Специфика уроков географии в специальной (коррекционной) школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика уроков географии в специальной (коррекционной) школе



В силу своих психофизических особенностей школьники с задержкой психического развития требуют от педагогов повышения эффективности учебного процесса в специальных (коррекционных) учреждениях. Эффективность, качество обучения во многом зависит от опыта педагога, правильного планирования и других факторов. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение должно помочь школьнику усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений и навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. – социально адаптироваться. Социальная среда имеет сложную структуру, в которой ученик с задержкой психического развития сам не реализуется. Именно поэтому образовательное учреждение при организации учебного процесса должно руководствоваться следующими принципами:

1) сам процесс обучения следует направить на ослабление недостатков в познавательной деятельности и формирование личностных качеств;

2) использование проблемных ситуаций является неотъемлемой частью эффективного средства формирования установки на восприятие учебного материала;

3) учебная деятельность в своей сущности должна быть разнообразна своими методами обучения и видами учебной деятельности на уроке;

4) правильное сочетание слова, наглядности и действия на уроке;

5) трудовое воспитание и обучение имеет профессиональную направленность, а не ограничивается общетехнической подготовкой учащихся и формированием у них общей ручной умелости;

6) суть системы коррекционной работы реализуется на основе клинического и психолого – педагогического изучения ребенка, а так же рациональное использование индивидуального и дифференцированного подхода.

Урок – одна из главных форм организации учебного процесса. Педагог, составляя план урока, предусматривает правильность и четкость наглядности, слова и действий, особое внимание отводит на использование проблемных ситуаций. В отличие от общеобразовательных школ, в которых используется дидактические требования, в специальной школе существуют воспитательные и коррекционно – развивающие цели. Сущность коррекционно – развивающей цели является вовлечением как можно большего числа сенсорных механизмов, развитие:

Ø развитие артикуляционной моторики;

Ø развитие зрительного восприятия и узнавания;

Ø развитие зрительной памяти и внимания;

Ø развитие слухового внимания и памяти;

Ø развитие основных мыслительных операций;

Ø развитие наглядно – образного, словесно – логического мышления и т.п.

Главной установкой в коррекционной цели является отражение двух моментов: что развивать и с помощью чего.

Воспитывающая цель урока осуществляется в воспитании у учащихся настойчивости, терпения, чувства коллективизма и др. Исходя из этого современные требования к уроку (Воронкова В.В.) состоят в следующем:

- реализация в комплексе образовательной, коррекционно – развивающей, воспитательной функции обучения;

- соответствие урока принципам обучения;

- организационная четкость урока;

- оптимизация учебно – воспитательного процесса;

- соответствие содержания урока учебным программам;

- осуществление межпредметных и внутрипредметных связей;

- повышение самостоятельности учащихся.

В специальном (коррекционном) образовательном учреждении педагоги чаще используют комбинированный урок, общими элементами которого являются:

- организация начала урока;

- проверка усвоения ранее изученного и домашнего задания;

- сообщение целей и задач урока;

- объяснение нового материала, который рационально сочетается с действиями и наглядностью;

- закрепление материалов;

- подведение итогов урока;

- сообщение домашнего задания.

В начале урока педагог делает подборку заданий, с помощью которой активизирует или успокаивает детей. Этими заданиями могут быть элементы релаксации, этюды психогимнастики и т.д.

Проверка домашнего задания – это процесс, направлен не сколько на закрепление знаний, а на контроль усвоенного.

Следующим этапом урока следует объяснение нового материала. Для успешного процесса обучения детей с задержкой психического процесса педагогу следует не только правильно подобрать методы и средства обучения, но и определить оптимальную продолжительность и целесообразность организации деятельности учащихся в течение всего урока.

Самую трудную работу предпочтительно планировать на первые 10-25 минут. Ведь это время, когда существует наиболее высокая работоспособность учащихся. С исходом этого времени у учеников снижается работоспособность, что приводит к отрицательному сказыванию на учебную деятельность учеников с задержкой психического здоровья.

Так же немало важным при организации урока остается учитывание индивидуального темпа работы ученика и особенностей его познавательной деятельности, памяти, моторики и т.п. На каждом уроке учитель осуществляет контроль учебной деятельности, позволяющий определить усвоение детьми учебного материала, уровень сформированности их умений и навыков. Для этого педагог использует анализ или самоанализ урока.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.239 (0.006 с.)