Применение мультимедийных технологий на уроках географии у школьников с задержкой психического развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Применение мультимедийных технологий на уроках географии у школьников с задержкой психического развития



Информационные и коммуникативные технологии помогают решить проблему качества обучающего процесса на уроках географии, ведь они имеют такие весомые положительные стороны:

· Оперативность информации, которая позволяет быстро получить полную и новую информацию с помощью информационных технологий;

· Динамичность хранения – накапливание и сохранение дидактической базы, помогает решить проблему наглядности. Урок географии должен обеспечиваться учителем географическими картами. Внедрение в учебный процесс мультимедийных технологий, педагог сможет вывести на экран любую карту, по мере ее необходимости, и работать с ней на протяжении урока;

· Коммуникативность – реализует возможность организации электронных конференций, проектной деятельности, участию в методических объединениях.

Вышеперечисленные свойства мультимедийных технологий внедряют использование новых форм в педагогическую деятельность:

· Электронные учебники.

· Презентации.

Особенностью таких форм является учитывание педагогом уровень технических навыков обучающихся, что бы правильно спланировать темп урока и количество выносимого на занятия материала.

Компьютер – величайшее достижение современной технологии, которое в скором будущем станет незаменимым помощником для учителя.

В последнее время в педагогических кругах стало складываться правильное понимание той роли, которую могут сыграть информационные технологии в организации учебного процесса.

Компьютерная технология развивает идеи программированного обучения, открывает совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров.

Использование ИКТ на уроках географии имеет ряд преимуществ:

· экономия времени;

· возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся;

· повышение мотивации обучения и усиление интереса учащихся к урокам;

Можно назвать и ряд других преимуществ, почему мы должны использовать компьютер на уроках географии.

Использование мультимедийных технологий на уроках необходимо вводить не вместо, а наряду с другими современными технологиями.

Но не стоит забывать, что только машинный контроль знаний учащихся для школы не подходит. Учащиеся, в ходе обучающего процесса, проводят наблюдения в природе, что никакая программа не способна передать. Но есть и большой плюс, например, спустится на дно Мирового океана или увидеть общую циркуляцию атмосферы из космоса, учащиеся в реальной жизни самостоятельно не понаблюдают. Именно в познавательной деятельности укромных уголков Земли, в которые ученики не могут самостоятельно попасть, компьютер и мультимедийные технологии станут ученику и учителю верным помощником.

Использование мультимедийных средств существенно повышает наглядность обучения, благодаря показу изображения на большом экране.

Не стоит забывать, что каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств. При построении учебных программ по географии следует помнить, что:

· на уроках освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал;

· на уроке закрепления целесообразно использовать программы-контролеры, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки по данной теме;

· на контрольном уроке, используя ПК, учитель может тщательно проверить, насколько ученик усвоил большой объем пройденного материала;

· на уроках-практикумах учащиеся совершенствуют свои умения сопоставлять карты, заполнять таблицы, делать выводы, работать со статистическими таблицами.

Несомненным новшеством педагогической практики географического образования последнего времени признано внедрение в учебный процесс мультимедиа электронных учебников.

По географии имеются электронные версии трех учебников:

· Начальный курс географии, 6 класс, автор Петрова Н.Н.;

· География. Наш дом – Земля, 7 класс, автор Душина И.В. и др.;

· География. Природа России, 8 класс, автор Раковская Э.М.

На уроках изучения нового материала или при закреплении пройденного материала можно использовать:

· мультимедийные путеводители – интерактивная справочная информация по какому-либо объекту природы с красочными фотографиями, видеороликами;

· мультимедийные энциклопедии - интерактивная справочная информация с включением красочной графики, анимации, звуковых эффектов.

Для каждой работы определены цели, разработаны задания. Учащимся предлагается сопоставить карты, заполнить таблицы, сделать выводы. Все практические работы имеют справочный материал. После выполнения работы предлагается выполнить контролирующие оценочные тесты. Для активизации знаний можно включать в программу игровые моменты, что оживляет восприятие учащимися материала, прививает интерес к изучению предмета, совершенствует творческие способности. Например, можно использовать кроссворды.

Одной из главных задач школ является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных технологий обучения и воспитания.

В понимании образовательного процесса технология – символ упорядоченности, логичности, целенаправленности, ясности целей и средств – костяк, основа педагогических действий, направленных на всестороннее развитие личности ученика.

С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.

Применяя новые педагогические технологии на уроках можно с уверенность сказать, что процесс обучения географии можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

Стремительное развитие общества, науки и техники ставит систему образования перед необходимостью внедрения различных инноваций.

Инновационные технологии играют в настоящее время важную роль в построении процесса обучения. Они позволяют повысить мотивацию, а, следовательно, улучшить усвоение предмета, снижают нагрузку учащихся, экономят время на уроке, в то же время осуществляется личностный и дифференцированный подходы, совершенствуются традиционные методы обучения.

Вся система коррекционно-педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать школьника с задержкой психического развития к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.

Работа учителя опирается на нестандартные подходы, новые инновационные технологии. Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении.

Посредством таких уроков активизируются познавательный интерес, психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление. «Тебе скажут — ты забудешь, тебе покажут — ты запомнишь, ты сделаешь — ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает в необходимости использования информационно – коммуникационных технологий в учебном процессе для детей с задержкой психического развития.

За последние десятилетия в образовании произошли кардинальные изменения. При традиционном подходе к изучению предмета основная нагрузка падает на самый мощный слуховой канал, тогда как зрение, на которое в естественных условиях приходится 80% поступающей информации, хронически остается недогруженным, а это важнейший вид памяти, который несет немаловажную ответственность за запоминание и усвоение материала.

В преподавании учебных предметов использование ИКТ качественно изменяет восприятие учащимися информации. Для детей с задержкой психического развития более эффективны такие уроки, т.к. они более восприимчивы к ярким иллюстрациям, для них интересны виртуальные экскурсии, погружающие в атмосферу прошлого или будущего. Использование ИКТ ориентировано на ведущую деятельность ребенка – игру. Все задания носят игровой, занимательный характер, не превышают доступный возрасту уровень сложности и формализации; позволяют перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебного процесса. Кроме этого, задания удовлетворяют возрастным интеллектуальным потребностям детей с задержкой психического развития и развивают их способности.

Задачи ИКТ в коррекционном обучении:

– развитие психических функций учащегося: мышления (и том числе алгоритмического), внимания, памяти, воображения, воли и т.д.;

– знакомство с информационными процессами в современном обществе;

– формирование основных навыков использования компьютера как универсального инструмента для решения разнообразных задач;

– формирование коммуникативных способностей;

– развитие творческих способностей;

– индивидуализация обучения;

- использование компьютера как средства познания.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала на уроке можно назвать создание мультимедийных презентаций. «Презентация» - переводится с английского как «представление». Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. На уроке презентация должна выполнять две основные функции: информационную и обучающую.

Презентация, является самой распространенной формой. Она может использоваться в различных учебных ситуациях: в процессе рассказа учителя и учащихся, при обобщении и закреплении материала. Лучше, если презентация будет сочетаться с другими видами деятельности учеников (это работа с учебником, выполнение заданий в тетрадях).

Все собранные и изготовленные презентации можно разделить на 2 группы по способу представления:

1. Презентации, сопровождающие урок как наглядное пособие;

2. Презентации для организации контроля знаний.

Материалы первой группы применяются для объявления темы урока, при объяснении нового материала на уроке или для сопровождения беседы на внеклассном занятии. Выделение объектов, передвижение их по слайдам акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает раскрыть тему урока или занятия.

Такие презентации позволяют:

- Сформулировать проблемные вопросы и задания, выполнить установку на прочное запоминание материала;

- Применять различные методы и приемы ознакомления учащихся с новым материалом (рассказ, беседа и т. д.);

Материалы второй группы используются для проведения контроля знаний, умений и навыков учащихся. Сюда можно отнести компьютерные тренажеры, тесты, карточки задания. При проведении контроля с помощью презентаций необходимо организовать четкую систему последовательности подачи и обработки информации.

На уроках могут быть использованы следующие формы работы:

-Текст задания демонстрируется на слайде, ответы ученик записывает в тетрадь;

- Работа индивидуальная или по парам за компьютером. Ученик проходит тест на компьютере. При создании можно запрограммировать, организовать вывод реакции о правильности (неправильности) сделанного выбора.

Часто в работе используются комбинированные уроки, которые сочетают в себя элементы 1 и 2 групп презентаций.

На уроках можно применять выход в интернет. Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который органично вписывается в предметы образовательных областей.

Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.

Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии, русские народные костюмы, шедевры русского искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения.

Занятия курса учебной деятельности проходят с использованием следующих форм:

· Демонстрационная – учащиеся наблюдают за работой учителя на компьютере;

· Фронтальная – работа учащихся под руководством учителя;

· Самостоятельная – учитель осуществляет индивидуальный контроль за работой учащихся;

· Творческий проект – учащиеся выполняют работу в микрогруппах в продолжении нескольких занятий.

Основные задачи общего учебного процесса:

- формирование метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) умений: логического, образного и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений ориентироваться в пространственных отношениях предметов, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);

- формирование личностных умений: мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии; познавательных навыков, самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, критического и творческого мышления; организация на занятии парно-групповой работы;

- формирование предметных умений: представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию).

Одним из способов повышения интереса к урокам географии, углубления знаний учеников по этому предмету является использование современных информационных технологий, в частности компьютерных, на различных стадиях учебного процесса. Аргументом этого может служить следующее утверждение: география – это предмет, где наглядность является главным средством для полного усвоения материала.

Повысить интерес к географии можно через создание мультимедийных презентаций. С помощью компьютерной программы PowerPointуже созданы серии мультимедийных продуктов для уроков по многим разделам школьного курса географии.

Презентация дает возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Так, при изучении темы «Вулканы», можно в презентации показать виды разных вулканов - действующих и потухших, показать внутреннее строение вулкана, вынести ключевые определения и показать фрагмент фильма об извержениях вулканов в настоящее время и в прошлом - «Гибель Помпеи».

Бесспорно, что основным прорывом в последнее время в педагогической практике географического образования признано внедрение в учебный процесс мультимедийных картографических пособий (или электронных карт) по курсу школьной географии.

Интерактивные карты дают возможность видеть картографическое изображение и управлять ими с помощью панели инструментов, которая позволяет изменять внешний вид карты, комбинировать их с различной информацией, следуя логике объяснения. Используя инструментарий интерактивных карт, можно менять их масштаб, увеличивать или уменьшать изображение, перемещать его на экране. Как учитель, так и ученик могут наносить на карту всевозможные условные знаки и рисунки, подписывать названия, сохранять, или удалять их.

Мультимедийные карты дополнены иллюстрационными материалами, которые повышают их информативность. Учащиеся могут посмотреть горы, реки, озера и другие географические объекты. Это расширяет их кругозор, развивает мышление. Метод наложения карт позволяет учащимся сопоставлять и анализировать факты, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их, делать выводы.

При изучении новой темы я на своих уроках использую специальные обучающие программные средства, а именно мультимедийные программы, цифровые образовательные ресурсы (видеофрагменты с комментариями диктора, яркие фотоматериалы, всевозможные географические карты, краткий четкий текстовой материал, графики, таблицы) и др.Интересно представлены в мультимедийных программах природные процессы. Ученики являются свидетелями происходящего на экране землетрясения, разрушительного цунами и т.д. Очевидными для них становятся различные атмосферные и тектонические процессы, наглядность которых с помощью других дидактических средств очень трудно представить. Например, виртуально можно найти описание какого-либо географического объекта, спуститься на дно Мирового океана или увидеть общую циркуляцию атмосферы из космоса и т.д. В познании таких явлений природы нашей Земли компьютер становится и для учителя, и для ученика главным помощником в образовательном процессе.

Проверка знаний учащихся осуществляется также с применением информационных технологий: использование собственных тестов с выводом на принтер;использование контролирующих компьютерных программ (тесты, индивидуальные задания) предназначенных для автоматизированной проверки знаний и умений;использование специализированных образовательных серверов в Российском сегменте Интернета, которые содержат разнообразные интерактивные тесты.На уроках-практикумах учащиеся совершенствуют свои умения сопоставлять карты, заполнять таблицы, работать со статистическими материалами, делать выводы. Для этих целей ребятам предлагается дополнительная зрительная и слуховая информация с мультимедийных носителей или из Интернета.

Вывод ко второй главе

Компьютерные технологии помогут педагогу сделать работу на уроках и во внеурочное время интересной, повысят мотивацию ученика. Именно ИКТ на уроках географии позволяют учителю наглядно показать учащимся динамику тех или иных процессов и явлений живой природы. С помощью использования компьютерных технологий такая древняя наука как география, можно сказать, молодеет и приобретает новые творческие подходы в ее изучении по школьной программе в специальной (коррекционной) школе.

Подведя итоги всему выше сказанному можно сказать, что с активным использованием новых ИТ в обучающей деятельности осуществляется переход от информационной модели обучения к деятельностной и личностно – ориентированной моделям, а так же от школы – памяти к школе – мышления, которая позволит сформировать новые подходы к понимаю значимости школьной географии.

Использование ИКТ на уроках дает возможность не только эффективно осуществлять принципы коррекционно – развивающего, индивидуального, проблемного, игрового обучения детей с задержкой психического развития, но и помогает достигнуть результатов, получение которых затруднительно, а, иногда, даже невозможно с использованием традиционных технологий.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа была посвящана теме по применению мультимедийных технологий на уроках географии у школьников с ЗПР. Проанализировав литературные источники можно сказать, что данную проблему исследовало мало ученых, особенно если брать направление специальных (коррекционных) школ. Диагностические и коррекционные аспекты использования компьютеров в работе с детьми, имеющими нарушения познавательной деятельности (умственно отсталые, дети с задержкой психического развития, неуспевающие учащиеся массовых школ), рассматриваются Б.И. Айзенбергом, О.П. Белоножко, А.Я. Юделевичем. Научные исследования, посвященные проблеме использования компьютерных технологий в учебно – воспитательном процессе применительно к умственно отсталым детям школьного возраста, проводились только Н.Н. Глазковой и Е.П. Синевой.

В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует прежде всего отставание в развитии психической деятельности ребенка.

Основной причиной такого отставания, по мнению большинства исследователей (Т. А. Власова, И. Ф. Марковская, М. Н. Фишман и др.), являются слабовыраженные (минимальные) органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникать во внутриутробном, при родовом, а также раннем периоде жизни ребенка

В современном мире учителю географии специальной (коррекционной) школы предоставляется возможность использования в своей работе многих технических средств обучения, а так же информационный поток наглядной информации (телевидение, кино, фото, компьютер и др.), проникающий и присутствующий в жизни и быте учеников. Успех в усвоении географических знаний достигается лишь при гармоничном и целесообразном сочетании всех средств обучения. У учащихся с отклонениями в развитии наглядный материал играет решающую роль в формировании географических представлений и понятий. Любые старания учителя красочно рассказать детям о явлении природы или незнакомом объекте пройдут напрасно и не усвоятся учащимися. Ведь мыслительные процессы учеников не в полной мере позволят принять информацию должным образом. Лишь при восприятии объекта или явления наглядным образом, особенно касается это динамических процессов в явлениях, у учащихся полноценно и правильно формируются эти представления. Активное применение графических работ и пособий в коррекционной школе побуждает к осознанию сущности изучаемых явлений, причинно-следственных связей, формированию географических представлений и понятий на более высоком уровне.

Конечно, в работе по формированию географических знаний (представлений, понятий и их систем) следует, прежде всего, учитывать специфические особенности этого процесса в коррекционной школе. Однако существенные недостатки и трудности в овладении географическим материалом с успехом преодолеваются при специальной коррекционной направленности учебного процесса и применении мультимедийных технологий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Современные образовательные технологии». М: КноРус,2009

2. http://alldef.ru/ru/articles/almanah-5/defektologija Кукушкина

3. http://togu.68edu.ru

4. https://infourok.ru/doklad_po_korrekcionnoy_pedagogike_na_temu-184376.htm

5. https://infourok.ru/ispolzovanie-ikt-na-urokah-i-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-dlya-razvitiya-obrazovatelnih-kompetenciy-u-detey-s-zpr-775818.html

6. Айзенберг, Б.И., Кузнецова, Л.В. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития // Психотерапия в дефектологии: Книга для учителя / сост. Вайзман, Н.П.. – М.: Просвещение, 1992. – 280с.

7. Баранов, А.С., Суслов, В.Г., Шейнис, А.И. Компьютерные технологии в школьной географии. – М.: Издательский Дом «Генжер», 2004. – 80с.

8. Блаженов, В.А. Приемы развивающего обучения географии. – Москва: Дрофа, 2006. – 180с.

9. Глазкова, Н.Н. Проблема формирования информационной грамотности учащихся с недоразвитием интеллекта / Глазкова, Н.Н. // Известия Российского государственного педагогического университета имени Герцена, А.И.. Аспирантские тетради. – СПб., 2007. - № 7(25).

10. Информационные технологии в специальном образовании: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Никольская, И.А.. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 144 с. — (Сер. Бакалавриат).

11. Кочергина, Г. Д., Гаврыш, С. В. и др. Мультимедийная презентация: методические аспекты создания и использования в образовательном процессе. – Смоленск. 2009 год.

12. Кукушкина, О.И. Информационные технологии в контексте отечественной традиции специального образования / О.И. Кукушкина. — М.: Полиграф — сервис, 2005.

13. Лифанова, Т.М., Подвальная, Е.В. Использование мультимедийных презентаций на уроках географии в специальных (коррекционных) школах VIII вида // Коррекционная педагогика. — 2010. — №3. — С.39—46.

14. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х частях. Часть 1: Западная Европа. — М.: Печатный двор, 1996. — 182с.

15. Морозов, Е.П., Пидкасистый, П.И. Подготовка учителей к инновационной деятельности. // Советская педагогика, 1991 г., № 10, стр. 88—93

16. Никольская, И.А. Информационные технологии в специальном образовании / И.А. Никольская // Коррекционная педагогика. — 2004. — № 2(4). — С. 47 — 50.

17. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под ред. Полат, Е. С. и др. М.: Академия, 2000 — 272 с.

18. Пороцкая, Т.И. Лекции по методике преподавания географии во вспомогательной школе. — М.: Просвещение, 1970 год

19. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М. «Просвещение», 2011г.

20. Синева, Е.П. Коррекционные и диагностические возможности компьютерных игр во вспомогательной школе / Е.П. Синева // Десятая научная сессия по дефектологии: тезисы докладов. — М., 1990.

21. Современный урок. Кульневич, С. В., Лакоценина, Т. П. Ростов—на—Дону: Изд — во «Учитель», 2005.

22. Таможняя, Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования // География в школе — М.: «Школа-пресс», № 4, 2004 г. — 64—69 с

23. Третьяков, П.И., Сенновский, И.Б. Технология модульного обучения в школе — Мн., Новая школа, 2001г.

24. Хуторской, А. В., Андрианова, Г. А. Информатика и ИКТ в начальной школе – М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 год. – 152 с.

25. Чупрова, Е. С. Использование информационных технологий в коррекционной работе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 75-78.

26. Шевченко, С.Г. Коррекционно — развивающее обучение: Организационно — педагогические аспекты: Метод, пособие для учителей кл. коррекционно-развивающего обучения. —М.: ВЛАДОС, 2001. — 136 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 700; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.154.41 (0.051 с.)