Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование детского ученического

Поиск

КОЛЛЕКТИВА В СПЕЦИАЛЬНОЙ

(КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

С переходом к юношеству у воспитанников происходят значи­тельные возрастные и индивидуальные изменения. Эти измене­ния могут проходить по-разному. В одних случаях школьники ста­новятся более любознательными, самостоятельными, решитель­ными, в других — апатичными и безразличными. Каждое из этих проявлений возникает в различных ситуациях, может носить бо­лее или менее осознанный характер, протекать продолжительно или, наоборот, кратковременно, учащийся может замкнуться на себе или же, наоборот, проявляет готовность прийти на помощь другому.

Семья и школа были, есть и будут основным звеном воспита­ния. Школьное воспитание отличается от всех остальных своей направленностью, продолжительностью, разнообразностью, це­ленаправленностью, учетом ближних и дальних перспектив и от­носительной завершенностью. Родители, школа должны заложить основы морального образа человека, сформировать нравственные потребности, умение правильно организовать свою деятельность, помочь самоопределиться.

Детский, в том числе и школьный, коллектив — это не какая-то пассивная социальная среда, специально созданная для влия­ния на учеников, «это богатство индивидуальностей» (В.А.Сухомлинский). Сила коллектива определяется теми знаниями, уме­ниями, которые вносятся каждым индивидом в общую коллек­тивную деятельность.

Жизнь и развитие ребенка, в том числе и с нарушениями ин­теллекта, происходит в условиях коллектива. Именно в коллекти­ве закладывается первый опыт общественной социализации, со­существования с окружающими на основе морали.

Формирование детского коллектива, организация его деятельности осуществляются системно и планомерно, при сотрудничестве воспитателя, воспитанников и их родителей..

Умственное развитие школьника с нарушением интеллекта происходит по тем же законам, что и нормально развивающихся, однако особенности психики и свойств личности учащихся нарушением интеллекта сужают круг их связей с внешним миром, они с трудом ориентируются даже в самых обычных ситуациях,


v них снижена критичность, они не способны отстаивать свои убеждения Вот почему необходимо так организовывать коллективную деятельность воспитанников, чтобы развивалась их леКТ[и0нально-волевая сфера, тогда можно будет понять их мыслительную деятельность. Необходимо помнить, что любое воспитательное мероприятие в школе должно иметь коррекционную направленность и оказывать корригирующее воздействие на

личность.

В специальной (коррекционной) школе организация коллек­тива требует реализации следующих условий:

- изучения личностных возможностей каждого ученика;

- определения места конкретной личности в структуре детско­го коллектива;

- определения доступной коллективной деятельности;

- создания каждому воспитаннику условий успешности, поло­жительного эмоционального настроения;

- включения воспитанника во взаимоотношения со сверстни­ками, воспитателем, а для этого:

изучения структуры личных взаимоотношений; нормализации отношения воспитанника к требованиям вос­питателя;

разъяснения содержания требований коллектива; создания условий для формирования коммуникативных свя­зей;

- вовлечения воспитанников в практическую деятельность, а
для этого:

выбора адекватных видов деятельности; определения значимости конкретного вида деятельности в жизни группы (класса);

развития интереса к деятельности, организации посильного участия в деятельности каждого члена коллектива; предъявления поручений с учетом уровня развития уча­щихся. Детский коллектив, в какой бы структуре он ни существовал, характеризуется:

- постоянным и длительным пребыванием детей вместе, в одном и том же составе;

- наличием целей и задач в деятельности коллектива;

выполняемой деятельностью (учебной, трудовой, игровой, общественной);

~ определенной структурой организации самоуправления; обязательной для всех дисциплиной, наличием дружеских отношений. Но состав Учащихся коррекционных учреждений VIII вида разнороден по клиническим проявлениям и интеллектуальному


 


В детском коллективе могут быть дети с нарушениями интеллектуального развития различных клинических вариантов, деменцией и разными формами шизофрении, дети с незначительной умственной отсталостью. Все они составляют контингеы учащихся с нарушениями интеллекта.

В отечественной олигофренопедагогике учитываются особенности познавательной деятельности детей с нарушениями Интеллекта, но за основу в работе с ними принимается общепедагогическая концепция деятельности коллектива. Считается возможным формирование детского коллектива в системе специального обу­чения и воспитания, при этом коллектив становится определяю­щим фактором в преодолении причин, мешающих объединению детей в коллектив и развитию активности, самостоятельности общественной зрелости.

Нормативными документами по коррекционному образованию класс определяется как воспитательная группа. Количество вос­питанников должно быть не более 12 человек.

В педагогической практике главным признаком коллектива счи­тается сплоченность (Я.Л. Коломенский, В. П.Сергеева). Сплачи­вая коллектив, необходимо:

- выявить, кто оказывает влияние на учащихся;

-демократизировать сами отношения внутри группы, что бу­дет способствовать созданию доверительных отношений.

Шаги по формированию коллектива многие исследователи рас­сматривают как стадии (А. С. Макаренко, В. П. Сергеева, М. И. Скат-кин, З.М.Шилина; в системе коррекционного воспитания — И.Г.Еременко) или как этапы (Л.Я. Коломинский, В.А. Кара-ковский, Е.Н.Степанова; в олигофренопедагогике — А.С.Бел­кин, Г. М.Дульнев, Т. И.Пороцкая). Их четыре.

Необходимо знать, что стадии (этапы) развития коллектива в специальной (коррекционной) школе более длительны, а сам пе­реход от одной стадии к другой намного сложнее, чем в массовой школе. Нередко приходится наблюдать, что по определенным по­казателям коллектив коррекционной школы может находиться на первой стадии, по другим — на третьей, а в некоторых случаях -и на четвертой. Вот как может быть представлена характеристика этапов развития коллектива в общеобразовательной и специаль­ной системах воспитания (см. табл. 7).

Коррекционно-воспитательные возможности коллектива учащихся школы VIII вида велики, они обусловлены личностным' качествами членов данного коллектива, что, естественно, над учитывать при работе с воспитанниками.

Наиболее действенно на личность ребенка влияет трудов*1 игровая деятельность. Именно в процессе трудовой и игровой Деятельности создаются условия, способствующие формирован'! детей с нарушениями интеллекта чувства дружбы, взаимопомощи



выполнять требования коллектива, у них развиваются коммуникативные возможности. Но нет готовых рецептов воспитателя с детским коллективом, тем более в условиях б°^киионного воспитания.

Ученический коллектив специальной (коррекционной) школы

VIII вида имеет довольно сложную структуру. Это опреде­лю ДВУМЯ причинами: ' разновозрастным составом учащихся в классном коллективе;

С неодинаковой тяжестью и структурой дефекта.

Основной формой ученического коллектива специальной (коррекционной) школы VIII вида является учебная или воспитатель­ная группа — класс с небольшим количеством детей.

Микрогруппы среди детей с умственной недостаточностью воз­никают редко, в основном в старшей школе на основе бытовых, социальных объединений (живут в одном доме, занимаются в од­ном кружке, родители работают на одном предприятии, а иногда закончили ту же школу, где учатся в данный момент дети). Воз­никновение микрогрупп в условиях коррекционной школы не имеет никакого ценностного значения, обусловлено чисто эмо­циональными факторами. Действия микрогруппы не всегда совпа­дают с действиями классно-группового коллектива. Задача воспи­тателя — как можно раньше выявить эти микрогруппы, особенно возникающие в старшей школе, выяснить причины объединения и включить юношей и девушек в коллективные действия класса, группы, параллельно выяснив у родителей мотивы организации конкретной микрогруппы, причины объединения.

В условиях специального обучения встречаются дети, которые по объективным причинам не могут находиться в детском кол­лективе, дети-одиночки (И.Г.Еременко). В основном это дети со сложной структурой дефекта, резкими нарушениями поведения, расстройствами эмоционально-волевой сферы. Но это не значит, что эти дети не имеют права быть членами детского коллектива. Именно воспитатель должен создать такую обстановку, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно, мог общаться со сверст­никами, радоваться своим успехам и успехам товарищей.

В условиях обучения и воспитания учащихся с нарушениями

интеллекта так же, как и в общеобразовательной школе, хоро-

им средством сплочения ученического коллектива является

школьное самоуправление, где вся деятельность осуществляется

детьми, а учитель (воспитатель) берет на себя педагогическое

УкоВодство струКТура самоуправления в коррекционной школе

Hv 11"Да включает две подсистемы: внутриклассную и общешколь-

нич н^тРиклассное управление осуществляют избранные уче-

PVk СКИм к°ллективом или назначенные учителем учащиеся под

|соот'ЮДСТВОМ стаР°сты класса (группы). Каждому избранному на ветствующий пост определены обязанности, которые согла-




 


 


совываются со всеми учащимися, учителем, воспитателем и вы­вешиваются в классном групповом уголке. Деятельностью ответ­ственных за те или иные поручения в младших классах руководит учитель (воспитатель). В старших классах создается учком, им ру­ководит классный руководитель. Учком — коллегиальный орган общешкольного самоуправления. Он избирается на школьной ли­нейке в начале учебного года. В состав учкома входят учащиеся 5 — 10 (11)-х классов. Общее количество членов учкома — от 7 до 11 человек. На заседании учкома избираются председатель и два его заместителя. Это учащиеся с достаточно сохранным интеллек­том (основной контингент детей коррекционной школы), пользу­ющиеся авторитетом среди учащихся, так или иначе помогающие школе в руководстве коллективом. Деятельность учкома регламен­тируется заместителем по учебно-воспитательной работе. На засе-


 

Р

Даниях учкома создаются рабочие группы (комиссии). Их количе­ство и наименования видов деятельности определяются условия­ми учебно-воспитательного процесса и согласовываются с дирек­тором школы.

Традиционный перечень комиссий: учебная, трудовая, сани-ТаРная, физкультуры и спорта, хозяйственная, дисциплины и по-

I

Рядка, художественно-музыкальная, благоустройства. Структура са­моуправления в специальной (коррекционной) школе VIII вида показана на схемах 5, 6. Вопросы и задания '• Перечислите основные условия организации детского коллектива в ещ1альнои (коррекционной) школе V11I вида.


2. Чем характеризуется детский коллектив?

3. Дайте сравнительную характеристику одной из стадий фор\,и вания детского коллектива в общеобразовательной и коррекцц01,нРо„~ школах. "

4. Охарактеризуйте структуру школьного самоуправления. Какие фун ции выполняют отдельные комиссии учкома в специальной (коррСК1| онной) школе VIII вида?

Рекомендуемая литература

Андреева В. В. Особенности деятельности классного руководителя в гуманитарной воспитательной системе школы // Кл. руководите и 1997.- № 2.

Белкин А. С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы/А.С.Белкин. — М., 1977.

Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л.С.Выготский. - М; Л., 1935.

Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной шко­ле / Г.М.Дульнев.- М., 1982.

Караковский В.А. Вспомогательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования / В.А. Караковский. — М., 1993.

Мачихина В. Ф. Воспитательная работа во вспомогательной школе: пособие для учителей и воспитателей (из опыта работы) / В. Ф. Мачихи­на. - М., 1982.

Смирнова А. Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспо­могательной школы: пособие для учителей и воспитателей (из опыта работы) /А.Н.Смирнова. — М., 1982.

Шилина З.М. Классный руководитель: искусство воспитания / З.М.Шилина. - М., 1997.

Шуркова Н. Е. Новые формы воспитательной работы // Воспитание школьников. — 1993. — № 6.


 

 

Глава 10

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.117.89 (0.007 с.)