Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дентов ССУЗ с различными степенями монотоноустойчивости
Примечание. Различия в15%и более значимы при р≤0,05по критериюφ-Фишера.
Социальная психология и коррекционная педагогика
жить работать по этой специальности (36%). Эти данные подтверждают ус-тойчивость этих студентов к монотон-ному труду.
И, наоборот, данные по студентам
с низкой МУ показывают неудовлетво-ренность ими выбранной специальнос-тью (14%), а также то, что они не любят выполнять длительную, однообразную работу (2,5%) и не желают продолжить работать по этой специальности (12%).
На следующем этапе при иссле-довании влияния личностных свойств на монотоноустойчивость студентов использовался психологический тест СМОЛ (модификацию ММРI) Козю-ли В.Г. для диагностики подростков, предназначенный для многофакторной оценки устойчивых индивидуальных особенностей, а также диагностики степени адаптированности, изучения структуры клинического состояния или выявления устойчивых професси-онально важных склонностей.
С помощью теста СМОЛ выявле-ны личностные особенности студен-тов с лидерскими (39 человек) и аут-сайдерскими качествами (36 человек). В данном анализе приняло участие 192 студента Казанского Авиационно-го техникума. И у обеих групп наблю-даются высокие показатели либо выше среднего по монотоноустойчивости (tэ>tкр при p≤ 0,05) по сравнению со всей среднестатистической выборкой.
У студентов с лидерскими качест-вами наблюдается относительная сво-бода от группового давления, умение удерживать эмоциональную напря-женность. Для них характерно страте-гическое мышление, высокий интел-лект, своеобразие иерархии ценностей,
широкий круг интересов, богатое во-ображение, творческое начало. Лиде-ры обладают также такими чертами характера, как дуализм (умение вы-полнять одновременно несколько ви-дов деятельности), жизнерадостность, решительность, самоуверенность, властность. Они социально-приспо-собляемы, легко вхожи в коллектив, обладают развитыми волевыми качес-твами.
Для студентов с аутсайдерскими качествами характерны такие черты, как индивидуалистичность, уступ-чивость, усидчивость, зависимость, скромность, сентиментальность, чувс-тво неудовлетворенности, ригидность.
У них наблюдается предвзятое отно-шение к окружающим, холодность эмоций, инертность, пассивность по-зиции, легко возникающее понижен-ное настроение, медлительность. Они застенчивы, боязливы, склонны к вол-нениям. В связи с этим у них наблюда-ются трудности в общении, трудности социальной адаптации. Для них при-способление к новым условиям требу-ет больших усилий.
Таким образом, мы выявили две полярные группы с одинаково высо-ким показателем монотоноустойчивос-ти – это студенты с лидерскими и аут-сайдерскими качествами. Аутсайдеры
– это по сути дела акцентуированные личности. Для более глубокого анализа и выявления взаимосвязей монотоус-тойчивости с типами акцентуаций использовался характерологический опросник К. Леонгарда. В исследова-нии участвовало 86 студентов АСО (г. Казань).
Таблица 2
Корреляционные связи акцентуаций характера с монотоноустойчивостью студентов
Социальная психология и коррекционная педагогика
Таблица 4
Корреляционные связи лидерских качеств студентов с их монотоноустойчивостью
(опросник Т. Лири)
1. Выявлены две полярные груп- бильность работы и работа в коллек-
пы с одинаково высоким показателем тиве. монотоноустойчивости – это студенты с лидерскими и аутсайдерскими качес-твами.
1. Козюля В. Г. Применение психоло-Казанский педагогический журнал.Ка-
гического теста СМОЛ для исследования зань. 2007. № 4. С. 28-32
подростков: Краткое руководство. М.: Фо- 4. Фисин Ю. М. К проблеме произ-
лиум, 1995. 2-ое изд. Вып. 8. 56 с. водственно-волевой подготовки студен-
2. Фетискин Н. П. Методика изучения тов// Среднее профессиональное образова-
монотоноустойчивости личности// Психо- ние. М., 2008. № 8. С. 18 – 19.
логический журнал. М., 1991. №2. С. 120 –
128.
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ВОСТОЧНЫМИ ЕДИНОБОРСТВАМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ
А.Л. Сивков
В статье приведены результаты исследования влияния занятий восточ-ными единоборствами на формирование ценностно-мотивационной сферы подростков. Показано, что занятия подростков восточными единоборствами являются одним из эффективных способов формирования ценностно-мотива-ционной сферы подростков с целью предотвращения формирования у них деви-антных форм поведения, развития и закрепления у подрастающего поколения адекватных, социально-одобряемых ценностей и мотивов деятельности. Ключевые слова :ценности,мотивы,ценностно-мотивационная сфера,восточные единоборства, подростки.
The influence of oriental combat sports training on the formation of value-motivational sphere of teenagers. The results of the study the influence of orientalcombat sports training on the formation of value-motivational sphere of teenagers are presented. It is shown that oriental combat sports training are an effective way of forming value-motivational sphere of teenagers in order to prevent the formation of their deviant behavior, development and consolidation of the younger generation of adequate, social values and motives of approved activities. Keywords: values, motives, values and motivational sphere, martial arts,teenagers.
В современном российском обще-стве остро стоит проблема девиаций среди подростков. Все более широкое распространение получают такие фор-
мы девиантного поведения, как алко-гольная и наркотическая зависимость, асоциальное поведение, подростковая преступность, приверженность моло-
Социальная психология и коррекционная педагогика
дежным субкультурам. Это является следствием существующих дефектов социализации подрастающего поколе-ния, таких как нарушения в системе детско-родительских отношений, ос-лабления воспитательного, социализи-рующего потенциала как современной общеобразовательной школы, так и до-полнительного, внешкольного образо-вания, употребление алкоголя родите-лями и др. В результате неправильной социализации происходит деформация ценностно-мотивационной сферы под-ростков.
Ценности человека являются ос-нованием для выбора того или иного поведения в социальной среде. В оте-чественной психологии можно выде-лить несколько подходов к пониманию ценностных ориентаций.
Ряд авторов, изучающих личность
в связи с установками, отмечают, что понятие «ценностные ориентации» близко к таким понятиям, как уста-новки, потребности, интерес и отража-ет установку личности на те или иные материальные или духовные ценности, существующие в обществе (Давыдо-ва К.Д., Здравомыслов А.Г., Кон И.С., Ядов В.А. и др.). Идеи о родстве пот-ребностей и ценностей представлены в работах Алишева Б.С., Ленгле А., Ни-колаевой И.А., Шакурова Р.Х. и др. Авторы, изучающие психологи-ческие отношения личности, под цен-ностями личности понимают как осу-ществляемый во взаимодействии план личностных отношений. Отношение свидетельствует о субъективности, пристрастности человека, избиратель-ности предпочтения одних ценностей другим (Грузд Л.В., Грязнов А.Н., Мя-сищев В.Н., Рогов М.Г. и др.). Авторы, рассматривающие лич-ность в связи с анализом ее деятель-
ности, характеризуют ценности как устойчивые, внеситуативные обоб-щенные мотивационные образования, функцией которых является опосре-дованное побуждение к деятельности через порождение конкретно -ситуа-тивных мотивов (Зубова Л.В., Каран-дашев В.Н., Леонтьев Д.А., Нурлыгая-нов И.Н. и др.).
Исследованию ценностей учащих-ся различного уровня профессионали-зации посвящены работы Б.С. Алише-ва, С.П. Дырина, В.Т. Лисовского, П.Н. Осипова, М.Г. Рогова, Р.Х. Шакурова и др. [5].
Как отмечают многие исследова-тели, ценности, с одной стороны, оп-ределяют процесс познания человеком социального мира, с другой стороны, осуществляют регуляцию поведения человека в социальной среде. То есть «ценности, организуемое ими позна-ние и мотивируемое ими поведение, задают важнейшие смыслы человечес-кой жизнедеятельности» [3].
Ценностно-мотивационная сфе-ра личности выступает как сложная
иерархизированная совокупность ценностей, мотивов и ее отношений к действительности. По своей сути здесь прослеживается взаимосвязь деятель-ности и ценностных ориентаций лич-ности [4].
Ценностно-мотивационной сфе-ре личности присущи все структур-ные компоненты системы: общие ин-тегративные свойства, целостность, структурность, многомерность и мно-жественность, иерархичность и дина-мичность [4, с. 19-33]. Если “положить” выделенные компоненты системы на ценностно-мотивационную сферу под-ростков, то можно отметить:
1. Общие интегративные свойства, т.е. ценности и мотивы, выделенные в
целом для всей социальной группы, будут отличаться от свойств образу-ющих ее компонентов, т.е. от конкрет-ных ценностей и мотивов.
2. Ценности и мотивы структу-рированы, т.е. им присуща вполне конкретная форма организации, вклю-чающая в себя разнообразные формы и способы взаимосвязи и взаимодейс-твия элементов.
3. Система ценностей и мотивов обладает целостностью, ибо включает в себя конкретные ценности и моти-вы.
4. Системе ценностей и мотивов присуща многомерность и множествен-ность, так как в нее могут включаться ценности и мотивы различных видов жизнедеятельности (профессиональ-ных, учебных и т.д.). Этот показатель отражает, прежде всего, развитость со-держания ценностей и мотивов.
5. Ценностям присуща иерархич-ность, проявляющаяся в зависимости от гендерных особенностей и социаль-но-демографических характеристик. Под иерархичностью мы будем пони-мать доминирование определенных ценностей и мотивов внутри выделен-ных нами для анализа групп подрос-тков.
6. Ценности и мотивы имеют тен-денцию к изменениям в зависимости от возраста и конкретной ситуации. Цен-ности и мотивы носят как устойчивый, так и ситуативный характер. Все они имеют как общие проявления, свойс-твенные всем представителям данной социальной группы, так и отличные, связанные с конкретными ситуациями жизнедеятельности. Здесь мы особо отмечаем, что достижение вполне кон-кретной ценности может привести к тому, что она снизит свою значимость в дальнейшем, уступит место другой
ценности. Но она не «пропадет», а включится в «системную детермина-цию» и будет выступать в роли внут-реннего фактора и предпосылки обра-зования новой ценности [1].
На основе вышеизложенного мож-но сделать вывод о том, что ценности и мотивы лежат в основе любого пове-дения. Ценности дают ответ на вопрос «ради чего?», «какой смысл…?», а мо-тивы отвечают на вопросы «почему?», «зачем?» совершено то или иное дейс-твие, реализуется то или иное поведе-ние. Ценностно-мотивационную сфе-ру личности, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясня-ющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Ценнос-тно-мотивационного объяснения тре-буют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжитель-ность и устойчивость, направленность
и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффек-тивности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого пове-денческого акта.
Необходимо искать эффективные пути коррекции ценностно-мотива-ционной сферы подростков с целью предотвращения формирования у них девиантных форм поведения, развития
и закрепления у подрастающего поко-ления адекватных, социально-одобря-емых ценностей и мотивов деятель-ности.
Занятия восточными единоборс-твами считаются очень распространен-ным в среде современных подростков способом самовоспитания. Увлечение подростков единоборствами связано не только с возможностью развития у себя физических и волевых качеств, ни и с
Социальная психология и коррекционная педагогика
традициям, сложившимся в обществе, следование традициям для них означа-ет принадлежность к данному обще-ству, к его культуре. Также они больше своих сверстников, не занимающихся восточными единоборствами, настро-ены на понимание других людей, тер-пимость, благодарность и поддержа-ние благополучия как окружающих их людей, так и общества в целом, у них более выражена потребность в красо-те, гармонии и справедливости. При-чем, так как эти достоверные различия выявлены на уровне индивидуальных приоритетов, а на уровне нормативных идеалов достоверных различий между двумя этими группами подростков не
выявлено, мы можем говорить о том, что данные особенности подростки, занимающиеся восточными едино-борствами, не только декларируют как ценности, но и проявляют в своем по-ведении.
Что качается различий в мотива-ционной направленности подростков двух изучаемых групп, то выявлены достоверные различия средних пока-зателей по шкале трудовой мотивации (t = 2,02, р ≤ 0,05), что указывает на то, что подростки, занимающиеся восточ-ными единоборствами для достижения своих целей готовы больше и упорнее трудиться, чем их сверстники, не зани-мающиеся данным видом спорта.
Таблица 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.210.235.247 (0.122 с.) |