Методы социально-психологического тренинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы социально-психологического тренинга



Методы социально-психологического тренинга делятся на две группы: игровые методы и сенситивный метод (метод тренировки межличностной чувствительности).

Игровые методы. Игровые методы предназначены для выработки и принятия управленческих решений. Принято считать, что игровые методы делятся на операционные и ролевые. В свою очередь операционные методы подразделяются на собственно деловые и управленческие. При этом деление на управленческие и деловые игры носит чисто условный характер, так как при деловой игре в конечном счёте вырабатываются и управленческие решения. Точно так же при управленческой игре участники группы вынуждены включаться в деловые отношения с партнёрами. Операционная игра (деловая, управленческая) как имитационный метод открывает для психолога возможность исследования процессов принятия решений с учётом индивидуальных показателей.

В условиях ролевой игры индивид сталкивается с ситуацией, которая характерна для его реальной действительности и которая ставит перед необходимостью изменить свои установки. Создаются условия для формирования новых, более эффективных коммуникативных навыков.

 

Практическая часть

Предмет, методы и цель исследования

Цель исследования: изучить особенность психического состояния подростков - коммуникативность

Методы исследования: тестирование, анкетирование

Предмет исследования: коммуникативность в подростковом возрасте

Объект исследования: группа детей подросткового возраста – 10 человек

Исследование

Чтобы определить уровень коммуникативности, общительности было проведено исследование среди учащихся 8-9 класов Яровской ООШ – филиала МАОУ Казанская СОШ Тюменской области. В исследовании участвовало 10 человек. Учащимся было предложено ответить на вопросы теста «Какой я в общении?» (В.Ф.Ряховский)

 

класс количество учащихся 30-39 баллов 20-29 баллов до 20 баллов
         
         

 

Из 10 подростков участвовавших в тестировании 8 общительны, испытывают большое удовлетворение от контакта с близкими, знакомыми и незнакомыми людьми.

4 подростка - в меру общительны, но в общении испытывают некоторые затруднения. Друзей у них мало, со знакомыми не всегда могут найти общий язык. Иногда в разговоре бывают несдержанны, неуравновешенны.

До 20 баллов - стеснительны, замкнуты, в кругу знакомых в основном отмалчиваются, общению с людьми предпочитают одиночество. Таких не оказалось в исследуемой группе.

В этом возрасте поведение подростков претерпевает значительные изменения и во многом зависит от психического состояния и межличностного общения со сверстниками. Сельские подростки существенно отличаются от городских подростков. Сельским подросткам характерна практичность, открытость, дружелюбность, общительность, эмоциональная устойчивость, присуща некая удовлетворенность положением каких-либо дел, можно сказать, что они более спокойные, склонные

к групповой деятельности.

 

2)Для определения характера взаимоотношений подростков в школе была проведена «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири. Участвовали в диагностике учащиеся 7-9 классов

Результаты психодиагностики межличностных отношений подростков (в%)

типы     уровень авторитарный эгоистистичный агрессивный подозрительный подчиняемый зависимый дружелюбный альтруистический
низкий                
умеренный                
высокий                
экстремальный                

 

Диагностика выявила, что причинами трудностей общения являются: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Также причинами, по их мнению, могут стать психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ от контактов с людьми, избегание любого общения, уход в себя, замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль.

Трудности в общении испытывают люди с двигательной расторможенностью, со склонностью к резким колебаниям настроения, плаксивостью, мнительностью. На особенности общения влияет тип нервной системы, который в темпераменте. Для сангвиников - повышенная активность, богатство мимики и движений, эмоциональность, впечатлительность, контактность с людьми, хотя нет постоянства в своих привязанностях.

Важной межличностной особенностью партнеров, вызывающей затруднения в общении, является доминирование того или другого личностного состояния у каждого из них.

Исследуемые, у которых обнаруживаются доминантные, агрессивные и независимые черты поведения, значительно реже проявляют недовольство своим характером и межличностными отношениями, однако у них может выявляться тенденция к совершенствованию своего стиля межличностного взаимодействия с окружающими.

Следовательно, для современных подростков, необходима психолого-педагогическая поддержка, направленная на преобразование взаимоотношений как в малых группах, так и между сверстниками.

 

3) Для определения коммуникативных склонностей подростков был среди этих же учащихся проведен тест «Уровень коммуникативных склонностей».

(Тест Л. Михельсона (перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха).

Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «—». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».

 

№ п/п Фамилия, имя учащегося баллы
  Комарова Мария  
2. Турбеева Анатасия  
  Куроптев Алексей  
  Говорков Даниил  
  Хевролина Елена  
  Гончаренко Ксения  
  Крафт Илья  
  Шилов Владимир  
  Смолина Виктория  
  Линк Алена  

 

Испытуемые, получившие оценку 1-4 балла, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных склонностей.

Набравшие 5-8 баллов имеют коммуникативные склонности на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.

Для испытуемых, набравших 9-12 баллов, характерен средний уровень проявления коммуникативных склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности.

Оценка 13-16 баллов свидетельствует о высоком уровне проявления коммуникативных склонностей испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.

Высший уровень коммуникативных склонностей (17-20 баллов) у испытуемых свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях. Непринужденно ведут себя в новом коллективе.

 

 

Заключение

 

Курсовая работа посвящена изучению и установлению взаимосвязи между психическим состоянием и особенностями межличностного общения подростков сельской школы. Перед нами были поставлены следующие задачи: изучить методологические и теоретические подходы к исследованию проблемы развития коммуникативных способностей у подростков; провести теоретический анализ развития коммуникативных способностей школьников;

выявить методы по изучению развития коммуникативных способностей у детей подросткового возраста.

Таким образом, проанализировав особенности старшего подросткового возраста, мы пришли к выводам, что подростковый возраст - это возраст формирования личностной позиции на основе выбора приоритетных ценностей. Подросток очень открыт для общения, с радостью принимает участие во внеклассной деятельности, КТД и других творческих коллективных мероприятиях.

Из анализа практической части работы делаем вывод, что организовать эффективное взаимодействие можно тренингами, играми и КТД. Так же можно задействовать такие виды деятельности как проект, в котором могут принимать участие, как педагоги, так и сами подростки, также это может быть создание виртуальной газеты или участие всем классом в различных марафонах. При развитии коммуникативных навыков у школьников, педагог может привлечь к работе также учителей других школ, для организации совместной деятельности с другими учениками, тем самым расширяя границы педагогического и подросткового общения и продвигая свои проекты.

Результаты курсовой работы могут быть использованы в качестве теоретической и практической основы педагогом - воспитателем в своей деятельности при развитии коммуникативных навыков у старших подростков. Предлагаемые методы по работе с подростковым коллективом, помогут педагогу структурировать свою деятельность в определенной логике при организации работы учащихся между собой, в группе, творческих коллективах, со сверстниками, друзьями и даже с родителями.

Дальнейшей перспективой нашей работы может быть исследование развитие коммуникативных навыков общения и процесса социализации при работе с семьей. Также перспективой работы может быть собственная разработка проектов: коллективное творчество, как фактор влияющий на развитие коммуникативных навыков, средства развития коммуникативных навыков общения.

 

 

Список литературы

1.Баранова С.П. Педагогика - М., 2006.

2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

3.Выготский Л.С. Педология подростка. Избранные главы. Собр. Соч. Т. 4. М., 1984.

4.Волегжанина И.С. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции Омск: 2010.

5.Головин С.Ю. Психология развития: Словарь практического психолога. - М., 2000.

6.Денисова Е.С.; Журнал: «Возрастная психология детей» 2008.

7.Зимняя И.А. «Педагогическая психология» М., 2007.

8.Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 2011.

9.Ковалев Н.Е., Матюхина М.В., Патрина К.Т. Введение в педагогику. - М.: Просвещение, 1975.

109.Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога. М., 2007.

11.Колычева З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма. - СПб., 2004.

12.Кон И.С., Психология старшеклассника: Пособие для учителей. - М.1980.

13.Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста. Хрестоматия по возрастной психологии. М., 2007.

14.Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М., 2011.

15.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. - М.

16.Петровский А. В Возрастная и педагогическая психология, М., 1979.

17.Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебноепособие для студентов: Сост. Под ред. Д.И. Фельдштейна Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 2008.

18.Сластенин В.А. Педагогика / Под ред. С.П. Баранова, - М., 1986.

19.Толстых Т.И. Становление социальной зрелости школьников на разных этапах развития // Психология и школа. М., 2004.

20.Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. М., 1999.

21.Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.2007.

22.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 2009.

 

 

Приложение

 

Тест «Какой я в общении?»

Много ли у тебя друзей?

Всегда ли ты можешь поддержат беседу в обществе друзей?

Можешь ли ты преодолеть замкнутость, стеснительность в общении с людьми?

Бывает ли тебе скучно наедине с самим собой7

Всегда ли ты можешь найти тему для разговора при встрече со знакомыми?

Можешь ли ты скрыть свое раздражение при встрече с неприятным тебе человеком?

Всегда ли умеешь скрыть плохое настроение, не срывая злость на близких?

Умеешь ли ты сделать первый шаг к примирению после ссоры с другом?

Можешь ли удержаться от резких замечаний при общении с близкими людьми?

Способен ли пойти в общении на компромисс?

Умеешь ли в общении ненавязчиво отстаивать свою точку зрения?

Воздерживаешься ли ты в разговоре от осуждения знакомых в их отсутствие?

Если узнал о чем-то интересном, возникает ли желание рассказать об этом друзьям?

Обработка результатов.

За каждый положительный ответ,т.е «Да», поставьте себе 3 очка. За каждый ответ «да и нет» - 2 очка. За каждый отрицательный ответ «нет» - 1 очко.

От 30-39 очков. Ты человек общительный, испытывающий большое удовлетворение от контакта с близкими, знакомыми и незнакомыми людьми. Ты интересен в общении, чаще всего ты «душа общества», друзья и знакомые ценят тебя за умение выслушать, понять, дать совет. Но не переоценивай своих возможностей, иногда ты бываешь просто болтлив. Будь внимателен к собеседникам, следи за их реакцией, старайся не стать навязчивым.

От 20-29 очков. Ты в меру общительный человек, но в общении испытываешь некоторые затруднения. Друзей у тебя мало, со знакомыми не всегда можешь найти общий язык. Иногда в разговоре бываешь несдержанным, неуравновешенным. Следует быть искренним, внимательным, доброжелательным по отношению к своим собеседникам. Кроме того, не мешало бы преодолеть некоторую неуверенность в себе.

До 20 очков. Ты человек стеснительный, замкнутый, в кругу знакомых в основном отмалчиваешься, общению с людьми предпочитаешь одиночество. Однако это вовсе не означает, что у тебя нет друзей и знакомых. Вполне вероятно, они ценят тебя за умение выслушать, понять, простить. Но, если

тебе хочется свободно высказать свою точку зрения, спорить на равных, стать интересным собеседником, следует преодолеть свою застенчивость, быть искренним в споре, активно поддерживать беседу. А чтобы высказывания не показались неуместными, тебе следует развивать и совершенствовать навыки общения. Кроме того, возможно, ты слишком критически относишься к себе, к своим знаниям, умениям, способностям.

 

 

Анкета «Уровень коммуникативных склонностей учащихся»

Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «—». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».

Вопросы:

1.Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

2.Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

3.Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

4.Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?

5.Любите ли Вы придумывать или организовываться своими товарищами различные игры и развлечения?

6.Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, кото­рые нужно было выполнить сегодня?

7.Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

8.Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товари­щами из-за невыполнения ими своих обещаний, обяза­тельств, обязанностей?

9.Часто ли Вы в решении важных дел принимаете ини­циативу на себя?

10.Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

11.Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

12.Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

13.Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

14.Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?

15.Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?

16.Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

17.Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

18.Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свида­ния?

19.Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 701; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.209 (0.061 с.)