Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перечень обстоятельств, затрудняющих с точки зренияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
студентов прекращение курения сверстниками (в процентах)
Самым сильным обстоятельс-твом, осложняющим отказ от курения, испытуемые отметили «влияние окру-жающих». Чаще всего на это указали студентки. Вторым по значимости по-казателем, осложняющим сверстни-кам отказаться от курения, по мнению испытуемых, является «зависимость от курения». Это отметили, прежде всего, курящие и некурящие юноши и девушки.
Очень значительный процент пи-савших «письмо» сверстнику, не смог-ли назвать обстоятельства, мешающих бросить курить (от 5,1% до 38,0%). Можно сделать вывод, что студенты в своем большинстве знают обстоятель-ства, которые мешают сверстникам и им бросить курить. Но эти обстоятель-ства увязываются с причинами физио-логического и внешнего порядка, а не с личными особенностями самих моло-дых людей (слабоволием, неумением психологически грамотно решать лич-ные проблемы и т.п.).
Эти данные говорят о том, что в системе воспитательной деятельности необходимо уделять вопросам форми-рования личностных качеств (повыше-
нию самооценки, умению принимать ответственные решения).
Таким образом, студенты в своем большинстве информированы и осоз-нают социально -психологические и физиологические последствия для ор-ганизма и личности процесса курения но уровень информирования и осоз-нания в большинстве своем носит по-верхностный характер. Значительной части молодежи не известны кратков-ременные и долговременные последс-твия курения для организма и лич-ности. Уровень осознания студентами обстоятельств, осложняющих отказ от курения, также носит поверхност-ный характер. Эти обстоятельства не проецируются молодыми ‘людьми на свои личностные особенности. Име-ются некоторые различия в осознании последствий курения и обстоятельств мешающих порвать с этой вредной привычкой, по таким фактора как «курение-некурение», половая прина-длежность.
В ходе формирующего эксперимен-та разрабатывался методический инс-трументарий модульного курса по про-филактике курения, реализовывалась
программа воспитательной деятель-ности по формированию Здорового об-раза жизни на базе лагеря «Шеланга»
реализовывалась модель формирова-ния ЗОЖ студентов, работала «Школа кураторов».
Рис.1. Исходный уровень отношения студентов ЗОЖ в процентах перед началом эксперимента.
Рис.2. Динамика уровней формирования ЗОЖ
студентов в процентах на первом этапе исследования.
Теория воспитания
Используемые на этом этапе дис-куссии задачи, анализ возможностей ЗОЖ, способствовали развитию ис-следуемого феномена. Специфика эта-пов и изменения состава уровневых групп в конце второго этапа определя-лась доминированием определенных компонентов исследуемой функции (личностные проявления как вербаль-ного так и поведенческого характера в соответствии с описанными кри-
териями исследуемых). Был введен комплексный план воспитательной де-ятельности в КГЭУ; реализовывалась «Стратегия воспитания студентов в университете»), обновлялась концеп-ция воспитания студентов в КГЭУ.
Подводя итог всему вышеизло-женному, в результате в конце второго этапа экспериментальной работы при повторном диагностировании состав уровневых групп составил: (см. рис.).
Рис.3. Динамика уровней формирования ЗОЖ
студентов в процентах на втором этапе исследования.
По сравнению с результатами пре-дыдущего периода отмечается суще-ственное увеличение группы высоко-го уровня, сравнимое с предыдущим этапом уменьшение группы низкого уровня и незначительное уменьше-ние группы среднего уровня, что вы-звано, на наш взгляд качественным переходом на данном этапе студентов из группы низкого в группу среднего уровня, и из группы среднего в группу высокого уровня.
Анализ полученных результатов показал, что эмпирический уровень проявляют те студенты, которые не стремится участвовать в жизни оздо-ровительного центра, мероприятиях в условиях группы, университета.
Вторую группу составляют сту-денты, проявляющие аналитический уровень сформированности ЗОЖ в процессе досуговой деятельности.
Третья группа состоит из сту-дентов, проявивших планирующий
уровень ЗОЖ. Таких студентов оказа-лось 54 из данной серии эксперимен-тов и 75 из них проявили эмпиричес-кий уровень сформированности ЗОЖ. Они не имеют принципиальных раз-личий от испытуемых второй группы, их возможности так остаются не реа-лизованными в ходе воспитательно-образовательного процесса.
Таким образом, для студентов – представителей третьей группы эмпи-рического уровня характерно наличие возможности проявления аналитичес-кого уровня, адекватного более млад-шим возрастам с достаточно большим диапазоном колебаний. Такие студен-ты, разумеется, не являются предста-вителями группы эмпириков в полном смысле этого слова. Они доаналитики,
ставшие такими в силу обстоятельств, связанных с процессом их обучения образования в вузе.
В четвертую группу входят сту-денты, проявляющие рефлексирующий уровень сформированности на неучеб-ном материале. Таких студентов, обла-дающих рефлексирующим уровнем, в данной серии экспериментов было 55. Студенты такого уровня развития сфор-мированности в среднем 10 – 20% от общего числа различных групп их ре-ального обучения экономике. Про таких студентов говорят как о потерявших интерес к учёбе, как о способных, но ленивых, об эрудитах, но непослушных, некоторых из них просто плохо учили, знают о ЗОЖ, но не ведут его.
Рис. 4. Уровневые характеристики компонентов
сформированности ЗОЖ студентов.
В ходе формирующего экспери-мента в работу центра здоровья вклю-чалась психологическая служба. Был разработан модульный курс и методи-ческий инструментарий к нему по про-филактике и отказу от табакокурения. Цель: формирование установки актив-
ного неприятия курения, развития и укрепления своего «я», уверенности, способности изменить свое поведение, умение проанализировать свои сла-бые стороны и «возможный комплекс неполноценности» определить способ работы с ним.
Рис. 5. Динамика изменения уровней сформированности здорового образа жизни студентов в процессе воспитательной деятельности в КГЭУ в экспериментальной группе.
Успешное решение поставленных задач подтвердило эффективность ор-ганизационно-педагогических усло-вий, разработанных и апробированных способов формирования здорового образа жизни студентов в процессе
воспитательной деятельности, а так же засвидетельствовало, что формиро-вание здорового образа жизни влияет на повышение личностно-профессио-нального роста будущих специалистов энергетического профиля в целом.
Рис. 6. Динамика изменения уровней сформированности здорового образа жизни студентов в процессе воспитательной деятельности.
Теория воспитания
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИНАМИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ (РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ)
К.А. Климин
В статье рассматриваются цели и задачи подготовительного этапа экс-периментальной работы, его методическое обеспечение и начальные результа-ты диагностики экспериментальных групп по характеристикам формирования гражданско-патриотических ценностей в студенческой среде. Ключевые слова: формирование,гражданственность,патриотизм,цен-ность, эксперимент.
Determination of the dynamics of formationcivic and patriotic values among students(results of experimental work). The article deals with the aims and objectivesof the preparatory phase of the experimental work, the methodological support and diagnostic initial results of experimental groups on the characteristics of the formation of civic and patriotic values among the students.
Keywords: formation, citizenship, patriotism, value, experiment.
Проблема контроля и оценки ре-зультатов воспитания, особенно рабо-ты по гражданско-патриотическому воспитанию в образовательной среде, нуждается в более высокой степени на-учной разработки, дальнейшем разви-тии, особенно в контексте осмысления новых явлений и процессов, происхо-дящих в педагогической науке, имею-щихся сложностей и нерешенных воп-росов в практической деятельности по формированию гражданско-патриоти-ческих ценностей.
Гражданско-патриотические цен-ности – это чувства гражданина-патри-ота, отражающие отношение человека к Родине, выражающиеся в уважении к истории, традициям, культуре своего народа, в чувстве долга и ответствен-ности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадле-жит, это чувства, обуславливающие гражданско-патриотическую позицию человека. Так, основными гражданско-
патриотическими ценностями явля-ются преданность и любовь к Родине, народу; историческое и культурное на-следие родного края; социально значи-мая деятельность; гражданские права и свободы; гражданский долг и честь, вера и преданность своему Отечеству. Формирование гражданско-пат-риотических ценностей – это процесс становления и развития социально зна-чимых позиций гражданственности, который необходим в сфере среднего
и высшего профессионального обра-зования. Становление гражданских ценностей в студенческой среде на-прямую влияет на профессиональную компетентность будущих педагогов. Динамика формирования граж-данско-патриотических ценностей в студенческой среде раскрывается че-рез организацию, реализацию и анализ результатов опытно-эксперименталь-ной работы, цель которой заключается в проверке достоверности теоретичес-
ких положений о формировании граж-данско-патриотических ценностей; в раскрытии конкретного содержания понятий «формирование гражданско-патриотических ценностей» и «граж-данско-патриотическое воспитание» в условиях высших учебных заведений
и педагогических колледжей; в обос-новании необходимости и возмож-ности реализации экспериментальной программы. Поставленная цель определяет соответствующую организацию экс-периментальной работы и ее методи-ческое обеспечение. Педагогический эксперимент включает в себя следую-щие этапы:
• Подготовительный • Формирующий • Заключительный Каждый этап эксперимента на-правлен на решение собственных за-дач, которые одновременно являются промежуточными на пути достижения основной цели.
В задачи подготовительного эта-па работы входит: изучение условий, влияющих на формирование граж-данско-патриотических ценностей у студентов; определение состава экс-периментальных групп студентов и преподавателей, их организационная подготовка; подбор диагностических методик для оценки формирования гражданско-патриотических ценнос-тей у студентов; проведение диагнос-тического исследования всех участни-ков экспериментальной программы; определение уровня формирования гражданско-патриотических ценнос-тей на момент начала эксперимента.
Одной из задач подготовитель-ного этапа является определение и разработка методического обеспече-ния исследования. Ведущим методом
опытно-экспериментальной работы был избран педагогический экспери-мент, позволяющий выявить наиболее существенные закономерности изу-чаемого педагогического явления или процесса, гибко и своевременно реаги-ровать на возникающие затруднения, вносить необходимые изменения.
Выбор определенных методик как диагностического инструментария по исследуемой проблеме обусловлен не-обходимостью «фиксации» основных параметров, характеризующих форми-рование гражданско-патриотических ценностей у студентов и получение информации об особенностях обра-зовательной и воспитательной среды, важной для формирования изучаемого свойства.
Начальная диагностика основа-на на критериях сформированности гражданско-патриотических ценнос-тей, которые вытекают из теоретичес-кой части данной исследовательской работы. При этом основным компонен-там гражданственности и патриотизма соответствуют некоторые обобщенные критерии[1, с. 102].
Так, аксиологическому компонен-ту соответствует мотивационно-цен-ностный критерий, который включает мотивы, связанные с преданностью и любовью к своему Отечеству, гордос-тью за свою страну, радением за честь и достоинство Родины, признанием гражданско-правовых норм, ценнос-тей, принятых в обществе, бережным отношением к истории и культуре своего народа, его обычаям и традици-ям, принятием гражданского долга по защите Родины.
Деятельностно-творческий ком-понент представлен деятельностным критерием, который включает осоз-нанное выполнение подростками со-
Теория воспитания
циальных ролей гражданина, патрио-та; овладение умениями эффективного взаимодействия в коллективе; приоб-щение студентов к комплексной ин-теллектуальной, эмоциональной и познавательной деятельности; практи-ческая деятельность, направленная на реализацию гражданской (социальной) активности посредством участия в со-циокультурной деятельности на благо родного края.
Когнитивный компонент пред-ставлен познавательным критерием, который включает освоение знаний об основополагающих правовых и политических нормах, гражданских обязанностях, гражданской ответ-ственности и долге, механизмах защи-ты прав человека на практике, особен-ностях исторического и культурного развития края, традициях, о трудовых и боевых подвигах, памятных местах,
духовно -нравственных святынях; ов-ладение умением углубленного изуче-ния выбранной области исследования, умением анализировать информацию
и критически ее оценивать, сопостав-лять различные версии и оценки ис-торических и политических событий, аргументировать свою точку зрения.
С целью определения динамики формирования гражданско-патрио-тических ценностей в рамках подго-товительного этапа опытно-экспери-ментальной работы были выявлены экспериментальные группы, отобража-ющие суть воспитательного и образо-вательного процессов педагогического вуза. Первая группа – это субъекты, в состав которой входят представи-тели преподавательского коллектива высшего учебного заведения. Вторая группа – это объекты воспитания, со-стоящая из студентов вуза.
Таблица 1.
По большинству представленных характеристик экспериментальные группы выборок студентов и их препо-давателей оказались сопоставимыми, что позволяет говорить о соблюдении принципа равенства исходных усло-вий на начало педагогического экспе-римента.
Отметим, что студенты и пре-подаватели как объекты и субъекты
процесса формирования гражданско-патриотических ценностей были вклю-чены в программу экспериментальной работы соответствующего исследова-ния с согласия и разрешения админис-трации образовательного учреждения (Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой).
На основании качественного ана-лиза основных показателей сформи-рованности гражданско-патриотичес-ких ценностей у студентов различных курсов обучения были определены и описаны характеристики трех уровней сформированности гражданско-патри-отических ценностей студентов – вы-сокого, среднего и низкого. Студенты, обладающие высоким уровнем сформированности граждан-ско-патриотических ценностей, отли-чаются высокой познавательной ак-тивностью, успешностью в освоении новых социальных ролей, вхождении
в новые социальные ситуации. У этих студентов в структуре личности обще-ственные интересы разумно сочетают-ся с личными желаниями, духовные ценности преобладают над матери-альными. Гражданско-патриотические ценностные ориентации занимают до-минирующие позиции. Студенты, обладающие средним уровнем сформированности граждан-ско-патриотических ценностей, обла-дают внешним характером мотивации, имея при этом в целом позитивное от-ношение к образовательной и воспита-тельной деятельности, познавательная активность зависит от внешних стиму-лов. Принятие новых социальных от-
ношений, освоение гражданских соци-альных ролей у студентов со средним уровнем сформированности граждан-ско-патриотических ценностей прохо-дит достаточно успешно. Соотношение интересов личного характера и обще-ственного является неустойчивым, духовные ценности по степени личной значимости являются сопоставимые с социальными и материальными цен-ностями. Доминирование гражданско-патриотических ценностей на поведен-ческом уровне реализовывается при поддержке и влияния со стороны соци-альных групп. Социальная активность данных студентов достаточно высока, они обладают выдержанной гражданс-ко-патриотической позицией.
Студенты, обладающие низким уровнем сформированности граждан-ско -патриотических ценностей, име-ют следующие показатели: низкий уровень познавательной активности, отрицательное отношение к учебе, наличие сложностей в процессе осво-ения новых социальных ролей и новых социальных отношений. В структу-ре личности у студентов отмечается преобладание личных интересов над общественно значимыми, часто пре-обладает ориентация на материальные ценности. Нет устойчивой граждан-
Теория воспитания
ской позиции, гражданско-патриоти-ческие ценности не являются личнос-тно значимыми.
Результаты поуровнего распреде-ления студентов на начало реализации экспериментальной работы определе-ния и улучшения динамики форми-рования гражданско-патриотических ценностей у будущих педагогов поз-воляет заключить, что большинство студентов экспериментальной выбор-ки характеризуются средним и низким уровнями сформированности граж-данско-патриотических ценностей.
Преподавательский состав, во-шедший в группу, связанную с экспе-риментальной работой по определению динамики формирования гражданско-патриотических ценностей, отлича-ется преобладанием среднего уровня сформированости гражданско-патри-отических ценностей. Преподаватели трех направлений научной деятель-ности были подвергнуты начальной диагностики как субъекты воспитания воспитательной и образовательной ра-боты вуза.
Таблица 3.
Представители общественных наук высказывают более уверенную гражданско-патриотическую позицию в сравнении с другими преподавателя-ми академии.
Можно заключить, что начало ре-ализации экспериментальной работы по определению и улучшению дина-мики формирования гражданско-пат-риотических ценностей у студентов в сфере высшего образования выявляет необходимые результаты и начальная ситуация в экспериментальных груп-пах объектов и субъектов воспитатель-ной работы отражает недостаточный уровень сформированности граждан-ско-патриотических ценностей всех участников педагогического процесса. Данная ситуация подтверждает акту-альность выбранного направления эк-спериментальной работы.
Литература:
1. Патрушева Е.А. Педагогические условия формирования гражданско – пат-риотических ценностей у подростков в процессе историко-краеведческой деятель-ности // Вестник Института педагогичес-ких исследований/ ЧГАКИ. Челябинск, 2007. Вып. 27.
2. Педагогика/ Под ред. П.И. Пидка-систого. М. 2008. 3. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений/ В.А. Слас-тенин, И.Ф. Исаев, А.М. Мищенко, Е.Н. Шиянов. 3-е изд. М., 2000.
4. Мухаметзянова Г.В., Гильманов А.З., Панченко О. Л., Коновалова Е.Н. Пат- риотическое воспитание студентов: резуль-таты исследований и задачи по повышению его эффективности. Казанский педагоги- ческий журнал. 2010. № 3. С. 133-143.
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
И ОБРАЗОВАНИЯ
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТАТАРСКОГО
ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА
Р.Р. Фахрутдинов
В статье рассматриваются роль образования в развитии татарского про-светительства и реформаторство значения Казани как волжского универси-тетского центра в конце XVIII – начала XIX вв. Ключевые слова: просветительство,реформаторство,общественнаямысль, научное сообщество.
In the article an education role in development of the Tatar enlightenment and a reformation of value of Kazan as Volga university center at the end of XVIII – the beginnings of the XIX centuries are considered.
Key words: enlightenment, reformation, public thought, scientific community.
Татарская общественная мысль, начало формирования которого прихо-дится на конец XVIII – начало XIX вв., на долгие десятилетия явилась опреде-ляющим в духовном и общественном развитии нации, а затем стало основой стремительного роста самосознания народа и активизации политической жизни. Именно в XIX вв. происходит духовное и экономическое возрожде-ние татарской нации, которое позво-лило татарам в эпоху Нового времени выполнять цивилизаторскую миссию для многих тюркских и мусульманс-ких народов России.
Развитию и формированию та-тарского просветительства способс-твовали давние традиции высокого престижа образования и грамотности
в татарском обществе. Так, например, профессор К.Ф.Фукс в своей книге
«Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях» писал: «Казанские татары… гордятся своим происхождением, своими моральны-ми качествами, своей религией, своим домашним бытом, что все составляет их отличительный характер.
… Татары – народ более образо-ванный, нежели некоторые, даже евро-пейские. Татарин, не умеющий читать и писать, презирается своими земля-ками, и, как гражданин не пользует-ся уважением других» (Фукс.К., 1844.
С.42). Другим фактором, обусловившим формирование просветительства яви-лось социокультурное своеобразие Ка-зани. О синтезе восточной и западной культур, особой исторической и куль-турной роли Казани в истории России писал А.И.Герцен: «Казань некоторым
История педагогики и образования
образом главное место, средоточие губерний, прилегающих к ней с юга
и востока… Вообще значение Казани велико: это место встречи и свидания двух миров. И поэтому в ней два на-чала: западное и восточное» (Герцен А.И., 1953.С.19-20).
Немаловажное значение сыграло открытие в началеXIX вв. в Казани крупного научного и образователь-ного центра – Университета, который оказал благотворное влияние на сре-ду интересов и ориентиров татарских просветителей и в целом на развитие общественной мысли. Еще в нача-леXIX в. видные представители татар-ской просветительской и обществен-но-политической мысли И.Хальфин, М.Г.Махмудов, Ш.Марджани, К.На-сыри и другие активно работали или сотрудничали с Университетом и час-то привлекались к деятельности казан-ской школы востоковедения. Финский языковед и этнограф К.Матиас, по-сетивший Казань в 1843 г. писал, что «между университетами всего мира едва ли есть хоть один, где бы с таким усердием занимались восточною лите-ратурою, как в Казанском» (Атлас по истории Татарстана и татарского наро-
да., 1999. С.43). Появление в Казани, таким обра-зом, крупного научного центра, при-влечение в Университет передовой демократической российской, и что немаловажно, зарубежной научной интеллигенции способствовали фор-мированию иного, позитивного обще-ственного мнения по отношению к татарскому обществу.
Впервые научное сообщество России начинало писать о татарских просветителях и общественных де-ятелях. Так, в своих публикациях А.И.Артемьев, В.В.Владимиров, Н.П.
Загоскин, Н.Ф.Катанов затрагивали деятельность братьев Хальфиных, М.Б.Махмудова, К.Насыри. Особый научный авторитет имели выдающи-еся татарские просветители и уче-ные Ш.Марджани и Х.Фаизханов. Ш.Марджани был весьма в дру-жеских отношениях с академиками В.В.Радловым и В.Вельяминовым-Зер-новым, проф. И.Ф.Готвальдом. В 1876 году Ш.Марджани был избран в обще-ство археологии, истории и этнографии при Казанском Университете. Высоко оценивала российская интеллигенция научную деятельность Х.Фаизханова – преподавателя Санкт-Петербургского Университета. Известный востоковед В.В.Григорьев писал: «при основатель-ных позициях его в арабском языке и татарской начитанности, и при уме и способностях, данных природою, сде-лало его одним из полезнейших пре-подавателей на факультете, тем более, что при означенных достоинствах отмечался он еще в высшей степени усердием… к работе и желанием при-носить пользу всем, кто бы ни обра-щался к нему по его специальности» (Григорьев Г.Г., 1870. С.267). Такие изменения в общественном мнении благоприятно отражались на татарском обществе. Идеология про-свещения постепенно охватывает ши-рокий круг религиозных, научных и образовательных проблем националь-ного развития и подготавливает поч-ву для ренессанса нации в конце XIХ
– нач. XX вв. Развитие татарской общественной мысли конца XVIII – первой половины XIX вв. можно интерпретировать как культурно-просветительское и рели-гиозно-реформаторское, при этом если религиозное реформаторство оформ-лялось в основном под влиянием вос-
точных традиций, то культурное про-светительство – благодаря западным и российским.
Татарское религиозное реформа-торство конца XVIII-XIX вв. основы-валось на критике традиционализма (идеология которого препятствовала проникновению идеологии Нового времени в среду мусульман), и при-зывала к возврату к раннему Исламу. Другой особенностью этого периода являлись серьезные изменения в об-ществе, связанные с европеизацией России и началом модернизации в духе буржуазных реформ. Реформы обусловили общую направленность социально-экономического развития по капиталистическому пути, что в свою очередь существенно меняло об-щественное сознание. В связи с этим поиски татарских религиозных ре-форматоров конца XVIII – первой по-ловины XIX в. отражали следующую двойственность общественного созна-ния: с одной стороны необходимость модернизации татарского общества, а
с другой – сохранение традиционного культурного пласта и ислама. Поэтому
не случайно, что в описываемый пери-од движение и принимает форму рели-гиозного реформаторства.
К религиозному реформаторству принято относить комплекс идей, при-зывающих к реформе теологической догматики в тех частях, которые тре-бовали слепого следования религиоз-ным авторитетам.
Литература:
1. Атлас по истории Татарстана и та-тарского народа. – М,. 1999. – 64 с. 2. Герцен А.И. Письмо из провин-ции. Литературное наследство. – М., 1953.
– С.19-20.
3. Григорьев В.В. Поверья и обрядыказанских татар //Записки Императорско-го русского географического общества по отделению этнографии. – Т.VI – Спб., 1880.
– С.247-270
4. Фукс К. Казанские татары в ста-тистическом и этнографическом отноше-ниях. – Казань, 1844.
5. Фахрутдинов Р.Р., Фахрутдинов И.Р. Формирование национальной иден-тичности у татар в конце XIX – начале XX вв. // Казанский педагогический журнал, 2010. № 3. С. 162-165.
&
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.98.39 (0.012 с.) |