Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Применение мультимедийных технологий на уроках географии у школьников с задержкой психического развитияСтр 1 из 7Следующая ⇒
ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ У ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Симферополь, 2016 г. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ У ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ…………………………………………….. 1.1. Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования……………………………………. 1.2. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с задержкой психического развития………………………………………………………. Выводы к первой главе………………………………………………….. ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ……………… 2.1 Мультимедийные технологии на уроках географии у детей с нормой интеллекта…………………………………………………………………… 2.2. Специфика уроков географии в специальной (коррекционной) школе…………………………………………………………………………. 2.2 Применение мультимедийных технологий на уроках географии у школьников с задержкой психического развития…………………………… Выводы ко второй главе…………………………………………….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………. ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………….. ВВЕДЕНИЕ Под средствами информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) понимают аппаратные и программные средства, предназначенные для реализации информационных процессов на основе использования вычислительной техники и сетевых технологий. Прежде всего, это электронные средства образовательного назначения, которые являются подмножеством программных средств ИКТ. К ним относят прикладное программное обеспечение (в настоящее время это приложения под WindowsMicrosoftOffice) и электронные средства, специально предназначенные для использования в системе общего образования: системы поддержки процесса обучения (электронные учебники и энциклопедии (в том числе сетевые), тренажеры, электронные лаборатории и пр.)
Главный критерий эффективности образования всегда был уровень подготовки преподавателей. В нынешнее время преподаватель по – прежнему является критичным звеном в процессе обучения, а внедрение в работу мультимедийных средств обучения способствует формированию новой роли учителя. Благодаря новейшим средствам обучения учитель является не только источником информации, но и помогает ученикам понять процесс образования. Методы и приемы применения средств ИКТ в процессе обучения географии направлены на формирование компетенций в области информационной деятельности школьников, воспитание их географической культуры. Рассматривая географию в ряду с другими общеобразовательными дисциплинами, можно назвать общедидактические методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, исследовательские, коррекции знаний учащихся, стимулирования и мотивации обучения и др. Применение средств ИКТ вносит определенную специфику в известные общедидактическиеметоды обучения. Например, объяснительно – иллюстративные методы при использовании мультимедийного проектора могут заметно повышать познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности (анимация, звук, видео и другие мультимедийные эффекты). Когда учитель самостоятельно разрабатывает мультимедийный дидактический материал, он может использовать региональный краеведческий материал, что усиливает воспитательный момент урока. Цель работы ‑ изучить особенности применения мультимедийных технологий на уроках географии у школьников с задержкой психического развития. Задачи работы: 1. Проанализировать литературу по проблеме исследования. 2. Дать определение понятию «задержка психического развития» со стороны коррекционной педагогики и психолого - педагогическую характеристику учащимся с задержкой психического развития. 3. Выявить специфику проведения уроков географии учащихся с нормой развития. 4. 5. Исследовать особенности использования мультимедийных технологий на уроках географии у детей с задержкой психического развития.
Объект курсовой работы – процесс воспитания и обучения детей с ЗПР с помощью использования мультимедийных технологий на уроках географии в специальной (коррекционной) школе. Предмет работы – особенности использования мультимедийных технологий на уроках географии у детей с задержкой психического развития. Методы работы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы. Структура работы: курсовая работа состоит из двух глав, выводам по каждой главе, заключения, списка использованной литературы, приложения. Вывод к первой главе В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует прежде всего отставание в развитии психической деятельности ребенка. Основной причиной такого отставания, по мнению большинства исследователей (Т. А. Власова, И. Ф. Марковская, М. Н. Фишман и др.), являются слабовыраженные (минимальные) органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникать во внутриутробном, при родовом, а также раннем периоде жизни ребенка. В некоторых случаях может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства, травмы и т. п. ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей. Поскольку большинство психических функций (пространственные представления, мышление, речь и др.) имеют сложное комплексное строение и основаны на взаимодействии нескольких функциональных систем, то и формирование такого рода взаимодействий у детей с задержкой психического развития не только замедлено, но и происходит иначе, чем у нормально развивающихся. Следовательно, соответствующие психические функции складываются не так, как при нормальном развитии. Вывод ко второй главе Компьютерные технологии помогут педагогу сделать работу на уроках и во внеурочное время интересной, повысят мотивацию ученика. Именно ИКТ на уроках географии позволяют учителю наглядно показать учащимся динамику тех или иных процессов и явлений живой природы. С помощью использования компьютерных технологий такая древняя наука как география, можно сказать, молодеет и приобретает новые творческие подходы в ее изучении по школьной программе в специальной (коррекционной) школе. Подведя итоги всему выше сказанному можно сказать, что с активным использованием новых ИТ в обучающей деятельности осуществляется переход от информационной модели обучения к деятельностной и личностно – ориентированной моделям, а так же от школы – памяти к школе – мышления, которая позволит сформировать новые подходы к понимаю значимости школьной географии. Использование ИКТ на уроках дает возможность не только эффективно осуществлять принципы коррекционно – развивающего, индивидуального, проблемного, игрового обучения детей с задержкой психического развития, но и помогает достигнуть результатов, получение которых затруднительно, а, иногда, даже невозможно с использованием традиционных технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Данная работа была посвящана теме по применению мультимедийных технологий на уроках географии у школьников с ЗПР. Проанализировав литературные источники можно сказать, что данную проблему исследовало мало ученых, особенно если брать направление специальных (коррекционных) школ. Диагностические и коррекционные аспекты использования компьютеров в работе с детьми, имеющими нарушения познавательной деятельности (умственно отсталые, дети с задержкой психического развития, неуспевающие учащиеся массовых школ), рассматриваются Б.И. Айзенбергом, О.П. Белоножко, А.Я. Юделевичем. Научные исследования, посвященные проблеме использования компьютерных технологий в учебно – воспитательном процессе применительно к умственно отсталым детям школьного возраста, проводились только Н.Н. Глазковой и Е.П. Синевой. В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует прежде всего отставание в развитии психической деятельности ребенка. Основной причиной такого отставания, по мнению большинства исследователей (Т. А. Власова, И. Ф. Марковская, М. Н. Фишман и др.), являются слабовыраженные (минимальные) органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникать во внутриутробном, при родовом, а также раннем периоде жизни ребенка В современном мире учителю географии специальной (коррекционной) школы предоставляется возможность использования в своей работе многих технических средств обучения, а так же информационный поток наглядной информации (телевидение, кино, фото, компьютер и др.), проникающий и присутствующий в жизни и быте учеников. Успех в усвоении географических знаний достигается лишь при гармоничном и целесообразном сочетании всех средств обучения. У учащихся с отклонениями в развитии наглядный материал играет решающую роль в формировании географических представлений и понятий. Любые старания учителя красочно рассказать детям о явлении природы или незнакомом объекте пройдут напрасно и не усвоятся учащимися. Ведь мыслительные процессы учеников не в полной мере позволят принять информацию должным образом. Лишь при восприятии объекта или явления наглядным образом, особенно касается это динамических процессов в явлениях, у учащихся полноценно и правильно формируются эти представления. Активное применение графических работ и пособий в коррекционной школе побуждает к осознанию сущности изучаемых явлений, причинно-следственных связей, формированию географических представлений и понятий на более высоком уровне.
Конечно, в работе по формированию географических знаний (представлений, понятий и их систем) следует, прежде всего, учитывать специфические особенности этого процесса в коррекционной школе. Однако существенные недостатки и трудности в овладении географическим материалом с успехом преодолеваются при специальной коррекционной направленности учебного процесса и применении мультимедийных технологий. 1. «Современные образовательные технологии». М: КноРус,2009 2. http://alldef.ru/ru/articles/almanah-5/defektologija Кукушкина 3. http://togu.68edu.ru 4. https://infourok.ru/doklad_po_korrekcionnoy_pedagogike_na_temu-184376.htm 5. https://infourok.ru/ispolzovanie-ikt-na-urokah-i-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-dlya-razvitiya-obrazovatelnih-kompetenciy-u-detey-s-zpr-775818.html 6. Айзенберг, Б.И., Кузнецова, Л.В. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития // Психотерапия в дефектологии: Книга для учителя / сост. Вайзман, Н.П.. – М.: Просвещение, 1992. – 280с. 7. Баранов, А.С., Суслов, В.Г., Шейнис, А.И. Компьютерные технологии в школьной географии. – М.: Издательский Дом «Генжер», 2004. – 80с. 8. Блаженов, В.А. Приемы развивающего обучения географии. – Москва: Дрофа, 2006. – 180с. 9. Глазкова, Н.Н. Проблема формирования информационной грамотности учащихся с недоразвитием интеллекта / Глазкова, Н.Н. // Известия Российского государственного педагогического университета имени Герцена, А.И.. Аспирантские тетради. – СПб., 2007. - № 7(25). 10. Информационные технологии в специальном образовании: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Никольская, И.А.. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 144 с. — (Сер. Бакалавриат). 11. Кочергина, Г. Д., Гаврыш, С. В. и др. Мультимедийная презентация: методические аспекты создания и использования в образовательном процессе. – Смоленск. 2009 год. 12. Кукушкина, О.И. Информационные технологии в контексте отечественной традиции специального образования / О.И. Кукушкина. — М.: Полиграф — сервис, 2005. 13. Лифанова, Т.М., Подвальная, Е.В. Использование мультимедийных презентаций на уроках географии в специальных (коррекционных) школах VIII вида // Коррекционная педагогика. — 2010. — №3. — С.39—46. 14. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х частях. Часть 1: Западная Европа. — М.: Печатный двор, 1996. — 182с. 15. Морозов, Е.П., Пидкасистый, П.И. Подготовка учителей к инновационной деятельности. // Советская педагогика, 1991 г., № 10, стр. 88—93 16. Никольская, И.А. Информационные технологии в специальном образовании / И.А. Никольская // Коррекционная педагогика. — 2004. — № 2(4). — С. 47 — 50.
17. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под ред. Полат, Е. С. и др. М.: Академия, 2000 — 272 с. 18. Пороцкая, Т.И. Лекции по методике преподавания географии во вспомогательной школе. — М.: Просвещение, 1970 год 19. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М. «Просвещение», 2011г. 20. Синева, Е.П. Коррекционные и диагностические возможности компьютерных игр во вспомогательной школе / Е.П. Синева // Десятая научная сессия по дефектологии: тезисы докладов. — М., 1990. 21. Современный урок. Кульневич, С. В., Лакоценина, Т. П. Ростов—на—Дону: Изд — во «Учитель», 2005. 22. Таможняя, Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования // География в школе — М.: «Школа-пресс», № 4, 2004 г. — 64—69 с 23. Третьяков, П.И., Сенновский, И.Б. Технология модульного обучения в школе — Мн., Новая школа, 2001г. 24. Хуторской, А. В., Андрианова, Г. А. Информатика и ИКТ в начальной школе – М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 год. – 152 с. 25. Чупрова, Е. С. Использование информационных технологий в коррекционной работе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 75-78. 26. Шевченко, С.Г. Коррекционно — развивающее обучение: Организационно — педагогические аспекты: Метод, пособие для учителей кл. коррекционно-развивающего обучения. —М.: ВЛАДОС, 2001. — 136 с.
Организационный момент. Приветствие друг друга, подготовка парт к работе. 2.Проверка домашнего задания и АОЗ — Ребята, давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке ( Антарктида). — В каких полушариях расположена Антарктида? (Антарктида лежит в восточном и западном полушариях, в южной полярной области Земли). — Что находится в центре Антарктиды? (Южный полюс). — Какие океаны омывают этот материк? (Антарктиду омывают Тихий, Атлантический и Индийский океаны. Они отдёляют Антарктиду от Южной Америки, Африки и Австралии). Основная часть. 1) Сообщение темы занятия. — Сегодня вы познакомитесь с рельефом и климатом материка. Тема нашего занятия: «Особенности поверхности и климата Антарктиды». Запишите ее в тетради. 2) Презентация «Рельеф, климат и обитатели Антарктиды» (дети под диктовку учителя записывают самое основное в тетрадях). Слад №2: Материк Антарктида — самый высокий континент Земли. Лед покрывает горные хребты, равнины и впадины. На поверхности материка много снежных гряд (длинных холмов высотой в1,5—2 метра)и глубоких трещин, засыпанных снегом. Горы, пересекающие почти весь материк, делят Антарктиду на две части — Западную Антарктиду и Восточную Антарктиду, имеющие различное происхождение и геологическое строение. Слайд №3: Антарктида окружена частями Атлантического, Индийского и Тихого океанов (Юж. Ледовитый океан). Береговая линия почти всюду изрезана. В материк значительно вдаются только моря Росса и Уэдделла. Слайд №4: На тихоокеанском побережье расположены Антарктические горы Анды, высота которых превышает 4000м; самая высокая точка континента — 4892 м над уровнем моря — массив Винсон. Слайд №5: Самые крупные ледники расположены в горном хребте Земли Виктории. Слайд №6: Ледник Бирдмор имеет дл. 180 км, ширина 15 – 20 км. Слайд №7: Неподвижные ледовые образования – шельфовые ледники, самый большой в Антарктиде шельфовый ледник – Ледник Росса. Слайд №8: На востоке находится высокое покрытое льдом плато и Крестовский вулкан. Слайд №9: Глубочайшая впадина находится в Западной Антарктиде – впадина Бентли. Она заполнена льдом. Слайд №10: В Антарктиде находится действующий вулкан Эребус. Слайд №11: В некоторых районах материка из – подо льда выступают каменистые участки суши – антарктические оазисы. Самый большой оазис – оазис Бангера. Слайд №12: В Антарктиде большое число разнообразных озер и водоемов. К сожалению, даже самые теплые озера заморожены до глубины одного или двух метров от 8 до 12 месяцев в году, а некоторые покрыты льдом на протяжении всего времени. Слайд №13: 3 фактора управляют климатом в Антарктиде – холод, ветер и высота. Температура понижается если вы приближаетесь к побережью, идя вниз по наклону и также понижается, когда вы поднимаетесь вверх в глубь материка. Слайд №14: Господствует континентальный полярный климат. В центре материка средняя температура зимой(-60…-70)градусов. Летом -30 градусов. Здесь самые низкие температуры на Земле. Слайд №15: Осадки выпадают в виде снега. Слайд №16: Обитатели Антарктиды: – Пингвины; – Тюлени; – Китообразные; – Птицы Альбатросы Итог урока Открываем дневники, записываем домашнее задание: 1) Учить записи в тетрадях. 2) Прочитать параграф учебника. – Какая тема урока у нас сегодня была? – Что мы сегодня делали на уроке? – Что нового вы сегодня узнали? – Сегодня все молодцы, все хорошо поработали.
ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ У ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Симферополь, 2016 г. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ У ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ…………………………………………….. 1.1. Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования……………………………………. 1.2. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с задержкой психического развития………………………………………………………. Выводы к первой главе………………………………………………….. ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ……………… 2.1 Мультимедийные технологии на уроках географии у детей с нормой интеллекта…………………………………………………………………… 2.2. Специфика уроков географии в специальной (коррекционной) школе…………………………………………………………………………. 2.2 Применение мультимедийных технологий на уроках географии у школьников с задержкой психического развития…………………………… Выводы ко второй главе…………………………………………….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………. ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………….. ВВЕДЕНИЕ Под средствами информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) понимают аппаратные и программные средства, предназначенные для реализации информационных процессов на основе использования вычислительной техники и сетевых технологий. Прежде всего, это электронные средства образовательного назначения, которые являются подмножеством программных средств ИКТ. К ним относят прикладное программное обеспечение (в настоящее время это приложения под WindowsMicrosoftOffice) и электронные средства, специально предназначенные для использования в системе общего образования: системы поддержки процесса обучения (электронные учебники и энциклопедии (в том числе сетевые), тренажеры, электронные лаборатории и пр.) Главный критерий эффективности образования всегда был уровень подготовки преподавателей. В нынешнее время преподаватель по – прежнему является критичным звеном в процессе обучения, а внедрение в работу мультимедийных средств обучения способствует формированию новой роли учителя. Благодаря новейшим средствам обучения учитель является не только источником информации, но и помогает ученикам понять процесс образования. Методы и приемы применения средств ИКТ в процессе обучения географии направлены на формирование компетенций в области информационной деятельности школьников, воспитание их географической культуры. Рассматривая географию в ряду с другими общеобразовательными дисциплинами, можно назвать общедидактические методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, исследовательские, коррекции знаний учащихся, стимулирования и мотивации обучения и др. Применение средств ИКТ вносит определенную специфику в известные общедидактическиеметоды обучения. Например, объяснительно – иллюстративные методы при использовании мультимедийного проектора могут заметно повышать познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности (анимация, звук, видео и другие мультимедийные эффекты). Когда учитель самостоятельно разрабатывает мультимедийный дидактический материал, он может использовать региональный краеведческий материал, что усиливает воспитательный момент урока. Цель работы ‑ изучить особенности применения мультимедийных технологий на уроках географии у школьников с задержкой психического развития. Задачи работы: 1. Проанализировать литературу по проблеме исследования. 2. Дать определение понятию «задержка психического развития» со стороны коррекционной педагогики и психолого - педагогическую характеристику учащимся с задержкой психического развития. 3. Выявить специфику проведения уроков географии учащихся с нормой развития. 4. 5. Исследовать особенности использования мультимедийных технологий на уроках географии у детей с задержкой психического развития. Объект курсовой работы – процесс воспитания и обучения детей с ЗПР с помощью использования мультимедийных технологий на уроках географии в специальной (коррекционной) школе. Предмет работы – особенности использования мультимедийных технологий на уроках географии у детей с задержкой психического развития. Методы работы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы. Структура работы: курсовая работа состоит из двух глав, выводам по каждой главе, заключения, списка использованной литературы, приложения.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.096 с.) |