессе трудовой и игровой Деятельности создаются условия, способствующие формирован'! детей с нарушениями интеллекта чувства дружбы, взаимопомощи выполнять требования коллектива, у них развиваются коммуникативные возможности. Но нет готовых рецептов воспитателя с детским коллективом, тем более в условиях б°^киионного воспитания. Ученический коллектив специальной (коррекционной) школы VIII вида имеет довольно сложную структуру. Это определю ДВУМЯ причинами: ' разновозрастным составом учащихся в классном коллективе; С неодинаковой тяжестью и структурой дефекта. Основной формой ученического коллектива специальной (коррекционной) школы VIII вида является учебная или воспитательная группа — класс с небольшим количеством детей. Микрогруппы среди детей с умственной недостаточностью возникают редко, в основном в старшей школе на основе бытовых, социальных объединений (живут в одном доме, занимаются в одном кружке, родители работают на одном предприятии, а иногда закончили ту же школу, где учатся в данный момент дети). Возникновение микрогрупп в условиях коррекционной школы не имеет никакого ценностного значения, обусловлено чисто эмоциональными факторами. Действия микрогруппы не всегда совпадают с действиями классно-группового коллектива. Задача воспитателя — как можно раньше выявить эти микрогруппы, особенно возникающие в старшей школе, выяснить причины объединения и включить юношей и девушек в коллективные действия класса, группы, параллельно выяснив у родителей мотивы организации конкретной микрогруппы, причины объединения. В условиях специального обучения встречаются дети, которые по объективным причинам не могут находиться в детском коллективе, дети-одиночки (И.Г.Еременко). В основном это дети со сложной структурой дефекта, резкими нарушениями поведения, расстройствами эмоционально-волевой сферы. Но это не значит, что эти дети не имеют права быть членами детского коллектива. Именно воспитатель должен создать такую обстановку, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно, мог общаться со сверстниками, радоваться своим успехам и успехам товарищей. В условиях обучения и воспитания учащихся с нарушениями интеллекта так же, как и в общеобразовательной школе, хоро- им средством сплочения ученического коллектива является школьное самоуправление, где вся деятельность осуществляется детьми, а учитель (воспитатель) берет на себя педагогическое УкоВодство струКТура самоуправления в коррекционной школе Hv 11"Да включает две подсистемы: внутриклассную и общешколь- нич н^тРиклассное управление осуществляют избранные уче- PVk СКИм к°ллективом или назначенные учителем учащиеся под |соот'ЮДСТВОМ стаР°сты класса (группы). Каждому избранному на ветствующий пост определены обязанности, которые согла-
совываются со всеми учащимися, учителем, воспитателем и вывешиваются в классном групповом уголке. Деятельностью ответственных за те или иные поручения в младших классах руководит учитель (воспитатель). В старших классах создается учком, им руководит классный руководитель. Учком — коллегиальный орган общешкольного самоуправления. Он избирается на школьной линейке в начале учебного года. В состав учкома входят учащиеся 5 — 10 (11)-х классов. Общее количество членов учкома — от 7 до 11 человек. На заседании учкома избираются председатель и два его заместителя. Это учащиеся с достаточно сохранным интеллектом (основной контингент детей коррекционной школы), пользующиеся авторитетом среди учащихся, так или иначе помогающие школе в руководстве коллективом. Деятельность учкома регламентируется заместителем по учебно-воспитательной работе. На засе-
Даниях учкома создаются рабочие группы (комиссии). Их количество и наименования видов деятельности определяются условиями учебно-воспитательного процесса и согласовываются с директором школы. Традиционный перечень комиссий: учебная, трудовая, сани-ТаРная, физкультуры и спорта, хозяйственная, дисциплины и по-
Рядка, художественно-музыкальная, благоустройства. Структура самоуправления в специальной (коррекционной) школе VIII вида показана на схемах 5, 6. Вопросы и задания '• Перечислите основные условия организации детского коллектива в ещ1альнои (коррекционной) школе V11I вида. 2. Чем характеризуется детский коллектив? 3. Дайте сравнительную характеристику одной из стадий фор\,и вания детского коллектива в общеобразовательной и коррекцц01,нРо„~ школах. " 4. Охарактеризуйте структуру школьного самоуправления. Какие фун ции выполняют отдельные комиссии учкома в специальной (коррСК1| онной) школе VIII вида? Рекомендуемая литература Андреева В. В. Особенности деятельности классного руководителя в гуманитарной воспитательной системе школы // Кл. руководите и 1997.- № 2. Белкин А. С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы/А.С.Белкин. — М., 1977. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л.С.Выготский. - М; Л., 1935. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Г.М.Дульнев.- М., 1982. Караковский В.А. Вспомогательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования / В.А. Караковский. — М., 1993. Мачихина В. Ф. Воспитательная работа во вспомогательной школе: пособие для учителей и воспитателей (из опыта работы) / В. Ф. Мачихина. - М., 1982. Смирнова А. Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы: пособие для учителей и воспитателей (из опыта работы) /А.Н.Смирнова. — М., 1982. Шилина З.М. Классный руководитель: искусство воспитания / З.М.Шилина. - М., 1997. Шуркова Н. Е. Новые формы воспитательной работы // Воспитание школьников. — 1993. — № 6.
Глава 10 ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.117.89 (0.007 с.) |