Дентов ССУЗ с различными степенями монотоноустойчивости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дентов ССУЗ с различными степенями монотоноустойчивости



 

  Социально-психологические и психоло- Высокая Средняя Низкая
гические параметры МУ, в % МУ, в % МУ, в %
         
  Удовлетворенность выбранной специаль- 61,2    
  ностью      
         

 


 


Казанский педагогический журнал     2‘ 2012
         
         
  Желание выполнять длительную, одно- 57,3 42,1 2,5
  образную работу      
         
  Нравится работать: 68,4 78,4 75,8
  А) в коллективе      
         
  Б) совместно с друзьями 18,2 21,6 24,2
         
  В) в одиночку 13,4    
         
  Намерение продолжить работать специ-   32,5  
  альности      
         
  Удовлетворенность зарплатой 2,5    
         
  Работа по специальности надежная, ста- 33,4 15,6 2,5
  бильная      
         
  Перспектива карьерного роста   8,7  
         

 

Примечание. Различия в15%и более значимы при р≤0,05по критериюφ-Фишера.

 

Как показывают данные таблицы 78,4%. По этим показателям мы дела-
1 у студентов ССУЗ с высокой моно- ем вывод, что большинству студентов
тоноустойчивостью по сравнению с нравится работать в коллективе. На
низкой наблюдается более высокие по- втором месте они выделяют работу
казатели по следующим параметрам: совместно с друзьями. Их процент-
уровень удовлетворенности выбран- ное соотношение от общего количес-
ной специальностью (61,2% по сравне- тва студентов составляет от 18,2% до
нию с 14%); желание выполнять дли- 24,2%. Для коллективов, где между ее
тельную, однообразную работу (52,3% членами дружеские отношения, харак-
по сравнению с 2,5%); уверенность в терен благоприятный социально-пси-
надежности и стабильности, работая хологический климат, доверительные
по своей специальности (33,4% против отношения между его членами. Если в
2,5%); способность работать в одино- коллективе ее члены общаются «по ра-
честве (13,4% против 0%). боте» и заинтересованы в групповом
Обнаружилось также, что важны- результате, то в дружеском коллекти-
ми мотивами при монотонной работе ве взаимоотношения гораздо глубже,
являются: ее надежность и стабиль- ее члены общаются «вне работы». Но
ность (33,4%), а также для большинства и другие данные, при высокой степени
студентов работа в коллективе (свыше МУ 13,4% членов группы предпочита-
68%). Более 65% среди опрошенных ют работать в одиночку (индивидуаль-
студентов с высокой МУ выделили но).
данные мотивы одними из самых важ- Мы выявили, что студенты с вы-
ных. сокой МУ удовлетворены выбранной
Из таблицы 1 мы видим, что же- специальностью (61,2%), любят выпол-
лание студентов ССУЗ работать в нять длительную однообразную рабо-
коллективе варьирует от 68,4% до ту (57,3%), в будущем желают продол-

 



Социальная психология и коррекционная педагогика


 

жить работать по этой специальности (36%). Эти данные подтверждают ус-тойчивость этих студентов к монотон-ному труду.

 

И, наоборот, данные по студентам

 

с низкой МУ показывают неудовлетво-ренность ими выбранной специальнос-тью (14%), а также то, что они не любят выполнять длительную, однообразную работу (2,5%) и не желают продолжить работать по этой специальности (12%).

 

На следующем этапе при иссле-довании влияния личностных свойств на монотоноустойчивость студентов использовался психологический тест СМОЛ (модификацию ММРI) Козю-ли В.Г. для диагностики подростков, предназначенный для многофакторной оценки устойчивых индивидуальных особенностей, а также диагностики степени адаптированности, изучения структуры клинического состояния или выявления устойчивых професси-онально важных склонностей.

 

С помощью теста СМОЛ выявле-ны личностные особенности студен-тов с лидерскими (39 человек) и аут-сайдерскими качествами (36 человек). В данном анализе приняло участие 192 студента Казанского Авиационно-го техникума. И у обеих групп наблю-даются высокие показатели либо выше среднего по монотоноустойчивости (tэ>tкр при p≤ 0,05) по сравнению со всей среднестатистической выборкой.

 

У студентов с лидерскими качест-вами наблюдается относительная сво-бода от группового давления, умение удерживать эмоциональную напря-женность. Для них характерно страте-гическое мышление, высокий интел-лект, своеобразие иерархии ценностей,


 

 

широкий круг интересов, богатое во-ображение, творческое начало. Лиде-ры обладают также такими чертами характера, как дуализм (умение вы-полнять одновременно несколько ви-дов деятельности), жизнерадостность, решительность, самоуверенность, властность. Они социально-приспо-собляемы, легко вхожи в коллектив, обладают развитыми волевыми качес-твами.

 

Для студентов с аутсайдерскими качествами характерны такие черты, как индивидуалистичность, уступ-чивость, усидчивость, зависимость, скромность, сентиментальность, чувс-тво неудовлетворенности, ригидность.

 

У них наблюдается предвзятое отно-шение к окружающим, холодность эмоций, инертность, пассивность по-зиции, легко возникающее понижен-ное настроение, медлительность. Они застенчивы, боязливы, склонны к вол-нениям. В связи с этим у них наблюда-ются трудности в общении, трудности социальной адаптации. Для них при-способление к новым условиям требу-ет больших усилий.

 

Таким образом, мы выявили две полярные группы с одинаково высо-ким показателем монотоноустойчивос-ти – это студенты с лидерскими и аут-сайдерскими качествами. Аутсайдеры

 

– это по сути дела акцентуированные личности.

Для более глубокого анализа и выявления взаимосвязей монотоус-тойчивости с типами акцентуаций использовался характерологический опросник К. Леонгарда. В исследова-нии участвовало 86 студентов АСО (г. Казань).

 


 


Казанский педагогический журнал 2‘ 2012
   

 

Таблица 2

 

Корреляционные связи акцентуаций характера с монотоноустойчивостью студентов

 

Типы акцентуаций   Коэффициент корреля-   Уровень значимости
      ции, (r)      
             
Демонстративный     – 0,07  
             
Педантичный     +0,30 0,01  
             
Застревающий     +0,28 0,01  
             
Возбудимый     -0,29 0,01  
             
Гипертимический     -0,31 0,01  
             
Дистимический     +0,30 0,01  
             
Тревожно-боязливый     +0,02  
             
Циклотимический     -0,22 0,05  
             
Аффективно-экзальтированный   -0,24 0,05  
             
Эмотивный     +0,23 0,05  
             
Из таблицы 2 видим, что положи- циклотимический (r = -0,22). Следова-
тельную взаимосвязь монотоноустой- тельно, при высокой активности, энер-
чивость имеет с дистимическим типом гичности, предприимчивости наблю-
акцентуаций (r = +0,30), который озна- дается низкая монотоноустойчивость.
чает слабую энергетику, пониженную Дальнейшей задачей было углу-
эмоционально-моторную активность, биться в изучение социально-психо-
заторможенность. Людям с таким ти- логических черт личности студентов.
пом легче выполнять однообразную Используя опросник Томаса Лири, мы
работу, ничто их не напрягает. По этой выявили важные социально-психоло-
же причине более устойчивы на моно- гические качества, связанные с моно-
тонной работе люди с педантичным тоноустойчивостью. По данному оп-
типом акцентуаций (r = +0,30) – ригид- роснику было опрошено 105 студентов
ные, инертные, а также с застреваю- Казанского авиационного техникума.
щим типом (r = +0,28) – способные ув- Опросник Т. Лири позволил вы-
лекаться даже самой простой работой. явить взаимосвязи монотоноустойчи-
Отрицательное влияние на МУ оказы- вости студентов с социально-психоло-
вают такие типы, как: гипертимичес- гическими качествами (таблица 3).
кий (r = -0,31), возбудимый (r = -0,29),        
          Таблица 3
Корреляционные связи монотоустойчивости студентов с их социально-
психологическими качествами личности(типами отношений по Т.Лири)
Типы отношений Коэффициент корреляции, (r)   Уровень значимости  
             
Авторитарный     + 0,38   0,01  
             
Эгоистический     – 0,36   0,01  
             

 



Социальная психология и коррекционная педагогика

 

Агрессивный   – 0,37 0,01  
         
Подозрительный   + 0,05 -  
         
Подчиняемый   + 0,35 0,01  
         
Зависимый   + 0,36 0,01  
         
Дружелюбный   + 0,28 0,05  
         
Альтруистический   – 0,01 -  
         
Из приведенной таблицы видим, (r = – 0,37), эгоистическом (r = – 0,37)
что высокая положительная связь мо- типе отношений.    
нотоноустойчивости наблюдается с Авторитарные качества косвенно
авторитарным (r = +0,38), подчиня- характеризуют лидерские качества,
емым (r = + 0,35) и зависимым (r = + поэтому дальнейшим этапом в иссле-
0,36) типами отношений, т. е. с поляр- довании было более детально изучить
но противоположными качествами взаимосвязь лидерских качеств с мо-
личности. А низкая при агрессивном нотоноустойчивостью студентов.

 

Таблица 4

 

Корреляционные связи лидерских качеств студентов с их монотоноустойчивостью

 

(опросник Т. Лири)

 

Лидерские качества Коэффициент корреля- Уровень значи-
  ции, (R) мости
     
Умение распоряжаться и приказывать +0,43 0,01
     
Обладание талантом руководителя +0,45 0,01
     
Властность +0,40 0,01
     
Значимость +0,41 0,01
     

 

Таким образом, показатели по 2. При авторитарном, подчиняе-
таблицам 3 и 4 еще раз доказывают, мом, подозрительном, зависимом типе
что для монотоноустойчивых студен- отношений наблюдается высокая вза-
тов характерно наличие лидерских имосвязь с монотоноустойчивостью, а
либо аутсайдерских качеств. По этим при агрессивном – низкая.
данным можно сделать практический 3. Одним из основных психологи-
вывод, что у студентов для успешного ческих факторов, влияющих на моно-
выполнения монотонной работы необ- тоустойчивость, является мотивация
ходимо формировать лидерские качес- деятельности. Среди ведущих мотивов
тва. студентов при выборе монотонного
Выводы: труда оказались: надежность и ста-

1. Выявлены две полярные груп- бильность работы и работа в коллек-

 

пы с одинаково высоким показателем тиве. монотоноустойчивости – это студенты с лидерскими и аутсайдерскими качес-твами.


 


Казанский педагогический журнал 2‘ 2012
   
Литература: 3. Фисин Ю. М. Врожденные учебно-
  производственные установки у студентов//

1. Козюля В. Г. Применение психоло-Казанский педагогический журнал.Ка-

 

гического теста СМОЛ для исследования зань. 2007. № 4. С. 28-32

 

подростков: Краткое руководство. М.: Фо- 4. Фисин Ю. М. К проблеме произ-

 

лиум, 1995. 2-ое изд. Вып. 8. 56 с. водственно-волевой подготовки студен-

 

2. Фетискин Н. П. Методика изучения тов// Среднее профессиональное образова-

 

монотоноустойчивости личности// Психо- ние. М., 2008. № 8. С. 18 – 19.

 

логический журнал. М., 1991. №2. С. 120 –

 

128.

 

 

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ВОСТОЧНЫМИ ЕДИНОБОРСТВАМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ

 

А.Л. Сивков

 

В статье приведены результаты исследования влияния занятий восточ-ными единоборствами на формирование ценностно-мотивационной сферы подростков. Показано, что занятия подростков восточными единоборствами являются одним из эффективных способов формирования ценностно-мотива-ционной сферы подростков с целью предотвращения формирования у них деви-антных форм поведения, развития и закрепления у подрастающего поколения адекватных, социально-одобряемых ценностей и мотивов деятельности.

Ключевые слова :ценности,мотивы,ценностно-мотивационная сфера,восточные единоборства, подростки.

 

The influence of oriental combat sports training on the formation of value-motivational sphere of teenagers. The results of the study the influence of orientalcombat sports training on the formation of value-motivational sphere of teenagers are presented. It is shown that oriental combat sports training are an effective way of forming value-motivational sphere of teenagers in order to prevent the formation of their deviant behavior, development and consolidation of the younger generation of adequate, social values and motives of approved activities.

Keywords: values, motives, values and motivational sphere, martial arts,teenagers.


 

В современном российском обще-стве остро стоит проблема девиаций среди подростков. Все более широкое распространение получают такие фор-


 

 

мы девиантного поведения, как алко-гольная и наркотическая зависимость, асоциальное поведение, подростковая преступность, приверженность моло-

 


 


Социальная психология и коррекционная педагогика


 

дежным субкультурам. Это является следствием существующих дефектов социализации подрастающего поколе-ния, таких как нарушения в системе детско-родительских отношений, ос-лабления воспитательного, социализи-рующего потенциала как современной общеобразовательной школы, так и до-полнительного, внешкольного образо-вания, употребление алкоголя родите-лями и др. В результате неправильной социализации происходит деформация ценностно-мотивационной сферы под-ростков.

 

Ценности человека являются ос-нованием для выбора того или иного поведения в социальной среде. В оте-чественной психологии можно выде-лить несколько подходов к пониманию ценностных ориентаций.

 

Ряд авторов, изучающих личность

 

в связи с установками, отмечают, что понятие «ценностные ориентации» близко к таким понятиям, как уста-новки, потребности, интерес и отража-ет установку личности на те или иные материальные или духовные ценности, существующие в обществе (Давыдо-ва К.Д., Здравомыслов А.Г., Кон И.С., Ядов В.А. и др.). Идеи о родстве пот-ребностей и ценностей представлены в работах Алишева Б.С., Ленгле А., Ни-колаевой И.А., Шакурова Р.Х. и др.

Авторы, изучающие психологи-ческие отношения личности, под цен-ностями личности понимают как осу-ществляемый во взаимодействии план личностных отношений. Отношение свидетельствует о субъективности, пристрастности человека, избиратель-ности предпочтения одних ценностей другим (Грузд Л.В., Грязнов А.Н., Мя-сищев В.Н., Рогов М.Г. и др.).

Авторы, рассматривающие лич-ность в связи с анализом ее деятель-


 

 

ности, характеризуют ценности как устойчивые, внеситуативные обоб-щенные мотивационные образования, функцией которых является опосре-дованное побуждение к деятельности через порождение конкретно -ситуа-тивных мотивов (Зубова Л.В., Каран-дашев В.Н., Леонтьев Д.А., Нурлыгая-нов И.Н. и др.).

 

Исследованию ценностей учащих-ся различного уровня профессионали-зации посвящены работы Б.С. Алише-ва, С.П. Дырина, В.Т. Лисовского, П.Н. Осипова, М.Г. Рогова, Р.Х. Шакурова и др. [5].

 

Как отмечают многие исследова-тели, ценности, с одной стороны, оп-ределяют процесс познания человеком социального мира, с другой стороны, осуществляют регуляцию поведения человека в социальной среде. То есть «ценности, организуемое ими позна-ние и мотивируемое ими поведение, задают важнейшие смыслы человечес-кой жизнедеятельности» [3].

 

Ценностно-мотивационная сфе-ра личности выступает как сложная

 

иерархизированная совокупность ценностей, мотивов и ее отношений к действительности. По своей сути здесь прослеживается взаимосвязь деятель-ности и ценностных ориентаций лич-ности [4].

 

Ценностно-мотивационной сфе-ре личности присущи все структур-ные компоненты системы: общие ин-тегративные свойства, целостность, структурность, многомерность и мно-жественность, иерархичность и дина-мичность [4, с. 19-33]. Если “положить” выделенные компоненты системы на ценностно-мотивационную сферу под-ростков, то можно отметить:

 

1. Общие интегративные свойства, т.е. ценности и мотивы, выделенные в

 



Казанский педагогический журнал 2‘ 2012
   

 


 

целом для всей социальной группы, будут отличаться от свойств образу-ющих ее компонентов, т.е. от конкрет-ных ценностей и мотивов.

 

2. Ценности и мотивы структу-рированы, т.е. им присуща вполне конкретная форма организации, вклю-чающая в себя разнообразные формы

и способы взаимосвязи и взаимодейс-твия элементов.

 

3. Система ценностей и мотивов обладает целостностью, ибо включает в себя конкретные ценности и моти-вы.

 

4. Системе ценностей и мотивов присуща многомерность и множествен-ность, так как в нее могут включаться ценности и мотивы различных видов жизнедеятельности (профессиональ-ных, учебных и т.д.). Этот показатель отражает, прежде всего, развитость со-держания ценностей и мотивов.

 

5. Ценностям присуща иерархич-ность, проявляющаяся в зависимости от гендерных особенностей и социаль-но-демографических характеристик. Под иерархичностью мы будем пони-мать доминирование определенных ценностей и мотивов внутри выделен-ных нами для анализа групп подрос-тков.

 

6. Ценности и мотивы имеют тен-денцию к изменениям в зависимости от возраста и конкретной ситуации. Цен-ности и мотивы носят как устойчивый, так и ситуативный характер. Все они имеют как общие проявления, свойс-твенные всем представителям данной социальной группы, так и отличные, связанные с конкретными ситуациями жизнедеятельности. Здесь мы особо отмечаем, что достижение вполне кон-кретной ценности может привести к тому, что она снизит свою значимость в дальнейшем, уступит место другой


 

ценности. Но она не «пропадет», а включится в «системную детермина-цию» и будет выступать в роли внут-реннего фактора и предпосылки обра-зования новой ценности [1].

 

На основе вышеизложенного мож-но сделать вывод о том, что ценности и мотивы лежат в основе любого пове-дения. Ценности дают ответ на вопрос «ради чего?», «какой смысл…?», а мо-тивы отвечают на вопросы «почему?», «зачем?» совершено то или иное дейс-твие, реализуется то или иное поведе-ние. Ценностно-мотивационную сфе-ру личности, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясня-ющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Ценнос-тно-мотивационного объяснения тре-буют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжитель-ность и устойчивость, направленность

 

и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффек-тивности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого пове-денческого акта.

 

Необходимо искать эффективные пути коррекции ценностно-мотива-ционной сферы подростков с целью предотвращения формирования у них девиантных форм поведения, развития

 

и закрепления у подрастающего поко-ления адекватных, социально-одобря-емых ценностей и мотивов деятель-ности.

 

Занятия восточными единоборс-твами считаются очень распространен-ным в среде современных подростков способом самовоспитания. Увлечение подростков единоборствами связано не только с возможностью развития у себя физических и волевых качеств, ни и с

 



Социальная психология и коррекционная педагогика

 

возможностью приобщиться к культу- ной сферы подростков, занимающихся
ре Востока, в которой сильный акцент восточными единоборствами.
делается на формирование социаль- В 2011 году в г. Казани нами было
но-одобряемых ценностей и мотивов проведено исследование, в котором
поведения. И если в обычной физ- приняло участие 44 подростка, зани-
культурно-спортивной деятельности мающихся в секциях восточных еди-
происходит интенсивное физическое и ноборств, и 47 подростков, не занима-
волевое становление личности, то при ющихся восточными единоборствами.
занятиях восточными единоборствами При изучении ценностных ори-
происходят изменения в картине мира, ентаций подростков, занимающих-
в ценностно-мотивационной структу- ся восточными единоборствами, мы
ре личности, что является важнейшим опирались на понимание ценностей
элементом социализации в подростко- как мотивационных целей, которые
вом возрасте.   они выражают [2]. Исследование про-
Анализ работ отечественных и за- водилось с использованием методи-
рубежных авторов, посвященных ис- ки для изучения ценностей личности
тории, философии и методике обуче- Ш.Шварца, адаптированной Каран-
ния боевым искусствам (С.В. Биджиев, дашевым В.Н., Реттгес С.В., Методи-
С.А. Иванов-Катанский, И.В. Оранс- ки диагностики полимотивационных
кий, В.Д. Осокин, М. Ояма, Г. Фунако- тенденций в Я-концепции личности
си и др.) показал, что в них практи- С. М. Петровой и методики изучения
чески не определены теоретические школьной мотивации (W.Henning).
основы формирования ценностно-мо- В результате статистической об-
тивационной сферы подростков средс- работки полученных в ходе исследо-
твами восточных боевых единоборств, вания данных с помощью Т-критерия
недостаточно изучен потенциал вос- Стъюдента, у подростков, занимаю-
точных единоборств в формировании щихся и не занимающихся восточны-
социально-одобряемых ценностей и ми единоборствами, были выявлены
мотивов деятельности, поведения у достоверные различия средних пока-
подростков.   зателей по таким элементам ценнос-
Таким образом, противоречия тно-мотивационной сферы на уровне
между потребностями системы до- индивидуальных приоритетов, как
полнительного образования в научно- конформность (t = 2,64, р ≤ 0,01), тради-
методическом обеспечении процесса ции (t = 2,90, р ≤ 0,01) и универсализм
формирования ценностно-мотиваци- (t = 2,32, р ≤ 0,05). Это говорит о том,
онной сферы подростков, занимаю- что подростки, занимающиеся восточ-
щихся восточными единоборствами, и ными единоборствами, более, чем их
недостаточной теоретической и эмпи- сверстники, ограничивают свои дейс-
рической разработанностью данного твия и побуждения, которые могут
вопроса, обуславливают актуальность причинить вред другим или привести
темы нашего исследования. к конфликтам. Для них важно гармо-
Объектом нашего исследования нично взаимодействовать с другими
явились подростки, занимающиеся людьми, подавляя свои асоциальные
восточными единоборствами. Предмет наклонности. Такие подростки более
– особенности ценностно-мотивацион- уважительно относятся к обычаям и

 



Казанский педагогический журнал 2‘ 2012
   

 


 

традициям, сложившимся в обществе, следование традициям для них означа-ет принадлежность к данному обще-ству, к его культуре. Также они больше своих сверстников, не занимающихся восточными единоборствами, настро-ены на понимание других людей, тер-пимость, благодарность и поддержа-ние благополучия как окружающих их людей, так и общества в целом, у них более выражена потребность в красо-те, гармонии и справедливости. При-чем, так как эти достоверные различия выявлены на уровне индивидуальных приоритетов, а на уровне нормативных идеалов достоверных различий между двумя этими группами подростков не


 

выявлено, мы можем говорить о том, что данные особенности подростки, занимающиеся восточными едино-борствами, не только декларируют как ценности, но и проявляют в своем по-ведении.

 

Что качается различий в мотива-ционной направленности подростков двух изучаемых групп, то выявлены достоверные различия средних пока-зателей по шкале трудовой мотивации (t = 2,02, р ≤ 0,05), что указывает на то, что подростки, занимающиеся восточ-ными единоборствами для достижения своих целей готовы больше и упорнее трудиться, чем их сверстники, не зани-мающиеся данным видом спорта.

 


Таблица 1

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.210.235.247 (0.122 с.)